МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Создание и администрирование сайтов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное пространство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Лабораторные 34 34 34 34
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко А.В.

Рецензент(ы):
телеведущий ГТРК "Алтай", Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Создание и администрирование сайтов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются изучение основ системного и сетевого администрирования, Web-администрирования, администрирования информационной безопасности компьютерных сетей, функциональных и архитектурных особенностей сети Интернет.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен применять мультимедийные в производственном процессе выпуска медиа-проекта и (или) медиапродукта с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства.
ПК-4.1 Знает содержание и способы применения современных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов
ПК-4.2 Умеет осуществлять выбор эффективных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов с учетом тенденций развития цифровой культуры
ПК-4.3 Владеет навыками применения современных мультимедийных технологий в процессе производства медиапроекта и (или) медиапродукта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику работы современных технических средств и информационно-коммуникационных технологии в медиасреде; алгоритмы проектирования информационных и программных продуктов, разработки их концепций, используя знания в области архитектуры программных продуктов, алгоритмов и принципов их создания.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать в работе необходимое современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии в сфере медиа; формировать пакет документов по сопровождению проектов в сфере медиакоммуникаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками создания медиатекстов, передаваемых по различным каналам средствами массовой информации (далее -СМИ) и другими медиа, адресованный разным целевым группам/группам общественности; анализа и прогнозирования для проектировки информационных и программных продуктов, разработки их концепций, используя знания в области архитектуры программных продуктов, алгоритмов и принципов их создания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Язык HTML
1.1. Структура HTML-документа, функциональные теги, верстка страницы сайта, HTML Лекции 7 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.2. Разра-ботка контента Web-приложения на языке HTML, состоящего из нескольких страниц, с использованием различных функциональных тегов Лабораторные 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.3. Каскадные таблицы стилей (CSS) Лекции 7 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.4. Разработка дизайна страниц Web-приложения с использованием каскадных таблиц стилей, определение стилей идентификаторов, классов, элементов документа Лабораторные 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Клиентская часть Web-приложения
2.1. Язык программирования JavaScript Лекции 7 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.2. Назначение и область при-менения языка JavaScript. Переменные, константы, операции, операторы языка. Объектная модель докумен-та. Обработка событий. Биб-лиотека JQuery Лабораторные 7 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.3. Назначение и область применения языка JavaScript. Переменные, константы, операции, операторы языка. Объектная модель документа. Обработка событий. Библиотека JQuery Лекции 7 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.4. Разработка динамического сайта, с использованием систем управления контентом Лабораторные 7 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.5. Разработка динамического сайта с использованием языка РНР и СУБД MySQLс разграничением прав доступабезиспользованиясистем управления контентом Лабораторные 7 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.6. Динамический сайт без использования CMS Сам. работа 7 61 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.7. Экзамен 7 27 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7561

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-4: Способен применять мультимедийные в производственном процессе выпуска медиа-проекта и (или) медиапродукта с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА (15)

Вопрос 1. При наполнении страниц сайта информационными материалами не следует:
1. [-] а) избегать слишком длинных текстов
2. [+] б) использовать пестрый фон
3. [-] в) применять краткие названия пунктов

Вопрос 2. Как называется услуга размещения сайта на сервере, постоянно находящемся в сети Интернет:
1. [-] а) моделинг
2. [-] б) адаптация
3. [+] в) хостинг

Вопрос 3. Как называют схему страницы, на которой представлены элементы, имеющиеся на страницах сайта:
1. [-] а) хостинг
2. [+] б) шаблон
3. [-] в) браузер

Вопрос 4. Как можно создать сайт:
1. [+] а) сохранив документ в формате HTML
2. [-] б) с помощью электронных таблиц
3. [-] в) воспользовавшись языком программирования Си

Вопрос 5. Чтобы отличать теги от текста, их заключают в:
1. [-] а) фигурные скобки
2. [-] б) квадратные скобки
3. [+] в) угловые скобки

Вопрос 6. При наполнении страниц сайта информационными материалами не следует:
1. [+] а) ставить точку в названиях страниц, если они состоят из одного предложения
2. [-] б) применять краткие названия пунктов
3. [-] в) избегать слишком длинных текстов

Вопрос 7. Недостаток бесплатного хостинга:
1. [-] а) доменное имя
2. [+] б) коммерческая реклама от поставщика услуги
3. [-] в) отсутствие вариантов размещения

Вопрос 8. Что относится к коммерческим факторам продвижения сайта?
1. +Наличие цен
2. +Корзина
3. +Ассортимент товаров
4. -Показатель отказов

Вопрос 9. Какой HTTP ответ должен быть у страниц 404, чтобы они не попадали в индекс поисковых систем?
1. +404
2. -301
3. -500
4. Это зависит от CMS сайта

