МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в прогнозно-аналитической деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_Международные отношения_МС-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 112
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 7,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 112 112 112 112
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., Зав.кафедрой, Усольцев Сергей Анатольевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в прогнозно-аналитической деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-ознакомление студентов с широким спектром междисциплинарного научного инструментария, применяемого в современных прикладных исследованиях в области международных отношений, в частности, при оценках и прогнозировании внешнеполитических ситуаций и процессов;
-освоение студентами принципов организации аналитической и прогностической деятельности, ее основных элементов; методов, методик и процедур прикладного анализа в области международных отношений; информационно-технологического, программного обеспечения прогнозно-аналитической работы; современных баз, банков данных, информационных сетей и компьютерных технологий, используемых в политическом, внешнеполитическом анализе и прогнозировании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен осуществлять поиск и применять перспективные информационно-коммуникационные технологии и программные средства для комплексной постановки и решения задач профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знаком с новейшими достижениями в сфере цифровой революции и перспективными информационнокоммуникационными технологиями (ИКТ). ОПК-2.2. Умеет отбирать из многообразия современных электронных ресурсов соответствующие информационные технологии для постановки исследовательской задачи. ОПК-2.3. Владеет навыками поиска и обработки информации для цифрового сопровождения внешней политики и дипломатии
ОПК-2.2 Умеет отбирать из многообразия современных электронных ресурсов соответствующие информационные технологии для постановки исследовательской задачи
ОПК-2.3 Владеет навыками поиска и обработки информации для цифрового сопровождения внешней политики и дипломатии
ОПК-4Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность
ОПК-4.1 Знает универсальные основы научных исследований в гуманитарной сфере
ОПК-4.2 Умеет формировать научную стратегию в рамках исследования конкретной темы
ОПК-4.3 Владеет навыками междисциплинарного подхода к исследованию международных проблем
ОПК-8Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения прикладных исследований и консалтинга
ОПК-8.1 Знает универсальные и специальные методы прикладного анализа международных ситуаций
ОПК-8.2 Владеет навыками формирования экспертного заключения по требованию заказчика
ОПК-8.3 Способен осуществлять функции эксперта в составе экспертной группы для разработки экспертных рекомендаций и антикризисных сценариев
ПК-2Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международного сотрудничества
ПК-2.1 Знает специфику и формы профессиональной международной экспертизы
ПК-2.2 Владеет навыками экспертно-аналитической деятельности в международной сфере, включая методику прогнозирования развития международных ситуаций
ПК-2.3 Умеет выявлять интересы заказчика и формировать экспертную оценку в соответствии с ними
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-цели, задачи и методы прогнозно-аналитической деятельности;
-базовые категории прогнозно-аналитической работы, основные источники.
3.2.Уметь:
3.2.1.-добывать, систематизировать и анализировать информацию, аргументировано высказывать свою точку зрения;
-применять на практике основные методы прогнозно-аналитической работы, подготавливать аналитические отчеты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-методами анализа и синтеза, способами сбора данных и критической оценки информации;
-методами сбора и обработки информации: методом контент-анализа, ивент-анализа, когнитивного картирования, системного анализа и системного моделирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы сбора и систематизации информации
1.1. Прогнозно-аналитическая деятельность и управление общественными процессами Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Методы поиска информации Лекции 4 2
1.3. Методы поиска информации Практические 4 2
1.4. Эмпирические методы социологических исследований Лекции 4 2
1.5. Базы данных Практические 4 2
Раздел 2. Методы анализа данных
2.1. Контент-анализ в международных исследованиях Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Контент-анализ в международных исследованиях Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Международные индексы в как методики сравнительного анализа Лекции 4 2
2.4. Международные индексы в как методики сравнительного анализа Практические 4 4
2.5. Ивент-анализ в исследовании международных процессов Лекции 4 2
2.6. Ивент-анализ в исследовании международных процессов Практические 4 2
2.7. Экспертные методы в международных исследованиях Лекции 4 2
2.8. Экспертные методы в международных исследованиях Практические 4 2
2.9. Итоговые документы прикладных проектов Практические 4 2
2.10. Подготовка к семинарским занятиям. Выполнение практических заданий Сам. работа 4 46
2.11. Подготовка проекта Сам. работа 4 66

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2158

ОПК-2: Способен осуществлять поиск и применять перспективные информационно-коммуникационные технологии и программные средства для комплексной постановки и решения задач профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Отчет в базе данных предназначен для:
Д. хранения данных
Е. вывода данных на печать
Ж. ввода и редактирования данных
З. создания команд для автоматизации работы
Ответ: Б

2. Для хранения данных в базе данных используется:
Д. форма
Е. таблица
Ж. отчет
З. запрос
Ответ: Б

