МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественной литературы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 17,5 14,5 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 22 22 62 62
Практические 8 8 8 8 8 8 24 24
Сам. работа 44 44 44 44 15 15 103 103
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 72 72 216 216

Программу составил(и):
д. фил. н., профессор, м.п. гребнева

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История отечественной литературы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20212022 уч. г.

Заведующий кафедрой
и.о. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой и.о. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.Сформировать представление о литературном процессе.
2.Познакомить с основными концепциями творчества ведущих авторов русской литературы, познакомить с характером своеобразия разных этапов развития отечественной культуры.
3.Научить анализировать и понимать произведения литературы.
4.Развить чувство языка, умение работать со словом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов
ОПК-3.1 Демонстрирует кругозор в сфере отечественного и мирового культурного про цесса
ОПК-3.2 Применяет средства художественной выразительности в создаваемых журналистских текстах и (или) продуктах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы исторического развития общества;
основные периоды в развитии русской литературы, основные направления, жанры, дискурсы, стили.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять основные закономерности исторического развития общества;
выявлять общие закономерности развития разных этапов русской литературы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.иметь опыт аналитического соотнесения литературных произведений с их социально-историческим контекстом;
владеть навыками филологического анализа, применяя знания по курсу в самостоятельных исследованиях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Древнерусская литература
1.1. Важнейшие особенности древнерусской литературы Периодизация древнерусской литературы Общая характеристика эпохи стиля монументального историзма (X-XIII вв.) Общая характеристика эпохи Предвозрождения (XIV-XV вв.) Общая характеристика эпохи второго монументализма (XVI в.) Общая характеристика века перехода к литературе нового времени (XVII в.) Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.3
1.2. Особенности и художественное своеобразие древнерусской литературы Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.6, Л1.3
1.3. «Сказание о Борисе и Глебе» (содержание и художественные особенности вступления, центральной части и заключения) Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.3
1.4. «Слово о законе и благодати» Илариона как памятник торжественного красноречия Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.3
1.5. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.3
1.6. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 16 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.3
1.7. Подготовка к экзамену Сам. работа 1 16 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.3
Раздел 2. Литература XVIII века
2.1. Введение Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5, Л1.2
2.2. Светский и просветительский характер русской литературы XVIII в. Периодизация русской литературы XVIII в. Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5, Л1.2
2.3. Литература Петровского времени Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5, Л1.2
2.4. Структура и содержание трактата Ф. Прокоповича «О поэтическом искусстве» Идейное и художественное своеобразие трагикомедии Ф. Прокоповича «Владимир" Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2
2.5. Сатиры А.Д. Кантемира Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5, Л1.2
2.6. Классицизм как художественный метод и литературное направление Периодизация и типологические особенности русского классицизма Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5, Л1.2
2.7. Реформа стихосложения В.К. Тредиаковского В.К. Тредиаковский-переводчик («Езда в остров любви" и «Тилемахида») Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5, Л1.2
2.8. Просветительский реализм в рус. литературе 18 века Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5, Л1.2
2.9. Русский сентиментализм Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5, Л1.2
2.10. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5, Л1.2
2.11. Подготовка к экзамену Сам. работа 1 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5, Л1.2
Раздел 3. Литература первой половины XIX века
3.1. Общая характеристика историко-литературного процесса 10 – 30-х годов XIX века. Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5, Л2.1
3.2. Сущность романтизма как художественного метода. Типологические особенности и периодизация русского романтизма. Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5, Л2.1
3.3. "Мертвые души" Н.В. Гоголя Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2
3.4. Натуральная школа в русской литературе Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5, Л2.1
3.5. Внеаудиторное чтение Сам. работа 2 20 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5, Л2.1
Раздел 4. Литература второй половины XIX века
4.1. Общая характеристика историко-литературного процесса 2-ой половины XIX века. Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5
4.2. Творчество Л.Н. Толстого до создания романа-эпопеии "Война и мир" Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.3
4.3. Поэзия А.А. Фета Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5
4.4. Поъзия Ф.И. Тютчева Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.2
4.5. Повести Л.Н. Толстого 80 – 90-х годов Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5
4.6. Н.С. Лесков «Очарованный странник» Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5
4.7. «Нравы Растеряевой улицы» Г.И. Успенского Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5
4.8. Проза В.М. Гаршина Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5
4.9. Проза В.Г. Короленко Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5
4.10. Внеаудиторное чтение Сам. работа 2 20 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5
4.11. Подготовка к экзамену Сам. работа 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5
Раздел 5. Литература XX - начала ХХI веков
5.1. Общая характеристика историко-литературного процесса. Лекции 3 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1
5.2. Роман Владимира Набокова «Лолита» Лекции 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.4
5.3. Общая характеристика историкр-литературного процесса (вторая половина ХХ века) Лекции 3 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.4
5.4. Рассказы Сергея Лукьяненко "Дорога на Веллесберг", "Л - значит люди"" Практические 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.4
5.5. Сергей Довлатов. «Наши» Лекции 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.5, Л1.4
5.6. Рассказ Виктора Пелевина «Святочный киберпанк, или Рождественская ночь 117.DIR» Лекции 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.4
5.7. "Русский текст" в рок-поэзии Практические 3 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л2.1, Л1.4
5.8. Внеаудиторное чтение Сам. работа 3 15 ОПК-3.1, ОПК-3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ОПК-3: Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов

Примеры заданий открытого типа
Пример 1
Назовите требования, которые предъявлялись к представителя торжественного красноречия.

Ответ: выучка, профессиональное мастерство, литературная культура.
Пример 2.
Что являлось сферой торжественного красноречия?
Ответ: проблемы общественно-политического масштаба.
Пример 3.
Если дидактическое красноречие можно рассматривать как ремесло, то как следует рассматривать торжественное красноречие?
Ответ: как искусство.
Пример 4
Каким термином обозначали произведения торжественного красноречия?
Ответ: слово
Пример 5
На какие композиционные части делились торжественные слова?
Ответ (вступление, центральная часть, заключение.
Пример 6
На какие композиционные части делится "Слово о законе и благодати" Иллариона?
Ответ: изложение вселенской сущности христианства, рассказ о русском христианстве, похвала князю Владимиру.
Пример 7
Назовите заслуги, князя Владимира, о которых упоминает автор "Слова о закон и благодати"?
Ответ: уверовал в Христа, не видя его, неустанно творил милостыню, окрестил Русь.
Пример 8
Сколько композиционных частей имеется в "Поучении" Владимира Мономаха?
Ответ: три.
Пример 9
Назовите каждую из частей "Поучения" Владимира Мономаха.
Ответ: поучение детям и иным, кто его услышит, автобиография, письмо Мономаха князю Олегу Святославичу.
Пример 10
Назовите летопись, в которой сохранился список "Поучения" Владимира Мономаха.
Ответ: Лаврентьевская летопись.
Пример 11
Чем заменяется религиозный авторитет в русской литературе XVIII века?
Ответ: авторитетом искусства слова.
Пример 12
В каком году кириллица была заменена гражданским шрифтом в России?
Ответ: 1708
Пример 13
Назовите два этапа русского Просвещения.
Ответ: 1. с 1720-х до сер. 1760-х гг. 2. с конца 1760-х до конца века.
Пример 14.
Перечислите главные литературные направления в России XVIII века.
Ответ: классицизм, сентиментализм, реализм.
Пример 15
Назовите три этапа русской литературы XVIII века.
Ответ: 1. 1700 - 1720-е гг; 2. 1730 - 1750 гг.; 3. 1760 - 1790 -е гг.
Пример 16.
Назовите хронологические рамки Петровской эпохи в русской литературе XVIII века.
Ответ: 1700 - 1720-е гг.
Пример 17
В каком году была создана Академия наук в России по велению Петра?
Ответ: 1725.
Пример 18
В каком году появилась первая печатная газета в России?
Ответ: 1702.
Пример 19
Как называлась первая печатная газета в России?
Ответ""Ведомости".
Пример 20
В каком году была введена Петром Великим Табель о рангах?
Ответ:1722.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Пример 1
Какое из утверждений является верным:
а) в торжественных словах использовались риторические вопросы к читателю.
б)в торжественных словах не использовались риторические вопросы к читателю.
Ответ: а
Пример 2
Какое из утверждений является верным:
а) торжественные слова отличались ритмической организацией.
б)торжественные слова не отличались ритмической организацией.
Ответ: а
Пример 3
Какое из утверждений является верным:
а) "Слово о законе и благодати" было написано между 1037 и 1050 гг.
б)"Слово о законе и благодати" было написано между 1050 и 1052 гг.
Ответ: а
Пример 4
Какое из утверждений является верным:
а) Основная тема "Слова о законе и благодати" - тема равноправия народов.
б) Основная тема "Слова о законе и благодати" - тема богоизбранничества одного народа.
Ответ: а
Пример 5
Какое из утверждений является верным:
а) Закон в "Слове о законе и благодати" соотносится с тенью.
б)Закон в "Слове о законе и благодати" соотносится со светом.
Ответ: а
Пример 6
Какое из утверждений является верным:
а) В "Слове о законе и благодати" не уделяется особого внимания национальному вопросу.
б) В "Слове о законе и благодати" уделяется особого внимания национальному вопросу.
Ответ: б
Пример 7
Какое количество списков "Поучения" Владимира Мономаха существует:
а) 3
б) 2
в) 1
Ответ: в
Пример 8
Какое из утверждений является верным:
а) выбор христианства князем Владимиром, по мнению автора "Слова о законе и благодати", был актом свободной воли.
б) выбор христианства князем Владимиром, по мнению автора "Слова о законе и благодати", был вынужденным.
Ответ: а
Пример 9
Какое из утверждений является верным:
а) Русский XVIII век в литературе - век Просвещения.
б) Русский XVIII век в литературе - не является веком Просвещения.
Ответ: а
Пример 10
Какое из утверждений является верным:
а) Идеология Просвещения включает в себя ненависть к крепостничеству.
б) Идеология Просвещения не включает в себя ненависть к крепостничеству.
Ответ: а
Пример 11
Какое из утверждений является верным:
а) Русское Просвещение было буржуазным.
б) Русское Просвещение было дворянским.
Ответ: б
Пример 12
Какое из утверждений является верным:
а) в литературе Петровского времени любовь перестает быть греховным чувством.
б) в литературе Петровского времени любовь является греховным чувством.
Ответ: а
Пример 13
Какое из утверждений является верным:
а)русские стихотворцы создают в Петровскую эпоху образцы любовной лирики.
б) любовная лирика в Петровскую эпоху отличается наивностью и несовершенством.
Ответ: б
Пример 14
Какое из утверждений является верным:
а) первая театральная труппа в Росси появилась в 1701 году.
б) первая театральная труппа в Росси появилась в 1706 году.
Ответ: а
Пример 15
Какое из указанных произведений относится к Петровской эпохе:
а) Гистория о Василии Кориотском
б) Повесть о Фроле Скобееве
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Закрытых Вопросов: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69%
заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Раздел 3
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К типологическим особенностям русского романтизма можно отнести:
a. дозированное использование авторской иронии
б. ограниченную долю мистицизма
в. отсутствие авторского индивидуализма
г. апологию чувственности
ОТВЕТ: а, б, в

Вопрос 2. Назовите хронологические рамки русского романтизма:
a. 1812 – 1840
б. 1816 – 1840
в. 1825 – 1840
г. 1801 – 1840
ОТВЕТ: г

Вопрос 3.
Назовите два периода русского романтизма
Выберите один ответ:
а. 1801- 1815; 1816 – 1825
б. 1801 – 1825; 1826 – 1840
в. 1812 – 1825; 1826 – 1840
г. 1801 – 1812; 1812 – 1825
ОТВЕТ: а

Вопрос 4.
Программа реформирования литературного языка с точки зрения новаторов предполагала ограничение церковнославянских лексем
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: б

Вопрос 5.
Программа реформирования литературного языка с точки зрения новаторов предполагала заимствование слов из иностранных языков
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: б
Вопрос 6. Программа реформирования литературного языка с точки зрения новаторов предполагала ограничение нововведений в общественной жизни
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: б

Вопрос 7.
Программа реформирования литературного языка с точки зрения архаистов предполагала необходимость нововведений в общественной жизни
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: б

Вопрос 8.
Программа реформирования литературного языка с точки зрения архаистов предполагала отказ от заимствованных слов из иностранных языков
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: б

