МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы теории литературы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Романова Екатерина Геннадьевна

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Ковалев О.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы теории литературы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– знакомство обучающихся с теорией литературы как наукой;
– овладение основными понятиями и терминами теории литературы;
– формирование системы представлений о структуре и семантике художественного произведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов
ОПК-3.1 Демонстрирует кругозор в сфере отечественного и мирового культурного про цесса
ОПК-3.2 Применяет средства художественной выразительности в создаваемых журналистских текстах и (или) продуктах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и термины литературоведения, этапы и процессы развития истории и теории литературы



3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать системой литературоведческих понятий, соотносить их с историей и теорией журналистики, использовать знания по теории литературы в практике профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа и интерпретации художественного текста, ориентации в системе литературоведческих знаний.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть
1.1. Теория литературы как наука Лекции 1 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Основная часть
2.1. Эстетические и познавательные начала в литературе как виде искусства Лекции 1 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.1
2.2. Литературное произведение Лекции 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.1
2.3. Художественная речь Лекции 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Литературные роды и жанры Лекции 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.5. Литературный процесс Лекции 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.1
2.6. Внутренний мир произведения Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.1
2.7. Персонаж Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.1
2.8. Художественная речь Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Литературные иерархии и репутации Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2, Л1.1
2.10. Литературное произведение в совокупности всех его составляющих Сам. работа 1 45 ОПК-3.1, ОПК-3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ОПК-3: Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов
Задания открытого типа

1. Дайте определение термину АЛЛИТЕРАЦИЯ
Ответ: средство звукописи, повтор согласных звуков, основной элемент фоники
2. Дайте определение термину АНАФОРА
Ответ: единоначатие – одна из стилистических фигур: повтор одного и того же слова или группы слов в начале нескольких строк или строф (в стихах), колонов или фраз (в прозе), обычно смежных друг с другом.
3. Дайте определение термину АНТИТЕЗА
Ответ: стилистическая фигура: сопоставление резко контрастных или резко противоположных понятий или образов для усиления впечатления.
4. Дайте определение термину ВЕРЛИБР
Ответ: стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только наличием заданного членения ни стиховые отрезки (отмеченного в письменном тексте обычно графическим расположением строк, устном – напевом).
5. Дайте определение термину ВЫМЫСЕЛ
Ответ: деятельность воображения писателя, которая выступает как формообразующая сила и приводит к созданию сюжетов и образов, не имеющих прямых соответствий в предшествующем искусстве и реальности.
6. Дайте определение термину ГИПЕРБОЛА
Ответ: стилистическая фигура или художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.
7. Дайте определение термину ЗАВЯЗКА
Ответ: событие, определяющее начало действия, «завязывание» конфликта в литературном произведении.
8. Назовите двусложные стихотворные размеры.
Ответ: ямб, хорей.
9. Назовите трехсложные стихотворные размеры.
Ответ: дактиль, анапест, амфибрахий
10. Установите размер, которым написано стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Ответ: хорей
11. Установите размер, которым написано стихотворение Н. Некрасова:
В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Ответ: дактиль
12. Установите размер, которым написано стихотворение А. Ахматовой «Сероглазый король»:
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король
Ответ: Дактиль
13. Дайте определение термину экспозиция
Ответ: исходная часть сюжета литературного произведения, ситуация, логически и хронологически непосредственно предшествующая завязке, началу основного действия, конфликта. В экспозиции даются предварительные и поясняющие сведения о героях, их взаимоотношениях и основных обстоятельствах.
14. Дайте определение термину ХРОНОТОП
Ответ: понятие, введенное М.М. Бахтиным в литературоведение для обозначения «существенной взаимосвязи временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе».
15. Сформулируйте, чем фабула отличается от сюжета.
Ответ: Фабула – хронологическая последовательность событий, которые происходят с тем или иным персонажем. Сюжет – авторская последовательность событий, то есть такой порядок эпизодов, который выбрал сам писатель.
16. Дайте определение термину пиррихий
Ответ: стопа из двух безударных слогов, способная заменить стопу ямба или хорея.
17. Являются дли полными синонимами термины «персонаж» и «действующее лицо».
Ответ: Термин «действующее лицо» употребляется в отношении драматических произведений, термин «персонаж» более универсален.
18. Укажите основное отличие метафоры и метонимии.
Ответ: Метафора основана на принципе аналогии, а метонимия на принципе смежности.
19. Дайте определение термину ПЕРИПЕТИЯ
Ответ: неожиданный поворот в развитии трагической фабулы, перемена событий к противоположному; резкая неожиданная перемена в течении действия и судьбе персонажа
20. Дайте определение термину ОКСЮМОРОН
Ответ: сочетание слов с прямо противоположными значениями, преднамеренное объединение в единое смысловое целое двух или нескольких контрастных лексических единиц.

