МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Программы академического обмена

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_Международные отношения_МС-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 7,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.ист. наук, доцент, Ульянов П.В.

Рецензент(ы):
канд. ист. наук, доцент, Малышева Н.С.

Рабочая программа дисциплины
Программы академического обмена

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины "Программы академического обмена" состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление об академической мобильности в целом, как важной составляющей обазовательного процесса на международном уровне, привлечь их внимание к вопросам развития международных связей за счет разработки и реализации внутренних и внешних программ обмена студентами, механизмам привлечения внимания стуентов и практической значимости этих программ.

В соответствии с поставленной целью, задачи изучения данной дисциплины являются:
1. Познакомить студентов с норамтивно-правовой базой разработки и реализации программ академического обменастудентами и доступными основными научными исследованиями по вопросам выстраивания межобразовательных связей высших учебных заведений различных стран.
2. Привлечь студентов к самостоятельному поиску и анализу материалов по проблемам академической мобильности и опыту России и других сран в академическом обмене студентами, а также сормировать целостное представление о понятийном аппарате курса. Для этого предполагается объяснение и закрепление таких понятий как "академическая мобильность", "академический обмен", "интернационализация образования", "межкультурная коммуникация", "конфронтационность" и "кооперационность", "стажировка", "обучение за рубежом".
3. Показать студентам логику формирования и функционирования образовательной системы в форме осуществления программ по академическому обмену, дать общее представление о векторах развития межобразовательных связей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен осуществлять функции исполнителя в процессе разработки и реализации проектов в сфере международного сотрудничества
ПК-3.1 Знает специфику и формы проектирования в различных сферах международного сотрудничества
ПК-3.2 Владеет навыками использования информационнокоммуникационных технологий в процессе формирования и реализации международных проектов и программ сотрудничества
ПК-3.3 Умеет осуществлять апробацию проектов и программ международного сотрудничества с итоговой оценкой их эффективности
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности
УК-4.2 Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности
УК-4.3 Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения
УК-4.4 Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Иметь понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах, об основных способах словообразования, об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы, об основных особенностях научного стиля, о культуре и традициях стран изучаемого языка, о правилах речевого этикета.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать в речи лексический минимум в объеме 8000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера;
Составлять следующие виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности;
Использовать в своей профессиональной деятельности следующие виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применять грамматические, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи;
-диалогической и монологической речи с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения;
-публичной речи (устное сообщение, доклад).
-аудирования диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Программы академического обмена
1.1. Основы академической мобильности: понятие и ее особенности Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Академическая мобильность и современное образовательное пространство Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Академический обмен как специфический вид академической мобильности Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Интернационализация образовательного пространства как фактор академического обмена Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Межкультурные, межобразовательные и международные связи для реализации программ академического обмена Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Грантовый конкурс как важный фактор участия в конкурсном отборе на обучение за рубежом Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Академическая мобильность в современной системе образования Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Академический обмен как особый вид академической мобильности Практические 4 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Академический обмен на примере отдельно взятых вузов России Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Опыт реализации программ академического обмена студентами Практические 4 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Особенности подачи заявки на обучение за рубежом по программе академического обмена студентами Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Современные тенденции развития академического обмена: международный и национальный аспекты Сам. работа 4 36 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Системный анализ программ академического обмена Сам. работа 4 25 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Подготовка заявки на обучение по программе академического обмена Сам. работа 4 20 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Экзамен 4 27 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсах на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2809

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4
Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что понимается под академической мобильностью?
А. переезд на определенный период в образовательное учреждение, находящееся за рубежом
Б. перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный период в другое образовательное учреждение
В. временное нахождение в другом образовательном учреждении на определенное время
Ответ: Б.

2. Для чего проводится академическая мобильность, в т.ч. академический обмен?
А. для обучения, преподавания или проведения исследований
Б. только для обучения и преподавания
В. только для научной и преподавательской деятельности
Ответ: А.

3. Какие виды академической мобильности существует?
А. внутренняя и внешняя
Б. системная и бессистемная
В. организационная и спонтанная
Ответ: А.

4. «Как и в далекие первые годы их истории, университеты поощряют мобильность преподавателей и студентов» - данная формулировка взята из документа под названием:
А. Хартия международного сотрудничества
Б. «Великая хартия университетов»
В. Декларация о международном обмене
Ответ: Б.

5. В каком документе прописаны принципы открытого европейского пространства высшего образования?
А. Лиссабонская конвенция 1997 г.
Б. Болонская декларация 1999 г.
В. Совместная декларация четырех министров образования 1998 г.
Ответ: В.

6. Какой вид академической мобильности предполагает обучение студента вне базовой обучающей программы не более трех месяцев, а также участие в непродолжительных семинарах, форумах, симпозиумах и других формах научного и образовательного взаимодействия, оценка участия в которых выражена в кредитах и представлена в сертификате?
А. периодическая
Б. долгосрочная
В. краткосрочная
Ответ: В.

7. Что представляет собой долгосрочная программа академической мобильности?
А. обучение студента вне базовой образовательной программы сроком более трех месяцев
Б. обучение студента вне базовой образовательной программы сроком более шести месяцев
В. обучение студента вне базовой образовательной программы сроком более девяти месяцев
Ответ: А.

