МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Блоггинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное пространство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 16 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 22 22 32 32 54 54
Сам. работа 38 38 73 73 111 111
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
к.филол.н., Доцент, Валюлина Е.В.;Ст. преподаватель, Жеребненко А.В.

Рецензент(ы):
телеведущий ГТРК "Алтай", Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Блоггинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать знания и навыки создания, ведения, продвижения корпоративного блога, снабдить студентов инструментами использования блогов в деятельности СМИ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3способен разрабатывать и продвигать медиапроект на всех этапах его жизненного цикла
ПК-3.1 Знает технологии разработки, реализации и продвижения медиапроектов; особенности современной цифровой культуры и медийного производства
ПК-3.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению медиапроектов; использовать современные ИКТ, в том числе интернет технологии и специализированные программные продукты для разработки и продвижения медиапроектов
ПК-3.3 Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения медиапроектов с учетом особенностей цифровой культуры и медийного производства; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает технологии разработки, реализации и продвижения медиапроектов; особенности современной цифровой культуры и медийного производства
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению медиапроектов; использовать современные ИКТ, в том числе интернет технологии и специализированные программные продукты для разработки и продвижения медиапроектов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения медиапроектов с учетом особенностей цифровой культуры и медийного производства; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Блог как персональное СМИ
1.1. Тенденции развития блогосферы Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Специфика различных платформ ведения блогов Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Специфика различных платформ ведения блогов Практические 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Контент для блога. Специфика различных форматов Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Специфика различных форматов блогов Практические 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Блог как инструмент создания персонального бренда
2.1. Блог как инструмент создания персонального бренда Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Блог как инструмент создания персонального бренда Практические 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Психологические основы работы в сети
3.1. Психологические основы работы в сети Лекции 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Психологические основы работы в сети Практические 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Психологические основы работы в сети Сам. работа 6 38 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Основы маркетинга и монетизации блога
4.1. Основы маркетинга и монетизации блога Лекции 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Продвижение блога Практические 7 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Монетизация блога Практические 7 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Управление медиапроектами
5.1. Управление медиапроектами Лекции 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.2. Управление медиапроектами Практические 7 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.3. Управление медиапроектами Сам. работа 7 73 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7277

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-3: Способен разрабатывать и продвигать медиапроект на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Верно ли, что в России деятельность блогера приравнивается в деятельности СМИ
а. нет, неверно
б. верно
Ответ: а.

Вопрос 2. Совокупность действий субъекта в рамках ведения им электронного дневника (блога), совершаемых с той или иной периодичностью и предпринимаемых для выражения собственного мнения по поводу тех или иных тем, событий и субъектов, а также привлечения к нему (этому мнению) внимания других участников блогосферы – это?
а. блогосфера
б. блог
в. блогинг
Ответ: в.

Вопрос 3. Верно ли утверждение: «Двухсторонний симметричный характер коммуникации в блогосфере является ключевым условием поддержания отношений с целевой аудиторией»?
а. Да, верно
б. Нет, неверно
Ответ: а

Вопрос 4. Совокупность всех блогов, представляющая собой сообщество или социальные сети участников блогов – это?
а. блогосфера
б. медиасфера
в. социальное пространство
Ответ: а

Вопрос 5. Регулярно обновляемый персональный интернет-ресурс, на котором блогер размещает медиатексты – это?
а. социальная сеть
б. блог
Ответ: б

Вопрос 6. Что такое CPA?
а. «плата-за-действие» — система рекламирования, при которой рекламодатели платят за определенное действие — заказ, покупку, подписку
б. система рекламирования сайта, при котором рекламодатель платит за каждый переход на сайт по размещенному им объявлению.
в. «плата-за-милю». Миля в переводе с латинского — «тысяча». В этом случае рекламодатель платит за непосредственно весомый результат — за 1000 кликов или 1000 новых контактов
Ответ: а

Вопрос 7. Tone of Voice - это?
а. стиль общения бренда с клиентами, пользователями, целевой аудиторией
б. вид контента, который предлагают пользователю бесплатно
в. реклама, которая направлена на аудиторию с определенными чертами характера
Ответ: а

Вопрос 8. К какому виду постов относится формула АIDA:
а) Информационный
б) Продающий
в) Пост доверия
Ответ: б

Вопрос 9. Что такое call-to-action?
а. призыв к действию
б. призыв к покупке
в. обещание бонуса в обмен на контакты
Ответ: а

Вопрос 10. Визуализация данных или идей, целью которой является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом – это?
а. изображение
б. чек-лист
в. инфографика
Ответ: в.

Вопрос 11. К какому типу контента относится рецепт?
а. продающему
б. вовлекающему
в. познавательному
Ответ: в

Вопрос 12. Что такое лид-магнит?
а. призыв к действию
б. призыв к покупке
в. обещание бонуса в обмен на контакты
Ответ: в


Вопрос 13. Какой ресурс для ведения блогов стал первым?
а. LiveJournal
б. Blogger.com
в. Дзен
Ответ: б

Вопрос 14.Перечислите основные платформы для блогинга в России в 2023 году.
а. Вконтакте
б. Дзен
в. Инстаграм
Ответ: а,б

Вопрос 15. Действие или заявление, направленное на введение в заблуждение; преднамеренная ложь – это?
а. фейк
б. фактчекинг
в. клип
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Дайте определение блогингу.
Ответ: совокупность действий субъекта в рамках ведения им электронного дневника (блога), совершаемых с той или иной периодичностью и предпринимаемых для выражения собственного мнения по поводу тех или иных тем, событий и субъектов, а также привлечения к нему (этому мнению) внимания других участников блогосферы.

