МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_Реклама и СО-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 77
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 77 77 77 77
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. филол. наук, доцент, Янчевская К.А

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП "Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения) , Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 17.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.соц.наук, профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 17.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой д.соц.наук, профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является - обучение основным знаниям и навыкам профессиональной работы в отделах по рекламе и связям с общественностью в коммерческой и некоммерческой сферах,
- формирование возможности прикладного применения полученных знаний в организации работы отдела по рекламе и СО.
Для достижения цели ставятся задачи:
сформировать у студентов представление о функциях, задачах, принципах работы, статусе и структуре отделов по рекламе и связям с общественностью;
ознакомить студентов с принципами планирования и программирования, а также организации работы отделов по рекламе и связям с общественностью;
научить студентов методам организации работы агентств по РиСО;
освоение студентами приемы по реализации основных видов деятельности специалиста по рекламе и связям с общественностью применительно к той или иной сфере деятельности организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен разрабатывать и продвигать коммуникационный проект в сфере рекламы и связей с общественностью на всех этапах его жизненного цикла.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы организации работы рекламных служб и служб по связям с общественностью;
методы оперативного планирования работы в области РиСО;
механизмы оперативного контроля за рекламной работой, деятельностью по связям с общественностью;
типовые профессиональные функции в области рекламы и СО.
3.2.Уметь:
3.2.1.умеет анализировать, планировать и организовывать деятельность отдела по РиСО;
проводить мероприятия по повышению имиджа организации, продвижению товаров и услуг фирмы на рынок;
оценивать эффективность рекламной деятельности и связей с общественностью,
выполнять типовые профессиональные функции в области рекламы и СО.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подготовки отчета о деятельности,
навыками разработки управленческой документации,
навыками организации работы отдела/агентства по РиСО,
современными компьютерными программами по управлению деятельностью отделов/агентств по РиСО,
навыки реализации типовых профессиональные функции в области рекламы и СО.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Отдел рекламы и связей с общественностью в структуре организации
1.1. Отдел по связям с общественностью в системе организации Лекции 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Отдел по связям с общественностью в системе организации Сам. работа 8 6 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Структура отдела и должностные обязанности сотрудников Лекции 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Структура отдела и должностные обязанности сотрудников Практические 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Структура отдела и должностные обязанности сотрудников Сам. работа 8 6 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Особенности работы отдела в государственной, коммерческой структуре,НКО Лекции 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Особенности работы отдела в государственной, коммерческой структуре,НКО. Этические принципы деятельности Сам. работа 8 6 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Этические принципы деятельности Практические 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Сегменты в работе коммуникационного отдела: исследовательский, аналитический,творческий, производственный Лекции 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Исследовательский и аналитический сегменты в работе коммуникационного отдела. Практические 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Творческий сегмент. Креативные методики. Разработка фирменного стиля. Корпоративные издания и корпоративный сайт. Медиарелейшинз: информационный регламент Практические 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Сегменты работы отдела Сам. работа 8 6 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Производственный сегмент. Поддержание деловых отношений с типографиями, студиями компьютерной графики, съемочными группами и студиями звукозаписи. Подбор специалистов. Тендерные конкурсы Практические 8 4 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Моделирование отдела и сопроводительной документации работы отдела конкретной компании Сам. работа 8 20 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Бюджет и эффективность работы рекламного и PR-отделов
2.1. Формирование бюджета: принципы, подходы, методы Лекции 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Формирование бюджета: принципы, подходы, методы Практические 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Формирование бюджета: принципы, подходы, методы Сам. работа 8 5 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Способы оценки эффективности работы корпоративной службы по связям с общественностью Лекции 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Способы оценки эффективности работы корпоративной службы по связям с общественностью Практические 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Способы оценки эффективности работы корпоративной службы по связям с общественностью Сам. работа 8 8 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Организация работы коммуникационного агентства
3.1. Виды коммуникационных агентств и специфика организации их деятельности. Структуры агентств Лекции 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Виды коммуникационных агентств и специфика организации их деятельности. Структуры агентств Практические 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Основные виды документации, необходимой в работе агентств Практические 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Система управления и организации работы агентств Лекции 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Система управления и организации работы агентств Практические 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Механизмы организации работы агентств Практические 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Моделирование работы коммуникационного агентства Сам. работа 8 20 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Итоговый контроль Экзамен 8 27 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ОРОРиСО_2022.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Чумиков, М. Бочаров, С. Самойленко Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции : учебное пособие М. : Издательский дом «Дело», 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=442983
Л1.2 В.А. Евстафьев, А.В. Молин Организация и практика работы рекламного агентства : М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=385767
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, Н. Г. Швед. Реклама и связи с общественностью: введение в специальность : учебник для бакалавров М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/D247C072-61F5-4567-B5DB-E28112C7379C
Л2.2 Е.В. Исаенко, А.Г. Васильев Экономические и организационные основы рекламной деятельности : , 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Европейская конфедерация связей с общественностью (CERP)
Э2 Международная Ассоциация по связям с общественностью (IPRA)
Э3 Ассоциация компаний-консультантов в области общественных связей
Э4 Международный Комитет Ассоциаций компаний-консультантов в области связей с общественностью (ICCO)
Э5 Американское общество по связям с общественностью (PRSA)
Э6 Российская организация по связям с общественностью (РАСО)
Э7 Профессиональные веб-сайты
Э8 курс Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice
MicrosoftWindows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
307Д лаборатория проектирования интегрированных коммуникаций кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка AquariusIntelCeleron - 1 единица; телевизор: HD Samsung 22”; учебные пособия; плакаты; наглядные пособия; презентационные материалы
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Промежуточная аттестация курса завершается зачетом с оценкой. Изучение же курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет с оценкой. Подготовка к зачету с оценкой ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.