МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика и менеджмент средств массовой информации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 73
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 73 73 73 73
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Экономика и менеджмент средств массовой информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Экономика и менеджмент СМИ» предназначена для формирования у студента общих представлений о принципах экономического функционирования СМИ, современном состоянии медиаиндустрии в России и за рубежом, ключевых законах медиаэкономики, экономических особенностях различных сегментов рынка СМИ (газетного, журнального, радио, телевидения, онлайновых СМИ), основных видах медиапредприятий и моделях их развития, специфических особенностях медиаменеджмента.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
ОПК-5.1 Знает совокупность политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях
ОПК-5.2 Осуществляет свои профессиональные журналистские действия с учетом механизмов функционирования конкретной медиакоммуникационной системы
УК-9Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-9.1 Знает базовые экономические понятия, объективные основы функци онирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений
УК-9.2 Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием
УК-9.3 Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-5.1. Знает совокупность политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях.
УК-9.1. Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов; основные виды финансовых институтов и финансовых инструментов, основы функционирования финансовых рынков; ресурсные ограничения экономического развития, источники повышения производительности труда, особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ и роль государства в их обеспечении.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-9.2.Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере личных финансов; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для личных финансов; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-5.2. Осуществляет профессиональные журналистские действия с учетом механизмов функционирования конкретной медиакоммуникационной системы.
УК-9.3. Владеет методами личного финансового планирования, оценки будущих доходов и расходов, сравнение условий различных финансовых продуктов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономическая природа СМИ
1.1. Понятия «СМИ» и «медиа», «медиасистема», «медиарынок», «медиакомпания», «медиакапитал». Лекции 8 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. СМИ как отрасль современной экономики Практические 8 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Специфика рынка СМИ
2.1. СМИ в экономической системе страны. Географический рынок СМИ. Конвергенция и мультимедиа. Лекции 8 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Движущие силы развития медиабизнеса Практические 8 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. SWOT-анализ одного из информационных ресурсов Алтайского края Сам. работа 8 6 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Маркетинговые основы журналистского продукта Практические 8 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2
Раздел 3. Экономические особенности печатных СМИ
3.1. СМИ как рекламоносители Лекции 8 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Финансовое управление на медиапредприятиях Практические 8 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Медиаплан продвижения нового гаджета на медиарынке Алтайского края Сам. работа 8 15 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Экономические особенности электронных СМИ
4.1. Телевизионный сектор на медиарынке. Ведущие телекомпании России и зарубежных стран. Рынок кино. Технологии радио-вещания. Интернет и сетевые технологии. Экономика мобильных медиа. Лекции 8 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Медиапланирование Практические 8 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Финансирование медиапредприятия
5.1. Бюджет медиапредприятия. Распределение рекламных доходов между различными видами СМИ. Основные показатели медиапланирования. Лекции 8 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Маркетинг СМИ Практические 8 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Создание бизнес-плана Сам. работа 8 37 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2
Раздел 6. Управление медиапредприятием
6.1. Профессии медиаиндустрии. Взаимоотношения «собственник – менеджмент – сотрудники». Лекции 8 4 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Бизнес-моделирование СМИ Практические 8 2 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Концепция бизнес-плана для нового СМИ Алтайского края Сам. работа 8 15 УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4899

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-9
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. С какого момента медиапредприятие считается созданным?
а) с момента принятия устава;
б) с момента заключения учредительного договора;
в) с момента государственной регистрации.
Ответ: в
2. Что является производственным результатом деятельности медиапредприятия?
а) объем произведенной продукции;
б) выручка от реализации продукции;
в) прибыль от реализации продукции.
Ответ: а
3. К чему стремятся предприятия-производители различных благ в рамках рыночных отношений?
а) к обмену своих товаров на другие нужные им блага с целью получить дополнительный объем благ;
б) к возмещению издержек, связанных с производством своего товара;
в) к улучшению условий своего существования.
Ответ: а
4. Что предполагает право собственности предприятия:
а) право владения объектом собственности;
б) право распоряжений и использования объектов;
в) право владения, распоряжения и использования объектов собственности в целях и пределах, установленных законодательством.
Ответ: в
5. Назовите одну из важнейших проблем управления деятельностью предприятия:
а) получение прибыли;
б) сокращение издержек производства;
в) маркетинг.
Ответ: в
6. Укажите основной и неограниченный источники валового и чистого дохода для каждого предприятия:
а) увеличение масштабов производства продукции и оказание услуг в пределах емкости рынка;
б) уменьшение издержек производства в расчете на единицу продукции;
в) лучше использование имеющихся материальных ресурсов (их экономии).
Ответ: а
7. Назовите главный фактор, который зависит от общей конъюнктуры рынка в конкурентной рыночной экономике:
а) уровни качества продукции;
б) географическое положение предприятия;
в) цена на продукцию (услуги).
Ответ: в
8. В каких случаях фирма признается банкротом?
а) резкое ухудшение финансового положения;
б) после достижения конкретной единовременной цели;
в) неспособность удовлетворить за счет результатов своих текущих операций имущественные и денежные претензии кредиторов.
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какой показатель дает более точное представление об изменении производительности труда?
Ответ: динамика средней часовой выработки в натуральном измерении.
2. Кем устанавливается размер минимальной заработной платы?
Ответ: минимальная заработная плата устанавливается правительством РФ.
3. Как определяется тарифный коэффициент при оплате труда?
Ответ: соотношение уровня оплаты труда конкретного разряда к первому.
4. Дайте определение термину «персонал предприятия».
