МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Иностранный язык второй

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра иностранных языков ИИМО
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_Международные отношения_МС-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 135
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 54 54 54 54
Сам. работа 135 135 135 135
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Деренчук О.В.

Рецензент(ы):
канд.филол.наук, доцент, Сибирякова С.Н.

Рабочая программа дисциплины
Иностранный язык второй

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра иностранных языков ИИМО

Протокол от 31.05.2022 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.пед.наук, доцент Деренчук О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра иностранных языков ИИМО

Протокол от 31.05.2022 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.пед.наук, доцент Деренчук О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью изучения иностранного языка в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, умений и навыков устной и письменной речи в различных условиях общения, способности продолжать обучение, вести профессиональную деятельность в иноязычной среде.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности
УК-4.2 Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности
УК-4.3 Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения
УК-4.4 Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества, многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О специфике артикуляции звуков, интонации,акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; об основных особенностях полного стиля произношения, характерных для сферы профессиональной коммуникации; о чтении транскрипции; о дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Иметь понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах, об основных способах словообразования, об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы, об основных особенностях научного стиля, о культуре и традициях стран изучаемого языка, о правилах речевого этикета.
3.2.Уметь:
3.2.1.Понимать различные виды текстов: несложные тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; составлять различные виды речевых произведений: аннотацию, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биографию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- грамматические, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи;
-диалогической и монологической речи с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения;
-публичной речи (устное сообщение, доклад).
-аудирования диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводно-коррективный фонетический курс
1.1. Международные организации. Internationale Organisationen Практические 3 8 Л1.4, Л1.3
1.2. Глобализация. Globalisation Практические 3 8 Л1.4, Л1.3
1.3. Выборы. Die Wahlen Практические 3 8 Л1.4, Л1.3
1.4. Подготовка к практическим занятиям и экзамену Сам. работа 3 70 Л1.4, Л1.3
1.5. Переговоры. Die Verhandlungen Практические 3 8 Л1.4, Л1.3
1.6. Подготовка к практическим занятиям и экзамену Сам. работа 3 65 Л1.4, Л1.3
Раздел 2. Грамматика языка
2.1. Конъюнктив. Konjunktiv Практические 3 10 Л1.2, Л1.1
2.2. Повторение. Wiederholung Практические 3 12 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=510


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Text 1. Unser täglich Brot: auch Nachrichten

Bekanntlich existiert der Mensch nicht vom Brot allein. Als denkendes
Wesen genügt es ihm nicht, den Magen zu füllen. Der Mensch besitzt auch
ein Hirn, und er braucht geistige Nahrung. Jeden Tag nimmt der Mensch
Nachrichten auf. Sie gehören in diesem Sinne zu seinem „täglichen Brot".
Der moderne Mensch kann ohne Informationen, ohne Nachrichten nicht
leben. Die Nachricht und ihre Weitervermittlung durch die Massenmedien
— Zeitung, Rundfunk, Fernsehen, Internet — nimmt im Leben unserer
Zeit einen bedeutsamen, immer zunehmenden Platz ein.
Manchmal versuchen wir, ohne Massenmedien auskommen. Zum Beispiel
fahren wir in Urlaub und sagen: „Keine Zeitung werde ich lesen! Das
Radio wird nicht eingeschaltet! Keinen Film werde ich mir im Fernsehen
ansehen!" Und ein paar Tage lang hält man es so aus. Aber dann läuft man
doch zum Kiosk und schimpft, wenn das gewohnte Blatt schon ausverkauft
ist. Man verspürt einen regelrechten Nachrichtenhunger, und erinnert man
sich sofort an das Sprichwort: „Zeitung gelesen — gut informiert".
Wenn die gedruckte Zeitung einmal täglich erscheint, sendet der Rundfunk
jedoch viele Male am Tage Nachrichten. Er kann besonders wichtige
Meldungen zu jeder beliebigen Zeit ausstrahlen und seine Hörer mit den
Nachrichten von heute besorgen. Hinsichtlich des Tempos der Nachrich-tenübermittlung kann keine Zeitung mit dem Rundfunk konkurrieren. Eine
Zeitung, die keine Entfernung kennt und kein Papier braucht — das ist der
Rundfunk. So wirksam das akustische Wort auch ist, einen Nachteil hat es
dennoch. Mann kann es nicht noch einmal nachlesen, es ist nicht bleibend
wirksam. Der Rundfunk kann die gedruckte Presse ergänzen, ersetzen kann er sie nicht!
Während die Presse nur das geschriebene Wort und das unbewegte Bild nutzen kann und der Rundfunk lediglich über akustische Mittel verfügt, wirkt das Fernsehen sehr stark durch die Einheit des bewegten Bildes und der Akustik. Wenn der Mensch eine Fernsehsendung genießt, kann er alle Ereignisse miterleben. Dieses sichtbare Miterleben, verstärkt durch das Wort, besitzt stärkere Überzeugungskraft, als sie durch das geschriebene oder gesprochene Wort allein erzielt werden kann. Das Fernsehen bringt die neuesten Nachrichten aus aller Welt ins Haus, fährt seine Zuschauer ins Theater, zeigt schöne Spielfilme, überträgt wichtige Sportereignisse. Zeitung lesen, Rundfunk hören oder fernsehen kann man auf verschiedene Art und Weise. Der eine wird vom Sportteil begeistert, der andere bevor¬zugt die außenpolitischen Sendungen, Informationen, andere hören und sehen lieber Sendungen über Wissenschaft und Technik. Je gründlicher man sich informiert, desto interessanter wird die Zeit, in der man lebt. Und eine Zeitungsseite reicht dazu nicht aus. Schöpferische Neugier — das ist das Streben, stets Neues zu entdecken und zu erfahren, das macht den idealen Leser, Hörer und Zuschauer aus. Jeder Zeitungsleser, Radiohörer oder Fernsehzuschauer soll erkennen, wel¬che Nachrichten der Wahrheit dienen oder der Manipulation. Die Massen¬medien verdrehen manchmal die Wahrheit. Das darf nicht sein.