Вопрос 2. Что такое WOM-коммуникация?
Ответ: передача сообщения в процессе личного общения.

Вопрос 3. Что такое блогосфера?
Ответ: совокупность всех блогов, представляющая собой сообщество или социальные сети участников блогов.

Вопрос 4. Дайте определение блогу.
Ответ: это регулярно обновляемый персональный интернет-ресурс, на котором блогер размещает медиатексты.

Вопрос 5. Что обозначает аббревиатура CPA?
Ответ: «плата-за-действие» — система рекламирования, при которой рекламодатели платят за определенное действие — заказ, покупку, подписку

Вопрос 6. Что обозначает аббревиатура CPM?
Ответ: «плата-за-милю». Миля в переводе с латинского — «тысяча». В этом случае рекламодатель платит за непосредственно весомый результат — за 1000 кликов или 1000 новых контактов.

Вопрос 7. Что обозначает аббревиатура CPC?
Ответ: система рекламирования сайта, при котором рекламодатель платит за каждый переход на сайт по размещенному им объявлению.

Вопрос 8. Tone of Voice - это?
Ответ: стиль общения бренда с клиентами, пользователями, целевой аудиторией

Вопрос 9. Что такое call-to-action?
Ответ: призыв к действию

Вопрос 10. Что такое инфографика?
Ответ: визуализация данных или идей, целью которой является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом

Вопрос 11. Что такое лид-магнит?
Ответ: бесплатное полезное предложение, которое блогеры продвигают среди своих потенциальных клиентов. В обмен на эту услугу блогер получает контакты — email или номер телефона.

Вопрос 12. Какой ресурс для ведения блогов стал первым?
Ответ: В 1999 году компания «Pyra Labs» из Сан-Франциско открыла сайт Blogger.com, использовавшийся в качестве первой службы для ведения блогов, предоставляемой на бесплатной основе. Далее популярность блогов стала возрастать. В начале 2000-х годов стала набирать популярность площадка для ведения блогов «LiveJournal» («Живой Журнал»), и некоторые продвинутые российские пользователи активно включились в начавшийся процесс, который, соответственно, получил название блогинг, а тех, кто начал активно создавать контент на просторах блог-площадок, стали называть блогерами.
Вопрос 13. Перечислите основные платформы для блогинга в России в 2023 году.
Ответ: Это разрешенные на территории РФ соцсети («Вконтакте», «Одноклассники»), соцмедиа «Телеграм», «Дзен» и «Рутуб»

Вопрос 14. Что такое фейк?
Ответ: Действие или заявление, направленное на введение в заблуждение; преднамеренная ложь.

Вопрос 15. В какой стране впервые появились блоги?
Ответ: США. История создания блога началась в 1994 г., когда американский студент Джастин Холл впервые начал вести дневник в Интернете

Вопрос 16. Классифицируйте блоги по типу авторства.
Ответ: по типу авторства – личный (авторский, частный) блог, псевдонимный блог, блог-подделка, коллективный или социальный блог, корпоративный блог, рекламный блог или пиар-блог

Вопрос 17. Классифицируйте блоги по виду мультимедиа
Ответ: текстовый блог, фотоблог, артблог, музыкальный блог, видеоблог, спортивный блог, фирменные блоги, литературные блоги

Вопрос 18. На какой интернет-платформе в России появились первые блоги?
Ответ: LiveJournal (Живой журнал)

Вопрос 19. Что такое влог?
Ответ: видеоблог

Вопрос 20. Что такое инфлюенс-маркетинг?
Ответ: это продвижение товаров или услуг через лидеров мнений.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (6 семестр) \ экзамена (7 семестр) по всему изученному курсу. Зачет и экзамен проводятся в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

1. Оптимизация текста для поисковых систем.
2. Установка и настройка профессиональной статистики для блога.
3. Social Media Marketing.
4. Правовые основы работы в сети интернет.
5. Особенности продвижения корпоративного бренда в сети интернет.
6. Мастерство написания заголовков.
7. Разработка digital-стратегии для бизнеса.
8. Теория сетевых сообществ.
9. Контекстная реклама.
10. Реклама в социальных сетях.
11. Управление репутацией в сети интернет.
12. Управление каналом на Youtube.
13. Видеотрансляции в Periscope и Facebook - специфика вещания в прямом эфире.
14. Технологии подбора команды для медиапроекта.
15. Организация канала продаж через Интернет и роль блога в этой системе.
16. Основы управления проектами.
17. Основы использования инфографики в блоге.
18. Защита авторских прав и интеллектуальной собственности.
19. Автоматизированные системы для ведения бизнеса в Интернете.
20. Обзор систем мониторинга и аналитики медиасферы.
21. Этапы работы над видеороликом, предпродакшн и постпродакшн.
22. Основы тележурналистики.
23. Монтаж видеороликов. Приемы и типичные ошибки.

Типовые практические задания
В городе Барнауле запускается новый сервис такси, ориентированный на молодежную аудиторию.
Предложите варианты digital-стратегии для его запуска.
Разработайте digital-стратегию, поддерживающую открытие частного стоматологического кабинета в городе Барнауле.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: учеб. пособие: М.: Дашков и Ко. — 324 с. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2011, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Баранова Е. А. КОНВЕРГЕНТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.3 под общей редакцией О. Н. Жильцовой Интернет-маркетинг: учебник для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 БЛОГИ КАК СРЕДСТВО ЖУРНАЛИСТСКОЙ КОММУНИКАЦИИ elibrary.ru
Э2 Бизнес-блоггинг: руководство к действию www.cossa.ru
Э3 Основы ведения блога zarubinaleksandr.com
Э4 Курс Блоггинг portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом, экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.