МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Речевая культура журналиста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_Журналистика_УЖ-2021
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 150
самостоятельная работа 255
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 15,5 18 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22 22 22 66 66
Практические 28 28 28 28 28 28 84 84
Сам. работа 94 94 94 94 67 67 255 255
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144 144 144 432 432

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Деминова М.А.;д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Речевая культура журналиста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 20222024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Е.В. Лукашевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Е.В. Лукашевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1) формирование у студентов-журналистов способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке, государственном языке Российской Федерации
2) формирование способности эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности
3) формирование способности анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов и других медиа

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
ПК-2.1 Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта
ПК-2.2 Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами
ПК-2.3 Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте
ПК-2.4 Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте
УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта.
УК-4.1. Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами.
УК-4.2. Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки.
УК-4.3. Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте.
ПК-2.4. Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте/медиапродукте.
УК 4.4. Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современный русский литературный язык
1.1. Русская орфография. История орфографии Лекции 3 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Принципы русской орфографии. Динамика орфографической нормы Лекции 3 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.3. Правописание безударных гласных в корне Практические 3 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.4. Правописание безударных гласных в корне Сам. работа 3 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.5. Исторические чередования гласных в корне. Правописание гласных после шипящих и ц Практические 3 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.6. Исторические чередования гласных в корне. Правописание гласных после шипящих и ц Сам. работа 3 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.7. Правописание приставок Практические 3 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.8. Правописание согласных Практические 3 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.9. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных и прилагательных Сам. работа 3 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.10. Правописание имен числительных и местоимений Практические 3 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.11. Грамматическое изменение числительных Сам. работа 3 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.12. Правописание местоимений с частицами не и ни Сам. работа 3 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.13. Правописание глаголов Лекции 3 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.14. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов Практические 3 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.15. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов Сам. работа 3 8 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.16. Правописание причастий. Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях, существительных и наречиях Практические 3 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.17. Правописание сложных слов (существительных и прилагательных) Сам. работа 3 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.18. Правописание наречий и служебных слов, предлогов, союзов, частиц Практические 3 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.19. Правописание НЕ с различными частями речи Практические 3 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Современная русская пунктуация. Основные тенденции развития пунктуационных норм в русском языке
2.1. Русская пунктуация Лекции 3 10 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.2. Принципы русской пунктуации Сам. работа 3 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.3. Тире в простом предложении Практические 3 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.4. Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах предложения Сам. работа 3 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.5. Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах предложения Сам. работа 3 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.6. Обособление определений и приложений Практические 3 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.7. Обособление обстоятельств и дополнений Сам. работа 3 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.8. Пунктуация при словах, грамматически не связанных с членами предложения Сам. работа 3 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.9. Знаки препинания в сложносочинённом предложении Практические 3 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.10. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Практические 3 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.11. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Практические 3 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.12. Знаки препинания в сложном предложении Сам. работа 3 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.13. Прямая речь. Цитаты. Знаки препинания при прямой речи и цитатах. Способы передачи чужой речи. Категория автора Сам. работа 3 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.14. Подготовка к итоговому тесту по орфографии и пунктуации Сам. работа 3 12 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.15. Итоговый тест по орфографии и пунктуации Сам. работа 3 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Современный русский литературный язык: общая характеристика, орфоэпические, лексические, словообразовательные нормы
3.1. Русский язык в современном мире. Русский национальный язык. Кодифицированный литературный язык Лекции 4 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.2. Русский язык в современном мире. Русский национальный язык. Кодифицированный литературный язык Практические 4 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.3. Русский язык в современном мире. Русский национальный язык. Кодифицированный литературный язык Сам. работа 4 12 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.4. Нормы современного русского языка Речевая культура и культура речи журналиста Лекции 4 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.5. Нормы современного русского языка Речевая культура и культура речи журналиста. Практические 4 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.6. Речевая культура и культура речи журналиста. Русская лексикография. Общая типология словарей и их характеристика Сам. работа 4 18 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.7. Орфоэпия. Современные акцентологические тенденции Лекции 4 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.8. Орфоэпия. Современные акцентологические тенденции Практические 4 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.9. Современные акцентологические тенденции Сам. работа 4 18 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.10. Лексикология. Современные лексические нормы Лекции 4 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.11. Лексикология. Современные лексические нормы. Русская лексикография. Общая типология словарей и их характеристика Практические 4 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.12. Лексикология. Современные лексические нормы. Активные семантические процессы в лексике русского языка XXI в. Сам. работа 4 10 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.13. Словообразование и формообразование. Современные тенденции в словообразовании Лекции 4 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.14. Современные тенденции в словообразовании Практические 4 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.15. Современные тенденции в словообразовании Сам. работа 4 12 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.16. Подготовка и защита домашней контрольной работы «Нормативный аспект культуры речи журналиста» Сам. работа 4 24 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.17. Нормативный аспект культуры речи журналиста Практические 4 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 4. Морфология и синтаксис ресурсов. Основные грамматические нормы современного русского языка
4.1. Типология частей речи в современном языке. Трудные случаи формообразования имен и глаголов. Основные морфологические нормы. Лекции 5 8 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.2. Типология частей речи в современном языке. Трудные случаи формообразования имен и глаголов. Основные морфологические нормы. Практические 5 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.3. Трудные случаи формообразования имен. Основные морфологические нормы. Практические 5 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.4. Трудные случаи формообразования глаголов. Основные морфологические нормы. Практические 5 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.5. Трудные случаи формообразования имен и глаголов. Основные морфологические нормы. Сам. работа 5 10 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.6. Синтаксис: предмет и синтаксические единицы. Активные процессы в синтаксисе современного русского языка. Синтаксические нормы. Лекции 5 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.7. Синтаксис: предмет и синтаксические единицы. Активные процессы в синтаксисе современного русского языка. Синтаксические нормы. Практические 5 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.8. Словосочетание и его типы. Синтаксический анализ словосочетания Лекции 5 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.9. Словосочетание и его типы. Синтаксический анализ словосочетания Практические 5 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.10. Словосочетание и его типы. Синтаксический анализ словосочетания Сам. работа 5 7 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.11. Простое предложение, его грамматические категории и типология Лекции 5 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.12. Простое предложение, его грамматические категории и типология Практические 5 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.13. Простое предложение, его грамматические категории и типология Сам. работа 5 10 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.14. Сложное предложение. Типология сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения Лекции 5 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.15. Сложное предложение. Типология сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения Практические 5 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.16. Сложное предложение. Типология сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения Сам. работа 5 10 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 5. Максимы коммуникативного кодекса. Коммуникативные нормы
5.1. Синтаксис текста: коммуникативный аспект анализа медиатекста Лекции 5 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
5.2. Подготовка к итоговому тесту Сам. работа 5 30 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
5.3. Синтаксис текста. Итоговый тест Практические 5 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=43

