МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые основы деятельности и документооборот в сфере гостеприимства и общественного питания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_ГД-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Буравлев Сергей Николаевич;ст. преподаватель, Трубникова Ольга Александровна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Отто Ольга Витальевна

Рабочая программа дисциплины
Правовые основы деятельности и документооборот в сфере гостеприимства и общественного питания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: Формирование у студентов навыков работы с дейтвующими нормативно-правовыми актами в сфере внутреннего и международного социально-культурного сервиса и туризма.
Задачи курса:
- знать понятие ключевых понятий курса;
- понимать социальное и культурное значение законотворчества в сервисе и туризме;
- знать основные нормативно-правовые акты в сфере туризма и сервиса;
- применять полученные знания в ходе практичеких занятий, преполагающих творческое участие студентов в анализе конкретных ситуаций, возникающих в ходе работы в сфере гостиничного сервиса организации гостиничного предприятия; заключение договоров.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен применять законодательство Российской Федерации, а также нормы международного права при осуществлении профессиональной деятельности
ОПК-6.1 Знает законодательство Российской Федерации, а также нормы международного права при осуществлении профессиональной деятельности
ОПК-6.2 Умеет осуществлять поиск и обоснованно применяет необходимую нормативно- правовую документацию для деятельности в избранной профессиональной области
ОПК-6.3 Владеет навыками работы с документооборотом организации сферы гостеприимства и общественного питания в соответствии с нормативными требованиями
УК-10Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
УК-10.1 Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за подобные нарушения
УК-10.2 Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющих ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей, соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
Знает о содержании понятия коррупции, его основных признаках; основные направления и принципы противодействия коррупции; основные меры по профилактике коррупции; об актуальных направлениях государственной политики в сфере противодействия коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения; о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям; о понятиях конфликта интересов на государственной службе, личной заинтересованности государственного служащего.
Знает законодательство Российской Федерации, а также нормы международного права при осуществлении профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей, соответствующих информационных
(справочных правовых) систем.
Способен выявить признаки основных коррупционных правонарушений; осуществлять классификацию форм проявления коррупции; выявлять мотивы коррупционного поведения; выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических отношений
Умеет осуществлять поиск необходимой нормативно-правовой документации для деятельности в сфере гостеприимства и общественного питания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач.
Способен разграничивать коррупционные и схожие не коррупционные явления в различных сферах жизни общества; сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения; понимать значимости правовых явлений для личности; к развитию правосознания на основе полученных знаний.
Владеет навыками применения нормативно-правовой документации в сфере гостеприимства и общественного питания

