МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная риторика в рекламной и PR-деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_Реклама и СО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Валюлина Е.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная риторика в рекламной и PR-деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор А.В. Ковалева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор А.В. Ковалева


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Осмысление теоретических и практических сведений о риторике, овладение навыками различных жанров речей, а также наиболее эффективными риторическими технологиями. Для данного курса характерна практическая направленность: студентам предстоит освоить разные риторические технологии создания речей с учетом аудитории, что позволит выпускнику уверенно себя ощущать в профессиональной и его профессиональной сфере деятельности.
• изучение разными риторическими технологиями;
• развитие умений продуцирования риторически правильно построенных монологических устных и письменных текстов разных жанров
• развитие коммуникативных способностей и психологической готовности эффективно взаимодействовать с партнером по общению;
• развитие стремления выработать собственный риторический имидж.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен создавать рекламные, PR или иные комму-никационные продукты для государственных и бизнес-структур с учетом специфики разных каналов коммуникации
ПК-1.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд менеджмента; содержание методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта
ПК-1.2 Умеет: осуществлять выбор эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта и применять их с учетом специфики деятельности государственных и бизнес-структур
ПК-1.3 Владеет: навыками применения эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта (в том числе современных информационно-компьютерных и интернет-технологий, специализированных программных продуктов)
ПК-4Способен разрабатывать и продвигать коммуникационный проект в сфере рекламы и связей с общественностью на всех этапах его жизненного цикла.
ПК-4.1 Знает технологии разработки, реализации и продвижения коммуникационных проектов; особенности создания коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес структур
ПК-4.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью; использовать современные ИКТ, в том числе интернет-технологии и специализиро ванные программные продукты для разработки и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью
ПК-4.3 Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес структур; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ руководству организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.технологии разработки, реализации и продвижения коммуникационных проектов; особенности создания коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес-структур

3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью; использовать современные ИКТ, в том числе интернет-технологии и специализированные программные продукты для разработки и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес-структур; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ руководству организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Риторика как наука и искусство
1.1. Понятие риторики. Предмет и задачи риторики. История красноречия. Лекции 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Роды и виды красноречия. Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Роды и виды красноречия. Сам. работа 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Разделы классической риторики. Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Особенности классической риторики Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Особенности классической риторики Сам. работа 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Целевые установки речи. Общая и частная целевые установки. Типы речи согласно общим целевым установкам. Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Типы речи согласно общим целевым установкам. Сам. работа 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Особенности целевых установок Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Ритуальная, провокационная, императивная и убеждающая речь. Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Виды речевой деятельности Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Виды речевой деятельности Сам. работа 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Этические и психологические аспекты риторики
2.1. Основные типы коммуникабель ности людей. Лекции 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Эго-состояния и речевое общение (модель Э. Берна). Виды трансактов. Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Эго-состояния и речевое общение (модель Э. Берна). Виды трансактов. Сам. работа 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Нравственность и нравственные барьеры личности. Нравственные постулаты общения. Ложь как одна из коммуникативных функций. Лекции 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Нравственные постулаты общения. Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Принципы делового этикета. Лекции 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Нравственные постулаты общения. Сам. работа 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Речевой этикет: приветствие, обращение, представление, служебная субординация. Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Речевой этикет: приветствие, обращение, представление, служебная субординация. Сам. работа 2 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Оратор и аудитория. Типы аудиторий. Взаимодействие оратора и аудитории. Лекции 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Вербальные и невербальные средства достижения контакта с аудиторией. Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Вербальные и невербальные средства достижения контакта с аудиторией. Сам. работа 2 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Логика ораторской речи
3.1. Теория аргументации. Логическ ие основы убеждения. Лекции 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Коммуникативные особенности выдвижения тезиса. Аргументация. Практические 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Особенности аргументации Сам. работа 2 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Виды демонстрации аргументов. Лекции 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Основы полемического мастерства. Практические 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Основы полемического мастерства. Сам. работа 2 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Особенности публичного выступления Лекции 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.8. Основные особенности публичного выступления Практические 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.9. Подготовка к публичному выступлению Сам. работа 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Публичне выступления
4.1. Виды публичных выступлений. Лекции 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Виды планов публичных выступлений. Практические 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Виды публичных выступлений. Сам. работа 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Итоговый контроль Экзамен 2 27 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/login/index.phpПК-4
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПК-1: Способен создавать рекламные, PR или иные комму-никационные продукты для государственных и бизнес-структур с учетом специфики разных каналов коммуникации
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К основным понятиям риторики относится:
а. познание внутреннего и внешнего мира; строение фундамента принципа жизни; познание человека и его места среди других
б. объяснение форм познания разумом мира; законы развития интеллекта
в. Красноречие; изучение развития, построения и искусства художественного разговора
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Софизм в риторике:
а. Простое рассуждение. Апеллирование предположениями или поверхностными фактами
б. Сложное рассуждение. Нахождение нестандартных решений
в. Ограниченное рассуждение. Донесение мысли несколькими предложениями, содержащие факты
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Упражнение по риторике, использующееся до н. э. в школах:
а. Сочинение художественных текстов
б. Сочинение судебных речей
в. Составление описаний действий и предметов
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Условие популяризации риторики, а конкретнее, ораторства:
а. Демократия
б. Монархия
в. Капитализм
ОТВЕТ: а

