МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы статистического анализа и обработки данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_Международные отношения_МС-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 122
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 7,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 122 122 122 122
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., Проф, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы статистического анализа и обработки данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина должна научить студентов самостоятельно осуществлять поиск разных статистических данных (преимущественно официального происхождения), составлять матрицы для обработки и обрабатывать информацию в гугл-таблицах и в программе эксель, наглядно презентовать обработанный массив для условного заказчика

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международного сотрудничества
ПК-2.1 Знает специфику и формы профессиональной международной экспертизы
ПК-2.2 Владеет навыками экспертно-аналитической деятельности в международной сфере, включая методику прогнозирования развития международных ситуаций
ПК-2.3 Умеет выявлять интересы заказчика и формировать экспертную оценку в соответствии с ними
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы науки о данных (Data Science), роль математических методов и информационных технологий в проведении статистического анализа, иметь представление о статистике, больших данных и основных методах анализа данных
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять поиск разных статистических данных, составлять статистические таблицы и обрабатывать их, наглядно презентовать обработанные массивы данных, уметь интерпретировать полученные результаты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с данными в программе MS Excel, оперированием с данными описательной статистики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы статистического анализа и обработки данных
1.1. Что такое данные? Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.2, Л1.1
1.2. Математика и статистика Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.2, Л1.1
1.3. Наука о данных (Data Science) и большие данные (Big Data) Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.2, Л1.1
1.4. Измерение Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.2, Л1.1
1.5. Статистика. Выборочный метод Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.2, Л1.1
1.6. Вариационные ряды, динамические ряды и их обработка Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.2, Л1.1
1.7. Анализ взаимосвязей Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.2, Л1.1
1.8. Многомерный статистический анализ Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.2, Л1.1
1.9. Математическое моделирование Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.2, Л1.1
1.10. Визуальный анализ Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.2, Л1.1
1.11. Презентация результатов Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.2, Л1.1
1.12. Изучение литературы и источников по теме курса, подготовка к промежуточной аттестации Сам. работа 4 122 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6308

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Происходит ли в рамках гуманитарных исследований обработка больших данных?
а) да, большие данные составляют основной массив гуманитарных данных
б) нет, для этого пока нет соответствующих методов и технологий
в) нет, в гуманитарных науках не бывает больших данных
г) да, хотя таких случаев немного, но они есть
Ответ: г
2. Термин «Data Science» обозначает:
а) науку о данных
б) статистический анализ данных
в) научные данные
г) большие данные
Ответ: а
3. Термин «Big Data» обозначает:
а) гуманитарные данные
б) большие данные
в) естественнонаучные данные
г) метаданные
Ответ: б
4. Аналитик данных – это специалист, занимающийся:
а) только подготовкой данных для анализа
б) только обработкой данных
в) только интерпретацией результатов обработки
г) всеми упомянутыми операциями
Ответ: г
5. Что не входит в науку о данных?
а) классическая математическая статистика
б) системное программирование
в) статистический анализ данных
г) интеллектуальный анализ данных
Ответ: б
6. Какая из характеристик не соответствует информационному обществу?
а) общество, в котором доступ к получению и распространению разнообразной информации есть у каждого социума
б) общество, в котором информационные данные постоянно обновляются и являются общедоступными
в) общество, в котором нет необходимости соблюдать авторские права на интеллектуальные продукты
г) общество, в котором связь между людьми и группами лиц мгновенна вне зависимости от их удаленности друг от друга
Ответ: в
7. Какая из нижеперечисленных тенденций современного общества отрицательно влияет на человека?
а) увеличение усвоенного знания и расширение кругозора
б) возрастание темпов обновления во всех сферах жизни
в) свободное перемещение информации, возникновение социальных сетей
г) быстрое обесценивание и устаревание информации и знаний
Ответ: г
8. Какого формата данных из приведенных ниже не существует?
а) числовой формат
б) буквенный формат
в) графический формат
г) тестовый формат
Ответ: б
9. Какая из приведенных ниже операций с данными включает меры, направленные на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных?
а) защита данных
б) сортировка данных
в) фильтрация данных
г) формализация данных
Ответ: а
10. Манипулирование данными – это:
а) сознательная фальсификация данных
б) действия, выполняемые над информацией, хранящейся в базе данных, например, запросы к данным
в) некорректная обработка данных
г) неправильная интерпретация результатов исследования
Ответ: б
11. Данные, не измеряющие количественную меру того или иного признака, а только указывающие на его наличие или отсутствие, – это:
а) мультимедийные данные
б) метаданные
в) качественные данные
г) количественные данные
Ответ: в
12. Что из нижеперечисленного не указывает на формат данных?
а) числовые данные
б) текстовые данные
в) двоичные данные
г) первичные данные
Ответ: г
13. Гаджет – это:
а) любое цифровое устройство
б) цифровое устройство, наделённое повышенной функциональностью и портативностью
в) набор домашней бытовой техники
г) суперкомпьютер
Ответ: б
14. С какими научно-техническими достижениями связана третья информационная революция?
