МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Система средств массовой информации региона

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Деминова М.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Система средств массовой информации региона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф. д.филол.н. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой проф. д.филол.н. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с системой СМИ региона, их функционированием на едином информационном пространстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
ОПК-5.1 Знает совокупность политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях
ОПК-5.2 Осуществляет свои профессиональные журналистские действия с учетом механизмов функционирования конкретной медиакоммуникационной системы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-5.1. Знает совокупность политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-5.2. Осуществляет профессиональные журналистские действия с учетом механизмов функционирования конкретной медиакоммуникационной системы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Характеристика региональных СМИ Алтайского края
1.1. Обзорная характеристика СМИ Алтайского края. История: первые издания на Алтае (конец XIX – начало XX века): журнальная периодика и газеты; газеты Ивана Реброва. Современность: регистрация СМИ; реальность тиражей; классификация печатных СМИ; классификация электронных СМИ; издательские холдинги; собственные корреспонденты федеральных СМИ в крае; профессиональные конкурсы. Лекции 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.2. 1. Система СМИ и ее среда. 2. Целостность системы СМИ. 3. Дифференциация и интеграция СМИ и системные факторы, воздействующие на эти процессы. 4. Основные подсистемы в СМИ: техническая, экономическая, редакционная, информационная, аудиторная; их характеристика. 5. Функции и структура системы СМИ и характер их взаимодействия. 6. Организация СМИ как организованность системы и как организационный процесс Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.3. 1. Понятие «средства массовой информации (СМИ)». 2. Журналистика как система средств массовой информации. 3. Структура СМИ, основные задачи, «закрепленные» за прессой, радио, телевидением, и требования, предъявляемые к данным СМИ в настоящее время. 4. Традиционные и новые СМИ. Их типология: общее представление о процессе типологизации, критерии типологии, наиболее существенные типологические признаки – проблемно-тематическое содержание транслируемой информации и адресная направленность на определенную аудиторию. 5. Общее и особенное в деятельности различных СМИ Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Местная пресса. Городские газеты: «Вечерний Барнаул», «Читай!город», «Бийский рабочий», «Местное время», «Вечерний Рубцовск» и другие. Районные газеты: история возникновения районных газет в крае, их общая характеристика, структурные изменения в постсоветское время. Плюсы и минусы муниципальных изданий, их финансовая поддержка, способы реформирования местной прессы. Лекции 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.5. Особенности различных аудиторных групп, их потребностей как фактор формирования системы СМИ. СМИ, адресуемые различным аудиторным группам: общероссийским, межрегиональным, региональным, этническим, отраслевым, профессиональным, конфессиональным, возрастным, мужчинам и женщинам и др. Краевые и областные СМИ. Городская, районная и многотиражная пресса. Возрастание роли аудиторного фактора в системе СМИ России Практические 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.6. Основные типы универсальных по тематике изданий и телерадиопрограмм (приведите примеры). Усиление тенденций к универсализации средств массовой информации: позитивные и негативные аспекты. Структура специализированных изданий и телерадиопрограмм. СМИ, освещающие вопросы политики, экономики, культуры, техники и другие темы (приведите примеры из ргиональных СМИ) Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.7. Журналы. Специфика журнальной периодики. Тематические направления. Специализированные журналы: «деловые журналы; просветительские журналы; сервисные издания Лекции 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.8. Краткий анализ краевых, городских и районных газеты Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.9. «Название СМИ и товарный знак: черты сходства и различия». Приведите примеры товарного знака и названия СМИ, определите, в чем их различия? Сам. работа 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.10. Электронные СМИ. Типологическая характеристика электронных СМИ Алтайского края. История краевого телевидения — ГТРК «Алтай».Создание телеканала «Катунь 24». Местные телестудии. История краевого радиовещания. Местные радиостудии. Новые радиокомпании постсоветского периода. Интернет-СМИ, их классификация. Лекции 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.11. Анализ электронных и интернет-СМИ края Практические 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.12. Анализ по теме «Специализированные журналы Алтайского края» Сам. работа 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.13. Анализ деловых региональных СМИ Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.14. Региональное телевидение и телевизионная сеть (роли регионального вещателя, телевизионные сети, действующие в Алтайском крае, и их региональные партнеры, собственные телепрограммы) Сам. работа 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.15. Письменное сообщение на тему: «СМИ, где хотелось бы пройти практику (работать)» Сам. работа 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какие сегменты (секторы), связанные с теми или иными каналами распространения информации или медианосителями, выделяются на российском медиарынке:
А. Газетный и журнальный рынок (традиционные медиа),
Б. Рынок радио, ТВ, интернет (электронные медиа)
В. Рынок новых медиа, к которым относят спутниковое и кабельное платное ТВ, IPTV, мобильное телевидение, интернет-коммуникации.
Г. Все перечисленное
Правильный ответ: Г

