МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы теории коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_Реклама и СО-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 43
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 43 43 43 43
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. филол. наук, , доцент, Комиссарова Л.М.

Рецензент(ы):
ООО "ПРАЙМ СИБИРЬ", директор, Дьячко В.П.

Рабочая программа дисциплины
Основы теории коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – всесторонне рассмотреть феномен коммуникации.
Задачи курса:
1.Систематизированное изложение основ теории коммуникации в широком научном контексте, включающем методологические, философские, социопсихологические, семиотические, лингвистические аспекты;
2.Освоение студентами базового научного аппарата современной коммуникативистики, методов исследования коммуникации;
3.Знакомство с основными уровнями социальной коммуникации, спецификой коммуникаций в различных сферах социальной жизни;
4.Акцентирование прагматических аспектов вербальной (устной и письменной) и невербальной коммуникации;
5.Выработка у студентов умений и навыков эффективного взаимодействия, определяющих высокий уровень коммуникативной компетентности в сферах профессионально ориентированной и бытовой коммуникации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен создавать рекламные, PR или иные комму-никационные продукты для государственных и бизнес-структур с учетом специфики разных каналов коммуникации
ПК-1.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд менеджмента; содержание методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта
ПК-1.2 Умеет: осуществлять выбор эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта и применять их с учетом специфики деятельности государственных и бизнес-структур
ПК-1.3 Владеет: навыками применения эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта (в том числе современных информационно-компьютерных и интернет-технологий, специализированных программных продуктов)
ПК-3Способен разрабатывать и представлять маркетинговые стратегии государственных и бизнес-структур для продвижения продукции СМИ
ПК-3.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд менеджмента; технологии сегментирования рынка, позиционирования продуктов и компаний, оценкикон курентоспособности продуктов и конкурентов; организацию системы сбыта и товародвижения, планирования оптовых и розничных продаж
ПК-3.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы в области маркетинга; интегрировать различные средства продвижения в комплекс маркетинговых коммуникаций; осуществлять планирование мероприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение
ПК-3.3 Владеет: навыками разработки концепции продвижения продукции СМИ, формирования коммуникационных целей и маркетинговых стратегий; выбора маркетинговых технологий и инструментов для до несения до потребителя необходимой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные концепции и методы изучения коммуникации; содержание основных философских, социологических, психологических, семиотических, кибернетических, лингвистических теорий социальной коммуникации;
законы, условия и факторы коммуникации;
характеристики языковой и коммуникативной личности, в том числе в профессиональной сфере;
специфику коммуникации в профессионально ориентированных сферах: особенности организационной, политической, публичной, рекламной и межкультурной коммуникации;
этапы и принципы планирования коммуникационных кампаний.
3.2.Уметь:
3.2.1.связать содержание деятельности специалиста по рекламе и связям с общественностью с основами коммуникативной грамотности;
применять полученные знания об особенностях коммуникации в профессиональной практике при выявлении и объяснении фактов и процессов коммуникации;
исполнять коммуникативную роль в соответствии с коммуникативной ситуацией в процессе организации коммуникационных кампаний и мероприятий;
применять знания в межличностной и групповой интеракции в процессе организации коммуникационных кампаний и мероприятий;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования основных положений и методов коммуникативистики для решения социальных и профессиональных задач; навыками установления, поддержания и развития межличностных и деловых отношений; навыками использования различных коммуникативных средств в зависимости от поставленной задачи; навыками планирования и организации коммуникационных кампаний и мероприятий;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение. Объект, предмет и методология курса
1.1. Диверсификация понятия коммуникация: универсальное, техническое, биологическое, социальное определения. Теория коммуникации в спектре научных дисциплин, междисциплинарные связи. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Аспекты теории социальной коммуникации. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Объект, предмет, методология курса. Базовый категориальный аппарат научной дисциплины «Основы теории коммуникации» Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основные парадигмы, теории и модели социальной коммуникации
2.1. Методологический плюрализм и полипарадигмальность теории коммуникации. Основные парадигмы исследования социальной коммуникации (по Р. Крейгу). Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Семиотические, лингвистические, когнитивные, интерпретативные теории коммуникации: Ф.де Соссюр, Ч.-С. Пирс, Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин, Р. Якобсон, Р. Барт, Ч.-С. Пирс, Ч. Моррис. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Основные парадигмы исследования социальной коммуникации (по Р. Крейгу). Эволюция и логика сменяемости парадигм Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Естественнонаучные (кибернетические, системные) теории коммуникации Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.5. Психологические теории коммуникации: интеракционизм, бихевиоризм Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.6. Социологические, философские и культурологические теории коммуникации Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.7. Структурализм и постструктурализм о коммуникации Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Эволюция социальной коммуникации и коммуникативные революции