а) изобретение компьютера, появление персональных компьютеров и сети Интернет
б) изобретение письменности и возможность передачи знаний на носителях
в) изобретение книгопечатания, сделавшего возможным размножение информации и массовое обучение
г) изобретение электричества и создание возможностей быстрой передачи информации на расстояние
Ответ: г
15. Информационный взрыв – это:
а) массовая оцифровка информации на бумажных носителях
б) лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе
в) всеобщее распространение грамотности
г) широкой распространение мессенджеров и социальных сетей
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Наука о способах получения, хранения и переработки информации называется ____________.
Ответ: информатика
2. Наука о закономерностях и формах движения и использования информации в обществе называется ____________ информатика.
Ответ: социальная
3. Процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, состоящие из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах, называются информационными ________________.
Ответ: технологиями
4. Данные, которые загружаются по мере прохождения некоторых процессов или событий, называются _____________ данными.
Ответ: потоковыми
5. Данные, которые содержат сведения о составе данных, их содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа и т.п., называются _______________.
Ответ: метаданными
6. Операция с данными, заключающаяся в привидении данных к одинаковой форме, называется ______________________ данных.
Ответ: формализацией
7. Операция с данными, заключающаяся в отсеивании данных, в которых нет необходимости, называется ______________________ данных.
Ответ: фильтрацией
8. Операция с данными, заключающаяся в упорядочивании данных по заданному признаку, называется ____________________ данных.
Ответ: сортировкой
9. Операция с данными, заключающаяся в организации хранения данных в удобной и легкодоступной форме, называется __________________ данных.
Ответ: архивированием
10. Совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации, называется информационными _________________.
Ответ: ресурсами
11. Совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области, называется _________ данных
Ответ: базой
12. Семантически наполненная совокупность данных, характеризующих тот или иной объект в базе данных, называется ___________.
Ответ: записью
13. Модель базы данных, представляющая все данные в виде таблиц, в строках которых располагаются записи, а в столбцах – признаки данных, снабженные именами, называется __________________ моделью.
Ответ: реляционной
14. Взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов, средств, методов и персонала, обеспечивающих динамическую информационную модель определенной предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей, называется _____________________ системой.
Ответ: информационной
15. Вычислительная машина, предназначенная для передачи, хранения и обработки информации, называется ________________.
Ответ: компьютер
16. Множество компьютеров, соединенных по определенным правилам линиями связи для обеспечения совместного доступа к ресурсам и обмена информацией называется компьютерной _______.
Ответ: сетью
17. Форма представления данных с определенными ограничениями называется __________ данных.
Ответ: форматом
18. Данные, характеризующие некоторый период времени, называются _________________ данными.
Ответ: динамическими
19. Данные, представленные в числовой форме, позволяющей обрабатывать их методами математической статистики, называются _____________________ данными.
Ответ: количественными
20. Данные, имеющие фиксированную структуру и хранящиеся в таблицах, в основном в базах данных, называются _______________________ данными.
Ответ: структурированными

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность, включая построение стратегии аналитического исследования, сбор и анализ фактического материала и формулировку экспертного заключения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Имеются ли в общественных явлениях жестко детерминированные, функциональные зависимости?
а) да, в этом общество очень похоже на природу
б) да, но встречаются они реже, чем в природе
в) да, но они значительно сложнее, чем в природе
г) нет, процессы в обществе описываются статистическими зависимостями
Ответ: г
2. Взятая случайным способом для анализа часть генеральной совокупности изучаемых объектов называется:
а) подборкой
б) набором
в) отбором
г) выборкой
Ответ: г
3. Разделение объектов на классы в соответствии с определенными правилами называется:
а) типологией
б) иерархией
в) классификацией
г) детализацией
Ответ: в
4. Представление данных в некоторой визуальной форме, позволяющей человеку погрузиться в данные и работать с их визуальным представлением называется:
а) кластер-анализом
б) факторным анализом
в) типологией
г) визуальным анализом
Ответ: г
5. Какой из перечисленных ниже моментов несовместим с визуальной аналитикой?
а) возможность непосредственного генерирования гипотез
б) использование чувственных человеческих навыков для анализа
в) прямое взаимодействие с данными
г) полное отсутствие навыков аналитической работы
Ответ: г
6. Одним из наиболее популярных средств хранения, обработки и визуализации данных являются электронные таблицы:
а) Microsoft Excel
б) Microsoft Word
в) Google Chrome
г) Keynote
Ответ: а
7. Одной из наиболее популярных программ подготовки и просмотра презентаций является:
а) MapInfo
б) Microsoft PowerPoint
в) Safari
г) Pages
Ответ: б
8. Что из нижеперечисленного не является презентацией результатов научных исследований?
а) доклад
б) статья
в) компьютерная презентация
г) частная беседа
Ответ: г
9. Что из нижеперечисленного не является правилом создания презентаций?