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Вставьте «е» (1) или «и» (2).
1) волосы зав…ваются
2) пос...деть рано
3) вп…чатлить
4) прист…жной воротник
5) зав…нтить кран
Правильный ответ: 21112

2. Вставьте «а» (1) или «о» (2).
1) ум…лять о помощи
2) ост…новить
3) зал…тать дырку
4) препод…вать историю
5) гл…тательные движения
Правильный ответ: 21112

3. Вставьте «а» (1) или «о» (2).
1) г…релка
2) м…кать в чай
3) тв…рец
4) выр…внять клумбу
5) ск…кать галопом
Правильный ответ: 21221

4. Вставьте «е» (1) или «и» (2).
1) выт…реть насухо
2) зад…рать нос
3) соч…тание
4) заж…гательный танец
5) вын…мать из кармана
Правильный ответ: 12122

5. Пишется ли «т»? Да – 1, нет – 2.
1) кос…ный мозг
2) ненас…ная погода
3) помес…ная усадьба
4) искус…ный портрет
5) лес…ный отзыв
Правильный ответ: 11121

6. Удваивается ли согласная? Да -1, нет – 2.
1) колон…ый зал
2) телеграм…ка
3) тенистая ал…ея
4) ал…юминий
5) заблагорас…удится
Правильный ответ: 11121