3.1. Антропосоциогенез и коммуникация. Отличие социальной коммуникации от зоокоммуникаций. Основные вехи, закономерности эволюции социальной коммуникации. Коммуникативные революции и их социально-психологические последствия. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Информация и информационная деятельность
4.1. Информация, различные подходы к толкованию: философский, физико-биологический, формально-математический, социологический. Виды информации: физическая, биологическая, социальная. Виды информационных систем: естественные и искусственные. Человек и его роль в информационном развитии. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.2. Понятие информационной деятельности. Формирование, (де) кодирование, хранение, трансформация, использование информации. Свойства информации: новизна, доступность, сложность, достоверность, полнота, полезность. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.3. Информация, ее виды. Социальная информация, ее виды и уровни ма-нифестации. Теория информационного общества Практические 4 1 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.4. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 28 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Коммуникация как процесс и структура
5.1. Коммуникация как структура. Основные элементы коммуникативной структуры. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
5.2. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Виды коммуникации
6.1. Знаковые фигуры Communication studies Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-1.1 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Раздел 7. Семиотика коммуникации
7.1. Семиотические основы коммуникации. Семиотика как научная дисциплина в историческом ракурсе. Структурно-лингвистическое и логико-прагматическое направления семиотики. Основные понятия семиотики: знак, знаковые системы, семиозис. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-1.2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
7.2. Семиотическая триада (три измерения семиозиса) и средневековый тривий: семантика/синтактика/прагматика семиотики и логика/грамматика/риторика тривия. Классификация коммуникации по семиотическому основанию: вербальная и невербальная коммуникация. Невербальная коммуникация, ее сущность и функции. Лекции 4 1 ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
7.3. Семиотика. Основные понятия семиотики. Знак, его свойства. Типология знаков. Семиотическая триада. Практические 4 1 ПК-3.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
7.4. Семиотика. Вербальные и невербальные средства. Семиотический анализ коммуникации Практические 4 1 ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Речевая коммуникация
8.1. Речевая коммуникация. Теория речевых актов. Прагматический анализ коммуникации Практические 4 1 ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
8.2. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 7 ПК-3.1, ПК-1.1, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Субъекты коммуникации
9.1. Субъекты коммуникации. Лекции 4 1 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
9.2. Модели языковой и коммуникативной личности. Личностный анализ коммуникации Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Контакт в речевой коммуникации
10.1. Виды речевого контакта: акт общения и фатический акт. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
10.2. Коммуникация и индивидуальные психологические особенности человека. Коммуникабельность, харизматичность, способность к кооперации в речевом поведении как индивидуальные параметры коммуникативной личности. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Референт в речевой коммуникации
11.1. Референция – процесс (и результат) соотнесения слова (языка) и мира. Корректная и некорректная (девиантная) референция. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-1.2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
11.2. Референт в коммуникации Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-1.2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 12. Уровни коммуникации
12.1. Уровни коммуникации. Лекции 4 1 ПК-3.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
12.2. Интеракционный аспект межличностного взаимодействия. Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-1.2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
12.3. Внутриличностная и межличностная коммуникация Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-1.2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
12.4. Организационная коммуникация Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
12.5. Массовая коммуникация Практические 4 2 ПК-3.2, ПК-1.2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
12.6. Межкультурная коммуникация. Специфика русского коммуникативного поведения Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-1.2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 13. Профессионально ориентированные сферы коммуникации
13.1. Рекламная коммуникация, ее процессуально-структурная специфика . Основные модели рекламной коммуникации. Политическая коммуникация, ее процессуально-структурная специфика. Публичная коммуникация, ее процессуально-структурная специфика. Формы и жанры публичной коммуникации. Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-1.2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
13.2. Подготовка к практическим занятиям и зачету с оценкой Сам. работа 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4832#section-14

