МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Журналист в экстремальных ситуациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Кирилин К.А.

Рецензент(ы):
д.филос.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Журналист в экстремальных ситуациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование целостного представления у студентов о работе журналиста в условиях экстремальных ситуаций, понимания возникающих рисков и овладение способами их минимизации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-1.1 Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему
ПК-1.2 Анализирует информацию в ходе профессионального общения с героями, свидетелями, экспертами и фиксирует полученные сведения
ПК-1.3 Отбирает необходимую информацию из доступных документальных ис точников
ПК-1.4 Проверяет достоверность полученной информации, разграничивает факты и мнения
ПК-1.5 Использует творческий потенциал для подготовки актуального журналистского текста / медиапродукта с учетом требований редакции СМИ или другого медиа
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнения командной задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает специфику разных типов СМИ, тенденции развития мировых и отечественных медиа.
ПК-1.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации, разграничивает факты и мнения.
ПК-1.5. Знает профессиональные этические нормы и соблюдает их на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта.
УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Осуществляет поиск темы и выявляет существующую проблему.
ПК-1.3. Умеет отобрать необходимую информацию из доступных документальных источников.
УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.6. Готовит к публикации журналистский текст /медиапродукт с учетом требований редакции СМИ или другого медиа.
УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика работы журналиста в условиях экстремальных ситуаций
1.1. Классификация экстремальных ситуаций Лекции 8 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.2. Подготовка журналиста к выезду в зону экстремальной ситуации. Журналист в зоне экстремальной ситуации Лекции 8 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.3. Особенности освещения экстремальных ситуаций СМИ Лекции 8 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.4. Специфика работы журналиста с источниками информации в условиях ЭС Практические 8 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.5. Правовые и этические нормы работы журналиста в условиях ЭС Практические 8 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.6. Способы минимизации рисков при работе журналиста в условиях ЭС Практические 8 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Особенности работы журналиста в зонах вооруженных конфликтов
2.1. Подготовка журналиста к командировке в зону вооруженного конфликта Лекции 8 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.2. Журналист в зоне вооруженного конфликта. Специфика методов работы Лекции 8 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.3. Международное гуманитарное право и защита журналиста, работающего в зоне вооруженного конфликта Лекции 8 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.4. Нормы и правила поведения журналиста в зоне вооруженного конфликта Практические 8 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.5. СМИ и журналисты в условиях осуществления террористических актов Практические 8 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.6. Особенности освещения вооруженных конфликтов СМИ Практические 8 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.7. Разработка сценаря минимизации рисков, которым может подвергнуться журналист в условиях ЭС при ее освещении Сам. работа 8 15 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.8. Составление списка рекомендаций и правил поведения журналистов, собирающихся в «опасную командировку» или/и работающих в зоне ведения военных действий Сам. работа 8 9 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.9. Эссе на тему «Современная экстремальная журналистика: основные направления, проблемы и перспективы развития» Сам. работа 8 24 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Статья, посвященная защите журналистов, находящихся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженных конфликтов, содержится в:
А) Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны
Б) Дополнительном протоколе II о немеждународных вооруженных конфликтах
В) Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны
Г) Дополнительном протоколе I о международных вооруженных конфликтах
Ответ: Г

2. Журналист, находящийся в опасной профессиональной командировке в районе вооруженного конфликта, имеет статус:
А) Комбатанта
Б) Гражданского лица
В) Военнослужащего
Г) Медицинского работника
Ответ: Б

3. Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженных конфликтов, в соответствии с нормами МГП, могут получать:
А) Специальное удостоверение личности
Б) Личное стрелковое оружие
В) Специальный автомобиль
Г) Денежное довольствие
Ответ: А

4. Режим контртеррористической операции может быть введен по решению:
А) Губернатора области/края
Б) Мэра города
В) Директора ФСБ РФ
Г) Председателя Правительства РФ
Ответ: В

5. Могут ли ограничиваться права журналистов на территории, где введено чрезвычайное положение:
Да
Нет
Ответ: Да

6. Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженных конфликтов, утрачивают защиту, предусмотренную статьей 79 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям при условии:
А) Не получения специального удостоверения личности
Б) Отказа журналиста аккредитоваться при штабе командования
В) Распространения информации без предварительной цензуры
Г) Совершения действий, несовместимых со статусом гражданских лиц
Ответ: Г