Вопрос 9.
Программы реформирования литературного языка с точки зрения архаистов предполагала использование церковнославянских лексем
а. верно
б. неверно
ОТВЕТ: б

Вопрос 10.
Выберите названия переводных баллад В.А. Жуковского:
а. «Адельстан»
б. «Варвик»
в. «Старушка»
г. «Светлана»
ОТВЕТ: а, б, в

Вопрос 11.
От каких определений зависит жанровое своеобразие «Горя от ума» А.С. Грибоедова?:
а. комедия
б. трагедия
в. книга стихов
г. роман
ОТВЕТ: а, б, в

Вопрос 12.
Проблему художественного метода «Горя от ума» А.С. Грибоедова можно охарактеризовать, учитывая такие понятия, как:
а. реализм
б. сентиментализм
в. романтизм
г. классицизм
ОТВЕТ: а, в, г

Вопрос 13.
Назовите автора оригинального стихотворения, переведенного В.А. Жуковским под названием «Сельское кладбище»:
а. Э. Юнг
б. Р. Саути
в. Т. Грей
г. Г. А. Бюргер
ОТВЕТ: в

Вопрос 14.
Выберите названия русских баллад В.А. Жуковского.
а. «Кассандра»
б. «Людмила»
в. «Светлана»
г. «Ахилл»
ОТВЕТ: б, в