Вопрос 5. Что включает в себя «красноречие»:
а. Преподнесение речи в убедительной форме
б. Сочетание слов в формах и фигурах речи
в. Изложение аргументов
ОТВЕТ: б

Вопрос 6. Наиболее ярким ритором в античности считается:
а. Аристотель
б. Горгий
в. Эмпедокл
ОТВЕТ: б

Вопрос 7. Первые книги по риторике в России были переведены:
а. 16 веке
б. 17 веке
в. 18 веке
ОТВЕТ: б

Вопрос 8. Что не входит в школьную риторику?
а. Не оценивать общение
б. Обыгрывать речевой жанр
в. Брать ответственность за сказанное
ОТВЕТ: а

Вопрос 9. Сколько видов опровержения выделяется в риторике?
а. Пять
б. Четыре
в.. Три
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. К какому периоду относится «вырождение» риторики?
а. Современность
б. Античность
в. Средневековье
ОТВЕТ: в

Вопрос 11. Основной аргумент о важности говорить внятно и точно принадлежит:
а. Цицерону
б. Сократу
в. Лисию
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Риторика – это наука о поиске истины:
а. обобщающей понятия реальности
б. построения и структуры речи
в. особого значения слова в жизни общества
ОТВЕТ: б

Вопрос 13. Какие черты соответствуют направлению софистической риторики?
а. Диалогический, смысловой
б. Авторитарный, гармонизирующий
в. Агональный, манипулирующий
ОТВЕТ: в

Вопрос 14. Речевое обращение считается успешным, и законченным если:
а. Собеседники достигли согласия
б. Доказательство преимущества одной стороны над другой
в. Зарождения противоречий или конфликта меж собеседниками
ОТВЕТ: а

Вопрос15. В риторике комплементы, шутки и заигрывания являются тактиками какого воздействия:
а. опосредованные
б. Косвенные
в. Непосредственные
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Назовите раздел риторики, изучающий вопросы произношения речи
ОТВЕТ: Демонстрация

Вопрос 2. От куда риторика пришла на территорию Руси?
ОТВЕТ: Византия

Вопрос 3. Какая теория бытовала в эпоху Возрождения
ОТВЕТ: О низком, среднем и высоком

Вопрос 4. Назовите создателя первой школы риторики
ОТВЕТ: Марк Фабий

Вопрос 5. Как называется раздел риторики, изучающий вопросы композиции текста
ОТВЕТ: Диспозиция

Вопрос 6. Какое государство провозгласило риторику царицей наук?
ОТВЕТ: Греция

Вопрос 7. В какой стране был открыт первый институт, изучающий устную и письменную речь
ОТВЕТ: в России

