Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 12 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_Журналистика_УЖ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | 3 (5) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | 18 | 16 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 | 66 | 66 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 84 | 84 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 | 67 | 67 | 255 | 255 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 432 | 432 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Е.В. Лукашевич
1.1. | 1) формирование у студентов-журналистов способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке, государственном языке Российской Федерации 2) формирование способности эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности 3) формирование способности анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов и других медиа |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа |
ПК-2.1 | Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта |
ПК-2.2 | Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами |
ПК-2.3 | Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте |
ПК-2.4 | Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте |
УК-4 | Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) |
УК-4.1 | Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно прагматических правил и этики речевого общения |
УК-4.2 | Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки |
УК-4.3 | Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи |
УК-4.4 | Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-2.1. Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта. УК-4.1. Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-2.2. Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами. УК-4.2. Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки. УК-4.3. Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-2.3. Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте. ПК-2.4. Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте/медиапродукте. УК 4.4. Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Современный русский литературный язык | ||||||
1.1. | Русская орфография. История орфографии | Лекции | 3 | 6 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.2. | Принципы русской орфографии. Динамика орфографической нормы | Лекции | 3 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.3. | Правописание безударных гласных в корне | Практические | 3 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.4. | Правописание безударных гласных в корне | Сам. работа | 3 | 6 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.5. | Исторические чередования гласных в корне. Правописание гласных после шипящих и ц | Практические | 3 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.6. | Исторические чередования гласных в корне. Правописание гласных после шипящих и ц | Сам. работа | 3 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.7. | Правописание приставок | Практические | 3 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.8. | Правописание согласных | Практические | 3 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.9. | Правописание суффиксов и окончаний имен существительных и прилагательных | Сам. работа | 3 | 6 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.10. | Правописание имен числительных и местоимений | Практические | 3 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.11. | Грамматическое изменение числительных | Сам. работа | 3 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.12. | Правописание местоимений с частицами не и ни | Сам. работа | 3 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.13. | Правописание глаголов | Лекции | 3 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.14. | Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов | Практические | 3 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.15. | Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов | Сам. работа | 3 | 8 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.16. | Правописание причастий. Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях, существительных и наречиях | Практические | 3 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.17. | Правописание сложных слов (существительных и прилагательных) | Сам. работа | 3 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.18. | Правописание наречий и служебных слов, предлогов, союзов, частиц | Практические | 3 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.19. | Правописание НЕ с различными частями речи | Практические | 3 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
Раздел 2. Современная русская пунктуация. Основные тенденции развития пунктуационных норм в русском языке | ||||||
2.1. | Русская пунктуация | Лекции | 3 | 10 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
2.2. | Принципы русской пунктуации | Сам. работа | 3 | 6 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
