МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нейминг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное пространство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.социол.н., доцент, Василенко И.А.

Рецензент(ы):
Телеведущий ГТРК Алтай , Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Нейминг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения учебной дисциплины – освоить понятия нейминга и эффективного нейминга; овладеть принципами построения эффективного названия.
Основными задачами учебной дисциплины являются: познакомить студентов с основными понятиями теории нейминга; познакомить с основными составляющими эффективности коммерческого названия; дать информацию о месте нейминга в системе родственных понятий – коммерческая номинация, товарный знак, бренд, номен и др.; дать сведения об основных методах определения эффективности коммерческого названия; дать информацию о месте и роли эффективного нейминга в медиакоммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3способен разрабатывать и продвигать медиапроект на всех этапах его жизненного цикла
ПК-3.1 Знает технологии разработки, реализации и продвижения медиапроектов; особенности современной цифровой культуры и медийного производства
ПК-3.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению медиапроектов; использовать современные ИКТ, в том числе интернет технологии и специализированные программные продукты для разработки и продвижения медиапроектов
ПК-3.3 Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения медиапроектов с учетом особенностей цифровой культуры и медийного производства; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.различные аспекты нейма, основные способы и характеристики номинации, основные критерии оценки эффективной номинации.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать номинации, грамотно и рационально использовать в медиатексте разработанные наименования; самостоятельно разрабатывать комплексный нейминг
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями нейминга; технологиями эффективного использования нэйминга; навыками проведения экспертизы нэймов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы номинации
1.1. Понятие и сущность нейминга. Классификация номинации. Виды и функции коммерческой номинации. Лекции 8 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Коммерческая номинация и товарный знак. Коммерческая номинация и бренд. Практические 8 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Коммерческая номинация и товарный знак. Коммерческая номинация и бренд. Сам. работа 8 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.4. История русской коммерческой номинации Практические 8 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.5. История русской коммерческой номинации Сам. работа 8 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.6. Система русского языка как основа русского нейминга. Лекции 8 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.7. Система русского языка как основа русского нейминга. Практические 8 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.8. Система русского языка как основа русского нейминга. Сам. работа 8 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.9. Фонетика коммерческих названий. Практические 8 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.10. Фонетика коммерческих названий. Сам. работа 8 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Технологии номинации
2.1. Технологии разработки нейма. Лекции 8 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Технологии разработки нейма. Практические 8 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Технологии разработки нейма. Сам. работа 8 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Словообразование коммерческих названий Практические 8 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.5. Словообразование коммерческих названий Сам. работа 8 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.6. Ономастика русского нейминга Практические 8 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.7. Ономастика русского нейминга Сам. работа 8 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.8. Нейминг как грамматико-стилистическая и поэтико-риторическая система. Практические 8 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.9. Нейминг как грамматико-стилистическая и поэтико-риторическая система. Сам. работа 8 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.10. Нейминг в социолингвистическом и лингвокультурологическом аспектах. Лекции 8 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.11. Бриф и творческая платформа нэйма. Практические 8 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.12. Бриф и творческая платформа нэйма. Сам. работа 8 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.13. Понятие эффективности коммерческой номинации. Методы оценки эффективности. Лекции 8 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.14. Понятие эффективности коммерческой номинации. Методы оценки эффективности. Практические 8 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.15. Понятие эффективности коммерческой номинации. Методы оценки эффективности. Сам. работа 8 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11060

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: способен разрабатывать и продвигать медиапроект на всех этапах его жизненного цикла.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Языковая номинация товаров и услгу, преследующая коммерческие
цели – это:
а. нейминг
б. коммерческая номинация
в. Позиционирование
г. Торговая марка
Ответ: б
Вопрос 2. Регистрация товарного знака регулируется:
а. Законом о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест
происхождения товаров
б. Гражданским Кодексом РФ
в. ФЗ «О Рекламе»
г. ФЗ «О СМИ»
Ответ: б
Вопрос 3. Одному номену может соответствовать:
а. только одно коммерческое название
б. несколько коммерческих названий
в. одна торговая марка
г. один товарный знак
Ответ: б
Вопрос 4. Одному коммерческому названию может соответствовать
а. только одно коммерческое название
б. несколько коммерческих названий
в. только один номен
г. несколько номенов
Ответ: г
Вопрос 5. Товарный знак – это понятие
а. лингвистической
б. юридическое
в. профессиональный жаргонизм
г. рекламное
Ответ: б
Вопрос 6. Охранная функция товарного знака заключается в
а. гарантировании соответствующего качества товаров
б. защите выпускаемой продукции на рынке
в. в том, что соответствующее название способствует доведению до
потребителя информации о фирме, услуге, товаре, их свойствах и
г. наименовании товара/услуги
Ответ: б
Вопрос 7. Мотивированность коммерческой номинации как составляющая
коммуникативной эффективности – это
а. мотивированность с точки зрения номинатора
б. мотивированность с точки зрения потребителя
в. мотивированность с точки зрения целевой аудитории
г. мотивированность с точки зрения производителя
Ответ: б
Вопрос 8. Изменение коммерческого названия чаще осуществляется
а. по социально-политической причине
б. по юридической причине
в. из соображений позиционирования
г. из соображений сегментирования
Ответ: б
Вопрос 9. Ту-134 – это
а. коммерческое название
б. номен
в. торговая марка
г. торговый знак
Ответ: б
Вопрос 10. Процесс современной коммерческой номинации – это
а. стихийный процесс
б. процесс со своими закономерностями
в. юридический процесс
г. творческий процесс
Ответ: б
Вопрос 11. Ассоциативное соответствующие коммерческое название - это название:
а. вызывающее ассоциации, связанные с товаром или услугой
б. вызывающее позитивные ассоциации, связанные с товаром или услугой
в. вызывающее ассоциации, связанные с производителем
г. вызывающее ассоциации, связанные с цветом
Ответ: б
Вопрос 12. ООО «Глобус» - это:
а. коммерческое название
б. фирменное наименование
в. бренд
г. торговая марка
Ответ: б
Вопрос 13. Метод выявления субъективных ожиданий позволяет оценить
а. информативность коммерческого названия
б. мотивированность коммерческого названия
в. фонетическую привлекательность коммерческого названия
г. знак, вошедший во всеобщее употребление
Вопрос 15. Информативная функция коммерческого названия заключается
а. в том, чтобы дать имя товару, услуге и т.п.
б. в том, что соответствующее название способствует доведению до
потребителя информации о фирме, услуге, товаре, их свойствах и
в. в том, что бы моно было регистрировать торговую марку
Ответ: б

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: способен разрабатывать и продвигать медиапроект на всех этапах его жизненного цикла.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Приведите примеры эффективных и неэффективных, с Вашей точки зрения, коммерческих названий.
Ответ: Dove, Роснефть. Nigaz, Bledina.
Вопрос 2. Назовите известные Вам случаи изменения коммерческого названия (т.н. ренейминга). Проанализируйте причины проведенного ренейминга.
Ответ: Переименование «Merloni» в «Indesit Company» . Для рынка бытовой техники стало нормой, чтобы в названии компаний присутствовало имя ведущего бренда: это сделали «Candy Group», «Whirlpool Corporation» и «Electrolux». На тот момент, когда решили переименовать компанию «Merloni», бренд «Indesit» занимал в компании лидирующие позиции по объему продаж.
Вопрос 3. Проанализируйте современные коммерческие названия. Какие способы создания названия используются в настоящее время чаще всего?
Ответ: 1. Соединить несколько слов. 2.Придумать слово, которого нет (неологизм). Приставки, суффиксы, сложения слов, удачные аббревиатуры. 3. Использовать ФИ основателей / их части.
Вопрос 4. Воспользовавшись материалом официального сайта Роспатента, ознакомьтесь с условиями регистрации товарного знака. С чем связаны основные причины отказа в регистрации товарного знака?
Ответ: Отказ в регистрации связан с тем, что подобное название уже существует.
Вопрос 5. Что такое коллективный товарный знак?
Ответ: Коллективный знак - принадлежит группе или ассоциации предприятий. Они предназначены для использования членами группы или ассоциации. Коллективный знак, таким образом, отличает товары или услуги членов ассоциации от товаров и услуг других предприятий.
Вопрос 6. Что такое комбинированный товарный знак?
Ответ: Комбинированный товарный знак - совокупность изобразительных и словесных элементов в товарном знаке.
Вопрос 7: Что такое лицензионный договор на товарный знак?
Ответ: Лицензионный договор на товарный знак – это такой договор, по которому одна сторона – обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.
Вопрос 8. Что значит Мадридская система регистрации товарных знаков?
Ответ: Мадридская система предлагает владельцам товарных знаков возможность охраны принадлежащим им знаков в нескольких странах-членах Мадридского союза путем подачи одной заявки непосредственно в национальное ведомство по товарным знакам своей страны. Мадридская система также в значительной мере упрощает последующее управление товарным знаком, поскольку имеется возможность внесения записи о последующих изменениях или о продлении регистрации путем одного процедурного действия. Впоследствии могут быть также указаны дополнительные страны.
Вопрос 9. Что включает в себя нейминг?
Ответ: Нейминг (от анегл. “naming”) - это комплекс работ по разработке фирменного наименования, словесного товарного знака (имени бренда, торговой марки), который включает в себя креативную составляющую и юридическую поддержку (проверка предлагаемых на рассмотрение клиенту названий на юридическую чистоту, с последующей регистрацией товарного знака).
Вопрос 10. Что такое фирменное наименование?
Ответ: Фирменное наименование – обозначение юридического лица, позволяющее отличить его от других участников экономического оборота, идентифицировать его. Охраняется в соответствии со ст. 1473 IV части ГК РФ. В некоторых случаях, может быть схожим с наименование торговой марки, или обладать собственной защитой.
Вопрос 11. Перечислите задачи нейминга.
Ответ: Задачи нейминга: коммуникативные – продвигать на рынке товары или услуги производимые компанией и способствовать индивидуализации предметов маркетинга; юридическая – защищать их от подделок и других видов нелегального использования; коммерческая – способствовать увеличению дохода владельца торговой марки, когда предмет маркетинга реализуются под известным и популярным именем.
Вопрос 12. Что такое прагматонимы?
Ответ: Прагматонимы – словесные товарные знаки.
Вопрос 13. Что такое эргонимы?
Ответ: Эргонимы – названия фирм, предприятий, организаций;
Вопрос 15. Назовите виды топонимизации?
Ответ: использование географических названий рек (гидронимы); населенных пунктов (ойконимы); названия рельефных объектов (оронимы); космических объектов (астронимы).
Вопрос 16. Что такое терранимизация?
Ответ: Это использование названий объектов живой и неживой природы: геологические термины (геонимы); названия растений (плантонимы); животных (зоонимы).
Вопрос 17. Приведите примеры лексико-синтаксический способ нейминга.
Ответ: Законченная смысловая конструкция («Домик в деревне»); Нумерализация – использование в названиях цифровых обозначений («Вареничная №1»); Аллитерация – повторяющиеся в тексте одинаковые или однородные согласные («Ваш Лаваш», «Coca-Cola»);
Инициализация − нейминг на основе буквенных обозначений («М.Видео»);
Вопрос 18. Приведите пример использования антифазиса в нейминге.
Ответ: Антифазис - это приём нейминга, заключающийся в употреблении слова или словосочетания в противоположном смысле, обычно ироническом:
антитеза – резкое противопоставлении понятий («Красное & Белое»);
ирония (и самоирония) (магазин очков «Слепая курица»),
оксюморон – образное сочетание противоречащих друг другу понятий («Горячий лед»)
сарказм – сатирическое изобличение (магазин «Сытый Обжора»)
Вопрос 19. Приведите примеры личностно-преимущественный нейминга.
Ответ: («Мастерская Кузнецова», «Клиника профессора Преображенского»)
Вопрос 20. Опишите этапы нейминга.
Ответ: Нейминг включает следующие шаги (этапы нейминга):
Постановка цели, которую необходимо достичь сочетанием имени и предмета маркетинга;
Конкурентный анализ рынка;
Анализ целевой аудитории;
Анализ имени компании - владельца, внутренней среды и проч., если неймингом занимается сторонний подрядчик;
Описание предмета маркетинга, для которого разрабатывается имя:
Креативная работа по созданию вариантов названия;
Выбор наиболее приемлемого имени и вариантов к нему, тщательный анализ и проработка:
стилистическая – нейминг осуществляется в соответствии с имиджем и стилем, присущим целевой аудитории;
рекламопригодность – нейминг должен создает название, пригодное и способное продвинуть предмет маркетинга;
визуальная – нейминг должен предполагать продуманность изображения, написания, пригодность использования имени в различных коммуникациях и условиях использования;
фонесемантическая – на подсознательном уровне имя должно вызывать ассоциации и эмоции;
Патенто-правовая проверка;
Техническая проработка нейминга – варианты написания имени, цветовая, шрифтовая и проч. проработка;
Тест на фокус-группах;
Согласование и утверждение.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый, вопрос раскрыт, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, но краткий, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. А. Поляков, А. А. Романов Реклама: разработка и технологии производства: учебник и практикум для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/475820
Л1.2 Поляков В.А. Реклама: разработка и технологии производства: Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.3 Федотова, Л. Н.  Реклама: теория и практика: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/489371
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 курс "Нейминг" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа студентов над курсом предполагает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.