МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристско-рекреационное проектирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.т.н., Доцент, Вайтанис М.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.С.

Рабочая программа дисциплины
Туристско-рекреационное проектирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Реализация основной профессиональной образовательной программы,
предполагает командное выполнение проектов полного жизненного цикла.
Задачи дисциплины
• Рассмотреть основы проектирования в туризме, принципы организации и реализации стратегий и программ для разных типов туристских продуктов, соответствующих запросам потребителей;
• Сформировать навыки создание проектов бизнес-процессов в туризме, разработки бизнес-планов туристских предприятий и организаций различных по направлению деятельности и масштабам;
. Рассмотреть принципы разработки проектов территориальных туристско-рекреационных систем, их формы, модели, приницпы функционирования.
• Раскрыть технологию диагностирования выявления различных типов проблемных ситуаций в туристской индустрии, разработки мер по их предупреждению и преодолению, планированию и осуществлению контроля за реализацией проекта.
• Обеспечить обучающихся навыками анализа эффективности разрабатываемых и применяемых программ, способностью применения современных методов при решении конкретных проблем развития туриндустрии в регионе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на развитие туристкой организации
ПК-2.1 Знает методы и технологии проектирования деятельности туристского предприятия
ПК-2.2 Умеет проводить сравнительный анализ и маркетинг существующих предложений туроператоров
ПК-2.3 Умеет разрабатывать предложения по изменению составляющих туристского продукта с учетом индивидуальных и специальных требований туриста или осуществляет поиск туристских продуктов, наиболее отвечающих требованиям туристов
ПК-2.4 Умеет определять оптимальные способы оценки эффективности, планирования по различным направлениям проекта
ПК-2.5 Владеет навыками расчета качественных и количественных показателей, характеризующих эффективность реализуемого проекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методы и технологии проектирования деятельности туристского предприятия.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет проводить сравнительный анализ и маркетинг существующих предложений туроператоров.
Умеет разрабатывать предложения по изменению составляющих туристского продукта с учетом индивидуальных и специальных требований туриста или осуществляет поиск туристских продуктов, наиболее отвечающих требованиям туристов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Умеет определять оптимальные способы оценки эффективности, планирования по различным направлениям проекта
Владеет навыками расчета качественных и количественных показателей, характеризующих эффективность реализуемого проекта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические, методологические и методические основы проектирования туристско-рекреационной деятельности
1.1. Разработка туристско-рекреационного проекта Практические 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1, Л1.5, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л2.2, Л2.1
1.2. Разработка туристско-рекреационного проекта Сам. работа 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л2.4, Л2.2, Л2.1
1.3. Сущность и методология туристско-рекреационного проектирования Лекции 7 2 ПК-2.1 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Проектирование биснес-продукта в туризме
2.1. Туристские бизнес-продукты, их виды и формы Лекции 7 4 ПК-2.1 Л1.5, Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
2.2. Проектирование бизнес-продукта в туризме Практические 7 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.5, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
2.3. Создание проекта бизнес-продукта Сам. работа 7 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Проектирование бизнес-процессов в туризме
3.1. Бизне-план. Виды, цели, принципы построения Лекции 7 4 ПК-2.1 Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.2. Бизнес-планирование в туризме Практические 7 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.3. Создание бизнес-плана туристской организации Сам. работа 7 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Проектирование территориальных туристско-рекреационных систем
4.1. Виды и формы туристско-рекреационных территориальных систем. Принципы их проекьтирования Лекции 7 6 ПК-2.1 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
4.2. Нормативно-правоввые и организационные принципы проектирования территориальных туристско-рекреационных систем Практические 7 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
4.3. Проектирование территориальных туристско-рекреационных систем Сам. работа 7 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Мониторинг и управление проектами в туризме
5.1. Управления туристско-рекреационным проектом Лекции 7 2 ПК-2.1 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л2.4, Л2.2, Л2.1
5.2. Туристско-рекреационное проектирование в системе региональной туристской политики Практические 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л1.2, Л1.4, Л2.4, Л2.2, Л2.1
5.3. Стратегии финансирования туристско-рекреационных проектов и программ Сам. работа 7 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5 Л1.1, Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л2.4, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4489

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА


1. Основным содержанием долгосрочных планов является определение:
а) целей и стратегии +
б) бюджета
в) механизмов регулирования
a

2. Сторона, принимающая предложение:
а) оферент
б) акцептант
в) преферент
б

3. Основных архетипов управляющих, насчитывается:
а) 11
б) 10
в) 4
в

4. Применительно к сфере услуг в комплекс маркетинга добавляются еще три составляющие, которые формируют стандарт обслуживания организации индустрии туризма и гостеприимства:
а) процесс осуществления продажи
б) персонал
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа
в

