МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фотожурналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доцент , Налимов Е.Д.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Фотожурналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение специфики работы фоторепортера в условиях инновационных техник и технологий фотосъемки, действия современных правовых и юридических норм журналистской деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-1.1 Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему
ПК-1.2 Анализирует информацию в ходе профессионального общения с героями, свидетелями, экспертами и фиксирует полученные сведения
ПК-1.3 Отбирает необходимую информацию из доступных документальных ис точников
ПК-1.4 Проверяет достоверность полученной информации, разграничивает факты и мнения
ПК-1.5 Использует творческий потенциал для подготовки актуального журналистского текста / медиапродукта с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа.
ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения.
ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему.
ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Журналистика в фотографиях: основные понятия и виды
1.1. Современная фотожурналистика как отрасль медиакультуры Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Система жанров в фотожурналистике Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Правовые и юридические аспекты профессиональной деятельности современного фоторепортера Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.4. Фотовыставка «Грани фотореальности» Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.5. Анализ фотоснимка Сам. работа 7 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Техника и технологии современной фотосъемки
2.1. Виды фотосъемок Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Технологии обработки и сохранения фотографий и файлов Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Особенности съемки животных Практические 7 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Портретная съемка Сам. работа 7 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.5. Фотосерия одного дня из жизни Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.6. План фоторепортажа о жизни студента Сам. работа 7 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.7. Съемка натюрморта Сам. работа 7 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Тест № 1. Термин «фотография» происходит от слов:
1 «Изображение» и «делаю»;
2 «Мир» и «вижу»;
3 «Свет» и «пишу»;
4. «Цвет» и «рисую».
ответ: 3


Тест № 2. Как называется простейшее устройство, позволяющее получить оптическое изображение
объектов и известное с глубокой древности?
1. Camera lucida;
2. Camera obscura;
3. Camera clara;
4. Caput mortuum.
ответ: 2

Тест № 4. В каком году было впервые публично сообщено об изобретении фотографии?
1. в 1766-м;
2. в 1812-м;
3. в 1839-м;
4. в 1887-м.
ответ: 4

Тест № 5. Насколько фотография является выражением/отражением реальности?
1. фотография является отчасти выражением некоего мнения творца о реальности – подобно любому
творческому акту;
2. фотография отчасти выражает саму реальность или её часть;
3. фотография отражает только то, что хотел показать фотограф;
4. фотография совершенно безотносительна к реальности как «вещь в себе».
ответ: 1

Тест № 6. Фотография – прежде всего ремесло, творчество или просто технический процесс?
1. ремесло;
2. творчеством
3. технический процесс:
4. фотография – прежде всего понятие, допускающее субъективные интерпретации. Ни один из
предложенных вариантов полностью не верен.
ответ: 4

Тест № 7. При создании фотоснимка непременно и всегда создаётся/производится:
1. художественный образ;
2. фиксация определённого ограниченного во времени момента;
3. проекция видения фотографом объекта съёмки (мгновения, события и т.д.);
4. верны все варианты.
ответ: 4

Тест № 8. Принципиальная схема любой фотокамеры представляет собой…
1. закрытую со всех сторон коробку с единственным отверстием в одной из стенок, закрытым линзой;
2. коробку, закрытую только с трёх сторон;
3. объектив и светочувствительный элемент (плёнка, матрица) ;
4. объектив, пентапризму, видоискатель, светочувствительный элемент (плёнка, матрица).
ответ: 4

Тест № 9. Наиболее распространённый размер фотографического кадра составляет (в
миллиметрах):
1. 15*20;
2. 36*24;
3. 30*40;
ответ: 2

Тест № 10. Первый цифровой фотоаппарат разработан специалистами компании…
1. Canon;
2. Kodak;
3. Nikon;
4. Polaroid.
ответ: 2

