МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы фактчекинга

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы фактчекинга

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студента представление о профессиональном подходе к работе с источниками информации и с верификацией данных. Фактчекинг стал одной из важнейших составляющих медиаграмотности. И сегодня это не только правило перепроверки фактов, но и самостоятельный журналистский продукт, который требует знания определённых алгоритмов и правил, знания специальных сервисов и инструментов верификации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
ПК-2.1 Приводит журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствие с языковыми нормами
ПК-2.2 Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте
ПК-2.3 Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте
ПК-2.4 Учитывает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта
ПК-3Способен участвовать в разработке и реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере журналистики
ПК-3.1 Изучает отечественный и мировой опыт разработки и реализации аналогичных (сходных) медиапроектов
ПК-3.2 Оценивает соответствие медиапроекта формату, целевой аудитории и политике СМИ или другим медиа
ПК-3.3 Решает поставленные задачи при работе над авторским или коллективным практико-ориентированным медиапроектом
ПК-3.4 Реализует практико-ориентированный медиапроект (или его элементы) в рамках своих полномочий и несет ответственность за результат
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает технологические требования разных типов СМИ и других медиа при редактировании журналистского текста /медиапродукта.
ПК-3.1. Знает отечественный и мировой опыт разработки и реализации аналогичных (сходных) медиапроектов.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Редактирует журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствии с языковыми нормами.
ПК-3.2. Умеет оценить соответствие медиапроекта формату, целевой аудитории СМИ или других медиа.
ПК-3.3. Планирует и разрабатывает авторский или коллективный практико-ориентированный медиапроект (или его элементы).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Контролирует соблюдение редакционных стандартов, форматов, жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте.
ПК-2.4. Контролирует соблюдение профессиональных этических норм в журналистском тексте/медиапродукте.
ПК-3.4. Готовит к реализации практико-ориентированный медиапроект (или его элементы) и несет ответственность за результат.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Фактчекинг: понятие, функции, правила
1.1. Концепция фактчекинга. Факт, фактоид и фейк Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Анализ предложенных кейсов Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Классификация ошибок Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Работа с кейсом по исправлению ошибок в новостных материалах Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Правила фактчекинга Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Работа с кейсом на тему официального сообщения/заявления чиновника Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Инструменты фактчекинга
2.1. Проблемы верификации видео и общие трудности фактчекинга Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Работа с источниками в социальных сетях и верификация фотографий Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Игра «Анализируй это!» Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Работа с соцсетями Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.5. Способы верификации информации. Работа с Интернет-источниками Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.6. Верификация фотографий и работа с метаданными Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.7. В сервисе Playbuzz создание тест-викторины из 10 вопросов Сам. работа 3 24 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.8. Подготовка примеров к игре «Анализируй это!». Необходимо собрать кейс, состоящий из фактически точных материалов и фейков. Сам. работа 3 24 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/mod/glossary/view.php?id=374485