1. Was braucht der Mensch außer Brot noch?
1) Milch; 2) geistige Nahrung; 3) Nachrichten

2. Wie lange kann der Mensch ohne Informationen leben?
1) ein paar Tage; 2) zwei Wochen; 3) einen Monat

3. Wie oft erscheint die gedruckte Zeitung?
1) viele Male am Tage; 2) einmal täglich; 3) monatlich

4. Welchen Nachteil hat der Rundfunk?
1) Der Rundfunk kennt keine Entfernung.
2) Der Rundfunk kann zu jeder beliebigen Zeit ausstrahlen.
3) Der Rundfunk ist nicht bleibend wirksam.

5. Was bringt das Fernsehen ins Haus?
1) außenpolitische Sendungen;
2) das akustische Wort;
3) die neusten Nachrichten aus aller Wellt.

6. Je gründlicher man sich informiert, desto…
1) kluger wird man.
2) interessanter wird die Zeit.
3) mehr Zeit hat man.

7. Was heißt „schöpferische Neugier“?
1) das Streben, stets Neues zu entdecken und zu erfahren;
2) sich schöne Spielfilme anzusehen;
3) alle Ereignisse mitzuerleben.


1-2
2-1
3-2
4-3
5-3
6-2
7-1


Текст 2
Fast 60% aller Schu1abgänger beginnen jedes Jahr eine betriebliche Berufsausbi1dung. Aber nicht nur die Absolventen der Hauptschu1e (пасh der 9. Klаssе) und der Rea1schu1e (пасh der 10. Klаssе) mасhеn eine Ausbildung; аuсh viele Abiturienten wollen lieber einen praktischen Beruf erlernen, anstatt аn der Universität zu studieren.
Eine Ausbildung dauert zwei bis dreieinhalb Jahre, je nachdem, we1chen der rund 380 Ausbildungsberufe der Jugendliche gewählt hat. In Ausbildungsverordnungen zu den einzelnen Berufen wird vorgeschrieben, welche Kenntnisse, Fertigkeiten und Fähigkeiten den Jugendlichen während der Ausbildung vermittelt werden müssen, wie lange die Ausbildung dauert und welche Anforderungen in der Abschlussprüfung gestellt werden. Die Ausbildungsverordnungen garantieren, dass jeder Auszubildende eine gleichwertige Berufsausbildung erhält: gleich er оb in einem kleinen Betrieb oder einer großen Firma seine Ausbildung absolviert.
Die Ausbi1dung in Deutschland basiert auf dem Prinzip des "Dualen Systems". Das bedeutet, dass der Jugendliche im Betrieb und an ein bis zwei Tagen der Woche in einer staatlichen Berufsschu1e ausgebildet wird. Während im Betrieb die praktischen Kennt¬nisse vermittelt werden, erhält er in der Berufsschu1e die fachtheoretischen Kenntnisse für den gewah1ten Beruf. Danеbеn werden аuсh nосh hal1gemeinbildende Fächer wie Deutsch, Mathematik etc. unterrichtet. Insgesamt stehen der Berufsschule maximal 12 Stunden pro Woche zur Verfügung. Der Ausbildungsbetrieb ist verpflichtet, den Aus¬zubildenden für den Besuch der Berufsschule freizustellen. Wenn der Stundenplan der Berufsschule weniger als 5 Unterrichtsstunden pro Tag aufweist, muss der Jugendliche аn Nachmittag wieder in den Betrieb gehen.
Jugendliche könnеn nicht vоn аllеn Betrieben ausgebildet werden. Nur Unternehmen, die geeignet sind, d. h., die bestimmte Anforderungen erfüllen, dürfen ausbilden. Gefordert werden in erster Linie qualifizierte betriebliche Ausbilder und eine technische Ausstat¬tung, die die Vermittlung aller beruflichen Kenntnisse und Fertigkeiten gewährleistet. Die Unternehmen sind nicht verpflichtet, eine Berufsausbildung anzubieten.
