МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 48 23 48 23
Итого 72 47 72 47

Программу составил(и):
ст. препод., Рюхов П.С.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф., Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф., Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать представление о взаимодействии современных информационных систем и современных СМИ, использовании современных медиатехнологий в деятельности журналиста, а также в различных аспектах жизни мирового сообщества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-6.1 Отбирает для осуществления профессиональной деятельности необходимое техническое оборудование и программное обеспечение
ОПК-6.2 Эксплуатирует современные стационарные и мобильные цифровые устройства на всех этапах создания журналистского текста
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения си стемного подхода как научной и фи лософской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-6.1. Знает особенности использования современных технических средств и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности журналиста.
УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-6.2. Умеет использовать возможности новых стационарных и мобильных цифровых устройств на всех этапах создания журналистского текста и (или) продукта.программное обеспечение.
УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное общество: этапы становления и роль информационных технологий
1.1. Научно-технические революции и переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Место и значение новых медиатехнологий в современном обществе Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Книга М. Маклюэна «Медиа – это сообщение». Проиллюстрируйте мысль автора на материалах какого-либо издания Сам. работа 3 5 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии: основные понятия. Технические особенности функционирования информационных систем и организации передачи информации.
2.1. Понятие, структура и основные типологии информационных технологий. Основные информационные процессы в системах. Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Особенности функционирования языка СМИ в Интернете Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Дискуссия «Новые медиа, или телевизор мертв» Сам. работа 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Эссе на тему «Газета 2029 года, или как я вижу будущее медиа» Сам. работа 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Виртуальная медийная среда. Создание сайта. Специфика блога Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Опрос среди журналистов «Конвергентная в медиа: оптимизация рабочего процесса или усиление эксплуатации труда» Сам. работа 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Особенности современного информационного обмена и современные информационно-коммуникационные технологии
3.1. Парадигма Web2.0. Новые принципы организации и распределения информационных потоков. Концепция "глобального разума". Новые принципы организации работы информационных технологий. Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Современные информационные технологии и сервисы сети Интернет. Принципы организации и особенности функционирования. Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Социальные сети и организация информационных потоков и взаимодействия в социальных сетях. Mash-up сервисы. Контент, сгенерированный пользователями (User-Generated Content). Лекции 3 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Компьютерная верстка и дизайн печатных периодических изданий Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Сетевые СМИ как средство массовой информации и коммуникации Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Интернет как новая сфера функционирования массовых информационных и коммуникативных процессов Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.7. Проанализируйте сайт Интернет-издания Colta с точки зрения видов мультимедиа и способов их применения. Сам. работа 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.8. Презентация «Лица, без которых современные медиа выглядели бы иначе» Сам. работа 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.9. Презентация «Ключевые медиаперсоны в исторической ретроспективе» Сам. работа 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.10. Оцените степень валидности обратной связи на материалах комментариев к передаче «Особое мнение» радио «Эхо Москвы» Сам. работа 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.11. Написание реферата Сам. работа 3 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Тестовые задания открытой формы.
Выберите правильные варианты ответов.
1. Визуализация данных - это:
а) наглядное графическое представление массивов различной информации.
б) ра­бо­та с боль­шим объ­ё­мом ча­сто неструктурированных дан­ных.
в) представление информации в формализованном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки.
2. Термин, означающий проектирование продукта на основе данных это:
а) Data-Driven Design
б) Data Science
в) Big-Data
3) Со­зда­ние мно­го­слой­ных ней­рон­ных се­тей в об­ла­стях, где тре­бу­ет­ся бо­лее продвинутый или быст­рый ана­лиз и тра­ди­ци­он­ное ма­шин­ное обу­че­ние не справ­ля­ет­ся. «Глу­би­на» обес­пе­чи­ва­ет­ся некоторым количеством скры­тых сло­ев ней­ро­нов в сети, которые про­во­дят ма­те­ма­ти­че­ские вы­чис­ле­ния - это:
а) машинное обучение
б) глубокое обучение
в) искусственный интеллект
4. На теории о том, что организованное целое воспринимается как большее, чем сумма его частей, основано понимание:
а) зрительной рецепции
б) визуального мышления
в) гештальт-психологии
5. Для эффективного вовлечения аудитории в контент вы структурируете свой материал следующим образом (по ходу скроллинга):
а) крупный заголовок, затем лид, далее инфографика, текст, в конце фотогалерея.
б) крупный заголовок, лид размещаем слева, справа фотография, затем текст материала, в конце дашборд с инфографикой.
в) заголовок, лид, фото, текст, инфографика, текст слева, дашборд справа.
6. При визуализации данных следует избегать ( отметьте все правильные варианты):
а) расположения двух графиков на одном дашборде
б) использования красного цвета
в) столбиковых диаграмм
г) использования 3D-форм
д) использования сложных форм
7. Понятие "визуальное мышление" ввёл в научный дискурс:
а) Маршалл Маклюэн
б) Поль Вирильо
в) Рудольф Арнхейм
8. Идея гештальтизма о том, что люди часто интерпретируют неоднозначные объекты более чем одним способом, переключаясь между альтернативами в поиске определенности, и в итоге одна точка зрения станет более доминирующей, в то время как переключение на другую интерпретацию будет усложняться:
а) множественная стабильность
б) неизменность/инвариантность
в) появление/проявление
г) воплощение/обоществление
9. Данные из какого источника нельзя в полной мере отнести к "открытым":
а) портал открытых данных РФ
б) Росстат
в) Единая информационная система в сфере закупок
10. Вставьте пропущенное слово в определение открытых данных: "Это [..................] данные, доступные для широкого круга лиц, пригодные к повторному автоматическому использованию и не имеющие лицензионных, технологических, правовых и иных ограничений на их использование".
а) общедоступные
б) цифровые
в) табличные
г) машиночитаемые
11. В статистике результат измерения, выделяющийся из общей выборки это:
а) максимум
б) выброс
в) аномалия
г) квантиль
д) медиана
12. Строить не от нуля и использовать прозрачность можно в графике типа:
а) Bar
б) Cartogram
в) Column
г) Alluvial Diagram
д) Bubble Plot
13. К каким двум типам графиков относятся следующие требования: не стоит использовать более 5 категорий для сравнения, в иделае всего два, категории располагать в порядке убывания по часовой стрелке.
а) Scatter
б) Donut
в) Pie
г) Bubble Plot
д) Line
14. При выборе какого типа карты площади регионов/стран/областей деформируются пропорционально цифровым значениям данных этих территорий?
а) Cartogram
б) Grid Map
в) Choropleth Map
г) Bubble Map
15. Обманывать и манипулировать в визуализации данных можно с помощью (правильный ответ не единственный):
а) точки отсчёта столбцов
б) легенды графика
в) ширины между столбцами
г) пропорций столбцов
16. Освещать 3-4 темы позволяет:
а) Арка
б) Хордовая диаграмма
в) Диаграмма Санкея
г) Дашборд
17. Чтобы не было искажающего эффекта, необходимо избегать:
а) построения графиков не от нуля
б) 3D-форм
в) прозрачности
18. Тип графика Treemap (дерево) подойдёт для:
а) сравнения уровня безработицы в разных странах
б) визуализации распределения статей бюджета
в) визуализации динамики цен
Правильные ответы:
1.А
2.А
3.Б
4.В
5.В
6.Г,Д
7.В
8.А
9.В
10.Г
11.Б
12.Д
13.Б,В
14.А
15. А,Г
16.Г
17.Б
18.Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какой период аналитики корпорации Cisco называют "рождением интернета вещей"?
Ответ: 2008-2009.
2. Предположим Вы режиссёр и хотите снять фильм. Какая из платформ Вам подойдет больше всего для сбора средств в поддержку съемок Вашего фильма?
Ответ: Kickstarter
3. Отметьте верно основные свойства информационной безопасности.
Ответ: конфиденциальность ; целостность ; доступность.
4. Как классифицируются угрозы по источникам их возникновения?
Ответ: Угрозы, обусловленные человеческим фактором; Угрозы, связанные с компьютерной обработкой информации; Угрозы, связанные с физическими полями.
5. Законодательство РФ в области защиты ПД основывается на следующих документах…
Ответ: Конституция РФ; Международные договоры РФ; Федеральный закон РФ «О персональных данных»; Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
6. К какой категории персональных данных относятся сведения о профессии?
Ответ: Общедоступные.
7. Сигнатурный анализ, выполняемый антивирусом, состоит в…
Ответ: Сравнении содержимого анализируемого файла с известными образцами вредоносных программ.
8. Технология, используемая для организации подключения поверх общедоступной инфраструктуры с применением средств шифрования и аутентификации, называется…
Ответ: Виртуальные частные сети, VPN.
9. Как называется процесс проверки принадлежности субъекту доступа предъявленного им идентификатора?
Ответ: Аутентификация.
10. Как называется машинное обучение, при котором нейронные сети расширяются до сетей с огромным количеством уровней, которые обучаются с использованием огромных объемов данных?
Ответ: Глубокое обучение.
11. Какой тип системы используется в криптовалютах?
Ответ: Распределенная система
12. Дайте с помощью 5 слов определение термину большие данные:
Ответ: Вариативность, скорость, объем, разнообразие, достоверность.
13. Какая проводная технология передачи данных является приоритетной?
Ответ: PLC
14. Влияют ли оставленные пользователем лайки и комментарии на информационную выдачу в будущем?
Ответ: Да, влияют.
15. Влияют ли Ваши старые аккаунты в Интернет-магазинах и сервисах на Ваш сегодняшний цифровой след?