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вставьте пропущенные термины
1. ____________ - проверка, подтверждение, метод доказательств каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путём их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами. методика распознавания на соответствие правде. в науке, проверка теоретических положений на соответствие реальности при помощи эксперимента.
ОТВЕТ: верификация
2. ________________- заведомо ложная или искажённая информация, предоставляемая противнику или деловому партнёру для более эффективного ведения боевых действий, сотрудничества, проверки на утечку информации и направление её утечки, выявление потенциальных клиентов чёрного рынка.
ОТВЕТ: дезинформация
3. ___________ - один из способов существования истины "для нас", при котором совпадение соответствия между познанием и объектом и знания этого соответствия на определенном этапе исторического развития выступает для обществ.
ОТВЕТ: достоверность
4. ___________ - англоязычный термин, описывающий противоборство сторон посредством распространения специально подготовленной информации и противодействия аналогичному внешнему воздействию на себя.
ОТВЕТ: информационная война
5. _________- это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками. Информация - это вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами. Дискуссионный термин в науке.
ОТВЕТ: информация
6. ___________- сведения независимо от формы их представления.
ОТВЕТ: контент
7.___________ - это методики исследования, делающие вид, что они научные, но таковыми не являющиеся.
ОТВЕТ: лженаука
8. ___________- недостоверная информация.
ОТВЕТ: ложь
9. __________- это психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им.
ОТВЕТ: манипуляция
10. ____________ - намеренная попытка введения людей (читателей, зрителей, слушателей, покупателей и т. д.) в заблуждение.
ОТВЕТ: мистификация
11. ___________ - жанр кино и телевидения, в котором создаётся иллюзия документальности за счёт особого набора методов, но предмет отражения в таком фильме, как правило, является вымышленным.
ОТВЕТ: мокьюментари
12. _____________ - данные, или содержание, которые представляются одновременно в разных формах: звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд.
ОТВЕТ: мультимедиа
13. ____________ - журналистский термин, обозначающий человека, обладающего достаточным количеством информации и компетентности, чтобы выступать в качестве источника.
ОТВЕТ: ньюсмейкер
14. ____________ - данные, содержание которых не зависит, не связано с мнением, утверждением отдельных лиц, а носит общепризнанный характер.
ОТВЕТ: объективные данные
15. ______________ - непреднамеренное, случайное отклонение от правильных действий, поступков, мыслей, разница между ожидаемой или измеренной и реальной величиной.
ОТВЕТ: ошибка

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Сведения, относящиеся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), которые могут быть предоставлены другим лицам - это:
А. персональные данные
Б. личная информация
В. база данных
ОТВЕТ: А
2. Верно ли определение правды как утверждения; соответствующего представлениям об истине.
А. да
Б. нет
ОТВЕТ: А
3. Устное или письменное заявление должностного лица хозяйствующего субъекта, содержание которого стало известно неограниченному кругу лиц, не относящихся к такому хозяйствующему субъекту (в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на телевидении и радио, в выступлениях на публичных мероприятиях, совещаниях и т.д.) - это:
А. разглашение тайны
Б. разглашение персональных данных
В. публичное заявление
ОТВЕТ: В
4. Факт - это:
А. синоним понятий «истина», «событие», «результат»; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего
Б. в философии науки — особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания Ф. противопоставляется теории или гипотезе
В. оба определения верны
ОТВЕТ: В
5. Недостоверное или ложное утверждение , которое облекается в форму достоверного и выдаётся за достоверное; опубликованное официальное сообщение, которое принимается за истину как результат самого факта появления его в печати; информация, публикация, недостойная доверия, или событие сомнительной истинности, принимаемое повсеместно за правду - это:
А. ложь
Б. фактоид
В. фейк
Г. дезинформация
ОТВЕТ: Б
6. Информационный продукт, содержащий намеренно распространяемую ложную информацию, - это:
А. фактоид
Б. фейк
В. ложь
Г. мистификация
ОТВЕТ: Б
7. Фактчекинг - это:
А. проверка достоверности сведений, описанных в текстах научно-популярного и публицистического стиля, осуществляемая как до публикации текста, так и после его распространения.
Б. проверка достоверности сведений, описанных в текстах научно-популярного и публицистического стиля, осуществляемая после его распространения.
В. проверка достоверности сведений, описанных в текстах научно-популярного и публицистического стиля, осуществляемая до публикации.
ОТВЕТ: А
8. Первое действие в алгоритме фактчекинга информации из аккаунта социальной сети публичного лица:
А. верификация фотографий
Б. проверка подлинности сведений
В. подтверждение аккаунта
ОТВЕТ: В
9. Проверка фотографии на "фотошоп" необходимо начинать:
А. с поиска в сети по фотографии
Б. с проверки метаданных фотографии
В. с поиска автора снимка
10. Фактчекинг может проводиться:
А. ad hoc
Б. post hoc
В. оба варианта верны
ОТВЕТ: В
11. Главная цель фактчек-суперблица - это:
А. определить подлинность сообщения, личности, заявления и.т.д.
Б. проверка инфомолекул сообщения, поиск ошибок: в титрах, в именах, названиях и.т.д.
В. верификация всего содержания сообщения, её продукт может быть самостоятельным материалом для публикации, подобному анализу, например, подвергаются официальные сообщения, заявления экспертов и.т.д.
ОТВЕТ: Б
12. Основным продуктом фактчекинга, который осуществляется ad hoc, является:
А. журналистский материал
Б. фейк
В. разоблачение фейка
ОТВЕТ: А
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен участвовать в разработке и реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере журналистики