Die Kosten der Ausbi1dung im Betrieb werden vоn jedem Betrieb selbst getragen. Sie belaufen sich durchschnittlich auf 8.500 Euro pro Jahr und Ausbildungsplatz. Die Unternehmen sind daher аn einer qualifizierten Ausbildung ihrer künftigen Mitarbeiter interessiert und wollen diese ausgebildeten Fachkräfte nасh Ende der Ausbildung auch weiterbeschäftigen. So hat Deutschland dank des dualen Ausbildungssystems die niedrig¬ste Jugendarbeitslosigkeit in Europa.

1. Der Jugendliche kann eine Ausbildung
1) beginnen. 2) abbrechen 3) absolvieren 4) anbieten

2. Der Auszubildende muss
/ die Berufsschule / аn der Berufsschule / zur Berufsschule / die Berufsschule
1) besuchen 2) teilnehmen 3) gehen 4) absolvieren

3. Аm Ende der Lehrzeit muss der Auszubildende die Prüfung
1) abstehen 2) ablegen 3)machen 4) passen

4. Der Arbeitgeber muss dem Jugendlichen die Ausbildung
1) vergüten 2) bezahlen 3) in Rechnung stellen 4) garantieren

5. Die Ausbildung wurde per Gesetz
1) geregelt 2) bestimmt 3) garantiert 4) vereinheitlicht

1-1
2-1и3
3-2
4-2
5-3

УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
I. Выберите правильную форму глагола в презенс:
1. Lena…der Mutter in der Küche.
a) helft b) hielft c) hilft
2. Mein Bruder…bald Student.
a) wird b) werdet c) wurde
3. Unsere Universität…groß und modern.
a) seid b) sind c) ist
II. Выберите нужное по контексту личное местоимение:
4. Hier liegt ein Buch. Ich nehme… .
a) sie b) es c) ihn
5. Das Kleid hängt im Schrank. Öffne…!
a) ihm b) ihn c) ihnen
III. Выберите правильно притяжательное местоимение:
6. Meine Freundin hat eine Schwester. …Schwester ist Lehrerin von Beruf.
a) seine b) ihr c) ihre
7. Andreas fragt: „Wohnt ihr hier? Ist das…Zimmer?“
a) euer b) unser c) ihr
IV. Выберите правильно возвратное местоимение:
8. Robert wäscht…mit kaltem Wasser.
a)sich b) euch c) ihm
9. Interessiert du…für das Theater?
a) mich b) dich c) sich
V. Выберите предложение с правильным порядком слов:
10. a) Heute schreiben wir eine Kontrollarbeit.
b) Wir heute schreiben eine Kontrollarbeit.
c) Heute wir schreiben eine Kontrollarbeit.
11. a) Wann sie sind in neue Wohnung umgezogen?
b) Wann sind umgezogen sie in neue Wohnung?
c) Wann sind sie in neue Wohnung umgezogen?
VI. Выберите нужный артикль:
12. Sie geht mit…Kind spazieren.
a) das b) den c) dem
13. Durch…Straße fährt kein Auto.
a) die b) der c) den
VII. Выберите правильный предлог:
14. Anna sitzt schon…dem Tisch und schreibt.
a) auf b) in c) an
15. Das Bild hängt…meinem Bett.
a) unter b) über c) auf
VIII. Выберите правильную форму глагола в претеритум:
16. Der Schüler…an einem Text.
a) arbeitete b) arbeite c) arbeitetet
17. Im Herbst…es auf dem Lande viel Arbeit.
a) gebt b) gab c) gabt
IX. Выберите правильно вспомогательный глагол:
18. Das Mädchen….heute zu Hause geblieben.
a) hat b) sind c) ist
19. Ich…gestern das Zimmer aufgeräumt.
a) bin b) habe c) hast
X. Выберите правильный вариант предложения в повелительном наклонении:
20. a) Mischa, mache die Tür zu!
b) Mischa, zumache die Tür!
c) Mischa, die Tür mache zu!


