МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление медиапроектами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 138
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6
курсовой проект: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 24 24 18 18 42 42
Сам. работа 84 84 54 54 138 138
Итого 108 108 72 72 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Деминова М.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Управление медиапроектами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс «Управление медиапроектами» строится по принципу практикума. Студенты параллельно с освоением теории, на первом этапе создают собственный медиапроект, осваивая необходимые начальные навыки и компетенции управления. Их задача: правильно оценив аудиторный запрос, возможности продвижения, кадровых и технологических ресурсов, пройти все этапы производства от идеи и постановки задачи, формирования редакции (команды) до этапа post-production, продвижения продукта. Если на первом этапе работа коллективная, предполагает получение общих знаний об этапах производства, то на втором этапе задача студентов - в индивидуальном порядке разработать собственный медиапроект, который сможет стать конкурентноспособным на региональном или федеральном медиарынке. На этом этапе обучение необходимо показать свои навыки управленца, способного правильно оценивать риски, ресурсы, перспективы монетизации, выстраивать организационные модели. Итогом работы становится презентация проектов с соревновательным принципом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-1.1 Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему
ПК-1.2 Анализирует информацию в ходе профессионального общения с героями, свидетелями, экспертами и фиксирует полученные сведения
ПК-1.3 Отбирает необходимую информацию из доступных документальных ис точников
ПК-1.4 Проверяет достоверность полученной информации, разграничивает факты и мнения
ПК-1.5 Использует творческий потенциал для подготовки актуального журналистского текста / медиапродукта с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнения командной задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа.
ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения.
ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта.

УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему.
ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников.

УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа.

УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные тренды медиапроизводства
1.1. Кризис традиционных СМИ. Обзор медиарынка: аудиторные замеры, тренды, тенденции Лабораторные 6 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Запрос новых медиа на проектный подход. Типы медиапроектов. Проблема идеи и креативное мышление Лабораторные 5 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Медиапроектирование и storytelling-законы Лабораторные 5 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Производственные алгоритмы в работе над медиапроектами
2.1. Этапы производства медиапроекта на разных платформах Лабораторные 5 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. От медиапродукта к медиапроекту: вектор движения от творческой задачи к бизнес-идее. Связка «тема-идея-аудитория-монетизация». Методики таргетирования целевой аудитории от метода персонажей до дизайн-мышления. Дизайн-мышление как один из человекоориентированных подходов к проектной деятельности Лабораторные 6 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Формирование команды медиапроекта Лабораторные 5 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Специфика мультимедийных и аудиовизуальных форматов. Выбор технологий и инструментов Лабораторные 5 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Платформы и сервисы для производства и продвижения медиапроекта Лабораторные 5 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Проектный менеджмент в медиапроизводстве
3.1. Проектный менеджмент. Российские и международные стандарты управления проектами (IPMA, PMI, логико-структурный подход) Лабораторные 6 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Типичные проблемы управления в условиях регионального медиарынка Лабораторные 6 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Медиапроектная заявка. Работа над структурой проекта Лабораторные 6 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Графическое представление проекта (Work Breakdown Structure), построение дерева целей и задач, организационных матриц. Сроки, жизненные циклы, бюджет и риски проекта Лабораторные 6 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Управление командой проекта в условиях дигитализации медиа: технологический аспект Лабораторные 6 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Разработка заявки на реализацию медиапроекта для одного из СМИ региона Сам. работа 6 54 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Этапы разработки медиапроекта Сам. работа 5 84 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3
Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое из определений является неверным?
а. Команда – группа единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для достижения стоящей перед ними цели члены команды вместе формулируют задачи и стратегию работы, за которую они несут взаимную ответственность.
б. Команда – это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи.
в. Команда – это группа людей, которые выполняют определенную работу за денежное вознаграждение.
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Выберите два верных определения лидерства:
а. Лидерство – это умение так организовать взаимодействие с людьми, чтобы каждый из них искренне захотел достичь поставленной лидером цели.
б. Лидерство – это стиль руководства, который характеризуется централизацией руководителем управленческих функций и систематическим контролем за качественным выполнением их деятельности.
в. Лидерство – это процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.
ОТВЕТ: ав

