МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технология продукции предприятия питания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_ГД-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 100
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
курсовая работа: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 32 32 32 32 64 64
Сам. работа 94 94 31 31 125 125
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 108 108 252 252

Программу составил(и):
Ходырева З.Р

Рецензент(ы):
Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Технология продукции предприятия питания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Технология и организация деятельности предприятий питания» является базовой комплексным междисциплинарным предметом.
Цель дисциплины: формирование у студентов комплекса основных знаний и умений в области организации и менеджмента процесса предоставления услуг питания на предприятиях различных типов.
В процессе достижения цели необходимо решить следующие задачи: изучить правила предоставления услуг питания на территории РФ; принципы деления предприятий общественного питания на различные типы и классы; организационно-производственные и управленческие структуры предприятий питания, формы и методы организации услуг питания на предприятиях различных типов, а также маркетинговые методы продвижения услуг питания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен применять технологии обслуживания с учетом международных и национальных нормативных документов и технологических инноваций в избранной профессиональной сфере
ПК-3.1 Знает специфику услуг организаций сферы гостеприимства и общественного питания на основе современных технологий и документов
ПК-3.2 Умеет применять современные технологии оказания услуг в организациях избранной профессиональной сферы, отвечающие требованиям потребителей по срокам, цене и уровню качества обслуживания, а также требованиям безопасности
ПК-3.3 Владеет навыками разработки предложения по совершенствованию технологий обслуживания в организациях избранной профессиональной сферы с учетом индивидуальных и специальных требований потребителя
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные технологии обслуживания с учетом международных и национальных нормативных документов и технологических инноваций в избранной профессиональной сфере
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет анализировать применяемые технологии обслуживания с учетом международных и национальных нормативных документов и технологических инноваций в избранной профессиональной сфере
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками разработки предложений по совершенствованию технологий обслуживания с учетом международных и национальных нормативных документов и технологических инноваций в избранной профессиональной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы организации услуг питания на предприятиях гостеприимства.Технологические принципы производства кулинарной продукции, полуфабрикатов и готовой продукции. Технология хранения продуктов и подготовки кулинарной продукции к реализации и организации обслуживания.
1.1. Определение места и назначения общественного питания в межотраслевом комплексе туризма и гостеприимства. Лекции 1 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Модуль 1. Основы организации услуг питания на предприятиях гостеприимства. Лекции 1 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Понятия и виды услуг питания. Концепции предприятий общественного питания. Лекции 1 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Технологическая схема организации деятельности предприятий общественного питания продукции. Сам. работа 1 30 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Модуль 1. Основы организации услуг питания на предприятиях гостеприимства. Определение места и назначения общественного питания в межотраслевом комплексе туризма и гостеприимства. Понятия и виды услуг питания. Концепции предприятий общественного питания. Технологическая схема организации деятельности предприятий общественного питания продукции. Практические 1 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Модуль 1. Основы организации услуг питания на предприятиях гостеприимства. Определение места и назначения общественного питания в межотраслевом комплексе туризма и гостеприимства. Понятия и виды услуг питания. Концепции предприятий общественного питания. Технологическая схема организации деятельности предприятий общественного питания продукции. Практические 1 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Модуль 2. Технологические принципы производства кулинарной продукции. Лекции 1 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Основные технологические процессы и ассортимент продукции общественного питания. Сам. работа 1 34 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Способы кулинарной обработки пищевых продуктов. Практические 1 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Модуль 2. Технологические принципы производства кулинарной продукции. Основные технологические процессы и ассортимент продукции общественного питания. Способы кулинарной обработки пищевых продуктов. Практические 1 14 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Модуль 2. Технологические принципы производства кулинарной продукции. Основные технологические процессы и ассортимент продукции общественного питания. Способы кулинарной обработки пищевых продуктов. Сам. работа 1 30 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Модуль 3 Технология производства полуфабрикатов и готовой продукции. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Технологические особенности организации работы заготовочных и доготовочных цехов. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Влияние тепловой обработки на кулинарную готовность ресторанной продукции. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Модуль 3 Технология производства полуфабрикатов и готовой продукции. Технологические особенности организации работы заготовочных и доготовочных цехов. Влияние тепловой обработки на кулинарную готовность ресторанной продукции. Практические 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Модуль 3 Технология производства полуфабрикатов и готовой продукции. Технологические особенности организации работы заготовочных и доготовочных цехов. Влияние тепловой обработки на кулинарную готовность ресторанной продукции. Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Модуль 4 Технология хранения продуктов. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Технологические основы снабжения предприятий питания. Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Состав и назначение складских помещений на предприятиях общественного питания. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.20. Модуль 4 Технология хранения продуктов. Технологические основы снабжения предприятий питания. Состав и назначение складских помещений на предприятиях общественного питания. Практические 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Модуль 4 Технология хранения продуктов. Технологические основы снабжения предприятий питания. Состав и назначение складских помещений на предприятиях общественного питания. Сам. работа 2 5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.22. Модуль 5 Технология подготовки кулинарной продукции к реализации и организации обслуживания. Лекции 2 5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.23. Особенности организации и использования раздаточных линий и участков в цехах и торговых залах. Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Общие требования к осуществлению контроля качества сырь, полуфабрикатов и готовой Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.25. Модуль 5 Технология подготовки кулинарной продукции к реализации и организации обслуживания. Особенности организации и использования раздаточных линий и участков в цехах и торговых залах. Общие требования к осуществлению контроля качества сырь, полуфабрикатов и готовой Практические 2 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.26. Модуль 5 Технология подготовки кулинарной продукции к реализации и организации обслуживания. Особенности организации и использования раздаточных линий и участков в цехах и торговых залах. Общие требования к осуществлению контроля качества сырь, полуфабрикатов и готовой Сам. работа 2 20 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.27. Экзамен 2 27 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4489

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен применять технологии обслуживания с учетом международных и национальных нормативных документов и технологических инноваций в избранной профессиональной сфере

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Совокупность отличительных признаков предприятия конкретного
типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и
условия обслуживания, это определение:
1)Типа предприятия общественного питания;
2)Вида предприятия общественного питания;
3)Класса предприятия общественного питания
2.К типам предприятий общественного питания не относятся:
1) Шашлычная;
2) Кафетерий;
3) Магазин кулинарии;
4) Бистро
3.Предприятие общественного питания, общедоступное или
обслуживающее определенный контингент потребителей, производящее
и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с меню,
различающимся по дням недели, это:
1) Ресторан;
2) Кафетерий;
3) Столовая;
4) Закусочная
4.Какой метод обслуживания используется в кофейнях:
1) Официантами;
2) Самообслуживание;
3) Оба метода
5.Большой выбор услуг, предоставляемых потребителям, комфортность
и удобство размещения потребителей в зале, разнообразный ассортимент
оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для
ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и
коктейлей - для баров, фирменный стиль, изысканность и
оригинальность интерьера, это характеристика класса:
1) Люкс;
2) Высший;
3) Первый
6.По местонахождению, рестораны бывают: (Несколько вариантов
ответа)
1) В жилых зданиях;
2) В отдельно стоящих зданиях;
3) На транспорте;
4) В зонах отдыха
7.На каком предприятии общественного питания, в обязательном
порядке должен работать сомелье:
1) Кафе;
2) Бар класса «Люкс»;
3) Ресторан;
4) Ресторан класса «Люкс»
8.Укажите, что из перечисленного является источником сырья в
общественном питании:
1) Государственные предприятия пищевой промышленности;
2) Частные фирмы изготовляющие продукты питания;
3) Фермерские хозяйства;
4) Торговцы на рынке
9.Для перевозки продовольственных товаров используется
специализированный транспорт, имеющий маркировку:
1) «Продукты»;
2) «Общественное питание»;
3) «Продовольствие»;
4) Маркировка может отсутствовать.
10.В каком порядке должен приниматься товар на складе:
1) По количеству, потом по качеству;
2) По качеству, потом по количеству;.
11.Укажите, какое сырье из перечисленного, нельзя принимать на
предприятие общественного питания: (Несколько вариантов ответа)
1) грибы соленые
2) мясо всех видов сельскохозяйственных животных без клейма
3) мясо всех видов сельскохозяйственных животных без ветеринарного
свидетельства
4) консервы
12.В течение, какого времени обязан явиться поставщик, в случае
выявления нарушений качества при поставке скоропортящегося сырья:
1) 4 часа;
2) 2 часа;
3) 24 часа;
4) 8 часов.