5. Уменьшение размеров с нарушением функций:
а) дисфункция
б) регресс
в) атрофия
в
6. Главная стратегическая цель туристского агентства — достижение максимального предпринимательского эффекта любыми путями, так ли это:
а) да
б) нет +
в) иногда
б
7. Самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в установленном законом порядке, называется:
а) объектом
б) звеном
в) предприятием
в

8. … — сотрудник туристской организации, выполняющий комплекс функций, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его сотрудников:
а) Лидер
б) Партнер
в) Спонсор
а
9. Методичная оценка функциональных зон организации для выявления стратегически сильных и слабых сторон называется:
а) ревизией
б) контролем
в) управленческим обследованием
в

10. Среда организации делится на: 1) общую; 2) оперативную; 3) внутреннюю; 4) внешнюю:
а) 1,2,3,4
б) 1,2,3
в) только 1,2
б

11. Запрограммированные и незапрограммированные решения являются разновидностями решения:
а) организационного
б) процессуального
в) комплексного
а
12. Потребитель может обратиться в судебную инстанцию, в чьей компетенции находится рассмотрение спорных вопросов по договору, так ли это:
а) да
б) нет
в) иногда
а

13. Юридические лица, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, называются:
а) коммерческими организациями +
б) благотворительными организациями
в) некоммерческими организациями
а
14. Потребитель имеет право подать жалобу продавцу в письменной форме (заказным письмом) в течение десяти дней с момента своего возвращения в пункт отправления, так ли это:
а) да +
б) нет
в) иногда
а
15. Процессуальные теории мотивации основаны на идентификации:
а) человеческого поведения, восприятия и познания +
б) инстинктов
в) эмоций
а

16. Туристским услугам присущи характеристики, которые отличают услугу от товара:
а) только неосязаемость и неразрывность производства
б) неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению
в) только изменчивость и неспособность к хранению
б
17. Вторым этапом стратегического планирования является:
а) SWOT-анализ
б) целевой анализ
в) выборочный анализ
в
18. Однотипность предоставления услуг в соответствии с разработанными стандартами:
а) основание
б) качество
в) заключение
б
19. Врум ввел новое понятие меры ценностей:
а) дихотомия
б) вознаграждение
в) валентность
в
20. Стратегическое управление, заключающееся в детальном описании всей предстоящей работы и разработке определенного числа схем повторяющегося поведения, называется:
а) программным менеджментом +
б) перспективным менеджментом
в) управлением по целям
а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Теоретические основы планирования туристско-рекреационных комплексов.
2. Методы проектов.
3. Управление проектной деятельностью.
4. Раскройте понятие "проектная деятельность", дайте описание основных признаков проектной деятельности. отличающих ее от прочих видов планово-управленческой деятельности. Объясните значение проектной деятельности для развития туристско-рекреационного комплекса территории.
5. Рекреационные ресурсы и формы их изучения.
6. Историко-культурный потенциал территории.
7. Факторы туристско-рекреационного развития и их классификация.
8. Условия и факторы развития рекреационной отрасли.
9. Факторы и тенденции развития рекреационной деятельности на охраняемых природных территория.
10. Факторы развития сферы рекреации и туризма.
11. Разнообразие и классификация туристских продуктов.
12. Туроперейтинг.
13. Разработка тура.
14. Создание туристического продукта. Проектирование тура.
15. Методика составления проекта туристского продукта.
16. Проектирование бизнес-продукта.
17. Основы проектирования туристского продукта.
18. Задачи бизнес-планирования.
19. Задачи бизнес-планирования.
20. Требования к оформлению бизнес-плана.
21. Содержание бизнес-плана.
22. Цели, задачи и принципы территориального районирования.
23. Туристско-рекреационное районирование.
24. Туристско-рекреационные районы мира, России. Характеристики основных районов.
25. Туристско-рекреационное районирование Алтая.
26. Сущность стратегического планирования.
27. Роль стратегического планирования в управлении развитием территориальных систем.
28. Методика стратегического планирования территориального развития.
29. Методы прогнозирования территориального развития.
30. Информационное обеспечение прогнозной деятельности.
31. Методики оценки рекреационного потенциала территории.
32. Значение ресурсной базы для развития рекреационной деятельности.
33. Туристско-рекреационные территориальные образования различных масштабов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.