Вопрос 3. Какое из определений типа лидерства является неверным?
а. Авторитарное (деспотичное) – лидер раздает четкие поручения и единолично принимает решения.
б. Народное (демократичное): лидер поддерживает коллаборации, а решения принимает вся группа.
в. Эталонное – лидер не включен в процесс, а у группы полная свобода действий.
ОТВЕТ: в

Вопрос 4. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
а. не более 12-15 человек.
б. определяется сложностью и количеством бизнес-процессов.
в. 20-25 человек.
г. определяет руководитель исходя из своего видения и целей.
ОТВЕТ: а

Вопрос 5. Выберите 3 основные характеристики эффективной команды.
а. Имеют лидера, являющегося ядром команды, отличаются высоким качеством конечных результатов своей деятельности, члены команды хорошо сотрудничают и взаимодействуют друг с другом.
б. Члены команды высокопрофессиональны, обладают богатым опытом, они экстраверты и нацелены на карьерный рост в организации.
в. Состав команды хорошо сбалансирован в зависимости от ролей, выполняемых членами команды, менеджеры команды пользуются большим уважением благодаря примеру, который они подают членам команды, имеют высокую степень автономности.
г. Способны быстро учиться на собственных ошибках, хорошо ориентированы на клиента, потребителя, имеют навыки оптимального решения проблем и регулярно следят за их разрешением, участники высокоэффективных команд хорошо мотивированы на результат.
ОТВЕТ: абв

Вопрос 6. Выберите две основные задачи лидера в команде:
а. Создает особые способы взаимодействия между подчиненными, правила коммуникации, благодаря этому организует эффективную работу и поддерживает собственный статус.
б. Создает идею, подбирает сотрудников, расписывает им функциональные обязанности, организовывает оценку и контроль, презентует окончательный вариант проекта заказчику.
в. Влияет на людей силой своего убеждения, а не силой статуса, предлагает высокие цели, ведет участников команды за собой.
ОТВЕТ: ав

Вопрос 7. «Синергия» – это
а. суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного.
б. выявление самого эффективного средства взаимодействия между людьми.
в. совместное действие двух или нескольких органов.
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите 3 основных стиля руководства коллективом?
Ответ: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).

2. Какой стиль руководства коллективом считается самым успешным и почему?
Ответ: Демократический тип. Руководитель дает высказывать идеи подчиненным, прислушивается к их мнению. Люди максимально реализуют свой потенциал, при этом командное взаимодействие на высоком уровне.

3. Лидерство – это
Ответ: Положение определенной личности в группе или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение определенных целей.

4. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
Ответ: не более 12-15 человек.

5. Общая структура стратегического управления включает в себя следующие этапы:
Ответ: 1) анализ среды, 2) определение миссии и целей, 3) выбор стратегии, 4) реализацию стратегии, 5) осуществление контроля.

6. Основное назначение стратегического планирования:
Ответ: Стратегическое планирование – это процесс определения направления развития компании, который обычно выполняют ее руководители. Он включает в себя установление приоритетов и принятие решений о том, как будут распределяться ресурсы, в целях поддержки выработанной концепции.

7. Какие факторы внешней среды оказывают прямое воздействие на организацию?
Ответ: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, законы и государственные органы

8. Целью саморазвития личности является: «…умение определять, что конкретно хочется получить, настойчивость в достижении намеченного, доведение дела до конца…». О какой универсальной компетенции идет речь?
Ответ: умение реализовывать замыслы

9. ______________ – это изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально полезном развитии и сотрудничестве с людьми». Вставьте пропущенное слово
Ответ: личностный рост ИЛИ личностно-профессиональное развитие менеджера как эффективного руководителя.

10. Охарактеризуйте демократический стиль руководства
Ответ: руководитель обычно советуется с подчиненными, используя их компетентность по специальным вопросам; стиль предполагает применение коллегиального метода принятия решений и характеризуется не навязыванием собственной воли руководителя подчиненным.