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3:

ПК-1: Способен создавать рекламные, PR или иные коммуникационные продукты для государственных и бизнес-структур с учетом специфики разных каналов коммуникации


ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА (15)

1. Задачей семиотики является изучение:
1) связи языка и мышления;
2) знака и знаковых систем;
3) культурных феноменов;
4) проблем естественного языка.
Ответ: 2

2. Кому из ученых принадлежит приоритет создания науки семиотики и классификации знаков?
1) Э. Бенвенисту;
2) Ч. Моррису;
3) Ч. Пирсу;
4) Ф. де Соссюру.
Ответ: 3

3. Семиотическое понятие текста означает:
1) линейную последовательность вербальных знаков;
2) плоскостное изображение;
3) объемное изображение;
4) совокупность любых взаимосвязанных знаков.

Ответ: 4

4. Операторный способ воздействия семиотического текста состоит в:
1) воздействии различных типов ощущений;
2) использовании различных видов шрифтов;
3) функционировании на плоскости;
4) его применении в сфере искусства.

Ответ: 1

5. Линейность, иконичность, пространственность и континуальность характеризуют в семиотической системе:
1) операторный способ;
2) сферу действия;
3) природу и число знаков;
4) тип функционирования.
Ответ: 4

6. Первичной моделирующей системой является:
1) естественный язык;
2) математический язык;
3) язык искусства;
4) язык музыки.
Ответ: 1

7. Особая роль естественного языка среди других семиотических систем заключается в:
1) его простоте;
2) его роли как универсального средства общения;
3) его функции переводчика;
4) его возможности различного написания.
Ответ: 2

8. Операциональная модель восприятия текста состоит из последовательных фаз:
1) предкоммуникативной – коммуникативной – посткоммуникативной;
2) буквальное значение – множественность смыслов;
3) грань понимания – очевидный смысл;
4) восприятие – интерпретация – понимание.
Ответ: 1

9. Посткоммуникативная фаза восприятия текста – это:
1) непосредственно сам процесс восприятия субъектом текста;
2) «переживание» текста в его положительном или отрицательном векторе в целом и в деталях в частности;
3) индивидуальные психологические установки субъекта;
4) нахождение субъекта в рамках очевидного буквального смысла и значения.
Ответ: 2

10. Интерпретацией называется:
1) работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в буквальном значении;
2) сложный многоступенчатый акт, включающий в себя как бессознательные, интуитивные, так и осознанные мыслительные операции;
3) различные индивидуальные психологические установки субъекта, иначе говоря, определенная настроенность человека на тот или иной тип восприятия;
4) структура ограничений.
Ответ: 1

11. Задача интерпретации состоит в:
1) точной передаче содержания произведения;
2) вербальной записи произведения, находящегося в других языковых формах;
3) придумывании своего смысла, отсутствующего непосредственно в тексте;
4) извлечении из текста максимума заложенных в него смыслов или сведение множества вариантов к некоему общему, единому смыслу.
Ответ: 4

12. Отражение картины мира в человеческом сознании зависит от:
1) индивидуальных особенностей субъекта восприятия;
2) самой отражаемой реальности;
3) как от индивидуальных особенностей субъекта восприятия, так и от самой отражаемой реальности;
4) особенностей действия установки восприятия.
Ответ: 3

13. «Структура ограничений» позволяет интерпретатору:
1) не отклоняться от «оси смыслов» и создавать непротиворечивую интерпретацию;
2) создавать обобщенную интерпретацию;
3) создавать детализированную интерпретацию;
4) создавать широкий спектр интерпретаций.
Ответ: 1