8. Какое условие является обязательным для реализации долгосрочной академической мобильности?
А. оформление индивидуального учебного плана
Б. оформление индивидуального учебного плана, включающего дисциплины, подлежащие изучению вне базовой обучающей программы.
В. оформление учебного плана, включающего все без исключения дисциплины.
Ответ: Б.

9. Кем был сформулирован принцип о том, что допускается полная свобода ставить любые вопросы и стремиться к истине, в том числе по поводу противоречивых и непопулярных взглядов, независимо от того, задевает или нет кого-либо та или иная точка зрения?
А. ЮНЕСКО
Б. Международное объединение «Академия за академические свободы»
В. Европейская комиссия по развитию образовательного пространства
Ответ: Б.

10. Какая ключевая причина изучения в современности принципов и стратегий межкультурной коммуникации?
А. расширение представлений о коммуникации за счет акцентирования невербального аспекта в передаче информации;
Б. стремление к сохранению уникальных культурных ценностей и норм в условиях интенсификация глобализационных процессов
В. углубление представлений о междисциплинарных связях лингвистики и ее прикладном значении
Ответ: Б.

11. С какого документа берет начало процесс европеизации высшей школы?
А. Римский договор 1957 г.
Б. Маастрихстский договор 1992 г.
В. Сорбонская декларация 1998 г.
Ответ: А.

12. Какие законодательные акты России, согласно требованиям ООН, гарантируют академические свободы?
А. конституция РФ
Б. федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г.
В. Конституция РФ и федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г.
Ответ: В.

13. Официальной датой рождения Болонского процесса является 19 июня 1999 г. Что произошло в итальянском городе Болонья?
А. министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию
Б. европейские политики сформировали Единое европейское образовательное пространство
В. была принята резолюция Европарламентом о международной академической мобильности
Ответ: А.

14. Министры каких стран приняли совместную декларацию "О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования"?
А. министры образования Франции, Германии, Ирландии и Турции
Б. министры образования Франции, Германии, Испании и Нидерландов
В. министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании
Ответ: В.

15. В каком году Болонскую декларацию подписала Россия?
А. в 2003 г.
Б. в 2004 г.
В. В 2005 г.
Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется процесс перемещения студентов и преподавателей высших учебных заведений на определённый период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания?
ОТВЕТ: Академическая мобильность.

2. Согласно Болонской декларации, развитие академической мобильности осуществляется за счет преодоления препятствий, эффективного осуществления свободы передвижения. Доступ к чему предоставляется студентам, магистрантам и аспирантам?
ОТВЕТ: Студентам магистрантам и аспирантам предоставляется доступу к учебным заведениям и соответствующим услугам.

3. Согласно Болонской декларации, развитие академической мобильности осуществляется за счет преодоления препятствий, эффективного осуществления свободы передвижения. Доступ к чему предоставляется преподавателям, исследователям и административному персоналу?
ОТВЕТ: Для преподавателей, исследователей и административного персонала следует признание и подтверждение периодов, проведенных в европейских странах, в целях научных исследований, преподавания и переподготовки, не нарушая их статуса и законных прав.

4. Какие возможности дает академическая мобильность студентам, аспирантам и молодым ученым?
ОТВЕТ: Академическая мобильность дает возможность студентам, аспирантам и молодым ученым продолжить образование или приобрести научный опыт за рубежом путем участия в краткосрочной образовательной или научно-исследовательской программе.

5. Какие цели преследует академическая мобильность?
ОТВЕТ: Основные цели академическая мобильность преследует: повышение качества образования, улучшение взаимопонимания между различными народами и культурами, воспитание нового поколения, подготовленного к жизни и работе в международном информационном сообществе.

6. Что означает возможность студентам, магистрантам, аспирантам и молодым ученым формировать образовательную траекторию?
ОТВЕТ: В рамках образовательных стандартов обучающиеся (студенты, магистранты, аспиранты и молодые ученые) могут выбирать предметы, курсы, учебные заведения в соответствии со своими склонностями и устремлениями.

7. Какой вид академической мобильности предполагает осуществление образовательных услуг в вузе с выездом в другой кампус и обучением по очной форме обучения?
ОТВЕТ: внутриуниверситетская академическая мобильность.

8. Какой вид академической мобильности предполагает осуществление образовательных услуг в другой образовательной организации, на территории всей страны, по любой форме обучения?
ОТВЕТ: внутренняя академическая мобильность.

9. Что представляет собой международная академическая мобильность?
ОТВЕТ: Международная академическая мобильность представляет собой получение студентом образовательных услуг в зарубежной образовательной организации по очной форме обучения.

10. Что представляет собой дистанционная академическая мобильность?
ОТВЕТ: Дистанционная академическая мобильность предполагает получение образовательных услуг студентом на платформах онлайн-образования и/или в другой образовательной организации высшего образования в дистанционной форме без выезда к месту обучения.

11. Что представляют собой академические свободы?
ОТВЕТ: академические свободы – это принципы, согласно которым свобода исследования у студентов, научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций необходима для выполнения ими своей миссии.

