МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные технологии аудио и видео монтажа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное пространство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Лабораторные 42 42 42 42
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко А.В.

Рецензент(ы):
Телеведущий ГТРК Алтай, Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Современные технологии аудио и видео монтажа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка специалистов в сфере медиа к деятельности связанной с производством аудиовизуальных программ на базе технологий нелинейного монтажа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен применять мультимедийные в производственном процессе выпуска медиа-проекта и (или) медиапродукта с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства.
ПК-4.1 Знает содержание и способы применения современных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов
ПК-4.2 Умеет осуществлять выбор эффективных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов с учетом тенденций развития цифровой культуры
ПК-4.3 Владеет навыками применения современных мультимедийных технологий в процессе производства медиапроекта и (или) медиапродукта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает содержание и способы применения современных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет осуществлять выбор эффективных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов с учетом тенденций развития цифровой культуры.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками применения современных мультимедийных технологий в процессе производства медиапроекта и (или) медиапродукта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Видеомонтаж
1.1. Видеомонтаж: основные принципы. Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Видеомонтаж: основные принципы. Лабораторные 7 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Создание видеоматериалов в программах AdobePremiere и FinalCut. Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Создание видеоматериалов в программах AdobePremiere и FinalCut. Лабораторные 7 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.5. Основы работы в программе AdobeAfterEffects. Композитинг и спецэффекты. Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Аудиомонтаж
2.1. Работа со звуком. Программа AdobeSoundbooth. Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Работа со звуком. Программа AdobeSoundbooth. Лабораторные 7 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Особенности работы в звуковом редакторе SoundForge. Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Особенности работы в звуковом редакторе SoundForge. Лабораторные 7 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.5. Специфика работы звукорежиссера. Лекции 7 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.6. Специфика работы звукорежиссера. Лабораторные 7 12 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.7. Создание видеоматериалов Сам. работа 7 61 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.8. Экзамен 7 27 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11481
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-4: Способен применять мультимедийные в производственном процессе выпуска медиапроекта и (или) медиапродукта с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Production – это
а Production — это стадия непосредственного производства.
б) Production – это процесс создания и производства продукта от идеи до конечного результата.
в) Production — деятельность, связанная непосредственно со съёмочным процессом.
г) все варианты верны.
ОТВЕТ: г.

Вопрос 2. Сколько существует принципов монтажа по Соколову?
а) 5
б) 8
в) 10
ОТВЕТ: в.

Вопрос 3. Что такое «frame»?
а) инструмент «лезвие» в Premiere Pro
б) статичное неподвижное изображение
в) настройка диафрагмы в камере
ОТВЕТ: б.

Вопрос 4. Что такое план/shot?
а) минимальная логическая единица фильмов
б) статичная картинка
ОТВЕТ: а.

Вопрос 5. Что такое эпизод/sequence?
а) медиапространство
б) набор сцен, связанных между собой по смыслу
в) набор планов
г) группа кадров
ОТВЕТ: б.

Вопрос 6. Что такое эффект Кулешова?
а) построения кадров в линейном монтаже.
б) способность мозга додумывать отсутствующую информацию.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 7. Диафрагма – это?
а) это механическая настройка, позволяющая регулировать количество света, проходящего через объектив.
б) время, в течении которого свет экспонирует светочуствительный элемент, которым сегодня является матрица фотоаппарата.
в) светочувствительность матрицы фотоаппарата.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 8. Выдержка – это?
а) это механическая настройка, позволяющая регулировать количество света, проходящего через объектив.
б) время, в течении которого свет экспонирует светочуствительный элемент, которым сегодня является матрица фотоаппарата.
в) светочувствительность матрицы фотоаппарата.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 9. Исо – это?
а) это механическая настройка, позволяющая регулировать количество света, проходящего через объектив.
б) время, в течении которого свет экспонирует светочуствительный элемент, которым сегодня является матрица фотоаппарата.
в) светочувствительность матрицы фотоаппарата.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 10. Золотое сечение – это?
а) меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому.
б) определенное правило пропорции, которое создает гармонию.
в) “божественная пропорция” заложена в природе, и во многих вещах вокруг нас.
ОТВЕТ: все варианты верны.

