МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дискурс-анализ медиатекстов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное пространство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.филол.н., профессор, Халина Н.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП «Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения)» , Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Дискурс-анализ медиатекстов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 17.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 17.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов навыков дискурс-анализа в качестве метода исследования медиатекстов,
систематизировать научные знания о медиатексте как объекте многоаспектного характера, включающем коммуникативный, лингвистический и экстралингвистический аспекты,
ознакомить с жанровыми разновидностями медиатекста,
выработать у студентов умения конструктивного анализа и организации медиатекстов различных типов и форм.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять маркетинговые исследования в области СМИ
ПК-1.1 Знает: маркетинговые технологии; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации
ПК-1.2 Умеет: находить и анализировать необходимую информацию, применять количественные и качественные методы анализа; выявлять факторы, определяющие потребительский спрос на продукцию СМИ, существенные характеристики целевой аудитории потребителей; составлять аналитические отчеты, проводить презентацию результатов маркетингового исследования
ПК-1.3 Владеет навыками поиска статистической и аналитической информации, характеризующей ситуацию на рынке продукции СМИ; анализа имеющихся данных ситуации на рынке продукции СМИ; определения целевой аудитории потребителей продукции СМИ; контроля выполнения договора, приемки результатов маркетингового исследования. социологического опроса, иных работ и услуг, необходимых для анализа ситуации на рынке продукции СМИ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методологические основания дискурс-анализа;
виды жанров, форматов и технологических платформ передачи медиапродукции;
методы анализа данных о коммерческой привлекательности медиапродукта, особенности функционирования внешних исследовательских структур;
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать медиатексты;
ориентироваться в видах жанров, форматов и технологических платформ передачи медиапродукции;
систематизировать результаты дискурс-анализа и использовать их для создания эффективного медиапроекта;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками дискурс-анализа медиапродукта;
навыками выбора жанров, форматов и технологических платформ передачи медиапродукции на основе дискурс-анализа;
информацией для создания эффективного медиапроекта на основе данных дискурс-анализа;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Дискурсивный подход к анализу медиасреды
1.1. Аналитический подход к медиаресурсам Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Media Analysis Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Экспозиция дискурс-проблематики Лабораторные 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.4. Мультимодальный дискурс анализ Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.5. Структура анализа медиатекстов. Практика дискурс-анализа Лабораторные 7 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.6. Дигитализированный дискурс-анализ Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.7. Теоретико-методологические основания дискурс-анализа Сам. работа 7 32 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Актуальные формы дискурсивного анализа медиатекстов
2.1. Медиаанализ Лабораторные 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Мультимодальный дискурс анализ как формирующаяся парадигма в дискуривных исследованиях. мультимодальный дискурс-анализ Лабораторные 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Мультимодальный критический дискурс-анализ. Лабораторные 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.4. Составление программы дискурс-анализа Лабораторные 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.5. Мультимодальный критический дискурс-анализ. Социальная семиотика Лабораторные 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.6. Дигитализированный дискурс-анализ. Цифровые и социальные практики. Цифровые практики и интеллектуальные традиции Лабораторные 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.7. Дигитализированный дискурс-анализ. Комплексный герменевтически-статистический анализ медиаресурсов Лабораторные 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.8. Дигитализированный дискурс-анализ. Комплексный герменевтически-статистический анализ медиаресурсов Лабораторные 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.9. Дигитализированный дискурс-анализ. Корпусный анализ дискурса. Восходящий корпусный анализ Лабораторные 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.10. Разработка дискурсивного алгоритма оценки эффективности медийного текста Лабораторные 7 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.11. Технологии дискурс-анализа медиатекста Сам. работа 7 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11254#section-4

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Выберите правильную дату зарождения дискурс-анализа.
A. 2000 лет назад
B. 20 лет назад
C. 50 лет назад
D. 2015 лет назад
Ответ: D
2. Выберите правильно основной исторический источник дискурс-анализа.
A. Классическая литература
B. Классическая стилистика
C. Классическая риторика
D. Классическое искусство
Ответ: C
3. Выберите правильно название книги В. Я. Проппа, опубликованной в 1928 году.
A. Morphology of the Folk tale
B. Discourse Grammar
C. The Thread of Discourse
D. Towards a Model of Children’s Story Comprehension
Ответ: A
4. Выберите правильно дату возникновения современного дискурс-анализа согласно Т. ван Дейку.
A. Середина 19 века до н.э.
B. Середина 1860-х
C. Середина 1960-х
D. Середина 17 века
Ответ: C
Выберите правильно фамилию ученого, который основал системную грамматику (1961)
A. Гивон
B. Халлидей
C. Кистал
D. Харрис
Ответ:B
11. Выберите правильно дату, когда было зафиксировано повышенное внимание к анализу повседневного разговора в социологии.
A. Начало 1980-х
B. Начало 1990-х
C. Начало 1970-х
D. Начало 1950-х
Ответ:A
12. Выберите правильно название книги, повлиявшей на возникновение структурализма в 1960-х годах.
A. The Thread of Discourse
B. Discourse Grammar
C. Towards a Model of Children’s Story Comprehension
D. Morphology of the Folk tale
Ответ: D
13. Выберите правильно дату, когда во Франции впервые вышла публикация по результатам структурного анализа дискурса.
A. 1964
B. 1864
C. 1974
D. 1994
D
14. Выберите правильно фамилию ученого, предложившего новую дисциплину – семиотику (семиологию).
A. Барт
B. Тодоров
C. Пропп
D. Метц
Ответ: A
15. Выберите правильно направление грамматики, развитое Халлидеем (1961).
A. Трансформационная
B. Системная
C. Дискурсивная
D. Генеративная
Ответ: B
16. Выберите правильно объект рассмотрения критического дискурс-анализа.
A. Дискурсивные условия и следствия социального и политического неравенства
B. Дискурсивные условия и следствия экономического неравенства
C. Дискурсивные условия и следствия гендерного неравенства
D. Дискурсивные условия и следствия мультикультурализма
Ответ: A

17. В своем труде Т. ван Дейк высказывается в поддержку более широкого употребление дискурс-анализа в политологии. При каком условии это обращение осуществимо?
A. …если мы обнаружим то, что применимо в политологии
B. … если политическая риторика экспрессивна
C. … если мы имеем для продажи то, что хотят купить политологи
D. …если политический дискурс-анализ базируется на политических исследованиях
Ответ: A
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В чем состоит основное предположение дискурс-анализа?
Ответ: работа по деконструкции и реконструкции текстов может дать важные сведения по таким вопросам, как намерения автора текста или высказывания, политически доминирующие идеологии или потенциальное воздействие рекламы на определенную аудиторию.
2. Кто является один из ведущих ученых в области изучения дискурса?
Ответ: Теун ван Дейк
3. В чем состоит основной тезис концепции ванн Дейка?
Ответ: сосредоточиться на фундаментальных тематических структурах каждого текста на основе сведения информации, присутствующей в каждом тексте, обратившись к центральным семантическим аспектам.
4. Какова главная особенность модели анализа текста ванн Дейка:
Ответ: структурная природа. Дискурсивный анализ заключается в выявлении "тематических" и "схематических" элементов в организации текста.
5. Что, кроме текста, входит в сферу исследовательских интересов ван Дейка?
Ответ: изучении когнитивных процессов , связанных с производством и расшифровкой новостей.
6. Что является центральным элементом концепции ван Дейка?
Ответ: понятие макроструктуры. Макроструктура текста - это его тематическая организация: темы, которые его составляют, и иерархические отношения между ними в тексте. темы, из которых он состоит, и иерархическая взаимосвязь между ними в тексте
7. Какова функция макроправил?
Ответ: Сведение текста к макроструктурам осуществляется с помощью того, что ван Дейк называет ‘макроправила’. Примерами ‘макроправил’ являются удаление избыточной информации или синтез различных предложений в единое, более общее. Таким образом, ван Дейк реконструирует тексты в виде тематических скелетов.
8. Каким образом осуществляется идентификация макроструктур текста? Идентификация макроструктур текста опирается на макроправила: правила семантического отображения или преобразования, которые связывают предложения более низкого уровня с макропропозициями более высокого уровня. Удаление, обобщение и построение являются основными макрорулями, которые сводят информацию текста к его темам.
9. Что собой представляет механизм фрейминга как составляющая дискуср-анализа?
Ответ: Средствами обрамления являются "(1) метафоры, (2) примеры (т.е. исторические примеры, из которых извлекаются уроки), (3) крылатые фразы, (4) описания и (5) визуальные образы (например, иконки)’. Приемами рассуждения являются (1) корни (т.е. причинно-следственный анализ), (2) следствия (т.е. определенный тип эффекта) и (3) апелляция к принципу (т.е. набор моральных требований)’.
10. Каким образом может быть представлен медиатекст?
Ответ: Что касается медиа-пакета, то он может быть обобщен в матрице подписей, в которой указаны фрейм, диапазон позиций и восемь различных типов элементов подписи, которые в сжатой форме указывают на ядро .
11. В чем сущность нарративного подхода к анализу дискурса?
Ответ: концепция нарратива имеет более долгую историю, чем концепция фрейма. Она изучалась в основном в области литературоведения такими авторами, как Пропп, Лабов и Барт, но совсем недавно она была импортирована в социологию и другие социальные науки, включая медиасоциологию.
12. Почему удобно при разработке коммуникационного продукта использовать нарратив?
Ответ: несколько определяющих характеристик, связанных с концепцией истории. Ключевым аспектом историй является хронологическая последовательность. События упорядочиваются во временной последовательности (которая, однако, не обязательно должна быть линейной). Во-вторых, в рассказе должна быть какая -то логическая связность. События должны быть связаны между собой каким-то организующим принципом. Таким образом, обычно они представлены в терминах настройки, сложности и разрешения. Наконец, история подразумевает изменение ситуаций в результате развертывания последовательности событий.
13. В чем специфика нарративного анализа?
Ответ: Одной из определяющих черт нарративного анализа является внимание к тексту в целом и к смыслу как результату определенной структуры. Поэтому он отказывается разбивать такую структуру на более мелкие части (например, на темы). Хотя существуют вариации, методологические процедуры нарративного анализа часто включают поиск в тексте ранее упомянутых элементов, а именно персонажей, обстановки, действия, результата
14. Каковы концептуальны инструменты, помогающие исследователю «открыть» различные аспекты текста?
Ответ: Макроструктура, фрейм и нарратив.
15. На что нужно опираться при анализе текста?
Ответ: Важно использовать критическое мышление во время считывания данных.
16, Что относится к поверхностным дескрипторам текста? и структурная организация Я предлагаю сначала взглянуть на несколько "поверхностных" элементов текста - дату
Ответ: публикации, газету, в которой она была опубликована, автора, страницу ( номер страницы), на которой появилась статья, и размер статьи.
17. Что играет ключевую роль в определении того, о чем идет речь, а также в общей интерпретации вопроса? Следуя примеру ван Дейка, я буду оценивать заголовок статьи иначе, чем основную часть (остальной текст).
Ответ Структурная организация текста. Заголовок указывает на предпочтительное прочтение всей статьи. Больший вес также будет придан первым нескольким абзацам статьи отсутствующую
18. Какой вопрос следует задать во вторую очередь при анализе текста?
Ответ: какие объекты создает статья?
19. Каков будет третий вопрос?Связанный с этим вопрос, который следует задать на данном этапе анализа, заключается в следующем: Этот вопрос особенно актуален для таких сложных проблем, как изменение климата, которые имеют множество измерений и, следовательно, могут рассматриваться со многих точек зрения.14
Ответ: какие события/конкретные проблемы связаны с рассматриваемой более широкой проблемой?
20. Что может быть полезно с точки зрения политического статуса определенного дискурса?
Ответ: Выявление связей между конкретными событиями

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета с оценкой по всему изученному курсу. Зачет с оценкой проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2-3 вопроса: 1-2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

1. Тексты СМИ в парадигме культуры.
2. Медиадискурс как вид функционально-обусловленного дискурса.
3. Специфика современного российского медиадискурса.
4. Медиатекст как единица медиадискурса.
5. Медиатекст как законченное информационное и структурное целое, прагматика медиатекста.
6. Коммуникативные основы создания медиатекстов.
7. Информационная насыщенность медиатекста.
8. Информативность и способы ее повышения.
9. Процессы компрессии информации в медиатексте.
10. Информационно-структурные характеристики медиатекста.
11. Цельность и связность как главные качества медиатекста.
12. Тональные и литературные качества медиатекста.
13. Стиль как средство реализации конструктивной идеи медиатекста.
14. Диалогичность и диалоговость как фундаментальные свойства медиатекста.
15. Выразительность как свойство медиатекста.
16. Вербализация интертекстуальности в текстах массовой коммуникации
17. Игры с языком в медиатексте.
18. Медиатекст: технология воздействия.
19. Значение фоновых знаний в восприятии медиатекста.
20. Лингвистические и экстралингвистические особенности медиатекстов различных СМИ.
21. Сверхтекст и его типы.
22. Медиатекст как сверхтекст.
23. Гипертексте как тип медиатекста.
24. Виды медиадискурсов в зависимости от вида СМИ.
25. Виды информации и функционально-смысловые типы речи.
26. Типы текста: жанровое расслоение медиатекстов.
27. Аналитический медиадискурс: содержательно-формальные и прагматические характеристики.
28. Типы Аналитического медиатекста

Типовое практическое задание:

Осуществите дискурс-анализ следующего медиатекста.
«В мире всем без "АндерСона" плохо, а будет хорошо… Мне просто хочется, чтобы… Везде. Был. "АндерСон"», — говорит Анастасия Татулова, основательница сети из 50 семейных кафе в России.

Чтобы понять, как компания из пяти человек превратилась в сеть с 1500 сотрудниками и оборотом 2 млрд рублей, журналисты и авторы «Лаборатории "Однажды"» Евгения Пищикова и Дмитрий Соколов-Митрич поговорили с самой Татуловой, её директорами, управляющими кафе и даже официантами.

На основе этих интервью получилаСь довольно увлекательная книга о неординарной женщине, которая, несмотря на угрозы силовиков и откровенное рейдерство, упрямо идёт к цели открыть 4000 заведений по всему миру. В марте 2019 года её выпустили издательство «Манн, Иванов и Фербер» и Лаборатория «Однажды».

«Секрет» публикует главу, где Татулова рассказывает, какие легенды она сочиняла, чтобы открыть свой первый «АндерСон».
Легенда о чёрной девочке

Самая лучшая легенда — это несколько раз пересказанная правда. Вот правдивая легенда: в нашем первом кафе, на Островитянова, 5, мы не умели ещё делать сами заказные торты. Пекли, но очень мало. У нас был только один человек, который этим занимался. А заказов становилось всё больше и больше.

К нам начали постепенно обращаться звёзды, известные люди. То был первый наш успех, начало успеха, кафе на Островитянова было постоянно полным. И кто-то из знаменитостей заказал нам праздник. Нужно было сделать большой именинный торт. Наше производство при тех сроках, что были оговорены, справиться с заказом не могло. И мы этот торт отдали на откуп коллегам из известной кондитерской компании с полным описанием того, что надо сделать.

Тут нужно сказать, что имениннице её знаменитые родители дарили белую собачку. И торт нас просили сделать особенный, символизирующий акт дарения. Главным украшением должны были стать фигурки девочки и белой собачки. У нас были их фотографии, и подразумевалось некоторое портретное сходство. Мы коллегам всю эту историю рассказали, фотографии отдали, наступил день икс, из дружественной фирмы привезли готовый торт.

И звонит мне директор нашего кафе, в котором проходит праздник. И тихо, задыхаясь, говорит: «На торте девочка-негр и чёрная собака». Мы звоним этим тортоделам и спрашиваем: «Ребята, вы больные, что ли?» А они нам отвечают: «Простите, у нас белая мастика кончилась. Хотите, деньги за торт не отдавайте, но переделать ничего не можем».

Директор, словом, бьется в истерике. А там заказчик такой, который восемь раз все прорисовал любовно и пять раз переспросил, поняли ли мы, и прислал фотографии в разных ракурсах и девочки, и собачки. Мы-то поняли — что ж не понять-то. Девочка должна быть похожа сама на себя, собачка тоже.

Директор стоит у телефона, рыдает. Мы ей: «Короче, слушай внимательно. К моменту выноса торта, — говорим мы (а вокруг меня у телефона уже команда советчиков собралась), — выключаешь свет, вообще намертво выключаешь свет. Одна свечка светится на торте. Сама именинница маленькая, она не поймёт. Выключаешь свет, выносишь торт и очень бодро, быстро вот эту голову даёшь ей откусить. Игра такая. Happy Birthday, вау и всё такое. В общем, что хочешь делай, но чтобы они её не увидели».

Ну и что вы думаете? Гости на самом деле остались очень довольны. Креативный праздник. Собакину голову тоже быстро съели.

Вот так у нас родилась легенда о чёрной девочке. И этот вопль директора: «Что мне делать, мне привезли торт, а там девочка-негр!» — он остался в истории.
Как Татулова пробовала делать что-то кроме тортов

До «АндерСона» у меня было четыре основных места службы, четыре работы, и из каждой я вынесла знание, чем никогда в жизни точно не буду заниматься.

Сначала это было рекламное агентство, в котором я работала рекламным агентом. Надо было по телефону звонить и что-то кому-то предлагать. А я интроверт в критической степени. Даже сейчас для меня нет большего ужаса, чем корпоративные мероприятия, на которых надо выступать. У меня за неделю депрессия начинается.

<...>

Конечно, рекламное агентство вообще не моя работа была. Но я начала смотреть, как устроен этот бизнес, и подумала, что некисло кто-то придумал: наняли людей, зарплату им не платят, платят только проценты… Я тоже так могу. И смогла. Восемь лет я руководила собственным рекламным агентством. Это было самое начало дикого рынка, когда все занимались всем. У меня было несколько печатных станков и цех, в котором мы делали наружную рекламу. Это и стало специализацией — полиграфия и наружка.

Обычное агентство, которых в Москве миллион. Вернее, был миллион — до централизации рынка. Но тогда крупные сетевые агентства только зашли в Москву, только открывали свои представительства, так что рынок не был ещё поделён и всегда была возможность перехватить большой заказ.

Однажды нам достались два крупных клиента. EY и «Алмазы России — Саха». «Алмазы» заказали большую партию сувенирной продукции и не платили за неё год. А потом вдруг заплатили. Им под конец отчётного периода надо было куда-то деньги скинуть, предполагаю. Я от счастья чуть с ума не сошла. Машину себе купила.

А EY с присущей им элегантностью делали кубок по гольфу. Они хотели какие-то необычные призы, и мы ударили местной экзотикой — предложили им призовые кубки, расписанные под гжель. Разместили свой заказ на гжельском фарфоровом заводе. Обо всём договорились. Приехали забирать — и не нашли в цехах ни одного вменяемого человека. Вокруг — прекрасная пьющая деревня. Вечер.

В цеху стоит наш заказ, сделанный наполовину, и ответственный за производство товарищ нам говорит: «А приезжайте вы где-то этак навскидочку через месяц». А мне завтра заказ в Москву везти нужно. Поехала по деревне собирать мастеров, которые к вечеру ещё физически могли что-то там разрисовывать.

<...>

А тогда я подумала и решила, что всё, хватит. Больше не хочу. Просто появилось ощущение, что дальше будет всё одно и то же. Что лучше ничего не случится, потому что я просто не знаю, как это сделать лучше. Я продала имущество, трудоустроила своих людей и ушла в наём. Было у меня ощущение, что большая компания — это большой и интересный мир, которого я не знаю.

Этих миров, этих компаний у меня в итоге оказалось три. Назовём их так: мир А, мир В и мир С. Все три компании до сих пор существуют, они очень известны, поэтому я не хочу упоминать их названия, да это и не важно. Важно то, что я для себя из этих миров вынесла.

<...>

А потом потихоньку начала строиться моя картинка. В голове, прямо перед глазами. Сначала я просто поняла, что хочу что-то про хлеб и выпечку. В Москве на тот момент хлеба хорошего не было, только «Волконский». Когда у меня была возможность, я через весь город ездила на «Маяковскую» за хлебом. Там был мир, который мне нравился. Оно было какое-то волшебное, это место. Я подумала, что я примерно такое хочу, только местечковое. Я хочу, чтобы оно было про дом, про район, про семью. И начала думать, как это сделать.
Идеальное преступление

Когда всё только начиналось, я хотела сделать место, в котором я буду продавать то, что делаю, но для начала, чтобы попробовать, я предполагала продавать чужое, вкусное. Но ничего у меня не получилось. В «Волконском», который мне особенно нравился, мне отвечали, что готовы давать продукцию на реализацию, но это будет «такая вот цена». Я потом на эту цену должна была ещё что-то прибавить. Окончательная стоимость, скажем, багета получалась невероятной.

Тогда я перестала искать, где бы что-нибудь купить, чтобы что-нибудь продать, и поняла, что всё надо делать самой. И тут подвернулось мне место в бизнес-центре «Навигатор» на «Калужской». Там сдавали маленькую столовую с кафетерием и при ней можно было сделать производство.

У столовой было обременение. Условие сдачи в аренду было таким: нужно продолжать кормить всех работников этого бизнес-центра. Не бесплатно, разумеется, но за приемлемую цену. В рамках тендера нужно было доказать, что ты умеешь вкусно и дёшево кормить и у тебя есть возможности и опыт. Преимущество отдавалось сетевым операторам.

Я про столовую вообще не умела. Команды не было. Опыта не было. Имени не было. Сети не было. Но у меня была Ленка Елена Подвысоцкая, директор по настроению в «АндерСоне». И мне было очень надо.

Что я сделала? Я сказала представителю арендодателя, что мы уже давно на рынке (не знаю, как это вы о нас не слышали) и у нас есть такие то и такие то кафе. Дальше вспомните мультфильм по сказке Шарля Перро. Чьи это поля? Маркиза, маркиза, маркиза Карабаса!

«Конечно, — сказала я, — мы покажем вам свои заведения!» И мы с Ленкой повезли его в чужое кафе, где Ленку все знали, потому что она работала там директором. Заходим. «Привет». — «Привет». — «А можно мы на кухню к вам пойдём посмотрим?» — «Конечно можно». Ему очень понравилось. А мы выдохнули, подписали договор и начали потихонечку зарабатывать.

Итак, у нас было офисное кафе типа столовой, и к нему прилагалось производство. Мы нашли шеф-кондитера и начали составлять основу будущего ассортимента.

И тут (вдруг!) нам подвернулся кейтеринг.

Иностранная компания, сто двадцать человек. Нужно было каждый день готовить и привозить к ним в офис обеды. Они были готовы за это платить, и контракт предлагался минимум на год. Ежемесячная оплата — пятьсот тысяч рублей — в то время представлялась нам космической.

Мы опять вышли на тендер. На сей раз следующим образом: я поехала в «Академию» и купила там куриные котлеты. Потом я отправилась на Рогожский рынок и взяла там мои любимые фаршированные сливочным сыром крохотные перчики.

Затем я купила вообще всё, что мне в Москве нравилось по вкусу — разумеется, речь не шла о продуктах высокой кухни, — и мы с Ленкой сделали для наших будущих заказчиков дегустацию.

Лена вообще такой человек, что может продать всё, что угодно, и люди, которые купили всё, что угодно, будут ещё и счастливы. Она продуцирует вокруг себя зримую атмосферу праздника, как будто где-то рядом играет новогодняя музыка и хочется смеяться и тратить деньги на милые пустяки. Она производит почти вещественный накал счастья, а, между прочим, счастье тоже штука недёшевая.

<...>

От иностранной компании на следующий день позвонили и сказали, что выбирают нас. Лолита, наш нынешний генеральный директор, а тогда третий в лодке, посмотрела на всё это безобразие и говорит: «Вы что, больные? Как мы будем это готовить? Мы же вообще этого не умеем, и где ты купила эти чёртовы перчики?»

Но мы уже семь лет кормим эту компанию. Нам это уже и не нужно по деньгам, но мы семь лет их кормим за то, что они нам поверили. Они символ начала, наш талисман.

— И как же вы выкрутились? — спрашивали мы.

— Научились готовить. Сами готовили, взяли повара. Повторить котлеты из «Академии» оказалось тяжело. Они у них реально самые вкусные были в Москве. Я же не просто так их купила. Когда пришло время выкручиваться, я снова поехала в «Академию», села за столик, сделала заказ и говорю: «Из чего котлеты? У меня, знаете ли, аллергия буквально на всё. На приправы, специи, молочный белок и некоторые виды растительных жиров. Вот перечислите мне все ингредиенты, а то я посинею, схвачусь рукой за горло и угасну прямо тут».

Потом поехала в другую «Академию», собрала ещё детали, все процессы выяснила. Так я узнала, что куриные котлеты в «Академии» по себестоимости стоят ровно столько, сколько весь тот офисный обед, который надо было готовить и возить заказчикам. Это было смешно. Но мы придумали, как и что трансформировать и удешевить, чтобы было не сильно заметно, и начали работать.

А потом я стала искать помещение под наше первое кафе. Я очень долго это делала. Пятьдесят вариантов посмотрела. Может быть, сто. Каждый день ездила в разные места. А когда приехала на Островитянова, увидела «своё» кафе в жилом доме, внизу. Мне тогда вообще море было по колено — я же не знала требований СЭС по жилым помещениям. Сейчас не взяла бы. А тогда, подумаешь — в жилом доме! Поехали договариваться с владельцем. Там мы тоже немножко преувеличили. Я ему сказала, что мы уже о-го-го какие известные. А то, что он про нас ещё не знает, — это какая-то мифическая случайность.

— Умение блефовать на старте — это добродетель?

— Это был поиск решений, а не блеф. То, что я говорю, — уже правда, только будущая.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. З. Зельдови Менеджмент в медиаиндустрии: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Зельдович, Б. З. Медиаменеджмент: , 2020 www.biblio-online.ru
Л1.3 Н. Б. Кириллова Медиакультура и основы медиаменеджмента: учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 2. Smm, рынок m&a: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/540127E1-A354-40F9-8D7F-AA55E2551A2B
Л2.2 под общей редакцией О. Н. Жильцовой Интернет-маркетинг: учебник для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Энциклопедия маркетинга www.marketing.spb.ru
Э2 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э3 курс "Дискурс-анализ медиатекстов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
пункт Перечень программного обеспечения следующий:
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение дисциплины завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.