Вопрос 15.
Выберите названия оригинальных баллад В.А. Жуковского
Выберите один или несколько ответов:
а. «Светлана»
б. «Варвик»
в. «Узник»
г. «Эолова арфа»
ОТВЕТ: а, в, г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается одним баллом. Оценивание КИМ теортетического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий, «не зачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.
«отлично» – верно выполнено 85-100 % заданий, «хорошо» – верно выполнено 70-84 % заданий, «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69 % заданий, «неудовлетворительно» – верно выполнено 50 % или менее 50 % заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте периодизацию русского романтизма.
Ответ: начальный период (1801 - 1815): поэзия Жуковского и Батюшкова (еще присутствуют черты сентиментального элегизма, поэтическое чувство еще не достигло характерной для зрелого романтизма ступени отчуждения, резкой вражды и разрыва с действительностью); период зрелости (1816 - 1825): поэзия Пушкина (были выработаны главные романтические ценности, сложился ведущий тип конфликта); и конец 1820-х –1840-е гг.: поэзия Языкова, Баратынского и Тютчева, творчество Гоголя, Лермонтова (романтическое движение распадается на множество параллельных потоков, романтизм достиг высшей точки своего развития: развивается романтический конфликт, углубляется его диалектика, в частности, сопроникновением противоположных начал (добра и зла), острой постановкой субстанциональных проблем бытия)
2. Художественный метод, состоящий в стремлении автора противопоставить неудовлетворяющей действительности необычные, отступающие от внешнего правдоподобия образы и сюжеты, рожденные его мечтой, фантазией – это…
Ответ: романтизм.
3. Какое произведение считается первым триумфом В. А. Жуковского? В чем особенность этого произведения?
Ответ: «Сельское кладбище» – программное произведение Жуковского этого периода, и – шире – русского сентиментализма. Сельским кладбищем» начинается длинный ряд переводов Жуковского. Они имели для развития русской литературы огромное значение. Жуковский не стремился к буквальной точности перевода; воспринимая сам новые для него темы западноевропейской литературы и приобщая к ним русского читателя, расширяя идейный и тематический диапазон русской поэзии, Жуковский стилистически разрабатывал их по-своему. Создавая свой стиль, Жуковский исходил из лирики Карамзина (автора элегии «Меланхолия»), но довел этот стиль до высокой степени совершенства, придал ему истинную эстетическую ценность.
Элегия, песня-романс и дружеское послание — основные жанры поэзии Жуковского первого периода. В особенности его привлекает элегия, тематика которой – размышления о суетности земного существования, погружение во внутренний мир, мечтательное восприятие природы – была уже закреплена общеевропейской традицией.
4. Какие мифологизмы использует В.А. Жуковский в элегиях? Влиянием какого художественного метода считается эта тенденция?.
Ответ: В элегической лирике В. А. Жуковского еще сказывались традиции классицизма: в ней встречаются высокие условно поэтические слова в виде мифологизмов – Зефир, Вакх, Минвана, Альпин и др.
5. Приведите примеры образов лирического героя в лицейской лирике А.С. Пушкина.
Ответ: Книжно-условный строй лицейской лирики отразился и на образе лирического героя, – он – жанровое лицо, маска, выбираемая соответственно форме произведения. Это то мечтательный, грустный поэт («Певец»), то ленивый мудрец из «Городка», то весёлый и беспечный гуляка «Пирующие студенты».
6. Поэтический образ какой страны воссоздается в романтической поэме Е. А. Баратынского «Эда»?
Ответ: Финляндии.
7. В чем особенность поэмы Рылеева «Войнаровский»?
Ответ: Рылеев ввел в поэму множество реальных подробностей, касающихся природы, обычаев и быта сурового края. В основу поэмы Рылеев положил действительное историческое событие, намереваясь подчеркнуть масштабность и драматизм личных судеб героев – Войнаровского, его жены и Мазепы. Однако поэма Рылеева оставалась романтической. Войнаровский выступает носителем авторских идей. Личность Войнаровского в поэме идеализирована, эмоционально приподнята. Приглушая любовный сюжет, Рылеев выдвигает на первый план общественные мотивы поведения героя, его гражданские чувства. Драматизм поэмы заключен в том, что герой-тираноборец, в искреннем и убежденном свободолюбии которого автор не сомневается, поставлен в обстоятельства, заставляющие его оценить прожитую жизнь.
8. Дайте определение художественному методу.
Ответ: система принципов, управляющих процессом создания произведений литературы и искусства..
9. Можно ли отнести проблематику комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» к классицистической традиции?
Ответ: Нет нельзя. В основе сюжета нет борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой. Не вполне соблюдается закон «трех единств»: единство места и времени соблюдено, единство действия – нет.
10. Какой период времени охватывает действие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?.
Ответ: одни сутки.
11. Какая основная романтическая черта присуща главному герою комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?