Вопрос 8. Как называется раздел риторики, изучающий вопросы украшения текста?
ОТВЕТ: Эллокуция

Вопрос 9. Как называют употребление слов, словосочетаний и выражений с двумя и больше значениями
ОТВЕТ: тропы

Вопрос 10. Как называется вопрос, не требующий ответа
ОТВЕТ: риторический

Вопрос 11. Как называется наука об истолкования смысла слова
ОТВЕТ: герменевтика

Вопрос 12. Код в речевой коммуникации — это
ОТВЕТ: язык

Вопрос 13.Регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения и т. д.
ОТВЕТ: вербальный этикет

Вопрос 14. Целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей, осуществляемое в форме, которая может унизить его чувство собственного достоинства
ОТВЕТ: защитно-агрессивное общение

Вопрос 15. Заключение речи, предполагающее подведение итогов, формулировку выводов
ОТВЕТ: суммирующее

Вопрос 16. Референция в речевой коммуникации – это …
ОТВЕТ: содержание сообщения

Вопрос 17. Целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на человека для достижения своих целей и состоящее из реакций, выражающих собственные оценки, стремления и цели.
ОТВЕТ: директивное общение

Вопрос 18. Перечислите основные компоненты речевой коммуникации по К. Шеннону и Р.Якобсону
ОТВЕТ: код, адресант, адресат, сообщение

Вопрос 19. Какие части в обязательном порядке должно включать публичное выступление
ОТВЕТ: вступление, основная часть, заключение

Вопрос 20. Перечислите не мене 3х невербальных сигналов, свидетельствующие о готовности вашего собеседника к общению
ОТВЕТ: поворот тела и носка ноги в вашем направлении, открытая поза, взгляд «глаза в глаза»

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ПК-4: Способен разрабатывать и продвигать коммуникационный проект в сфере рекламы и связей с общественностью на всех этапах его жизненного цикла.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Первый трактат по основам риторики принадлежал:
а. Тисий
б. Платон
в. Коракс
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. В Средневековье наиболее распространена была риторика для:
а. Академического красноречия
б. Церковной проповеди
в. Светских выступлений
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Риторика нового времени относится к периоду:
а. 18-19 веков
б. 19-20 веков
в. 20-21 века
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Продуцирование речи без непосредственного собеседника:
а. Слушание
б. Чтение
в. Письмо
ОТВЕТ: в

Вопрос 5. На протяжении скольких лет риторика продолжает свое существование, как наука?
а. 1,5 тыс. лет
б. 2 тыс. лет
в. 2,5 тыс. лет
ОТВЕТ: в

Вопрос 6. Что непозволительно для оратора по завершению его речи?
а. Кланяться, выходить на поклон
б. Извиняться, оправдываться
в. Аплодировать, благодарить за слушание
ОТВЕТ: б

Вопрос 7. Какой из наук относится риторика?
а. Социология.
б. Математика.
в. Лингвистика.
г. Филология.
д. -Философия.
ОТВЕТ: г

Вопрос 8. Ораторское искусство предполагает:
а. Объяснить сложные термины простым языком.
б. Добиться понимания у людей и веры у народа.
в. Удержать внимание публики.
г. В совершенстве овладеть дикцией.
ОТВЕТ: в

Вопрос 9 .Раздел (канон) классической риторики, связанный с аспектами культуры речи и языковой выразительности, в процессе которого мысль обретает словесное выражение.
а) инвенция;
б) диспозиция;
в) элокуция;
г) акция.
ОТВЕТ: в

Вопрос 10.Речь, самоцель которой – интерес и развлечение. В ней юмор, много личного,
ирония, карикатурность, преувеличение.
а) информационная;
б) воодушевляющая;
в) убеждающая;
г) развлекательная.
ОТВЕТ: г

