МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.06.01. Средства массовой информации
НаправленностьЖурналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_06_01_Средства массовой информации-2021,2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 33
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 20,5 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 12 12 12 12 24 24
Сам. работа 12 12 21 21 33 33
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 36 36 72 72 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Кирилин К.А.

Рецензент(ы):
д.филос.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.06.01 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 901)

составлена на основании учебного плана:
42.06.01 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у аспирантов профессиональных теоретических знаний об актуальных процессах, проблемах и явлениях в сфере журналистики и СМИ, требующих теоретического осмысления и овладение необходимой системой данных знаний; подготовка аспирантов к применению данных знаний в самостоятельной научно-исследовательской и практической профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 готовность использовать знания о специфике журналистской деятельности, базовых принципах функционирования медиасистем и различных видов средств массовой информации / новых медиа, о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности в области средств массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1. Знает отечественный и мировой опыт разработки и реализации аналогичных (сходных) медиапроектов.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2. Умеет оценить соответствие медиапроекта формату, целевой аудитории СМИ или других медиа.
ПК-3.3. Планирует и разрабатывает авторский или коллективный практико-ориентированный медиапроект (или его элементы).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.4. Готовит к реализации практико-ориентированный медиапроект (или его элементы) и несет ответственность за результат.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Мультимедийная журналистика в России
1.1. Генезис мультимедийной журналистики и трансформация профессии Лекции 3 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Генезис мультимедийной журналистики и трансформация профессии Практические 3 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Генезис теоретических медиа в России Лекции 3 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Современные тенденции развития журналистики Лекции 3 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Современные тенденции развития журналистики Практические 3 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Мультимедиа и новые принципы новостей Лекции 3 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Журналистика в эпоху инноваций и мультимедийного сторителлинга Практические 3 4 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Инструменты мультимедийного журналиста Практические 3 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Функции старых СМИ Лекции 3 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Влияние Интернета на экономику СМИ Лекции 3 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Современные конвергентные процессы в условиях функционирования «новых медиа» Практические 3 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Составление глоссария по изученному материалу Сам. работа 3 12 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Принципы мультимедийной редакции
2.1. Стратегия развития мультимедийной редакции и новые бизнес-модели Лекции 4 4 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Стратегия развития мультимедийной редакции и новые бизнес-модели Практические 4 4 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Принципы организации работы мультимедийной редакции: специфика, технологические платформы, планирование, продвижение Практические 4 6 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. СМИ как инструмент формирования общественного мнения Лекции 4 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Гражданская журналистика и журналистика соучастия Лекции 4 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Особенности восприятия контента новых медиа. Новая роль аудитории новых медиа Практические 4 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Особенности поведения аудитории в разных соцсетях. Скорость восприятия информации у аудитории разных медиа. Пользовательский контент и способы его эксплуатации Лекции 4 4 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Составление конспекта по изученному материалу, продолжение ведения теоретического словаря Сам. работа 4 10 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Подготовка материала для научной статьи Сам. работа 4 11 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тест по курсу
«Актуальные проблемы журналистики»

1. Журналистская информация имеет двойственную природу. С одной стороны, это продукт духовного производства, создаваемый с целью воздействия на сознание человека, побуждения его к определенной деятельности, изменения его представлений о мире или просто для лучшей его ориентации в тех жизненных ситуациях, в которых он находится. А с другой стороны, чем она является?

Ответ: эта информация поступает на рынок и становится товаром. Как всякий товар, она обладает потребительской стоимостью и просто стоимостью. Первая означает способность этого товара удовлетворять информационную потребность его покупателя. Вторая означает цену затрат труда, необходимого для производства этого товара.

2. Одной из организационно-правовых форм юридического лица редакции СМИ является:
А) Редакция МУП
Б) Редакция МУР
В) Редакция СУП
Г) Редакция КУБ
Ответ: А

3. Редакционно-издательский маркетинг – это:

Ответ: особый вид редакционной деятельности, связанной с продвижением издания на рынок, направленной на обеспечение его существования и на удовлетворение информационных потребностей аудитории.

4. Что такое информационная ниша?

Ответ: Ответ: Под информационной нишей (от лат. nidus – гнездо) понимают часть сегмента рынка изданий, представляющую наилучшие условия для выпуска газеты, журнала, сетевого СМИ, теле- или радиопрограммы, их распространения и для получения прибыли. Вместе с тем рыночной нишей может являться новый тип издания, не представленный в избранном сегменте, часть аудитории, не обслуженная ранее другими СМИ, новый тип услуги, предоставляемой аудитории, или же новый вид информационной деятельности редакции

5. Назовите основные цели редакционного менеджмента СМИ:

Ответ: обеспечение существования СМИ путем укрепления его экономической, финансовой базы и воспитание экономического мышления у всех работников редакции СМИ

6. Какие существуют методы распространения и реализации тиража печатных СМИ?

Ответ: Розничная и оптовая продажа номеров издания, распространение по подписке, бесплатное распространение

7. Медиасистема России не включает компонент:
А) Телевизионные СМИ
Б) Печатные периодические издания
В) Сетевые издания
Г) Магазины видео- и аудиотехники
Ответ: Г

8. Медиасистема – это:

Ответ: совокупность взаимосвязанных медиапредприятий на национальном или региональном информационном пространстве

9. Перечислите основные новые медиа:

Ответ: сетевые СМИ, мобильное ТВ, блогосфера, социальные сети, виртуальные сообщества, виртуальные игры и др.

