МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы исследований массовой коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость15 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_Реклама и СО-2022
Часов по учебному плану 540
в том числе:
аудиторные занятия 190
самостоятельная работа 350
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4
курсовая работа: 6, 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 15,5 18 16 17 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 0 0 0 0 0 0 0 0 10 10
Лабораторные 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 180 180
Сам. работа 26 26 108 108 72 72 72 72 72 72 350 350
Итого 72 72 144 144 108 108 108 108 108 108 540 540

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Милюкова А.Г.;Старший преподаватель, Жеребненко А.В.;к.филол.н., Доцент, Валюлина Е.В.;к.филол.н., Доцент, Янчевская К.А.;к.филол.н., Доцент, Комиссарова Л.М.;д.социол.н., Профессор, Ковалева А.В.;д.филол.н., Профессор, Халина Н.В.;к.социол.н., Доцент, Василенко И.А.

Рецензент(ы):
ООО "ПРАЙМ СИБИРЬ", директор, Дьячко В.П.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы исследований массовой коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать систему знаний о методологии и методике научного исследования в области рекламы и связей с общественностью;
сформировать умения разрабатывать программу и инструментарий эмпирического исследования;
сформировать навыки представления результатов исследований в форме курсовой работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен создавать рекламные, PR или иные комму-никационные продукты для государственных и бизнес-структур с учетом специфики разных каналов коммуникации
ПК-1.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд менеджмента; содержание методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта
ПК-1.2 Умеет: осуществлять выбор эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта и применять их с учетом специфики деятельности государственных и бизнес-структур
ПК-1.3 Владеет: навыками применения эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта (в том числе современных информационно-компьютерных и интернет-технологий, специализированных программных продуктов)
ПК-2Способен осуществлять маркетинговые исследования в области СМИ
ПК-2.1 Знает: маркетинговые технологии; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации
ПК-2.2 Умеет: находить и анализировать необходимую информацию, применять количественные и качественные методы анализа; выявлять факторы, определяющие потребительский спрос на продукцию СМИ, существенные характеристики целевой аудитории потребителей; составлять аналитические отчеты, проводить презентацию результатов маркетингового исследования
ПК-2.3 Владеет навыками: поиска статистической и аналитической информации, характеризующей ситуацию на рынке продукции СМИ; анализа имеющихся данных ситуации на рынке продукции СМИ; определения целевой аудитории по требителей продукции СМИ; контроля выполнения договора, приемки результатов маркетингового исследования, социологического опроса, иных работ и услуг, необходимых для анализа ситуации на рынке продукции СМИ
ПК-3Способен разрабатывать и представлять маркетинговые стратегии государственных и бизнес-структур для продвижения продукции СМИ
ПК-3.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд менеджмента; технологии сегментирования рынка, позиционирования продуктов и компаний, оценкикон курентоспособности продуктов и конкурентов; организацию системы сбыта и товародвижения, планирования оптовых и розничных продаж
ПК-3.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы в области маркетинга; интегрировать различные средства продвижения в комплекс маркетинговых коммуникаций; осуществлять планирование мероприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение
ПК-3.3 Владеет: навыками разработки концепции продвижения продукции СМИ, формирования коммуникационных целей и маркетинговых стратегий; выбора маркетинговых технологий и инструментов для до несения до потребителя необходимой информации
ПК-4Способен разрабатывать и продвигать коммуникационный проект в сфере рекламы и связей с общественностью на всех этапах его жизненного цикла
ПК-4.1 Знает технологии разработки, реализации и продвижения коммуникационных проектов; особенности создания коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес структур
ПК-4.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью; использовать современные ИКТ, в том числе интернет-технологии и специализиро ванные программные продукты для разработки и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью
ПК-4.3 Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес структур; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ руководству организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы организации и самообразования в сфере связей с общественностью и рекламы;
темы и основные подходы к исследованиям в сферах связей с общественностью и смежных социальных коммуникаций;
представление об основах учебно-исследовательского процесса;
виды исследований в сфере коммуникативных технологий связей с общественностью и рекламы, методологические основы курсовой работы, ее содержательные и формальные характеристики.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять способы самоорганизации и самообразования в сфере связей с общественностью и рекламы;
использовать полученные знания и аналитические методики в практической деятельности специалиста по СоиР;
собирать материал, литературу по теме курсовой работы;
составлять рефераты и курсовые работы по заданной теме; апробировать результаты научно-исследовательской работы в форме доклада на научной конференции, мультимедийной презентации, публикации материалов выступления в печати
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самоорганизации и самообразования в целях подготовки различных форм учебно-исследовательской работы студентов,
технологиями проведения исследований в сфере коммуникативных технологий, связей с общественностью и рекламы,
навыками написания доклада, отчета, аналитической справки, составления презентации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы научного исследования
1.1. Методология научного исследования в рекламе и связях с общественностью Лекции 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.2. Основные этапы научного исследования в рекламе и связях с общественностью Лекции 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Методы научного исследования в рекламе и связях с общественностью Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.4. Определение предметной области исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.5. Разработка методологического аппарата исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.6. Сбор, анализ и интерпретация эмпирических данных исследования Лабораторные 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.7. Оформление результатов эмпирического исследования Лабораторные 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.8. Публичная защита курсовой работы Лабораторные 3 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.9. Подготова теоретической и практической части исследовыания в рамках выбранной темы. Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Актуальные проблемы исследования
2.1. Определение предметной области исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.2. Разработка методологического аппарата исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.3. Оформление результатов эмпирического исследования. Лабораторные 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.4. Представление презентации по аналитическим материалам темы исследования Лабораторные 3 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.5. Подготовка презентации по аналитическим материалам темы исследования Сам. работа 3 20 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Актуальные проблемы исследования
3.1. Определение предметной области исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 4 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.2. Разработка методологического аппарата исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 4 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.3. Оформление результатов эмпирического исследования. Лабораторные 4 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Представление презентации по аналитическим материалам темы исследования Лабораторные 4 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Подготовка презентации по аналитическим материалам темы исследования Сам. работа 4 108 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Актуальные проблемы исследования
4.1. Определение предметной области исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 5 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.2. Разработка методологического аппарата исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 5 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.3. Оформление результатов эмпирического исследования. Лабораторные 5 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.4. Представление презентации по аналитическим материалам темы исследования Лабораторные 5 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.5. Подготовка презентации по аналитическим материалам темы исследования Сам. работа 5 72 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 5. Актуальные проблемы исследования
5.1. Определение предметной области исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 6 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.2. Разработка методологического аппарата исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 6 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.3. Оформление результатов эмпирического исследования. Лабораторные 6 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.4. Представление презентации по аналитическим материалам темы исследования Лабораторные 6 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.5. Подготовка презентации по аналитическим материалам темы исследования Сам. работа 6 72 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 6. Актуальные проблемы исследования
6.1. Определение предметной области исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 7 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.2. Разработка методологического аппарата исследований в рекламе и связях с общественностью Лабораторные 7 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.3. Оформление результатов эмпирического исследования. Лабораторные 7 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.4. Представление презентации по аналитическим материалам темы исследования Лабораторные 7 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.5. Подготовка презентации по аналитическим материалам темы исследования Сам. работа 7 72 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» -