Вопрос 11. Побуждающая речь – это ...
а) Речь, задача которой пробудить любопытство, дать новые представления о предмете речи. Она может быть построена в виде повествования, рассуждения, описания, объяснения.
б) Речь, которая должна заставить слушателя почувствовать потребность сделать то, о чѐм просит оратор.
в) Речь, стремящаяся определить образ мышления и поведения адресата (реципиента) с помощью логических доводов, доказать или опровергнуть какое
-либо положение.
г) Речь, содержащая прямой призыв к чувствам.
ОТВЕТ:б
Вопрос 12 .К какому из видов выступления можно отнести следующее высказывание.
Г.г. судьи и присяжные заседатели! Настоящее дело я должен начать одним приемом, собственно моей натуре неприятным, но вызываемым необходимостью, - банальным приемом, напоминающим тех певиц, которые перед тем, как открывается занавес, высылают кого-нибудь предуведомить публику, что они не в голосе. Три дня я борюсь не с обвинением (это вы могли видеть), а с самим собою. В то время, когда мне следовало лежать в постели, я исполняю одну из труднейших обязанностей, не имея возможности ни передать ее, ни отказаться от нее, что было бы тягостно для подсудимых, потому что им пришлось бы целых полгода еще дожидаться разрешения своей участи. (Плевако Ф.Н.)
а) внезапное вступление;
б) полемическое вступление;
в) тонкий подход;
г) прямое начало.
ОТВЕТ: б

Вопрос 13 .Вид заключительной части, эффективная концовка речи, несущая особую смысловую нагрузку –это ...
а) обобщение;
б) рекапитуляция;
в) полемическое заключение;
г) клаузула.
ОТВЕТ: а

Вопрос 14 .Стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально смысловой значимости.
а) градация;
б) период;
в) инверсия;
г) антитеза
ОТВЕТ: а

Вопрос 15 .Воздействие оратора на эмоции, чувства слушателей с целью заставить с помощью психологических уловок поверить, что истинность тезиса доказана.
а) умозаключение;
б) убеждение;
в) аргументация;
г) доказательство.
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ВОПРОСЫ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Как в проектном менеджменте называется итоговый документ, устанавливающий полный перечень работ проекта, их последовательность, взаимосвязь, сроки выполнения, продолжительность, исполнителей и ресурсы, необходимые для выполнения работ?
ОТВЕТ: Календарный план

Вопрос 2. Укажите название процедуры деления результатов проекта на меньшие, более управляемые компоненты до уровня пакетов работ
ОТВЕТ: Декомпозиция

Вопрос 3. Укажите название метода для определения продолжительности работ, при котором происходит сопоставление с результатами других проектов
ОТВЕТ: метод аналогии

Вопрос 4. Укажите метод определения продолжительности работ проекта, который учитывает объем работ и производительность труда
ОТВЕТ: количественный

Вопрос 5. Укажите как называется последовательность работ, которую можно выполнить с некоторой задержкой, не приводящей к увеличению длительности проекта
ОТВЕТ: некритический путь проекта

Вопрос 6. Укажите как называется время, необходимое одному человеку на выполнение данной работы
ОТВЕТ: трудоемкость работы

Вопрос 7. Вставьте пропущенный термин: «Управление временем осуществляется на всех этапах жизненного … проекта»
ОТВЕТ: цикл

Вопрос 8. Укажите в рамках какого метода определения продолжительности работы проекта эксперты письменно, независимо друг от друга оценивают ситуацию, затем каждый эксперт знакомится с оценками коллег и корректирует свою оценку
ОТВЕТ: метод Дельфи

Вопрос 9. Укажите как назначение дополнительных ресурсов на операцию, которое обычно приводит к увеличению стоимости проекта
ОТВЕТ: сжатие

Вопрос 10. Вставьте пропущенный термин: «Иерархическая структура работ представляет собой, по сути, перечень … проекта»
ОТВЕТ: задач

Вопрос 11. Аргумент это-
ОТВЕТ: одно или несколько связанных между собой утверждений (суждений), предназначенных для подтверждения истинности тезиса