7. Что должно стоять на месте пропуска? Твердый знак – 1, мягкий знак – 2, ничего – 3.
1) трех…язычный
2) компан…он
3) птич..я
4) без…аварийный
5) транс…японский
Правильный ответ: 12231

8. Нужен ли «ь»? Да – 1, нет – 2.
1) кипуч…
2) сплош…
3) фальш…
4) уж…
5) дрож…
Правильный ответ: 21121

9. Вставьте «з» (1) или «с» (2).
1) во...звание
2) чере…чур
3) ни..ги не видно
4) во..славить
5) сни…ходительный
Правильный ответ: 12122

10. Вставьте «е» (1) или «и» (2).
1) пр…даться мыслям
2) пр…оритет
3) пр…сяга
4) пр…открыть дверь
5) понять пр…вратно
Правильный ответ: 12221

11. Тире нужно поставить в предложении:
а) Действительность словно сказочный сон.
б) Ковер под ногами как упругая луговая трава.
в) Срок войны что жизни век.
г) Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и смотреть вверх.
Правильный ответ: Г

12. В каких предложениях следует поставить знаки препинания при однородных членах?
а) Громеко были образованные люди, хлебосолы и большие знатоки и любители музыки.
б) Все это: звуки и запахи, тучи и люди было странно, красиво и грустно.
в) Бурно мчавшиеся весенние потоки воды смывали все на своем пути.
г) Входила сторожиха, зажигала лампу и ее картонный абажур бросал на наши лица тень.
Правильный ответ: Б, Г

13. Пунктуационная ошибка при однородных членах допущена в предложениях:
а) Я хотел было с ним заговорить, но вспомнил наставления тетушки, и прикусил язык.
б) Мы увидели много нового: и Венеру, и блеск астероидов и погрузились в пространство, занятое метеоритами.
в) Выстрелы теперь слышались ближе и чаще со стороны степи, и со стороны пруда, и с другого конца улицы.
г) Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом.
д) Разве было что-нибудь красивое, поэтическое или поучительное, или просто интересное в его отношениях к Анне Сергеевне.
Правильный ответ: А, Б, Д

14. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Теперь мы шли рядом ( ) и некоторое время все молчали.
а) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна;
б) сложное предложение, перед союзом И запятая нужна;
в) простое предложение, перед союзом И запятая не нужна;
г) простое предложение, перед союзом И запятая нужна.
Правильный ответ: В

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ухватившись за канат (1) юнга смотрел (2) на взлохмаченное пеной (3) море.
а) (1) – выделяется деепричастный оборот
б) (1) – выделяется причастный оборот
в) (1, 2) – выделяются деепричастный и причастный обороты
г) (1, 2, 3) – выделяются деепричастный и причастный обороты
Правильный ответ: А

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Чем объясняется написание буквы и после твердых шипящих ж и ш (жить, шить)?
Правильный ответ: объясняется тем, что в древнерусском языке звуки (ж) и (ш) были мягкими и написание сочетаний жи, ши соответствовало произношению.

2. Чем объясняется написание мягкого знака после шипящих во втором лице единственного числа глаголов (читаешь, строишь), в наречиях (настежь, наотмашь, вскачь), в частицах (лишь, бишь, вишь, ишь)?
Правильный ответ: объясняется наличием когда-то конечного гласного, впоследствии редуцировавшегося.

3. Назовите принципы русской орфографии.
Правильный ответ: морфологический, традиционный (исторический), фонетический, дифференцирующий.

4. Какому принципу русской орфографии соответствует написание ы вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный: безыдейный, подыскать, предыдущий, сыграть?
Правильный ответ: фонетическому

5. Какому принципу русской орфографии соответствует написание таких корней, как расти, наращение – рос, рост; заря, зарница – зори, зорька; скакать, скакун – заскок; блистать, блистательный – блеск, блещущий?
Правильный ответ: традиционному (историческому)

6. Какому принципу русской орфографии соответствует написание имен существительных женского рода с конечными шипящими: дочь, вещь, рожь, мышь? Какое значение имеет мягкий знак на конце этих слов?
Правильный ответ: морфологическому. Написание мягкого знака на конце этих слов имеет служит показателем грамматического рода и графически объединяет все существительные женского рода с конечными согласными (как нешипящими, так и шипящими) в одном типе 3-го склонения.