Оценка сформированности компетенции:
ПК-1. Способен создавать рекламные, PR или иные коммуникационные продукты для государственных и бизнес-структур с учетом специфики разных каналов коммуникации.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. К основным признакам текста относятся:
а) связность
б) целостность
в) членимость
г) открытость
д) доступность
ОТВЕТ: а,б,в.

Вопрос 2. В чем проявляется связность текста?
а) проявляется через внешние структурные показатели, через формальную зависимость компонентов текста.
б) проявляется в абзацном делении текста.
в) проявляется как тематическое, концептуальное и модальное единство.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 3. Реклама – это?
а) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
б) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная определенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
в) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием определенных средств, адресованная определенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
г) информация, адресованная определенному кругу лиц, направленная на приращение паблицитного капитала
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. К признакам, составляющим своеобразие современного рекламного текста, можно отнести:
а) прагматичность
б) креализованность
в) лапидарность
г) эксплицитность
ОТВЕТ: а,б,в.
Вопрос 5. Логический, хорошо организованный и легко воспринимаемый. Все пространство рекламного объявления разделено прямыми вертикальными и горизонтальными линиями, каждая из секций четко предназначена либо для иллюстрации, либо для текста, либо для заголовка. Задача художника и копирайтера – найти верное их соотношение и местоположение на рекламе – это…
а) Макет рекламы «мондриан»
б) Макет рекламы «сетка»
в) Макет рекламы «окно»
ОТВЕТ: а.