14. Наличие проблемы, объекта, субъекта истолкования и адресата интерпретации характеризует:
1) любую жизненную ситуацию;
2) процесс восприятия текста;
3) интерпретационную ситуацию;
4) предкоммуникационную фазу понимания текста.
Ответ: 3

15. Материальная оболочка, обозначаемый объект и правила интерпретации характеризуют, согласно Ч. Пирсу:
1) семиотический текст;
2) форму знака;
3) содержание знака;
4) знак в целом.
Ответ: 4

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА (10)

Вопрос 1. Чем объясняется высокий коммуникативный эффект событийного менеджмента?
Ответ: с психологической точки зрения это объясняется следующим образом.
1. Человек лучше запоминает то, что пережил на чувственном уровне.
2. Человек начинает «олицетворять» марку и испытывает благодарность за предоставленные возможность и опыт общения с ней.
3. Публика лучше воспринимает то, о чем производитель говорит «ненавязчиво», поскольку участие в специальном событии происходит добровольно и у людей сохраняется ощущение собственного выбора.
Вопрос 2. К видам мероприятий событийного менеджмента относятся:
1. Информативные (обучающие семинары, конгрессы, круглый стол, конференции).
2. Развлекательные (выпуск первой партии товара; награждение тысячного покупателя; день рождения компании).
3. Досуговые – ориентированные на общение и развлечения (концерты; фестивали; праздники).
Вопрос 3. Какие цели достигаются с помощью событийного менеджмента?
Посредством инструментария событийного менеджмента достигаются следующие цели.
1. Построение успешного бренда.
2. Создание нового информационного повода для PR-кампании.
3. Яркий запуск продукта на рынок.
4. Позиционирование марки, управление имиджем компании.
5. Продвижение марки благодаря продвижению события-бренда.
6. Формирование лояльных групп потребителей.
7. Продвижение товаров импульсного спроса.
8. Повышение продаж в долгосрочном периоде.
9. Создание word-of-mouth эффекта.
10.Формирование «командного духа» среди сотрудников.

Вопрос 4. В чем заключаются принципиальные отличия событийного менеджмента от других типов коммуникационной активности?
Принципиальные отличия событийного менеджмента от любой другой коммуникационной активности состоят в следующем:
1) событийный менеджментг позволяет компаниям своевременно уделять внимание клиентам, которые находятся на стадии принятия решений в отношении продуктов и услуг;
2) событийный менеджмент является своеобразным миксом ATL, BTL и PR, благодаря чему воздействует сразу по нескольким коммуникационным каналам;
3) раскрученное событие само становится брендом, что позволяет широко использовать его при построении дальнейшей стратегии компании;
4) мероприятие событийного менеджмента имеет «долгоиграющий» эффект, поскольку начинается задолго до события в анонсах, афишах, пресс-конференциях и продолжается в последующих сообщениях в СМИ;
5) участники событийного менеджмента могут рассматриваться как большая фокус-группа, на которой компания апробирует свои предложения. В ходе мероприятия специалисты накапливают знания о потребителе, в ряде случаев позволяющие избежать лишних расходов на исследования;
6) на мероприятии событийного менеджмента можно организовать прямые продажи товара;
7) высокая креативность и гибкость, заложенные в событийном менеджменте, позволяют выстраивать оригинальные программы для компаний различных сфер деятельности и с разными финансовыми возможностями;
8) использование событийного менеджмента возможно там, где реклама запрещена или не действует.

