МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация экскурсионной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Быкова В.А.

Рецензент(ы):
к.г.н, Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация экскурсионной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н.,доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н.,доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование базовых знаний и представлений об организации туристской деятельности, раскрытие особенностей технологий организации туристской деятельности, ознакомление студентов с фундаментальными основами и особенностями организации туризма и туристской деятельности, формирование у будущих специалистов целостной системы знаний о туризме.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6Способен разрабатывать экскурсионные программы и программы туристских маршрутов для групповых и индивидуальных туров
ПК-6.1 Знает технологии и методики выбора и составления туристских маршрутов и программы экскурсий для групповых и индивидуальных экскурсионных туров
ПК-6.2 Умеет подбирать и применять методические приемы при планировании проведения экскурсии для групповых и индивидуальных экскурсионных туров
ПК-6.3 Владеет навыками применения технологий разработки экскурсионных программ маршрутов и программы туристских маршрутов
ПК-6.4
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает технологии и методики выбора и составления туристских маршрутов и программы экскурсий для групповых и индивидуальных экскурсионных туров
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет подбирать и применять методические приемы при планировании проведения экскурсии для групповых и индивидуальных экскурсионных туров
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками применения технологий разработки экскурсионных программ маршрутов и программы туристских маршрутов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Технология экскурсионной деятельности
1.1. Современное понимание экскурсии. Сущность, признаки и функции экскурсии Классификация Лекции 5 4 ПК-6.1 Л1.1
1.2. Классификация экскурсий Лекции 5 4 ПК-6.1 Л1.1
1.3. Экскурсионная методика как совокупность способов и приемов проведения работы. Основные понятия: «экскурсовод», «экскурсионный маршрут», «учебная экскурсия», «пробная экскурсия». Практические 5 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3 Л1.1
1.4. Этапы развития экскурсионного дела. Экскурсии для детей в XVIII в. Томас Кук – «Наполеон экскурсий». Первые экскурсии в Великобритании. Влияние русской отечественной культуры на экскурсионное дело. Деятельность Крымского горного клуба, его вклад в развитие и становление экскурсионного дела. Организации, занимающиеся в настоящее время экскурсионным обслуживанием населения Сам. работа 5 36 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3 Л1.1
1.5. Признаки классификации: по содержанию, составу участников, месту и форме проведения, способу передвижения на маршруте, сезонности. Практические 5 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3 Л1.1
1.6. Техника ведения экскурсии. Лекции 5 4 ПК-6.1
1.7. Этапы разработки экскурсии. Путевая информация на экскурсионном маршруте Лекции 5 4 ПК-6.1
1.8. Основные ступени подготовки и проведения экскурсии: предварительная работа, разработка, заключительная ступень. Схема экскурсии: вступление, основная часть, заключение. Определение цели и задач. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Определение других источников экскурсионного материала. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Составление карточки объектов. Составление маршрута экскурсии. Виды экскурсионных маршрутов. Понятие контрольного текста, подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». Практические 5 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3 Л1.1
1.9. Определение методических приемов и техники ведения экскурсии. Составление технологической карты экскурсии. Составление индивидуального текста экскурсии. Техника использования индивидуального текста. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение. Карточка прослушивания экскурсии. Сам. работа 5 36 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
1.10. Техника ведения экскурсии: знакомство экскурсовода с группой, место экскурсовода в автобусе, экскурсионный рассказ во время движения, выход из автобуса и передвижение экскурсантов, темп движения группы, расположение группы у объекта, возвращение в автобус. Соблюдение времени в экскурсии. Паузы в экскурсии. Ответы на вопросы экскурсантов. Использование «портфеля экскурсовода». Правила пользования микрофоном. Кризисы внимания и пути их преодоления. Особенности работы экскурсовода на городских и загородных экскурсиях. Путевая информация на загородных экскурсиях Практические 5 12 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
1.11. Основы профессионального мастерства экскурсовода. Виды мастерства: педагогическое, лекторское, экскурсоводческое. Экскурсоводческое мастерство как единство трех компонентов: экскурсовод, экскурсант, объект. Слагаемые мастерства: общая культура, кругозор, эрудиция, знание темы. Пути совершенствования мастерства: улучшение организации методической работы, повышение уровня профессионального мастерства, отработка техники проведения экскурсии. Культура речи экскурсовода. Сам. работа 5 18 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
Раздел 2. Организация экскурсионной деятельности
2.1. Организация экскурсии Лекции 5 2 ПК-6.1 Л1.1
2.2. Разработка экскурсионного маршрута Практические 5 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3 Л1.1
2.3. Особенности организации и проведения экскурсий в музеях, на выставках, в особо охраняемых зонах. Практические 5 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3654

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


1. Слово «excursio» в переводе с латинского языка означает:
а) посещение курортных местностей в) военный набег
б) путешествия в дальние страны г) овладение ораторским искусством