Вопрос 6. К аналитическому жанру рекламного текста относится
а) Рекламный репортаж
б) Рекламный обзор
в) Рекламная статья
ОТВЕТ: б,в.

Вопрос 7. Перечислите жанры рекламного текста
а) информационный
б) аналитический
в) публицистический
г) социальный
ОТВЕТ: а,б,в.

Вопрос 8. Жанр, объединяющий описание нескольких рекламных событий или нескольких тем в рамках одного события: например, обзор выставки, с одной стороны, включает описание и анализ нескольких дней ее проведения, а с другой — основных экспонентов. Другим примером может служить обзор товарного ассортимента какой-либо фирмы с комментариями автора. Завершаться рекламный обзор должен подведением итогов, резюме – это?
а) Рекламный обзор
б) Рекламная статья
в) Рекламный отчет
г) Рекламная рецензия
д) Рекламная зарисовка
ОТВЕТ: а.

Вопрос 9. Из каких компонентов состоит рекламный текст?
а) заголовок; подзаголовок; основной рекламный текст (ОРТ); эхо-фраза/кода.
б) заголовок; основной рекламный текст (ОРТ);кода
в) основной рекламный текст (ОРТ); эхо-фраза/кода
ОТВЕТ: а.

Вопрос 10. Верно ли утверждение: «Успех рекламы на 90% зависит от заголовка.?
а) Да
б) Нет
ОТВЕТ: а.

Вопрос 11. Расшифруйте аббревиатуру модели рекламного текста ODS
а) предложение, дата, действие
б) внимание, желание, действие
в) проблема, внимание, решение
ОТВЕТ: а.

Вопрос 12. Фраза, заключающая рекламное сообщение. – это
а) эхо-фраза
б) ОРТ
в) Подзаголовок
г) ЛИД
ОТВЕТ: а.

Вопрос 13. Верно ли утверждение: «Согласно модели Дж.Р. Росситера и Л. Перси, под эффективной рекламной коммуникацией понимается последовательное формирование у потребителя осведомленности о марке, отношения к марке и поведения относительно марки (покупка, повторная покупка)»?
а) Верно
б) Неверно
ОТВЕТ: а.

Вопрос 14. Что тестирует Fog Index?
а) Понятность
б) Читабельность
в) Туманность
ОТВЕТ: а.

Вопрос 15. Что относится к компонентам коммуникативной эффективности?
а) когнитивный компонент
б) эмоциональный компонент
в) конативный компонент
г) лингвистический компонент
ОТВЕТ: а,б,в.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. К основным признакам текста относятся:
ОТВЕТ: связность, целостность, членимость

Вопрос 2. В чем проявляется связность текста?
ОТВЕТ: проявляется через внешние структурные показатели, через формальную зависимость компонентов текста.

Вопрос 3. Что такое реклама?
ОТВЕТ: информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вопрос 4. К признакам, составляющим своеобразие современного рекламного текста, можно отнести…
ОТВЕТ: прагматичность, креализованность, лапидарность

Вопрос 5. Макет рекламы «мондриан» – это?
ОТВЕТ: логический, хорошо организованный и легко воспринимаемый. Все пространство рекламного объявления разделено прямыми вертикальными и горизонтальными линиями, каждая из секций четко предназначена либо для иллюстрации, либо для текста, либо для заголовка. Задача художника и копирайтера – найти верное их соотношение и местоположение на рекламе.

Вопрос 6. Перечислите жанры рекламного текста
ОТВЕТ: публицистический, аналитический, информационный.

Вопрос 7. Что такое рекламный обзор?
ОТВЕТ: аналитический жанр, объединяющий описание нескольких рекламных событий или нескольких тем в рамках одного события: например, обзор выставки, с одной стороны, включает описание и анализ нескольких дней ее проведения, а с другой — основных экспонентов. Другим примером может служить обзор товарного ассортимента какой-либо фирмы с комментариями автора. Завершаться рекламный обзор должен подведением итогов, резюме.

Вопрос 8. Из каких компонентов состоит рекламный текст?
ОТВЕТ: заголовок; подзаголовок; основной рекламный текст (ОРТ); эхо-фраза/кода.