2. Причины изменений в медиапотреблении современных россиян:
А. Появление новых форматов
Б. Поколенческий сдвиг
В. Рост цифровизации медиа
Г. Влияние рынка рекламы на все медиапродукты
Г. Все перечисленное
Правильный ответ: Г

3. Какие из перечисленных ниже характеристик важны для аудитории СМИ?
А. Социально-политические
Б. Возрастные
В. Экономические
В. Социокультурные
Г. Все перечисленные
Правильный ответ: Г

4. Назовите функции, которые присущи всем медиа:
А. Коммуникативная
Б. Информационная (информативная)
В. Номинативная
Д. Ценностно-ориентирующая
Правильный ответ: А, Б, Д

5. Система СМИ может быть функциональной только при наличии современной инфраструктуры или подсистемы жизнеобеспечения СМИ. К ним относятся:
А. Производителей информационных полуфабрикатов (информационные агентства и ленты новостей)
Б. Производящие студии (studio production)
В. Дистрибуторские и экспедиторские, логистические компании, распространяющие информационную продукцию по регионам страны;
Г. Рекламные службы и PR-агентства, обеспечивающие приток заказов;
Д. Рейтинговые и исследовательские службы, измеряющие спрос на те или иные услуги.
В. Все перечисленные
Правильный ответ: В

6. Назовите критерии, на основе которых на российском медиарынке определяются типы СМИ:
А. Материально-техническая форма (печатные, электронные)
Б. Периодичность выхода
В. География распространения (общенациональные, региональные, муниципальные и т. д.)
Г. Типы собственников (государственные, частные, общественные)
Д. Экономические интересы (коммерческие, некоммерческие)
Е. Целевая аудитория (возраст, пол, социальный статус, профессия и т. д.)
Ж. Функции контента (новостные – развлекательные).
З. Все перечисленные
Правильный ответ: З

7. Выделите критерии, которые отличают традиционные СМИ от новых:
А. Строгое разделение на технические тип
Б. Ориентация на однонаправленную коммуникацию и пассивную массовую аудиторию
В. Отсутствие технических возможностей для аудитории взаимодействовать с производителями контента или самой творчески (со)участвовать в его создании/развитии
Г. Принадлежность владельцев и авторов к специализированным, закрытым от «простых» потребителей информации профессиональным корпорациям.
Д. Все перечисленные
Правильный ответ: Д

8. Сколько районный газет в Алтайском крае:
А. 35
Б. 45
В. 50
Г. 57
Правильный ответ: Г

9. Какие газеты входили (и входят) в ИД Алтапресс:
А. Свободный курс
Б. Купи-Продай
В.Маркет-Экспресс
Г. Телепарк
Д. Читай!город
Е. Печки-лавочки
Ж. Аргументы и факты
З. Алтайская правда
Правильный ответ: А,Б,В,Г,Д, Е

10. Перечислите учредителей газеты «Алтайская правда»:
А. Правительство Алтайского края
Б. Государственная Дума
В. Алтайское краевое Законодательное Собрание
Г. ИД Регион
Д. КГУП газета «Алтайская правда»
Е. Мэр города Барнаула
Правильный ответ: А, В, Д

11. Когда состоялся первый показ художественного фильма по телевидению:
А. 13 февраля 1956
Б. 15 марта 1980
В. 13 марта 1961
Г. 15 февраля 1977
Правильный ответ: А

12. В какой издательский дом входит телеканал «Катунь 24»
А. ИД «Алтапресс»
Б. ИД «Регион»
В. ИД «Сибирь»
Г. ИД «Восточная Сибирь»
Правильный ответ: Б

13. Что произошло 7 мая 2009 года:
А. ИД «Алтапресс» перешел на мультимедийную редакцию
Б. На телеканале Катунь 24 прошла первая прямая трансляция
В. ГТРК «Алтай» открыли новое радиовещание
Г. Появился ИД Регион
Правильный ответ: Б

14. Какая газета появилась в 1895 году на территории трех старейших городов края – Барнаула, Бийска и Змеиногорска:
А. "Ведомости"
Б. "Ежедневные телеграммы"
В. "Алтайская правда"
Правильный ответ: Б

15. Журнал о бизнесе и стиле жизни. Информационно-публицистическое издание, не имеющее аналогов в Алтайском крае:
А. Журнал "Автограф. Алтай"
Б. Журнал "Алтай молодой"
В. Журнал "Лесной Алтай"
Правильный ответ: А