7. Журналист, находящийся в опасной профессиональной командировке в районе вооруженного конфликта и принимающий непосредственное участие в военных действиях:
А) Во всех случаях сохраняет за собой право на защиту как гражданское лицо
Б) В некоторых случаях сохраняет за собой право на защиту как гражданское лицо
В) Во всех случаях утрачивает право на защиту как гражданское лицо
Г) В некоторых случаях утрачивает право на защиту как гражданское лицо
Ответ: В

8. Наличие специальных опознавательных знаков на одежде журналистов, находящихся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженных конфликтов, является:
А) Необязательным
Б) Строго обязательным
В) Обязательным только для военных корреспондентов
Г) Обязательным только для прикрепленных ("embedded") журналистов
Ответ: А

9. Могут ли ограничиваться права журналистов на территории, где введено военное положение:
Да
Нет
Ответ: Да

10. Впервые положение о защите военных корреспондентов было включено в Женевскую конвенцию в:
А) 1949 году
Б) 1929 году
В) 1864 году
Г) 1977 году
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Журналистика экстремальных ситуаций – это:
направление журналистики, в котором сбор и анализ информации для подготовки публикаций в СМИ ведется непосредственно в зонах боевых действий, этно-религиозных и иных вооруженных конфликтов, районах чрезвычайных положений, природных и техногенных катастроф. При этом работа журналиста осложнена самой ситуацией, в которой он выполняет свои профессиональные обязанности, а также риском для его жизни и здоровья

2. Дайте определение термину «военное положение»:
особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии

3. Что такое МГП?
Международное гуманитарное право – отрасль международного права, действующего в период вооруженных конфликтов

4. Главной международной гуманитарной организацией, к чьим функциям относится контроль над соблюдением норм МГП, является
Международный Комитет Красного Креста

5. Чем катастрофа отличается от аварии?
Катастрофа отличается от аварии масштабом и всегда
реальными, а не потенциальными, негативными последствиями

6. На какой территории может вводиться чрезвычайное положение?
Чрезвычайное положение может вводиться как на территории РФ в целом, так и в отдельных ее местностях

7. В соответствии с положением какого нормативно-правового документа журналисты имеют право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф?
Закона РФ «О средствах массовой информации»

8. Перечислите основные документы, удостоверяющие личность их предъявителя:
паспорт, заграничный паспорт, водительское, пенсионное, студенческое, журналистское удостоверение и др.

9. Перечислите не менее пяти известных военных корреспондентов времен ВОВ:
Илья Эренбург, Александр Твардовский, Юрий Левитан, Константин Симонов, Михаил Шолохов, Муса Джалиль, Константин Паустовский, Всеволод Вишневский, Евгений Халдей, Лев Озеров и др.

10. Перечислите не менее пяти известных российских современных военных журналистов:
Александр Сладков, Евгений Поддубный, Александр Коц, Семен Пегов, Андрей Руденко, Андрей Медведев, Дмитрий Стешин, Юрий Котенок, Ирина Куксенкова, Марина Ахмедова и др.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Нормы «Женевского права» МГП направлены на:
А) Ограничение применения средств ведения вооруженной борьбы
Б) Обеспечение прав человека в ходе вооруженной борьбы
В) Запрещение применения определенных методов ведения вооруженной борьбы
Г) Регламентацию деятельности миротворческих сил ООН
Ответ: Б)

2. Одним из инициаторов создания Гаагского права явилась страна:
А) Китай
Б) Мексика
В) Бразилия
Г) Россия
Ответ: Г)

3. Понятием «комбатанты» в Международном гуманитарном праве обозначаются:
А) Гражданские лица
Б) Медицинский персонал
В) Военнослужащие
Г) Военные корреспонденты
Ответ: В.

4. Ответственность за преступления против мира и безопасности человечества закреплена в:
А) Гражданском кодексе РФ
Б) Уголовном кодексе РФ
В) Конституции РФ
Г) Административном кодексе РФ
Ответ: Б.

5. Основной деятельностью Международного комитета Красного Креста является:
А) Оказание военной помощи
Б) Информационно-разведывательная деятельность
В) Оказание медицинской, гуманитарной помощи
Г) Природоохранная деятельность
Ответ: В.