7. Верно ли, что безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова?
Правильный ответ: верно

8. Верно ли, что написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю?
Правильный ответ: верно

9. Верно ли, что в корне гар- – гор- под ударением пишется о, без ударения – а? Приведите пример.
Правильный ответ: Неверно. Под ударением – а, без ударения – о: зага́р, угар́ – загоре́лый, угоре́ть.

10. При каком условии в корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел-– стил-, чет- – чит- пишется и?
Правильный ответ: пишется и, если дальше следует суффикс -а-

11. Какому принципу русской орфографии соответствуют написания, служащие для различения на письме одинаково звучащих слов? Например, бал (танцевальный вечер) – балл (единица оценки); кампания (ряд мероприятий) – компания (группа лиц, общество).
Правильный ответ: дифференцирующему

12. Какое правило действует при написании приставок на З- и С-? Приведите примеры.
Правильный ответ: Приставки без-, воз-, (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: безводный – беспутный, возбуждение – воспитание.

13. Верно ли, что приставка ПРЕ- придает словам значение высокой степени качества или действия? Приведите примеры.
Правильный ответ: Верно. Например: преинтересный, пренеприятный, преувеличивать, преуспевать.

14. Назовите не менее 5 пар корней с чередующимися гласными.
Правильный ответ: гар- – гор-, зар- – зор-, кас- – кос-, лаг- – лож, клан- – клон-, мак- – мок-, плав- – плов-, равн- – ровн-, раст- – рост-, бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел-– стил-, чет- – чит-.

15. Верно ли, что после приставок, оканчивающихся на согласную, вместо и пишется ы? Приведите примеры.
Правильный ответ: Верно. После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо и пишется ы в соответствии с произношением, например: играть – подыграть, разыграть, сыграть; искать – отыскать.

16. Верно ли, что сохраняется и после иноязычных приставок и частиц дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан-? Приведите примеры.
Правильный ответ: Верно. Например: дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, суперинтендант, трансиорданский, панисламизм.

17. В каких случаях используется разделительный Ъ перед буквами е, ё, ю, я? Приведите примеры.
Правильный ответ: 1) после приставки, оканчивающейся на согласную (подъезд, съемка), 2) в иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, пост-, суб-, супер-, транс-) или составная частица пан-; например: абъюрация, адъютант, дизъюнкция, интеръекционный, инъекция, конъюнктура, контръярус, объект, постъядерный, субъект, суперъяхта, трансъевропейский, панъяпонский, 3) в сложных словах, первую часть которых образуют числительные двух-, трёх-, четырёх-, например: двухъярусный, трехъязычный.

18. В каких случаях употребляется разделительный Ь? Приведите примеры.
Правильный ответ: 1) перед е, ё, ю, я, например: портьера, серьёзный, соловьиный, вьюга, крестьянин, подьячий (ср.: дьяк); 2) в некоторых иноязычных словах перед о, например: карманьола, медальон, почтальон, шампиньон.

19. Как проверить написание сомнительной согласной буквы в слове? Приведите примеры.
Правильный ответ: 1) нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р. Например: смазка – смазать, молотьба – молотить, гриб – грибы, грибной; 2) иногда используется чередование звуков. Ср.: коврижка, пичужка (от коврига, пичуга, с чередованием г–ж) – деревяшка, копчушка (в современном языке соответствующего чередования нет); скворечник (от скворец, с чередованием ц–ч) – набалдашник (без чередования).

20. Как проверить написание слов, имеющих в своем составе группу согласных букв? Приведите примеры.
Правильный ответ: для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных здн, ндск, нтск, стл, стн, рдц, лнц, а также в некоторых словах свств нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, с тем чтобы после первого или второго согласного этой группы стоял гласный, например: грустный (грустен, грустить) – гнусный (гнусен); свистнуть (свистеть) – свиснуть (свисать).