Вопрос 11. Что такое «географический эксперимент»?
а) когда операторы снимают в разных точках площадки.
б) способность мозга достраивать географию места.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 12. Что такое сцена/scene?
а) общий план
б) набор планов, связанных одной локацией.
в) основной кадр, который держит оператор
ОТВЕТ: б.

Вопрос 13. Специалист, который выполняет все работы с момента съёмки, включая постановку звука и света, до изготовления презентационного видеоролика – это?
а) медиапроизводители
б) СМИ
в) видеограф
ОТВЕТ: в.

Вопрос 14. Кто такой саунд-дизайнер?
а) блогер, который умеет работать со звуком.
б) профессионал, создающий звуковое произведение, звуковой дизайн, сопровождающее определенное шоу, программу или перформанс.
б) творческий специалист в области музыки, отвечающий за создание музыкальных проектов.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 15. Что из перечисленного ниже можно считать видеопродакшном?
а) создание сценария
б) подготовка к съемке
в) выбор объективов для съемок
г) кастинг актеров
д) создание музыкального сопровождения
е) все из перечисленного верно
ОТВЕТ: е.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Приведите классификацию по количеству людей в кадре?
ОТВЕТ: 1. План на одного. 2. Одиночный по плану через плечо другого персонажа. 3. План, где два персонажа равнозначны. 4. Три или более человек. 5. Огромное количество людей в кадре.

Вопрос 2. Перечислите типы склеек.
ОТВЕТ: прямая склейка, наплыв, затемнение, шторка, графика.

Вопрос 3. Опишите как действует прием монтажа «Jump Cut».
ОТВЕТ: склейка двух планов одинаковой или схожей крупности с минимальными отличием.

Вопрос 4. Опишите как действует прием монтажа «Match Cut».
ОТВЕТ: склейка двух планов через объект.

Вопрос 5. Опишите как действует прием монтажа «Double Cutting».
ОТВЕТ: монтаж с за хлёстом (одно действие в разных планах).

Вопрос 6. Опишите как работает принцип монтажа по крупности планов.
ОТВЕТ: При данном принципе между собой соединяются разные по крупности кадры. Однако, этот «скачок» в крупности не должен быть большим: соединение близкой детали с дальним видом будет выглядеть негармонично.

Вопрос 7. Опишите как работает принцип монтажа по фазе движущихся объектов в кадре.
ОТВЕТ: Всё, что движется циклично и снимается несколькими последовательными планами, должно быть смонтировано с соблюдением фаз цикличности, создавая впечатление непрерывности хода движения и действия.

Вопрос 8. Опишите как работает принцип монтаж по композиции кадров.
ОТВЕТ: Один из вариантов монтажа — изменение композиции кадра. Однако, при таком варианте есть ограничения по изменению центра внимания. Центр внимания не должен изменяться больше, чем на одну треть кадра.

Вопрос 9. Какие есть этапы в production?
ОТВЕТ: Подготовительный период, или предпроизводство (pre-production); Съёмочный период, или производство (production); Монтажно-тонировочный период, или постпроизводство (post-production).

Вопрос 10. Зачем в production такая большая команда?
ОТВЕТ: На деле за качественным визуальным контентом стоит труд десятка людей. Например, администратор на съемочной площадке следит за тем, чтобы модели были готовы в нужное время, а реквизит не потерялся. Ретушер, который профессионально занимается ретушью, сделает это гораздо лучше, чем самый крутой фотограф. А аккаунт-менеджер, который считает смету, ставит задачи команде и отвечает за весь проект в целом, призван выстраивать коммуникацию с клиентом так, как это вряд ли бы сделал продюсер или администратор, которые плотно задействованы на площадке.