Вопрос 5. Чем различаются событийный менеджмент и событийный маркетинг?
Событийный маркетинг – это направление бизнеса. Событийный менеджмент – это комплексное управление событием.
Вопрос 6. На основе анализа избранного события ответьте на следующий вопрос
Согласовано ли основное сообщение, транслируемое в событии с ценностями бренда компании-заказчика?
Свободный ответ.
Вопрос 7. Предлагается ли клиенту товар/услуга с уникальным торговым предложением?
Свободный ответ.
Вопрос 8. Какое уникальное эмоциональное предложение реализуется в специальном мероприятии?
Свободный ответ.
Вопрос 9. Соответствует ли айдентика события стилистике и айдентике бренда продвигаемой компании?
Свободный ответ.
Вопрос 10. Какие способы взаимодействия, активности предлагались клиенту на мероприятии?
Свободный ответ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3:
Способен разрабатывать и представлять маркетинговые стратегии государственных и бизнес-структур для продвижения продукции СМИ


ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА (15)


1. Изначально материальность формы знака фиксируется:
1) в человеческих ощущениях;
2) в письменной записи;
3) в рисунке;
4) в аудиальной записи.
Ответ: 1

2. Социальность знака состоит в его:
1) наглядности;
2) коммуникативности;
3) эстетичности;
4) воспроизводимости.
Ответ: 2

3. Системность как обязательное свойство знака предполагает:
1) наличие хотя бы двух взаимосвязанных элементов;
2) частое, систематическое употребление того или иного знака;
3) сходство одного знака с другим;
4) цепочку однородных знаков.
Ответ: 1

4. Преднамеренное использование знака продиктовано:
1) однократным его применением;
2) не известными его свойствами;
3) его неактуальностью;
4) его целевым использованием.
Ответ: 4


5. Воспроизводимость – важнейшее свойство знака, означающее, что:
1) в акте коммуникации знак не создается впервые, а повторяется, т. е. уже существует до того;
2) знак легко запоминается, если часто повторяется;
3) чем чаще мы его используем, тем более благоприятное действие знак оказывает;
4) при частом воспроизведении знак теряет свои знаковые свойства.
Ответ: 1

6. Денотатом знака является:
1) типичный образ – представитель класса предметов, воплощенный в знаке;
2) внешняя оболочка знака;
3) значение знака;
4) конкретный образ.
Ответ: 1


7. Ассоциация, связывающая форму и денотат знака, есть:
1) функция знака;
2) значение знака;
3) образ знака;
4) отражение знака.
Ответ: 2


8. «Треугольник Г. Фреге» определяет:
1) равное положение формы, денотата и значения знака;
2) отношение между формой и денотатом;
3) отношение между формой и значением;
4) тип внутризнаковых отношений.
Ответ: 4


9. Знаки-изображения называются:
1) символическими знаками;
2) индексальными знаками;
3) иконическими знаками;
4) признаками.
Ответ: 3

10. Тип знака, который не дает никакого представления о содержании и действие которого основано на установленной по соглашению связи означающего и означаемого, называется:
1) иконическим знаком;
2) индексальным знаком;
3) признаком;
4) конвенциональным знаком.
Ответ: 4

11. Знак, форма и денотат которого находятся в отношениях пространственной и временной смежности, называется:
1) символическим знаком;
2) индексальным знаком;
3) знаком-признаком;
4) иконическим знаком.
Ответ: 2

12. Фотография, рисунок, географическая карта, диаграмма могут быть отнесены к типу знаков, который характеризуется следующим образом:
1) форма и денотат находятся в отношениях пространственной и временной смежности;
2) форма берет на себя функции значения – она сама по себе есть информация о денотате;
3) форма ни в каком отношении не сходна с денотатом;
4) форма слегка похожа на денотат.
Ответ: 2

13. Дорожные знаки, оскал собаки, лужа после дождя относятся к знакам:
1) символам;
2) индексам;
3) признакам;
4) иконам.
Ответ: 2

14. Мотивированные и немотивированные знаки отличаются друг от друга тем, что:
1) форма выражения первых осознается как неслучайная по отношению к денотату;
2) форма выражения первых случайна по отношению к денотату;
3) форма выражения первых случайна, а денотат неслучаен;
4) форма выражения первых неслучайна, а денотат случаен.
Ответ: 1
15. Означающее и означаемое – это:
1) две стороны одного знака – форма и содержание;
2) односторонняя сущность знака;
3) мотивированность формы;
4) многозначность содержания.
Ответ: 1 1