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

1. Вставьте «е» (1) или «и» (2).
1) меж…здательский
2) пред…нфарктный
3) пост…мпрессионизм
4) спорт…нвентарь
5) под…скать
Правильный ответ: 21221

2. Вставьте «ё» (1) или «о» (2).
1) купить по деш…вке
2) крюч…к
3) нож…нка
4) печ…нный в тесте
5) смеш…н
Правильный ответ: 12212

3. Вставьте «а» (1) или «о» (2).
1) обгл…дать кость
2) обн…жить пороки
3) зак…пать клад
4) обл…читься в одеяния
5) ум…лять достоинства
Правильный ответ: 21211

4. Вставьте «а» (1) или «о» (2).
1) прил…гать усилия
2) неук…снительно
3) з…рница
4) обм…кнуть ручку в чернила
5) р…вняться на лучших
Правильный ответ: 12111

5. Вставьте «е» (1) или «и» (2).
1) соб…рутся в три часа
2) соч…таться браком
3) подж…гать
4) выт…ртые локти
5) нан…мать
Правильный ответ: 11212

6. Есть ли в этих словах непроизносимая согласная? Да -1, нет – 2.
1) праз…но шататься
2) кос…ные взгляды
3) предчу…ствовать
4) ярос…ный
5) безмол…ствовать
Правильный ответ: 12111

7. Удваивается ли согласная? Да – 1, нет – 2.
1) кристал…ический минерал
2) лот…ерейный билет
3) искус…ная работа
4) програм…ное произведение
5) завоевать тер…итории
Правильный ответ: 12211

8. Что должно стоять на месте пропуска? Твердый знак – 1, мягкий знак – 2, ничего – 3.
1) пан…японское соглашение
2) двух…осный автомобиль
3) шампин…он
4) рыбач…их
5) транс…иранский
Правильный ответ: 13223

9. Нужен ли «ь»? Да – 1, нет – 2.
1) наотмаш…
2) горяч…
3) сведущ…
4) невтерпёж…
5) пробить бреш…
Правильный ответ: 12221

10. Вставьте «з» (1) или «с» (2).
1) …биться в кучу
2) бе…толковый
3) и…сохнуть
4) во…требовать
5) ни…провергать
Правильный ответ: 22222

11. Тире нужно поставить в предложении:
а) Бразилия, говоря банально, страна многоликая.
б) Река Свирь прежде всего место для перевозки леса.
в) Жить значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь - смерть.
г) Приятели не всегда друзья.
д) Его пример другим наука.
Правильный ответ: в

12. Пунктуационная ошибка допущена в предложениях:
а) Хотелось мне как-нибудь выразить ему свое сочувствие, что-нибудь для него сделать, я не знал, что именно.
б) Занавес еще не поднимался и играли увертюру.
в) А когда я пробудился, вокруг никого не было, и солнце, вставшее за спиною, было высоко.
г) В снег воткнули елочку и, покряхтывая от мороза, торопливо разошлись и разъехались.
д) Какая она маленькая, низенькая и как все буднично вокруг нее!
Правильный ответ: Б, В

13. Пунктуационная ошибка допущена в предложениях с однородными членами:
а) Было серое, серое, как этот шифер, темное апрельское утро, отовсюду спертое высотами и оттого неподвижное и душное.
б) Непрерывно: в холод и зной, утром и вечером метеорологи ведут свои наблюдения.
в) Он не расставался с альбомом и карандашами, и делал наброски палубных матросов, кочегаров и офицеров, и рисовал на стоянках пейзажи и людей.
г) Ее гибкий, из самой груди выливавшийся контральто, ее улыбки во время пения, смеющиеся глаза - это все задевало за какую-то звонкую, но редко задеваемую струну.
д) У главнокомандующего ежедневно большой приезд и он должен выезжать беспрерывно.
Правильный ответ: Б, Д

14. Какая пунктуационная ошибка допущена в предложении: Все, кажется, улажено и остается только проститься с рекой, с густыми зарослями на берегу, со старым садом.?
а) в обособлении членов предложения;
б) при однородных членах предложения;
в) при обобщающих словах;
г) при союзе как;
д) между частями сложного предложения.
Правильный ответ: Д