Вопрос 9. Расшифруйте аббревиатуру модели рекламного текста ODS
ОТВЕТ: предложение, дата, действие

Вопрос 10. Что такое эхо-фраза?
ОТВЕТ: это фраза, заключающая рекламное сообщение. Эхо-фраза играет значительную роль в рекламе, прежде всего, по¬тому, что средний потребитель читает начало (заголовок) и конец (эхо-фразу) рекламы. Поэтому именно эхо-фраза, воспроизводящая основную мысль ОРТ, способна увеличить эффективность реклам-ного сообщения в целом.

Вопрос 11. Что Дж.Р. Росситера и Л. Перси понимают под эффективной рекламной коммуникации?
ОТВЕТ: Согласно модели Дж.Р. Росситера и Л. Перси, под эффективной рекламной коммуникацией понимается последовательное формирование у потребителя осведомленности о марке, отношения к марке и поведения относительно марки (покупка, повторная покупка).

Вопрос 12. Что тестирует Fog Index?
ОТВЕТ понятность рекламного текста

Вопрос 13. Кем был разработан Fog Index, тестирующий понятность рекламного текста?
ОТВЕТ: Робертом Ганнингом

Вопрос 14. Что относится к компонентам коммуникативной эффективности?
ОТВЕТ: когнитивный компонент, эмоциональный компонент, конативный компонент

Вопрос 15. Перечислите группы заголовков, выделенные К. Бове и У. Аренс
ОТВЕТ: о полезных свойствах, провоцирующие, информативные, вопросительные, содержащие команду.

Вопрос 16. Перечислите основные типы ОРТ
ОТВЕТ: Информационный, логический, эмоционально-образный, смешанный.

Вопрос 17. Расшифруйте аббревиатуру модели рекламного текста РАS.
ОТВЕТ: проблема, внимание, решение.

Вопрос 18. Расшифруйте аббревиатуру модели рекламного текста 4U.
ОТВЕТ: полезность, срочность, уникальность, специфичность.

Вопрос 19. Расшифруйте аббревиатуру модели рекламного текста AIDA.
ОТВЕТ: внимание, интерес, желание, действие

Вопрос 20. Расшифруйте аббревиатуру модели рекламного текста РMHS.
ОТВЕТ: боль, усиление боли, надежда, решение.
ПК-2: Способен осуществлять маркетинговые исследования в области СМИ
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Сущность научного исследования составляет
1. Деятельность индивида по получению новых знаний, надежно обоснованных проверенными методами, средствами и критериями;
2. Специфическая целенаправленная деятельность по получению новых знаний, надежно обоснованных проверенными методами, средствами и критериями;
3. Специфическая целенаправленная деятельность по получению новых представлений об окружающем мире;
Ответ: 2

Вопрос 2: Метод познания – это …
1. Специальная процедура, состоящая из взаимосвязанных последовательных действий, операций приводящих к достижению поставленной цели, либо приближающих к ней;
2. Специальная процедура, состоящая из взаимосвязанных последовательных действий, операций приводящих к достижению поставленной задачи исследования;
3. Процедура, состоящая из действий приводящих к достижению поставленной цели, либо приближающих к ней;
4. Действия приводящие к достижению поставленной цели, либо приближающие к ней;
Ответ: 1

Вопрос 3: Методы познания:
1. Анализ, синтез, индукция;
2. Дедукция, аналогия, моделирование;
3. Абстрагирование, конкретизация, объяснение, формализация, наблюдение, эксперимент;
4. Все выше перечисленное;
Ответ: 4

Вопрос 4: Научное исследование должно начинаться
1. С литературного обзора;
2. С выбора темы;
3. С определения методов исследования;
4. Выбора руководителя;
Ответ: 2

Вопрос 5: Формулировка цели исследования отвечает на вопрос
1. Для кого исследуем?
2. Что исследуется?
3. Для чего исследуется?
4. Кем исследуется?
Ответ: 2

Вопрос 6: Задачи представляют собой этапы работы
1. По достижению поставленной цели
2. Дополняющие цель
3. Для дальнейших изысканий
Ответ: 3
Вопрос 7: Маркетинговые исследования – это: (множ.выбор)
1. сбор, упорядочивание, анализ и обобщение данных для обнаружения и решения сложных маркетинговых проблем;
2. глубокое изучение теории и практики маркетинга;
3. постоянно действующая система сбора, классификации, анализа, оценки и распространения маркетинговой информации;
4. деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга;
Ответ: 1