Вопрос 11. Чем продакшн отличается от формейшна?
ОТВЕТ: формейшн – это первый этап создания проекта, на котором формируются его основные идеи и концепция. Только после формейшна определяется жанр проекта, его основные персонажи и сюжетные линии. Второй этап – продакшн – это уже непосредственно создание и съемка серила или фильма.

Вопрос 12. Что делает моушн-дизайнер в проекте?
ОТВЕТ: Моушн-дизайнер добавляет детали или эффект в кадр, чтобы «зацепить» внимание пользователя на веб-странице или воссоздать на экране то, что не получается снять вживую с реальными объектами.

Вопрос 13. Зачем нужен сценарий?
ОТВЕТ: Сценарий – это профессиональный документ, который разрабатывается сценаристами или специалистами по продакшну. В нем должны быть четко прописаны диалоги, описание сцен, характеры персонажей, место и время действия и другая важная информация. Сценарий является важным инструментом для команды видеопродакшн. Он позволяет визуализировать и представить проект в целом перед началом съемки. Сценарий помогает согласовать задачи и ожидания всех участников проекта и облегчает координацию работ. Без сценария процесс создания видео может очень затянуться и не дать желаемый результат.

Вопрос 14. Зачем нужна насмотренность видеографу?
ОТВЕТ: Все, что мы видим глазами, оставляет отпечаток на визуальном вкусе. Он играет решающую роль в кинопроизводстве. Находясь в постоянном информационном шуме, чувство прекрасного быстро размывается некачественным визуалом. Поэтому нужно постоянно тренировать насмотренность.

Вопрос 15. Назовите крупные продакшны в России.
ОТВЕТ: "Кинокомпания "Ств", "ВБД Групп", "Студия "Тритэ" Никиты Михалкова, "1-2-3 Продакшн", "Централ Партнершип", "Арт Пикчерс Студия", "Марс Медиа Энтертейнмент, "Базелевс", "Водород 2011", "Дирекция кино".
Вопрос 16. Что такое брифинг?
ОТВЕТ: Это предварительный этап работы, который включает в себя самое активное общение студии с заказчиком. Клиент приходит с определенной задачей, которую ему нужно решить. Здесь наши продюсеры исходят из правила: одна работа решает одну задачу. Это означает, что клиенту придется выбирать, какой посыл они хотят донести до аудитории, какую цель будет стоять перед видео: создать определенный образ бренда, показать преимущества продукта, рассказать историю, связанную с продуктом. На самом деле вариантов много, и наши продюсеры помогут выбрать именно тот, который подойдет вашей компании.

Вопрос 17. Дайте определение понятию «Синопсис».
ОТВЕТ: краткое описание действия в киносценарии с добавлением образных элементов.

Вопрос 18. Кто такой продюсер? Опишите его роль в продакшне.
ОТВЕТ: Продюсер — главный двигатель процесса продакшна. Его основная задача — ответственность за реализацию творческой и технической задачи.

Вопрос 19. Напишите типы продюсеров.
ОТВЕТ: генеральный, исполнительный, креативный, линейный, продюсер пост-продакшна.

Вопрос 20. Тритмент – это?
ОТВЕТ: Когда сценарий готов, режиссер пишет тритмент — свое видение сценария. Это документ с прописанным настроением ролика, героев, местом развития сюжета, декорациями.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билете представлено 2 вопроса теоретического характера.