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА (10)

Вопрос 1. Чем объясняется высокий коммуникативный эффект событийного менеджмента?
Ответ: с психологической точки зрения это объясняется следующим образом.
1. Человек лучше запоминает то, что пережил на чувственном уровне.
2. Человек начинает «олицетворять» марку и испытывает благодарность за предоставленные возможность и опыт общения с ней.
3. Публика лучше воспринимает то, о чем производитель говорит «ненавязчиво», поскольку участие в специальном событии происходит добровольно и у людей сохраняется ощущение собственного выбора.
Вопрос 2. К видам мероприятий событийного менеджмента относятся:
1. Информативные (обучающие семинары, конгрессы, круглый стол, конференции).
2. Развлекательные (выпуск первой партии товара; награждение тысячного покупателя; день рождения компании).
3. Досуговые – ориентированные на общение и развлечения (концерты; фестивали; праздники).
Вопрос 3. Какие цели достигаются с помощью событийного менеджмента?
Посредством инструментария событийного менеджмента достигаются следующие цели.
1. Построение успешного бренда.
2. Создание нового информационного повода для PR-кампании.
3. Яркий запуск продукта на рынок.
4. Позиционирование марки, управление имиджем компании.
5. Продвижение марки благодаря продвижению события-бренда.
6. Формирование лояльных групп потребителей.
7. Продвижение товаров импульсного спроса.
8. Повышение продаж в долгосрочном периоде.
9. Создание word-of-mouth эффекта.
10.Формирование «командного духа» среди сотрудников.

Вопрос 4. В чем заключаются принципиальные отличия событийного менеджмента от других типов коммуникационной активности?
Принципиальные отличия событийного менеджмента от любой другой коммуникационной активности состоят в следующем:
1) событийный менеджментг позволяет компаниям своевременно уделять внимание клиентам, которые находятся на стадии принятия решений в отношении продуктов и услуг;
2) событийный менеджмент является своеобразным миксом ATL, BTL и PR, благодаря чему воздействует сразу по нескольким коммуникационным каналам;
3) раскрученное событие само становится брендом, что позволяет широко использовать его при построении дальнейшей стратегии компании;
4) мероприятие событийного менеджмента имеет «долгоиграющий» эффект, поскольку начинается задолго до события в анонсах, афишах, пресс-конференциях и продолжается в последующих сообщениях в СМИ;
5) участники событийного менеджмента могут рассматриваться как большая фокус-группа, на которой компания апробирует свои предложения. В ходе мероприятия специалисты накапливают знания о потребителе, в ряде случаев позволяющие избежать лишних расходов на исследования;
6) на мероприятии событийного менеджмента можно организовать прямые продажи товара;
7) высокая креативность и гибкость, заложенные в событийном менеджменте, позволяют выстраивать оригинальные программы для компаний различных сфер деятельности и с разными финансовыми возможностями;
8) использование событийного менеджмента возможно там, где реклама запрещена или не действует.