2. Экскурсионная деятельность в России начала развиваться:
а) в средине XV века в) в конце XVIII века
б) в середине XIX века г) в начале XX века

3. Лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночёвки и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика называется:
а) турист в) мигрант
б) репатриант г) экскурсант

4. Укажите неверный ответ разновидности экскурсий по содержанию:
а) культурно-исторические в) производственные
б) природоведческие г) транспортные

5. Условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т.е. сообщения, пояснения, которые экскурсовод даёт группе, носит название:
а) рассказ в) демонстрация
б) показ г) адресность

6. Условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии:
а) наглядные пособия экскурсовода в) «портфель экскурсовода»
б) репродукции г) муляж

7. Основой рассказа экскурсовода является:
а) контрольный текст экскурсии в) исторические рукописи
б) индивидуальный текст экскурсии г) тематические монографии

8. Наглядный способ знакомства с экскурсионными объектами, одним или несколькими одновременно, носит название:
а) созерцание в) рассмотрение
б) осмотр г) показ

9. Технологический документ, определяющий логическую последовательность осмотра достопримечательных объектов на маршруте, называется:
а) план экскурсии в) рукопись экскурсовода
б) технологическая карта г) методические указания

10. Экскурсия – это…….:

11. Назовите функции экскурсии:
а) информационная г) познавательная
б) образовательная д) воспитательная
в) эстетическая е) все перечисленные

12. Что такое экскурсионная методика?
а) составление плана экскурсии
б) совокупность способов и приёмов работы экскурсовода
в) техника работы экскурсовода
г) методические указания

13. Назовите классификационные признаки экскурсии:
а) по содержанию в) по месту и форме проведения
б) по составу участников г) по способу передвижения

14. Что такое тематическая экскурсия?
а) экскурсия, посвящённая одной теме
б) экскурсия, посвящённая нескольким связанным между собой темам
в) многодневная поездка
г) всё перечисленное

15. Для каких экскурсий используют сопровождение ДПС ГИБДД:
а) детские экскурсии в) тематические экскурсии
б) массовые экскурсии г) обзорные экскурсии

16. Что такое методическая разработка экскурсии?
а) рабочий план экскурсии в) индивидуальный текст экскурсии
б) контрольный текст экскурсии г) рекомендации экскурсантам

17. На каком этапе подготовки экскурсии составляется методическая разработка:
а) подготовительном в) методическом
б) основном г) методологическом

18. Какие виды мастерства экскурсовода существуют:
а) педагогическое в) экскурсоводческое
б) лекторское г) все перечисленные

19. Что означает термин «речь экскурсовода»?
а) внешняя речь в) жестовая речь
б) внутренняя речь г) всё перечисленное

20. Что такое путевая информация на экскурсии?
а) информация около объекта в) информация по пути следования
б) информация в музее г) вводная часть экскурсии

21. Для чего используется «портфель экскурсовода»?
а) для наглядности рассказа в) для личных вещей экскурсовода
б) для хранения документации г) для наглядности показа

22. Укажите максимальный скоростной режим транспорта на городских экскурсиях:
а) 40 км/ч в) 50 км/ч
б) 60 км/ч г) 80 км/ч

23. Продолжительность экскурсии составляет:
а) от 1 часа до 24 часов в) 2 дня
б) 40 – 60 минут г) более 3 дней

24. Что такое паспорт экскурсионного объекта?
а) статистические данные в) сведения об объекте
б) схема объекта г) месторасположения объекта

25. Что такое экскурсионная методика?
а) техника работы экскурсовода
б) совокупность способов и приёмов работы экскурсовода
в) комплекс знаний, умений и навыков экскурсовода

26. Слово «excursio» в переводе с латинского языка означает:
а) посещение курортных местностей в) военный набег
б) путешествия в дальние страны г) овладение ораторским искусством

27. Экскурсионная деятельность в России начала развиваться:
а) в средине XV века в) в конце XVIII века
б) в середине XIX века г) в начале XX века

28. Лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночёвки и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика называется:
а) турист в) мигрант
б) репатриант г) экскурсант

29. Укажите неверный ответ разновидности экскурсий по содержанию:
а) культурно-исторические в) производственные
б) природоведческие г) транспортные

30. Условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т.е. сообщения, пояснения, которые экскурсовод даёт группе, носит название:
а) рассказ в) демонстрация
б) показ г) адресность
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