Ответ: Да, влияют
16. Какой вид информационной перегрузки приводит к ситуации, в которой на пути к полезным и ценным сведениям нужно обработать огромный массив информации, и факты накапливаются, но не усваиваются?
Ответ: Избыточность фактов
17. Как называется свойство, при котором право на доступ к информации выдается только уполномоченным сущностям?
Ответ: Конфиденциальность.
18. Какие технологии обработки и хранения данных могут обеспечить высокую пропускную способность и быстро реагировать на определенные ситуации?
Ответ: Облачные технологии.
19. Автор термина «Интернет вещей»?
Ответ: Кэвин Эштон
20. Почему период 2008-2009 год аналитики корпорации Cisco называют «рождением Интернета вещей»?
Ответ: Количество устройств, подключённых к сети интернет, превысило численность населения Земли.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-6: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Укажите международный стандарт, являющийся основой регламентирования показателей качества программного средства:
а) ISO
б) ASCII
в) ANSI
Ответ: а
2. Компрессор (декомпрессор), программно-аппаратное средство, используемое для записи и воспроизведения сжатого файла:
а) декодек
б) кодек
в) кедок
Ответ: б
3. Совокупность оборудования и программного обеспечения для выполнения определенной задачи:
а) полуавтоматизированное рабочее место
б) не автоматизированное рабочее место
в) автоматизированное рабочее место
Ответ: в
4. Объекты, позволяющие выполнять анимацию плавного преобразования одного тела в другое:
а) распределенные объекты
б) слитые с формой объекты
в) морфинговые объекты
Ответ: в
5. Потоки информации бывают только внешними (входящими и исходящими для системы), так ли это?
а) нет
б) да
в) отчасти
Ответ: а
6. Информация, размещаемая на внешних запоминающих устройствах, снабженная идентификатором и оформленная как единое целое средствами операционной системы или языка программирования, называется:
а) массив
б) запись
в) файл
Ответ: в
7. Системы управления, связанные с отображением информации на электронной карте:
а) космические
б) геоинформационные
в) картографические
Ответ: б
8. Статистика является важнейшим элементом информационного общества, так ли это?
а) нет
б) отчасти
в) да
Ответ: в
9. Разбиение системы на компоненты, объединение которых позволяет решить данную задачу:
а) абстракция
б) декомпозиция
в) композиция
Ответ: б
10. Что такое глобальная сеть?
а) система, связанных между собой локальных сетей
б) система, связанных между собой компьютеров
в) система, связанных между собой локальных телекоммуникационных сетей
г) система, связанных между собой локальных сетей и компьютеров отдельных пользователей
Ответ: г
11. Что такое протокол?
а) способность компьютера посылать файлы через каналы передачи информации
б) устройство для работы локальной сети
в) стандарт передачи данных через компьютерную сеть
г) стандарт отправки сообщений через электронную почту
Ответ: в
12. Что используют для общего доступа пользователей сети?
а) рабочая станция
б) сервер
в) клиент
Ответ: б
13. Видами компьютерных сетей является:
а) Личные, локальные, корпоративные, территориальные, глобальные
б) Персональные, локальные, корпоративные, городские, глобальные
в) Персональные, спутниковые, 4-G
Ответ: б
14. HTML – это:
а) язык разметки гипертекста
б) страница Internet Explorer
в) браузер
Ответ: а
15. Набор веб-страниц, связанных между собой перекрестными ссылками, расположенный под одним общим корневым именем, называется:
а) электронный учебник
б) сайт
в) контейнер
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какой период аналитики корпорации Cisco называют "рождением интернета вещей"?
Ответ: 2008-2009.
2. Предположим Вы режиссёр и хотите снять фильм. Какая из платформ Вам подойдет больше всего для сбора средств в поддержку съемок Вашего фильма?
Ответ: Kickstarter
3. Отметьте верно основные свойства информационной безопасности.
Ответ: конфиденциальность ; целостность ; доступность.
4. Как классифицируются угрозы по источникам их возникновения?
Ответ: Угрозы, обусловленные человеческим фактором; Угрозы, связанные с компьютерной обработкой информации; Угрозы, связанные с физическими полями.
5. Законодательство РФ в области защиты ПД основывается на следующих документах…
Ответ: Конституция РФ; Международные договоры РФ; Федеральный закон РФ «О персональных данных»; Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
6. К какой категории персональных данных относятся сведения о профессии?
Ответ: Общедоступные.
7. Сигнатурный анализ, выполняемый антивирусом, состоит в…
Ответ: Сравнении содержимого анализируемого файла с известными образцами вредоносных программ.
8. Технология, используемая для организации подключения поверх общедоступной инфраструктуры с применением средств шифрования и аутентификации, называется…
Ответ: Виртуальные частные сети, VPN.
