МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные технологии в массмедиа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_Реклама и СО-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 18 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 12 12 22 22
Лабораторные 32 32 32 32 64 64
Сам. работа 66 66 37 37 103 103
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
Преподаватель, Боржиков Т.

Рецензент(ы):
к.соц.н., Доцент, Лапина Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные технологии в массмедиа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 17.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор А.В. Ковалева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 17.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор А.В. Ковалева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Компьютерные технологии в области медиа являются:
- ознакомление студентов с идеологией и технологией работы на компьютере, необходимыми для самоорганизации и приобретения новых знаний и умений в области информационно-коммуникационых технологий;
- формирование компьютерной грамотности и целостного представления о возможностях использования информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач в области медиа;
- овладение практическими навыками самоорганизации и самообразования при изучении программ и программных пакетов.
Задачи:
- ознакомление студентов с основными принципами использования информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач в медиа;
- получение практических навыков решения профессиональных задач в области медиа при помощи информационно-коммуникационных технологий;
- изучение способов создания медиа-контента на основе самоорганизации и самообразования, в том числе в сети Интернет.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы информатики и компьютерных технологий, необходимые для самоорганизации, самообразования и приобретения новых знаний и умений в области информационно-коммуникационных технологий; основные характеристики компьютера, компьютерных сетей и глобальной сети Интернет и методы работы в них, необходимые для решения профессиональных задач по обработке информации из различных источников и поиску информации и идей как на государственном языке Российской Федерации, так и на иностранном языке; основы растровой и векторной графики.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать для решения профессиональных задач различные компьютерные приложения, графические редакторы, информационные системы; на основе самоорганизации и самообразования разрабатывать, сопровождать, оценивать эффективность веб-проектов, в том числе внутрикорпоративных ресурсов; на основе самоорганизации и самообразования создавать ресурсы в сети Интернет и осуществлять целевое и поисковое продвижение сайтов, пользоваться сервисами облачного хранилища.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки работы с офисными документами, необходимых для решения профессиональных задач в области медиа; навыки работы с программами для создания и редактирования медиаконтента (AliveColors, Figma, kdenlive и др.) для решения профессиональных задач по поиску и обработке визуальной информации в сфере ПР и медиа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы компьютерных технологий и информатики, знание которых необходимо для самоорганизации, самообразования и получения новых знаний с помощью информационно-коммуникационных технологий.
1.1. Общая характеристика IT-технологий и информационных процессов (лекция) Лекции 2 2 ОПК-6 Л1.1
1.2. Общая характеристика IT-технологий и информационных процессов Сам. работа 2 8 ОПК-6 Л1.1
1.3. Информационное общество и его «компьютеризация» (лекция) Лекции 2 2 ОПК-6 Л1.1
1.4. Общая характеристика компьютеров, компьютерной среды и компьютерных приложений (лекция) Лекции 2 2 ОПК-6 Л1.1
1.5. Информационные системы и информационные технологии Сам. работа 2 8 ОПК-6 Л1.1
1.6. Поиск информации в интернете. Работа с браузерами Лабораторные 2 2 ОПК-6 Л1.1
1.7. Методы и особенности хранения электронной информации в облачных сервисах Лабораторные 2 1 Л1.1
Раздел 2. Применение приложений офисного пакета МойОфис для решения профессиональных задач по обработке информации.
2.1. Знакомство с эко-системой Mail.ru Лабораторные 2 1 ОПК-6 Л1.1
2.2. Знакомство с эко-системой Mail.ru Сам. работа 2 2 ОПК-6 Л1.1
2.3. Создание и редактирование текстовых документов в МойОфис Лабораторные 2 4 ОПК-6 Л1.1
2.4. Создание и редактирование текстовых документов в МойОфис Сам. работа 2 8 ОПК-6 Л1.1
2.5. Создание и редактирование табличных документов в МойОфис Лабораторные 2 4 ОПК-6 Л1.1
2.6. Создание и редактирование табличных документов в МойОфис Сам. работа 2 8 ОПК-6 Л1.1
Раздел 3. Применение программ создания медиаконтента для решения профессиональных задач по обработке информации
3.1. Основы растровой и векторной графики (лекция) Лекции 2 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Обработка растровых изображений в графическом редакторе AliveColors Лабораторные 2 12 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Обработка растровых изображений в графическом редакторе AliveColors Сам. работа 2 16 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Создание векторных изображений в графическом онлайн-редакторе Figma Лабораторные 2 8 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Создание векторных изображений в графическом онлайн-редакторе Figma Сам. работа 2 16 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Теория звука. Виды и устройства звукозаписи (лекция) Лекции 2 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
3.7. Обработка звука в профессиональном аудиоредакторе Audacity Лабораторные 3 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
3.8. Обработка звука в профессиональном аудиоредакторе Audacity Сам. работа 3 16 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
3.9. Теория видео: разрешение, битрейт, фреймрейт, цифровые стандарты Лекции 3 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
3.10. Характеристики и инструменты записи видеофайлов. Кодеки и видеоформаты (лекция) Лекции 3 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
3.11. Виды современных видеокамер. Настройка и эксплуатация (лекция) Лекции 3 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
3.12. Настройка и эксплуатация DSLR-камеры Сам. работа 3 8 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
3.13. Основы видеомонтажа. История видеомонтажа. Основные способы и механики монтажа видеороликов (лекция) Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
3.14. Видеомонтаж роликов в kdenlive и Movavi. Лабораторные 3 16 Л1.1, Л2.1
3.15. Видеомонтаж роликов в kdenlive и Movavi. Сам. работа 3 7 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Практическое применение онлайн-сервисов и стриминговых сервисов для решения профессиональных задач по обработке информации.
4.1. История развития, классификация, особенность и популярность современных онлайн-сервисов для работы с медиапродуктами (лекция) Лекции 3 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
4.2. Работа с онлайн-сервисами для разработки медиапродуктов Сам. работа 3 6 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
4.3. Стриминговые сервисы Лекции 3 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1
4.4. Создание и управление прямой трансляцией в OBS Studio Лабораторные 3 12 ОПК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Советов Б. Я., Цехановский В. В. Информационные технологии: М. : Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Колошкина И. Е., Селезнев В. А., Дмитроченко С. А Компьютерная графика: М. : Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лаврентьев А. Н., Жердев Е. В. Цифровые технологии в дизайне: М. : Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" www.e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э4 Курс в Moodle "Компьютерные технологии в области медиа" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Google Chrome
7-Zip
AcrobatReader
Kdenlive
Adobe Creative Cloud
Movavi Unlimited
Audacity
Figma (веб-версия)
МойОфис (веб-версия)
OBS Studio

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение дисциплины завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал,разъяснить темы, трудные для понимания,систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем:прочитайте учебный материал по теме лекциив учебниках и учебных пособиях,уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины,уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными,запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами,внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь,сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции,вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — это форма организации обучения, представляющая собой аудиторную самостоятельную практическую и исследовательскую работу студентов с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования и творчества под руководством преподавателя и по его заданию. Лабораторное занятие позволяет сформировать у студентов практические умения и навыки обращения с оборудованием и программным обеспечением, владение которыми составляет часть профессиональной практической подготовки.
Практическая работа как вид учебного занятия проводится в специально оборудованных учебных лабораториях (компьютерных классах). Продолжительность - два академических часа. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также проверка и обсуждение им итогов выполнения лабораторной работы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам:учебных и учебно-методических пособий;тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др;перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины;информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответыпредставляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.