Критерии оценивания заданий открытого типа. Каждое задание оценивается 2 баллами. 2 балла ставится, если задание выполнено верно, 1 балл, если задание выполнено частично верно.
"зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Задания закрытого типа
1. Как называется выразительная подробность произведения, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку, отличающаяся повышенной ассоциативностью:
1. художественная деталь,
2. символ,
3. антитеза,
4. мотив,
5. перипетия
верный ответ: 1
2. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды», ответьте на вопрос
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
Размер, которым написано стихотворение:
1. Амфибрахий
2. Ямб
3. Хорей
4. Дактиль
Верный ответ 2.
3. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды», ответьте на вопрос
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
Какой тип рифмовки использовал поэт?
1. перекрестная
2. кольцевая
3. парная
Верный ответ 1.
4. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды», ответьте на вопрос
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
Укажите эпитеты, использованные поэтом
1.белеет снег
2.сонный брег
3.молодой весны
4.весной шумят
Верный ответ 2,3.
5. Выберите неверное утверждение в отношении трактата Аристотеля «Поэтика»
1. Аристотель затрагивает проблемы происхождения родов и жанров.
2. В трактате в том числе используется понятие катарсиса.
3. Аристотель указывает авторам, как нужно писать и приводит образцовые примеры.
4. Аристотель впервые в истории обращается к роли читателя в литературе и дает советы авторам, как создать самое читаемое произведение.
Верный ответ 4.
6. Трактат Аристотеля «Поэтика» является нормативным. Верно?
Да
Нет
Верный ответ Да.
7. Назовите основной принцип творческой деятельности художника, лежащий, по мнению Аристотеля, в основе литературы и других искусств:
1. Мимесис
2. Катарсис
3. Запоминание
4. Письмо
Верный ответ 1.
8. Укажите элементы текста, относящиеся к «раме» произведения:
1. Заглавие
2. Мотив
3. Эпиграф
4. Деталь
5. Персонаж
Верный ответ 1,3.
9. Укажите функции литературы как вида искусства:
1. Познавательная
2. Эстетическая
3. Регулятивная
4. Коммуникативная
5. Эмоциональная
Верный ответ 1,2,4.
10. Творческая типизация – это
1. отбор определенных сторон жизненных явлений и их подчеркивание, гиперболизации в художественном изображении.
2. описание типичных для автора форм действительности.
3. использование типичных для времени создания произведения слов и выражений.
Верный ответ 1.
11. Укажите специфические черты художественного образа.
1. емкость содержания
2. обобщение
3. экспрессивность
4. оригинальность
5. самодостаточность
6. фантастичность
Верный ответ 1,2,3,5
12. Драма, по мнению Веселовского, возникла из обмена репликами участников хора и запевал.
Верно/неверно
Верный ответ : Верно
13. Укажите лирические жанры
1. сонет
2. роман в стихах
3. элегия
4. басня
Верный ответ 1,3
14. Исторически сложившаяся форма литературного произведения это
1. Род
2. Жанр
3. Вид
Верный ответ 2
15. Верно ли высказывание, что оригинальность является существенным свойством стиля, но в то же время стиль к ней не сводится, и не всякая оригинальность может быть названа стилем?
Да/нет
Верный ответ: да

Критерии оценивания заданий закрытого типа. Каждое задание оценивается 1 баллом.
"зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Литература как предмет литературоведения.
Структура литературоведения. Литературоведение в системе гуманитарного знания.
Эстетическая природа искусства. Эстетические эмоции.
Функции искусства. Катарсис.
Искусство как познание. Мимесис.
Время и пространство в литературе.
Категория «художественный образ» в традиционной эстетике.
Художественная речь. Проблема соотношения поэзии и прозы.
Формы русского тонического стиха.
Понятие о ритме. Метры и размеры силлабо-тоники.
Тропы, их роль в создании поэтической образности.
Метафора и метонимия.
Способы звуковой организации поэтических текстов.
Структура персонажа
Литературный стиль.
Пародия и стилизация.
"Рама" текста
Деление литературы на роды.
Эпос.
Лирика.
Драма.
Сюжет, его функции. Разновидности сюжета.
Внутренний мир произведения. Функции детали и вещи.
Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Эсалнек А.Я. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения: Анализ художественного произведения: Практикум: М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Чернец Л.В., Хализев В.Е., Эсалнек А.Я., Бройтман С.Н., Чернец Л.В. Введение в литературоведение: учебник М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: учеб. пособие для филол. фак М.: Академия, 2002
Л2.2 Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы: учеб. пособие для вузов М. : Логос, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http:// www.filologia.su/literaturovedenie/
Э2 http://philologos.narod.ru/
Э3 Курс на Образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники, знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Поскольку курс читается студентам первого курса обучения, навыки восприятия лекции еще не наработаны в должном объеме, что необходимо учитывать преподавателю. Лектору важно фиксировать на доске все новые термины во избежание их искажения при записывании на слух.
Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.
Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.

2. Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Значительную роль в курсе выполняют практические занятия, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия,прежде всего нееобходимо внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям теории литературы, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Ряд занятий сопровождается заданиями творческого плана, выполняя которые студент может в полной мере проявить свою индивидуальность. Такие задания вызывают сильный эмоциональный отклики, что способствует более основательному закреплению пройденного материала. Для выполнения заданий подобного типа возможно привлечение дополнительной литературы по усмотрению студента.
Практические занятия могут проводиться в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, различная работа с текстами произведений, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии. На занятиях, посвященных вопросам стиховедения, важно отработать на конкретных текстуальных примерах изученные принципы. Тексты для практических упражнений приведены ниже.
Практические занятия в ряде случаев могут поводиться в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений. Студенты должны учиться грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривать ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Данная форма работы направлена на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков, связанных с публичным обсуждением различных теоретических и практических вопросов, выработкой и отстаиванием собственной точки зрения.
Материал практических занятий напрямую не пересекается с содержанием лекций, дополняя тему курса, что позволяет всесторонне рассмотреть избранную проблему современного литературоведения, сопроводить репродуктивный материал самостоятельной работой и практическими упражнениями.
План каждого занятия сопровождается списком терминов, которые необходимо усвоить студенту при подготовке. При необходимости преподаватель может провести терминологический диктант, проверяющий их усвоение. В ходе диктанта студент своими словами дает определение указанным преподавателем терминам.
Общая цель проведения занятий – рассмотрение ключевых проблем современного литературоведения, формирование у студентов умения анализировать литературу, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию.
При выборе источников преподаватель руководствуется их доступностью, возможностью ознакомиться с разными точками зрения.

3. Самостоятельная работа
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.