12. Что такое международный академический обмен?
ОТВЕТ: Международный академический обмен — это набор сложившихся и закрепленных социальных практик, основанных на нормативно-законодательной базе и подкрепленных социальными нормами и культурными ценностями, практики, регулирующие взаимоотношения социальных субъектов в международной научно-образовательной среде, цель которого — удовлетворение потребностей в наращивании интеллектуальных, информационных, социальных, организационных ресурсов.

13. Как в области международного обмена студентами называется процесс включения различных международных аспектов в научно-исследовательскую, преподавательскую и административную деятельность образовательных учреждений различных уровней?
ОТВЕТ: интернационализация образования.

14. Какие принципы содержала Великая Хартия университетов, подписанная в Болонье в 1988 году?
ОТВЕТ: 1) Автономия и независимость университетов, лежащих в основе трансляции культуры через поколения. 2) Неразделимость преподавательского и исследовательского процессов. 3) Свобода в исследованиях и профессиональной подготовке и полное отвержение нетерпимости в университетской среде. 4) Признание за университетом ведущей роли по сохранению наследия европейского гуманизма, стремление университета к достижению универсальных знаний и свобода действий вне географических, политических и культурных границ.

15. Содержит ли Болонская декларация обязательные положения?
ОТВЕТ: Болонская декларация не имеет характера обязательных и жестких юридических обязательств, которые берет на себя страна, подписавшая ее. Этот документ скорее устанавливает некоторые границы, принципы и образ высшего образования.

16. Какие положительные моменты содержит Болонская декларация? Укажите два-три момента.
ОТВЕТ: Болонская декларация содержит международные стандарты высшего образования в глобализирующемся мире, обеспечивает доступ высшего образования по единой системе, потенциал эгалитарности высшего образования, мобильность студентов без потери времени и баллов, мобильность преподавателей, исследователей и административно-чиновничьего аппарата, дает возможность самому составить себе учебный план исходя из собственных сил и интересов, индивидуализация содержания образования, что влечет рост качества и конкурентоспособности европейских вузов Болонской системы.

17. Какие отрицательные моменты содержит Болонская декларация? Укажите два-три момента.
ОТВЕТ: Отрицательными моментами можно назвать опасность по недосмотру куратора составить учебный план так, что полученные квалификации вкупе не будут представлять интерес ни для одного работодателя; потенциальное отсутствие системности в образовании. Кроме того, диплом бакалавра часто воспринимается как неоконченное или неполное высшее (особенно в таких странах как Россия или Белоруссия, где сложно по росчерку пера министра образования забыть все сложившиеся традиции), ставка заработной платы с таким дипломом существенно ниже даже в странах Европы, где к бакалаврам менее предвзятое отношение. Унификация образования и контроля (прежде всего, тестовая система) создает возможность зазубрить необходимый материал, не располагает к критическому мышлению и умению задавать вопросы вместо того, чтобы выбирать ответы из предложенного списка. Возможный отток образованных специалистов в более развитые страны и формирование в этих странах высококонкурентного рынка труда, в противовес менее развитым странам, где будет формироваться дефицит образованных кадров.

18. Болонская система образования — это концепция единого стандарта получения высшего образования по схеме «3+2+3». Иными словами, состоит из трех ступеней. Каких?
ОТВЕТ: Первая ступень образования, на которой студент получает широкую специализацию — бакалавриат. Вторая ступень — магистратура — более узкая специализация по выбранному направлению (она может быть как продолжением направления бакалавриата, так и быть смежной, например, можно получить степень бакалавра по истории в Гейдельбергском университете, а потом либо продолжить изучать историю, либо переключиться на философию, скажем, в Оксфордском университете). Третья ступень — ученая степень, докторантура.

19. Третья ступень соответствует российской системе образования?
ОТВЕТ: Докторантуру европейскую не следует путать с отечественной докторантурой, в которую приходят люди, уже имеющие ученую степень кандидата наук. Болонская докторантура скорее соответствует российской аспирантуре. Это получение совсем узкой специализации путем исследования малоизученной темы и представления результатов ученому совету докторской диссертации.

20. Отражает ли академическая мобильность или академический обмен процесс миграции?
ОТВЕТ: Понятия «академическая мобильность» и «академический обмен» не отражает процесса миграции из одной страны в другую.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена.
Тест размещен в разделе «Тесты» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2809 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 15.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ для экзамена:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсах на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2809

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какая из перечисленных программ академического обмена является общеевропейской программой обмена студентов?
А. DAAD
Б. Work and Travel
В. Erasmus+
Ответ: В.

2. Какая из перечисленных программ академического обмена была реализована после Второй мировой войны и названа в честь американского сенатора?
А. Коперникус
Б. Леонардо да Винчи
В. Фулбрайт
Ответ: В.

3. Какая из перечисленных программ академического обмена занимается привлечением молодых талантливых иностранцев для обучения и научно-исследовательской деятельности в Германии?
А. Erasmus
Б. Fulbright
В. DAAD
Ответ: В.

