МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы бильд-редактирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное пространство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Комиссарова Л.М.

Рецензент(ы):
Телеведущий ГТРК Алтай , Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Основы бильд-редактирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать знания, умения и навыки подбора, создания и размещения в изданиях различного типа иллюстраций и фотографий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3способен разрабатывать и продвигать медиапроект на всех этапах его жизненного цикла
ПК-3.1 Знает технологии разработки, реализации и продвижения медиапроектов; особенности современной цифровой культуры и медийного производства
ПК-3.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению медиапроектов; использовать современные ИКТ, в том числе интернет технологии и специализированные программные продукты для разработки и продвижения медиапроектов
ПК-3.3 Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения медиапроектов с учетом особенностей цифровой культуры и медийного производства; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о способах и типах иллюстрирования различных медиа;
о правилах подбора, создания и размещения в изданиях различного типа иллюстраций и фотографий;
о правилах использования цвета и построения композиции в иллюстрацих и фото;
о способах формирования, хранения и защиты фотобанков;
об этапах и технологиях процесса изготовления различных медиапродуктов;
о правилах оформления отчетов и документации различных медиа.
3.2.Уметь:
3.2.1.креативно мыслить в сфере дизайна и верстки медиа;
ориентироваться в тематике издания;
подбирать фото и другие типы иллюстраций согласно тематике и профилю медиа;
искать и создавать фотобанки различных изданий;
взаимодействовать с фотографами, художниками, с выпускающими редакторами, авторами, верстальщиками, дизайнерами и др. участниками в процессе создания медиапродукта;
оформлять необходимую документацию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования креативных методик в сфере дизайна медиа;
работы с специальным программным обеспечением процесса бильд-редактирования: Coreldrow, Adobakrobat и др.
верстки и монтажа различных типов изданий: газеты, журнала, веб-страницы,и т.д.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел I. Полиграфический процесс и подготовка макетов
1.1. Обзор программ для верстки и дизайна. Векторный графический редактор coreldraw. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Способы обработки фотографий и иллюстраций Практические 7 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Способы обработки фотографий и иллюстраций Практические 7 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Самостоятельная работа в программах верстки Сам. работа 7 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.5. Общие сведения о полиграфическом процессе. Профессия «верстальщик». Авторские права дизайнера. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Полиграфический практикум Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Этапы макетирования: создание базы данных дизайнерских разработок. поиск и создание фотобанков. Набросок (эскиз) дизайна, принципы подбора иллюстраций и фотографий. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Практикум по созданию фотобанка и банка иллюстраций Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.9. Создание макета полосы в изданиях с использованием фото и иллюстраций Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1
1.10. Виды и назначения макетов. виды публикаций. Лекции 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1
1.11. Макетирование журнальной полосы Практические 7 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Практикум по созданию дизайна фирменного стиля Практические 7 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Макетирование полос изданий Сам. работа 7 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел II. Технические особенности верстки и дизайна полиграфической продукции
2.1. Технические требования, предъявляемые к макету. Особенности верстки в векторных программах. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Калибровка монитора Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Цветоделение Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Подготовка иллюстраций к публикации. источники получения иллюстраций, авторские права. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.5. Сканирование изображения Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.6. Особенности обработки фотографии Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.7. Обработка фотографий Сам. работа 7 30 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Спуск полос в публикации. понятие спуска полос. понятие спуска полос. Схемы вариантов. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.9. Спуск полос четырехполосного буклета. Спуск полос восьмиполосного буклета. Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Проверка готового макета. Ошибки начинающих верстальщиков. метки и кресты. Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Верстка обложки журнала и вступительного слова редактора Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.12. Подготовка сверстанного макета буклета к печати Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.13. Верстка буклета Сам. работа 7 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11347

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
ПК-3: способен разрабатывать и продвигать медиапроект на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА (15)

