Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.06.01. Средства массовой информации |
Направленность | Журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 42_06_01_Средства массовой информации-2021,2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | 2 (3) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 20 | 20,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 | 24 | 24 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 | 28 | 28 |
Сам. работа | 46 | 46 | 19 | 19 | 65 | 65 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна
1.1. | формирование у аспирантов профессиональных знаний о научных методах исследования массовых коммуникаций, возможностях их применения в научно-исследовательской работе и в профессиональной деятельности медиаспециалиста |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1 |
ПК-1 | способность осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности |
ПК-3 | готовность использовать знания о специфике журналистской деятельности, базовых принципах функционирования медиасистем и различных видов средств массовой информации / новых медиа, о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности в области средств массовой информации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретико-методологические основы научных исследований журналистики, иметь представление о методиках и принципах организации научных исследований; понимать ограничения и возможности применения научных методов в исследованиях журналистики (в том числе СМИ). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | формулировать цели и задачи научного исследования, выбирать и обосновывать научные методики, оптимальные для реализации целей и задач исследования; анализировать и интерпретировать результаты исследования; формулировать выводы и представлять результаты исследования; осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения результатов научного исследования в научно-исследовательской работе, в том чисел в рамках подготовки диссертационного исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Актуальные парадигмы современных медиаисследований | ||||||
1.1. | Теория СМИ как комплексное междисциплинарное знание. Основные направления и объекты исследования | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.2. | Теория СМИ как комплексное междисциплинарное знание. Основные направления и объекты исследования | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.3. | Теоретико-журналистские подходы и методы в исследованиях СМИ | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.4. | Теоретико-журналистские подходы и методы в исследованиях СМИ | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.5. | Социологические подходы и методы в исследованиях СМИ | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.6. | Социологические подходы и методы в исследованиях СМИ | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.7. | Психологические подходы и методы в исследованиях СМИ | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.8. | Психологические подходы и методы в исследованиях СМИ | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.9. | Экономические подходы и методы в исследованиях СМИ | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.10. | Экономические подходы и методы в исследованиях СМИ | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.11. | Исследования языка СМИ | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.12. | Исследования текстов СМИ – количественные и качественные исследования | Практические | 2 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.13. | Подбор и анализ литературы по актуальным проблемам современных медиаисследований. Презентация введения к диссертационному исследованию | Сам. работа | 2 | 46 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 2. Основные подходы в современных медиаисследованиях и методы исследования медиадискурса | ||||||
2.1. | Дискурс-анализ в исследованиях СМИ | Лекции | 3 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.2. | Аудиторные медиаметрические исследования в СМИ | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.3. | Исследования рекламы и связей с общественностью в СМИ | Лекции | 3 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.4. | Работа с источниками в исследованиях СМИ | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.5. | Методология качественных и количественных исследований массовой коммуникации | Лекции | 3 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.6. | Глубинные интервью в качественных исследованиях массовой коммуникации Методика и технология фокус-групп | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.7. | Прикладные качественные исследования в медиаиндустрии | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.8. | Презентация научного исследования аспиранта: методология и методический инструментарий | Сам. работа | 3 | 19 | ПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Учение о методах научного познания и их комбинациях, которое представляет собой общетеоретическую конструкцию, определяющую принципы, нормы и процедуру получения научного знания. Связана с разработкой и повышением результативности методов познания – это… Правильный ответ: методология 2. Способ или совокупность приемов, подходов, направленных на достижение цели познания объективной реальности. Предполагает определенную процедуру, включающую последовательные действия, направленные на решение исследовательской задачи. Это… Правильный ответ: метод 3. Методика исследования – это… Правильный ответ: совокупность приемов, операций, применяемых в строгой последовательности и взаимосвязи с целью сбора эмпирических и фактологических данных, их обобщения и обработки. 4. ______________________________методы ориентированы на выявление специфических характеристик феномена и поэтому концентрирует свое внимание на всестороннем его рассмотрении, в единстве всех составляющих, в совокупности объективных и субъективных факторов, обусловливающих развитие данного феномена, обеспечивают определение сущностных признаков, свойств, характеристик изучаемых объектов с тем, чтобы восполнить недостаточность их теоретической проработанности. С их помощью выстраивается логическая цепь причинно-следственных зависимостей между анализируемыми явлениями коммуникативного пространства и открывается возможность их интерпретации. Правильный ответ: качественные / качественные методы 5. ______________________ методы могут быть охарактеризованы как «формализованные» и «массовые». Под формализацией в данном случае понимается степень направленности методики на фиксацию строго определенного набора анализируемых переменных и количественное их измерение. Правильный ответ: количественные / количественные методы 6. ____________________ интервью – это индивидуальная беседа, проводимая по заранее разработанному сценарию, которая предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты. Правильный ответ: глубинное / глубинное интервью 7.________________________– это такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности, из которой извлечена данная выборка, представлены приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой данный признак выступает в этой генеральной совокупности. Правильный ответ: репрезентативная выборка 8. Документ, описывающий характер и методику исследовательских действий, сроки и этапы исследования, - это… Правильный ответ: план исследования 9. Количественный метод, предполагающий числовую оценку определенных компонентов с дополнением различными качественными классификациями и выявлением тех или иных структурных закономерностей, - это… Правильный ответ: контент-анализ 10овокупность аналитических методов интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности людей, осуществляемой в конкретных общественно-политических обстоятельствах и культурно-исторических условиях, - это… Правильный ответ: дискурс-анализ 11. Разновидность дискурс-анализа, разработанная Норманом Фейрклаф , в которой утверждается, что дискурс — лишь один из множества аспектов любой социальной практики, - это… Правильный ответ: критический дискурс-анализ 12. Метод _____________________ является групповой дискуссией, в ходе которой выясняется отношение участников к определенному виду деятельности, сфере услуг, конкретному медиапродукту. Ценность получаемой информации состоит в том, что участники дискуссии обсуждают проблему, основываясь на собственном опыте. Правильный ответ: фокус-группа / фокусированное интервью Фокусированное интервью, как и любое другое социологическое исследование, предполагает: 1) ____2) ___________3)______________. Правильный ответ: наличие программы и плана, команды, респондентов 14. Систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции аналитического проекта в соответствии с основными целями и задачами, ее методического и процедурного обеспечения, выдвигаемых гипотез и операций, обеспечивающих проверку их результатов, - это… Варианты правильного ответа: программа / план анализа 15. Какой метод сбора информации предполагает непосредственное визуальное или слуховое восприятие реальных событий и их регистрацию? Правильный ответ: наблюдение КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или отсутствует. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена в конце семестра. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие достаточное количество баллов, получают оценку автоматически. Для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Цыпин Г. М. | Работа над диссертацией. Навигатор по "трассе" научного исследования: для вузов | М.: Юрайт, 2019. | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Митрошенков, О. А. | История и философия науки: учебник для вузов | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Индивидуальность педагога | Задорина, О. С.: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | А. И. Липкина | Философия науки: учебник для магистратуры | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л2.3 | Вернадский В. И. | Философия науки. Избранные работы: | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
Э2 | Электронное научное издание «Медиаскоп» | www.mediascope.ru | ||
Э3 | Лаборатория Силамедиа — практические курсы для тех, кто осваивает мир медиа и коммуникаций | silamedialab.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: 1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
403Д | 403Д | 403Д |
414аД | 414аД | 414аД |
Программа дисциплины включает в себя лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу аспиранта. Самостоятельная работа подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. |