XI. Lesen Sie den folgenden Text und machen Sie die Aufgaben.
Familie Häusermann

Herr Häusermann und seine Frau haben sich in einem Möbelgeschäft kennen gelernt. Drei Monate später haben sie geheiratet. Sie haben nicht viel Geld gehabt.

Zuerst haben sie ein Zimmer in einem Bauernhaus gemietet. Sie haben einen Kleiderschrank, ein Bett, einen Esstisch, vier Stühle, eine Lampe, einen Herd und einen Ferseher gekauft. Frau Häusermann hat sogar in dem Zimmer gekocht.
Dann hat Frau Häusermann ein Sofa und zwei Sessel gekauft. Da wurde ihnen das Zimmer zu klein, und sie haben eine neue Wohnung gesucht. Sie haben eine Zweizimmerwohnung mit Küche und Bad in einem Fachwerkhaus gemietet. Häusermanns haben nur einen Wohnzimmerschrank, einen Kühlschrank, Küchenstühle, Lampen und einen Kühlschrank gekauft.
Dann haben Häusermanns eine Tochter bekommen. Da war ihnen die Zweizimmerwohnung zu klein, und sie haben eine neue Wohnung gesucht. Sie haben eine Dreizimmerwohnung in einem Mehrfamilienhaus gemietet.
Häusermanns haben Teppiche, ein Bücherregal, einen Wohnzimmertisch, ein Kinderbett, eine Kommode, Bilder, einen Spiegel und eine Waschmaschine gekauft.
Dann haben Häusermanns einen Sohn bekommen. Da wurde ihnen auch die Dreizimmerwohnung zu klein, und sie haben eine neue Wohnung gesucht. Sie haben eine Vierzimmerwohnung in einem Hochhaus gemietet.
Häusermanns haben jetzt noch ein Kinderbett, einen Schreibtisch, zwei Kleiderschränke und eine Spülmaschine gekauft.
Dann haben Häusermanns im Lotto gewonnen. Da war ihnen die Vierzimmerwohnung zu klein, und sie haben ein Einfamilienhaus mit fünf Zimmern und Garten in einem Vorort gekauft.

Aufgaben:

1. Was ist richtig? Haben Sie das im Text gelesen oder nicht?
Stellen Sie r - (richtig), f -(falsch).

21. Die Häusermanns haben sich in einem Möbelhaus zum ersten mal getroffen.
22. In ihrer ersten Wohnung bereitete die Frau das Essen im Zimmer zu.
23. Die Familie Häusermann bekam eine Tochter, als sie in einer Zweizimmerwohnung wohnte.
24. Die Wohnung in einem Mehrfamilienhaus hat die Familie Häusermann gekauft.
25. Die Familie hat viel Geld gewonnen.

2. Finden Sie die richtige Antwort auf die Frage (a, b, c oder d).
26. Wie groß war die Wohnung im Bauernhaus?
a) Es gab nur ein Zimmer.
b) Es gab ein Zimmer und eine Küche.
c) Es gab vier Zimmer.
d) Es gab zwei Zimmer.

27. Warum hat die Familie Häusermann eine neue Wohnung gesucht?
a) Ihre Wohnung wurde zu klein.
b) Sie haben eine Zweizimmerwohnung gefunden.
c) Sie brauchten eine Küche und ein Bad.
d) Ihre alte Wohnung gefiel ihnen nicht mehr.