2.3. | Тире в простом предложении | Практические | 3 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
2.4. | Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах предложения | Сам. работа | 3 | 6 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
2.5. | Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах предложения | Сам. работа | 3 | 6 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
2.6. | Обособление определений и приложений | Практические | 3 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
2.7. | Обособление обстоятельств и дополнений | Сам. работа | 3 | 6 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
2.8. | Пунктуация при словах, грамматически не связанных с членами предложения | Сам. работа | 3 | 6 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
2.9. | Знаки препинания в сложносочинённом предложении | Практические | 3 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
2.10. | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | Практические | 3 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
2.11. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Практические | 3 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
2.12. | Знаки препинания в сложном предложении | Сам. работа | 3 | 6 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
2.13. | Прямая речь. Цитаты. Знаки препинания при прямой речи и цитатах. Способы передачи чужой речи. Категория автора | Сам. работа | 3 | 6 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
2.14. | Подготовка к итоговому тесту по орфографии и пунктуации | Сам. работа | 3 | 12 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
2.15. | Итоговый тест по орфографии и пунктуации | Сам. работа | 3 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
Раздел 3. Современный русский литературный язык: общая характеристика, орфоэпические, лексические, словообразовательные нормы | ||||||
3.1. | Русский язык в современном мире. Русский национальный язык. Кодифицированный литературный язык | Лекции | 4 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.2. | Русский язык в современном мире. Русский национальный язык. Кодифицированный литературный язык | Практические | 4 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.3. | Русский язык в современном мире. Русский национальный язык. Кодифицированный литературный язык | Сам. работа | 4 | 12 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.4. | Нормы современного русского языка Речевая культура и культура речи журналиста | Лекции | 4 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.5. | Нормы современного русского языка Речевая культура и культура речи журналиста. | Практические | 4 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.6. | Речевая культура и культура речи журналиста. Русская лексикография. Общая типология словарей и их характеристика | Сам. работа | 4 | 18 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.7. | Орфоэпия. Современные акцентологические тенденции | Лекции | 4 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.8. | Орфоэпия. Современные акцентологические тенденции | Практические | 4 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.9. | Современные акцентологические тенденции | Сам. работа | 4 | 18 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.10. | Лексикология. Современные лексические нормы | Лекции | 4 | 6 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.11. | Лексикология. Современные лексические нормы. Русская лексикография. Общая типология словарей и их характеристика | Практические | 4 | 6 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.12. | Лексикология. Современные лексические нормы. Активные семантические процессы в лексике русского языка XXI в. | Сам. работа | 4 | 10 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.13. | Словообразование и формообразование. Современные тенденции в словообразовании | Лекции | 4 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.14. | Современные тенденции в словообразовании | Практические | 4 | 6 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.15. | Современные тенденции в словообразовании | Сам. работа | 4 | 12 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.16. | Подготовка и защита домашней контрольной работы «Нормативный аспект культуры речи журналиста» | Сам. работа | 4 | 24 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.17. | Нормативный аспект культуры речи журналиста | Практические | 4 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
Раздел 4. Морфология и синтаксис ресурсов. Основные грамматические нормы современного русского языка | ||||||
4.1. | Типология частей речи в современном языке. Трудные случаи формообразования имен и глаголов. Основные морфологические нормы. | Лекции | 5 | 8 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
4.2. | Типология частей речи в современном языке. Трудные случаи формообразования имен и глаголов. Основные морфологические нормы. | Практические | 5 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