4. Кто финансирует программу DAAD и несет основную часть административных расходов и расходов по стипендиальным программам?
А. Комиссия Европейского Сообщества
Б. МИД Германии
В. некоторые крупные промышленные фирмы
Ответ: Б.

5. Какая программа из перечисленных предполагает языковую подготовку, взаимопризнание курсов, изучаемые одной страной в других странах, обмен вузовскими преподавателями, образование «второго шанса», т.е. для тех, кто не окончил среднюю школу?
А. PETRA
Б. SOCRATES
В. LINGUA
Ответ: Б.

6. Как называется программа академического обмена студентами, предоставляемая Отделом образовательных и культурных программ госдепартамента США?
А. Программа TRACE
Б. Программа студенческого обмена (FSA)
Ответ: Б.

7. Какая программа дает возможность студентам поехать в летний период работать в США и из пяти месяцев четыре поработать, а один – путешествовать?
А. Global UGRAD
Б. Work and Travel USA
Ответ: Б.

8. Какое преимущество имеет академический обмен студентами?
А. практика языка
Б. ограниченный выбор программ
В. языковой барьер
Ответ: А.

9. Какое преимущество имеет академический обмен студентами?
А. высокая стоимость
Б. знакомство с другими культурами
В. культурный шок
Ответ: Б.

10. Какой недостаток имеет академический обмен студентами?
А. академическая разница в системах образования
Б. карьерные возможности
В. оценки и кредиты, полученные во время учебы по обмену, засчитываются
Ответ: А.

11. Какие недостатки имеет академический обмен студентами?
А. языковой барьер и культурный шок
Б. тест-драйв образования за границей
В. погружение в языковую среду и подтяните уровня знания
Ответ: А.

12. Предполагает ли академический обмен уход в академический отпуск?
А. Академический обмен предполагает уход в академический отпуск
Б. Академический обмен не предполагает уход в академический отпуск
Ответ: Б.

13. В чем практическая значимость программы академического обмена?
А. получение опыта сотрудничества в академической среде международного уровня
Б. возможность увидеть мир
В. расширение круга знакомых
Ответ: А.

14. Какой важный документ следует подготовить на этапе подготовки к поездке по программе академического обмена?
А. виза
Б. заграничный паспорт
В. страховой полис
Ответ: А.

15. Если участник программы обмена студентами моложе 18 лет, то какие документы понадобятся?
А. согласие обоих родителей и доверенность
Б. только согласие обоих родителей
В. только доверенность
Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какое условие для участия в программе по обмену необходимо выполнять обучающемуся?
Ответ: Обязательное условие для участия в программе по обмену – это обучение в университете, который сотрудничает с зарубежными вузами и является одним из участников международных проектов. Дополнительно учащийся должен иметь положительные оценки за весь срок обучения.

2. В чем заключается роль вуза как основной стороны в реализации программ по обмену студентами?
Ответ: Вуз, выступающий в качестве организатора учебного процесса и посредника для получения отечественного образования с элементами европейских стандартов, инноваций.

3. В чем заключается роль студента, исследователя, преподавателя, администрации вуза как основной стороны в реализации программ по обмену студентами?
Ответ: Студент, исследователь, преподаватель, администрация вуза — как основной участник стремится за новыми знаниями и навыками более высокого качества, соответствующих реалиям, достижениям.

4. В чем заключается роль вуза-партнера как основной стороны в реализации программ по обмену студентами?
Ответ: Принимающая сторона (вуз-партнер) организует «дополнительный учебный процесс» согласно запросам учащегося и основного учебного заведения.

5. Участник конкурса на обучение за рубежом должен обладать как минимум базовыми знаниями в рамках специализации, а это значит, что претендовать на обучение вне вуза могут только следующие лица. Какие?
Ответ: Студенты не младше 2 курса (предположительно 3-4 семестра); с положительной успеваемостью и отсутствующей академической задолженностью и иными «хвостами» перед вузом; владеющие иностранным языком в рамках требуемого уровня (для подтверждения знаний иностранного языка придется сдавать международный тест – TOEFL/IELTS (при этом вид теста и проходной минимум по программе) с учетом требований принимающей стороны).

6. Что такое мотивационное письмо?
Ответ: Мотивационное письмо — это вид эссе, в котором претендент описывает свой опыт и полученные им знания в университете и обосновывает выбор программы академического обмена студентами. Оно должно отвечать на два основных вопроса: почему обучающийся является подходящим кандидатом для участия в программе обмена студентами и почему он выбрал именно этот зарубежный университет для учебы в нем.

7. Что отличает мотивационное письмо от обычного сочинения?
Ответ: Мотивационное письмо – это более формальный документ, который обычно составляется с целью убедить экспертную комиссию, что кандидат достоин принятия на обучение в зарубежное учебное заведение. Его основная цель продемонстрировать, почему именно он подходит для данной программы, а также выражает свою мотивацию учиться в выбранном университете и целеустремленность.

8. Что такое рекомендательное письмо?
Ответ: Рекомендательное письмо – это формальный документ, в котором автор (эксперт) оценивает качества, характеристики и возможности рекомендуемого лица (обучающегося) с точки зрения его способности выполнять определенную задачу или функцию, а именно быть допущенным до участия в конкурсе на учебу по программе академического обмена или иметь право обучаться в зарубежном вузе.