Ответ: одиночество.
12. Зачатки какого нового метода проявляются в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? В чем проявляются эти черты?
Ответ: Критического реализма. Грибоедов верен действительности. Умея выделить в ней самое существенное, он так изобразил своих героев, что мы видим стоящие за ними социальные законы. В “Горе от ума” создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типических обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. В комедии предстает целостная панорама русской жизни начала XIX века.
13. Назовите известные Вам произведения А. С. Пушкина, относящиеся к петербургскому периоду.
Ответ: «Веселый пир», «Русалка», «Деревня», «Вольность», «Деревня», «Руслан и Людмила».
14. Назовите главные произведения А.С. Пушкина, созданные в период Михайловской ссылки.
Ответ: «Цыганы», «К морю», «Пророк», «К***», «Борис Годунов», «Граф Нулин», отдельные главы из романа «Евгений Онегин».
15. Первая пушкинская сказка – это….
Ответ: «Руслан и Людмила».
16. В чем особенность главных героев поэмы-сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»?
Ответ: В условности и неоднородности. Людмила более походит на современницу поэта, нежели на степенную древнерусскую красавицу, Руслан же не всегда выглядит былинным богатырём, напоминая то героя баллады, то средневекового рыцаря, то романтического героя, совершающего подвиг во славу возлюбленной.
17. Чем определяется жанровый синкретизм в сказке Пушкина «Руслан и Людмила»?
Ответ: Поэма включает в себя разные жанры: волшебную сказку с её характерным сюжетом, основные слагаемые которого – утрата, поиски, обретение; рыцарский эпос, былинный эпос, баллада и лирические жанры – элегия и дружеское послание. Все эти жанры втянуты в литературную игру Пушкина, который то подделывается под известные литературные формы, то пародирует их.
18. Какие противоречивые страсти романтического характера персонифицированы в поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»?
Ответ: Ревность, страстная влюблённость (Зарема) и печаль, утрата надежды и разочарование в любви (Мария).
19. Какая известная историческая личность становится поэтическим кумиром раннего М. Ю. Лермонтова?
Ответ: Наполеон.
20. Какие исторические события повлияли на лирику М. Ю. Лермонтова 1830-1831 гг.?
Ответ: В 1830—1831 годах поэзия Лермонтова формировалась под впечатлением французской революции, польских событий и непрерывно вспыхивавших в России в связи с холерой и чумой крестьянских восстаний.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан. Терминология сохранена. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой. Ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток. Терминологически правильный. Нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, основной литературой. Суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 2 семестра зачета для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу, а в конце 3 семестра - экзамена. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
«Зачтено»:
1) студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
2) студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
3) студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Не зачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Промежуточная аттестация за 3 семестр.
В экзаменационный билет входит 2 вопроса: как правило, 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX веков// ЭБС «Университетская библиотека online»: учебник М.: Юрайт, 2012
Л1.2 под ред. Г.А. Гуковского, В.А. Десницкого История русской литературы. Том 3: Литература XVIII века. Часть I.//ЭБС «Университетская библиотека online»: М.: Директ-Медиа, 2010 biblioclub.ru
Л1.3 Кусков В.В. История древнерусской литературы// ЭБС «Университетская библиотека online»: учебник М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/FC3D6DB5-110F-4A11-BF39-35A13AF4835D.
Л1.4 Егорова Л.П.,Фокин А.А., Иванова И.Н. История русской литературы ХХ века (первая половина). Кн. 1: Общие вопросы: М.: "Издательство "ФЛИНТА" // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 e.lanbook.com
Л1.5 Н.М. Фортунатов, М.Г. Уртминцева, И.С. Юхнова; История русской литературы XIX века: учеб. пособие М.: Высшая школа,, 2008.
Л1.6 Кусков, В.В История древнерусской литературы: учебник : учебник М.: Юрайт, , 2012.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Минералов, Ю.И. История русской литературы XIX века: 1800 – 1830 годы: учеб. пособие для вузов / Ю.И. Минералов. : учеб. пособие для вузов М.: Высшая школа, , 2007.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.filologia.su/teoriya-literatury/
Э2 2. http://philologos.narod.ru/
Э3 3. http://edu.asu.ru/foo/course/view.php?id=109
Э4 4. http://www.infoliolib.info/philol/lebedeva/
Э5 Сошкин Е. К источникам рассказа Набокова "Картофельный Эльф" // Новое литературное обозрение. 2015. № 5 (135). magazines.russ.ru
Э6 Ранчин А. Романы Б. Акунина и классическая традиция // Новое литературное обозрение. № 67. 2004. magazines.russ.ru
Э7 История отечественной литературы portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Лекции

Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.

2. Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Значительную роль в курсе выполняют практические занятия, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия,прежде всего нееобходимо внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям теории литературы, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Ряд занятий сопровождается заданиями творческого плана, выполняя которые студент может в полной мере проявить свою индивидуальность. Такие задания вызывают сильный эмоциональный отклики, что способствует более основательному закреплению пройденного материала. Для выполнения заданий подобного типа возможно привлечение дополнительной литературы по усмотрению студента.
Практические занятия могут проводиться в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, различная работа с текстами произведений, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии. На занятиях, посвященных вопросам стиховедения, важно отработать на конкретных текстуальных примерах изученные принципы. Тексты для практических упражнений приведены ниже.
Практические занятия в ряде случаев могут поводиться в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений. Студенты должны учиться грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривать ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Данная форма работы направлена на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков, связанных с публичным обсуждением различных теоретических и практических вопросов, выработкой и отстаиванием собственной точки зрения.
Материал практических занятий напрямую не пересекается с содержанием лекций, дополняя тему курса, что позволяет всесторонне рассмотреть избранную проблему современного литературоведения, сопроводить репродуктивный материал самостоятельной работой и практическими упражнениями.
План каждого занятия сопровождается списком терминов, которые необходимо усвоить студенту при подготовке. При необходимости преподаватель может провести терминологический диктант, проверяющий их усвоение. В ходе диктанта студент своими словами дает определение указанным преподавателем терминам.
Общая цель проведения занятий – рассмотрение ключевых проблем современного литературоведения, формирование у студентов умения анализировать литературу, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию.
При выборе источников преподаватель руководствуется их доступностью, возможностью ознакомиться с разными точками зрения.

3. Самостоятельная работа
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.