МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История (история России, всеобщая история)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
История (история России, всеобщая история)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ИСТОРИЯ (история России, всеобщая история) являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенно стей межкультурного взаимодей ствия в практической деятельности; критически осмысливает и формиру ет собственную позицию по отноше нию к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.движущие силы и закономерности исторического процесса;
место человека в историческом процессе, политической организации общества;
место России в мировом сообществе, ее взаимосвязи с Западом и Востоком, вклад в мировую цивилизацию, специфические особенности ее развития;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития
3.2.Уметь:
3.2.1.преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи;
руководствуясь принципами научной объективности и историзма извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;
понимать и оценивать достижения культуры, зная исторический контекст их создания.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
владеть опытом оценки исторических явлений и персоналий, уметь определять свое личностное отношение к ним, обосновывать собственные оценки и суждения;
использует исторические знания для характеристики развития современной цивилизации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс "История».
1.1. История в системе социально-гуманитарных наук /Лек/ Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
1.2. История как наука. Сущность, функции и развитие исторического знания. Основные подходы к изучению истории. Понятие исторического времени. Условность периодизации. Понятия «всемирная» и «отечественная» история. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные) /Ср/ Сам. работа 2 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире
2.1. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. /Лек Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
2.2. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. /Ср/ Сам. работа 2 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
2.3. Формирование духовного единства древнерусского общества. Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в
3.1. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. /Лек/ Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
3.2. Внешняя агрессия на Русь XIII в. Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2
3.3. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. /Ср/ Сам. работа 2 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
Раздел 4. Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Этапы объединения земель Великороссии. /Лек/ Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
4.2. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития России. /Лек/ Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
4.3. Роль православной церкви в объединении земель. Особенности российской государственности на рубеже XV–XVI вв. /Ср/ Сам. работа 2 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
4.4. Опричнина Ивана Грозного, 1565–1572 гг. Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
Раздел 5. Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации
5.1. Смутное время в России рубежа XVI–XVII вв. Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
5.2. XVIII в. в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия /Лек/ Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
5.3. Реформы Петра I. Изменение системы управления. Россия в эпоху «дворцовых переворотов». Сам. работа 2 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
5.4. «Просвещенный абсолютизм» как феномен развития Европы XVIII в. Сам. работа 2 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
5.5. Переход европейской цивилизации от средневековья к Новому времени. Последствия Великих географических открытий и эпохи Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины и значение /Ср/ Сам. работа 2 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
5.6. Эволюция монархии в России в XVII-XVIII вв.: сословно - представительная, самодержавная монархия, абсолютизм /Пр Сам. работа 2 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации
6.1. Российская империя в XIX в. Правление Александра I и Николая I. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. /Лек/ Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
6.2. Россия во второй половине XIX в. /Лек/ Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
6.3. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг. /Ср/ Сам. работа 2 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
6.4. Внешняя политика России в XIX в. /Ср/ Сам. работа 2 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
6.5. Декабризм в истории России Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
Раздел 7. Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках.
7.1. Российская экономика конца XIX–начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины /Лек/ Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
7.2. Русские революции: причины, этапы, итоги Сам. работа 2 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
7.3. Советская модернизация. Опыт формирования политической системы. /Лек/ Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
7.4. СССР в 1945 - 1991 гг. Сам. работа 2 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
7.5. Современная РФ (1991 - 2012 гг.) Сам. работа 2 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
7.6. Международные отношения в начале XX в. Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги. /Ср/ Сам. работа 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
7.7. Адаптация Советской России на мировой арене. СССР и великие державы. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Антикоминтерновский пакт. /Ср/ Сам. работа 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
7.8. Россия в начале XXI века. Политические реформы 2000–2010 гг.: укрепление «вертикали власти», реформа избирательной системы, реформа Конституции. Партийная система и Закон о партиях 2001 г. Экономическое развитие. Национальные проекты. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ. /Ср/ Сам. работа 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
7.9. «Великая российская революция: предпосылки, альтернативы, историческое значение». Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
7.10. Мир после Второй мировой войны. Истоки «холодной войны» (семинар – круглый стол) Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2
7.11. СССР в период «перестройки».1985–1991 гг. Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11208

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5:Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Что такое местничество:
а) иерархический порядок государственных должностей представителями всех сословий
б) иерархический порядок воинских чинов;
в) иерархический порядок знатных фамилий по старшинству и знатности родов;
г) иерархический порядок распределения мест в Государственной Думе.
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 2: Как назывался коллектив единомышленников Ивана IV, помогавший ему в проведении реформ 1550-х гг.:
а) земский собор;
б) государственный совет;
в) тайный комитет;
г) Избранная Рада.
ОТВЕТ:д