9. Кто занимается составлением рекомендательного письма?
Ответ: Рекомендательное письмо для студента может выдать декан факультета, ректор вуза, преподаватель, куратор курса, доцент или профессор, который читал у студента хотя бы один курс. Письмо для участия в международных программах академической мобильности представитель вуза должен составить и на английском языке. Бывает, что иностранные вузы запрашивают 2-3 рекомендации. В первую очередь, стоит обратиться к руководителю курсовой или выпускной квалификационной работы. Иногда для поступления, особенно в зарубежный вуз, абитуриенту необходимо предоставить рекомендации из своего учебного заведения.

10. Что такое академическое рекомендательное письмо?
Ответ: Академическое рекомендательное письмо – это документ, который содержит подробную информацию об академических достижениях, навыков, личностных качеств и профессиональных целей студента. Это письмо можно адресовать конкретному человеку или приемной комиссии вуза.

11. Что включает академическое рекомендательное письмо?
Ответ: По структуре академическое рекомендательное письмо включает в себя следующие моменты: 1) краткое обращение к конкретному лицу или приемной комиссии; 2) информация об авторе письма; 3) информация о студенте с заметками о его академической успешности; 4) тему научной работы и наличие научных публикаций, академических достижений, участие в международных конференциях, программах обмена или стажировках, олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских проектах; 5) результаты достижений студента; 6) перечень личностных качеств и профессиональных навыков, его мотивация; 7) мнение автора (эксперта) о профессиональных перспектив студента и вывод относительно его соответствия желаемой должности или специальности в учебном заведении; 8) контактные данные эксперта.

12. Для чего нужны программы языкового обмена студентами?
Ответ: Программы языкового обмена помогают подготовиться к международным экзаменам или просто подтянуть знания.

13. Что предполагают программы проектного обмена студентами?
Ответ: Участники программ проектного обмена отправляются в зарубежный университет, чтобы провести исследование, получить практический опыт или написать научную работу совместно со специалистами принимающего вуза. Это не учеба в классическом понимании, а именно совместная работа над исследованием, научной статьей или книгой. Поэтому в проектном обмене чаще всего участвуют магистранты, аспиранты и докторанты.

14. Кто занимается разработкой и реализацией государственных программ обмена?
Ответ: Разработкой и реализацией государственных программ обмена занимаются министерства образования разных стран.

15. В чем суть межвузовских программ обмена студентами?
Ответ: Многие российские вузы заключают соглашения с зарубежными университетами. По ним студенты могут ездить по обмену на семестр или год в другую страну.

16. Должны ли студенты, приезжающие по обмену, уметь говорить по-английски и на другом иностранном языке?
Ответ: Да, это необходимо. Обучение в учебном заведении идет на английском или другом иностранном языке. Студенты проходят утверждение приемной комиссией в стране, в которой расположен вуз. Они проходят скайп-интервью с одним из администраторов (членов приемной комиссии). Все студенты говорят по-английски или на другом иностранном языке, однако начальный уровень у всех может быть разный.

17. Что требуется от студентов по обмену в принимающей семье?
Ответ: Студенты должны адаптироваться к жизни принимающей семьи, соблюдать основные правила и участвовать в семейных мероприятиях. Наши студенты понимают, что это программа ‒ не тур-поездка и не экскурсия, а ориентированный на учебу процесс. Предполагается, что студенты будут помогать с работой по дому.

18. Что делать, если у студентов не сложатся отношения с принимающей семьей?
Ответ: Если между студентом и принимающей семьей возникло недопонимание, местный представитель Программы обмена и его непосредственный начальник предоставляют консультации и поддержку под руководством главного офиса. Если в принимающей семье возникли непреодолимые трудности или неожиданные изменения, представители Программы организуют для студента размещение в другой семье.

19. Становится ли принимающая семья законным опекуном студента?
Ответ: Нет. Законными опекунами студента остаются его родители. Программа студенческого обмена принимает на себя юридическую ответственность на время прохождения программы. У каждого студента имеется справка о состоянии здоровья, так что принимающий родитель может организовать медпомощь в случае возникновения чрезвычайной необходимости.

20. Что делать, если студент по обмену заболел или нуждается в медицинской помощи?
Ответ: Программа покрывается полноценной медицинской страховкой с небольшой франшизой. Любые расходы, с этим связанные, ложатся на организацию. Если у принимающей семьи возникают вопросы, то необходимо им связаться с местной горячей линией представительства Программы обмена. Копия медобследования студента находится в папке с его заявлением на программу.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена.
Тест размещен в разделе «Тесты» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2809 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 15.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ для экзамена:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсах на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2809

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен осуществлять функции руководителя и исполнителя в процессе разработки и реализации проектов в сфере международного сотрудничества.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какие показатели определяют рейтинг эффективности участника академического обмена?
А. организаторский опыт и трудовой стаж
Б. участие в международных мероприятиях и наличие публикаций
В. когнитивные навыки и уровень образования
Ответ: В.