Вопрос 8: Какие виды работ не входят в маркетинговые исследо¬вания?
1. распространение информации;
2. сбор информации;
3. анализ информации;
4. прогнозирование;
Ответ: 1
Вопрос 9: Поисковое исследование – это:
1. сбор маркетинговой предварительной информации, которая поможет определить проблему и выдвинуть гипотезу;
2. маркетинговое исследование, которое проводится для того, чтобы точнее определить маркетинговые проблемы, ситуации или рынки, такие, как рыночный потенциал товара, или демографические характеристики и взгляды потребителей;
3. маркетинговое исследование по проверке гипотез о причинно-следственных отношениях;
4. предоставление текущей информации о деятельности фирмы, позволяющей более эффективно обслуживать запросы клиентов.
Ответ: 1

Вопрос 10: Рабочая гипотеза – это:
1. вероятностное предположение о причинах возникновения проблемы и путях их ликвидации;
2. разработанная система мероприятий по решению проблемы;
3. вероятностное предположение о сущности явлений и путях решения проблемы;
4. направление достижения цели маркетинга.
Ответ: 1

Вопрос 11: Что такое запрос на маркетинговое исследование?
1. Заявка на проведение маркетингового исследования от организации сторонней фирме.
2. Уровень спроса на услуги специализированных фирм по проведению маркетинговых исследований.
3. Документ, описывающий управленческую проблему и необходимую для ее решения информацию.
4. Письмо-требование руководителя организации отделу маркетинга провести запланированное маркетинговое исследование.
Ответ: 1

Вопрос 12: Проблема – это:
1. несоответствие текущего состояния желаемому;
2. область риска, требующая дополнительных затрат;
3. спрогнозированная величина снижения прибыли;
4. не достижение цели, поставленной маркетингом фирмы.
Ответ: 1

Вопрос 13: Наблюдение с заданной схемой регистрации событий, называется:
1. структурированным;
2. персональным;
3. скрытым;
4. лабораторным.
Ответ: 1

Вопрос 14: Анкетирование – это:
1. опрос респондентов с помощью документа в виде композиции вопросов и ответов;
2. выявление мнений и определение действий респондентов путём личного диалога;
3. визуальный осмотр изучаемого объекта;
4. анализ отношения автора к описываемым событиям.
Ответ: 1

Вопрос 15: Общность, на которую исследователь распространяет выводы, полученные в результате исследования, называется:
1. генеральная совокупность;
2. единицы наблюдения;
3. выборочная совокупность;
4. электорат.
Ответ: 1
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Как называется необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе или обществе?
Ответ: Закон
Вопрос 2: Как называется процесс систематического деления и упорядочения понятий и предметов?
Ответ: Классификация
Вопрос 3: Как называется распределение изучаемой совокупности объектов анализа на однородные группы по заданным признакам?
Ответ: Группировка
Вопрос 4: Как называется наука о формах и законах правильного мышления?
Ответ: Логика
Вопрос 5: Как называется совокупность основных способов и приемов получения новых научных знаний, закономерностей поведения и исследования объекта, обладающая высоким уровнем теоретической общности и универсальностью применения?
Ответ: Метод
Вопрос 6: Как называется описание объекта (предмета, процесса или явления) на каком-либо формализованном языке, составленное с целью изучения его свойств?
Ответ: Модель
Вопрос 7: Метод эмпирического познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств –это
Ответ: Наблюдение
Вопрос 8: Выделенная по некоторым правилам часть мира, на которое направленно познание или практическая деятельность – это
Ответ: Объект
Вопрос 9: Как называется способность системы сохранять текущее состояние при влиянии внешних воздействий?
Ответ: Устойчивость
Вопрос 10: Способ отражения объективной реальности (получения знания), возникший с возникновением жизни и непрерывно развивающийся от примитивного чувственного восприятия к абстрактному мышлению – это
Ответ: Познание
Вопрос 11: Воссоздание образа предмета или явления ненаблюдаемого в данный момент, но зафиксированного памятью, а так же, образ, созданный воображением, опирающимся на абстрактное мышление – это
Ответ: Представление
Вопрос 12: Как называется научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии какой-либо системы или объекта, и характеризующие это состояние показатели?
Ответ: Прогноз
Вопрос 13: Сторона предмета (объекта, процесса), которая обуславливает его различие или общность с другими предметами (объектами, процессами), или обнаруживается в его отношении с ними, это
Ответ: Свойство
Вопрос 14: Процесс (как правило — целенаправленный) гармоничного соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в нечто качественно новое, целое – это
Ответ: Синтез
Вопрос 15: Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее определённую целостность, единство – это
Ответ: Система
Вопрос 16: Как называется: один из возможных вариантов исхода, развития событий, сравниваемый с другим вариантом в целях выбора лучшего способа действий; необходимость выбора одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей; каждая из исключающих друг друга возможностей?
Ответ: Альтернатива
Вопрос 17: Логический вывод, вытекающий из предыдущих утверждений и предыдущих следствий – это
Ответ: Следствие
Вопрос 18: Как называется метод научного исследования, при котором в контролируемых и управляемых условиях получают знание относительно причинных связей между явлениями и объектами, либо обнаруживают новые свойства объектов или явлений?
Ответ: Эксперимент
Вопрос 19: Система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания для получения, обработки, хранения и применения знаний – это
Ответ: Язык науки
Вопрос 20: Как называется качество объекта, отражающее его внутреннее единство, его относительную автономность, независимость от окружающей среды?
Ответ: Целостность
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы курсовых работ по АПИ массовой коммуникации.