Вопрос 5. Чем различаются событийный менеджмент и событийный маркетинг?
Событийный маркетинг – это направление бизнеса. Событийный менеджмент – это комплексное управление событием.
Вопрос 6. На основе анализа избранного события ответьте на следующий вопрос
Согласовано ли основное сообщение, транслируемое в событии с ценностями бренда компании-заказчика?
Свободный ответ.
Вопрос 7. Предлагается ли клиенту товар/услуга с уникальным торговым предложением?
Свободный ответ.
Вопрос 8. Какое уникальное эмоциональное предложение реализуется в специальном мероприятии?
Свободный ответ.
Вопрос 9. Соответствует ли айдентика события стилистике и айдентике бренда продвигаемой компании?
Свободный ответ.
Вопрос 10. Какие способы взаимодействия, активности предлагались клиенту на мероприятии?
Свободный ответ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Аспекты теории социальной коммуникации: онтологический, гносеологический, методологический и функциональный.
2. Законы коммуникации.
3. Условия («законы») коммуникации.
4. Методы теории коммуникации.
5. Функции теории коммуникации.
6. Информация, различные подходы к толкованию.
7. Виды социальной информации. Уровни манифестации семантической информации.
8. Коммуникативный процесс. Типы коммуникации по процессуальному признаку.
9. Коммуникация как структура. Характеристика элементов коммуникационной структуры.
10. Проблема информационной безопасности личности и общества. Информационная война, ее технологии.
11. Парадигмы в понимании коммуникации (по Р. Крейгу).
12. Коммуникативные барьеры.
13. Виды коммуникации.
14. Процессно-информационный подход к коммуникации: общая характеристика.
15. Математическая модель коммуникации К. Шеннона-У Уивера
16. Социально-психологическая модель коммуникации Т. Ньюкомба (А-В-Х модель)
17. Пятивопросная модель коммуникации Г. Лассуэлла.
18. Макросоциологические концепции коммуникации Т. Парсонса и Н. Лумана.
19. Вклад В. Шрамма в коммуникативистику.
20. Вклад Г. Лассуэлла в коммуникативистику и политологию.
21. Бихевиоризм о сущности коммуникации. Йельская школа убеждающей коммуникации.
22. Структурализм о сущности коммуникации. Спектрально-диалектический подход к анализу коммуникации.
23. Философские концепции коммуникации: экзистенциализм и персонализм.
24. Теории интеракционизма о коммуникации.
25. Драматургический подход к коммуникации, или теория управления впечатлениями.
26. Критические теории коммуникации. Франкфуртская школа.
27. Категориальный аппарат теории коммуникации.
28. Антропосоциогенез и происхождение социальных коммуникаций.
29. Коммуникационные революции.
30. Закономерности развития социальной коммуникации.
31. Теории глоттогенеза.
32. Происхождение и развитие письменности, социокультурные последствия появления письма.
33. Ю. Хабермас о коммуникационном дискурсе и публике.
34. Й. Хейзинга: игровая модель коммуникации.
35. Семиотическая парадигма в концепции Р. Крейга – общая характеристика.
36. История семиотики как научной дисциплины. Основные персоналии. Структурно-лингвистическая и логико-прагматическая семиотические школы.
37. Знак, структура знака, сущностные характеристики знаков.
38. Типология знаков (по Ч. Пирсу). Знаковые системы в онтогенезе и филогенезе (по А. Соломонику).
39. Семиотическая триада (три измерения семиотики): семантика, синтактика, прагматика.
40. Место естественного языка среди других знаковых систем. Язык/речь. Речь как способ коммуникации.
41. Вербальные и невербальные знаки: общее и различное. Теория невербальной утечки информации.
42. Невербалика: кинесика, окулесика, паралингвистика, такесика, проксемика, хронемика, ольфакция, густика, системология.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
43. Прагматический подход к коммуникации. Теория речевых актов. Классификация речевых актов по Дж. Сёрлю.
44. Коммуникативный кодекс. Принцип кооперации Г.П. Грайса: максимы. Принцип вежливости Дж. Лича: максимы. Конфликты максим.
45. Адресант и адресат. Социальный статус и роль. Индикация социального статуса. Социальные, психологические, речевые, коммуникативные роли.
46. Стили речевого коммуникативного поведения: классификации К. Левина, А. Адлера, К. Хорни, Дж. Луфта-Х. Ингхэма.
47. Стили речевого коммуникативного поведения: классификации Е.Л. Доценко, В.А. Горяниной, О. Гойхмана-Т. Надеиной. Стратегии межличностного взаимодействия (Э. Берн и др.).
48. Языковая личность. Модель языковой личности (по Ю.М. Караулову). Факторы формирования языковой личности.
49. Коммуникативная личность. Трансакционная модель коммуникативной личности (по Д.П. Гавра).
