МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нелинейная драматургия и интерактивная эстетика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное пространство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко А.В.

Рецензент(ы):
Телеведущий ГТРК Алтай , Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Нелинейная драматургия и интерактивная эстетика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Усвоение основ нелинейной драматургии,особенностей интерактивной наррации в мультимедийных и виртуальных проектах,формирование навыков работы над сценариями основных форм и нтерактивных нарративных медиа

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3способен разрабатывать и продвигать медиапроект на всех этапах его жизненного цикла
ПК-3.1 Знает технологии разработки, реализации и продвижения медиапроектов; особенности современной цифровой культуры и медийного производства
ПК-3.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению медиапроектов; использовать современные ИКТ, в том числе интернет технологии и специализированные программные продукты для разработки и продвижения медиапроектов
ПК-3.3 Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения медиапроектов с учетом особенностей цифровой культуры и медийного производства; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.алгоритмы проектов и кампаний в сфере медиа, основные этапы проектировки информационных и программных продуктов, принципы социальной ответственности и этические нормы в профессиональной сфере.
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять документы по сопровождению проекта в сфере медиакоммуникаций, учитывая эффекты своей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования исследований для планирования проектов в сфере медиа, приемами профессиональной коммуникации в сфере медиа в соответствии с принципами социальной ответственности и этическими нормами медиакоммуникаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Драматургия
1.1. Эволюция драмы Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.4, Л1.5, Л1.2, Л1.3
1.2. Основные сюжеты и приемы в античной драматургии. Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.3. Театральная драматургия до 19-20 веков. Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.4. Первые русские драматурги Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.5. Драматургия аудиовизуальных произведений Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.6. Драматургия аудиовизуальных произведений Практические 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.7. Виды и жанры литературных и драматургических произведений Лекции 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.8. Виды и жанры литературных и драматургических произведений Практические 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.9. Характер персонажа Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.10. Сценарий как основа аудиовизуального произведения Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Нелинейная драматургия
2.1. Интерактивное мультимедийное произведение Лекции 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
2.2. Линейность и нелинейность в повествовании Практические 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
2.3. Принципы нон-финито,как предпосылки к интерактивности Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
2.4. Особенности написания сценария для разных видов интерактивного повествования Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3
2.5. Нелинейное структурирование дискурсивного представления сюжета Сам. работа 7 70 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10847
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-3: Способен разрабатывать и продвигать медиапроект на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В соответствии с классическим подходом к сценарному мастерству, имеет ли социальную ответственность автор сценария?
а. Да, имеет
б. Нет, не имеет, так как о вкусах не спорят
Ответ: а

Вопрос 2. В соответствии с правилами сценарного мастерства, когда действие в рамках сюжета должно заканчиваться?
а. Как можно позднее
б. Как можно раньше
Ответ: б

Вопрос 3. Укажите верное утверждение в отношении сценария:
а. Не каждый элемент сценария (сцена) должен выполнять определенную функцию, некоторые сцены рекомендуется использовать без особой сюжетной цели, для того, чтобы зритель смог отвлечься от идеи сюжета
б. Каждый элемент сценария (сцена) должен выполнять определенную функцию и иметь точное назначение.
Ответ: б

Вопрос 4. Выявление в сценарии информации, уже присутствующей, но пока недоступной зрителю - это:
а. Эпилог
б. Презентация
в. Экспозиция
Ответ: в

Вопрос 5. Укажите виды тональности сценария (или фильма):
а. Комедийная
б. Виртуальная
в. Трагическая
г. Мелодраматическая
Ответ: а,в,г.

Вопрос 6. Укажите верное утверждение:
а. Главный герой в фильме или спектакле может быть только один
б. В фильме или спектакле может быть несколько главных героев
в. В фильме или спектакле может быть один или два главных героя
Ответ:в

Вопрос 7. Продолжение сюжета за рамками сценария в мыслях сценариста и публики называется:
а. Хвост сюжета
б. Негативное пространство сюжета
в. Позитивное пространство сюжета
г. Шлейф сюжета
Ответ:г.