3. Программа презентационной графики — это ...
А. программа, предназначенная для подготовки презентаций и слайд-фильмов
Б. программа, предназначенная для редактирования текстов и рисунков
Ответ: А

4. В цифровой презентации можно использовать:
Д. оцифрованные фотографии
Е. звуковое сопровождение
Ж. документы, подготовленные в других программах
З. все вышеперечисленное
Ответ: Г

5. Слайд — это ...
Г. абзац презентации
Д. строчка презентации
Е. основной элемент презентации
Ответ: В

6. Шаблоны в программе PowerPoint предназначены для:
Д. вставки электронных таблиц
Е. облегчения операций по оформлению слайдов
Ж. вставки графических изображений
З. создания нетипичных слайдов
Ответ: Б

7. В круговых диаграммах достаточно использовать:
Д. один ряд данных
Е. один ряд данных, расположенных в строке
Ж. один ряд данных, расположенных в столбце
З. не менее двух рядов данных
Ответ: А

8. Диаграммы на листе Microsoft Excel:
Д. занимают специальные ячейки
Е. располагаются поверх ячеек
Ж. могут располагаться и поверх ячеек, и под ячейками
З. располагаются поверх ячеек или занимают целый лист
Ответ: Г

9. Для построения диаграммы Microsoft Excel необходимо:
Д. подготовить числовые данные на одном листе
Е. подготовить числовые данные в одной книге
Ж. выделить необходимые данные
З. удалить из книги всю лишнюю информацию
Ответ: В

10. В зависимости от места расположения верхними и нижними бывают ...
А. сноски
Б. оглавления
В. гиперссылки
Г. примечания
Д. колонтитулы
Ответ: Д

11. Для уверенности в том, что Ваша презентация откроется на большинстве компьютеров, следует сохранять файл презентации в следующем формате:
Е. PPTX
Ж. ODP
З. PPTS
И. PDF
К. PPT
Ответ: Г

12. В каких программах (облачных сервисах) можно создать слайд-шоу?
Е. Microsoft PowerPoint
Ж. LibreOffice Impress
З. Google Презентации
И. Yandex Диск
К. Acrobat Reader
Ответ: А, Б, В, Г

13. Отметьте системы управления библиографической информацией.
Е. Zotero
Ж. Mendeley
З. Citavi
И. Microsoft Word
К. ScienceDirect
Ответ: А, Б, В

14. Отметьте программы для уменьшения размера файлов.
А. деструкторы
Б. архиваторы
В. компиляторы
Г. интерпретаторы
Ответ: Б

15. Можно ли использовать гиперссылки в оглавлении текстового документа вместо номеров страниц?
В. Да
Г. Нет
Ответ: А
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое информация с точки зрения пользователя информационной системы?
– Информация – это сведения о предметах, фактах, понятиях и т. д. проблемной области, которыми обмениваются пользователи информационной системы.

2. Как Вы объяснили бы понятие «информатизация»?
Ответ: Информатизация означает организационный, социально экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений.

3. Какое место в развитии общества занимает цифровизация?
Ответ: Цифровизация – новый этап информатизации экономической деятельности и государственного управления, процесс перехода на цифровые технологии, в основе которого лежит анализ с их помощью больших данных в целях прогнозирования ситуации, оптимизации процессов и затрат и т. д.

4. В чем состоит основное содержание цифровой трансформации?
Ответ: В ходе цифровой трансформации проявляются качественные, революционные изменения, заключающиеся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов. В результате цифровой трансформации осуществляется переход на новый технологический и экономический уклад.

5. Дайте определение термину «большие данные».
Ответ: Большие данные – это обширные наборы данных, характеризующиеся значительными объемами, разнообразием, скоростью обработки и/или вариативностью, требующие масштабируемой технологии для эффективного хранения, манипулирования, управления и анализа.

6. Что понимают под интернет-сообществом?
Ответ: Одно из объяснений: интернет-сообщество – устойчивая система связей и отношений, сложившихся между пользователями сети Интернет.

7. Какие услуги можно считать веб-услугами?
Ответ: Таковым называют услуги, оказываемые пользователям посредством сети Интернет.

8. Что такое информационная система?
Ответ: Под «информационной системой» понимают организованную совокупность информационных технологий, объектов и отношений между ними, образующую единое целое. Информационная система может включать в качестве объектов персонал, информационные, материально-технические и другие ресурсы, необходимые для реализации информационного процесса.

9. Дайте определение термину «информационная технология».
Ответ: ИТ – это совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и(или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации.