50. Коммуникативное поведение личности. Коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика. Коммуникативные права личности.
51. Коммуникация как процесс. Процессуальная характеристика волевой и импульсивной коммуникации.
52. Коммуникация как структура. Характеристика элементов структуры.
53. Информация и информационная деятельность. Виды социальной информации.
54. Коммуникативный акт и референт, референция. Выбор и презентация референта: нейтральная, позитивная и негативная презентация. Некорректная (девиантная) референция.
55. Правила транспорта референта в коммуникативном акте.
56. Внутриличностная коммуникация. Драматизм внутриличностной коммуникации.
57. Диалектика личностного и безличностного в коммуникациях. Ключевые характеристики межличностной коммуникации.
58. Аксиоматика межличностного взаимодействия (по П. Вацлавику).
59. Психологические основы межличностного взаимодействия. Мотивационные теории.
60. Эффекты восприятия. Трудные ситуации в общении.
61. Речевое и неречевое поведение в межличностном взаимодействии. Трудности вербальной коммуникации: когда язык создает проблемы.
62. Конфирмация и дисконфирмация. Язык понимания и поддержки.
63. Пространственные отношения в межличностном взаимодействии: структурирование пространства, дистанции взаимодействия.
64. Характеристики малой группы. Структуры малой группы. Социометрические и коммуникативные структуры. Классификации групп.
65. Функции групповой коммуникации. Лексика и грамматика коммуникации в малой группе. Средовые аспекты коммуникации в малой группе.
66. Лидер группы. Виды и стили лидерства.
67. Понятие организации. Внутренняя и внешняя среда организации.
68. Внутренние и внешние коммуникации организации: проблемы и методы оптимизации.
69. Модель руководителя организации. Терминаторный (деструктивный) менеджмент.
70. Массовая коммуникация: общая характеристика. Структура, функции, основные виды массовой коммуникации. Эффективность массовой коммуникации.
71. Теории и модели массовой коммуникации (3-4 на выбор).
72. Публичная коммуникация: общая характеристика. Эволюция публичной коммуникации. Виды и жанры публичной коммуникации.
73. Межкультурная коммуникация: общая характеристика. Уровни и формы межкультурной коммуникации.
74. Лингвокультурологические аспекты межкультурной коммуникации.
75. Типы восприятия межкультурных различий: этноцентризм и культурный релятивизм.
76. Национальное коммуникативное поведение и факторы его детерминации. Коммуникативные сферы и ситуации, в которых проявляется национальная специфика коммуникативного поведения. Основные черты русского менталитета, определяющие коммуникативное поведение народа.
77. Содержательная параметрическая модель описания русского коммуникативного поведения (по Ю.Е. Прохорову и И.А. Стернину).
78. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки ПР-специалиста.
79. Формы речевой коммуникации: диалог, монолог.
80. Умение говорить и умение слушать. Применение умений говорения и слушания для повышения эффективности коммуникации.
81. Соотношение «язык-речь». Речевое общение как способ коммуникации. Функции речи. Речь как способ передачи информации.
82. Устноречевая коммуникация, ее свойства, виды (говорение и слушание), функции.
83. Письменноречевая коммуникация: ее свойства, виды (письмо и чтение) и функции.
84. Интеракционный аспект межличностного общения. Стратегии поведения в процессе взаимодействия: кооперация и конкуренция. Классификация коммуникаторов по способности к кооперации.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.

«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.

«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС ОТК_2022.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учебное пособие М.:"Флинта" - https://e.lanbook.com/book/44281, 2013 e.lanbook.com
Л1.2 Яшин, Б.Л. Культура общения: теория и практика коммуникаций : учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429211
Л1.3 М.А. Василик Основы теории коммуникации: Учебное пособие М.: Гардарики, 2006, http://www.journ.bsu.by/index.php?option=com_remository&Itemid=108&func=startdown&id=129
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э4 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э5 Курс "Основы теории коммуникации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
пункт Перечень программного обеспечения следующий:
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом с оценкой. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет с оценкой. Подготовка к зачету с оценкой ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.