1. PR-стратегии в госсекторе.
2. PR-стратегии в коммерческом секторе в сегменте b2b.
3. PR-стратегии в коммерческом секторе в сегменте b2c.
4. PR-стратегии в работе НКО/благотоворительных фондов.
5. Госпаблики как инструмент взаимодействия власти и общества.
6. Особенности SMM продвижения на примере (салона красоты, магазина и т.д.)
7. Брендинг территории как инструмент формирования имиджа территории.
8. Особенности интернет-рекламы как инструмента продвижения (на примере).
9. Айдентика в рекламе.
10. Вирусный маркетинг как инструмент продвижения.
11. Этические аспекты вирусного маркетинга.
12. Инструменты формирования лояльности к бренду (на примере).
13. Особенности организации PR-службы в госучреждении.
14. Особенности организации PR-службы в коммерческой организации.
15. Подходы к сегментированию и определению целевой аудитории.
16. Технологии эффективного медиапланирования.
17. Технологии разработки стратегии и тактики PR-компании.
18. Технологии разработки стратегии и тактики рекламной компании.
19. Технологии разработки стратегии и тактики рекламной компании в интернете.
20. Планирование коммуникационной деятельности компании.
21. Реклама как инструмент интегрированных коммуникаций.
22. Коммуникационные стратегии.
23. Анализ архитектуры бренда.
24. Роль нейминг в процессе создания бренда.
25. CRM-системы как инструмент взаимодействия с потребителями.
26. Оценка эффективности рекламной кампании (на примере..)
27. Разработка системы KPI в SMM.
28. Разработка системы KPI в PR.
29. Разработка системы KPI в интернет-маркетинге.
30. Анализ мотивации потребителей.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета с оценкой/курсовой работы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый, вопрос раскрыт, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, но краткий, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_АПИ МК 2022.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Марочкина, С.С. Введение в специальность: реклама: учебное пособие ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114757
Л1.2 Антипов, К.В. Основы рекламы: учебник ЭБС «Университетская библиотека online», 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454031
Л1.3 Емельянов, С. М. Теория и практика связей с общественностью: учебное пособие для академического бакалавриата ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/463D79D1-24A2-40AE-8D02-BC0595D90A1D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гундарин, Михаил Вячеславович. Основы интегрированных коммуникаций: связи с общественностью : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э3 Энциклопедия маркетинга www.marketing.spb.ru
Э4 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э5 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э6 курс "Актуальные проблемы исследований массовой коммуникации", доц.Василенко И.А. portal.edu.asu.ru
Э7 курс Актуальные проблемы исследований в рекламе и СО, доц. Валюлина Е.В. portal.edu.asu.ru
Э8 курс Актуальные проблемы исследований в рекламе и СО, доц. Валюлина Е.В. portal.edu.asu.ru
Э9 курс Актуальные проблемы исследований в рекламе и СО, доц. Валюлина Е.В. portal.edu.asu.ru
Э10 курс Актуальные проблемы исследований в рекламе и СО, ст. преп. Жеребненко А.В. portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
307Д лаборатория проектирования интегрированных коммуникаций кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка AquariusIntelCeleron - 1 единица; телевизор: HD Samsung 22”; учебные пособия; плакаты; наглядные пособия; презентационные материалы

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается курсовой работой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
лабораторное занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Лабораторное занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На лабораторном занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.