Вопрос 8. Аристотель определял в структуре сюжета:
а. 3 компонента
б. 2 компонента
в. 4 компонента
Ответ:а.

Вопрос 9. Укажите верное утверждение:
а. В сценарии характеристику героям нужно давать ближе к концу сюжета, чтобы держать интригу.
б. В сценарии характеристику героям нужно давать при их первом же появлении в тексте.
Ответ:б.

Вопрос 10. Самый важный компонент любого сценария - это:
а. Сюжет
б. Художественный замысел
в. Техническая продуманность
Ответ:а

Вопрос 11. Укажите верное утверждение:
а. Сюжет и идея существуют взаимозависимо
б. Сюжет и идея существуют невзаимозависимо
Ответ:а

Вопрос 12. Лауреат Нобелевской премии, физик и математик В. Вайскопф считает, что истина существует в двух видах: внешняя истина и внутрення истина. Обратное понятие второго типа истины - это:
а. Истина
б. Ложь
Ответ: а

Вопрос 13.Укажите верное утверждение:
а. Тональность фильма рекомендуется менять к окончанию фильма
б. Тональность фильма рекомендуется менять к середине фильма
в. Тональность фильма должна быть постоянной
Ответ:в

Вопрос 14. Укажите верное утверждение:
а. Повторы в сценарии не только размывают идею, но и сдерживают развитие сюжета.
б. Повторы в сценарии дополнительно подчеркивают идею.
Ответ: а

Вопрос 15. Одна из заповедей творчества гласит:
а. Все, что может быть исключено, должно быть исключено
б. Все, что может быть исключено, является основой сюжета
в. Все, что может быть исключено, должно остаться.
Ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что такое сценарий?
Ответ: зафиксированная авторам сюжетно-образная концепция массового действа, на основе найденной и поставленной им проблемы, события.

Вопрос 2. В соответствии с правилами сценарного мастерства, когда действие в рамках сюжета должно заканчиваться?
Ответ: Как можно раньше

Вопрос 3. Что такое драматургия?
Ответ: теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно -образная концепция такого произведения.

Вопрос 4. Выявление в сценарии информации, уже присутствующей, но пока недоступной зрителю - это:
Ответ: Экспозиция

Вопрос 5. Что такое драматический конфликт?
Ответ: конфликт, который ведет к прямой борьбе противонаправленных сил внутри героя или двух разных героев, заканчивающийся победой одной из сторон.

Вопрос 6. Что такое сценарный ход?
Ответ: приём, с помощью которого осуществляется связь эпизодов и построение целостной композиции представления; это художественный единый образ, через который раскрывается тема и доводится до зрителя идея будущего театрализованного представления; сквозное действие или движение авторской мысли к выводу.

Вопрос 7. Что такое сюжет?
Ответ: Совокупность, взаимосвязанных событий, раскрывающих содержание

Вопрос 8. Сколько компонентов Аристотель определял в структуре сюжета?
Ответ: 3 компонента

Вопрос 9. В чем специфика хронологического сюжета?
Ответ: события следуют одно за другим, раскрывая и углубляя, поднимаемую тему.

Вопрос 10. Самый важный компонент любого сценария - это:
Ответ: сюжет

Вопрос 11. В чем специфика концентрической модели построения сюжета?
Ответ: между событиями, помимо временных, имеются глубокие причинно – следственные связи.

Вопрос 12. Что такое сюжетная композиция?
Ответ: это построение, основанное на смысловой взаимосвязи «фактов жизни» и «фактов искусства». Бессюжетность говорит о том, что у авторов нет концепции. Сюжет - это идейно-художественная концепция автора, в которой он отражает жизненные закономерности и связи. Бессюжетное произведение неспособно вскрыть эти связи и взаимоотношения. Пренебрежение сюжетом ведет к формалистическим построениям. Простое сочетание фактов - это еще не сюжет. Автор должен истолковать факты и найти такое сюжетное решение, которое отражало бы смысл, заложенный в сценарии.

Вопрос 13.Что такое эпизод?
Ответ: это относительно самостоятельная и относительно законченная часть целостного сценария представления.

