МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Архитектура трансмедийных продуктов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное пространство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Жеребненко А.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП «Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения)», Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Архитектура трансмедийных продуктов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с феноменом трансмедиа в контексте разных измерений,
изучение системы трансмедиа нарративов,
формирование комплекса знаний, умений и навыков в области применения технологий проектирования, режиссуры и прототипирования трансмедийных продуктов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен применять мультимедийные в производственном процессе выпуска медиа-проекта и (или) медиапродукта с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства.
ПК-4.1 Знает содержание и способы применения современных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов
ПК-4.2 Умеет осуществлять выбор эффективных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов с учетом тенденций развития цифровой культуры
ПК-4.3 Владеет навыками применения современных мультимедийных технологий в процессе производства медиапроекта и (или) медиапродукта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает содержание и способы применения современных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов;
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет осуществлять выбор эффективных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов с учетом тенденций развития цифровой культуры;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками применения современных мультимедийных технологий в процессе производства медиапроекта и (или) медиапродукта

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты проектирования трансмедийных продуктов
1.1. Феномен трансмедиа в контексте разных измерений: нарратива, культурного контекста, маркетинга, бинзнес-проектирования Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.5, Л1.5, Л1.6, Л1.2
1.2. Понятия "трансмедиа", "кросс-медиа" и "мультимедиа" Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.5, Л1.5, Л1.6, Л1.2
1.3. Конвергентная культура и трансмедиа сторителлинг Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.5, Л1.5, Л1.6, Л1.2
1.4. Трансмедийные, кросс-медийные и мультимедийные продукты Практические 7 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.5, Л1.5, Л1.6, Л1.2
1.5. Сторителлинг как основа трансмедийного продукта Практические 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.5, Л1.6
1.6. Система и классификация трансмедиа нарративов Лекции 7 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.5, Л1.5, Л1.6, Л1.2
1.7. Транмседийный сторителлинг Практические 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.5, Л1.6
1.8. Интерактивность трансмедийного продукта Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.5, Л1.6
1.9. Трансмедийные инициативы в России Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.5, Л1.6, Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.10. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.5, Л1.5, Л1.6, Л1.2
Раздел 2. Архитектура трансмедийных проектов
2.1. Проектирование, режиссура и прототипирование трансмедийных продуктов Практические 7 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.2. Контент трансмедийных продуктов Практические 7 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.5, Л1.6, Л2.2, Л1.2, Л2.6
2.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.4. Выполнение творческого проекта Сам. работа 7 37 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10755

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-4: Способен применять мультимедийные в производственном процессе выпуска медиапроекта и (или) медиапродукта с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое из определений является верным?
а. Понятие «трансмедиа» не просто техническое объединение различных видов контента в едином цифровом представлении с использованием соответствующего программного обеспечения, оно характеризует явление, которое материализуется в виде конкретного интегрированного медийного продукта, в котором одни способы коммуникации логически продолжают другие.
б. Понятие «трансмедиа» – это способ рассказать историю, используя много различных медиаканалов, где основной целью является побуждение пользователя к переходу с одной платформы к другой, для чего необходимо использование потенциала всех примененных медиа в полном объеме для оптимального восприятия медиапродукта.
в. Понятие «трансмедиа» обозначает процесс создания открытых нарративных систем, состоящих из бесконечного ряда относительно самостоятельных фрагментов, объединенных одной «Вселенной» или персонажем. Эти относительно самостоятельные фрагменты создаются и распространяются с помощью нескольких информационно-коммуникационных технологий (медиа), а также и средств, не относящихся к ИКТ.
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Кто из медиаисследователей впервые употребил прилагательное «трансмедийный»:
а. М.Киндер.
б. Г.Дженкинс.
в. А. Филлипс.
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Кто впервые ввел в научных оборот понятие transmedia storytelling(
а. М.Киндер.
б. Г.Дженкинс.
в. А. Филлипс.
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Перечислите всех героев истории согласно концепции В. Я. Проппа.
а. герой, антагонист, отправитель, даритель, помощник, царевна, ложный герой.
б. герой, антагонист, отправитель, помощник, царевна.
в. герой, антагонист, отправитель, даритель, помощник, ложный герой.
г. нет верного ответа.
ОТВЕТ: а