15. Какие знаки необходимо поставить в предложениях: Я не люблю этот фильм «Красотка». Этот фильм «Красотка» любит моя сестра?
а) тире в первом, запятая во втором;
б) запятая в первом, тире во втором;
в) тире в первом, скобки во втором;
г) тире в первом, тире во втором.
Правильный ответ: В


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какие существуют знаки препинания?
Правильный ответ: Современные знаки препинания: . ! ? … ; , : – ( ) « »

2. Какова роль знаков препинания?
Правильный ответ: Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться

3. Назовите функции знаков препинания. Приведите примеры.
Правильный ответ: завершения, разделения, выделения.

4. Что такое пунктуация?
Правильный ответ: Пунктуация– это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми.

5. Верно ли, что тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола? Приведите пример.
Правильный ответ: Верно. Жить – родине служить.

6. Объясните постановку тире или его отсутствие в следующем предложении: Чтение (…) вот лучшее учение.
Правильный ответ: Тире ставится. В эллиптических предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных – в дательном и винительном падежах, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части.

7. Объясните постановку тире или его отсутствие в следующем предложении:
Назначение каждого человека (…) развить в себе всё человеческое.
Правильный ответ: Тире ставится. Между подлежащим и сказуемым, если один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а второй – неопределенной формой глагола.

8. Верно ли, что запятая ставится между одинаковыми словами, повторяющимися с интонацией перечисления для указания на длительность действия, для обозначения большего числа предметов или явлений, для усиления степени качества? Приведите пример, если верно.
Правильный ответ: Верно. За теми деревьями леса, леса, леса.

9. Верно ли, что запятая не ставится при повторении сказуемого с частицей так, используемой для усиления? Приведите пример, если верно.
Правильный ответ: Удружил так удружил.

10. Объясните постановку запятой в предложении: Мне очень обидно слышать эти россказни, грязные и лживые.
Правильный ответ: Обособление двух нераспространенных определений обязательно только тогда, когда определяемому существительному предшествует еще одно определение.

11. Объясните постановку знаков препинания в предложении: Тополя, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом.
Правильный ответ: Обособляются распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого слова.

12. В современной деловой переписке вместо «Я прошу…» нужно писать:
Правильный ответ: «Прошу…».

13. В современной деловой переписке вместо «Я выполнил…» пишут:
Правильный ответ: «Мною выполнено…».

14. Запишите глагол в нужной форме. Удаться: Это дело не могло не ______. Такую панораму вряд ли где еще _______ мне увидеть.
Правильный ответ: удаться, удастся.

15. Запишите глагол в нужной форме. Положить: ________, пожалуйста, на тарелку зеленого салату и креветок.
Правильный ответ: положи, положите.

16. Запишите глагол в нужной форме. Прилечь: ________ на траву, почувствуйте ее шелковистость и прохладу.
Правильный ответ: прилягте.

17. Вставьте пропущенные буквы.
Пр_вратностям судьбы не пр_кословь: все пр_ходяще. Пр_тензии и пр_тязания пр_тендента на пост пр_зидента беспр_цедентны. Камнем пр_ткновения пр_дставлялась ему пр_вередливость юной пр_лестницы, от коей он премного пр_терпел. Б_спрестанно и непр_клонно пр_одолевай пр_пятствия и пр_поны.
Правильный ответ: Превратностям судьбы не прекословь: все преходяще. Претензии и притязания претендента на пост президента беспрецедентны. Камнем преткновения представлялась ему привередливость юной прелестницы, от коей он премного претерпел. Беспрестанно и непреклонно преодолевай препятствия и препоны.

18. Пунктуация – раздел русского языка, в котором изучают…
Правильный ответ: …знаки препинания и правила их постановки.