10. Фейковые новости – это:

Ответ: недостоверная информация в СМИ и социальных сетях, которую выдают за правду

11. В России существует общественный телеканал. Он называется:
А) СТС
Б) ОРТ
В) ОТР
Г) Россия
Ответ: В

12. Главным документом, регламентирующим жизнедеятельность редакции СМИ, является:
А) Положение
Б) Устав
В) Уложение
Г) Кодекс
Ответ: Б

13. Из каких частей складывается бюджет СМИ?

Ответ: доходная и расходная части

14. Основными правами личности, наиболее часто нарушаемыми СМИ и журналистами, являются:

Ответ: право на честь, достоинство и деловую репутацию, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны

15. Главным российским профессионально-этическим документом для журналиста, содержащим принципы и нормы журналистской этики, является:

Ответ: Кодекс профессиональной этики российского журналиста
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1 ЧАСТЬ
1. Журналистика и экономический фактор. Его роль в возникновении и развитии журналистики и СМИ.
2. Массовая информация как товар на информационном рынке.
3. Информационный рынок. Закономерности его формирования и развития.
4. Правовые и экономические формы организации СМИ.
5. Основы редакционно-издательского маркетинга.
6. Выбор информационной ниши.
7. Конкуренция и конкурентные ситуации.
8. Методы маркетинга, его редакционная служба.
9. Финансовая политика редакции и компании.
10. Бюджет и баланс редакции, их структура.
11. Рекламная политика редакции.
12. Основы редакционного менеджмента.
13. Имидж периодического издания. Его название как фирменное имя, торговая марка. Дизайн издания и его популярность.
14. Распространение периодического издания. Рынок распространителей. Стратегия и тактика распространения. Методы распространения и реализации тиража. Редакционная служба распространения.
15. Менеджмент и этика. Этические нормы взаимоотношений менеджера с руководителями и сотрудниками редакции.
Структура билета
Билет к зачету № 3
1. Информационный рынок. Закономерности его формирования и развития.
2. Проанализируйте информационную повестку дня, представленную на мировом, федеральном, региональном уровнях. Опишите использованные пропагандистские приемы, формы подачи новостей, мультимедийные средства, редакционную политику издания и т.д.

2 ЧАСТЬ
1. Трансформация медиасистемы в России. Роль государства.
2. Проблемы саморегулирования медирынка России.
3. Современная медиаиндустрия. Новые медиа и традиционные СМИ в конкуренции за аудиторию.
4. Процесс создания стоимости СМИ. Трансформация процесса в услових развития цифровых технологий.
5. Глокальные новости. Методологический подход.
6. Социальные сети. Влияние платформ.
7. От коллективных к индивидуальным медиа.
8. Фейковые новости и проблемы медиаграмотности на современном этапе.
9. Общественные СМИ: основные принципы организации.
10. Изменения на рекламном рынке. Современные возможности медийной рекламы.
11. Глобальная аудитория СМИ и индивидуальные медиа. Проблемы и возможности, открывающиеся на информационном рынке.
12. Состояние рынка печатных СМИ. Причины его падения.
13. Медиапотребление: аудитория традиционных СМИ и интернет.
14. Изменение маркетинговых подходов в условиях новых тенденций развития информационного рынка.
15. Экономическое содержание и виды инвестиций в СМИ.
16. Бизнес-планы и экономические модели СМИ.
17. Баланс и бюджет СМИ.
18. Этические аспекты ведения бизнеса в СМИ.
Отлично
(повышенный уровень) 1. Полнота изложения теоретического материала.
2. Полнота и правильность выполнения практического задания.
3. Правильность и / или аргументированность изложения (последовательность действий).
4. Самостоятельность ответа.
5. Культура речи. Студентом даны полные, в логической последовательности развернутые ответы на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знание предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, выполнил предложенные практические задания без ошибок, демонстрирует высокий уровень культуры речи.
Хорошо
(базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Выполнил предложенные практические задания с небольшими неточностями, указывающими на наличие несистематичности и пробелов в знаниях. Демонстрирует хороший уровень культуры речи.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Наблюдаются нарушения норм культуры речи.
Неудовлетвори-тельно
(уровень не сформирован) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Практическое задание не выполнено.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дзялошинский, И.М. Современное медиапространство России : Аспект Пресс, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Цыпин Г. М. Работа над диссертацией. Навигатор по "трассе" научного исследования: для вузов М.: Юрайт, 2019. www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Индивидуальность педагога Задорина, О. С.: учебное пособие для вузов Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 Бобров, А.А. Путь к профессионализму: учебное пособие Директ-Медиа, 2014 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронное научное издание «Медиаскоп» www.mediascope.ru
Э2 ВЦИОМ: системный исследовательско-консалтинговых подход wciom.ru
Э3 Лаборатория Силамедиа — практические курсы для тех, кто осваивает мир медиа и коммуникаций silamedialab.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403Д 403Д 403Д
414аД 414аД 414аД
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа дисциплины включает в себя лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу аспирантов.
Самостоятельная работа подразделяется на аудиторную и внеаудиторную.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.