Вопрос 5. Выберите основные критерия эффективного сторителлинга.
а. Присутствие в сюжете типичного представителя из целевой аудитории.
б. Присутствие в сюжете нетипичного представителя для целевой аудитории.
в. Проблемы, о которых повествует рассказчик, должны быть близки к реальной жизни.
г. Сюжетная линия должна развиваться сдержано.
ОТВЕТ: ав

Вопрос 6. Какие элементы включает в себя карта повествования Густава Фрейтага?
а. Экспозиция, конфликт, восходящее действие, падающее действие.
б. Конфликт, кульминация, резолюция.
в. Экспозиция, конфликт, восходящее действие, кульминация, падающее действие,
резолюция.

ОТВЕТ: в

Вопрос 7. Какое из приведенных ниже утверждений является неверным?
а. Конфликт в истории необязателен.
б. истории обязательно должен быть персонаж, который будет нести определенные черты, и совершать действия, из которых сложится повествование.
в. В сторителлинге конфликт основан на восприятии «правильного» и «неправильного».
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Сколько типов истории выделил М. Джокерс из Университета?
а. 10.
б. 6.
в. 8.
ОТВЕТ: б


Вопрос 9. Какой исследователь разработал аналитическую модель трансмедийного анализа проектов?
а. Г. Дженкинс
б. Р. Гамбарато
в. Д. Ламберт
ОТВЕТ: б

Вопрос 10. Согласно классификации трансмедийного сторителлинга с разделением по степени вовлеченности пользователя, можно выделить следующие типы потребителей трансмедийных продуктов:
а. single text consumers
б. single media consumers
в. transmedia consumers
г. все варианты верны
ОТВЕТ: г

Вопрос 11. Тип потребителя трансмедийных продуктов «transmedia consumers» - это
а. Потребители, обладающие соответствующими компетенциями, обрабатывают изложения из разных медиа и языков, реконструируют более обширные площади вымышленного мира.
б. Одиночные потребители медиа. Зритель может вовлечься в повествовательный мир либо с помощью ТВ эпизодов каждую неделю, либо просматривая предыдущие сезоны на DVD.
в. Потребители, которые интерпретируют одиночные элементы вымышленного мира, не принимая во внимание общую географию мира. Однако любой из этих текстовых блоков можно считать открытой дверью во вселенную. Единый текст, например, роман или видеоигра, независим и может быть воспринят в отрыве от остального текста.
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Перечислите основные компоненты трансмедийного мира
а. миф
б. топос
в. этос
г. персонаж
д. конфликт
ОТВЕТ: а,б,в.

Вопрос 13. Трансмедийный нарратив должен
а. допускать новые данные о героях.
б. не допускать введение совершенно новых персонажей.
в. дублировать с помощью других медиа уже раз пережитый опыт.
ОТВЕТ: а

Вопрос 14. Какому типу нарратива в интерактивных средах присущи следующие характеристики: Автор – вы. Все возможные события, варианты действий и реакции на них, как других персонажей, так и окружающего мира, прописаны вами заранее. В первую очередь это относится к фильмам и нарративному VR, как интерактивным, так и нет, но точно так же работает и во множестве сюжетных игр. Здесь мы, разумеется, не имеем в виду такие действия-реакции, как «пнуть камень – он отлетел», речь именно об осмысленных действиях, двигающих сюжет. Этот подход даёт вам как авторам максимальный контроль над путём зрителя/игрока по истории, но также и требует от вас хорошенько продумать, как в мизансцене, что выходит на первый план, что на второй, что остаётся на фоне. Восприятие в скриптованном нарративе ближе к пассивному, как в кино, а значит, вы управляете вниманием зрителя. Об этом особенно стоит помнить при разработке VR-проектов, где сам эффект погружения в новый, неизвестный мир до известной степени ошеломляет зрителя/игрока, а значит, нужно позаботиться, чтобы линия вашего сюжета аккуратно подхватила его с самого начала.