5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не используется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Теоретические основы планирования туристско-рекреационных комплексов.
2. Методы проектов.
3. Управление проектной деятельностью.
4. Раскройте понятие "проектная деятельность", дайте описание основных признаков проектной деятельности. отличающих ее от прочих видов планово-управленческой деятельности. Объясните значение проектной деятельности для развития туристско-рекреационного комплекса территории.
5. Рекреационные ресурсы и формы их изучения.
6. Историко-культурный потенциал территории.
7. Факторы туристско-рекреационного развития и их классификация.
8. Условия и факторы развития рекреационной отрасли.
9. Факторы и тенденции развития рекреационной деятельности на охраняемых природных территория.
10. Факторы развития сферы рекреации и туризма.
11. Разнообразие и классификация туристских продуктов.
12. Туроперейтинг.
13. Разработка тура.
14. Создание туристического продукта. Проектирование тура.
15. Методика составления проекта туристского продукта.
16. Проектирование бизнес-продукта.
17. Основы проектирования туристского продукта.
18. Задачи бизнес-планирования.
19. Задачи бизнес-планирования.
20. Требования к оформлению бизнес-плана.
21. Содержание бизнес-плана.
22. Цели, задачи и принципы территориального районирования.
23. Туристско-рекреационное районирование.
24. Туристско-рекреационные районы мира, России. Характеристики основных районов.
25. Туристско-рекреационное районирование Алтая.
26. Сущность стратегического планирования.
27. Роль стратегического планирования в управлении развитием территориальных систем.
28. Методика стратегического планирования территориального развития.
29. Методы прогнозирования территориального развития.
30. Информационное обеспечение прогнозной деятельности.
31. Методики оценки рекреационного потенциала территории.
32. Значение ресурсной базы для развития рекреационной деятельности.
33. Туристско-рекреационные территориальные образования различных масштабов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аньшин, В.М. Управление проектами: фундаментальный курс: учебник Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227270
Л1.2 / Боголюбов В. С., Быстров С. А., Боголюбова С. А Туристско-рекреационное проектирование. Оценка инвестиций:: Учебник и практикум для вузов 2-е изд.- Москва : Юрайт, 2020
Л1.3 Зуб А.Т. Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.4 Джанджугазова, Елена Александровна Туристско-рекреационное проектирование: Учебное пособие для вузов Москва : Юрайт, 2020 URL: https: //urait.ru/bcode/449239 (дата обращения: 25.03.2021).
Л1.5 Зуб А.Т. Управление проектами : Учебник и практикум для академиче- ского бакалавриата Издательство Юрайт, 2014 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Холодилина Ю. Е. Туристско-рекреационное проектирование:: Учебное пособие для обучающихся по образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм Оренбургский государственный университет, 2018 e.lanbook.com
Л2.2 Басалаева О. Г., Балабанов П. И. Теория и методология проектирования: Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» Кемеровский государственный институт культуры, 2019 e.lanbook.com
Л2.3 Николенко, Полина Григорьевна Проектирование гостиничной деятельности: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2021 URL: https: //urait.ru/bcode/476098 (дата обращения: 25.03.2021).
Л2.4 Исаченко, Татьяна Евгеньевна Рекреационное природопользование: Учебник для вузов Москва : Юрайт,, 2021 URL: https: //urait.ru/bcode/475763 (дата обращения: 25.03.2021).
Л2.5 Беликова И. П. Организационное проектирование и управление проектами: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Ставропольский государственный аграрный университет, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Туристско-рекреационное проектирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
3. Поисковая система: http://www.google.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса "Туристстко-рекреационное проектирование" включает в себя работу по освоению теоретических основ проектной деятельсноти в сфере организации туристско-рекреационной деятельности - Раздел 1. В данной части необходимо, используя учебно-методическую литературу познакомиться и освоить понятия курса, характеристики процессво и явлений в сфере туризма по отношению к которым используются проектные инструменты. Понятие проекта, формы и методы проектирования.
Раздел 2 предполагает практикоориентированную работу по освоению навыков проектирования бизнес-продукта в туризме. Заканчивается эта работа созданием учебного проекта бизнес-прордукта.
Раздел 3 предполагает изучение методов бизнес-планирования и применение их к сфере туризма. В практической части необходимо составить учебный бизнес-план
Раздел 4 - знакомство с основами проектирования пространственных туристско-рекреацилонных систем, условий их функционирования.
Раздел 5 представляет собой изучение теоретического материала по реализации проектов, их мониторингу, управлению и завершению проектов.
В процессе изучения материала рекомендуется использовать как учебно-методический материал, так и информацию о реально существующих проектах. На семинарских занятиях создается возможность обмена опытом освоения инструментария проектирования, что обладает уникальными свойствами обогащения совокупного опыта.
В университете и за его пределами существует ряд инстутутов по поддржанию проектной деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, которые предоставляют возможность для проверки качества выполняемых в учебном процессе работ, использование этих площадок повышает эффективность учебной деятельности и является условием подтвержения высокого уровня результативности в освоении программы курса.