4.3. | Трудные случаи формообразования имен. Основные морфологические нормы. | Практические | 5 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
4.4. | Трудные случаи формообразования глаголов. Основные морфологические нормы. | Практические | 5 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
4.5. | Трудные случаи формообразования имен и глаголов. Основные морфологические нормы. | Сам. работа | 5 | 10 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
4.6. | Синтаксис: предмет и синтаксические единицы. Активные процессы в синтаксисе современного русского языка. Синтаксические нормы. | Лекции | 5 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
4.7. | Синтаксис: предмет и синтаксические единицы. Активные процессы в синтаксисе современного русского языка. Синтаксические нормы. | Практические | 5 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
4.8. | Словосочетание и его типы. Синтаксический анализ словосочетания | Лекции | 5 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
4.9. | Словосочетание и его типы. Синтаксический анализ словосочетания | Практические | 5 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
4.10. | Словосочетание и его типы. Синтаксический анализ словосочетания | Сам. работа | 5 | 7 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
4.11. | Простое предложение, его грамматические категории и типология | Лекции | 5 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
4.12. | Простое предложение, его грамматические категории и типология | Практические | 5 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
4.13. | Простое предложение, его грамматические категории и типология | Сам. работа | 5 | 10 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
4.14. | Сложное предложение. Типология сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения | Лекции | 5 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
4.15. | Сложное предложение. Типология сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения | Практические | 5 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
4.16. | Сложное предложение. Типология сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения | Сам. работа | 5 | 10 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
Раздел 5. Максимы коммуникативного кодекса. Коммуникативные нормы | ||||||
5.1. | Синтаксис текста: коммуникативный аспект анализа медиатекста | Лекции | 5 | 2 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
5.2. | Подготовка к итоговому тесту | Сам. работа | 5 | 30 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
5.3. | Синтаксис текста. Итоговый тест | Практические | 5 | 4 | УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=43 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Вставьте «е» (1) или «и» (2). 1) волосы зав…ваются 2) пос...деть рано 3) вп…чатлить 4) прист…жной воротник 5) зав…нтить кран Правильный ответ: 21112 2. Вставьте «а» (1) или «о» (2). 1) ум…лять о помощи 2) ост…новить 3) зал…тать дырку 4) препод…вать историю 5) гл…тательные движения Правильный ответ: 21112 3. Вставьте «а» (1) или «о» (2). 1) г…релка 2) м…кать в чай 3) тв…рец 4) выр…внять клумбу 5) ск…кать галопом Правильный ответ: 21221 4. Вставьте «е» (1) или «и» (2). 1) выт…реть насухо 2) зад…рать нос 3) соч…тание 4) заж…гательный танец 5) вын…мать из кармана Правильный ответ: 12122 5. Пишется ли «т»? Да – 1, нет – 2. 1) кос…ный мозг 2) ненас…ная погода 3) помес…ная усадьба 4) искус…ный портрет 5) лес…ный отзыв Правильный ответ: 11121 6. Удваивается ли согласная? Да -1, нет – 2. 1) колон…ый зал 2) телеграм…ка 3) тенистая ал…ея 4) ал…юминий 5) заблагорас…удится Правильный ответ: 11121 7. Что должно стоять на месте пропуска? Твердый знак – 1, мягкий знак – 2, ничего – 3. 1) трех…язычный 2) компан…он 3) птич..я 4) без…аварийный 5) транс…японский Правильный ответ: 12231 8. Нужен ли «ь»? Да – 1, нет – 2. 1) кипуч… 2) сплош… 3) фальш… 4) уж… 5) дрож… Правильный ответ: 21121 9. Вставьте «з» (1) или «с» (2). 1) во...звание 2) чере…чур 3) ни..ги не видно 4) во..славить 5) сни…ходительный Правильный ответ: 12122 10. Вставьте «е» (1) или «и» (2). 1) пр…даться мыслям 2) пр…оритет 3) пр…сяга 4) пр…открыть дверь 5) понять пр…вратно Правильный ответ: 12221 11. Тире нужно поставить в предложении: а) Действительность словно сказочный сон. б) Ковер под ногами как упругая луговая трава. в) Срок войны что жизни век. г) Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и смотреть вверх. Правильный ответ: Г 12. В каких предложениях следует поставить знаки препинания при однородных членах? а) Громеко были образованные люди, хлебосолы и большие знатоки и любители музыки. б) Все это: звуки и запахи, тучи и люди было странно, красиво и грустно. в) Бурно мчавшиеся весенние потоки воды смывали все на своем пути. г) Входила сторожиха, зажигала лампу и ее картонный абажур бросал на наши лица тень. Правильный ответ: Б, Г 13. Пунктуационная ошибка при однородных членах допущена в предложениях: а) Я хотел было с ним заговорить, но вспомнил наставления тетушки, и прикусил язык. б) Мы увидели много нового: и Венеру, и блеск астероидов и погрузились в пространство, занятое метеоритами. в) Выстрелы теперь слышались ближе и чаще со стороны степи, и со стороны пруда, и с другого конца улицы. г) Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. д) Разве было что-нибудь красивое, поэтическое или поучительное, или просто интересное в его отношениях к Анне Сергеевне. Правильный ответ: А, Б, Д 14. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Теперь мы шли рядом ( ) и некоторое время все молчали. а) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна; б) сложное предложение, перед союзом И запятая нужна; в) простое предложение, перед союзом И запятая не нужна; г) простое предложение, перед союзом И запятая нужна. Правильный ответ: В 15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Ухватившись за канат (1) юнга смотрел (2) на взлохмаченное пеной (3) море. а) (1) – выделяется деепричастный оборот б) (1) – выделяется причастный оборот в) (1, 2) – выделяются деепричастный и причастный обороты г) (1, 2, 3) – выделяются деепричастный и причастный обороты Правильный ответ: А ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Чем объясняется написание буквы и после твердых шипящих ж и ш (жить, шить)? Правильный ответ: объясняется тем, что в древнерусском языке звуки (ж) и (ш) были мягкими и написание сочетаний жи, ши соответствовало произношению. 2. Чем объясняется написание мягкого знака после шипящих во втором лице единственного числа глаголов (читаешь, строишь), в наречиях (настежь, наотмашь, вскачь), в частицах (лишь, бишь, вишь, ишь)? Правильный ответ: объясняется наличием когда-то конечного гласного, впоследствии редуцировавшегося. 3. Назовите принципы русской орфографии. Правильный ответ: морфологический, традиционный (исторический), фонетический, дифференцирующий. 4. Какому принципу русской орфографии соответствует написание ы вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный: безыдейный, подыскать, предыдущий, сыграть? Правильный ответ: фонетическому 5. Какому принципу русской орфографии соответствует написание таких корней, как расти, наращение – рос, рост; заря, зарница – зори, зорька; скакать, скакун – заскок; блистать, блистательный – блеск, блещущий? Правильный ответ: традиционному (историческому) 6. Какому принципу русской орфографии соответствует написание имен существительных женского рода с конечными шипящими: дочь, вещь, рожь, мышь? Какое значение имеет мягкий знак на конце этих слов? Правильный ответ: морфологическому. Написание мягкого знака на конце этих слов имеет служит показателем грамматического рода и графически объединяет все существительные женского рода с конечными согласными (как нешипящими, так и шипящими) в одном типе 3-го склонения. 7. Верно ли, что безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова? Правильный ответ: верно 8. Верно ли, что написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю? Правильный ответ: верно 9. Верно ли, что в корне гар- – гор- под ударением пишется о, без ударения – а? Приведите пример. Правильный ответ: Неверно. Под ударением – а, без ударения – о: зага́р, угар́ – загоре́лый, угоре́ть. 10. При каком условии в корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел-– стил-, чет- – чит- пишется и? Правильный ответ: пишется и, если дальше следует суффикс -а- 11. Какому принципу русской орфографии соответствуют написания, служащие для различения на письме одинаково звучащих слов? Например, бал (танцевальный вечер) – балл (единица оценки); кампания (ряд мероприятий) – компания (группа лиц, общество). Правильный ответ: дифференцирующему 12. Какое правило действует при написании приставок на З- и С-? Приведите примеры. Правильный ответ: Приставки без-, воз-, (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: безводный – беспутный, возбуждение – воспитание. 13. Верно ли, что приставка ПРЕ- придает словам значение высокой степени качества или действия? Приведите примеры. Правильный ответ: Верно. Например: преинтересный, пренеприятный, преувеличивать, преуспевать. 14. Назовите не менее 5 пар корней с чередующимися гласными. Правильный ответ: гар- – гор-, зар- – зор-, кас- – кос-, лаг- – лож, клан- – клон-, мак- – мок-, плав- – плов-, равн- – ровн-, раст- – рост-, бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел-– стил-, чет- – чит-. 15. Верно ли, что после приставок, оканчивающихся на согласную, вместо и пишется ы? Приведите примеры. Правильный ответ: Верно. После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо и пишется ы в соответствии с произношением, например: играть – подыграть, разыграть, сыграть; искать – отыскать. 16. Верно ли, что сохраняется и после иноязычных приставок и частиц дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан-? Приведите примеры. Правильный ответ: Верно. Например: дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, суперинтендант, трансиорданский, панисламизм. 