а. Реактивный нарратив.
б. Эксплицитный нарратив.
в. Эмерджентный нарратив.
ОТВЕТ: б

Вопрос 15. Первым отечественным ТВ-каналом, применившим трансмедийные технологии для вовлечения медиапотребителей, считается...
а. СТС
б. ТНТ
в. ОРТ
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Трансмедийное повествование – это
Ответ: процесс создания открытых нарративных систем, состоящих из бесконечного ряда относительно самостоятельных фрагментов, объединенных одной «Вселенной» или персонажем. Эти относительно самостоятельные фрагменты создаются и распространяются с помощью нескольких информационно-коммуникационных технологий (медиа), а также и средств, не относящихся к ИКТ.

2. Мультимедиа – это
Ответ: не просто техническое объединение различных видов контента в едином цифровом представлении с использованием соответствующего программного обеспечения, оно характеризует явление, которое материализуется в виде конкретного интегрированного медийного продукта, в котором одни способы коммуникации логически продолжают другие.

3. Кросс-медиа – это
Ответ: способ рассказать историю, используя много различных медиаканалов, где основной целью является побуждение пользователя к переходу с одной платформы к другой, для чего необходимо использование потенциала всех примененных медиа в полном объеме для оптимального восприятия медиапродукта.

4. Дайте определение феномену медиаконвергенции.
Ответ: Медиаконвергенция – процесс слияния, происходящий в СМИ на нескольких уровнях при использовании мультимедийных инструментов и способов перехода от традиционных СМИ к новым медиа.

5. Кто впервые ввел понятие transmedia storytelling в научный оборот?
Ответ: Генри Дженкинс впервые ввел понятие transmedia storytelling в научный оборот в 2003 г. в MIT Technology Review.

6. Назовите всех героев нарратива согласно концепции В. Я. Проппа.
Ответ: герой, антагонист, отправитель, даритель, помощник, царевна, ложный герой.

7. Назовите критерии эффективного сторителлинга.
Ответ: присутствие в сюжете типичного представителя из целевой аудитории; проблемы, о которых повествует рассказчик, должны быть близки к реальной жизни, персонажу истории присущи более выраженные по сравнению с обычным человеком качества (сообразительность, мотивированность, целеустремлённость); сюжетная линия должна развиваться стремительно.

8. Назовите 6 основных типов историй, выделенных М. Джокерсом на основе исследования текстов романов.
Ответ: «Из грязи в князи», «Трагедия» или «из князи в грязи, «Человек в яме\Человек, загнанный в угол», «Икар», «Золушка», «Эдип».

9. Перечислите основные концепты производства трансмедийного продукта Дж. Лонга.
Ответ: 1) Хорошее трансмедийное расширение должно вносить индивидуальный и полезный вклад во франшизу в целом. Иначе говоря, не должно быть «пустых» бессмысленных дополнений к первоначальному содержанию, как и повторения ранее известного. 2) Расширения трансмедийной истории должны становиться каноном. Хронология представленных в расширении событий и их эффекты должны будут учитываться при дальнейшем развитии истории, причём на правах оригинала. Неканоничные дополнения (со стороны фанатов, например) должны приветствоваться, но не вставляться в общую нить повествования. 3) Трансмедийная история зачастую является историей мира. Автор подразумевает, что фрагменты повествования должны привязываться друг к другу через персонажей, события, места. 4) Расширения трансмедийной истории должны сохранять особенности мира. Между хронологически последовательными фрагментами не должно быть необъяснённых внезапных изменений в поведении и характерах героев, тоне повествования. 5) Важно учитывать стадию принятия решения о разветвлении истории по принципу трансмедийности. Возможны случаи, когда история самодостаточна и не имеет потенциала для развития. От этого зависят трудозатраты на процесс. 6) Важно определить тип истории (открытая или закрытая): если она замкнута, то придётся её раскрыть различными способами, обойдя завершённость. 7) Важно употребить герменевтические коды, отрицательный потенциал и миграционные сигналы (сумму точек входа и выхода) для укрепления интертекстуальных связей между расширениями. Имеется ввиду, что дополнения должны наследовать условности формы первоисточника. 8) Важно обращаться к нерешённым вопросам из других расширений. Аудитория хочет получать ответы на неразрешённые вопросы, и при анализе имеющегося текста на предмет герменевтических кодов обнаруживаются множества возможностей для расширений. 9) Важно закладывать новые вопросы (точки выхода) для дальнейших расширений. Необходимо, чтобы ответы на прежние вопросы сопровождались новыми вопросами. 10) Важно искать способы графически систематизировать взаимосвязи в повествовании. Авторам трансмедийного контента следует внимательно вести записи и строить графики особенно, если над проектом работает несколько команд в рамках единой франшизы. Без этого могут происходить непоправимые ошибки в логике повествования.