11. Бизнес-аналитик в команде и технический лидер не могут найти общий язык и постоянно конфликтуют, обвиняя друг друга в некомпетентности. Аргументы для подтверждения своей точки зрения есть у обоих, личной неприязни до этого проекта не было замечено. Что можно сделать, чтобы уменьшить вероятность такой ситуации?
Ответ: Можно провести структурные изменения (поменять структуру команды) ИЛИ Можно более четко разграничить и прописать конкретные функции каждого исполнителя.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Отметьте определение медиатекста:
а) предназначен для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе в максимально обобщенной, объективной, обезличенной форме;
б) является источником получения информации о духовных импульсах и материальной сфере человеческой деятельности;
в) обслуживает чрезвычайно важные сферы человеческих взаимоотношений: отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, организациями, учреждениями, между личностью и обществом.
Правильный ответ: Б

2. К особенностям (свойствам) медиатекста не относится:
а) медийность,
б) гипертекстуальность,
в) динамический характер,
г) специфика средств создания,
д) обязательная художественно-эстетическая нагрузка,
е) многоплановость, многомерность.
Правильный ответ: Д

3. Соотнесите определения медиатекста с авторами приведенных цитат:
1) «разновидность текста, принадлежащая массовой информации, характеризующаяся особым типом автора (принципиальное совпадение производителя речи и ее субъекта), специфической текстовой модальностью (открытая речь, многообразное проявление авторского Я), рассчитанная на массовую аудиторию»;
2) «новый коммуникационный продукт, который существует в нескольких ипостасях, в нескольких сферах, в нескольких средах: и в бумажном виде, и в звучащем, и в визуальном»;
3) «достаточно подвижное, регулируемое социально-речевое образование, обеспечивающее решение как коммуникативных, так и иных задач, а также как инструмент формирования общественного мнения внутри данного социума и за его пределами»;
4) «динамическая сложная единица высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение в сфере массовых коммуникаций».
а) Засурский Я.Н. в) Кузьмина Н.А.
б) Рогозина И.В. г) Солганик Г.Я.
Правильный ответ: 1) – г); 2) – а); 3) – б); 4) – в).

4. Какая из названных характеристик медиатекста «является закономерностью, связанной с необходимостью передачи больших объемов информации, и, следовательно, более четким ее структурированием для облегчения восприятия и переработки, а также с необходимостью минимизации времени и условий на обработку информации с целью сохранения актуальности» (И.В. Рогозина):
а) языковое наполнение,
б) динамический характер,
в) многомерность,
г) социально-регулятивная природа.
Правильный ответ: В.

5. Какой из перечисленных параметров отсутствует в классификации современного медиатекста?
а) канал распространения;
б) способ производства;
в) форма создания и воспроизведения;
г) информационная насыщенность;
д) функционально-жанровый тип текста;
е) тематическая доминанта.
Правильный ответ: Г.

6. К основным типам медиатекстов не относится:
а) новости,
б) пародия,
в) информационная аналитика,
г) реклама.
Правильный ответ: Б.

7. Соотнесите функционально-жанровую принадлежность медиатекста и функцию языка (по Т.Г. Добросклонской)
а) новость 1) совмещает в себе функцию воздействия в двух аспектах: функцию языка, реализуемую с помощью богатого арсенала лингвостилистических средств выразительности, и функцию массовой коммуникации, реализуемую посредством специальных медиатехнологий
б) информ. аналитика и комментарий 2) реализуют функцию сообщения и одну из главных функций массовой коммуникации – информативную
в) текст-очерк (features) 3) сочетают реализацию функции сообщения с усилением компонента воздействия за счет выражения мнения и оценки
г) реклама 4) усиление функции воздействия в ее художественно-эстетическом варианте
Правильный ответ: а) – 2); б) -3); в) – 4); г) – 1).

8. Отметьте медиатексты, которые могут продуцироваться и как одномерные, и как многомерные:
а) рекламный текст; в) газетный текст;
б) фотография; г) радиотекст.
Правильный ответ: А, Б, Г.

9. Назовите признаки текста, выражающие специфику и стилевое своеобразие соответствующего функционального стиля благодаря реализации функций последнего, обусловленных его экстралингвистическими факторами:
а) идеологемы, в) стилевые черты,
б) интертекстуальные знаки, г) семиотические коды.
Правильный ответ: В.

10. К таким умениям этого анализа медиатекстов, можно, например, отнести: умение определять используемые в медиатексте средства эксплицитной и имплицитной оценки; выделять политические концептуальные слова; определять приемы интертекстуальности (аллюзии, реминисценции, намеки, перифразы, цитаты и другие); находить идеологемы личностного или социального характера и многие умения подобного рода.
а) семиотический в) контекстуальный
б) нарративный г) стилистический
Правильный ответ: Г.

11. Кто из исследователей нарративной структуры текста создал модель, в которую входят такие элементы, как главный эпизод, причина, условие, мотивация, контекст, история, последствия, результаты, реакции:
а) Пропп В.Я. в) Пирс Ч.
б) Тодоров Ц. г) Т. Ван Дейк
Правильный ответ: Г.

12. В процессе этого анализа фокус внимания сосредотачивается на системе знаков, составляющих текст:
а) семиотический в) контекстуальный
б) нарративный г) стилистический
Правильный ответ: А.

13. Укажите правильное определение понятию «идеологема»:
а) воплощение вербальными средствами идеологических, политических, социальных установок, которые должен усвоить адресат и которые формируют в обществе определенную устойчивую идеологию, помогающую сплочению социума;
б) способ организации текста (и вид текста), который возможность читателю, работающему c одним текстом, мгновенно получить на экране другой (чаще всего, поясняющий, раскрывающий смысл некоторого понятия глубже, чем текст первоначальный);
в) выражение в тексте какой-либо направленности во взглядах и намерениях; предвзятость, пристрастность.
Правильный ответ: А.

14. По мнению исследователей, именно этот анализ приводит к пониманию того, как именно элементы текста связываются друг с другом в медиасообщении, поскольку мы имеем дело не просто с собранием универсальных сюжетов, а с некими моделями социальной деятельности и даже способами коммуникации:
а) семиотический в) контекстуальный
б) нарративный г) стилистический
Правильный от: Б.

15. Выделите три параметра стилистической характеристики авторского начала в медиатексте (по Т.Г. Шмелевой):
а) выявленность автора; в) выразительность;
б) удельный вес; г) степень сложности.
Правильный ответ: А, Б, Г.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Ключевыми категориями традиционного определения текста (Н.С. Валгина, И.Р. Гальперин, Г.Я. Солганик) являются:
Правильный ответ: смысловая завершенность, связность

2. Термин медиатекст появился в англоязычной научной литературе:
Правильный ответ: в конце ХХ века

3. Верно ли, что медиатекст можно рассматривать как фрагмент медиапотока?
Правильный ответ: верно

4. Медиатекст принадлежит сфере:
Правильный ответ: сфере СМИ

5. Фоновые знания это:
Правильный ответ: фонд знаний автора и аудитории (адресата), обеспечивающий адекватное восприятие текста.

6. О какой категории медиатекста говорится в высказывании «медиатекст не обязательно обладает смысловой завершенностью, представляя собой структуру, открытую для многочисленных интерпретаций: текст СМИ, представляет собой совокупность фраз бесконечных гипертекстов, где всё является ссылкой друг на друга и бесконечным цитированием»:
Правильный ответ: интертекстуальность.

7. Что называется транслированием информации с помощью разных каналов связи:
Правильный ответ: мультимедийность.

8. Как называется передача единого контента разными средствами (с помощью текста, звука или видео) и по разным каналам коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет):
Правильный ответ: конвергентность.

9. Назовите анализ, который изучает не просто содержание жизненного опыта, а формы рассуждения о нем – лингвистические и культурные ресурсы построения истории и убеждения слушателя в ее подлинности:
Правильный ответ: нарративный анализ.