28. Welche Möbel haben sie für ihre neue Dreizimmerwohnung gekauft?
a) Einen Teppich, viele Bücherregale, 2 Tische.
b) Einige Teppiche, ein Bücherregal, einen Tisch.
c) Eine Kommode, einen Küchentisch, einen Kleiderschrank.
d) Eine Kommode, Bilder, eine Lampe.

29. Wie groß war die Familie Häusermann, als sie in der Vierzimmerwohnung wohnte.
a) 4 Personen.
b) 3 Personen.
c) 2 Personen.
d) 5 Personen.

30. Welches Haus kaufte die Familie?
a) ein Hochhaus.
b) ein Vierzimmerhaus.
c) ein Haus mit einem Garten.
d) ein Mehrfamilienhaus.

I 1-c, 2-a, 3-c,
II 4-b, 5-b
III 6-c, 7-a
IV 8-a, 9-b,
V 10-a, 11-c
VI 12-c, 13-a
VII 14-c, 15-b
VIII 16-a, 17-b
IX 18-c, 19-b
X 20-a
XI 21-r, 22-r, 23-r, 24-f, 25-r, 26-a, 27-a, 28-b, 29-a, 30-c
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Предусмотрены аудиторные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, тесты, сочинения по темам: Massmedien, Akteure der Globalisierung (Internationale Organisationen).Kritik an der Globalisierung am Beispiel der Bewegung ATTAC. Ökologie. Migration, Migrationsprobleme in Deutschland und der Welt.
Multikulturelle Gesellschaft: Utopie und Praxis.Frauen und Gesellschaft.
Kriminalität.
Sozialpolitik und Sozialpartner. Außenpolitik Deutschlands.
Medien und Presse in Deutschland
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проходит в виде экзамена. Экзамен проводится в письменной и устной форме. Письменная часть включает в себя лексико-грамматическую контрольную работу/аудирование с письменной проверкой понимания. Устная часть состоит из чтения, перевода, пересказа аутентичного/адаптированного текста, монологического/диалогического высказывания. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. На экзамене используется четырехбалльная система оценивания. Методика оценивания описывается в виде легенды экзамена.
Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Теоретические вопросы
1. Sind sie positiv oder negativ gegenüber der Forderung „Strafmündigkeit ab 12 Jahren“?
2. Welche ist Ihrer Meinung nach die wirksame Politik zur Einschränkung der Migrationströme?
3. Inwiefern schränkt die Globalisierung eigenständiges Handeln der Staaten ein?
4. Welche Probleme bringt die Auswanderung dem Staat?
5. Was ist die multikulturelle Gesellschaft? Ist es eine Gefahr oder ein Vorteil?
6. Welche Rolle spielen die Internationalen Organisationen im Prozess der Globalisierung?
7. Die Welt wird „amerikanisiert“. Haben Sie schon Ihre eigenen Erfahrungen?
8. Was und wer zerstört die Umwelt: Reichtum oder Armut?
9. Wann soll Ihrer Meinung nach die Sozialhilfe gewährt werden? Wie geht man in Deutschland mit diesem Problem um?
10. „Männer und Frauen sind gleichberechtigt“, sagt das Grundgesetz Deutschlands. Welche Chancen haben die Frauen?
Практические задания
1. Лексико-грамматическая контрольная работа (тестирование). Проверяется владение активными лексическими единицами и изученными грамматическими и стилистическими нормами немецкого языка.
2. Аудирование аутентичного текста по пройденной тематике длительностью звучания до 3,5 минут с письменной проверкой понимания. Прослушивание двукратное.
3. Условно-неподготовленное высказывание по проблемному вопросу в рамках пройденных тем с соблюдением грамматической, орфоэпической и словоупотребительной норм изучаемого языка. Время на подготовку – 3-5 минут.
Оценивание ответа на экзамене