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Сложная многоуровневая и многовекторная среда, образованная медиаинститутами в их взаимодействии между собой и во взаимодействии с обществом, другими его институтами, а также аудиторией, взаимосвязанной и конкурентной системой предприятий медиарынка (включающего в себя как отдельные типологические сегменты традиционных СМИ и новых медиа – прессу, телерадиовещание, онлайн-СМИ, так и инфраструктурные предприятия, то есть производящие компании), определенными профессиональными сообществами и видами деятельности по созданию, производству и распространению медиапродуктов и медиауслуг, - это…
Правильный ответ: медиасистема

2. Важнейшим положением, на котором базируется современная медиаэкономика, является положение о том, что индустрия СМИ является нетипичной, поскольку СМИ производят свой продукт для того, чтобы он один действовал одновременно на двух рынках – __________________.
Варианты правильного ответа: товаров и услуг / услуг, товаров

3. Всё функциональное многообразие современных медиа объединено двумя сложившимися исторически платформами: ____________________. К первой технологической платформе относят ежедневные газеты, еженедельники, журналы, альманахи, информационные бюллетени, разного рода брошюры и иногда книжные издания. Ко второму типу относят радио, телевидение и интернет. В последние десятилетия между двумя технологическими платформами идут процессы взаимопроникновения и конвергенции, приводящие к новым медийным продуктам. О каких технологических платформах (типах) идет речь?
Правильный ответ: печатные и аудиовизуальные СМИ.

4. Этот термин традиционно связывают с обозначением фигуры получателя сообщения в линейной модели коммуникации, самостоятельного участника процесса массовой коммуникации, а также используют для наименования совокупности людей, к которым обращаются различные средства массовой коммуникации; тех, кто получает и воспринимает обращенную к читателю, слушателю, зрителю или пользователю информацию. Это …
Правильный ответ: аудитория / целевая аудитория

5. Процесс перевода информации в цифровую форму, сопровождающийся внедрением в обиход цифровой техники и технологий и вызывающий соответствующие социально-экономические изменения, - это…
Правильный ответ: цифровизация

6.________ – тип медиа, одновременно обладающих тремя ключевыми характеристиками: массовостью, направленностью и периодичностью. Под массовостью подразумевается потенциальная множественность контактов с потребителями, что обеспечивается широким техническим охватом канала и/или тиражностью носителя. Направленность – наличие целевой аудитории, обладающей набором конкретных характеристик. Периодичность – регулярность публикации контента.
Варианты правильного ответа: СМИ / средства массовой информации

7. Организованная творческая структура, состоящая из определенного числа сотрудников и производящая медиапродукты для регулярного (ритмичного) представления массовой аудитории любыми способами и с помощью любых средств, - это…
Варианты правильного ответа: редакция СМИ / редакция

8. _______________– совокупность содержательно-стилевых характеристик, присущих конкретному медиа (в том числе СМИ) или отдельным единицам контента. В отличие от медиажанров, имеющих ограниченный ряд общих постоянных признаков, обладает неограниченным и переменным рядом уникальных признаков. По этой причине в разных профессиональных медиасообществах, как правило, используется конвенционально признаваемый перечень жанров, но отсутствует какой-либо конечный перечень __________, поскольку он постоянно увеличивается и потенциально бесконечен
Варианты правильного ответа: медиаформат / формат

9. Творческая деятельность журналиста в классической модели массовой коммуникации предполагает сочетание трех видов активности – …
Правильный ответ: авторской, редакторской и организаторской

10. Главная задача медиаобразования – развитие и повышение ______________________.
Правильный ответ: медиаграмотности

11. Издательский дом был создан в 1990 – в это же время вышел первый номер газеты __________.
Правильный ответ: Свободный курс

12. В типографиях __________ вышли в свет «Ежедневные телеграммы».:
Правильный ответ: Ивана Дмитриевича Реброва

13. Перечислите студенческие СМИ Алтайского края:
Правильный ответ: За науку, Планета Радио, Профсоюзный студенческий журнал «ПульS», Газета «Учитель», Медиа-центр Алтайского ГАУ «ASAU-MEDIA», Слово.Политех, Журнал «ZOOM», Журнал «Мастерок», Журнал «На сковородке»

14. В основном учредителями местных газет являются?
Правильный ответ: администрации городов и районов, есть совместное учредительство с Советами депутатов и трудовыми коллективами редакций.

15. Перечислите краевые газеты Алтайского края:
Краевые газеты
Правильный ответ: Алтайская правда, Алтайская нива, Свободный курс, Профсоюзы Алтая, Купи Продай, Читай Город, Печки Лавочки, Резонанс

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или отсутствует.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Зачтено
1. Полнота анализа теоретического материала.
2. Полнота и правильность выполнения практического задания.
3. Аргументированность ответа.
4. Самостоятельность ответа.
5. Культура речи. Студентом дан ответ, свидетельствующий о знании поставленной проблемы, отличающийся достаточной степенью глубины и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, сформированными навыками анализа явлений, процессов, достаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, достаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Практическое задание выполнено полностью и правильно. Демонстрирует хороший уровень культуры речи.
Не зачтено
Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Практическое задание не выполнено.