10. В чем отличие облачного хранилища от хранения данных на корпоративном сервере?
Ответ: В облачном хранилище данные хранятся на многочисленных распределённых в сети
серверах, предоставляемых в пользование клиентам, в основном, третьей стороной. В отличие от модели хранения данных на собственных выделенных серверах, приобретаемых или арендуемых специально для подобных целей, данные хранятся и обрабатываются в виртуальном «облаке». Физически же такие серверы могут располагаться удалённо друг от друга географически.

11. Дайте определение термину «цифровая грамотность».
Ответ: Цифровая грамотность – это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета.

12. Что понимают под цифровой культурой?
Ответ: Чаще всего под цифровой культурой понимают грамотное использование цифровых технологий в профессиональной деятельности или в быту.

13. Как Вы определите термин «цифровое пространство»?
Ответ: Это пространство, интегрирующее цифровые процессы, средства цифрового взаимодействия, информационные ресурсы, а также совокупность цифровых инфраструктур, на основе норм регулирования, механизмов организации, управления и использования.

14. Что означает понятие «цифровой след»?
Ответ: Цифровой след – это совокупность информации о посещениях и вкладе пользователя во время пребывания в цифровом пространстве.

15. В чем заключаются цифровые навыки населения?
Ответ: К цифровым навыками относят компетенции населения в области применения персональных компьютеров, интернета и других видов цифровых технологий, а также намерения людей в приобретении со Ответствующих знаний и опыта.

16. Дайте определение термину «информационные ресурсы».
Ответ: Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). По принадлежности к тому или иному виду собственности информационные ресурсы могут быть государственными или негосударственными, могут быть в собственности граждан, органов государственной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, организаций и предприятий, общественных объединений, предпринимательских структур.

17. Что такое СУБД?
Ответ: Система управления базами данных (СУБД) – это набор программ, позволяющий организовывать, контролировать и администрировать базы данных.

18. Какое значение имеют строки и столбцы в таблице базы данных?
Ответ: Строка таблицы содержит уникальную запись базы данных, столбец таблицы называется полем базы данных.

19. Перечислите основные объекты любой базы данных.
– Объектами базы данных, как правило, являются, таблицы, формы, запросы и отчеты.

20. Дайте определение цифровой презентации.
Ответ: Цифровая презентация – это демонстрационный набор слайдов, подготовленных на компьютере.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты со Ответствующего материала вопроса. Ответ не со Ответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-4: Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность
Оценка сформированности компетенции ОПК-4 Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность
Примеры вопросов закрытого типа
1. Верно ли утверждение, что в политической сфере действуют универсальные законы природы?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б.
2. Какой из перечисленных элементов не входит в постановочную часть исследовании?
А Актуальность проблемы
Б. Выводы
В. Цель исследования
Г. Задачи следования
Ответ: Б.
3. В какой части исследования содержится обзор информационной базы?
А. Введение
Б. Заключение
В. Основная часть
Ответ: А
4. Какой элемент алгоритм исследования внешней политики необходим в выводах?
А. Характер внешней политики
Б. Эффективность внешней политики
В. Цели внешней политик
Г. Направления внешней политики
Ответ: Б
5. К какой области гуманитарных знаний относятся исследования международных отношений?
А. Философия
Б. Социология
В. Политические науки
Г. История
Ответ: В
6. Верно ли утверждение, что государство является универсальным актором международных отношений?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А
7. Как называется совокупность цели, задач исследования и положений, выносимых на защиту?
А. Парадигма
Б. Методология
В. Научная гипотеза
Ответ: В
8. Верно ли утверждение, что единственным результатом исследования международных отношений является прогнозирование?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б
9. Верно ли утверждение, что закономерности в международных отношениях носят объективный характер?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А
10. Какой новый вид источников информации по международным проблемам появился в последние десятилетия?
А. Дневники и мемуары политиков
Б. Электронные ресурсы
В. Периодика
Г. Документы внешней политики
Ответ: Б
11. Как называются свойства системы международной системы?
А. Параметры
Б. Ресурсный потенциал
В. Этапы эволюции
Ответ: А
12. Какая из концепций имеет более позднее происхождение?
А. Реализм
Б. Либеральный интернационализм
В. Неомарксизм
Г. Концепция «мягкой силы»
Ответ: Г
13. Верно ли утверждение, что лидерство и гегемония являются тождественными для характеристики позиций великой державы?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б
14. Как называется представление научных результатов в печати?
А. Процесс принятия внешнеполитических решений
Б. Презентация
В. Доклад
Г. Публикация
Ответ: Г
15. Как называется научное выявление достоверности источников информации?
А. Внешняя критика
Б. Обзор информации
В. Верификация
Г. Текстовый анализ
Ответ: В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
• «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий
Примеры вопросов открытого типа
1. Сформулируйте основные элементы научно-исследовательской стратегии.
Ответ: Основными элементами научно-исследовательской стратегии являются формулировка объекта и предмета исследования, цели и задач исследования, теоретико-методологическая основа и методы исследования.
2. Что такое объект исследования?
Объект: Объект исследования - часть реального мира, которая выделяется и воспринимается как единое целое в течение длительного времени.
3. Что такое предмет исследования?
Ответ: Предмет исследования – выделенные автором исследования аспекты явления или процесса в качестве научной проблемы, требующей решения.
4. Что такое научная парадигма?
Ответ: Парадигма – исторически сложившаяся система научных воззрений.
5. Сформулируйте различия между методологией исследования международных отношений и его методикой.
Ответ: Методология – это совокупность научных школ и концепций теории международных отношений. Методика - способы достижения поставленной цели, конкретные процедуры и технические приемы обработки материала.
6. Сформулируйте ядро методологической основы исследования международных отношений.
Ответ: Ядром методологической основы исследований международных отношений является совокупность школ и направлений теории международных отношений.