13
13.В течение, какого времени обязан явиться поставщик, в случае
выявления нарушений качества при поставке не скоропортящегося
сырья:
1) 4 часа;
2) 2 часа;
13.3) 24 часа;
4) 8 часов.
14.Срок проверки качества для скоропортящихся товаров составляет не
более:
1) 4 часа;
2) 2 часа;
3) 24 часа;
4) 8 часов
15.К процессам хранения продуктов относят:
1) Размещение на хранение;
2) Создание оптимальных условий;
3) Оформление отпуска продуктов;
4) Приема продуктов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Установите последовательность этапов процесса управления:
2. С каким термином менеджмента качества связан термин «результативность»?
3. Установите последовательность действий при развертывании функции качества:
4. Результаты проектирования новой пищевой продукции представляются в следующих формах:
5. Установите последовательность процессов сертификации СМК:
6. К какой классификационной категории в Общероссийском классификаторе продукция близка по смыслу категория товара в торговом ассортименте как классификационная категория?
7. В каких документах регламентируются действия торговой организации в отношении выявленной при приемке по качеству недоброкачественной продукции?
8. На каком из перечисленных принципов базируется применение статистических методов управления качеством продукции?
9. Допишите правильный ответ.
Освоение нового товара торговой компанией требует участия ряда подразделений:
10. Допишите правильный ответ.
Согласно международному стандарту семейства стандартов ИСО 9000 деятельность по управлению претензиями строится на следующих принципах:
11.Укажите, какое сырье из перечисленного, нельзя принимать на
предприятие общественного питания:
12.В течение, какого времени обязан явиться поставщик, в случае
выявления нарушений качества при поставке скоропортящегося сырья:
13.В течение, какого времени обязан явиться поставщик, в случае
выявления нарушений качества при поставке не скоропортящегося
сырья:
14.Срок проверки качества для скоропортящихся товаров составляет не
более:
15.К процессам хранения продуктов относят:

16.Какие товары относят к поглощающим запах:
17.При получении продуктов материально-ответственные лица должны
убедиться в
18.При классификации тары по принадлежности, к ней будет относится
тара:
19.По классификации жесткости, тара бывает:
20.Какие требования предъявляются к таре
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.











5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сологубова Г.С. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Пасько О. В., Автюхова О. В. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пасько, О. В. Проектирование предприятий общественного питания. Доготовочные цеха и торговые помещения :: учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2016
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "технология продукции предприятия питания" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
3. Поисковая система: http://www.google.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия, предназначенные для углубленного изучения дисциплины. Одной из форм практических занятий являются семинарские занятия. Семинарские занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.
При изучении курса «Правовое обеспечение социо-культурного сервиса и туризма»
семинарские занятия проводятся логически продолжают работу, начатую на лекции. Семинарские занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.
План семинарских занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Разнообразие семинарских занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.
План семинарских занятий состоит из названия изучаемого раздела, темы. По каждой теме предусмотрены примерные темы для докладов.
В рабочей программе приводится список литературы и других источников, имеющихся в библиотеке университета. Одной из задач самостоятельной работы является поиск необходимых по теме источников. Поэтому студентам предлагается самостоятельно выполнить поиск. Студенты могут пользоваться в дополнение к рекомендуемому перечню, литературой и источниками периодической печати. Не исключено и использование материалов, найденных студентами в Интернет.
Навыки по практическому применению правовых знаний и умений приобретаются первоначально студентами на практических занятиях под руководством преподавателя и дискуссионном обсуждении с другими студентами, а также в работе студенческих клубов, на конференциях, форумах, в процессе самостоятельного общения с членами общественных организаций, будущими работодателями.
Результатом практической работы наиболее инициативных студентов могут служить подготовленные и представленные на «суд» студенческой группы выступления и доклады, рефераты и статьи в студенческие сборники.
В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
Семинарские занятия способствуют развитию у студентов творческого профессионального мышления, познавательной мотивации, овладения понятийным аппаратом соответствующей науки, умению решать интеллектуальные проблемы и задачи, опровергать и отстаивать свою точку зрения.
В высшей школе практикуется 3 типа семинаров:
Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.
Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.
Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.
Форма семинарских занятий:
развернутая беседа по заранее известному плану;
небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.
Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают вдруг в друга. Выступления в беседе – уже краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т. е. момент живой беседы.