Вопрос 12. Вставьте пропущенный термин: «Минимизация продолжительности проекта в условиях ограниченности ресурсов; минимизация стоимости проекта; равномерное распределение ресурсов относятся к задачам управления … проекта»
ОТВЕТ: временем

Вопрос 13. Опишите основные принципы публичного выступления.
ОТВЕТ: кратность, последовательность, целенаправленность, структурированность, результативность

Вопрос 14. Опишите три стиля руководства.
ОТВЕТ: Авторитарный метод управления характеризуется жесткими методами руководства. Власть есть только у руководителя, со стороны сотрудников нет инициативы . Его суть — диктаторство, приказы, наказания. При демократическом стиле руководства сотрудники имеют больше свободы и могут предлагать идеи, а также управлять своим временем и устанавливать срок выполнения задач. Управленец прислушивается к мнению подчиненных, но решение принимает самостоятельно. Руководитель следит за работой только на основной стадии работы и направляет команду в нужную сторону, также его задача — обеспечить условия и выделить бюджет. Коучинг — популярный способ управления в демократическом стиле. Команда разбирается в задачах с помощью наводящих вопросов управленца. Либеральный -
Такое управление еще называют попустительским. Стили менеджмента подразумевают разную степень свободы сотрудников, но в этом типе руководства она ничем не ограничена. Подчиненные не только выполняют задачи, но и полностью несут ответственность за результаты. Руководитель — часть коллектива, он ставит себя наравне с сотрудниками.

Вопрос 15. Что такое конфликт
ОТВЕТ: ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны

Вопрос 16. Опишите основные стратегии поведения в конфликте.
ОТВЕТ: приспособление (в ущерб своих интересов)
компромисс (взаимные уступки сторон)
сотрудничество (поиск общего решения)
конкуренция (соперничество сторон)
игнорирование (избегание решения конфликта)

Вопрос 17. Целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей, осуществляемое в форме, которая может унизить его чувство собственного достоинства
ОТВЕТ: защитно-агрессивное общение

Вопрос 18. Укажите название метода для определения продолжительности работ, при котором происходит сопоставление с результатами других проектов
ОТВЕТ: метод аналогии

Вопрос 19. Как называется наука об истолкования смысла слова
ОТВЕТ: герменевтика

Вопрос 20. Заключение речи, предполагающее подведение итогов, формулировку выводов
ОТВЕТ: суммирующее


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билете представлено 2 вопроса теоретического характера.