10. Ценности, установки, поведенческие модели, культурные мифы, доминирующие в конкретной культуре и репрезентируемые в медиатексте называются:
Правильный ответ: культурным контекстом.

11. В фокусе внимания этого анализа находятся такие категории, как образ автора, интенция, авторская позиция, идеологема, социальная оценочность, образ адресата:
Правильный ответ: стилистический анализ.

12. Предметом внимания этого анализа является содержательная сторона текста, при обсуждении которой определенную роль играет анализ социального, а не только лингвистического контекста медиатекста:
Правильный ответ: контекстуальный анализ.

13. Способностью текста отражать авторское коммуникативное намерение называется:
Правильный ответ: интенция.

14. Что является каналом создания и распространения для аудиовизуального медиатекста (отметьте несколько вариантов):
Правильный ответ: телевидение, Интернет.

15. В современном медиатексте наблюдается инверсия коммуникативных ролей, что это означает:
Правильный ответ: авторское, личностное начало в медийном дискурсе все более стирается;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Курсовой проект. Тема индивидуального курсового проекта определяется ежегодно и утверждается на заседании кафедры.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 6 семестра зачета и в конце 5 семестра курсового проекта. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

Критерии оценивания курсового проекта разработаны в методическом пособии кафедры.
Оценка «отлично» выставляется в том случае, если:
- содержание и оформление работы соответствует требованиям методических указаний и теме работы;
- работа актуальна, выполнена самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определенной новизной;
- дан анализ степени теоретической изученности проблемы, различных подходов к ее решению;
- теоретические положения и выводы связаны с практикой, практические рекомендации обоснованы в работе;
- в работе широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно или в составе группы (допускается опора на вторичный анализ имеющихся данных);
- приложения к работе иллюстрируют достижения автора и подкрепляют его выводы;
- доклад и ответы на вопросы показывают высокий уровень сформированности компетенций, позволяющих решать задачи профессиональной деятельности.
Оценка «хорошо»:
- содержание и оформление работы в целом соответствует требованиям данных методических указаний;
- работа актуальна, написана самостоятельно;
- дан анализ степени теоретической изученности проблемы;
- теоретические положения и выводы связаны с практикой, практические рекомендации обоснованы в работе;
- приложения к курсовой работе подкрепляют выводы;
- доклад и ответы на вопросы показывают в целом достаточный уровень сформированности компетенций, позволяющих решать задачи профессиональной деятельности.
Оценка «удовлетворительно»:
- содержание и оформление работы в целом соответствует требованиям данных методических указаний;
- имеет место определенное несоответствие содержания работы заявленной теме; нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью;
- в работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований;
- теоретические положения слабо увязаны с управленческой практикой, практические рекомендации не аргументированы, носят формальный характер;
- в докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью, студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание проблемы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.
Оценка «неудовлетворительно»:
- содержание и оформление работы не соответствует требованиям данных методических указаний;
- содержание работы не соответствует ее теме;
- в докладе и ответах на вопросы даны в основном неверные ответы;
- работа содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных положений.
- при защите студент затрудняется с ответами на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общей редакцией Е. М. Роговой Управление проектами: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.biblio-online.ru
Л1.2 ред. Е.Л. Вартанова. Основы медиабизнеса: Аспект Пресс, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зуб, А. Управление проектами: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/511087
Л2.2 Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 2. Smm, рынок m&a: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Журнал «Журналистика и медиарынок» www.jourmedia.ru
Э4 Курс moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ЭБС, доступных для студентов и преподавателей АлтГУ
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторное занятие направлено на экспериментальное подтверждение изученной теории, развитие умений решать практические задачи опытным путем. В ходе занятия студенты индивидуально или в группе самостоятельно выполняют практические задания, обмениваются опытом, развивают умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Подготовка к лабораторному занятию предполагает самостоятельную работу в соответствии с выданным заданием. В том числе у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными техническими средствами. На лабораторном занятии студент может получить консультацию преподавателя и отработать навык создания медиапродукта.

Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.

Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.