2. Какие цели ставятся организаторами академического обмена?
А. только повышение результативности систем образования
Б. только привлечение молодежи на рынок труда
В. все перечисленное
Ответ: В.

3. При выполнении какого условия осуществляется международный академический обмен?
А. наличие межвузовских программ
Б. наличие студентов-иностранцев
В. наличие вуза-партнера
Ответ: В.

4. Как называется академическая мобильность, проводимая вне схем и программ?
А. организованная
Б. спонтанная
В. системная
Ответ: Б.

5. Какая проблема решается в процессе расширения масштабов высшего образования для поддержания академической мобильности?
А. увеличение количества предметов и зачетных единиц
Б. повышение качества обучения
В. рост уровня образования
Ответ: Б.

6. Кто должен сформироваться в результате реализации концепции «образования для устойчивого развития»?
А. глобальный потребитель
Б. глобальный гражданин
Ответ: Б.

7. Что позволяет получить поддержку в рамках конкретной программы академического обмена студентам, магистрантам, аспирантам, кандидатам и докторам наук?
А. стажировка в зарубежном вузе
Б. грантовый конкурс
Ответ: Б.

8. Какой самый важный документ позволяет участвовать в грантовом конкурсе?
А. диплом бакалавра/магистра
Б. дипломы и сертификаты участия в конкурсах
В. документы на награды и научные звания
Ответ: А.

9. Для участия в конкурсе кто не может заниматься подготовкой рекомендательного письма?
А. преподаватели
Б. законные представители обучающегося
В. сотрудники кафедры
Г. работодатели
Ответ: Б.

10. Что считается потенциальным результатом обучения за рубежом для магистранта?
А. подготовка и защита диссертации
Б. сдача государственных экзаменов
Ответ: А.

11. От какой системы зависит признание квалификаций и документов об образовании?
А. система оценивания достижений
Б. система оценивания документов
В. система оценивания кандидата
Ответ: А.

12. Какие документы должен иметь участник конкурса на участие в академическом обмене?
А. диплом об образовании и рекомендательное письмо
Б. диплом об образовании, мотивационное письмо и рекомендательное письмо
Ответ: Б.

13. Какое требование из перечисленных не предъявляется к кандидатам на участие в программе академического обмена?
А. умение работать с ЭВМ на уровне пользователя
Б. хорошая успеваемость в вузе и дисциплина
В. знание иностранного языка
Ответ: А.

14. Какое требование из перечисленных предъявляется к кандидатам на участие в программе академического обмена?
А. наличие мотивации и оптимального уровня подготовки участников обмена
Б. отсутствие возрастных ограничений участников обмена
В. должны иметь ограничения по состоянию здоровья участников обмена
Ответ: А.

15. Какие документы из перечисленных не требуются для участия в программе обмена?
А. водительское удостоверение
Б. справка о состоянии здоровья
В. документ, удостоверяющий личность
Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Кто такие фримуверы? Дайте определение.
Ответ: Фримуверы — это студенты, которые отправляются в другие учебные заведения по собственной инициативе на условиях самофинансирования, и программные студенты, которые являются участниками программ студенческого обмена на базе какой-либо кафедры, факультета, образовательного учреждения или организаций национального уровня.

2. Какие требования предъявляются к кандидатам на обучение за рубежом?
Ответ: Кандидат должен иметь хорошую успеваемость в вузе и дисциплину, достаточное знание иностранного языка (английского или того, на котором преподают в принимающем вузе), соответствовать возрастным ограничениям и не должны иметь ограничений по состоянию физического или психического здоровья, мешающие их учебе и адаптации к жизни в другой стране.

3. Какие документы часто требуются для участия в программе обмена?
Ответ: Для участия в программе обмена требуются: 1) документ, удостоверяющий личность студента; 2) документ, подтверждающий обучение в аккредитованном вузе (плюс свидетельство об успеваемости); 3) сертификат о сдачи экзамена на знание определенного иностранного языка (по международным стандартам); 4) справка о состоянии здоровья; 4) виза для принимающей страны.

4. В чем заключается преимущество программы академического обмена в языковой практике?
Ответ: Преимущество языковой практики заключается в полном погружении в языковую среду и быстром поднятии уровня знания иностранного языка. Придется не только слушать лекции и отвечать на семинарах на английском (или другом иностранном языке), но еще и общаться с принимающей семьей. Кроме того, есть отдельные программы для языкового обмена и специальные курсы при университетах для тех, кто учится по программе студенческого обмена.

5. В чем заключается преимущество программы академического обмена в принципе «тест-драйв» образования за границей?
Ответ: Преимущество «тест-драйва» ПАО является важным для тех, кто сомневается в своем желании учиться в зарубежном вузе. В этом случае кураторы программы обмена студентами помогает принять решение: они дают всю необходимую информацию о программе, об экзаменах, о предметах, о возможностях защиты ВКР и диссертаций, чтобы обучающийся решил, подходит ли ему подобная система образования, уровень нагрузки и язык обучения другой страны.

6. В чем заключается преимущество программы академического обмена в знакомстве с другими культурами?
Ответ: Данное преимущество программ обмена и их основная цель — это знакомство с другой культурой, возможность завести друзей и поделиться опытом и знаниями.