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1.Основы права и законодательства Российской Федерации
1.1. Основы теории государства и права Понятие и сущность права. Правоотношения и их виды. Система права, система законодательства в РФ. Лекции 7 2 Л2.1
1.2. Основы теории государства и права Понятие и сущность права. Правоотношения и их виды. Система права, система законодательства в РФ. Практические 7 4 Л2.1
1.3. Основы теории государства и права Понятие и сущность права. Правоотношения и их виды. Система права, система законодательства в РФ. Сам. работа 7 10 Л2.1
1.4. Основы публичных отраслей права: конституционное право; административное право; налоговое право; финансовое право; уголовное право Лекции 7 2 Л2.1
1.5. Основы публичных отраслей права: конституционное право; административное право; налоговое право; финансовое право; уголовное право Практические 7 4 Л2.1
1.6. Основы публичных отраслей права: конституционное право; административное право; налоговое право; финансовое право; уголовное право. Другие отрасли публичного права. Сам. работа 7 10 Л2.1
1.7. Основы частных отраслей права: гражданское право; трудовое право; предпринимательское право. Лекции 7 2
1.8. Основы частных отраслей права: гражданское право; трудовое право; предпринимательское право. Практические 7 4 Л2.1
1.9. Основы частных отраслей права: гражданское право; трудовое право; предпринимательское право. Другие отрасли частного права. Сам. работа 7 10 Л2.1
Раздел 2. Раздел 2.Общие принципы и основы правового обеспечения социально-культурного сервиса, гостеприимства и туризма в РФ и на международном уровне
2.1. Общие принципы правового обеспечения социально-культурного сервиса и гостиничной индустрии. Нормативные правовые акты и нормативные документы в сфере туриндустрии в РФ. Лекции 7 2
2.2. Международные правовые акты и принципы международного права в сфере обеспечения туристической деятельности. Практические 7 4
2.3. Общие принципы правового обеспечения социально-культурного сервиса и гостиничной индустрии. Нормативные правовые акты и нормативные документы в сфере туриндустрии в РФ. Международные правовые акты и принципы международного права в сфере обеспечения туристической деятельности. Сам. работа 7 10
2.4. Общие принципы правового обеспечения социально-культурного сервиса и гостиничной индустрии. Нормативные правовые акты и нормативные документы в сфере туриндустрии в РФ. Практические 7 4
Раздел 3. Раздел 3. Правовое регулирование услуг в туристской деятельности
3.1. Понятие и виды договоров. Договоры в сфере туриндустрии. Услуги по перевозке, размещению, питанию. Другие сопутствующие услуги. Лекции 7 2 Л2.1
3.2. Гостиничные услуги. Классификация средств размещения. Нормативные правовые акты и нормативные документы в сфере гостеприимства и общественного питания. Практические 7 4 Л2.1
3.3. Гостиничные услуги. Классификация средств размещения. Нормативные правовые акты и нормативные документы в сфере гостеприимства и общественного питания. Защита прав потребителей услуг. Сам. работа 7 10 Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Правовое обеспечение деятельности организаций в сфере туризма. Правовые основы работы гостиничного предприятия
4.1. Трудовые отношения в сфере гостиничного сервиса. Требования к обслуживающему персоналу средств размещения Правовые документы организации, регламентирующие работу в сфере гостиничного сервиса. Лекции 7 2
4.2. Гражданско-правовые отношения по созданию и деятельности организаций в сфере туриндустрии: организационно-правовые формы юрлиц, требования к правовому статусу организаций. Лекции 7 2
4.3. Правовые основы работы организаций в сфере гостеприимства и общественного питания: гражданско-правовой и трудовой аспекты. Сам. работа 7 16 Л2.1
4.4. Трудовые отношения в сфере гостиничного сервиса. Требования к обслуживающему персоналу средств размещения Правовые документы организации, регламентирующие работу в сфере гостиничного сервиса. Практические 7 2
4.5. Гражданско-правовые отношения по созданию и деятельности организаций в сфере туриндустрии: организационно-правовые формы юрлиц, требования к правовому статусу организаций. Практические 7 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3682

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Законодательство РФ о туристской деятельности состоит:

а) из ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативно – правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;
б) из Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных актов, определяющих развитие туристской деятельности и связанного с ним сервиса в РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;
в) из федеральных законов РФ и законов субъектов РФ, направленных на развитие международного, выездного, въездного и внутреннего туризма в РФ;
Ответ: б
Вопрос 2. Законодательство РФ о туристской деятельности можно классифицировать по юридической силе на:

а) законодательные и подзаконные акты;
б) законодательные акты, подзаконные акты и судебные прецеденты;
в) законодательные и подзаконные акты, судебные прецеденты, договоры и деловые обыкновения;
Ответ: а
Вопрос 3. Нормативно – правовые акты о туризме по масштабам их применения можно классифицировать на:

а) международные и отечественные;
б) международные, федеральные, субъектов РФ и местные;
в) национальные и интернациональные;
Ответ: а
Вопрос 4. Когда был принят Федеральный закон РФ № 132 – ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» ?

а) 4 октября 1996 г.;
б) 14 ноября 1996 г.;
в) 24 ноября 1996 г.;
Ответ: в
Вопрос 5. Временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания называется:

а) туристской деятельностью;
б) путешествием;
в) туризмом;
Ответ: в
Вопрос 6. Туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий называется:

а) деятельностью турфирм;
б) организацией путешествий;
в) туристской деятельностью.
Ответ: в
Вопрос 7. Комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов – переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия, называются:

а) туристским сервисом;
б) социально – культурным комплексом;
в) туристским продуктом;
Ответ: в
Вопрос 8. Природные, исторические, социально – культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил, называются:

а) туристскими достопримечательностями;
б) туристскими ресурсами;
в) объектами туристского показа;
Ответ: б
Вопрос 9. Гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки, называется:

а) путешественником;
б) экскурсантом;
в) туристом;
Ответ: в
Вопрос 10. Лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида – переводчика, называется:

а) путешественником;
б) туристом;
в) экскурсантом.
Ответ: в
Вопрос 11. Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулирует законодательство:

а) о финансовом праве;
б) о налогах и сборах;
в) о полиции;
Ответ: б
Вопрос 12. Правовые основы отношений по регулированию предпринимательской деятельности содержатся:
а) в трудовом праве;
б) в гражданском праве;
в) в земельном праве.
Ответ: а
Вопрос 13. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией туроператорской и турагентской деятельности, с предоставлением услуг в сфере туризма регулирует законодательство:
а) гражданское;
б) трудовое;
г) финансовое.
Ответ: а
Вопрос 14. Какими судами рассматриваются экономические споры между хозяйственными субъектами в сфере туризма?