4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень) 1. Владение пройденным лексическим и грамматическим материалом, темп речи, логичность повествования, умение выразить собственную оценку.
2.Владение пройденным лексическим и грамматическим материалом, темп речи, логичность повествования, умение выразить собственную оценку, употребление структуры косвенной речи.
3. Этикетный диалог по предложенной ситуации с использованием интонационно-грамматических моделей (6-8 реплик). Подготовка 5 мин.
Коммуникативные задачи в диалогической речи:
Уметь приветствовать, благодарить, запросить информацию, предложить, согласиться/не согласиться, уметь оформить высказывания в соответствии с изученным лексическим и грамматическим материалом, попросить, предложить. Аудирование:
• Умеют в полном объеме понимать тему аутентичных информационных текстов различного уровня сложности.
• Умеют извлекать из аутентичных информационных текстов с незнакомым языковым материалом необходимую информацию, представленную в виде оценочных суждений, описания, аргументации.
• Умеют понять как эксплицитно, так и имплицитно представленную информацию в отрывке из аутентичной литературы.
• Понимают прочитанный или прослушанный текст, устанавливая логические связи внутри и между предложениями.
Грамматика и лексика:
Умеют выбирать необходимые грамматические формы в соответствии с контекстом, с соблюдением норм орфографии; части речи используются с учетом структуры предложения.
Письмо:
• Могут сообщить запрашиваемую информацию в заданном объеме и задать вопросы в соответствии с коммуникативной ситуацией.
• Умеют соблюдать формат письма и правильно выбрать стиль речи.
• Обладают достаточным запасом лексики и умеют правильно использовать лексические единицы в пределах изученных тем.
• Правильно используют изученные грамматические структуры в соответствии с коммуникативной задачей.
Говорение:
• Умеют в соответствии с коммуникативной задачей логично и в заданном объеме построить монологическое высказывание и диалогическое взаимодействие.
• В рамках изученных тем правильно выбирают стиль речи, давая описание предметов и событий, делая качественные сопоставления и сравнения.
• При обмене оценочной информацией самостоятельно ведут обсуждение, давая полную аргументацию своей точки зрения, выясняя и учитывая мнение собеседника.
• Уверенно начинают, поддерживают, восстанавливают в случае сбоя и заканчивают беседу в соответствии с речевой ситуацией, используя необходимые формулы речевого этикета.
Хорошо
(базовый уровень) Аудирование:
• Умеют извлекать из аутентичных информационных текстов большую часть необходимой информации, представленной в виде оценочных суждений, описания, аргументации.
• В основном умеют понять имплицитно представленную информацию.
Грамматика:
• Грамматические формы используются в основном правильно и точно, в соответствии с контекстом и структурой предложения
Письмо:
• В соответствии с коммуникативной ситуацией могут сообщить запрашиваемую информацию и задать вопросы, при этом некоторые аспекты могут быть рассмотрены не полностью.
• Обладают достаточным запасом лексики в пределах тем, связанных с повседневной жизнью учащихся, но могут допускать ряд ошибок при использовании лексических единиц.
Говорение
• Логично строят монологическое высказывание и диалогическое взаимодействие, самостоятельно раскрывая большую часть требуемых аспектов.
• При обмене оценочной информацией умеют самостоятельно предлагать варианты для обсуждения, частично давая аргументацию своей точки зрения, в основном выясняя и учитывая мнение собеседника.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Аудирование:
• В основном понимают тему аутентичных информационных текстов, в которых используется знакомый языковой материал.
• Умеют частично извлекать необходимую информацию в виде оценочных суждений, описания, аргументации при условии, что в текстах используется знакомый языковой материал.
Письмо:
• В целом способны в соответствии с коммуникативной ситуацией сообщить запрашиваемую информацию, но затрудняются формулировкой вопросов.
• Используют ограниченный запас лексики и грамматических структур, допуская при этом значительное количество ошибок, некоторые из которых могут затруднять понимание текста или приводить к его непониманию.
Говорение:
• В рамках тем социально-бытового и личного характера способны давать простое описание предметов и небольшое повествование событий.
• При запросе собеседника дают элементарную оценочную информацию, отражая свою точку зрения.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Аудирование:
• Не понимают тему текстов, в которых использован базовый языковой материал.
• Не умеют извлечь запрашиваемую информацию из текстов, построенных на базовом языковом материале.
Грамматика:
• Не сформированы навыки и умения применения большинства лексико-грамматических элементов содержания учебных программ.
Письмо:
• Не умеют построить связное письменное высказывание, отвечающее требованиям коммуникативной задачи.
Говорение:
• Не умеют решать поставленные коммуникативные задачи в ситуациях общения на любые темы, включая элементарные, например, социально-бытовые.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сибирякова, Светлана Николаевна Сослагательное наклонение : учеб.-метод. пособие по практ. грамматике нем. яз.: Барнаул : АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Тагиль, И.П. Грамматика немецкого языка в упражнениях : Санкт-Петербург : КАРО, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=462681
Л1.3 Винтайкина Р.В., Новикова Н.Н., Саклакова Н.Н. НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК (B1) 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Деренчук, О. В. Учебное пособие по общественно-политической лексике немецкого языка: Барнаул : АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Suddeutsche Zeitung www.sueddeutsche.de
Э2 Franffurter Allgemeine www.faz.net
Э3 Die Presse www.diepresse.com
Э4 Иностранный язык 2 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
301М лаборатория «Лингафонный кабинет» - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Интерактивная доска в комплекте SmartBoard B480iv3 – 1 шт.; рабочее место преподавателя в комплекте: стол, ПК: ViewSonic, гарнитура: Dialog, колонки, магнитоофн Erisson; рабочее место студента на 12 посадочных мест в комплекте: столы, гарнитуры: Dialog – 12 единиц, цифровые пульты: HOPG – 12 шт.; учебные издания и журналы на иностранных языках
304М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 23 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка Start master, модель SM-1142180 - 9 единиц; мониторы: марка Аser модель v193 - 9 единиц; LCD Телевизор LG 42LV3700 - 1шт.; наушники SVEN AP-860 – 9 единиц; плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного изучения дисциплины необходимо в обязательном порядке посещать практические занятия, тщательно конспектировать обсуждаемый материал и правильно организовывать самостоятельную работу. Практические занятия способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем изучаемой дисциплины и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов.
На практических занятиях студенты учатся грамотно грамматически и лексически излагать проблемы, свободно высказывать
свои мысли и суждения, осуществлять диалогические высказывания в рамках заданной темы, а также выполнять практические задания по темам и разделам дисциплины. В качестве важного компонента обучения иностранному языку выделяются учебные умения у студентов, необходимые для успешной учебной деятельности:
-обобщать полученную информацию;
-оценивать прослушанное и прочитанное;
-фиксировать основное содержание сообщений, формулировать устно и письменно основную идею сообщения;
-подготовить и представить сообщение, доклад, презентацию;
-работать в паре, в группе, взаимодействуя друг с другом;
-пользоваться реферативными и справочными материалами;
-пользоваться словарями различного характера.
Методические рекомендации по самостоятельной работе над устной и письменной речью:
Работу по подготовке устного монологического высказывания по определенной теме следует начать с изучения тематических текстов -образцов. В первую очередь необходимо выполнить фонетические, лексические и лексико-грамматические упражнения по изучаемой теме, усвоить необходимый лексический материал, прочитать и перевести тексты -образцы, выполнить речевые упражнения по теме. Затем на основе изученных текстов нужно подготовить связное изложение, включающее наиболее важную и интересную информацию. Формы СРС над устной речью:
-фонетические упражнения по определенной теме;
-лексические упражнения по определенной теме;
-фонетическое чтение текста-образца;
-перевод текста-образца;
-речевые упражнения по теме.
Методические рекомендации по самостоятельной работе над текстом.
Правильное понимание и осмысление прочитанного текста, извлечение информации, перевод текста базируются на навыках по анализу иноязычного текста, умений извлекать содержательную информацию из форм языка. При работе с текстом на иностранном языке рекомендуется руководствоваться следующими общими положениями.
1. Работу с текстом следует начать с чтения всего текста: прочитайте текст, обратите внимание на его заголовок, постарайтесь понять, о чем сообщает текст.
2. Затем приступите к работе на уровне отдельных предложений. Прочитайте предложение, определите его границы. Проанализируйте предложение синтаксически: определите, простое это предложение или сложное (сложносочиненное или сложноподчиненное), есть ли в предложении усложненные синтаксические конструкции (инфинитивные группы, инфинитивные обороты, причастные обороты).
3. Простое предложение следует разобрать по членам предложения (выделить подлежащее, сказуемое, второстепенные члены), затем перевести на русский язык.
Формы СРС с лексическим материалом:
составление собственного словаря в отдельной тетради; составление списка незнакомых слов и словосочетаний по учебным индивидуальным текстам, по определённым темам; анализ отдельных слов для лучшего понимания их значения; подбор синонимов к активной лексике учебных текстов; подбор антонимов к активной лексике учебных текстов; составление таблиц словообразовательных моделей.