МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировое искусство в массмедиа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное пространство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18,5 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 18 18 34 34
Практические 20 20 18 18 38 38
Сам. работа 36 36 45 45 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.филол.н., доц., Ковалев О.А.

Рецензент(ы):
к.филол.н., доц., Романова Е.Г.

Рабочая программа дисциплины
Мировое искусство в массмедиа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина Светлана Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Доронина Светлана Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование умения воспринимать межкультурное многообразие общества.
Формирование способности использования достижений мировой культуры при создании медиатекстов и медиапродуктов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов
ОПК-3.1 Демонстрирует кругозор в сфере отечественного и мирового культурного процесса
ОПК-3.2 Применяет средства художественной выразительности в создаваемых медиапроектах и (или) медиапродуктах
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные направления мирового искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.Идентифицировать используемые в медиапродуктах произведения искусства и стили.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Анализа и создания медиатекстов с использованием произведений искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1 семестр
1.1. Введение. Понятие о массмедиа и искусстве Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.9
1.2. Мифы и массмедиа Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.9
1.3. Мифы в массмедиа Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9
1.4. Искусство как познание Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9
1.5. Искусство как познание: Леонардо да Винчи Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9
1.6. Искусство и реальность Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9
1.7. Искусство и реальность: сюрреализм Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9
1.8. Искусство в цифровую эпоху Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9
1.9. Произведение искусства без ауры Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9
1.10. Фотография как искусство Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9
1.11. Искусство и коммуникационные технологии Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9
1.12. Искусство и современные коммуникации Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9
1.13. Обзор сайтов об искусстве Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9
1.14. Интерпретация произведения искусства Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9
1.15. Интерпретация произведения: «Менины» Веласкеса Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9
1.16. Окно и зеркало в живописи и фотографии Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.9
1.17. Искусство и идеология Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.9
1.18. Социалистический реализм, концептуализм и соц-арт Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л2.8, Л1.1, Л2.9
1.19. Подготовка к семинарским занятиям, выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 1 36 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.9
Раздел 2. 2 семестр
2.1. Проблема автора Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9, Л2.7
2.2. Образ художника в современном сознании: случай Ван Гога Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9
2.3. Проблема адресата Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.9
2.4. Энди Уорхол и его теория искусства Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.9
2.5. Постмодернизм Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.9
2.6. Социология искусства Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9, Л2.7
2.7. Художник и общество: случай Рембрандта Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.9
2.8. Классический канон: случай Моцарта Практические 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9
2.9. Образ человека в искусстве Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9
2.10. Образ человека в живописи Вермеера Дельфтского Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9
2.11. Событие, сюжет и другие категории нарратологии Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.9
2.12. Нарративность в изобразительном искусстве Практические 2 0 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л2.9
2.13. Теории визуального и искусство Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л2.5, Л1.1, Л2.9
2.14. Интермедиальность в искусстве и массмедиа Лекции 2 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9, Л2.7
2.15. Принципы изображения человека в разных искусствах Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9
2.16. Рихард Вагнер и синтетическое искусство Практические 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.2, Л1.1, Л2.9, Л2.7
2.17. Современное искусство и массмедиа Лекции 2 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.9
2.18. Подготовка к семинарским занятиям, выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 2 45 ОПК-3.1, ОПК-3.2, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ": https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3424

Оценка сформированности компетенции УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира

Оценка сформированности компетенции УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности

Оценка сформированности компетенции УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества

Оценка сформированности компетенции УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия

Примеры заданий закрытого типа:

Вопрос 1. Какая функция искусства из перечисленных является специфической для искусства?
а. эстетическая
б. воспитательная
г. коммуникативная
д. внушающая
е. познавательно-эвристическая
Ответ: а

Вопрос 2. Благодаря этой функции искусство способно иллюзорно восстановить гармонию в сфере духа, утраченную в реальности.
а. компенсаторная
б. эстетическая
в. внушающая
г. гедонистическая
д. коммуникативная
Ответ: а

Вопрос 3. С точки зрения этих философов искусство является низшей формой постижения идеи:
а. Платон
б. Г.В.Ф. Гегель
в. Аристотель
г. А. Шопенгауэр
Ответ: аб

Вопрос 4. Что из перечисленного не рассматривается как один из видов искусства?
а. дизайн
б. литература
в. кинематограф
г. фотография
д. театр
е. музыка
Ответ: а