6. Международное гуманитарное право не рассматривает вопросы, связанные со свободой сбора и распространения информации:
ДА
НЕТ
Ответ: Да

7. К «экстремальным ситуациям» природного и техногенного характера не относится:
А) Военные конфликты
Б) Аварии
В) Катастрофы
Г) Стихийные бедствия
Ответ: А.

8. В законодательстве РФ не упоминаются следующие виды катастроф:
А) Экологические
Б) Природные
В) Техногенные
Г) Человеческие
Ответ: Г.

9. К существующим видам стихийных бедствий не относится:
А) Наводнение
Б) Теракт
В) Ураган
Г) Цунами
Ответ: Б.

10. Имеют ли право журналисты посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф?
ДА
НЕТ
Ответ: Да.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Первой попыткой кодификации законов и обычаев войны явилось:
Ответ: разработка и принятие Кодекса Либера («Инструкций Либера»)

2. Нормы МГП направлены на защиту:
Ответ: гражданских лиц и военнослужащих

3. Одним из базовых принципов Международного гуманитарного права является принцип различия, суть которого состоит в:
Ответ: в проведении различия между гражданскими лицами и комбатантами

4. «Нюрнбергский процесс» был посвящен рассмотрению военных преступлений, совершенных во время:
Ответ: Второй мировой войны нацистскими преступниками

5. В соответствии с Основными правилами и руководством для СМИ от 14 января 1991 года (приняты Министерством обороны США и использовались во время операции «Буря в пустыне») журналисты могли быть допущены в зону боевых действий войск США при обязательном соблюдении этого условия:
Ответ: работать в составе официальных журналистских «пулов»

6. В соответствии с Основными правилами и руководством для СМИ от 14 января 1991 года (приняты Министерством обороны США и использовались во время операции «Буря в пустыне») журналисты могли без правовых последствий для себя и для СМИ публиковать секретные сведения, если:
Ответ: они были распространены Центральным командованием

7. Перечислите основные признаки аварии:
Ответ: Авария носит неконтролируемый человеком характер; авария связана с повреждением или разрушением каких-либо объектов; авария влечет неблагоприятные последствия

8. Перечислите основные виды катастроф:
Ответ: экологические, природные, техногенные; локальные, глобальные

9. Пожар - это:
Ответ: неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства

10. Пропаганда идей терроризма - это:
Ответ: распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших оценки по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
Вопросы:
1. Типы экстремальных ситуаций.
2. Специфика подготовки журналиста к выезду в зону ЭС.
3. Особенности работы журналиста в зонах экстремальных ситуаций.
4. Экстремальная журналистика на современном этапе развития СМИ и других медиа.
5. Экстремальная журналистика: выбор и разработка темы.
6. Экстремальная ситуация: портрет героя.
7. Журналистские расследования в условиях ЭС.
8. Работа «силовых» ведомств в зеркале СМИ.
9. Правовые нормы работы журналиста в условиях ЭС.
10. Этические нормы работы журналиста в условиях ЭС.
11. Минимизация рисков при работе журналиста в условиях ЭС.
12. Подготовка журналиста к командировке в зону вооруженного конфликта.
13. Методы работы журналиста в зоне вооруженного конфликта.
14. Международное гуманитарное право и защита журналиста в ЗВК.
15. Нормы и правила поведения журналиста в зоне вооруженного конфликта.
16. Специфика освещения терактов СМИ.
17. Современный «батальный» журналистский материал.
18. Социальная проблематика в «военной» теме.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Петренко, О.А. СМИ и журналисты в условиях терактов : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443653 Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443653
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Н. Белоусов, Ю. Н. Пургин ; ред.: В. Д. Мансурова, Е. И. Гаврилова Журналистика чрезвычайных ситуаций : Барнаул, 2004
Л2.2 Психология экстремальных и чрезвычайных состояний: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Хабибуллин, И.Д. Специфика работы тележурналиста в экстремальной ситуации : Лаборатория книги, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142655
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научая электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Научная библиотека МГУ www.nbmgu.ru
Э4 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.journ.msu.ru
Э5 курс в moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ЭБС, доступных для студентов и преподавателей АлтГУ
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.