7. Сформулируйте разницу между нормативно-теоретическим и прикладным анализом международных отношений.
Ответ: Нормативно-теоретический анализ выявляет общие закономерности международных отношений, прикладной анализ направлен на исследование конкретной международной ситуации или проблемы.
8. Как называется последовательная постановка аналитических задач?
Ответ: Алгоритм анализа
9. Как называется системный подход к анализу международных отношений, основанный на общей теории систем и конструируемых абстрактных теоретических моделях?
Ответ: Эвристический метод
10. Как называется подход к системному изучению международных отношений, который опирается на реально существующие в практике международных отношений взаимодействия в рамках определенных географических регионов?
Ответ: Эмпирический метод
11. Как называется метод анализа, основанный на следующих принципах: определение субъекта действия (кто является инициатором), содержание политического события, объект (кому направленно действие), время совершения события.
Ответ: Метод ивент-анализа.
12. Как называется метод, суть которого сводится к переводу текстовой информации в количественные данные, которые использовались в последующей математической обработке?
Ответ: Метод контент-анализа
13. Сформулируйте разницу между аннотацией статьи и рецензией на статью.
Ответ: Аннотация – это краткое авторское изложение основных тезисов стать, а рецензия – внешний отзыв на статью.
14. Какие основные элементы включает в себя (абстрактная) модель внешней политики?
Ответ: Национальные интересы и цели внешней политики, задачи и направления внешней политики. Ресурсы и средства реализации целей, результаты внешней политики и ее эффективность.
15. Какими ресурсами обладает государство в сфере внешней политики с точки зрения реалистского подхода?
Ответ: Государство обладает силовыми ресурсами: военно-стратегическими, экономическими, политико-дипломатическими.
16. Почему представители реалистской школы считают, что международные отношений носят конфликтный характер?
Ответ: С точки зрения реалистов, конфликт присущ отношениям между государствами с силу столкновения их интересов.
17. Сформулируйте разницу в характеристике международной системы между реалистами и либералами-интернационалистами.
Ответ: Реалисты считают международную систему конфликтной, а естественным регулятором баланс сил. Либералы исходят из совпадения универсального интереса всех государств – сохранение мира, отсюда основным регулятором считают международное право, как основу действий международной организации.
18. Назовите единственную универсальную межправительственную организацию в современной системе международных отношений.
Ответ: Организация Объединенных Наций.
19. Какая новая сферы обеспечения безопасности государства сформировалась в последние десятилетия?
Ответ: Сфера информационной безопасности.
20. Сформулируйте разницу между многополярностью и полицентризмом системы международных отношений.
Ответ: Многополярность – это баланс сил между несколькими великими державами, полицентризм – соотношение между многочисленными центрами сил на разных уровнях: глобальном и региональном; военно-политическом, политико-экономическом, политико-дипломатическом.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты со Ответствующего материала вопроса. Ответ не со Ответствует вопросу или вовсе не дан.




________________________________________
ПК-2: Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в сфере международного сотрудничества
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Прогностическая функция политологии заключается в:
А. Определении различных вариантов развития общества исходя из насущного положения дел, формирование прогнозов, моделирование будущих политических процессов и отношений;
Б. Выработке теоретических и методологических основ изучения политической действительности, а также политических категорий и законов;
Г. Сборе и анализе конкретных явлений и процессов политической жизни общества, выявление проблем и поиск их решений.
Ответ: А

2. Функция политологии, содержанием которой является выработка определенных рекомендаций для органов власти, называется:
А. Регулятивной;
Б. Мировоззренческой;
В. Прогностической.
Ответ: А

3. К теоретическим методам политологии относится:
А. Бихевиоризм;
Б. Опрос;
В. Контент-анализ.
Ответ: А