Вопрос 1. Какой подход к оценке бренда не является экономическим?
A) Подход с позиции логистики товаров и услуг
B) Подход с позиции затрат на создание бренда
C) Подход с позиции доходов бренда
D) Монокритериальный подход
E) Мультикритериальный подход
Ответ: A
Вопрос 2. Что не относится к вербальным идентификаторам бренда:
A) Имя бренда
B) Слоган бренда
C) Описание миссии бренда
D) Storytelling бренда
Ответ: C

Вопрос 3. В цели создания карты позиционирования не входит:
A) Выбор образа бренда для конкретной целевой аудитории
B) Выбор имени бренда
C) Визуализация наиболее выгодного для позиционирования сегмента
D) Выбор ниши, свободной с точки зрения различных критериев
Ответ: B

Вопрос 4. Что не входит в понятие капитал бренда (brand - equity):
A) Осведомленность о бренде или узнаваемость
B) Лояльность к бренду
C) Стоимость бренда
D) Воспринимаемое качество
E) Ассоциации с брендом
Ответ: C

Вопрос 5. Что такое кладбище брендов? Выберите верный ответ.
A) Бренды, которые вспоминаются спонтанно при упоминании определенной товарной категории
B) Бренды, которые вспоминаются при упоминании определенной товарной категории «с подсказкой»
Ответ: B

Вопрос 6. Лояльность без приверженности – это:
A) Потребитель безразличен к бренду или неудовлетворен им, но, несмотря на это, ему приходится приобретать такие товары по разным причинам. При изменении ситуации такой покупатель переметнется к бренду, который удовлетворяет его запросам
B) Потребитель удовлетворен определенным брендом, но не покупает его в связи с отсутствием возможности.
Ответ: A

Вопрос 7. Что такое "воспринимаемое качество бренда"? Исключите лишнее.
A) Наличие патентов или подтвержденных научных исследований
B) Связь бренда со страной
C) Многолетняя история компании
D) Продвижение, основанное на известных клиентах и заказчиках
E) Наличие экспертных отзывов
F) Наличие ручного производства наряду с машинным
G) Ассоциации высокого качества с товаром/услугой бренда
Ответ: E

Вопрос 8. Методика оценки здоровья бренда (модель BAV (Brand Asset Valuator) состоит из (отметьте верный вариант):
A) Горизонтальной оси — уважение потребителей и знание и вертикальной — дифференциация и соответствие потребностям потребителей
B) Горизонтальной оси — высокая степень дифференциации и актуальности бренда и вертикальной — большая известность и лояльность потребителя
Ответ: A

Вопрос 9. Каким по типу бывает степень смешения?
A) Зрительным
B) Слуховым
C) Смысловым
D) Все перечисленные типы смешения встречаются в практике
Ответ: D

Вопрос 10. В сенсограмму бренда, по Линдстрому, не входит:
A) Обонятельный образ
B) Вкусовой образ
C) Интуитивный образ
D) Тактильный образ
E) Звуковой образ
F) Визуальный образ
Ответ: C

Вопрос 11. Сколько периодов в развитии брендинга выделяют?
A) Первый - XIX в. - начало XX в., второй - 1931-1970 гг., третий - 1950-1980 гг., четвертый - с 1990 г. и по настоящее время
B) Первый - XIX в. - начало XX в., второй - 1931- по настоящее время
C) Первый - XIX в. - начало XX в., второй - 1931-1970 гг., третий - 1950 - по настоящее время
Ответ: A

Вопрос 12. Укажите верное определение по методике STP. Сегментирование – это:
A) Деление потребителей на определенные сегменты, группы людей одинаково реагирующих на маркетинговые стимулы
B) Выбор наиболее привлекательного сегмента аудитории
C) Выбор средства коммуникации, которое доносит бренд до потребителя
Ответ: A