17. В каких случаях используется разделительный Ъ перед буквами е, ё, ю, я? Приведите примеры. Правильный ответ: 1) после приставки, оканчивающейся на согласную (подъезд, съемка), 2) в иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, пост-, суб-, супер-, транс-) или составная частица пан-; например: абъюрация, адъютант, дизъюнкция, интеръекционный, инъекция, конъюнктура, контръярус, объект, постъядерный, субъект, суперъяхта, трансъевропейский, панъяпонский, 3) в сложных словах, первую часть которых образуют числительные двух-, трёх-, четырёх-, например: двухъярусный, трехъязычный. 18. В каких случаях употребляется разделительный Ь? Приведите примеры. Правильный ответ: 1) перед е, ё, ю, я, например: портьера, серьёзный, соловьиный, вьюга, крестьянин, подьячий (ср.: дьяк); 2) в некоторых иноязычных словах перед о, например: карманьола, медальон, почтальон, шампиньон. 19. Как проверить написание сомнительной согласной буквы в слове? Приведите примеры. Правильный ответ: 1) нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р. Например: смазка – смазать, молотьба – молотить, гриб – грибы, грибной; 2) иногда используется чередование звуков. Ср.: коврижка, пичужка (от коврига, пичуга, с чередованием г–ж) – деревяшка, копчушка (в современном языке соответствующего чередования нет); скворечник (от скворец, с чередованием ц–ч) – набалдашник (без чередования). 20. Как проверить написание слов, имеющих в своем составе группу согласных букв? Приведите примеры. Правильный ответ: для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных здн, ндск, нтск, стл, стн, рдц, лнц, а также в некоторых словах свств нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, с тем чтобы после первого или второго согласного этой группы стоял гласный, например: грустный (грустен, грустить) – гнусный (гнусен); свистнуть (свистеть) – свиснуть (свисать). ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) 1. Вставьте «е» (1) или «и» (2). 1) меж…здательский 2) пред…нфарктный 3) пост…мпрессионизм 4) спорт…нвентарь 5) под…скать Правильный ответ: 21221 2. Вставьте «ё» (1) или «о» (2). 1) купить по деш…вке 2) крюч…к 3) нож…нка 4) печ…нный в тесте 5) смеш…н Правильный ответ: 12212 3. Вставьте «а» (1) или «о» (2). 1) обгл…дать кость 2) обн…жить пороки 3) зак…пать клад 4) обл…читься в одеяния 5) ум…лять достоинства Правильный ответ: 21211 4. Вставьте «а» (1) или «о» (2). 1) прил…гать усилия 2) неук…снительно 3) з…рница 4) обм…кнуть ручку в чернила 5) р…вняться на лучших Правильный ответ: 12111 5. Вставьте «е» (1) или «и» (2). 1) соб…рутся в три часа 2) соч…таться браком 3) подж…гать 4) выт…ртые локти 5) нан…мать Правильный ответ: 11212 6. Есть ли в этих словах непроизносимая согласная? Да -1, нет – 2. 1) праз…но шататься 2) кос…ные взгляды 3) предчу…ствовать 4) ярос…ный 5) безмол…ствовать Правильный ответ: 12111 7. Удваивается ли согласная? Да – 1, нет – 2. 1) кристал…ический минерал 2) лот…ерейный билет 3) искус…ная работа 4) програм…ное произведение 5) завоевать тер…итории Правильный ответ: 12211 8. Что должно стоять на месте пропуска? Твердый знак – 1, мягкий знак – 2, ничего – 3. 1) пан…японское соглашение 2) двух…осный автомобиль 3) шампин…он 4) рыбач…их 5) транс…иранский Правильный ответ: 13223 9. Нужен ли «ь»? Да – 1, нет – 2. 1) наотмаш… 2) горяч… 3) сведущ… 4) невтерпёж… 5) пробить бреш… Правильный ответ: 12221 10. Вставьте «з» (1) или «с» (2). 1) …биться в кучу 2) бе…толковый 3) и…сохнуть 4) во…требовать 5) ни…провергать Правильный ответ: 22222 11. Тире нужно поставить в предложении: а) Бразилия, говоря банально, страна многоликая. б) Река Свирь прежде всего место для перевозки леса. в) Жить значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь - смерть. г) Приятели не всегда друзья. д) Его пример другим наука. Правильный ответ: в 12. Пунктуационная ошибка допущена в предложениях: а) Хотелось мне как-нибудь выразить ему свое сочувствие, что-нибудь для него сделать, я не знал, что именно. б) Занавес еще не поднимался и играли увертюру. в) А когда я пробудился, вокруг никого не было, и солнце, вставшее за спиною, было высоко. г) В снег воткнули елочку и, покряхтывая от мороза, торопливо разошлись и разъехались. д) Какая она маленькая, низенькая и как все буднично вокруг нее! Правильный ответ: Б, В 13. Пунктуационная ошибка допущена в предложениях с однородными членами: а) Было серое, серое, как этот шифер, темное апрельское утро, отовсюду спертое высотами и оттого неподвижное и душное. б) Непрерывно: в холод и зной, утром и вечером метеорологи ведут свои наблюдения. в) Он не расставался с альбомом и карандашами, и делал наброски палубных матросов, кочегаров и офицеров, и рисовал на стоянках пейзажи и людей. г) Ее гибкий, из самой груди выливавшийся контральто, ее улыбки во время пения, смеющиеся глаза - это все задевало за какую-то звонкую, но редко задеваемую струну. д) У главнокомандующего ежедневно большой приезд и он должен выезжать беспрерывно. Правильный ответ: Б, Д 14. Какая пунктуационная ошибка допущена в предложении: Все, кажется, улажено и остается только проститься с рекой, с густыми зарослями