1. Понятия: план, кадр, эпизод, сцена, фильм. Крупность плана. Монтаж по крупности.
2. Законы зрительного восприятия: комфортный и акцентный монтаж.
3. Анализ материала. Лист монтажных решений. Черновой монтаж.
4. Линейный и нелинейный монтаж.
5. Аппаратно-программный монтажный комплекс.
6. Технические требования и работа с HDD, SD и другими носителями информации.
7. Контроль изображения и звука при монтаже.
8. Подготовка материала к монтажу. Монтажные элементы.
9. Аналоговое и цифровое видео. Платы видеозахвата. Оцифровка данных.
10. Параметры телевизионного сигнала. Временной код.
11. Системы цветного телевидения.
12. Стандартная и высокая чёткость в телевидении. Совмещение в проекте видеоклипов стандартной и высокой чёткости.
13. Соотношение сторон кадра. Совмещение в проекте видеоклипов с разным соотношением сторон.
14. Импорт и организация цифрового материала на HDD и в проекте. Использование
15. Media Browser.
16. Индивидуальная настройка программы. Интерфейс – базовые варианты и создание собственной конфигурации. Настройка “горячих” клавиш.
17. Графический интерфейс пользователя. Назначение панелей: Project, Timeline, Monitor: Source и Program. Основные и дополнительные окна и панели Adobe Premiere Pro.
18. Предварительный просмотр и отбор материала. Черновой монтаж.
19. Профессиональные приёмы редактирования.
20. Отмена одного или нескольких действий. Восстановление проектов. Замена клипов.
21. Настройки и управление треками и секвенциями Тimeline. Выключение и блокировка клипов и треков.
22. Tools: инструменты редактирования и их назначение.
23. Управление масштабом в Adobe Premiere Pro.
24. Управление временными характеристиками. Ускорение воспроизведения клипа. Изменение скорости клипа. Приёмы замедленного или обратного движения.
25. Создание переходов. Разновидности переходов. Изменение параметров перехода.
26. Стандартные и фиксированные эффекты. Применение и редактирование видеоэффектов.
27. Работа с ключевыми кадрами. Динамичное изменение эффекта.
28. Назначение и типы титров. Создание и редактирование титров.
29. Работа со шрифтами в Adobe Premiere Pro.
30. Статичные титры и графические элементы. Управление слоями.
31. Создание подвижных титров. Применение эффектов к титрам. Создание собственных
32. стилей.
33. Импортирование и согласование звуковых файлов. Просмотр амплитудного графика.
34. Редактирование звука. Изменение коэффициента усиления и нормализация звука. Изменение уровня громкости аудиотрека.
35. Синхронизация изображения и звука. Синхронизация клипов и её восстановление.
36. Монтаж звука. Наложение музыки. Создание и настройка аудиопереходов и аудиоэффектов.
37. Работа со звуком в Audio Mixer. Редактирование звука в различных режимах.
38. Мультикамерный монтаж. Синхронизация материала в Adobe Premiere Pro.
39. Оптические носители информации.
40. Работа с секвенциями. Создание, настройка и переименование секвенции. Вложение и объединение секвенций.
41. Автосохранение и восстановление проектов. Перемещение, переименование или замена исходного материала.

Типовое практическое задание
Создать проект в видеоредакторе AdobePremiere или FinalCut.



Оценка «Отлично» выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части темы, умение проиллюстрировать изложенное примерами, полно и подробно ответившим на вопросы практического занятия, способным самостоятельно формулировать вопросы по темам практического занятия.
Оценка «Хорошо» выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, полностью ответившим на вопросы практического занятия, но допустившим при ответах незначительные ошибки, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях.
Оценка «Удовлетворительно» выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, испытывающим затруднения при практическом применении теории, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы практического занятия, но показавшим знание структуры основного учебно-программного материала.
Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, не владеет терминологией, знанием основных методик, не способен формулировать свои мысли, применять на практике теоретические положения, ответить на вопросы практического занятия

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кеннеди Э. Профессиональный видеомонтаж в Avid Media Composer 8: Издательство "ДМК Пресс", 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Кокс Дж. Профессиональный видеомонтаж в Final Cut Pro X: справочное руководство: Самоучители и руководства Издательство "ДМК Пресс", 2016 e.lanbook.com
Л1.3 Пташинский В.С. Видеомонтаж в Canopus Edius 8: Издательство "ДМК Пресс", 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пташинский В.С. Видеомонтаж в Canopus Edius.: Научно-популярная литература Издательство "ДМК Пресс", 2012 e.lanbook.com
Л2.2 Райтман М. Видеомонтаж в Sony Vegas Pro 12: Самоучители и руководства Издательство "ДМК Пресс", 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Adobe www.adobe.com
Э2 курс "Современные технологии аудио и видео монтажа portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.