Вопрос 14. Перечислите этапы разработки событийно-смысловой линии эпизода
Ответ: начало, развитие, финал.

Вопрос 15. Что такое раскадровка?
Ответ: последовательность рисунков, визуально рассказывающая сюжет постановки или сценария.

Вопрос 16. Объясните, что такое бриф
Ответ: техническое задание, по форме напоминающее анкету, задача которого наиболее полно извлечь сведения о новом заказчике.

Вопрос 17. Что такое драма?
Ответ: в широком смысле слова – литературный род (наряду с эпосом и лирикой), представляющий действие, которое разворачивается в пространстве и во времени через прямое слово персонажа – монологи и диалоги. Если эпическое произведение свободно опирается на арсенал приемов и способов словесно-художественного освоения жизни, то драма «пропускает» эти средства сквозь фильтр сценических требований.

Вопрос 18. Что является движущей силой драмы?
Ответ: конфликт.

Вопрос 19. Что такое драматическая ситуация?
Ответ: стечение обстоятельств, в которых будет действовать драматический характер. Она может быть благоприятна или нет.

Вопрос 20. Что такое фабула?
Ответ: Фабула (от лат. fabula - повествование, история, речь, рассказ). Применительно к драматургии мы можем сказать, что под ней понимается цепь основных событий составляющих смысловое ядро истории. Естественно, что эти события являются основанием для сюжета, но не всегда сюжет и фабула могут совпадать.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый, вопрос раскрыт, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, но краткий, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмтрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении зачета с оценкой по всему изученному курсу. Зачет с оценкой проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера и 1 практическое задание.

1. Понятие драматургии. Виды драматургии.
2. Особенности аудиовизуальной драматургии.
3. Виды и жанры неигровых аудиовизуальных произведений.
4. Закон единства времени и места. Композиция античной драмы.
5. Понятие композиции. Классическое построение произведения (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).
6. Задача и сверхзадача. Действие и контрдействие.
7. Аудиовизуальные и интерактивные мультимедийные произведения. Особенности драматургического построения. Сходства и отличия.
8. Событийные ряды в интерактивном повествовании. Свойства и особенности.
9. Основные составляющие художественного образа в ИМП.
10. Форма и содержание в мультимедийных произведениях.
11. Основные составляющие художественного образа в ИМП.
12. Форма и содержание в мультимедийных произведениях.
13. Понятия «фабула» и «сюжет» в классической (аристотелевской) драматургии.
14. Понятия «история» и «дискурс» в современной теории нарратива.
15. Ветвление сюжета и синтетическое пространство ИМП.
16. Понятия «линейное» и «нелинейное» повествование.
17. Пространство и время в интерактивном нарративе.
18. Нелинейное повествование на базе традиционных медиа.
19. Гипертекст, как примитивная форма нелинейной драматургии.
20. Нелинейная структура интерактивного нарратива. Анализ видов.
21. Влияние интерактивности на развития драматургического конфликта.
22. Нарратив и игровой процесс: нарратология VS людология.
23. Способы формирования нарратива в игровой среде.
24. Нелинейные структуры повествования в интерактивных фильмах.
25. Нелинейные структуры повествования в интерактивной драме.
26. Современные подходы к созданию интерактивного повествования на базе интеллектуальных систем.


Типовое практическое задание
Разработайте несколько сюжетов, адаптируемых для интерактивного мультимедийного произведения на произвольную тематику.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сост. Сафонов А. А., Под ред. Сафоновой М.А. ЛИТЕРАТУРА. ХРЕСТОМАТИЯ. РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ДРАМА (10-11 КЛАССЫ). Учебное пособие для СПО: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 2. Smm, рынок m&a: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/540127E1-A354-40F9-8D7F-AA55E2551A2B
Л1.3 Дзялошинский, И. М. Современный медиатекст. Особенности создания и функционирования: , 2019 urait.ru
Л1.4 Громова М.И. Русская драматургия конца XX: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2017 e.lanbook.com
Л1.5 Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/197A9DAF-4DF8-4C7B-9D08-00DAF55F013F
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс Нелинейная драматургия и интерактивная эстетика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.