4. Что изучает политология в широком смысле?
А. Политическую систему общества;
Б. Степень со Ответствия проводимой государством внутренней и внешней политики реальным потребностям общества;
В. Политические линии поведения ключевых должностных лиц государства.
Ответ: А

5. Поведение человека является объектом исследования в:
А. Политическом бихевиоризме;
Б. Политическом консерватизме;
В. Политическом радикализме.
Ответ: А

6. Какие четыре основные парадигмы различают в политологии?
А. Теологическая, социальная, рационально-критическая, натуралистическая;
Б. Либеральная, консервативная, демократическая, тоталитарная;
В. Позитивистская, естественная, формалистская, бихевиористская.
Ответ: А

7. Кому принадлежит теория влияния климата на политическую деятельность людей?
А. Ж. Бодену;
Б. Ш. Л. Монтескье;
В. М. Веберу.
Ответ: А

8. Что с точки зрения биополитической парадигмы служит главным фактором политического поведения людей?
А. Чувства, физиологические инстинкты и биологические характеристики человека как звена в природной цепи;
Б. Психология человека, его мотивация, цели и принципы жизни;
В. Религиозность, вера в божественную сущность всех происходящих явлений, в том числе политических.
Ответ: А

9. Определенное воздействие на власть с целью принятия закона, выгодного лишь конкретной социально группе, называется:
А. Лоббизмом;
Б. Либерализмом;
В. Бихевиоризмом.
Ответ: А

10. «Синергия» – это
А. суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного.
Б. выявление самого эффективного средства взаимодействия между людьми.
В. совместное действие двух или нескольких органов.
Ответ: А

11. Какой тип задач не входит в алгоритм анализа международной ситуации?
А. Диагностический
Б. Прогностический
В. Конспирологический
Г. Операционный
Ответ: В
12. Верно ли утверждение, что неправительственные организации не являются международными акторами?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б
13. Какой из элементов не входит в модель внешней политики государства?

А. Интересы
Б. Цель и задачи
В. Параметры миропорядка
Г. Ресурсы
Д. Результаты
Ответ: В
14. Какой из инструментов не является ресурсом «мягкой силы»?
А. Массовая культура
Б. Дипломатия
В. Политические ценности
Г. Экономика
Ответ: Г
15. Верно ли утверждение, что в информационном пространстве происходит диффузия силового влияния государства?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как называется скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам?
Ответ: политическое манипулирование.

2. Что такое совокупность преобладающих в тот или иной момент времени оценочных суждений и представлений больших групп населения по актуальным проблемам общественного развития?
Ответ: общественное мнение.

3. Как называются социальные группы (сегменты), выделенные в процессе сегментации политического (электорального) рынка для узко направленного воздействия?
Ответ: адресные группы.

4. Как по-другому называется алгоритм разработки прогноза развития политики?
Ответ: метод прогнозирования.

5. Для чего используется анализ временных рядов?
Ответ: для объяснения событий прошлого и их прогнозирования.

6. Сколько этапов предполагает анализ конкретной конфликтной ситуации?
Ответ: семь.

7. На каких ключевых составляющих строится анализ решения?
Ответ: задача, альтернативы, модель, единица счета, критерий.

8. Каким по характеру является аспект в прогнозировании, показывающий, как рождается и формируется будущее, характеризующий его общую картину и влияющие на него факторы?
Ответ: онтологическим.

9. Каким является аспект, при котором прогноз исследуется как общенаучное понятие, сформулированное для выяснения объективного содержания процессов и результатов прогнозирования?
Ответ: логическим.

10. Что составляет базовую единицу анализа политической коммуникации?
Ответ: информационный поток.

11. В чем заключается бихевиористский метод в изучении политики?
Ответ: Это метод посредством конкретного исследования многообразных форм поведения субъектов политики.

12. В каком виде можно прогнозировать будущее?
Ответ: Только в виде альтернативных сценариев.

13. Какой вид анализа доминировал в XIX в. в объяснении и понимании политики?
Ответ: сравнительный анализ.

14. Какая модель строится в начале проведения исследования системы или модельного эксперимента?
Ответ: функциональная

15. Какой подход в организации мониторинга дает наилучший результат?
Ответ: комплексный подход.

16. Какой подход лежит в основе бихевиористской методологии?
Ответ: позитивистский.

17. Что лежит в основе классификации прогностических, актуальных и ретроспективных программ политического анализа?
Ответ: тип целей исследования.

18. В какой области формируются прогнозы в рамках внутриполитического прогнозировании?
Ответ: в области взаимоотношений между различными социальными группами в конкретном обществе.

19. Закономерности развития и функционирования каких систем используются во внутриполитическом прогнозировании?
Ответ: политических систем.