а) арбитражными судами;
б) административными судами;
в) мировыми судами;
Ответ: а
Вопрос 15. Лицо, прошедшее аттестацию, сопровождающее туристов (экскурсантов) и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, называется:
а) гид-переводчик;
б) турагент;
в) инструктор-проводник.
Ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1._______________ - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
Ответ: туризм
Вопрос 2. _____________ - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
Ответ: туристская деятельность
Вопрос 3. _________________ - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
Ответ: туризм внутренний
Вопрос 4. _____________- туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
Ответ: туризм выездной
Вопрос 5. _____________ - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
Ответ: туризм въездной
Вопрос 6. _______________- туризм выездной или въездной;
Ответ: туризм международный
Вопрос 7. ___________- туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
Ответ: туризм социальный
Вопрос 8. ___________- туризм, организуемый туристами самостоятельно;
Ответ: туризм самодеятельный
Вопрос 9. ______________ - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
Ответ: турист
Вопрос 10. ____________ - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
Ответ: туристские ресурсы
Вопрос 11. ________________ - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, организаций, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим и предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
Ответ: туристская индустрия
Вопрос 12. ________________ - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
Ответ: туристский продукт
Вопрос 13. ___________________ - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом- туроператором;
Ответ: туроператорская деятельность
Вопрос 14. _____________ - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, сведения о которых внесены в единый федеральный реестр турагентов;
Ответ: турагентская деятельность
Вопрос 15. ______________ - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым турагентом передано исполнение поручения туроператора на продвижение и реализацию туристского продукта в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и сведения, о которых внесены в единый федеральный реестр турагентов, субагентов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
Ответ: субагент
Вопрос 16. ___________________- деятельность по реализации товаров, работ и услуг, направленная на систематической получение прибыли, осуществляемая на свой риск субъектом, зарегистрированным в установленном законом порядке
Ответ: предпринимательская деятельность
Вопрос 17. _____________________- имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на свободе договора, автономии воли и равенстве участников этих отношений;
Ответ: гражданские правоотношения.
Вопрос 18. _____________________ - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции;
Ответ: трудовые отношения
Вопрос 19. Целями трудового законодательства являются __________________________
Ответ: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Вопрос 20. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем _____________________
Ответ: Конституции Российской Федерации.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет терминами, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-10: Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Каким нормативным правовым актом регулируются отношения, направленные на предупреждение и пресечение коррупционного поведения?
а) ФЗ о безопасности;
б) ФЗ о противодействии коррупции;
в) ФЗ о воинской обязанности и военной службе
Ответ: б)
Вопрос 2. Что из указанного относится к коррупции?
а) злоупотребление служебным положением;
б) возбуждение социальной розни;
в) организация преступного сообщества
Ответ: а)
Вопрос 3. Что из указанного относится к терроризму?
а) злоупотребление служебным положением;
б) возбуждение социальной розни;
в) организация преступного сообщества
Ответ: в)
Вопрос 4. Что из указанного относится к экстремизму?
а) злоупотребление служебным положением;
б) возбуждение социальной розни;
в) организация преступного сообщества
Ответ: б)
Вопрос 5. При проведении митингов и других массовых мероприятий ношение оружия:
а) запрещается;
б) запрещается, за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма;
в) разрешается
Ответ: б)
Вопрос 6. Основные направления государственной политики в области противодействия экстремистской деятельности определяет:
а) Президент РФ;
б) Правительство РФ:
в) Совет Безопасности
Ответ: а)
Вопрос 7. Основные направления государственной политики в области безопасности определяет:
а) Президент РФ;
б) Правительство РФ:
в) Совет Безопасности
Ответ: а)
Вопрос 8. Основные направления государственной политики в области противодействия терроризму определяет:
а) Президент РФ;
б) Правительство РФ:
в) Совет Безопасности
Ответ: а)
Вопрос 9. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупционному поведению определяет:
а) Президент РФ;
б) Правительство РФ:
в) Совет Безопасности
Ответ: а)
Вопрос 10. Какой из принципов относится к принципам противодействия коррупции?
а) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
в) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
Ответ: а)
Вопрос 11. Какой из принципов относится к принципам противодействия терроризму?
а) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
в) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
Ответ: в)
Вопрос 12. Какой из принципов относится к принципам противодействия экстремизму?
а) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
в) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
Ответ: б)
Вопрос 13. Соблюдать во время путешествия правила личной безопасности – это:
а) право туриста;
б) обязанность туриста;
в) не определено нормативными правовыми актами