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Укажите международный стандарт, являющийся основой регламентирования показателей качества программного средства:
а) ISO
б) ASCII
в) ANSI
Ответ: а
2. Компрессор (декомпрессор), программно-аппаратное средство, используемое для записи и воспроизведения сжатого файла:
а) декодек
б) кодек
в) кедок
Ответ: б
3. Совокупность оборудования и программного обеспечения для выполнения определенной задачи:
а) полуавтоматизированное рабочее место
б) не автоматизированное рабочее место
в) автоматизированное рабочее место
Ответ: в
4. Объекты, позволяющие выполнять анимацию плавного преобразования одного тела в другое:
а) распределенные объекты
б) слитые с формой объекты
в) морфинговые объекты
Ответ: в
5. Потоки информации бывают только внешними (входящими и исходящими для системы), так ли это?
а) нет
б) да
в) отчасти
Ответ: а
6. Информация, размещаемая на внешних запоминающих устройствах, снабженная идентификатором и оформленная как единое целое средствами операционной системы или языка программирования, называется:
а) массив
б) запись
в) файл
Ответ: в
7. Системы управления, связанные с отображением информации на электронной карте:
а) космические
б) геоинформационные
в) картографические
Ответ: б
8. Статистика является важнейшим элементом информационного общества, так ли это?
а) нет
б) отчасти
в) да
Ответ: в
9. Разбиение системы на компоненты, объединение которых позволяет решить данную задачу:
а) абстракция
б) декомпозиция
в) композиция
Ответ: б
10. Что такое глобальная сеть?
а) система, связанных между собой локальных сетей
б) система, связанных между собой компьютеров
в) система, связанных между собой локальных телекоммуникационных сетей
г) система, связанных между собой локальных сетей и компьютеров отдельных пользователей
Ответ: г
11. Что такое протокол?
а) способность компьютера посылать файлы через каналы передачи информации
б) устройство для работы локальной сети
в) стандарт передачи данных через компьютерную сеть
г) стандарт отправки сообщений через электронную почту
Ответ: в
12. Что используют для общего доступа пользователей сети?
а) рабочая станция
б) сервер
в) клиент
Ответ: б
13. Видами компьютерных сетей является:
а) Личные, локальные, корпоративные, территориальные, глобальные
б) Персональные, локальные, корпоративные, городские, глобальные
в) Персональные, спутниковые, 4-G
Ответ: б
14. HTML – это:
а) язык разметки гипертекста
б) страница Internet Explorer
в) браузер
Ответ: а
15. Набор веб-страниц, связанных между собой перекрестными ссылками, расположенный под одним общим корневым именем, называется:
а) электронный учебник
б) сайт
в) контейнер
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какой период аналитики корпорации Cisco называют "рождением интернета вещей"?
Ответ: 2008-2009.
2. Предположим Вы режиссёр и хотите снять фильм. Какая из платформ Вам подойдет больше всего для сбора средств в поддержку съемок Вашего фильма?
Ответ: Kickstarter
3. Отметьте верно основные свойства информационной безопасности.
Ответ: конфиденциальность ; целостность ; доступность.
4. Как классифицируются угрозы по источникам их возникновения?
Ответ: Угрозы, обусловленные человеческим фактором; Угрозы, связанные с компьютерной обработкой информации; Угрозы, связанные с физическими полями.
5. Законодательство РФ в области защиты ПД основывается на следующих документах…
Ответ: Конституция РФ; Международные договоры РФ; Федеральный закон РФ «О персональных данных»; Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
6. К какой категории персональных данных относятся сведения о профессии?
Ответ: Общедоступные.
7. Сигнатурный анализ, выполняемый антивирусом, состоит в…
Ответ: Сравнении содержимого анализируемого файла с известными образцами вредоносных программ.
8. Технология, используемая для организации подключения поверх общедоступной инфраструктуры с применением средств шифрования и аутентификации, называется…
Ответ: Виртуальные частные сети, VPN.