Вопрос 10. Можно ли накрутить поведенческие факторы на Яндексе и тем самым поднять позиции сайта?
1. -Нет, это сразу фильтр от Яндекса
2. +Да, можно

Вопрос 11. Укажите верные требования для файла sitemap.xml:
1. -Кодировка Windows 1251
2. -Кодировка KOI8-R
3. +Кодировка UTF-8
4. -Максимальное количество ссылок - 100 000
5. +Максимальное количество ссылок - 50 000

Вопрос 12. Для чего используются LSI фразы?
1. Чтобы ускорить индексацию контента
2. Чтобы разбавить ключевые слова
3. Чтобы сделать продающий текст
4. +Чтобы увеличить релевантность текста тематике

Вопрос 13. Является ли скорость загрузки фактором ранжирования для Google?
1. Скорость загрузки неважна при продвижении
2. Нет, это не фактор ранжирования
3. +Да, это один из значимых факторов ранжирования
4. Скорость загрузки важна, но это не фактор ранжирования

Вопрос 14. О чем идет речь: сайт подстраивается под размер экрана устройства, на котором он загружен, при этом адрес сайта остается тем же.
1. Мобильная версия сайта
2. +Адаптивный дизайн


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено от 85 до 100% заданий; «хорошо» – верно выполнено от 70 до 84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено от 60 до 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено менее 60% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Информационные системы. Информационные революции. Информационные процессы. Информационные ресурсы.
2. Свойства информационной системы.
3. Принцип открытости ИС.
4. Понятия управления и администрирования ИС.
5. Администратор ИС. Категории администраторов ИС. Аспекты деятельности администраторов.
6. Системное администрирование. Задачи системного администрирования ИС. Работа с пользователями.
7. Основные понятия WWW. Основные понятия гипертекстовой технологии. Тенденции развития технологии Web. Web 1.0. Web 2.0. Семантический Web 3.0.
8. Web сайты и страницы.
9. Классификация Web сайтов и страниц.
10. Способы создания Web страниц.
11. Web-порталы.
12. Классификация порталов .
13. Web-службы и сервисы .
14. Типы сервисов. Интерактивные Web сервисы. Гостевая книга. Веб-фо́рум. Чат. Блог. Блог-платформа.
15. Стандарты Web служб. Web-службы .NET.
16. Web-сервера. Функции серверов. Типы серверов. Архитектура сервера Apache HTTP-сервер. Архитектура сервера Internet Information Server. Основные компоненты. Процесс Inetinfo. Коннекторы. Системные службы. Служба IIS Admin. Службы Web. ISAPI-фильтры. Прикладные службы. Поток. Пул потоков. Метабаза.
17. Информационная безопасность ИС.
18. Обеспечение безопасности на уровне приложений. Угрозы безопасности.
19. Принцип туннелирования IP трафика. Туннелирование и фильтрация НTTP трафика.
20. Приемы по обеспечению безопасности в Microsoft Active Directory.
21. Использование шаблонов безопасности.
22. Мониторинг производительности и аудит.
23. Отслеживание признаков компрометации AD.
24. Инструменты мониторинга и аудита Windows Server.
25. Приложение для удаленного аудита Active Directory NetWrix Active Directory Change Reporter.
Типовое практическое задание
Создать не менее трёх страниц сайта. При создании сайта должны быть использованы следующие элементы:
а) заголовки;
б) абзацы;
в) ссылки: внешние, внутренние якоря;
г) рисунки в различных вариантах;
д) списки;
е) контейнеры div.
Добавить не менее двух форм, используя не менее четырех видов тегов.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

Разработать динамический сайт без использования CMS для кафедры связей с общественностью и рекламы Алтайского государственного университета.

Создать не менее трёх страниц сайта. При создании сайта должны быть использованы следующие элементы:
а) заголовки;
б) абзацы;
в) ссылки: внешние, внутренние якоря;
г) рисунки в различных вариантах;
д) списки;
е) контейнеры div.
Добавить не менее двух форм, используя не менее четырех видов тегов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый, вопрос раскрыт, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, но краткий, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Штефен Вальтер Разработка приложений для Windows 8 с помощью HTML5 и JavaScript. Подробное руководство: Самоучители и руководства Издательство "ДМК Пресс", 2013 e.lanbook.com
Л1.2 Диков А.В. Веб-технологии HTML и CSS: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л1.3 Брокшмидт К. Пользовательский интерфейс приложений для Windows 8, созданных с использованием HTML, CSS и JavaScript: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Митчелл Р. Скрапинг веб-сайтов с помощю Python: Самоучители и руководства Издательство "ДМК Пресс", 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс "Создание и администрирование сайта" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.