Тест № 11. Какой из перечисленных элементов отсутствует в цифровой зеркальной камере?
1. зеркало;
2. затвор;
3. матрица;
4. ни один из предложенных вариантов.
ответ: 4

Тест № 12. Правильная экспозиция выставляется в результате анализа:
1. освещённости и объекта съёмки;
2. температуры, давления, иных внешних факторов;
3. цвета объекта;
4. состояния фотографа.
ответ: 1

Тест № 13. Какой из перечисленных элементов не является элементом композиции?
1. форма;
2. цвет;
3. направление.
ответ: 2

Тест № 14. Способ получения изображения на фотобумаге без фотоаппарата называется…
1. антифото;
2. антипозитив;
3. фотограмма;
4. фотооптический способ.
ответ: 3

Тест № 15. Изображение и текст на полосе современной газеты находятся…
1. в состоянии противостояния, «войны»;
2. в состоянии сотрудничества, «кооперации»;
3. верны оба утверждения;
4. оба утверждения ошибочны.
ответ: 3

Тест № 16. Какой из перечисленных фотографических жанров чаще всего используется в СМИ
1. репортажный портрет;
2. абстрактная композиция;
3. натюрморт;
4. пейзаж.
ответ: 1

Тест № 17. Инфографика в СМИ представляет собой…
1. сочетание текста и фотоизображения;
2. грамотное сочетание текста и графики, созданное с намерением изложить ту или иную историю, донести
тот или иной факт;
3. сочетание статистических данных и фотоизображения;
4. ни один из предложенных вариантов.
ответ: 2

Тест № 18. К серийным жанрам изобразительной журналистики не относится:
1. фотосерия;
2. фоторепортаж;
3. фотоэссе;
4. фотоочерк.
ответ: 3

Тест № 19. К методам создания многокадрового повествования относится:
1. метод длительного наблюдения;
2. метод реконструкции факта;
3. ни один вариант до конца не верен;
4. верны оба варианта.
ответ: 3

Тест № 20. К современным российским мастерам фоторепортажа относится:
1. А. Устинов;
2. В. Тарасевич;
3. С. Максимишин;
4. К. Булла.
ответ: 3

Тест № 22. Один из важнейших характеристик серийных фотографических жанров – это…
1. их соответствие замыслу фотожурналиста;
2. их художественное качество;
3. их единая тематическая сюжетная связь;
4. их формат.
ответ: 3


ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Что такое экспозиция?
Количество света в кадре

2. Что такое композиция?
Расположение объектов в кадре

3. Чем является «правило третей»?
Способ выделения объекта в кадре

4. Что такое выдержка или приоритет выдержки?
Параметр в фотоаппарате, характеризующий время, на которое открыта затворка фотоаппарата

5. Что такое ракурс в портретной съёмке?
Положение камеры относительно модели

6. На что влияет глубина резкости?
На зону, которая будет резкой в кадре

7. На что влияет светочувствительность ISO?
На экспозицию

8. Что НЕ является способом выделения объекта в кадре?
Приоритет выдержки

9. Как настраивается баланс белого?
Камеру наводят на белый предмет в условиях освещения предстоящей съёмки

10. Что такое диафрагма, если речь идёт о фотоаппарате?
Отверстие в объективе, меняющее свой размер, через которое свет попадает на светочувствительную плёнку или матрицу

KРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 7 семестра зачета.
Для обучающихся, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Л.П. Шестеркиной Универсальная журналистика : Аспект Пресс, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Березин, В. М. Фотожурналистика: учебник для академического бакалавриата Юрай, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сотникова, Ольга Павловна Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
Л2.2 Мжельская, Елена Львовна Редакторская подготовка фотоизданий : уч. пособие Аспект Пресс, 2005
Л2.3 Клещев, О.И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие Архитектон, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455449
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.journ.msu.ru
Э3 Библиотека журналиста journalism.narod.ru
Э4 Курс в мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ЭБС, доступных для студентов и преподавателей АлтГУ
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.

Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.