ВОПРОС 3: Венская модель системы международных отношений получила название:
а) «марлезонского балета»;
б) «концерта Европы»;
в) «весны народов»;
г) «Европы без границ».
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 4: Кто, по мнению Екатерины II, мог даровать народу «правильные» законы:
а) сам народ посредством бессословного законодательного органа
б) дворянство посредством законосовещательного органа
в) духовенство посредством религиозного воспитания
г) самодержавное государство в лице просвещенного монарха
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 5: С чем связан отказ Екатерины II от политики «просвещенного абсолютизма»:
а) с массовыми акциями протеста со стороны дворянства
б) с крестьянским восстанием под предводительством Емельяна Пугачева
в) с «королевской» революцией во Франции 1770 – 1774 гг.
г) с войной за независимость в Северной Америке 1775 – 1783 гг.
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 6:Реформа управления государственными крестьянами была проведена П.Д. Киселёвым в…:
а) 1801-1803 гг.
б) 1837-1841 гг.
в) 1861-1863 гг.
г) 1881-1884 гг.
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 7:В первой четверти ХIХ в. с понятием «аракчеевщина» современниками связывали…:
а) разработку проектов, ограничивших власть царя
б) ослабление цензурного гнёта, распространение иностранных книг
в) возвращение из ссылки тех, кто попал в опалу при Павле I
г) создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 8:В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия противостояла коалиции государств, в которую входили…
а) Пруссия, Венгрия, Англия
б) Персия, Турция, Англия
в) Турция, Англия, Франция
г) Франция, Персия, Греция
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 9: Внешнеполитическое событие в период царствования Александра III:
а) присоединение Средней Азии
б) сближение с Францией
в) сближение с Германией и Австро-Венгрией
г) заключение Сан-Стефанского мира
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 10:С каким министром Временного правительства связан апрельский правительственный кризис 1917 г.:
а) Гучков;
б) Керенский;
в) Милюков;
г) Некрасов.
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 11: В годы «военного коммунизма» в Советской России существовала…
а) плата за коммунальные услуги (жильё, свет и пр.)
б) свобода рыночной торговли
в) продразвёрстка
г) оплата труда на предприятиях в денежной форме
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 12: В декабре 1922 г. …
а)подписан Договор об образовании СССР
б)принята Конституция СССР
в)подписан сепаратный мирный договор с Германией
г)принята Декларация прав народов России
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 13: В каком ряду названы выдающиеся военачальники Великой Отечественной войны?
а)М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский
б)В.И. Чапаев, С.С. Каменев
в)С.М. Киров, А.А. Брусилов
г)А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 14:Понятия «перестройка», «гласность» связаны с именем руководителя СССР …
а)Н.С. Хрущева
б)Ю.В. Андропова
в)Л.И. Брежнева
г)М.С. Горбачева
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 15:Внешнеполитический курс М. С. Горбачева назывался
а) «оттепель»
б) «новое политическое мышление»
в) «разрядка»
г) «перезагрузка»
ОТВЕТ:б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:На экономическое и общественно-политическое развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину «путь ______________________».
ОТВЕТ:из варяг в греки

ВОПРОС 2:В Московском государстве совещательным органом при государе была _______, состоявшая в XV в. из представителей двух чинов: бояр и окольничьих.
ОТВЕТ:Боярская дума

ВОПРОС 3:Система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства, называлась______
ОТВЕТ:опричнина

ВОПРОС 4:Сословно-представительный орган в России в XVI – XVII вв., созываемый по инициативе царя для решения государственно важных вопросов, назывался _______________________.
ОТВЕТ:Земский собор

ВОПРОС 5:После свержения Василия Шуйского в России у власти находилось боярское правительство, вошедшее в историю под названием _________________________
ОТВЕТ:семибоярщина

ВОПРОС 6:Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите имя русского царя, о котором идёт речь.
«При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».
ОТВЕТ:Алексей Михайлович

ВОПРОС 7:Система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения называется _________________
ОТВЕТ:кормления

ВОПРОС 8:Служилые люди, составлявшие первое постоянное войско в России в XVI – XVII вв., имевшие на вооружении огнестрельное оружие, назывались_____
ОТВЕТ:стрельцы

