МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Предметные области исследования медиасферы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.06.01. Средства массовой информации
НаправленностьЖурналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_06_01_Средства массовой информации-2021,2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 33
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 20,5 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 12 12 12 12 24 24
Сам. работа 12 12 21 21 33 33
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 36 36 72 72 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., профессор, Пургин Ю.П.;к.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Предметные области исследования медиасферы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.06.01 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 901)

составлена на основании учебного плана:
42.06.01 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся в аспирантуре представлений о системе предметных областей исследования медиасферы, особенностях исследовательских подходов и используемых методов, междисциплинарных возможностей исследования СМИ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 готовность использовать знания о специфике журналистской деятельности, базовых принципах функционирования медиасистем и различных видов средств массовой информации / новых медиа, о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности в области средств массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные подходы к изучению СМИ в различных науках гуманитарного и социально-экономического циклов;
базовые принципы функционирования медиасистем и различных видов СМИ;
представлять специфику применяемых методов.
3.2.Уметь:
3.2.1.выбрать подход и методы для собственного исследования в журналистике в соответствии с его целью и задачами, особенностями объекта и предмета изучения (там же).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью к критическому анализу имеющихся исследовательских подходов в различных научных дисциплинах, их возможностей;
навыками использования полученных знаний в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности в области средств массовой информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Медиасистемы и медиасферы. Понимание журналистики в теории медиа
1.1. Современное состояние отечественных исследований в области журналистики и медиа Лекции 3 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Современное состояние отечественных исследований в области журналистики и медиа Практические 3 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.3. Журналистская картина мира и социальная ответственность СМИ Лекции 3 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.4. СМИ в контексте политики и общественной сферы Лекции 3 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.5. Политэкономия медиа и медиаэкономика Практические 3 4 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.6. Эффекты СМИ и медиатизация Лекции 3 6 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.7. Эффекты СМИ и медиатизация Практические 3 6 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.8. Анализ ключевых направлений дисскусии о современном состоянии и перспективах развития теории журналистики и медиа в России (презентация исследования) Сам. работа 3 12 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Теории медиа в условиях трансформации общественных практик и цифровизации СМИ
2.1. Подходы к осмыслению цифровых медиа Лекции 4 4 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.2. Подходы к осмыслению цифровых медиа Практические 4 4 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.3. Массмедийная коммуникация и функции основных имеджеформирующих компонентов современной редакции Лекции 4 4 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.4. Массмедийная коммуникация и функции основных имеджеформирующих компонентов современной редакции Практические 4 4 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.5. Типология журналистики, формирование и функционирование различных типов изданий Лекции 4 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.6. Реклама в СМИ Лекции 4 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.7. Гражданская журналистика как один из аспектов журналистских исследований Практические 4 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.8. Проблемы свободы прессы и ее реализации Практические 4 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.9. Анализ событий, которые отразились в практике современной отечественной журналистики ХХI века: в соответствии с темой научного исследования аспиранта Сам. работа 4 21 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ АСПИРАНТА:
- Подготовьте доклад-конспект (репродуктивная часть). Ответ на 1 выбранный вопрос с учетом темы научного исследования аспиранта.

1. Теория медиа в условиях трансформации общественных практик и цифровизации СМИ.
2. Теория журналистики / СМИ в России. Понимание журналистики в теории медиа.
3. Специфика медиа как предмета изучения в контексте общественного развития и академической динамики.
4. Основные подходы к изучению медиа в России.
5. Проблемные зоны системной теоретизации медиа и пути ее развития.
6. Ключевые направления в дискуссии о современном состоянии и перспективах развития теории журналистики и медиа в России в журнале «Вопросы теории и практики журналистики» (с 2016 г.).
7. Медиа как один из ключевых институтов общества, обладающий значительным влиянием на общественное мнение и большим организационным потенциалом.
8. Основные направления и препятствия для развития отечественных медиаисследований на современном этапе.
9. Переход медиа в новые технологические и организационные условия.
10. Теоретические подходы к анализу природы и особенностей становления современной российской медиаиндустрии в условиях общественных трансформаций.
11. Медиаиндустрия в контексте культурных индустрий, критической политэкономии и бизнеса.
12. Анализ экономических процессов и финансовых данных на основе изучения массива новой статистики различных сегментов медиарынка (количество изданий, вещателей, тиражи, рейтинги, распределение рекламы по каналам СМИ), показателей медиапотребления, тенденций медиабизнеса.
13. Медиасистемы в процессе глобального развития (Медиатренды 2019 – Е.Л. Вартанова).
14. Цифровизация медиа: коммуникация, аудитория, регулирование.
15. Журналистика в условиях мультимедийности (Медиатренды 02.2021).
16. Медиапространство России: сущность и основные характеристики (И.М. Дзялошинский).
17. Субъекты российского медиапространства: создатели контента, институты регулирования и контроля, медиааудитория.
18. Медиатекст в условиях мультимедийности (Медиатренды 02.2021).
19. Медиадискурс в условиях мультимедийности
20. Как цифровая коммуникация трансформирует социальное равенство и создает новое неравенство (Медиатренды 2019 – Йозеф Траппель)

- Творчески осмыслите вопросы в приложении к журналистике (продуктивная часть) и собственному научному исследованию. Выделите события / открытия / факты и т.п., которые в том или ином варианте нашли отражение в практике современной отечественной журналистики ХХI века.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена в конце каждого семестра.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие достаточное количество баллов, получают оценку автоматически.
Для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины. Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 2.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 5 баллами, выводится средняя оценка.
Оценивание КИМ в целом: • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитенко, А.А. Основы медиажурналистики : учебное пособие Новосибирск : НГТУ, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Дзялошинский, И.М. Современное медиапространство России : Аспект Пресс, 2017 biblioclub.ru
Л1.3 Цыпин Г. М. Работа над диссертацией. Навигатор по "трассе" научного исследования: для вузов М.: Юрайт, 2019. www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Индивидуальность педагога Задорина, О. С.: учебное пособие для вузов Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 сост. С. Балмаева Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика: материалы к обучающим семинарам Екатеринбург: Гуманит. ун-т; Екатеринбург: Кабинет ученый, 2011.
Л2.3 Бобров, А.А. Путь к профессионализму: учебное пособие Директ-Медиа, 2014 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронное научное издание «Медиаскоп» www.mediascope.ru
Э2 Лаборатория Силамедиа — практические курсы для тех, кто осваивает мир медиа и коммуникаций silamedialab.ru
Э3 Профессиональная конференция российских интернет-СМИ i-comference.ru
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
414аД 414аД 414аД
403Д 403Д 403Д
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа дисциплины включает в себя лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу аспирантов.
Самостоятельная работа подразделяется на аудиторную и внеаудиторную.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.