20. Основное назначение стратегического планирования:
Ответ: Стратегическое планирование – это процесс определения направления развития компании, который обычно выполняют ее руководители. Он включает в себя установление приоритетов и принятие решений о том, как будут распределяться ресурсы, в целях поддержки выработанной концепции.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты со Ответствующего материала вопроса. Ответ не со Ответствует вопросу или вовсе не дан.



ОПК-8: Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения прикладных исследований и консалтинга
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Являются ли верными суждения? А) Анализ информации в сфере внешней политики является ключевым этапом в последующей реализации внешнеполитического курса государства, адекватно отражающего национальные интересы. Б) Способность ориентироваться в международных процессах на основе качественной обработки информации не является показателем зрелости дипломатического корпуса.
А. верно только А
Б. верно только Б
В. оба суждения верны
Г. оба суждения неверны
Ответ: А

2. Системный подход - это
а. научный метод изучения действительности, при котором любой объект исследования рассматривается как система, при этом учитываются его существенные связи с внешней средой
б. способ объединения взаимосвязанных элементов в единую систему
в. система взглядов, которая претендует на научность, но которая не в состоянии соблюдать стандарты методологии и доказательств
Ответ: а

3. Какое из утверждений является неверным?
а. важнейшим из понятий системного подхода является структура
б. системы бывают открытого и закрытого типа
в. система не обладает способностью к саморегуляции
Ответ: в

4. Выберите два верных определения международной системы
а. это совокупность политических акторов, взаимодействие которых является достаточно регулярным для того, чтобы поведение каждого было необходимым фактором в расчетах всех других
б. это совокупность политических единиц, которые поддерживают между собой регулярные отношения и которые по причине присущего таким отношениям «плюрализма суверенитетов» могут быть втянуты в общую войну
в. это единый сложный природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и неживые компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии
Ответ: аб

5. Выберите три утверждения, отражающие взгляды идеологов Просвещения на международные отношения.
а. все народы имеют право на самоопределение
б. необходимо избегать союза с более сильным государством
в. недопустимо навязывать другим народам свои законы и обычаи
г. вечный мир пока невозможен из-за пороков правителей и их советников
Ответ: авг

6. Какая из характеристик либеральной школы теории международных отношений является неверной?
а. важнейшим условием достижения международной стабильности, мирового порядка и социального прогресса является развитие международного сотрудничества
б. современный мир является капиталистической мир-экономикой, которая состоит из ядра, полупериферии и периферии
в. по мере возникновения все большей взаимозависимости, государства менее склонны воевать друг с другом
Ответ: б

7. Выберите три характеристики постпозитивистской парадигмы в ТМО.
а. рациональное осмысление международных процессов
б. интерес к субъекту исследования
в. отрицание доминирования одного научного метода
г. сомнение в ценности эмпирических исследований
Ответ: бвг

8. Марксизм в теории международных отношений — это
а. парадигма, рассматривающая отношения между государствами через призму классовой борьбы и пролетарской революции
б. парадигма, исходящая из предположения о возможности мирного сосуществования государств благодаря глобализации
в. парадигма, в основе которой лежит идея о возможности предотвращения конфликтов между государствами путем распространения общих моральных принципов
Ответ: а

9. Выберите две верных характеристики реалистского направления в ТМО.
а. отношения между государствами базируются на их социальных взаимодействиях и поэтому они могут воспринимать друг друга как конкурентов или друзей, а не врагов
б. международная система по своей сути анархична, небезопасна и насильственна
в. уровень стабильности в международных отношениях во многом определяется балансом сил
Ответ: бв

10. Какое из утверждений о школе политического реализма является верным?
а. фактор силы в международной политике переоценен
б. государства должны следовать тем же моральным принципам, что и индивиды
в. мораль насаждается политически доминирующей группой
Ответ: в

11. Баланс сил — это
а. всемирный процесс интеграции между государствами
б. распределение мирового влияния между отдельными центрами силы, называемые полюсами
в. отказ от части собственного суверенитета в пользу создания международных институтов и со Ответствующего правового регулирования
Ответ: б

12. Выберите два верных определения критической теории международных отношений
а. Критическая теория – это подход, который подвергают критике доминирующие течения международных исследований — реализм и либерализм
б. Критическая теория – это направление исследования международных отношений, которая рассматривает международные отношения как производное от глобальной экономики
в. Критическая теория - это исследовательская парадигма, использующая такие методы, как включенные интервью и постструктуралистские методы анализа дискурса и текста (генеалогия, деконструкция)
Ответ: ав

13. Выберите две верных характеристики конструктивизма
а. ключевыми характеристиками конструктивизма являются идеи и идентичности
б. в конструктивизме используется понятие «агента» -негосударственного участника международных отношений
в. конструктивизм является самой старой школой в теории международных отношений
Ответ: аб