на берегу, со старым садом.? а) в обособлении членов предложения; б) при однородных членах предложения; в) при обобщающих словах; г) при союзе как; д) между частями сложного предложения. Правильный ответ: Д 15. Какие знаки необходимо поставить в предложениях: Я не люблю этот фильм «Красотка». Этот фильм «Красотка» любит моя сестра? а) тире в первом, запятая во втором; б) запятая в первом, тире во втором; в) тире в первом, скобки во втором; г) тире в первом, тире во втором. Правильный ответ: В ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Какие существуют знаки препинания? Правильный ответ: Современные знаки препинания: . ! ? … ; , : – ( ) « » 2. Какова роль знаков препинания? Правильный ответ: Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться 3. Назовите функции знаков препинания. Приведите примеры. Правильный ответ: завершения, разделения, выделения. 4. Что такое пунктуация? Правильный ответ: Пунктуация– это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми. 5. Верно ли, что тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола? Приведите пример. Правильный ответ: Верно. Жить – родине служить. 6. Объясните постановку тире или его отсутствие в следующем предложении: Чтение (…) вот лучшее учение. Правильный ответ: Тире ставится. В эллиптических предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных – в дательном и винительном падежах, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части. 7. Объясните постановку тире или его отсутствие в следующем предложении: Назначение каждого человека (…) развить в себе всё человеческое. Правильный ответ: Тире ставится. Между подлежащим и сказуемым, если один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а второй – неопределенной формой глагола. 8. Верно ли, что запятая ставится между одинаковыми словами, повторяющимися с интонацией перечисления для указания на длительность действия, для обозначения большего числа предметов или явлений, для усиления степени качества? Приведите пример, если верно. Правильный ответ: Верно. За теми деревьями леса, леса, леса. 9. Верно ли, что запятая не ставится при повторении сказуемого с частицей так, используемой для усиления? Приведите пример, если верно. Правильный ответ: Удружил так удружил. 10. Объясните постановку запятой в предложении: Мне очень обидно слышать эти россказни, грязные и лживые. Правильный ответ: Обособление двух нераспространенных определений обязательно только тогда, когда определяемому существительному предшествует еще одно определение. 11. Объясните постановку знаков препинания в предложении: Тополя, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом. Правильный ответ: Обособляются распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого слова. 12. В современной деловой переписке вместо «Я прошу…» нужно писать: Правильный ответ: «Прошу…». 13. В современной деловой переписке вместо «Я выполнил…» пишут: Правильный ответ: «Мною выполнено…». 14. Запишите глагол в нужной форме. Удаться: Это дело не могло не ______. Такую панораму вряд ли где еще _______ мне увидеть. Правильный ответ: удаться, удастся. 15. Запишите глагол в нужной форме. Положить: ________, пожалуйста, на тарелку зеленого салату и креветок. Правильный ответ: положи, положите. 16. Запишите глагол в нужной форме. Прилечь: ________ на траву, почувствуйте ее шелковистость и прохладу. Правильный ответ: прилягте. 17. Вставьте пропущенные буквы. Пр_вратностям судьбы не пр_кословь: все пр_ходяще. Пр_тензии и пр_тязания пр_тендента на пост пр_зидента беспр_цедентны. Камнем пр_ткновения пр_дставлялась ему пр_вередливость юной пр_лестницы, от коей он премного пр_терпел. Б_спрестанно и непр_клонно пр_одолевай пр_пятствия и пр_поны. Правильный ответ: Превратностям судьбы не прекословь: все преходяще. Претензии и притязания претендента на пост президента беспрецедентны. Камнем преткновения представлялась ему привередливость юной прелестницы, от коей он премного претерпел. Беспрестанно и непреклонно преодолевай препятствия и препоны. 18. Пунктуация – раздел русского языка, в котором изучают… Правильный ответ: …знаки препинания и правила их постановки. 19. Деепричастие — это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками: Правильный ответ: 1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав? 2. Имеет грамматические признаки глагола и наречия. 20. В каких случаях частица –таки пишется через дефис? Приведите примеры. Правильный ответ: – после наречий, например: верно-таки, довольно-таки, опять-таки, прямо-таки, так-таки; – после частиц, например: все-таки, действительно-таки, неужели-таки; – после глаголов, например: настоял-таки, ушел-таки. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 4 семестра зачета с оценкой, в конце 5 семестра - экзамена. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | С.М. Колесникова, Е.В. Алтабаева, Л.П. Водясова и др. | Современный русский язык в 3 т. Том 1. Фонетика. Орфография. Лексикология. Словообразование : учебник и практикум для вузов | Юрайт, 2020 | urait.ru |