Семинар – это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
Обязательными атрибутами семинара являются сотрудничество и взаимопомощь, интеллектуальная активность, заинтересованность каждого студента в достижении общей цели семинара, коллективное принятие выводов и решений.
На семинаре осуществляется диалог, в процессе которого обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. Каждый из участников семинара должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию.
Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе. Важно научиться культуре общения и взаимодействия.
Существует особая форма семинарских занятий, семинар-исследование, который чаще всего применяется при чтении спецкурса. В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы, 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 0,5-0,8 часа студенты обмениваются мнениями, готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итога и оценивает работу студентов.
Работа на семинарских занятиях включает в себя:
• выступление на семинарских занятиях;
• реферат (с защитой);
• рецензирование студентом реферата;
• тестирование;
• контрольные самостоятельные работы.
В чем заключается подготовительная работа участников семинара? Самостоятельно составляется библиография (список литературы) к выбранной теме или используется рекомендованный преподавателем. Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы.
Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы. В этой работе немалую роль играют индивидуальные особенности докладчика: его склад ума, умение формулировать мысль, умело использовать способы изложения, аргументировано отстаивать свою точку зрения и, конечно же, владеть устной речью.
Способам и приемам выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ОБ УСТНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ
1. Не выступайте, если материал не продуман, не подготовлен заранее.
2. Если хотите, чтобы вам верили, говорите убедительно и только о том, что сами поняли и в чем убеждены.
3. Когда говорите, помните о теме своего выступления, не отходите от нее в сторону.
4. Отбрасывайте все лишнее, второстепенное. Помните, что иногда мелочи мешают увидеть главное.
5. Побольше фактов и поменьше общих, ничего не говорящих фраз.
6. Не говорите слишком долго, чтобы не утомлять и слушателей, и себя.
7. Следите за своими слушателями: если вас перестали слушать, измените ход мыслей, приведите интересный факт, деталь, задайте риторический вопрос, но никогда не стремитесь перекричать аудиторию. Следите за речью: избегайте слов-паразитов («так», «значит» и др.), вульгаризмов, просторечных выражений и т.д. Тщательно стройте фразу.
ПОМНИТЕ: по вашей речи судят о вас, о вашей культуре!
И последнее. Доклад на семинаре, как правило, не должен быть длительным (10-15 минут). Но он обязательно должен вызвать реакцию со стороны слушателей, заинтересовать их, - только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута. Одним из основных моментов при подготовке к семинарскому занятию является умело построенная работа с библиографией.
К цитированию прибегают в следующих основных случаях: для подтверждения своей собственной мысли, а также для того, чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.
Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-то слова.
Попробуйте выступить на собрании, не обдумав заранее плана своего выступления, то есть, не определив того, о чем и в какой последовательности вы собираетесь говорить, - и вас постигнет неудача. Но и одного плана для успешного выступления в большинстве случаев мало. То, что вы хотите донести до слушателей, вам нужно обдумать, затем кратко и четко сформулировать основные положения вашего будущего высказывания. Проделав это, вы получите тезисы вашего выступления. Теперь вам будет намного легче выступать.
Таким образом, тезисы – это сжато сформулированные основные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своем выступлении. Как и в плане, вторая мысль должна вытекать (следовать) из первой, третья из второй и т.д.; т.е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.
Конспектом называют краткое, но связное и последовательное изложение существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т.д. В конспект обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты. Конспект, так же как и тезисы, - разновидность сжатого изложения, и к нему предъявляются те же требования, что и к сжатому изложению.
Рецензия содержит анализ и оценку выступления, реферата, доклада т.д. Автор рецензии стремится не только высказать свое отношение, но и обосновать его, анализируя достоинства и недостатки, особенности построения и серьезный анализ с самостоятельными обобщениями и выводами (оценкой) т.п.
Рецензия развивает самостоятельное мышление, учит точно и ярко высказывать свои мысли, впечатления, чувства, обоснованно говорить об интересных и важных проблемах.
При изучении какой-либо темы, вы не раз осуществляли самостоятельный поиск (исследование), например: углубленное (комментированное) чтение произведения, его отдельных глав, или ответы по тексту произведения, или творческие работы разного характера... Это – аналитическое исследование, цель которого – глубже, полнее узнать материал, раскрыть ту или иную тему.