14. Какое количество великих держав, согласно концепции М. Каплана, должно присутствовать в международной системе, относящейся к типу «баланс сил»?
а. не менее двух
б. не менее пяти
в. не менее десяти
Ответ: б

15. Выберите три характеристики китайской школы международных отношений.
а. на китайскую парадигму изучения международных отношений оказывают влияние марксизм и классические западные теории, а также традиционная китайская философия
б. китайские исследователи уделяют большое внимание мирному характеру геополитического возвышения КНР
в. в китайской школе отсутствуют работы, посвященные анализу геополитической роли Китая
г. представители китайской школы широко используют понятие «мягкая сила»
Ответ: абг

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое интеллектуальная собственность?
Ответ: Интеллектуальная собственность является исключительным правом юридического или физического лица на результаты интеллектуальной деятельности, творческого труда (информационный продукт), имеющего конкретную ценность для собственника или владельца этих результатов.

2. Дайте определение аналитической работе.
Ответ: Аналитическая работа – это комплексное исследование различной целевой направленности, предназначенное для выявления, структуризации и изучения процессов и ситуаций.

3. Назовите основные стадии в процессе изучения информации.
Ответ: В процессе изучения информации выделяют три стадии: сбор/отбор, обработка и осмысление информации.

4. Какие источники информации являются прямыми (первичными)?
Ответ: К прямым источникам относят: 1) официальные источники, 2) мемуары и дневники, 3) материалы СМИ.

5. Что такое хостинг?
Ответ: Хостингом называют услугу по предоставлению ресурсов для размещения информации на сервере, постоянно имеющем доступ к сети Интернет.

6. Для чего используется система WordPress?
Ответ: WordPress – свободно распространяемая система управления содержимым сайта с открытым исходным кодом. Ее сфера применения —создание и ведение как блогов, так и веб-сайтов.

7. Что такое диаграмма?
Ответ: Диаграмма — это средство наглядного представления информации, заданной в виде таблицы чисел. Диаграммы позволяют графически представить числовые данные так, чтобы можно было с одного взгляда оценить взаимосвязи между отдельными значениями, отметить существующие различия и выявить тенденции в динамике процесса.

8. В чем заключаются особенности гистограммы?
– На гистограмме каждая точка данных представлена в виде вертикального столбца, высота которого соответствует значению этой точки данных. Шкала значений отображается на вертикальной оси, которая, как правило, расположена в левой части диаграммы. Гистограммы часто используются для сравнения дискретных наборов данных, а также для изображения различий между точками данных одного или нескольких рядов.

9. В чем состоят особенности научного текста?
Ответ: Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются синтаксические средства связи, указывающие 1) на последовательность развития мысли; 2) на противоречивые отношения; 3) на причинно-следственные отношения; на переход от одной мысли к другой; 4) на итог.

10. Как различаются тема и проблема аналитического текста?
Ответ: Тема – это намечаемый результат исследования, направленный на решение конкретной проблемы. Проблема – это неблагополучное положение в какой-либо области деятельности, т. е. расхождение между ожидаемым и фактическим состоянием дела.

11. Что такое объект исследования?
Ответ: Под объектом исследования понимается то явление (процесс), которое создает изучаемую автором проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя.

12. В чем состоит отличие предмета исследования от его объекта?
Ответ: Основным отличием предмета исследования от объекта является то, что предмет исследования является частью (одним из конкретных аспектов) объекта исследования. То есть под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта.

13. Дайте определение цели исследования.
Ответ: Цель должна отражать тот конечный результат, который собирается получить исследователь. Цель исследования обычно перекликается с темой работы.

14. Как следует формулировать задачи исследования?
Ответ: Задачами исследования являются конкретные действия, с помощью которых будет достигнута цель работы. При формулировании задач используются обороты: «раскрыть сущность», «обосновать», «выявить факторы», «показать специфику», «определить место» (не стоит писать «изучить» и т. д., так как это не сам результат, а лишь средство его получения).

15. Что предполагают хронологические рамки исследования?
Ответ: Хронологические рамки предполагают «нижнюю» (самую раннюю) и «верхнюю» (саму позднюю) границы. Как правило, они связаны с некими «знаковыми» рубежами, символизирующими качественные изменения в исследуемом предмете. «Верхней» границей может быть также современные события.

16. Что означают географические рамки исследования?
Ответ: Географические границы очерчивают тот пространственный ареал, на котором развивались (развиваются) исследуемые явления (территории отдельных регионов, стран, групп стран и т. д.).

17. Из каких основных структурных элементов состоит курсовая работа?
Ответ: Курсовая работа состоит из следующих структурных элементов: титульный лист; оглавление (или содержание); введение; основная часть (состоит из 2–3-х глав); заключение; список источников и литературы.