ВОПРОС 9:Прочтите отрывок из работы современного историка и напишите имя правителя, к которому он относится.
«На весь XVIII в. и шире – петербургский период русской истории – ложится одна гигантская тень. И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикой исторического развития XVII века… – все равно нельзя отрицать, что именно он стал создателем новой России.»
ОТВЕТ:Петр I

ВОПРОС 10:Прочтите отрывок из записок декабриста Н.И. Лорера и напишите фамилию участника движения декабристов, о котором идет речь.
«...Во всю длину его немногих комнат тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще ученого содержания... Не знаю, чего этот человек не прочел на своем веку на многих иностранных языках. 12 лет писал он свою «Русскую правду»
ОТВЕТ: Пестель Павел

ВОПРОС 11:Прочтите отрывок из труда историка и назовите войну, о завершении которой идет речь в тексте.
«13 февраля 1856 г. в Париже для подведения итогов войны открылся конгресс представителей великих европейских держав. Это был самый грандиозный европейский форум после 1815 г. В работе конгресса принимали участие представители Франции, Англии, России, Австрии, Турции и Сардинии. Позднее были приглашены и представители Пруссии.
Первым актом Парижского конгресса было заключение перемирия с прекращением военных действий. После семнадцати заседаний конгресса, 18 марта, в Париже был подписан мирный договор, главные постановления которого заключались в следующем. Восстанавливается довоенный территориальный статус-кво. В мирное время Турция закрывает Проливы для всех военных судов, независимо от их принадлежности, за исключением стационеров в Стамбуле. Черное море объявляется нейтральным и открытым для торговых судов всех наций. Россия и Турция обязуются не иметь на его берегах военно-морских арсеналов».
ОТВЕТ:Крымская

ВОПРОС 12:Как называлось объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века, основателями которого были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов?
ОТВЕТ:Товарищество передвижных художественных выставок

ВОПРОС 13:Выборные органы самоуправления, учрежденные земской реформой 1864 года, назывались ____________
ОТВЕТ:земства

ВОПРОС 14:Прочтите отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор.
«Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение… южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».
ОТВЕТ:Япония

ВОПРОС 15:Представительное учреждение, избранное в конце 1918 г. для установления формы правления и выработки конституции, которое было распущено в январе 1918 г., называлось _______________________ собрание.
ОТВЕТ:Учредительное

ВОПРОС 16:Массовое создание коллективных сельских хозяйств в конце 1920-х – начале 1930-х гг. в СССР, сопровождавшееся ликвидацией единоличных хозяйств, называется___________
ОТВЕТ:коллективизация

ВОПРОС 17:Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название международной конференции, о которой идет речь. «Встреча руководителей антигитлеровской коалиции – Ф.Д. Рузвельта (США), У. Черчилля (Великобритания) и И.В. Сталина (СССР) проходила с 4 по 11 февраля 1945 г. На конференции шла речь об окончательной победе над врагом, об устройстве границ в послевоенной Европе. Участники конференции заявили, что их непреклонной целью является уничтожить германский милитаризм и нацизм и создать гарантии того, что «Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир».
ОТВЕТ:Ялтинская/Крымская

ВОПРОС 18:Резкое обострение международной обстановки в ходе противостояния между СССР и США по поводу размещения ядерных ракет на Кубе получило название "_____________________ кризис"
ОТВЕТ:Карибский/Кубинский

ВОПРОС 19:Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, подписанное руководителями РСФСР, Белоруссии и Украины в декабре 1991 г., ознаменовавшее прекращение существования СССР, по месту подписания получило название ______________________ соглашение
ОТВЕТ:Беловежское

ВОПРОС 20:Процесс передачи (полной или частичной) государственной или муниципальной собственности (промышленных предприятий, земельных участков, банков, средств транспорта, массовой информации, зданий и т.д.) в частные руки
ОТВЕТ:приватизация

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кириллов, В. В. История России : учебное пособие для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, , 2016 www.biblio-online.ru/book/2403A02B-BA75-4C85-AD78-982A9E6AAB57
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К. А. Пожарская, Н. Ю. Колокольцева История: Россия и мир: учеб. пособие для бакалавров непрофильных направлений подготовки: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. История России: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D4977FBF-4F9C-45B2-8A9F-CE9D823E8EDC
Л2.3 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
Л2.4 Колокольцева, Наталья Юрьевна; Пожарская, Ксения Александровна Учебная программа курса "История": для бакалавров непрофильных направлений подготовки: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.5 науч. ред. и сост. В. А. Скубневский, Т . Н. Соболева История России (с древнейших времен до конца XIX в.): Курс лекций Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2013 г. elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.