Вопрос 5. Как соотносятся категории эстетического и художественного?
а. эстетическое шире художественного
б. эстетическое и художественное – одно и то же
в. между эстетическим и художественным нет ничего общего
г. художественное шире эстетического
Ответ: а

Вопрос 6. Именно с ним связывают возрождение в ХХ веке понятия «архетип»:
а. Карл Густав Юнг
б. Зигмунд Фрейд
в. Ролан Барт
г. Люсьен Леви-Брюль
Ответ: а

Вопрос 7. Создал теорию коллективного бессознательного:
а. Карл Густав Юнг
б. Зигмунд Фрейд
в. Ролан Барт
г. Клод Леви-Стросс
Ответ: а

Вопрос 8. Это искусство появилось раньше остальных:
а. изобразительное искусство
б. музыка
в. словесное искусство
г. танец
Ответ: а

Вопрос 9. В своих исследованиях наглядно показал тесное сращивание мифа с обрядом:
а. Джеймс Фрезер
б. Бронислав Малиновский
в. Карл Густав Юнг
г. Алексей Лосев
Ответ: а

Вопрос 10. Что из перечисленного НЕ характерно для социальных ритуалов?
а. обобщение и подтверждение социального опыта
б. выработка механизмов поведения в нестандартных ситуациях
в. выражение посредством символов общепризнанного смысла
г. рациональное объяснение человеческих поступков
Ответ: г

Вопрос 11. Какая из перечисленных характеристик мифов соответствует современному о них представлению?
а. Мифы – это истории выдающихся людей глубокой древности, впоследствии обожествленных.
б. Мифы представляют собой аллегории и символы природных и нравственных явлений.
в. Мифы – это произвольные выдумки поэтов.
г. Мифы являются результатом сознательного обмана людей со стороны жрецов.
д. Мифы передают представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего.
Ответ: д

Вопрос 12. Укажите современное представление о соотношении мифа и ритуала:
а. миф и ритуал тесно связаны между собой
б. миф старше ритуала
в. ритуал старше мифа
г. ритуал и миф никак не связаны между собой
Ответ: а

Вопрос 13. Что из перечисленного НЕ рассматривается в современной эстетике как одно из свойств художественного образа?
а. отражает действительность
б. творит вымышленный мир
в. обладает чувственной достоверностью
г. обобщает действительность
д. является реальным объектом
Ответ: д

Вопрос 14. Кого из перечисленных художников НЕ относят к сюрреалистам?
а. Анри Матисс
б. Сальвадор Дали
в. Рене Магритт
г. Макс Эрнст
д. Роберто Матта
Ответ: а

Вопрос 15. Фраза «Вот это убьет то» в романе В. Гюго означает:
а. вытеснение средневекового зодчества книгой
б. вытеснение книги электронными средствами связи
в. вытеснение устной коммуникации письменной
г. вытеснение рукописных книг письменными
Ответ: а

Примеры заданий открытого типа:
1. Раздел философии, изучающий вопросы, связанные с природой ценностей:
Ответ: аксиология

2. Аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни:
Ответ: гедонизм

3. Понятие древнегреческой философии, обозначающее нравственное очищение, возвышение души через искусство:
Ответ: катарсис

4. Другое название средств массовой коммуникации:
Ответ: массмедиа

5. Внушение, психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.
Ответ: суггестия

6. Осмысленная непродуктивная деятельность, мотив которой лежит не в ее результате, а в самом процессе:
Ответ: игра

7. Как называется праздничное зрелище, массовое народное гулянье, при котором нарушуются правила и нормы обычного поведения?
Ответ: карнавал

8. Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения:
Ответ: эстетика

9. Человек, воспринимающий внешнее раздражение (в виде световых или звуковых сигналов, речи и т. п.):
Ответ: реципиент

10. Способ понимания эмоциональных состояний других людей, в том числе при восприятии произведений искусства, посредством вчуствования и сопереживания:
Ответ: эмпатия

11. Повышенная, подчеркнутая, обостренная выразительность в искусстве:
Ответ: экспрессия

12. Двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства:
Ответ: амбивалентность

13. Свойство искусства, подчеркивающее отличие художественного произведения от вопроизводимой в них реальности.
Ответ: условность

14. Находящийся внутри чего-либо, в составе чего-либо; внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы.
Ответ: имманентный

15. Повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего:
Ответ: миф

16. Согласно этому закону для первобытного человека предмет может быть самим собой и одновременно чем-то иным.
Ответ: партиципация

17. В этой книге Ролан Барт предложил метод дешифрования конкретных политических и общественных мифов Франции 1950-х годов.
Укажите название книги без кавычек.
Ответ: мифологии

18. Разработчиком этого приема, суть которого заключается в смягчении очертаний фигур и предметов, считается Леонардо да Винчи.
Ответ: сфумато

19. С точки зрения этого философа образы подражают не сущему, а возможному и заключают в себе не единичное, а общее.
Ответ: Аристотель

20. Благодаря этому литературному критику в XIX веке в России стало популярным определение искусства как «мышления в образах».
Ответ: Белинский

Оценка сформированности компетенции ОПК-3.1 Демонстрирует кругозор в сфере отечественного и мирового культурного процесса

Оценка сформированности компетенции ОПК-3.2 Применяет средства художественной выразительности в создаваемых медиапроектах и (или) медиапродуктах

Примеры заданий закрытого типа:

Вопрос 1. Какая функция искусства из перечисленных является специфической для искусства?
а. эстетическая
б. воспитательная
г. коммуникативная
д. внушающая
е. познавательно-эвристическая
Ответ: а

Вопрос 2. Благодаря этой функции искусство способно иллюзорно восстановить гармонию в сфере духа, утраченную в реальности.
а. компенсаторная
б. эстетическая
в. внушающая
г. гедонистическая
д. коммуникативная
Ответ: а

Вопрос 3. С точки зрения этих философов искусство является низшей формой постижения идеи:
а. Платон
б. Г.В.Ф. Гегель
в. Аристотель
г. А. Шопенгауэр
Ответ: аб

Вопрос 4. Что из перечисленного не рассматривается как один из видов искусства?
а. дизайн
б. литература
в. кинематограф
г. фотография
д. театр
е. музыка
Ответ: а

Вопрос 5. Как соотносятся категории эстетического и художественного?
а. эстетическое шире художественного
б. эстетическое и художественное – одно и то же
в. между эстетическим и художественным нет ничего общего
г. художественное шире эстетического
Ответ: а

Вопрос 6. Именно с ним связывают возрождение в ХХ веке понятия «архетип»:
а. Карл Густав Юнг
б. Зигмунд Фрейд
в. Ролан Барт
г. Люсьен Леви-Брюль
Ответ: а

Вопрос 7. Создал теорию коллективного бессознательного:
а. Карл Густав Юнг
б. Зигмунд Фрейд
в. Ролан Барт
г. Клод Леви-Стросс
Ответ: а

Вопрос 8. Это искусство появилось раньше остальных:
а. изобразительное искусство
б. музыка
в. словесное искусство
г. танец
Ответ: а

Вопрос 9. В своих исследованиях наглядно показал тесное сращивание мифа с обрядом:
а. Джеймс Фрезер
б. Бронислав Малиновский
в. Карл Густав Юнг
г. Алексей Лосев
Ответ: а

Вопрос 10. Что из перечисленного НЕ характерно для социальных ритуалов?
а. обобщение и подтверждение социального опыта
б. выработка механизмов поведения в нестандартных ситуациях
в. выражение посредством символов общепризнанного смысла
г. рациональное объяснение человеческих поступков
Ответ: г

Вопрос 11. Какая из перечисленных характеристик мифов соответствует современному о них представлению?
а. Мифы – это истории выдающихся людей глубокой древности, впоследствии обожествленных.
б. Мифы представляют собой аллегории и символы природных и нравственных явлений.
в. Мифы – это произвольные выдумки поэтов.
г. Мифы являются результатом сознательного обмана людей со стороны жрецов.
д. Мифы передают представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего.
Ответ: д

Вопрос 12. Укажите современное представление о соотношении мифа и ритуала:
а. миф и ритуал тесно связаны между собой
б. миф старше ритуала
в. ритуал старше мифа
г. ритуал и миф никак не связаны между собой
Ответ: а

Вопрос 13. Что из перечисленного НЕ рассматривается в современной эстетике как одно из свойств художественного образа?
а. отражает действительность
б. творит вымышленный мир
в. обладает чувственной достоверностью
г. обобщает действительность
д. является реальным объектом
Ответ: д