Л1.2 | В. А. Козырев, В. Д. Черняк | Русский язык и культура речи. Современная языковая ситуация: учебник и практикум для вузов | Юрайт, 2020 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Стернин, И.А. | Типы речевых культур : учебное пособие | Директ-Медиа, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375702 |
Л2.2 | Ухова, Л.В. | Языковая личность в системе массмедиа : курс лекций | Директ-Медиа, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239497 |
Л2.3 | Милославский, И. Г | Современный русский язык. Культура речи и грамматика : учебное пособие для вузов | Юрайт, 2022 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э4 | portal.edu.asu.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
При изучении дисциплины «Речевая культура журналиста» используются следующие формы работы: 1. Лекции. 2. Практические занятия, на которых обучающиеся овладевают профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и научно-исследовательской работы, формируют комплекс умений и навыков в области функционирования современного русского языка в профессиональной сфере. В процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания в практике деятельности журналиста, развиваются интеллектуальные умения. Содержанием практических занятий является выполнение учебных заданий, обсуждение дискуссионных вопросов. Студенты в процессе практических занятий развивают не только практические навыки и умения, но и научность и критичность мышления, способность самостоятельно реагировать и решать задания проблемного, творческого характера. Начинать подготовку к занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. В конце следует составить план (конспект) изучаемого материала. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. На практическом занятии каждый его участник должен быть готов к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументированно. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель, как руководитель занятия, подводит итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на практических занятиях. Учитывается выполнение индивидуальных домашних заданий. Основной целью подготовки к практическим занятиям является развитие навыков самостоятельного изучения рекомендованной литературы, поиска дополнительных источников и анализа ресурсов языка СМИ в соответствии с заданием. При работе с примерами необходимо стремиться не только к узнаванию языкового средства, но и к пониманию цели его употребления в данном контексте, функциональной нагрузки, которой данный прием обладает. Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Изучение дисциплины предусматривает систематическую самостоятельную работу бакалавров с широким кругом основной и дополнительной научной литературы, применение теоретических знаний к анализу медиатекстов в соответствии с нормами, стандартами, стилями, принятыми в СМИ разных типов. Ответы представляются в письменной форме (печатной и / или электронной). Каждое из заданий имеет определенный коэффициент сложности. График самостоятельной работы выдается на вводном занятии. 3. Самостоятельная работа предполагает изучение основной и дополнительной рекомендованной литературы по дисциплине, ознакомление с научными публикациями, работу с интернет-ресурсами; подготовку к практическим занятиям, контрольной работе, зачету в четвертом семестре и экзамену в пятом. Виды самостоятельной работы: а) конспектирование: записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует наряду со зрительной и моторную память. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы. Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах. б) выполнение тестовых заданий: тестовая система предусматривает вопросы / задания, на которые студент должен дать один или несколько вариантов правильного ответа из предложенного списка ответов. Количество тестовых вопросов/заданий по каждой теме дисциплины определено так, чтобы быть достаточным для оценки знаний обучающегося по всему пройденному материалу. 4. Дифференцированный зачет в 4 семестре производится «автоматически», если студент выполнил необходимые задания в течение семестра и набрал минимальное количество баллов по дисциплине. В ситуации, когда студент не набрал минимального количества баллов, он отвечает устно на вопросы, включенные в билет. В билет включен один теоретический вопрос и дан медиатекст для анализа языковых норм. За ответ на вопросы студент может получить максимально 20 баллов. Эти баллы суммируются с набранными за семестр, после чего студент аттестуется в соответствии с 4-балльной шкалой. 5. Экзамен в 5 семестре проводится письменно. Билет включает два вопроса: один теоретический, второй включает практический кейс (задание по нормам современного русского языка: орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, морфологическим, синтаксическим, коммуникативным). Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзамену у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. В случае затруднений следует обратиться за помощью к преподавателю. |