1. Первые издания на Алтае: (конец XIX – начало XX века).
2. Регистрация современных СМИ, их количество в настоящее время в Алтайском крае.
3. Практика сертификации тиражей печатных изданий, значимость реального тиража.
4. Классификация печатных изданий. Примеры, характеризующие издания по учредителю, периодичности выхода, формату, аудитории.
5. Краевая газета «Алтайская правда»: история, учредители, периодичность, тираж и формат, основные
тематические разделы и рубрики.
6. Краевая газета «Свободный курс»: история, учредители, периодичность, тираж и формат, основные
тематические разделы и рубрики.
7. Краевые специализированные газеты (модель «не обо всем»).
8. Краевые специализированные газеты (модель «не для всех»).
9. Региональные выпуски федеральных газет в Алтайском крае.
10. Общая характеристика местной прессы.
11. Городская газета «Вечерний Барнаул»: история, учредители, периодичность, формат, тираж, основные
тематические разделы и рубрики.
12. Газеты, выходящие в городах края (Бийске, Рубцовске, Камне-на-Оби, Заринске, Новоалтайске): история и современность.
13. Районные газеты: история создания, родословная изданий, новые газеты и структурные изменения в редакциях за два последних десятилетия, количество муниципальных газет в крае в настоящее время и их совокупный тираж.
14. Специфика журнальной периодики, классификация журналов.
15. Характеристика и примеры специализированных журналов Алтайского края.
16. Характеристика и примеры деловых журналов Алтайского края.
17. Характеристика и примеры просветительских журналов Алтайского края.
18. Характеристика и примеры сервисных журналов Алтайского края.
19. История краевой газеты «Молодежь Алтая».
20. Характеристика журнала «Алтай молодой» и студенческих изданий.
21. Краевая детская газета «САМИ»: история, учредители, авторский коллектив, мероприятия, проводимые
редакцией для школьников.
22. Характеристика «многотиражной» (низовой) печати.
23. Деятельность в крае собственных корреспондентов федеральных информационных агентств и изданий.
24. Издательские дома (холдинги) в крае и их сфера деятельности.
25. Классификация электронных СМИ. Основные теле- и радиокомпании, действующие в крае.
26. Региональное телевидение и телевизионная сеть (роли регионального вещателя, телевизионные сети,
действующие в Алтайском крае, и их региональные партнеры, собственные телепрограммы).
27. Основные вехи в истории краевого телевидения (ГТРК «Алтай»), телепрограммы ГТРК «Алтай» в настоящее время.
28. История создания губернских телеканалов в Сибирском федеральном округе. Телеканал «Катунь 24».
29. История краевого радио, современное радиовещание ГТРК «Алтай».
30. Местные теле- и радиостудии в городах и районах края.
31. Типология современных радиоканалов по содержательно-тематической направленности. Примеры
радиостанций, работающих в FM-диапазоне.
32. Статусные, системные и специфические признаки интернет-СМИ. Классификация интернет-СМИ.
33. Структура информационного портала издательского дома «Алтапресс».
34. Информационная политика информационного агентства «Амител».
35. Сфера деятельности информационного агентства «Атмосфера».
36. Основная аудитория и тематика сайта «ПолитСибРу».
37. Новые интернет-проекты, появившиеся в крае в последние два-три года.
38. Возможность и способы финансовой поддержки СМИ властными структурами.
39. Формы работы властных структур с журналистами.
40. Опыт издания в крае профессионального журнала для журналистов «Формат».
41. Способы стимулирования творческой активности журналистов. Традиционные общероссийские, региональные, краевые профессиональные конкурсы для журналистов.
42. История создания и современная деятельность Союза журналистов Алтайского края.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.М. Кривошеев В творческой лаборатории журналиста : учебное пособие Университетская книга, 2010 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84784
Л1.2 Под ред. Я.Н.Засурского Средства массовой информации России. : Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.3 Ныркова, Любовь Михайловна Система СМИ региона : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алпеева, Наталья Николаевна Социокультурная роль российского телевидения в конце ХХ – начале XXI века : монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 под общ. ред. С. Г. Максимовой Медиапространство региона: оценка роли в социальной интеграции и развитии межэтнического взаимодействия : монография ИП Колмогоров И. А., 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ. Polpred.com/news
Э2 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. Polpred.com/news
Э4 Курс в мудл portal.edu.asu.ru
Э5 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ЭБС, доступных для студентов и преподавателей АлтГУ
- ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
- ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/
- ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
- ЭБС «Юрайт»: https://urait.ru/
- ЭБС «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБ «Издательский центр Академия»: https://academia-library.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера, необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.