Вопрос 14. Кого из перечисленных художников НЕ относят к сюрреалистам?
а. Анри Матисс
б. Сальвадор Дали
в. Рене Магритт
г. Макс Эрнст
д. Роберто Матта
Ответ: а

Вопрос 15. Фраза «Вот это убьет то» в романе В. Гюго означает:
а. вытеснение средневекового зодчества книгой
б. вытеснение книги электронными средствами связи
в. вытеснение устной коммуникации письменной
г. вытеснение рукописных книг письменными
Ответ: а

Примеры заданий открытого типа:

1. Раздел философии, изучающий вопросы, связанные с природой ценностей:
Ответ: аксиология

2. Аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни:
Ответ: гедонизм

3. Понятие древнегреческой философии, обозначающее нравственное очищение, возвышение души через искусство:
Ответ: катарсис

4. Другое название средств массовой коммуникации:
Ответ: массмедиа

5. Внушение, психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.
Ответ: суггестия

6. Осмысленная непродуктивная деятельность, мотив которой лежит не в ее результате, а в самом процессе:
Ответ: игра

7. Как называется праздничное зрелище, массовое народное гулянье, при котором нарушуются правила и нормы обычного поведения?
Ответ: карнавал

8. Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения:
Ответ: эстетика

9. Человек, воспринимающий внешнее раздражение (в виде световых или звуковых сигналов, речи и т. п.):
Ответ: реципиент

10. Способ понимания эмоциональных состояний других людей, в том числе при восприятии произведений искусства, посредством вчуствования и сопереживания:
Ответ: эмпатия

11. Повышенная, подчеркнутая, обостренная выразительность в искусстве:
Ответ: экспрессия

12. Двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства:
Ответ: амбивалентность

13. Свойство искусства, подчеркивающее отличие художественного произведения от вопроизводимой в них реальности.
Ответ: условность

14. Находящийся внутри чего-либо, в составе чего-либо; внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы.
Ответ: имманентный

15. Повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего:
Ответ: миф

16. Согласно этому закону для первобытного человека предмет может быть самим собой и одновременно чем-то иным.
Ответ: партиципация

17. В этой книге Ролан Барт предложил метод дешифрования конкретных политических и общественных мифов Франции 1950-х годов.
Укажите название книги без кавычек.
Ответ: мифологии

18. Разработчиком этого приема, суть которого заключается в смягчении очертаний фигур и предметов, считается Леонардо да Винчи.
Ответ: сфумато

19. С точки зрения этого философа образы подражают не сущему, а возможному и заключают в себе не единичное, а общее.
Ответ: Аристотель

20. Благодаря этому литературному критику в XIX веке в России стало популярным определение искусства как «мышления в образах».
Ответ: Белинский
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
«Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина Т.В., Фомина М.С История искусства западной европы. От античности до наших дней:: учебник Юрайт, , 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Виницкая Н.В. Мировая культура и искусство: учебное пособие. : БГПА, Бийск, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни человека: Научные монографии Алетейя, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 М.В. Глазова, В.С. Денисов Изобразительное искусство. Алгоритм композиции: учебное пособие М.: Когито-Центр, 2012 biblioclub.ru
Л2.3 Вёльфлин, Г. Основные понятия истории искусств: монография Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л2.4 Садохин, А.П. Мировая культура и искусство : учебное пособие : М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.5 Редактор: Кудрина Е.Л., Гук А.А. Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве: сборник научных статей: Научная литература Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2016 biblioclub.ru
Л2.6 Усова М. Т. История зарубежного искусства: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2012 biblioclub.ru
Л2.7 Усова М. Т. История зарубежного искусства: Учебное пособие Новосибирский государственный технический университет, 2012 biblioclub.ru
Л2.8 Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие М.: Юнити-Дана, , 2015. biblioclub.ru
Л2.9 Амиржанова А. Ш. История искусств : основные закономерности развития искусства Древнего мира и эпохи Средневековья:: учебное пособие Издательство ОмГТУ,, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493250
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Онлайн-курс "Мировое искусство в массмедиа" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Текущий контроль осуществляется на практических занятиях.
Промежуточная аттестация проводится по результатам работы студентов на практических занятиях.
Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению).
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой.
Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения.уемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 15 минут.