9. Как называется процесс проверки принадлежности субъекту доступа предъявленного им идентификатора?
Ответ: Аутентификация.
10. Как называется машинное обучение, при котором нейронные сети расширяются до сетей с огромным количеством уровней, которые обучаются с использованием огромных объемов данных?
Ответ: Глубокое обучение.
11. Какой тип системы используется в криптовалютах?
Ответ: Распределенная система
12. Дайте с помощью 5 слов определение термину большие данные:
Ответ: Вариативность, скорость, объем, разнообразие, достоверность.
13. Какая проводная технология передачи данных является приоритетной?
Ответ: PLC
14. Влияют ли оставленные пользователем лайки и комментарии на информационную выдачу в будущем?
Ответ: Да, влияют.
15. Влияют ли Ваши старые аккаунты в Интернет-магазинах и сервисах на Ваш сегодняшний цифровой след?
Ответ: Да, влияют
16. Какой вид информационной перегрузки приводит к ситуации, в которой на пути к полезным и ценным сведениям нужно обработать огромный массив информации, и факты накапливаются, но не усваиваются?
Ответ: Избыточность фактов
17. Как называется свойство, при котором право на доступ к информации выдается только уполномоченным сущностям?
Ответ: Конфиденциальность.
18. Какие технологии обработки и хранения данных могут обеспечить высокую пропускную способность и быстро реагировать на определенные ситуации?
Ответ: Облачные технологии.
19. Автор термина «Интернет вещей»?
Ответ: Кэвин Эштон
20. Почему период 2008-2009 год аналитики корпорации Cisco называют «рождением Интернета вещей»?
Ответ: Количество устройств, подключённых к сети интернет, превысило численность населения Земли.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачёту
1. Концепция фактчекинга.
2. Факт, фактоид и фейк.
3. Разновидности фактчекинга
4. Информационные продукты фактчекинга
5. Фактчекинг публичных заявлений и официальной информации
6. Построение доказательной базы и методы доказательств в фактчекинге
7. Фактчекинг научной информации
8. Классификация ошибок
9. Способы предупреждения ошибок и ответственность
10. Источники информации
11. Типовые объекты проверки
12. Правила фактчекинга
13. Источники поиска верных данных
14. Алгоритм верификации интернет-источника
15. Правила проверки профилей в социальных сетях
16. Верификация фотографий
17. Работа с метаданными
18. Верификация видео
19. Способы манипуляции в экранной информации
20. Общие проблемы фактчекинга

Практическое задание на зачёт: пройти тест-викторину на определение фейка (викторины приготовлены студентами во время выполнения самостоятельной работы, студент проходит тест, подготовленный одногруппником)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Зачтено: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок; студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Не зачтено: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Распопова C.C. Фейковые новости: информационная мистификация: Аспект Пресс, 2018 biblioclub.ru
Л1.2 Колесниченко А. В. Техника и технология сми. Подготовка текстов: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.3 С. Г. Корконосенко Основы журналистской деятельности: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дымова, И. Редактирование текстов массовой коммуникации: ОГУ, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Колесниченко, А. В. Основы журналистской деятельности: учебное пособие для вузов Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.3 Дзялошинский, И. М. Профессиональная этика журналиста: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека журналиста journalism.narod.ru
Э2 Электронное научное издание elibrary.ru
Э3 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
Э4 Центр интеллектуальных ресурсов факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова «Меди@тека» www.journ.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ЭБС, доступных для студентов и преподавателей АлтГУ
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.

Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.