Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины ИСТОРИЯ (история России, всеобщая история) являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
УК-5.1 | Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира |
УК-5.2 | Применяет знания особенно стей межкультурного взаимодей ствия в практической деятельности; критически осмысливает и формиру ет собственную позицию по отноше нию к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности |
УК-5.3 | Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества |
УК-5.4 | Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; место России в мировом сообществе, ее взаимосвязи с Западом и Востоком, вклад в мировую цивилизацию, специфические особенности ее развития; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи; руководствуясь принципами научной объективности и историзма извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения; понимать и оценивать достижения культуры, зная исторический контекст их создания. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма; владеть опытом оценки исторических явлений и персоналий, уметь определять свое личностное отношение к ним, обосновывать собственные оценки и суждения; использует исторические знания для характеристики развития современной цивилизации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс "История». | ||||||
1.1. | История в системе социально-гуманитарных наук /Лек/ | Лекции | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
1.2. | История как наука. Сущность, функции и развитие исторического знания. Основные подходы к изучению истории. Понятие исторического времени. Условность периодизации. Понятия «всемирная» и «отечественная» история. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные) /Ср/ | Сам. работа | 2 | 3 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 2. Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире | ||||||
2.1. | Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. /Лек | Лекции | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
2.2. | Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. /Ср/ | Сам. работа | 2 | 3 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
2.3. | Формирование духовного единства древнерусского общества. | Практические | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 3. Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в | ||||||
3.1. | Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. /Лек/ | Лекции | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
3.2. | Внешняя агрессия на Русь XIII в. | Практические | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.2 |
3.3. | Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. /Ср/ | Сам. работа | 2 | 3 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 4. Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв. | ||||||
4.1. | Этапы объединения земель Великороссии. /Лек/ | Лекции | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
4.2. | Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России. /Лек/ | Лекции | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
4.3. | Роль православной церкви в объединении земель. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв. /Ср/ | Сам. работа | 2 | 3 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
4.4. | Опричнина Ивана Грозного, 1565–1572 гг. | Практические | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 5. Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации | ||||||
5.1. | Смутное время в России рубежа XVI–XVII вв. | Практические | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
5.2. | XVIII в. в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия /Лек/ | Лекции | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
5.3. | Реформы Петра I. Изменение системы управления. Россия в эпоху «дворцовых переворотов». | Сам. работа | 2 | 3 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
5.4. | «Просвещенный абсолютизм» как феномен развития Европы XVIII в. | Сам. работа | 2 | 3 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
5.5. | Переход европейской цивилизации от средневековья к Новому времени. Последствия Великих географических открытий и эпохи Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины и значение /Ср/ | Сам. работа | 2 | 3 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
5.6. | Эволюция монархии в России в XVII-XVIII вв.: сословно - представительная, самодержавная монархия, абсолютизм /Пр | Сам. работа | 2 | 3 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации | ||||||
6.1. | Российская империя в XIX в. Правление Александра I и Николая I. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. /Лек/ | Лекции | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
6.2. | Россия во второй половине XIX в. /Лек/ | Лекции | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
6.3. | Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг. /Ср/ | Сам. работа | 2 | 3 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
6.4. | Внешняя политика России в XIX в. /Ср/ | Сам. работа | 2 | 3 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
6.5. | Декабризм в истории России | Практические | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 7. Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках. | ||||||