10. Какой исследователь разработал аналитическую модель трансмедийного анализа проектов?
Ответ: Ренира Гамбарато

11. Перечислите основные типы потребителей трансмедийных продуктов по степени вовлеченности пользователя.
Ответ: single text consumers, single media consumers, transmedia consumers.

12. Дайте характеристику типу потребителя трансмедийных продуктов «single text consumers».
Ответ: эти потребители интерпретируют одиночные элементы вымышленного мира, не принимая во внимание общую географию мира. Однако любой из этих текстовых блоков можно считать открытой дверью во вселенную. Единый текст, например, роман или видеоигра, независим и может быть воспринят в отрыве от остального текста.

13. Перечислите специфические черты трансмедиа, выделенные Р. Праттеном.
Ответ: 1) зрители переносят повествование из одной среды в другую; 2) контент разворачивается на нескольких медиаплатформах; 3) на каждой платформе воспроизводится та часть сюжета и драматургии, которая ярче всего может быть донесена с помощью этой платформы; 4) история может развиваться на нескольких платформах параллельно или последовательно, синхронно или нелинейно; 5) существует несколько «точек входа» во вселенную истории; 6) потребление контента является активным.

14. Назовите «семь основных принципов трансмедийного повествования» Г. Дженкинса.
Ответ: растекаемость vs проницаемость (spreadability vs drillability), преемственность vs изменяемость (continuity vs multiplicity), погружаемость vs экстрагируемость (immersion vs extractability), миропостроение (worldbuilding), сериальность (seriality), субъективность (subjectivity) и перформансность (performance).

15. Перечислите типы трансмедийного сторителлинга по хронологии внедрения трансмедийных технологий в проект.
Ответ: тверды сторителлинг, мягкий сторителлинг, «chewy»/«требующим длительного обдумывания».

16. Объясните сущность принципа трансмедийной истории «погружаемость vs экстрагируемость».
Ответ: Погружаемость является ничем иным, как эффектом присутствия, дающим возможность аудитории окунуться в мир истории, стать его частью. Например, в тематическом парке «Волшебный Мир Гарри Поттера» (Орландо, Флорида, США) можно зайти в магазины и пабы, упомянутые в книгах Дж. Роулинг, прокатиться на Хогвартс-экспрессе. Экстрагируемость предполагает возможность переноса элементов мира истории в пространство повседневной жизни аудитории. Здесь мы имеем дело с настоящей франшизой, состоящей не только из медиапродукции, но также и из немедийных товаров (сувениры, экшн-фигуры, костюмы и т. д.).

17. Какие виды повествования существуют в интерактивных средах?
Ответ: Скриптованный или эксплицитный нарратив, реактивный нарратив, эмерджентный нарратив.

18. Какие типы взаимодействия возможны в условиях повествования в интерактивных средах?
Ответ: Пассивное и активное.

19. Объясните разницу «Западной» и «Восточной» концепций трансмедиа.
Ответ: На Западном побережье под трансмедийными проектами понимают медиафраншизы, содержащие отдельные сюжетные фрагменты, расположенные на различных платформах (видеоигра, фильм, книга, комикс и пр.). Каждый фрагмент структурно и семантически завершен и в то же время логически является частью единой истории, которая превращается в уникальную вселенную «Бэтмана» и вселенную «Звездных войн» составляют фильмы, книги, комиксы и пр. Важно, что в этой новой реальности действия героев, события и явления развиваются по четким законам и в соответствии с внутренней хронологией.

На Восточном побережье трансмедийные проекты сосредоточены в основном в сфере интерактивных интернет-платформ. Очевидно, что здесь не так сильно проявляются традиции художественного кинематографа Голливуда, довлеющие над западной трактовкой трансмедиа. По аналогии с телевизионной практикой особенности восточного направления условно продолжают традиции документалистики.

20. Назовите основные стратегии расширения трансмедийной истории, предложенные К. А. Сколари.
Ответ: 1) создание промежуточных микроисторий, параллельных и периферийных историй, 2) создание контента пользователями платформ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера и 1 практическое задание.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Конвергентная культура. Конвергентная революция. Медиаконвергенция.
2. Трансмедиа сторителлинг, кросс-медиа и мультимедиа: сходства и различия в толковании понятий.
3. Четырехуровневая классификация кросс-медиа Г. Хейс. Сущность сходства и отличий кросс-медиа experiences и transmedia storytelling.
4. Специфика подхода М.Киндер к толкованию трансмедийности.
5. Подход Г.Дженкинса к определению трансмедийности.
6. Признаки трансмедийного продукта.
7. Сторителлинг как основа трансмедийного продукта.
8. Принципы и критерии достижения эффективности истории.
9. Вклад В.Проппа в концепцию современного сторителлинга.
10. Актантная модель персонажей А. Греймаса.
11. Структурная модель сторителлинга.
12. Структура повествования Г.Фрейтага: характеристика и особенности.
13. Структура повествования К. Воннегута: характеристика и особенности.
14. Структура повествования Н. Воттса: характеристика и особенности.
15. Основные техники создания истории.
16. Трансмедийное повествование: понятие, характеристика, примеры.
17. Система и классификация трансмедиа нарративов.
18. Методика использования трансмедийных технологий Дж. Лонга.
19. Критерии эффективного трансмедийного нарратива в концепции Д. Ламберта.
20. Аналитическая модель трансмедийного анализа Р.Гамбарато.
21. Трансмедийная концепция Р. Праттена.
22. Классификация трансмедийного сторителлинга К. Сколари.
23. Архитектура трансмедийного продукта
24. Трансмедийный мир и его основные компоненты. Критерии достижимости трансмедийного мира.
25. Трансмедийный персонаж: понятие, характеристика, классификация.
26. Понятие интерактивности. Сходство и различие интерактивности и трансмедийности.
27. Интерактивное повествование: понятие и характеристика.
28. Способы и виды интерактивного повествования.
29. Роль интерактива в создании трансмедийного продукта.
30. История развития трансмедийных проектов в России.
31. Проектирование трансмедийных продуктов.
32. Режиссура трансмедийных продуктов.
33. Прототипирование трансмедийных продуктов.
34. Трансмедийный контент: характеристика и преимущества стратегии.


ТИПОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Пропишите концепцию трансмедийного продукта. Предложите контент-план, учитывая различные формы трансляции.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дзялошинский, И.М. Современное медиапространство России : Аспект Пресс, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Никитенко А.А. Основы медиажурналистики: учебное пособие Новосибирск: НГТУ, 2012. biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228794
Л1.3 Птушко Л.А. Основы драматургии музыкальных программ ТВ, радио: учебное пособие для студентов музыкальных вузов Н. Новгород : Издательство Нижегородской консерватории, 2013 biblioclub.ru
Л1.4 Е.Л. Вартанова Медиасистема России: , 2017 biblioclub.ru
Л1.5 Шарков Ф.И. Интерактивные электронные коммуникации (возникновение "Четвертой волны"): учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2017. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454124
Л1.6 Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник М. : Дашков и Ко, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Диков А. А. Веб-технологии HTML и CSS.:Учебное пособие: М. : Директ-медиа//ЭБС "Университетская библиотека online", 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Овчинникова Р. Ю. Дизайн в рекламе : основы графического проектирования: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 В.М. Аньшин, А.В. Алешин, К.А. Багратиони ; под ред. В.М. Аньшина, О.М. Ильиной Управление проектами: фундаментальный курс : учебник М. : Высшая школа экономики, 2013 biblioclub.ru
Л2.4 Горбовцов Г. Я. Системы управления проектом.: Учебное пособие из университетской библиотеки "Online" Евразийский открытый институт, 2011 biblioclub.ru
Л2.5 Соколов А.В. Информационное общество в виртуальной и социальной реальности : СПб: Алетейя // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.6 под общ. ред. Л.А. Птушко Основы музыкальной журналистики: учебное пособие Н. Новгород : Издательство Нижегородской консерватории, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Архитектура трансмедийных продуктов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
MicrosoftWindows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.

Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.

Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.

Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.

Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.