18. Какие элементы включает введение курсовой работы?
Ответ: Введение курсовой работы включает в себя следующие обязательные основные структурные элементы: актуальность темы исследования; степень ее разработанности; объект, предмет, цели и задачи; хронологические и географические рамки; методологию и методы исследования; новизну и практическую значимость работы.

19. В чем состоит основное отличие научной публикации от публикации в обычных СМИ?
Ответ: Научная публикация – это работа, созданная в результате научных исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Это доведение информации до научного сообщества посредством размещения в научных печатных и веб-изданиях. Научная публикация предназначена для информирования исследователей и специалистов о последних достижениях в разных областях науки. В отличие от статьи в научном журнале публикация на научную тему, размещенная в обычном СМИ, не имеет научного аппарата (библиографических ссылок и списка использованной литературы) и, как правило, написана на доступном для широкого читателя языке.

20. Что должна отражать аннотация научной статьи?
Ответ: Аннотация должна отражать цель исследования, основное содержание и новизну статьи в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению, а также полученные результаты.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты со Ответствующего материала вопроса. Ответ не со Ответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.
Приложения
Приложение 1.   ФОС МС ИТ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Трофимов В. В. Информационные технологии в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 Трофимов В. В. ; Отв. ред. Трофимов В. В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В 2 Т. ТОМ 1. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бизяев А.А. Информационные технологии. Практикум: учебное пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 American Political Science Association www.apsanet.org
Э2 National Center for Policy Analysis www.ncpa.org
Э3 Policy Analysis Cato Institute. www.cato.org
Э4 St. Mary's University Blume Library. International Relations Databases library.stmarytx.edu
Э5 UK Social Policy Association www.social-policy.org.uk
Э6 Wiley Online Library// (доступ по логину и паролю) onlinelibrary.wiley.com
Э7 Учебная дисциплина "Информационные технологии в прогнозно-аналитической деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
DjVuReader
XmindMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс направлен на освоение принципов организации аналитической и прогностической деятельности, ее основных элементов; методов, методик и процедур прикладного анализа в области международных отношений; информационно-технологического, программного обеспечения прогнозно-аналитической работы; современных баз, банков данных, информационных сетей и компьютерных технологий, используемых в политическом, внешнеполитическом анализе и прогнозировании.
Место дисциплины в структуре ООП.
Курс имеет взаимосвязи с такими курсами, как «Информационно-аналитическая деятельность в международной сфере» и «Ведение переговоров».
Формы работы делятся на традиционные (лекционные и практические занятия) и интерактивные (эвристическая беседа, презентация, дискуссия, «круглый стол», коллективные решения творческих задач).
При изучении каждой темы и при подготовке к семинару целесообразно:
— ознакомиться с методическим обеспечением изучаемой дисциплины, включающей тематический план и программу курса;
— просмотреть конспект лекций;
— руководствоваться рекомендованной учебной литературой, которая имеется в фондах университетской библиотеки;
— использовать возможности сайта библиотеки университета и другие информационные ресурсы Интернета.
При изучении учебного материала необходимо, прежде всего, разобраться в основных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия.
Важным аспектом самостоятельной подготовки является работа с библиотечным фондом. При изучении тем дисциплины рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов.
Одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации являются ресурсы сети Интернет. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым темам, написания эссе, рефератов.
При подготовке к семинарским занятиям необходимо углубленно познакомиться с рекомендуемой дополнительной литературой (по соответствующим темам). Проведение семинарских занятий и рассмотрение вопросов семинара возможно в форме дискуссий, «круглого стола», мини-конференции, заслушивания специально подготовленных эссе, сообщений или докладов.
Доклад должен включать в себя краткое вступление (постановку проблемы, характеристику источниковой базы и оценку степени изученности проблемы в науке, формулировку целей и задач), основную содержательную часть, представляющую собой последовательную реализацию поставленных задач и заключение, в котором должны быть суммированы основные выводы. Время выступления ограничивается 10—15 минутами. В ходе выступления нужно излагать подготовленный материал сообщения своими словами, допускается использование выдержек из текста, цитат. Основному докладчику могут назначаться по одному—два оппонента, которые должны объективно оценить выступление, при необходимости его дополнить, высказать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу. После выступления докладчика проводится обсуждение поставленных проблем, задаются вопросы.
При подготовке к экзамену следует ориентироваться на программу курса и учитывать распределение материала между лекционным курсом, семинарскими занятиями и самостоятельным изучением. Перечень тем и вопросов для самостоятельного изучения предлагается в начале изучения дисциплины. При подготовке ответа на экзамене необходимо учитывать содержание соответствующих вопросам разделов программы, это является важным критерием итоговой оценки.