1. Экскурсоведение как наука.
2. Развитие экскурсионного дела до XX века.
3.Сущность понятия «экскурсия».
4.Экскурсия как вид деятельности и форма общения.
5. Функции и признаки экскурсии.
6. Экскурсионный метод познания.
7. Экскурсия как педагогический процесс. Задачи, этапы и компоненты педагогической деятельности экскурсовода.
8. Психология в экскурсионном процессе. Роль чувственного познания и мышления на экскурсиях.
9. Память и внимание на экскурсиях.
10.Воображение и эмоции на экскурсиях.
11.Основные законы мышления и логики в экскурсии.
12.Классификация экскурсий по содержанию.
13.Классификация экскурсий по составу участников, месту проведения, способу передвижения и форме проведения.
14.Сущность и требования экскурсионной методики.
15.Показ – основной элемент экскурсии. Задачи показа, условия эффективности.
16.Методические приемы показа на экскурсии.
17.Методические приемы рассказа на экскурсии.
18.Основные этапы разработки экскурсии.
19.Выбор цели, задачи, темы экскурсии. Отбор информационных источников.
20.Классификация экскурсионных объектов по содержанию.
21.Методические приемы оценки экскурсионных объектов.
22.Карточка (паспорт) экскурсионных объектов.
23.Комплектование «портфеля экскурсовода». Виды наглядных пособий.
24.Разработка и объезд маршрута экскурсии.
25.Подготовка текста экскурсии. Требования к тексту.
26.Технологическая карта экскурсии, требования к ней.
27.Логические переходы: сущность и особенности построения.
28.Средства показа на экскурсии. Классификация жестов.
29.Особые методические приемы на экскурсии.
30.Техника проведения экскурсии.
31.Дифференцированный подход на экскурсиях.
32.Особенности проведения экскурсий для школьников.
33.Особенности проведения экскурсий для различных групп населения.
34. Особенности подготовки и проведения городских обзорных многоплановых экскурсий.
35.Методические особенности подготовки и проведения исторических экскурсий. Особенности подготовки и проведения историко-краеведческих экскурсий.
36.Особенности подготовки и проведения военно-исторических экскурсий. Тематика военно-исторических экскурсий.
37.Инновационные подходы в развитии экскурсионной деятельности.
38.Особенности подготовки и проведения историко-археологических и этнографических экскурсий. 39.Историко-биографические экскурсии.
40.Особенности подготовки и проведения архитектурно-градостроительных экскурсий.
41.Экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода. 42.Архитектурно-исторические экскурсии. Экскурсии, знакомящие с застройкой городов, демонстрацией образцов современной архитектуры.
43.Особенности подготовки и проведения литературных экскурсий.
44.Литературно-биографические экскурсии.
45.Историко-литературные экскурсии.
46.Особенности подготовки и проведения искусствоведческих экскурсий. Историко-музыкальные экскурсии.
47.Историко-театральные экскурсии.
48.Экскурсии по местам жизни и деятельности деятелей культуры.
49.Особенности подготовки и проведения экскурсий, знакомящих с произведениями изобразительного искусства. Экскурсии по народным художественным промыслам.
50.Особенности подготовки и проведения природоведческих экскурсий.
51.Особенности подготовки и проведения загородных экскурсий.
52.Обзорные и тематические природоведческие экскурсии.
53.Особенности подготовки и проведения производственных экскурсий. Профессионально-ориентационные экскурсии для учащихся.
54.Производственно-исторические экскурсии
55.Производственно-технические экскурсии.
56.Особенности подготовки и проведения музейных экскурсий.
57.Сущность и слагаемые экскурсоводческого мастерства.
58.Пути повышения экскурсоводческого мастерства.
59.Экскурсионный продукт: сущность и структура.
60.Мировые тенденции развития познавательного туризма

Приложения
Приложение 1.   ФОС Т-2, Т-3.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сухов Р. И. Организация туристской деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://tourlib.net/lib.html
Э2 http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/index.php
Э3 http://www.russiatourism.ru/
Э4 Курс в Moodle "Технологии и организация экскурсионной деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://tourlib.net/lib.htm
http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/index.php
ttp://www.russiatourism.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции
При подготовке к лекционному занятию следует тщательно проработать конспект предыдущей лекции, прочитать и законспектировать соответствующие лекционному материалу разделы в рекомендованной преподавателем литературе, составить конспект ответов на контрольные вопросы и вопросы для самостоятельной подготовки.
Практические (лабораторные) занятия
При изучении дисциплины «Организация туристской деятельности» практическим (лабораторным) занятиям отводится более 50% аудиторной нагрузки. Практические (лабораторные) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов, а также лекций студент готовится к предстоящей лабораторной работе по обозначенной преподавателем теме. В ходе лабораторного проводится небольшая дискуссия по выбранной теме, таким образом, студентом навыки научного подхода к решению задач. В ходе ее студенты и преподаватель обсуждают вопросы, связанные с предстоящей работой, в ходе обсуждения которых преподаватель имеет возможность контролировать понимание и усвоение главных вопросов участниками дискуссии. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов лабораторного занятия. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных моментов предстоящей работы. Также для понимания преподавателем освоения студентами предыдущего материала проводится контрольная работа.