МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.06.01. Средства массовой информации
НаправленностьЖурналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_06_01_Средства массовой информации-2021,2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 20 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 14 14 14 14 28 28
Сам. работа 46 46 19 19 65 65
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., профессор, Пургин Ю.П.;д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.06.01 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 901)

составлена на основании учебного плана:
42.06.01 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у аспирантов профессиональных знаний о научных методах исследования массовых коммуникаций, возможностях их применения в научно-исследовательской работе и в профессиональной деятельности медиаспециалиста

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности
ПК-3 готовность использовать знания о специфике журналистской деятельности, базовых принципах функционирования медиасистем и различных видов средств массовой информации / новых медиа, о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности в области средств массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы научных исследований журналистики, иметь представление о методиках и принципах организации научных исследований;
понимать ограничения и возможности применения научных методов в исследованиях журналистики (в том числе СМИ).
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать цели и задачи научного исследования, выбирать и обосновывать научные методики, оптимальные для реализации целей и задач исследования;
анализировать и интерпретировать результаты исследования;
формулировать выводы и представлять результаты исследования;
осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения результатов научного исследования в научно-исследовательской работе, в том чисел в рамках подготовки диссертационного исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Актуальные парадигмы современных медиаисследований
1.1. Теория СМИ как комплексное междисциплинарное знание. Основные направления и объекты исследования Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Теория СМИ как комплексное междисциплинарное знание. Основные направления и объекты исследования Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Теоретико-журналистские подходы и методы в исследованиях СМИ Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Теоретико-журналистские подходы и методы в исследованиях СМИ Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Социологические подходы и методы в исследованиях СМИ Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Социологические подходы и методы в исследованиях СМИ Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Психологические подходы и методы в исследованиях СМИ Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Психологические подходы и методы в исследованиях СМИ Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.9. Экономические подходы и методы в исследованиях СМИ Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.10. Экономические подходы и методы в исследованиях СМИ Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.11. Исследования языка СМИ Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.12. Исследования текстов СМИ – количественные и качественные исследования Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.13. Подбор и анализ литературы по актуальным проблемам современных медиаисследований. Презентация введения к диссертационному исследованию Сам. работа 2 46 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Основные подходы в современных медиаисследованиях и методы исследования медиадискурса
2.1. Дискурс-анализ в исследованиях СМИ Лекции 3 4 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Аудиторные медиаметрические исследования в СМИ Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Исследования рекламы и связей с общественностью в СМИ Лекции 3 4 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Работа с источниками в исследованиях СМИ Практические 3 4 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Методология качественных и количественных исследований массовой коммуникации Лекции 3 4 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Глубинные интервью в качественных исследованиях массовой коммуникации Методика и технология фокус-групп Практические 3 4 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Прикладные качественные исследования в медиаиндустрии Практические 3 4 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Презентация научного исследования аспиранта: методология и методический инструментарий Сам. работа 3 19 ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Учение о методах научного познания и их комбинациях, которое представляет собой общетеоретическую конструкцию, определяющую принципы, нормы и процедуру получения научного знания. Связана с разработкой и повышением результативности методов познания – это…
Правильный ответ: методология

2. Способ или совокупность приемов, подходов, направленных на достижение цели познания объективной реальности. Предполагает определенную процедуру, включающую последовательные действия, направленные на решение исследовательской задачи. Это…
Правильный ответ: метод

3. Методика исследования – это…
Правильный ответ: совокупность приемов, операций, применяемых в строгой последовательности и взаимосвязи с целью сбора эмпирических и фактологических данных, их обобщения и обработки.

4. ______________________________методы ориентированы на выявление специфических характеристик феномена и поэтому концентрирует свое внимание на всестороннем его рассмотрении, в единстве всех составляющих, в совокупности объективных и субъективных факторов, обусловливающих развитие данного феномена, обеспечивают определение сущностных признаков, свойств, характеристик изучаемых объектов с тем, чтобы восполнить недостаточность их теоретической проработанности. С их помощью выстраивается логическая цепь причинно-следственных зависимостей между анализируемыми явлениями коммуникативного пространства и открывается возможность их интерпретации.
Правильный ответ: качественные / качественные методы

5. ______________________ методы могут быть охарактеризованы как «формализованные» и «массовые». Под формализацией в данном случае понимается степень направленности методики на фиксацию строго определенного набора анализируемых переменных и количественное их измерение.
Правильный ответ: количественные / количественные методы

6. ____________________ интервью – это индивидуальная беседа, проводимая по заранее разработанному сценарию, которая предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты.
Правильный ответ: глубинное / глубинное интервью

7.________________________– это такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности, из которой извлечена данная выборка, представлены приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой данный признак выступает в этой генеральной совокупности.
Правильный ответ: репрезентативная выборка

8. Документ, описывающий характер и методику исследовательских действий, сроки и этапы исследования, - это…
Правильный ответ: план исследования

9. Количественный метод, предполагающий числовую оценку определенных компонентов с дополнением различными качественными классификациями и выявлением тех или иных структурных закономерностей, - это…
Правильный ответ: контент-анализ

10овокупность аналитических методов интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности людей, осуществляемой в конкретных общественно-политических обстоятельствах и культурно-исторических условиях, - это…
Правильный ответ: дискурс-анализ

11. Разновидность дискурс-анализа, разработанная Норманом Фейрклаф , в которой утверждается, что дискурс — лишь один из множества аспектов любой социальной практики, - это…
Правильный ответ: критический дискурс-анализ

12. Метод _____________________ является групповой дискуссией, в ходе которой выясняется отношение участников к определенному виду деятельности, сфере услуг, конкретному медиапродукту. Ценность получаемой информации состоит в том, что участники дискуссии обсуждают проблему, основываясь на собственном опыте.
Правильный ответ: фокус-группа / фокусированное интервью

Фокусированное интервью, как и любое другое социологическое исследование, предполагает: 1) ____2) ___________3)______________.
Правильный ответ: наличие программы и плана, команды, респондентов

14. Систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции аналитического проекта в соответствии с основными целями и задачами, ее методического и процедурного обеспечения, выдвигаемых гипотез и операций, обеспечивающих проверку их результатов, - это…
Варианты правильного ответа: программа / план анализа

15. Какой метод сбора информации предполагает непосредственное визуальное или слуховое восприятие реальных событий и их регистрацию?
Правильный ответ: наблюдение

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или отсутствует.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена в конце семестра.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие достаточное количество баллов, получают оценку автоматически.
Для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цыпин Г. М. Работа над диссертацией. Навигатор по "трассе" научного исследования: для вузов М.: Юрайт, 2019. www.biblio-online.ru
Л1.2 Митрошенков, О. А. История и философия науки: учебник для вузов Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Индивидуальность педагога Задорина, О. С.: учебное пособие для вузов Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 А. И. Липкина Философия науки: учебник для магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.3 Вернадский В. И. Философия науки. Избранные работы: Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э2 Электронное научное издание «Медиаскоп» www.mediascope.ru
Э3 Лаборатория Силамедиа — практические курсы для тех, кто осваивает мир медиа и коммуникаций silamedialab.ru
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
403Д 403Д 403Д
414аД 414аД 414аД

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа дисциплины включает в себя лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу аспиранта.
Самостоятельная работа подразделяется на аудиторную и внеаудиторную.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.