1. Представление о триединой сущности риторики. Предмет и задачи риторики.
2. Роды и виды красноречия.
3. Позиция автора, возбуждение интереса слушателей.
4. Взаимодействие оратора и аудитории. Лексические и психологические средства контакта.
5. Аудитория. Виды аудиторий.
6. Нравственность речи оратора.
7. Разделы классической риторики. Инвенция: тема и ее выбор, общая и конкретная цель.
8. Источники материала и его накопление. Топика. «Общие места».
9. Разделы классической риторики. Диспозиция: план, работа над конспектом, виды конспектов.
10. Композиция речи. Виды композиций.
11. Разделы классической риторики. Элокуция: языковые средства создания эмоциональности и оценочности речи.
12. Словесная наглядность. Тропы как средство создания наглядности речи.
13. Индивидуальные особенности личности в общении. Основные типы коммуникабельности людей.
14. Эго-состояния и речевое общение.
15. Доказательство как процесс.
16. Эмпирическая аргументация: обращение к опыту, примеры и иллюстрации.
17. Теоретическая аргументация: законы логики и ошибки, связанные с их нарушением.
18. Тезис и требования, предъявляемые к нему.
19. Аргумент и требования, предъявляемые к нему.
20. Основные способы демонстрации аргументов: дедукция, индукция, аналогия.
21. Неуниверсальные способы убеждения: традиция, авторитет, вера, интуиция, здравый смысл.
22. Некорректные способы убеждения: софизмы. Ловушки языка.
23. Спор и его виды. Основные правила ведения спора.
24. Полемические приемы. Уловки в споре.
25. Психологические особенности ораторской речи: монологичность, произвольность, организованность.
26. Психологические особенности ораторской речи: основные приемы установления контакта с аудиторией. Речь перед толпой и коллективом.
27. Психологические особенности ораторской речи: типы отношений «оратор–речь–аудитория», типы ораторов.
28. Слушание публичного выступления. Принципы эффективного слушания.
29. Спор. Разновидности спора. Общие требования к спору.
30. Корректные и некорректные способы ведения спора.
31. Предпосылки формирования красноречия в Древней Греции.
32. Роль софистов в разработке теории красноречия.
33. Чем интересна риторическая практика Горгия.
34. Теория «правдоподобия» Лисия.
35. Роль ораторского творчества Демосфена в его политической деятельности.
36. Вклад Сократа и Платона в развитие риторики Древней Греции.
37. Аристотель. Содержание и значение трактата «Риторика».
38. Древнеримская риторика: роль и значение Марка Тулия Цицерона в развитииораторского искусства.
39. Закат древнеримского красноречия. Марк Фабий Квинтилиан. Значение античной риторики в современной гуманитарной культуре.
40. Византийская патристика как восприемница риторических традиций античности.
41. Основные направления ораторского искусства Средневековья и Возрождения. Гомилетика. Риторика как составляющая европейского образования.
42. Развитие красноречия на Руси после принятия христианства (первые образцы ораторского искусства).
43. Риторическое наследие Кирилла Туровского.
44. Особенности риторического мастерства в «Поучении» Владимира Мономаха.
45. Традиции древнерусского красноречия. «Слово о полку Игореве».
46. Характерные черты российского красноречия от Ивана Грозного до Петра Великого.
47. Российское красноречие XVIIIвека. «Краткое руководство к риторике...» М.В. Ломоносова.
48. История создания первых русских учебников риторики XVIII - XIX вв.
49. Риторика в России конца Х1Х-начала ХХ вв. Судебное красноречие: А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П.С. Пороховщиков и др.
50. Риторика в России конца Х1Х-начала ХХ вв. Академическое красноречие: Грановский, Д.И. Менделеев, В.О. Ключевский и др.
51. Риторика в России ХХ века. Социально-политическое красноречие. Парламентская и митинговая речи. (А.Н. Милюков, П.А. Столыпин, В.И. Ленин, А.Ф. Керенский, Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий и др.)
52. Российская риторическая культура начала ХХIвека. Роль учреждений образования. СМИ в развитии риторической культуры.
53. Основные задачи неориторики. Рост значения речевого фактора в современной лингвистике и в развитии общества.

Оценка «Отлично» выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части темы, умение проиллюстрировать изложенное примерами, полно и подробно ответившим на вопросы практического занятия, способным самостоятельно формулировать вопросы по темам практического занятия.
Оценка «Хорошо» выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, полностью ответившим на вопросы практического занятия, но допустившим при ответах незначительные ошибки, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях.
Оценка «Удовлетворительно» выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, испытывающим затруднения при практическом применении теории, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы практического занятия, но показавшим знание структуры основного учебно-программного материала.
Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, не владеет терминологией, знанием основных методик, не способен формулировать свои мысли, применять на практике теоретические положения, ответить на вопросы практического занятия

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Костромина, Е.А. Риторика: учебное пособие ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272558
Л1.2 Кузнецов, И.Н. Риторика, или Ораторское искусство : учебное пособие ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117680
Л1.3 Александров, Д.Н. Риторика, или Русское красноречие : учебное пособие ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117682
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Виноградова С.М., Силин И.С. РИТОРИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Ивин А. А. Риторика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э4 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э5 Курс "Общая и профессиональная ритрика в рекламной и PR деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. В промежуточной аттестации курса выставляется зачет, а изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.

Практическое занятие – форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.