7. В чем заключается преимущество программы академического обмена в расширении карьерных возможностей?
Ответ: Факт обучения за рубежом, даже по программе обмена студентами, отраженный в резюме обучавшегося за рубежом, дает преимущества для устройства на престижную работу.

8. В чем заключается преимущество программы академического обмена в гарантии учета оценок и кредитов?
Ответ: Оценки и кредиты, которые обучающиеся получили во время учеба по обмену, засчитывают в вузе на родине. Студентам, магистрантам и аспирантам не придется заново сдавать дисциплины, по которым уже был сдан экзамен за границей.

9. В чем заключается недостаток программы академического обмена в высокой стоимости?
Ответ: Высокая стоимость программы обмена студентами приводит к тому, что обучающиеся не всегда могут быть готовы к огромным финансовым затратам. Это связано с курсами доллара и евро. Некоторые программы полностью оплачивают университеты или частные организации. Но не всегда. Поэтому для того, чтобы не нести огромные затраты, проводятся конкурсы на участие в программах обмена. И не все участники могут пройти его. Некоторые программы оплачивают только обучение, а все остальное оплачивает сам обучающийся.

10. В чем заключается недостаток программы академического обмена в ограниченном выборе программ?
Ответ: Данный недостаток заключается в том, что обучающийся планирует принять участие в программе по обмену студентами от своего университета, но он может поехать учиться только в вуз-партнер. И при этом не всегда его ожидания могут соответствовать учебной программе.

11. В чем заключается недостаток программы академического обмена в академической разнице?
Ответ: Из-за разницы в системах образования не все отечественные университеты могут засчитать обучающемуся предметы, пройденные в зарубежном вузе. Есть высокая вероятность, что после возвращения домой все же придется сдавать предметы, которые обучающийся «прогулял».

12. В чем заключается недостаток программы академического обмена в возникновении «культурного шока»?
Ответ: Данная проблема возникает у обучающегося при переезде в другую страну с другим языком, другой культурной и иным менталитетом. Возникает эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация у обучающегося. Вызвана она попаданием в совершенно иную культурную среду и столкновением с другой культурой, незнакомым местом. Студенты по обмену чаще всего живут в принимающих семьях. Привыкнуть к чужому укладу жизни, традициям и характеру непросто. Нередко это приводит к стрессу и конфликтам.

13. В чем заключается недостаток программы академического обмена в языковом барьере?
Ответ: Данная проблема возникает у обучающегося при переезде в другую страну с другим языком, другой культурной и иным менталитетом. Возникают сложности в коммуникации людей разных государств и народов. Связано это с принадлежностью говорящих к разным языковым группам. Как правило, о языковом барьере речь идёт в том случае, если коммуникатор испытывает сложность в объяснении своей позиции или слушатель испытывает трудности в понимании позиции коммуникатора. Особенно это возникает на занятиях или при сдаче государственных экзаменах. Этим зачастую пользуются студенты-иностранцы.

14. В чем заключается информативная функция программы академического обмена?
Ответ: Информативная или расширение кругозора в рамках интересуемой темы, направления, специальности. В данном случае участник закрепляет имеющиеся познания, а также постигает новые подходы, понятия, приемы, применяемые за рубежом (важно не точно усвоить механизм, а понять его логику и общую схему реализации).

15. В чем заключается функция установления контактов и новых связей программы академического обмена?
Ответ: Установление новых контактов и связей за пределами вуза или внутри, притом все они будут полезны как на профессиональном, научном, так и повседневном поприще.

16. В чем заключается функция обмена информацией и опытом программы академического обмена?
Ответ: Обмен информацией и опытом, новейшими технологиями. В данном случае обмен получается взаимовыгодным: каждый студент опишет личный опыт, услышит в ответ мнение других исследователей (притом вполне уместно как одобрение, так и критика позиции студента), экспертов и учащихся («братьев по несчастью»), получит новые знания с учетом опыта другого государства и пр.

17. В чем заключается инновационная функция программы академического обмена?
Ответ: Когда студент получает новый опыт и стремится внедрить его на родине, в отрасли и пр. Фактически программы академической мобильности содействуют развитию научного прогресса и в некоторой части его ускоряют. Это проявляется в том, что освоенные новшества адаптируются под отечественные нужды, подталкивая практиков и ученых к новым открытиям, совершенствованию отечественных подходов и инструментов, выявлению проблем или недостатков в отечественной системе в сравнении с иностранными и пр.

18. В чем заключается интернациональная или глобальная функция программы академического обмена?
Ответ: Развитие образовательного процесса в рамках международного сообщества с учетом отечественных и иностранных норм, новшеств, технологий и пр.

19. Назовите одну (любую на выбор студента) из форм краткосрочной программы международной академической мобильности.
Ответ: зимняя/летняя школа, семинары, секции, конференции, образовательные программы и исследовательские проекты.