а) иллюстративные материалы должны быть простыми и доступными для каждого зрителя в аудитории
б) слайды должны быть гармонично смонтированы и ни в коем случае не перегружены информацией
в) презентация может быть полностью составлена из текстовых фрагментов доклада
г) каждый слайд необходимо посвящать одной теме, одному факту или одной идее
Ответ: в
10. Допустимы ли в презентации звуковые и видеофрагменты?
а) нет, этого делать нельзя ни в коем случае
б) нет, это запрещено правилами проведения конференций
в) да, допустимы, но в крайне умеренном количестве
г) да, это обязательное условие проведения презентаций
Ответ: в
11. Первые электронно-вычислительные машины появились:
а) в 1930–х гг.
б) в 1940–х гг.
в) в 1950–х гг.
г) в 1960–х гг.
Ответ: б
12. Гипертекст – это:
а) текстовый файл большого объема
б) электронный текст с гиперссылками
в) полнотекстовая база данных
г) текстовый файл размещенный на web–сайте
Ответ: б
13. Массовые персональные компьютеры появились:
а) в 1960–е гг.
б) в 1970–е гг.
в) в 1980–е гг.
г) в 1990–е гг.
Ответ: в
14. Для виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия используется метод:
а) анализа баз данных
б) 3D–моделирования
в) информационного поиска
г) web–программирования
Ответ: б
15. Слова «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики» принадлежат:
а) Галилео Галилею
б) Иммануилу Канту
в) Карлу-Фридриху Гауссу
г) Альберту Эйнштейну
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Статистическая взаимосвязь двух или более случайных величин называется _______________.
Ответ: корреляцией
2. Степень зависимости одного признака от другого определяется с помощью коэффициента ______________.
Ответ: корреляции
3. Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданным для их изучения, называется ____________________.
Ответ: моделированием
4. Система математических соотношений, описывающих изучаемый процесс или явление, называется ___________________ моделью.
Ответ: математической
5. Моделирование нереальных, никогда не происходивших в истории человечества ситуаций, называется ____________________ моделированием.
Ответ: контрфактическим
6. Моделирование исторических материальных объектов называется исторической ___________________.
Ответ: реконструкцией
7. Система отбора единиц наблюдения, при которой результаты, полученные на частичном объеме, отражают всю изучаемую совокупность – это ________________ метод.
Ответ: выборочный
8. Основным условием корректности выборки является _______________ отбора.
Ответ: случайность
9. Для визуальной аналитики необходимо использовать специализированное _________________ обеспечение.
Ответ: программное.
10. Публичное сообщение в виде развернутого изложения определенной научной темы называется научным ____________.
Ответ: докладом.
11. Презентация, как и любой другой продукт, созданный автором, является его ___________________ собственностью.
Ответ: интеллектуальной
12. Базовой информационной технологией для использования в гуманитарных исследованиях является технология _______ данных.
Ответ: баз
13. Всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных, получила название _____________.
Ответ: Интернет
14. Наборы данных, которые достаточно сложны, объемны, быстро изменяемы и слишком слабо структурированы для того, чтобы быть обработанными с помощью ручных, традиционных методов, получили название ___________ данных.
Ответ: больших
15. Свойство информационно-поисковых систем, характеризующее адекватность полученных ответов на запрос, называется ____________________.
Ответ: релевантность
16. База данных биографического характера называется ______________________ базой данных.
Ответ: просопографической
17. Программное обеспечение, которое разработано для решения конкретных задач пользователя называется _______________ программным обеспечением.
Ответ: прикладным
18. Компьютерная программа, позволяющая проводить вычисления с данными, представленными в виде двумерных массивов, имитирующих бумажные таблицы, называется электронными _____________.
Ответ: таблицами.
19. Наука и технологии создания искусственных систем, способных решать интеллектуальные задачи, получили название искусственный _______________.
Ответ: интеллект
20. Направление искусственного интеллекта, цель которого – смоделировать аналитические механизмы, осуществляемые человеческим мозгом, – носит название ________________.
Ответ: нейросеть

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 4 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Антохонова, И. В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Д. А. Глазунов Информационные технологии в регионоведении [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Статистические методы анализа данных в решении практических задач https://blog.anketolog.ru/2016/02/metody- analiza-dannyh/
Э2 Электронный курс "Методы статистического анализа и обработки данных portal.edu.asu.ru
Э3 Обзор методов статистического анализа данных www.statlab.kubsu.ru
Э4 Большой гид по Data Science netology.ru
Э5 Что такое большие данные и для чего они нужны invlab.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Статистический комитет КНР stats.gov.cn
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу обучения студентов по дисциплине составляют лекции и в значительной степени практические занятия. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД. Результативность лекции во многом зависит от активности обучающихся, поэтому приветствуется большое количество вопросов и обсуждений.
При подготовке к практическим занятиям для успешного освоения материала студентам рекомендуется ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к практическим занятиям студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентами в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованными источниками.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.