9. Как называется процесс проверки принадлежности субъекту доступа предъявленного им идентификатора?
Ответ: Аутентификация.
10. Как называется машинное обучение, при котором нейронные сети расширяются до сетей с огромным количеством уровней, которые обучаются с использованием огромных объемов данных?
Ответ: Глубокое обучение.
11. Какой тип системы используется в криптовалютах?
Ответ: Распределенная система
12. Дайте с помощью 5 слов определение термину большие данные:
Ответ: Вариативность, скорость, объем, разнообразие, достоверность.
13. Какая проводная технология передачи данных является приоритетной?
Ответ: PLC
14. Влияют ли оставленные пользователем лайки и комментарии на информационную выдачу в будущем?
Ответ: Да, влияют.
15. Влияют ли Ваши старые аккаунты в Интернет-магазинах и сервисах на Ваш сегодняшний цифровой след?
Ответ: Да, влияют
16. Какой вид информационной перегрузки приводит к ситуации, в которой на пути к полезным и ценным сведениям нужно обработать огромный массив информации, и факты накапливаются, но не усваиваются?
Ответ: Избыточность фактов
17. Как называется свойство, при котором право на доступ к информации выдается только уполномоченным сущностям?
Ответ: Конфиденциальность.
18. Какие технологии обработки и хранения данных могут обеспечить высокую пропускную способность и быстро реагировать на определенные ситуации?
Ответ: Облачные технологии.
19. Автор термина «Интернет вещей»?
Ответ: Кэвин Эштон
20. Почему период 2008-2009 год аналитики корпорации Cisco называют «рождением Интернета вещей»?
Ответ: Количество устройств, подключённых к сети интернет, превысило численность населения Земли.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов для устного ответа на зачёте:

1. Значение интерактивных инструментов для новых медиа.
2. Обзор интерактивных мультимедийных инструментов.
3. Дизайн таймлайна.
4. Алгоритмы работы с интерактивными картами.
5. Интерактивная карта как формат цифрового сторителлинга.
6. Алгоритмы работы с блок-схемами.
7. Дизайн интерактивных фотографий.
8. Data-Science и data-журналистика: факторы появления датавиз.
9. Журналистика данных: понятие, история, функции.
10. Что такое data.
11. Специфика визуального мышления.
12. Зрительная рецепция и гештальт-эффекты.
13. Особенности восприятия графических элементов
14. Общие рекомендации для дата-журналистов.
15. Создание story-board мультимедийного проекта или веб-сайта на основе принципов гештальта.
16. Что такое открытые данные.
17. Источники открытых данных
18. Основы статистики: очистка данных для датавиз.
19. Разновидности инструментов для датавиз.
20. Программы и он-лайн сервисы для датавиз.
21. Выбор графика, адекватный цели визуализации.
22. Виды графиков.
23. Дизайн графиков и правила их использования.
24. Манипулятивные практики в датавиз.
Структура билета:
1. Теоретический вопрос.
2. Презентовать свой дашборд и интерактивный формат истории.

Критерии оценивания:
Оценивание ответа на зачете: 2-х балльная шкала
Студент получает "зачтено", если дан ответ, свидетельствующий о знании поставленной проблемы, отличающийся достаточной степенью глубины и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, сформированными навыками анализа явлений, процессов, достаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, достаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа.
Выполняет предложенные практические задания правильно и самостоятельно или с небольшими неточностями,
Студент получает оценку "не зачтено", если дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Практическое задание не выполнено или допущены грубые ошибки, свидетельствующие об отсутствии теоретической базы.

Студент получает зачёт автоматически в случае посещения 80% лекционных занятий и выполнения всех заданий курса. Каждое задание оценивается по шкале 100 баллов. Все баллы суммируются и делятся на количество заданий, таким образом выводится средний балл. От 61 балла - "зачтено". Для дифференцированного зачёта: 61-70 баллов - оценка "удовлетворительно", 71-89 баллов - оценка "хорошо", 90-100 баллов - оценка "отлично".


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мансуров, Александр Валерьевич Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Коноплева, Ирина Аполлоновна Информационные технологии : учебное пособие Проспект, 2016
Л1.3 Диков А.В. Интернет и Веб 2.0: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хроленко, А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария : практическое руководство : Флинта, 2018 biblioclub.ru
Л2.2 Сотникова О. П. Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.journ.msu.ru
Э4 Журнал «Журналистика и медиарынок» www.jourmedia.ru
Э5 курс в moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ЭБС, доступных для студентов и преподавателей АлтГУ
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на семинарах; в случае пропуска занятия по уважительной причине ответ предоставляется в электронном виде.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Зачет может быть выставлен автоматически, если студент выполнил необходимые задания в течение семестра на соответствующем уровне (исходя из представленных выше шкал оценивания).
На ответ студенту отводится 35 минут.