Вопрос 13. Вычеркните лишнее звено в методе Brand Wheel (колесо бренда):
A) атрибуты: Что представляет собой бренд?
B) преимущества. Что бренд делает для потребителя? Какой физический результат от использования бренда он получит?
C) миссия компании-бренда. Что несет компания обществу и потребителю?
D) ценности. Какие эмоции потребитель испытывает при использовании бренда?
E) индивидуальность. Если бы бренд был человеком, кем бы он был?
F) суть. Ядро бренда. Центральная идея, предлагаемая потребителю
Ответ: C

Вопрос 14. Отметьте верное определение брендинга:
A) это совокупность бизнес-стратегий, которая интегрируется в управление организацией и позволяет удовлетворить потребности потребителей с целью получения дополнительного дохода
B) это совокупность маркетинговых процессов, которая интегрируется в управление организацией и позволяет максимально удовлетворить потребности компании с целью получения прибыли
C) это совокупность методик, процессов, инструментов, стратегий, которые интегрируются в комплекс маркетинга и позволяет максимально удовлетворить потребности потребителей с целью получения дополнительного дохода организации
Ответ: C

Вопрос 15. Какая группа из перечисленных ниже выгод от бренда, согласно Аакеру, является лишней?
A) Функциональные выгоды
B) Эмоциональные выгоды
C) Выгоды самовыражения, или символьные выгоды
D) Рациональные выгоды
Ответ: D


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 60% и менее 60% заданий
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Общие сведения о полиграфическом процессе. Профессия «верстальщик». Авторские права дизайнера.
2. Общая характеристика программ для верстки и дизайна.
3. Общая характеристика векторного графического редактора coreldraw.
4. Общая характеристики способов обработки фотографий и иллюстраций
5. Общая характеристика этапов макетирования: создание базы данных дизайнерских разработок. поиск и создание фотобанков.
6. Характеристика способов создания набросков (эскиза) дизайна, принципы подбора иллюстраций и фотографий.
7. Принципы создания фотобанка и банка иллюстраций.
8. Принципы создания макета полосы в изданиях с использованием фото и иллюстраций.
9. Виды и назначения макетов. Виды публикаций.
10. Способы макетирования журнальной полосы.
11. Фирменный стиль издания.
12. Способы подготовки иллюстраций к публикации. источники получения иллюстраций, авторские права.



ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Подготовка иллюстраций к публикации. источники получения иллюстраций, авторские права.
2. Обзор и анализ программ для верстки и дизайна.
3. Векторный графический редактор coreldraw.
4. Этапы обработки фотографий и иллюстраций
5. Этапы макетирования: создание базы данных дизайнерских разработок.
6. Технология поиска и создания фотобанков и банка иллюстраций.
7. Виды и назначения макетов.
8. Виды публикаций.
9. Макетирование и верстка журнальной полосы
10. Элементы дизайна фирменного стиля издания
11. Макетирование полос изданий
12. Технические требования, предъявляемые к макету. Особенности верстки в векторных программах.
13. Калибровка монитора.
14. Цветоделение.
a. Сканирование изображения
15. Обработка фотографий
16. Спуск полос в публикации. понятие спуска полос. понятие спуска полос. Схемы вариантов.
17. Спуск полос четырехполосного буклета. Спуск полос восьмиполосного буклета.
18. Проверка готового макета. Ошибки начинающих верстальщиков. метки и кресты.
19. Верстка обложки журнала и вступительного слова редактора
20. Подготовка сверстанного макета буклета к печати
21. Верстка буклета




КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.

«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.

«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Литвина, Т. В. Дизайн новых медиа : учебник для вузов : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Тулупов, В. В. Техника и технология СМИ: бильдредактирование : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023. URL: https://urait.ru/bcode/516950 (дата обращения: 21.09.2023).
Л1.3 Трофимова, О.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ : учебное пособие : М. : Флинта, 2016 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57584
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.В. Федоров Анализ аудиовизуальных медиатекстов : монография : М. : Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210365
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 курс "Основы бильд-редактирования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
пункт Перечень программного обеспечения следующий:
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет с оценкой. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.