Ответ: это совокупность физических лиц, состоящих с фирмой как с юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма.
5. В каких случаях применяются двухмерные комбинационные группировки при изменение квалификационного состава рабочих?
Ответ: для выявления соответствия квалификации рабочих сложности выполняемых работ.
6. Как определяется календарный фонд времени в человеко-днях?
Ответ: сумма явок и неявок за календарный период времени.
7. Укажите правильное определение фактически отработанного времени (чел.-дней).
Ответ: табельный фонд времени минус очередные отпуска.
8. К какому виду имущества следует отнести товарные знаки?
Ответ: нематериальным активам.
9. Какой показатель характеризует состояние основных фондов?
Ответ: коэффициент ликвидности.
10. Какие заемные средства могут использоваться фирмой длительное время?
Ответ: долгосрочные кредиты банков.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5
Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. В чем выражаются механизмы оптовой торговли?
а) в форме прямых связей, биржевой торговли и оптовых торгово-посреднических фирм;
б) только в форме торгово-посреднических фирм;
в) в условиях установления между продавцами и покупателями договорных взаимоотношений.
Ответ: а
2. Назовите источники финансовых ресурсов предприятия:
а) денежные вклады учредителей в уставной фонд;
б) заемный капитал;
в) собственные средства, коммерческий и банковский кредит.
Ответ: в
3. Укажите, какие налоги не входят в издержки плательщика налога:
а) налог на имущество и на землю;
б) налог на транспортные средства;
в) косвенные налоги.
Ответ: в
4. В виде какой модели может быть выражена взаимосвязь между чистым доходом (ЧД) предприятия, валовым доходом (ВД), издержками и величинами?
а) мультипликативной;
б) аддитивной;
в) мультипликативно-аддитивной?
Ответ: б
5. К какой категории руководителей следует отнести начальника отдела маркетинга?
а) высшего звена;
б) среднего звена;
в) низшего звена.
Ответ: б
6. Включаются ли работники, работающие по совместительству, в списочную численность персонала?
а) да;
б) нет.
Ответ: а
7. В каком документе отражаются данные учета рабочего времени в человеко-днях?
а) ведомости на зарплату;
б) отчетах руководителей подразделений;
в) табеле учета рабочего времени.
Ответ: в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В каких конкретных формах может быть представлен капитал предприятия в целом?
Ответ: средства производства, деньги, товары.
2. Что включается в имущество предприятия?
Ответ: основной капитал и оборотный капитал.
3. В состав каких затрат входят амортизационные отчисления?
Ответ: в состав затрат на производство и реализацию продукции.
4. Что входит в состав собственных оборотных средств?
Ответ: фонд, образуемый за счет прибыли.
5. Что такое издержки?
Ответ: денежное выражение затрат, осуществляемых предприятием в процессе производства и реализации продукции.
6. Чем постоянные издержки отличаются во времени?
Ответ: постоянные издержки снижаются.
7. Какие факторы влияют на изменение постоянных издержек?
Ответ: переоценка основных фондов, ставка рефинансирования, объем производства, инфляция.
8. Что такое затратоемкость производства?
Ответ: отношение себестоимости продукции к выручке от реализации этой же продукции.
9. Что такое себестоимость продукции и из каких укрупненных элементов она состоит?
Ответ: затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Структура затрат: материальные затраты, заработная плата, износ, командировочные расходы, представительские расходы, затраты по рекламе и прочие средства.
10. Какова ключевая особенность работы медиапредприятия?
Ответ: сдвоенный характер деятельности – параллельное производство товаров (контента СМИ) и услуг (рекламы).
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценки по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Индустрия СМИ в системе рыночных отношений
2. Становление индустрии СМИ: основные факторы
3. СМИ как индустрия свободного времени
4. СМИ в системе креативных индустрий
5. Основные тенденции развития современной индустрии СМИ
6. Спрос на сдвоенном рынке СМИ
7. Процессы коммодификации содержания и аудитории
8. Глобализация СМИ
9. Понятие и компоненты бизнес-модели в медиабизнесе
10. Основные элементы финансового управления на медиапредприятии
11. Финансовая структура медиакомпании
12. Управленческий учет
13. Финансовое планирование и бюджетирование
14. Управление себестоимостью продукции СМИ в рамках финансовой работы
15. Управление оборотным капиталом
16. Инвестиционная деятельность медиакомпаний
17. Понятие медиапланирования. Основные термины.
18. Процесс медиапланирования
19. СМИ как рекламоносители
20. Медиаизмерения и мониторинг
21. Основные понятия маркетинга и особенности медиамаркетинга
22. Базовые методы медиамаркетинга
23. Методы разработки продуктовой, ценовой и сбытовой стратегии
24. Ценовая политика СМИ
25. Продвижение СМИ на рынке
26. Бизнес-моделирование: основные понятия
27. Бизнес-моделирование: основные методы, методики и нотации
28. Базовая бизнес-концепция СМИ и основные стратегии ее воплощения
29. Соотношение экономических и неэкономических факторов при моделировании масс-медиа
30. Практика применения бизнес-моделирования на российском рынке масс-медиа
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Проанализируйте эффективность продвижения информационного и рекламного контента в предложенном интернет-СМИ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вартанова Е.Л. Медиасистема России: учебное пособие Аспект Пресс, 2017
Л1.2 Вартанова Е.Л. Основы медиабизнеса: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алексеева А. О. и др.; под ред. М. М. Лукиной. Интернет – СМИ: теория и практика :: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э4 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.journ.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ЭБС, доступных для студентов и преподавателей АлтГУ
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.

Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.