МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_Журналистика_УЖ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 77
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 28 28 28 28
Сам. работа 77 77 77 77
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Кирилин К.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лекашевич Е.В., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лекашевич Е.В., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение будущими журналистами общими закономерностями и принципами функционирования системы средств массовой информации как фундаментальным, базовым знанием, определяющим последующее освоение данной профессии.
Исходя из этого, главной задачей изучения данной дисциплины является понимание студентами роли СМИ в демократическом обществе как высшего социального института, спектра их функций, особенностей массовой информации и массово-информационной деятельности в контексте потребностей общества и интересов аудитории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-1.1 Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа
ПК-1.2 Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему
ПК-1.3 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.4 Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников
ПК-1.5 Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
ПК-1.6 Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
ПК-2Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
ПК-2.1 Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта
ПК-2.2 Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами
ПК-2.3 Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте
ПК-2.4 Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте.
ПК-2.4. Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте/медиапродукте.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Журналистика как предмет изучения
1.1. Сфера массово-информационной деятельности Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.2. Анализ информационной модели действительности и степени информативности журналисткого текста Сам. работа 3 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.3. Журналистика как предмет изучения и сфера массово-информационной деятельности Лабораторные 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.4. Анализ функциональных типов журналистских текстов Сам. работа 3 13 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.5. Журналистика в системе социальных институтов Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.6. Социальные роли и функции журналистики Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.7. Социальные роли и функции журналистики Лабораторные 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.8. Анализ степени свободы СМИ различных типов Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.9. Социальная позиция журналиста и принципы журналистской деятельности Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.10. Свобода журналистики и условия ее осуществления Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.11. Свобода журналистики и условия ее осуществления Лабораторные 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.12. Анализ ситуаций с нарушениями прав журналиста и ситуаций, когда журналисты сами нарушают права других лиц Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.13. Правовые основы журналистской деятельности Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.14. Правовые основы журналистской деятельности Лабораторные 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.15. Профессиональная этика журналиста Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.16. Профессиональная этика журналиста Лабораторные 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.17. Анализ примеров нарушений этических норм Кодекса профессиональной этики российского журналиста Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.18. Журналистика как область творческой деятельности Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.19. Государственная политика в области СМИ Лекции 3 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.20. Типологический анализ различных типов СМИ Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.21. Журналистика как система средств массовой информации Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.22. Журналистика как система средств массовой информации Лабораторные 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.23. Тест Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3
1.24. Экзамен 3 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тест по курсу
«Основы журналистики»

1. Перечислите все необходимые условия высокой информативности журналистского текста:

Небанальность, декодируемость и релевантность

2. Определите соответствие приведенных элементов ин¬формационной модели действительности их сущностным характеристикам:
1 Дескриптивная информация 4 Дающая представление о «желаемом будущем»
2 Валюативная информация 1 Описательная информация
3 Нормативная информация 2 Оценочная информация
4 Прескриптивная информация 3 Отвечающая на вопрос «что делать?»

3. Прагматическая адекватность журналистского текста характеризуется:

его ценностью и значимостью для массовой аудитории

4. Перечислите компоненты, составляющие структуру массового сознания (по Е.П. Прохорову):

мировоззрение, миросозерцание, историческое сознание и общественное мнение

5. В большей степени на социальные институты, а не на массовую аудиторию направлена функция:
а) Идеологическая
б) Рекреационная
в) Культуроформирующая
г) Организаторская
Ответ: г

6. В основе партийной позиции, по мнению Е.П. Прохорова, лежит:

представительство интересов какой-либо части общества

7. Для какой концепции свободы журналистской деятельности справедливо следующее утверждение: «…пользоваться свободой информационной деятельности могут лишь власть предержащие»:
а) Ответственной свободы
б) Авторитарной
в) Полной свободы
г) Либеральной
Ответ:б

8. В своем знаменитом высказывании В.И. Ленин охарактеризовал газету как:
а) Информатора, организатора и реформатора
б) Коммуникатора, информатора и реформатора
в) Пропагандиста, агитатора и организатора
г) Пропагандиста, информатора и коммуникатора
Ответ: в

9. Исследователь Б.А. Грушин выдели четыре модели реализации свободы. Перечислите их:

органическая, страглистская, эскапистская и адаптивная

10. Для правильного понимания и трактовки термина «свобода журналистики» необходимо знать базовую цепочку категорий:
а) Свобода-вседозволенность-безответственность
б) Свобода-необходимость-ответственность
в) Свобода-вседозволенность-ответственность
г) Свобода-необходимость-безответственность
Ответ: б