7.1. | Российская экономика конца XIX–начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины /Лек/ | Лекции | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.2. | Русские революции: причины, этапы, итоги | Сам. работа | 2 | 3 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.3. | Советская модернизация. Опыт формирования политической системы. /Лек/ | Лекции | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.4. | СССР в 1945 - 1991 гг. | Сам. работа | 2 | 3 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.5. | Современная РФ (1991 - 2012 гг.) | Сам. работа | 2 | 3 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.6. | Международные отношения в начале XX в. Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги. /Ср/ | Сам. работа | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.7. | Адаптация Советской России на мировой арене. СССР и великие державы. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Антикоминтерновский пакт. /Ср/ | Сам. работа | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.8. | Россия в начале XXI века. Политические реформы 2000–2010 гг.: укрепление «вертикали власти», реформа избирательной системы, реформа Конституции. Партийная система и Закон о партиях 2001 г. Экономическое развитие. Национальные проекты. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ. /Ср/ | Сам. работа | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.9. | «Великая российская революция: предпосылки, альтернативы, историческое значение». | Практические | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
7.10. | Мир после Второй мировой войны. Истоки «холодной войны» (семинар – круглый стол) | Практические | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.2 |
7.11. | СССР в период «перестройки».1985–1991 гг. | Практические | 2 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11208 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5:Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1: Что такое местничество: а) иерархический порядок государственных должностей представителями всех сословий б) иерархический порядок воинских чинов; в) иерархический порядок знатных фамилий по старшинству и знатности родов; г) иерархический порядок распределения мест в Государственной Думе. ОТВЕТ:в ВОПРОС 2: Как назывался коллектив единомышленников Ивана IV, помогавший ему в проведении реформ 1550-х гг.: а) земский собор; б) государственный совет; в) тайный комитет; г) Избранная Рада. ОТВЕТ:д ВОПРОС 3: Венская модель системы международных отношений получила название: а) «марлезонского балета»; б) «концерта Европы»; в) «весны народов»; г) «Европы без границ». ОТВЕТ:б ВОПРОС 4: Кто, по мнению Екатерины II, мог даровать народу «правильные» законы: а) сам народ посредством бессословного законодательного органа б) дворянство посредством законосовещательного органа в) духовенство посредством религиозного воспитания г) самодержавное государство в лице просвещенного монарха ОТВЕТ:г ВОПРОС 5: С чем связан отказ Екатерины II от политики «просвещенного абсолютизма»: а) с массовыми акциями протеста со стороны дворянства б) с крестьянским восстанием под предводительством Емельяна Пугачева в) с «королевской» революцией во Франции 1770 – 1774 гг. г) с войной за независимость в Северной Америке 1775 – 1783 гг. ОТВЕТ:б ВОПРОС 6:Реформа управления государственными крестьянами была проведена П.Д. Киселёвым в…: а) 1801-1803 гг. б) 1837-1841 гг. в) 1861-1863 гг. г) 1881-1884 гг. ОТВЕТ:б ВОПРОС 7:В первой четверти ХIХ в. с понятием «аракчеевщина» современниками связывали…: а) разработку проектов, ограничивших власть царя б) ослабление цензурного гнёта, распространение иностранных книг в) возвращение из ссылки тех, кто попал в опалу при Павле I г) создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии ОТВЕТ:г ВОПРОС 8:В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия противостояла коалиции государств, в которую входили… а) Пруссия, Венгрия, Англия б) Персия, Турция, Англия в) Турция, Англия, Франция г) Франция, Персия, Греция ОТВЕТ:в ВОПРОС 9: Внешнеполитическое событие в период царствования Александра III: а) присоединение Средней Азии б) сближение с Францией в) сближение с Германией и Австро-Венгрией г) заключение Сан-Стефанского мира ОТВЕТ:а ВОПРОС 10:С каким министром Временного правительства связан апрельский правительственный кризис 1917 г.: а) Гучков; б) Керенский; в) Милюков; г) Некрасов. ОТВЕТ:в ВОПРОС 11: В годы «военного коммунизма» в Советской России существовала… а) плата за коммунальные услуги (жильё, свет и пр.) б) свобода рыночной торговли в) продразвёрстка г) оплата труда на предприятиях в денежной форме ОТВЕТ:в ВОПРОС 12: В декабре 1922 г. … а)подписан Договор об образовании СССР б)принята Конституция СССР в)подписан сепаратный мирный договор с Германией г)принята Декларация прав народов России ОТВЕТ:а ВОПРОС 13: В каком ряду названы выдающиеся военачальники Великой Отечественной войны? а)М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский б)В.И. Чапаев, С.С. Каменев в)С.М. Киров, А.А. Брусилов г)А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский ОТВЕТ:г ВОПРОС 14:Понятия «перестройка», «гласность» связаны с именем руководителя СССР … а)Н.С. Хрущева б)Ю.В. Андропова в)Л.И. Брежнева г)М.С. Горбачева ОТВЕТ:г ВОПРОС 15:Внешнеполитический курс М. С. Горбачева назывался а) «оттепель» б) «новое политическое мышление» в) «разрядка» г) «перезагрузка» ОТВЕТ:б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1:На экономическое и общественно-политическое развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину «путь ______________________». ОТВЕТ:из варяг в греки ВОПРОС 2:В Московском государстве совещательным органом при государе была _______, состоявшая в XV в. из представителей двух чинов: бояр и окольничьих. ОТВЕТ:Боярская дума ВОПРОС 3:Система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства, называлась______ ОТВЕТ:опричнина ВОПРОС 4:Сословно-представительный орган в России в XVI – XVII вв., созываемый по инициативе царя для решения государственно важных вопросов, назывался _______________________. ОТВЕТ:Земский собор ВОПРОС 5:После свержения Василия Шуйского в России у власти находилось боярское правительство, вошедшее в историю под названием _________________________ ОТВЕТ:семибоярщина ВОПРОС 6:Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите имя русского царя, о котором идёт речь. «При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь». ОТВЕТ:Алексей Михайлович ВОПРОС 7:Система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения называется _________________ ОТВЕТ:кормления ВОПРОС 8:Служилые люди, составлявшие первое постоянное войско в России в XVI – XVII вв., имевшие на вооружении огнестрельное оружие, назывались_____ ОТВЕТ:стрельцы ВОПРОС 9:Прочтите отрывок из работы современного историка и напишите имя правителя, к которому он относится. «На весь XVIII в. и шире – петербургский период русской истории – ложится одна гигантская тень. И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикой исторического развития XVII века… – все равно нельзя отрицать, что именно он стал создателем новой России.» ОТВЕТ:Петр I ВОПРОС 10:Прочтите отрывок из записок декабриста Н.И. Лорера и напишите фамилию участника движения декабристов, о котором идет речь. «...Во всю длину его немногих комнат тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще ученого содержания... Не знаю, чего этот человек не прочел на своем веку на многих иностранных языках. 12 лет писал он свою «Русскую правду» ОТВЕТ: Пестель Павел ВОПРОС 11:Прочтите отрывок из труда историка и назовите войну, о завершении которой идет речь в тексте. «13 февраля 1856 г. в Париже для подведения итогов войны открылся конгресс представителей великих европейских держав. Это был самый грандиозный европейский форум после 1815 г. В работе конгресса принимали участие представители Франции, Англии, России, Австрии, Турции и Сардинии. Позднее были приглашены и представители Пруссии. Первым актом Парижского конгресса было заключение перемирия с прекращением военных действий. После семнадцати заседаний конгресса, 18 марта, в Париже был подписан мирный договор, главные постановления которого заключались в следующем. Восстанавливается довоенный территориальный статус-кво. В мирное время Турция закрывает Проливы для всех военных судов, независимо от их принадлежности, за исключением стационеров в Стамбуле. Черное море объявляется нейтральным и открытым для торговых судов всех наций. Россия и Турция обязуются не иметь на его берегах военно-морских арсеналов». ОТВЕТ:Крымская ВОПРОС 12:Как называлось объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века, основателями которого были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов? ОТВЕТ:Товарищество передвижных художественных выставок ВОПРОС 13:Выборные органы самоуправления, учрежденные земской реформой 1864 года, назывались ____________ ОТВЕТ:земства ВОПРОС 14:Прочтите отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор. «Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение… южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся». ОТВЕТ:Япония ВОПРОС 15:Представительное учреждение, избранное в конце 1918 г. для установления формы правления и выработки конституции, которое было распущено в январе 1918 г., называлось _______________________ собрание. ОТВЕТ:Учредительное ВОПРОС 16:Массовое создание коллективных сельских хозяйств в конце 1920-х – начале 1930-х гг. в СССР, сопровождавшееся ликвидацией единоличных хозяйств, называется___________ ОТВЕТ:коллективизация ВОПРОС 17:Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название международной конференции, о которой идет речь. «Встреча руководителей антигитлеровской коалиции – Ф.Д. Рузвельта (США), У. Черчилля (Великобритания) и И.В. Сталина (СССР) проходила с 4 по 11 февраля 1945 г. На конференции шла речь об окончательной победе над врагом, об устройстве границ в послевоенной Европе. Участники конференции заявили, что их непреклонной целью является уничтожить германский милитаризм и нацизм и создать гарантии того, что «Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир». ОТВЕТ:Ялтинская/Крымская ВОПРОС 18:Резкое обострение международной обстановки в ходе противостояния между СССР и США по поводу размещения ядерных ракет на Кубе получило название "_____________________ кризис" ОТВЕТ:Карибский/Кубинский ВОПРОС 19:Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, подписанное руководителями РСФСР, Белоруссии и Украины в декабре 1991 г., ознаменовавшее прекращение существования СССР, по месту подписания получило название ______________________ соглашение ОТВЕТ:Беловежское ВОПРОС 20:Процесс передачи (полной или частичной) государственной или муниципальной собственности (промышленных предприятий, земельных участков, банков, средств транспорта, массовой информации, зданий и т.д.) в частные руки ОТВЕТ:приватизация КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кириллов, В. В. | История России : учебное пособие для академического бакалавриата : | М. : Издательство Юрайт, , 2016 | www.biblio-online.ru/book/2403A02B-BA75-4C85-AD78-982A9E6AAB57 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | К. А. Пожарская, Н. Ю. Колокольцева | История: Россия и мир: учеб. пособие для бакалавров непрофильных направлений подготовки: | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. | История России: учебное пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/D4977FBF-4F9C-45B2-8A9F-CE9D823E8EDC |
Л2.3 | под ред. В. Н. Разгона | История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790 |
Л2.4 | Колокольцева, Наталья Юрьевна; Пожарская, Ксения Александровна | Учебная программа курса "История": для бакалавров непрофильных направлений подготовки: | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.5 | науч. ред. и сост. В. А. Скубневский, Т . Н. Соболева | История России (с древнейших времен до конца XIX в.): Курс лекций | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2013 г. | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не требуется |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |