МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиаграмотность в условиях информационного общества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное пространство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 127
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18,5 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 22 22 20 20 42 42
Сам. работа 76 76 51 51 127 127
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко А.В.

Рецензент(ы):
Телеведущий ГТРК Алтай , Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Медиаграмотность в условиях информационного общества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины- ознакомить с теориями, посвященными информатизации общества на протяжении его истории; сформировать представление о современных информационных ресурсах; изучить феномен информационной культуры, особенностей формирования медиаграмотности в разные возрастные периоды для формирования представления об информационной культуре человека и общества, а также о медиаграмотности и особенностях ее формирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен применять мультимедийные в производственном процессе выпуска медиа-проекта и (или) медиапродукта с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства.
ПК-4.1 Знает содержание и способы применения современных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов
ПК-4.2 Умеет осуществлять выбор эффективных мультимедийных технологий для производства медиапроектов и (или) медиапродуктов с учетом тенденций развития цифровой культуры
ПК-4.3 Владеет навыками применения современных мультимедийных технологий в процессе производства медиапроекта и (или) медиапродукта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о способах и типах иллюстрирования различных медиа;
о правилах подбора, создания и размещения в изданиях различного типа иллюстраций и фотографий;
о правилах использования цвета и построения композиции в иллюстрациях и фото;
о способах формирования, хранения и защиты фотобанков;
об этапах и технологиях процесса изготовления различных медиапродуктов;
о правилах оформления отчетов и документации различных медиа, о принципах социальной ответственности.
3.2.Уметь:
3.2.1.креативно мыслить в сфере дизайна и верстки медиа;
ориентироваться в тематике издания;
подбирать фото и другие типы иллюстраций согласно тематике и профилю медиа;
искать и создавать фотобанки различных изданий;
взаимодействовать с фотографами, художниками, с выпускающими редакторами, авторами, верстальщиками, дизайнерами и др. участниками в процессе создания медиапродукта, учитывая эффекты совей профессиональной деятельности,
оформлять необходимую документацию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования креативных методик в сфере дизайна медиа;
работы с специальным программным обеспечением процесса бильд-редактирования, верстки и монтажа различных типов изданий: газеты, журнала, веб-страницы,и т.д., владеть приемами профессиональной коммуникации в сфере медиа в соответствии с принципами социальной ответственности и этическими нормами медиакоммуникаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Медиаграмотность
1.1. Место и роль медиа в условиях информационного общества Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
1.2. Место и роль медиа в условиях информационного общества Практические 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
1.3. Понятие медиаграмотности. Основные термины, теории, ключевые концепции современных медиа Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
1.4. Жанры современной медиакультуры Практические 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
1.5. Проблемы медиавосприятия и развития аудитории в области медиакультуры Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
1.6. Уровни и типология медиавосприятия. Феномен массововго успеха медиатекста. Практические 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
1.7. Социальные медиа и коммуникаторы Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
1.8. Кибермоббинг Практические 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
1.9. Основные правила поведения в социальных сетях Практические 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
1.10. Новостная грамотность Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
1.11. Новостная грамотность Практические 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
1.12. Почтовые сервисы Практические 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
1.13. Новостная грамотность Сам. работа 5 76 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
1.14. Правила сетевого этикета и деловой корреспонденции Практические 6 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
1.15. Digital экология Практические 6 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Медиаобразование
2.1. Медиаобразование в современном мире Лекции 6 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
2.2. Поддержка медиаобразования Практические 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
2.3. Основные исторические этапы развития медиаобразования в России Лекции 6 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
2.4. Основные исторические этапы развития медиаобразования в России Практические 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
2.5. Основные исторические этапы развития медиаобразования в в зарубежной практике Практические 6 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
2.6. Современные тенденции медиаобразования в России. Практические 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
2.7. Основные причины популярности медиатекстов (фольклорность основы, зрелищность жанра, авторская интуиция, система «эмоциональных перепадов», опора на функцию компенсации, рекреацию и т.д.). Сам. работа 6 51 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3
2.8. Экзамен 6 27 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.4, Л1.2, Л1.5, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7271

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-4: Способен применять мультимедийные в производственном процессе выпуска медиа-проекта и (или) медиапродукта с учетом тенденций развития цифровой культуры и медийного производства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что такое медиаграмотность?
а. восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов медиатекстов
б. воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д
в. умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст, то есть результат медиаобразования.
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Медиаграмотность может помочь людям:
а. Развивать навыки критического мышления
б. Распознавать предвзятость, искажение смысла, дезинформацию и ложь
в. Выстраивать межличностное общение в реальной действительности
ОТВЕТ: а,б.

Вопрос 3. Умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные выводы – это?
а. творческое мышление
б. критическое мышление
в. нарративное мышление
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Действие или заявление, направленное на введение в заблуждение; преднамеренная ложь; новости, которые включают дезинформацию – это?
а. пранк
б. ложь
в. фейковая информация
ОТВЕТ: в

Вопрос 5. Что такое фактчекинг?
а. Дезинформация
б. Технология создания контента
в. Технология манипулирования общественным сознание
г. технология проверки информации на правдивость, точность и достоверность
ОТВЕТ: г

Вопрос 6. Что такое кибербуллинг?
а. травля, оскорбления или угрозы, высказываемые жертве с помощью средств электронной коммуникации, в частности, сообщений в социальных сетях, мгновенных сообщений, электронных писем и СМС.
б. преступная деятельность, целью которой является неправомерное использование компьютера, компьютерной сети или сетевого устройства.
в. воздействие на информационную систему с целью повредить её, получить или ограничить к ней доступ, собрать конфиденциальные данные.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 7. Что из перечисленного относится к видам кибербуллинга?
а. Троллинг
б. Фишинг
в. Сталкерство
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Способность человека находить, оценивать и четко передавать информацию с помощью набора текста и других средств массовой информации на различных цифровых платформах – это?
а. медиаграмотность
б. цифровая грамотность
в. коммуникативная грамотность
ОТВЕТ: б


Вопрос 9. Какие типы грамотности вбирает в себя понятие цифровой грамотности?
а. медиаграмотность
б. информационная грамотность
в. компьютерная грамотность
ОТВЕТ: а,б,в.

Вопрос 10. Набор правил и норм поведения, которые регулируют взаимодействие людей в онлайн-среде – это
а. медиаменеджмент
б. цифровая грамотность
в. медиагигиена
г. цифровой этикет
ОТВЕТ: г

Вопрос 11. Умение жить в медиамире, гармонично и эффективно использовать девайсы и гаджеты, видеть мир вокруг и видеть мир внутри - это
а. Digital-экология
б. Медиаграмотность
в. Цифровой этикет
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Медиаэтика – это?
а. этические нормы и принципы, связанные с использованием и распространением информации средствами массовой коммуникации.
б. умение жить в медиамире, гармонично и эффективно использовать девайсы и гаджеты, видеть мир вокруг и видеть мир внутри
в. набор правил и норм поведения, которые регулируют взаимодействие людей в онлайн-среде
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Человек, существование которого напрямую формируется процессом получения, потребления и осмысления информации, предоставляемой медийной средой – это?
а. человек медийный
б. зумер
в. миллениалы
ОТВЕТ: а

Вопрос 14. Общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний – это?
а. медиатизированное общество
б. информационное общество
в. сетевое общество
ОТВЕТ: б

Вопрос 15. Процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники – это?
а. медиаобразование
б. медиаграмотность
в. цифровая грамотнсть
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что такое медиаграмотность?
ОТВЕТ: умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст, то есть результат медиаобразования

Вопрос 2. Какие навыки развивает медиаграмотность?
ОТВЕТ: Развивать навыки критического мышления; Распознавать предвзятость, искажение смысла, дезинформацию и ложь; Оценивать медиа послания, основанные на собственном опыте, навыках, верованиях и ценностях; Создавать и рапространять собственные медиа послания; Адаптироваться к изменениям в медиасреде и т.д.
Вопрос 3. Что такое критическое вышление?
ОТВЕТ: умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные выводы.

Вопрос 4. Действие или заявление, направленное на введение в заблуждение; преднамеренная ложь; новости, которые включают дезинформацию – это?
ОТВЕТ: фейковая информация

Вопрос 5. Что такое фактчекинг?
ОТВЕТ: технология проверки информации на правдивость, точность и достоверность

Вопрос 6. Что такое кибербуллинг?
ОТВЕТ: травля, оскорбления или угрозы, высказываемые жертве с помощью средств электронной коммуникации, в частности, сообщений в социальных сетях, мгновенных сообщений, электронных писем и СМС.

Вопрос 7. Назовите известные вам виды кибербуллинга?
ОТВЕТ: троллинг, сталкерство, фрейпинг, аутинг, бойкот, кетфишинг

Вопрос 8. Способность человека находить, оценивать и четко передавать информацию с помощью набора текста и других средств массовой информации на различных цифровых платформах – это?
ОТВЕТ: цифровая грамотность

Вопрос 9. Какие типы грамотности вбирает в себя понятие цифровой грамотности?
ОТВЕТ: медиаграмотность, информационная грамотность, компьютерная грамотность, интернет-грамотность.

Вопрос 10. Набор правил и норм поведения, которые регулируют взаимодействие людей в онлайн-среде – это
ОТВЕТ: цифровой этикет.

Вопрос 11. Умение жить в медиамире, гармонично и эффективно использовать девайсы и гаджеты, видеть мир вокруг и видеть мир внутри - это
ОТВЕТ: Digital-экология

Вопрос 12. Что такое медиаэтика?
ОТВЕТ: этические нормы и принципы, связанные с использованием и распространением информации средствами массовой коммуникации

Вопрос 13. Человек, существование которого напрямую формируется процессом получения, потребления и осмысления информации, предоставляемой медийной средой – это?
ОТВЕТ: человек медийный

Вопрос 14. Общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний – это?
ОТВЕТ: информационное общество

Вопрос 15. Что такое медиаобразование?
ОТВЕТ: Процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники

Вопрос 16. Что такое медиавосприятие?
ОТВЕТ: восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов медиатекстов

Вопрос 17. Что такое медиавоздействия?
ОТВЕТ: воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д

Вопрос 18. Что такое киберпреступление?
ОТВЕТ:преступная деятельность, целью которой является неправомерное использование компьютера, компьютерной сети или сетевого устройства.

Вопрос 19. Дайте определение понятию «медиа»
ОТВЕТ: средства осуществления коммуникации между различными группами, индивидуумами и (или) доставки любых содержательных продуктов аудитории.

Вопрос 20. Как называется социальная практика использования коммуникационных средств (медиа) для получения и освоения определенного символического содержания и осуществления социальных связей и взаимодействий?
ОТВЕТ: медиапортебление

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера и 1 практическое задание.

1. Роль масс-медиа в современном информационном обществе.
2. Информационное общество: понятие, общая характеристика.
3. СМК и СМИ в современном обществе.
4. Информационные права и свободы.
5. Медиакультура как современный феномен.
6. Жанры современной медиакультуры.
7. Роль медиакультуры в современном информационном обществе.
8. Показатели оценки уровней медиавосприятия.
9. Классификация уровней медиавосприятия.
10. Барьеры медиавосприятия.
11. Феномен Cyber-Mobbing в современном медиапространстве.
12. Методы борьбы с кибербуллингом.
13. Правила «сетевого» этикета специалиста в сфере медиакоммуникаций.
14. Понятие «интернет-гигиена».
15. Новость в современном коммуникационном пространстве.
16. Новостные драйверы.
17. Основные причины популярности медиатекстов.
18. Методы деконструкции сообщений печатных СМИ.
19. Методы деконструкции радиосообщений.
20. Методы деконструкции телевизионных новостных материалов.
21. Методы деконструкции сообщений новых медиа.
22. Медиаграмотность.
23. Современные проблемы медиаграмотности.
24. E-mail: основы и безопасность.
25. Популярные почтовые сервисы, их специфика.
26. Правила сетевого этикета и деловой корреспонденции.
27. Принципы и этикет деловой переписки.
28. Сетевой деловой этикет и деловые электронные письма.
29. Вербальные тактики, способствующие ведению переговоров.
30. Информационные экосистемы.
31. Принципы digital-экологии.
32. Экосистемные модели, основанные на информационных технологиях.
33. Теории медиаобразования.
34. Медиаобразование в современном мире.
35. История медиаобразования в России.
36. Основные исторические этапы развития медиаобразования в зарубежной практике.
37. Современные модели медиаобразовательной деятельности.
38. Массовое медиаобразование в России на современном этапе
39. Современные тенденции медиаобразования в России.
40. Медиаграмотность и медиаобразование.

Типовое практическое задание
Используя навыки, полученные в ходе изучения дисциплины, разработайте правила «интернет-гигиены» для специалистов сферы медиакоммуникаций.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ищейнов В.Я. Информационная безопасность и защита информации: теория и практика: учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020 biblioclub.ru
Л1.2 Кирия, И.В. История и теория медиа : Издательский дом Высшей школы экономики, 2020 biblioclub.ru
Л1.3 Сулейманов М. Д., Бардыго Н. С. Цифровая грамотность = Digital literacy: Креативная экономика, 2019 biblioclub.ru
Л1.4 Масалков А.С. Особенности киберпреступлений: инструменты нападения и защиты информации: Другое Издательство "ДМК Пресс", 2018 e.lanbook.com
Л1.5 Чернышова Л. И. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: ЭТИКА, КУЛЬТУРА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ: Учебное пособие для СПО Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э3 курс "Медиаграмотность в условиях информационного общества" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.