11. Основным отраслевым нормативно-правовым документом, регулирующим деятельность СМИ и журналистов в России, является:
а) Конституция РФ
б) Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»
в) Закон РФ «О средствах массовой информации»
г) Уголовный кодекс РФ
Ответ: в

12. В качестве права и в качестве обязанности журналиста законодательно закреплено:
а) Предъявление редакционного удостоверения
б) Присутствие в местах катастроф и стихийных бедствий
в) Посещение государственных органов
г) Проверка информации
Ответ: г

13. В статье 29 Конституции РФ запрещается:
а) Препятствование деятельности журналиста
б) Цензура
в) Скрытая видеозапись
г) Фотосъемка несовершеннолетних
Ответ: б

14. Основными правами личности, наиболее часто нарушаемыми СМИ и журналистами, являются:

право на честь, достоинство и деловую репутацию, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны

15. Главным российским профессионально-этическим документом для журналиста, содержащим принципы и нормы журналистской этики, является:

Кодекс профессиональной этики российского журналиста

16. Исследователь Е.П. Прохоров выделяет следующие виды творческой деятельности в журналистике:

редакторская, организаторская и авторская

17. «Российская газета» является:
а) Коммерческой
б) Государственной
в) Частной
г) Общественной
Ответ: б

18. «Таблоид» – это:
а) Тип печатного издания
б) Скандальная публикация
в) Непроверенный слух
г) Фотография vip-персоны
Ответ: а

19. Коммерческая реклама полностью отсутствует на телеканале:
а) «5 канал»
б) «ТВ-3»
в) «Матч ТВ»
г) «Россия К»
Ответ: г

20. В «четверку» крупнейших мировых информационных агентств, по классификации ЮНЕСКО, не входит:
а) ТАСС
б) «Рейтер»
в) «Интерфакс»
г) «Франс-Пресс»
Ответ: в
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценки по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса:
Вопросы:
1. Журналистика как предмет изучения. Многозначность понятий «журналистика» и «информация».
2. Специфика массовой информации. Сущность и структура МИ.
3. Признаки и свойства содержания журналистской информации. Информативность текста.
4. Журналистика как социальный институт демократического общества.
5. Ролевые и функциональные особенности журналистики.
6. Общая характеристика функций журналистики.
7. Трансформация функций журналистики.
8. Журналистика, массовое сознание и общественное мнение.
9. Социальная позиция в журналистике.
10. Принципы журналистской деятельности и проблема принципиальности.
11. Свобода журналистики и СМИ. Проблемы свободы журналистской деятельности.
12. Социально-творческие, юридические, экономические и политические аспекты свободы СМИ.
13. Государственная политика России в области СМИ.
14. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность СМИ в России.
15. Закон РФ «О средствах массовой информации».
16. Права и обязанности российского журналиста.
17. Этические основы журналистской деятельности.
18. Кодекс профессиональной этики российского журналиста.
19. Журналистика как творческая деятельность. Типы творческой деятельности журналиста.
20. Журналистика как система СМИ.
21. Система печатных СМИ России.
22. Система электронных СМИ России (телевидение и радиовещание).
23. Информационные агентства и сетевые (интернет-) издания в системе СМИ России.
24. Общая характеристика инфраструктуры СМИ.

Практическое задание:
В качестве практического экзаменационного задания студенту предлагается выбрать (по типу «вытягивания» билета) две публикации из свежих газет (информационную и аналитическую (с элементами аналитики)). 1. Студент должен определить степень информативности информационного материала по трем ее критериям (небанальность, декодируемость и релевантность). 2. Он должен проанализировать аналитическую (с элементами аналитики) публикацию с позиции ее функционального назначения (определить функции материала) и сделать вывод о ее типе (монофункциональные, с доминирующей функцией и полифункциональные тексты).
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации : учебное пособие для вузов КноРус, 2009
Л1.2 Прохоров, Евгений Павлович Введение в теорию журналистики : учебник для вузов Аспект Пресс, 2011
Л1.3 под ред. Я. Н. Засурского Средства массовой информации России : учебное пособие Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Средства массовой информации России: Учебное пособие , 2011
Л2.2 Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебное пособие Аспект Пресс, 2009
Л2.3 Третьяков, В.Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики : учебное пособие Директ-Медиа, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210221
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
Э2 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ЭБС, доступных для студентов и преподавателей АлтГУ
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.

Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.