20. Укажите срок реализации долгосрочной программы международной академической мобильности.
Ответ: обучение по обмену в зарубежном вузе сроком на один семестр или один год.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена.
Тест размещен в разделе «Тесты» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2809 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 15.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ для экзамена:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Предусмотрены подготовка и выступление студентов с тезисами докладов (время выступления – 10 минут; ответы на вопросы – 5 минут), составление студентами аналитической записки с анализом выбранной программы академического обмена и написание мотивационного письма на русском и английском языках (немецком, если студент в вузе изучал данный язык) и защищают его (5 минут выступление и 5 минут ответы на вопросы)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена.
Тест размещен в разделе «Тесты» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2809 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 15.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ для экзамена:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. И. Поздняков Современные международные отношения : учебник и практикум для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AA968803-968B-4031-9425-8B826FFE4C68
Л1.2 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Муратшина, К. Г. Международные отношения. Российско-китайские отношения в конце XX — начале XXI веков : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/080E10DF-DF5D-4731-8218-21E49A78524E
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 DAAD www.daad-berlin.de
Э2 Berliner kunstler-programm des DAAD www.berliner-kuenstlerprogramm.de
Э3 Программы академического обмена portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
301М лаборатория «Лингафонный кабинет» - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Интерактивная доска в комплекте SmartBoard B480iv3 – 1 шт.; рабочее место преподавателя в комплекте: стол, ПК: ViewSonic, гарнитура: Dialog, колонки, магнитоофн Erisson; рабочее место студента на 12 посадочных мест в комплекте: столы, гарнитуры: Dialog – 12 единиц, цифровые пульты: HOPG – 12 шт.; учебные издания и журналы на иностранных языках
304М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 23 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка Start master, модель SM-1142180 - 9 единиц; мониторы: марка Аser модель v193 - 9 единиц; LCD Телевизор LG 42LV3700 - 1шт.; наушники SVEN AP-860 – 9 единиц; плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по самостоятельной работе:
Работу по подготовке устного монологического высказывания по определенной теме следует начать с изучения тематических статей. В первую очередь необходимо ознакомиться со спецификой предметной области, после чего приступить к выполнению самостоятельной работы.
Методические рекомендации по самостоятельной работе над текстами.
Правильное понимание и осмысление прочитанного текста, извлечение информации, перевод текста базируются на навыках по анализу иноязычного текста, умений извлекать содержательную информацию из форм языка.
Учебная дисциплина «Программы академического обмена» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2809#section-3
Требования по оформлению тезисов доклада:
Объем тезисов - не менее 3-х страниц печатного текста. Структура тезисов:
• фамилия имя отчество автора (полностью);
• название статьи;
• аннотация (от 300 до 500 знаков без пробелов);
• ключевые слова к публикации (от 5 до 10 слов);
• основной текст статьи;
• библиографический список;
• сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, место учебы, телефон для связи), электронный адрес.
Требования к тексту, представленному в WORD:
• параметры шрифта: Times New Roman, 12 кегль, интервал полуторный.
• текст неформатированный;
• текст должен быть разбит на абзацы, абзацный отступ 0,5 см.;
• слова без переносов;
Ссылки на цитируемую литературу даются в тексте цифрами в квадратных скобках, здесь же указываются цитируемые страницы: [1, с. 15; 2, с. 45]. Сам список литературы под заголовком "Библиографический список" приводится после основного текста в порядке цитирования (один пункт списка – одно наименование):
a) для периодических изданий: указываются фамилия и инициалы автора (авторов), название работы, полное или общепринятое сокращенное название журнала (или другого периодического издания), год, номер тома, выпуска (дата – для газеты):
Пример: Волобуева М.М. Религиозный лидер и религиозный конфликт // Известия Алтайского государственного университета. - 2003. - №4(30);
б) для книг, монографий, учебников и учебных пособий: фамилия и инициалы автора (авторов), полное название источника, место издания, год издания:
Пример: Тишкина Т.В. Деятельность краеведческих организаций Алтая в 1918 1931 гг. -Барнаул, 2004.
Цыб СВ., Иванова Н.П. Курс лекций по исторической хронологии: учебное пособие. - Барнаул, 2003.
Основы теории текста : учебное пособие / под общ. ред. А.А. Чувакина. - Барнаул, 2003;
в) для сборников научных статей и трудов конференций: фамилия и инициалы автора (авторов), название конкретной работы, полное название источника (сборника), место издания, год издания
Пример: Халина П.В. Цивилизация эпохи в творчестве В.М. Шукшина // В.М. Шукшин: Взгляд из XXI века: тезисы докладов к VII Всероссийской научной конференции «В.М. Шукшин: Жизнь и творчество». Барнаул, 23-26 июля 2004 г. / под ред. О.Г. Левашовой. - Барнаул, 2004.
Требования по оформлению аналиртической записки:
поля по 2 см., размер шрифта 12, межстрочный интервал 1,5, стиль шрифта Times New Roman, выравнивание текста по ширине и текст не должен слипаться и иметь оригинальность более 80%.
Требования по оформлению мотивационного письма:
поля по 2 см., размер шрифта 12, межстрочный интервал 1, стиль шрифта Times New Roman, выравнивание текста по ширине и текст не должен слипаться и иметь оригинальность более 80%. Перевод текста на иностранный язык обязателен.