19. Деепричастие — это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:
Правильный ответ: 1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав? 2. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

20. В каких случаях частица –таки пишется через дефис? Приведите примеры.
Правильный ответ: – после наречий, например: верно-таки, довольно-таки, опять-таки, прямо-таки, так-таки; – после частиц, например: все-таки, действительно-таки, неужели-таки; – после глаголов, например: настоял-таки, ушел-таки.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 4 семестра зачета с оценкой, в конце 5 семестра - экзамена. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
«Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.М. Колесникова, Е.В. Алтабаева, Л.П. Водясова и др. Современный русский язык в 3 т. Том 1. Фонетика. Орфография. Лексикология. Словообразование : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 В. А. Козырев, В. Д. Черняк Русский язык и культура речи. Современная языковая ситуация: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стернин, И.А. Типы речевых культур : учебное пособие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375702
Л2.2 Ухова, Л.В. Языковая личность в системе массмедиа : курс лекций Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239497
Л2.3 Милославский, И. Г Современный русский язык. Культура речи и грамматика : учебное пособие для вузов Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Речевая культура журналиста» используются следующие формы работы:
1. Лекции.
2. Практические занятия, на которых обучающиеся овладевают профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и научно-исследовательской работы, формируют комплекс умений и навыков в области функционирования современного русского языка в профессиональной сфере.
В процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания в практике деятельности журналиста, развиваются интеллектуальные умения. Содержанием практических занятий является выполнение учебных заданий, обсуждение дискуссионных вопросов. Студенты в процессе практических занятий развивают не только практические навыки и умения, но и научность и критичность мышления, способность самостоятельно реагировать и решать задания проблемного, творческого характера.
Начинать подготовку к занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. В конце следует составить план (конспект) изучаемого материала. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готов к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументированно. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного.
Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель, как руководитель занятия, подводит итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на практических занятиях. Учитывается выполнение индивидуальных домашних заданий. Основной целью подготовки к практическим занятиям является развитие навыков самостоятельного изучения рекомендованной литературы, поиска дополнительных источников и анализа ресурсов языка СМИ в соответствии с заданием. При работе с примерами необходимо стремиться не только к узнаванию языкового средства, но и к пониманию цели его употребления в данном контексте, функциональной нагрузки, которой данный прием обладает.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Изучение дисциплины предусматривает систематическую самостоятельную работу бакалавров с широким кругом основной и дополнительной научной литературы, применение теоретических знаний к анализу медиатекстов в соответствии с нормами, стандартами, стилями, принятыми в СМИ разных типов. Ответы представляются в письменной форме (печатной и / или электронной). Каждое из заданий имеет определенный коэффициент сложности. График самостоятельной работы выдается на вводном занятии.
3. Самостоятельная работа предполагает изучение основной и дополнительной рекомендованной литературы по дисциплине, ознакомление с научными публикациями, работу с интернет-ресурсами; подготовку к практическим занятиям, контрольной работе, зачету в четвертом семестре и экзамену в пятом.
Виды самостоятельной работы:
а) конспектирование: записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует наряду со зрительной и моторную память. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы. Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
б) выполнение тестовых заданий: тестовая система предусматривает вопросы / задания, на которые студент должен дать один или несколько вариантов правильного ответа из предложенного списка ответов. Количество тестовых вопросов/заданий по каждой теме дисциплины определено так, чтобы быть достаточным для оценки знаний обучающегося по всему пройденному материалу.

4. Дифференцированный зачет в 4 семестре производится «автоматически», если студент выполнил необходимые задания в течение семестра и набрал минимальное количество баллов по дисциплине. В ситуации, когда студент не набрал минимального количества баллов, он отвечает устно на вопросы, включенные в билет. В билет включен один теоретический вопрос и дан медиатекст для анализа языковых норм. За ответ на вопросы студент может получить максимально 20 баллов. Эти баллы суммируются с набранными за семестр, после чего студент аттестуется в соответствии с 4-балльной шкалой.

5. Экзамен в 5 семестре проводится письменно. Билет включает два вопроса: один теоретический, второй включает практический кейс (задание по нормам современного русского языка: орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, морфологическим, синтаксическим, коммуникативным). Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзамену у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. В случае затруднений следует обратиться за помощью к преподавателю.