Ответ: б)
Вопрос 14. Обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи – это:
а) право туриста;
б) обязанность туриста;
в) не определено нормативными правовыми актами
Ответ: а)
Вопрос 15. В понятие безопасности туризма входит:
а) не нанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде;
б) состояние защищенности здания, строения, сооружения;
в) запрет на проведение любых массовых акций и публичных мероприятий
Ответ: а)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют _______________и формируемый и возглавляемый им _________, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Ответ: Президент РФ, Совет Безопасности
Вопрос 2. Федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с _____________, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Ответ: Конституцией РФ
Вопрос 3. _____________является конституционным совещательным органом, осуществляющим содействие главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.
Ответ: Совет Безопасности
Вопрос 4. Правовую основу противодействия коррупции составляют ________________, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Ответ: Конституция РФ
Вопрос 5. ____________________- злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Ответ: коррупция
Вопрос 6. ____________________ определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции.
Ответ: Президент РФ
Вопрос 7. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению – это _____________
Ответ: профилактика коррупции
Вопрос 8. _______________- ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Ответ: конфликт интересов
Вопрос 9. ________________________ - насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;
Ответ: экстремистская деятельность
Вопрос 10. ___________________________- общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности
Вопрос 11. В Российской Федерации ____________создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
Ответ: запрещаются
Вопрос 12. В Российской Федерации ______________распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности.
Ответ: запрещаются
Вопрос 13. За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут ____________, _________________ и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Ответ: уголовную, административную
Вопрос 14. При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них _________________организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.
Ответ: экстремистских
Вопрос 15. _____________________- идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Ответ: терроризм
Вопрос 16. Российская Федерация в соответствии с _______________Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.
Ответ: международными договорами
Вопрос 17. ____________________ организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма.
Ответ: Правительство РФ
Вопрос 18. Безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также не нанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства – это ___________________________
Ответ: безопасность туризма
Вопрос 19. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций _______________принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания.
Ответ: государство
Вопрос 20. Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации, осуществляется ___________________________, определяемыми Правительством Российской Федерации.
Ответ: специализированными службами
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет терминами, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК - 6. Способен применять законодательство Российской Федерации, а также нормы международного права при осуществлении профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Правовое обеспечение в социально-культурном сервисе (СКС) и туризме – это:
а) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере распространения культурных ценностей и путешествий как одного из ведущих форм активного отдыха;
б) деятельность по правовому обучению и воспитанию сотрудников предприятий СКС и туризма;
в) юридическое сопровождение деятельности субъектов СКС и туризма;
Ответ: а
Вопрос 2. Какой из нижеперечисленных пунктов не составляет предмет правового обеспечения туризма?
а) регулирование профессиональной деятельности по социально-культурному и туристическому облуживанию;
б) регулирование движения транспорта в интересах социально-культурного и туристического обслуживания;
в) регулирование отношений по реализации услуг СКС и туризма; г. Регулирование деятельности по созданию, реорганизации и ликвидации предприятий СКС и туризма;
Ответ: б
Вопрос 3. Какой из перечисленных методов не характерен для правового обеспечения туризма?
а) специфический;
б) дозволения;
в) запретов;
Ответ: а
Вопрос 4. Что не входит в перечень документов, необходимых для регистрации юридических лиц?
а) Заявление о государственной регистрации;
б) Учредительные документы юридического лица;
в) сведения о семейном положении и национальности учредителей;
Ответ: в
Вопрос 5. Документ, который принят международным договором Российской Федерации или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) называется:
а) сертификат;
б) стандарт;
в) технический регламент
Ответ: в
Вопрос 6. Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров называется:
а) сертификат соответствия;
б) декларация о соответствии;
в) паспорт соответствия;
Ответ: а
Вопрос 7. Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов, называется:
а) сертификат соответствия;
б) декларация о соответствии;
в) паспорт соответствия;
Ответ: б
Вопрос 8. Туристский маршрут, имеющий особое значение для развития внутреннего туризма и въездного туризма и определяемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации называется:
а) федеральный туристский маршрут;
б) национальный туристский маршрут;
в) межрегиональный туристский маршрут
Ответ: б
Вопрос 9. Действие ФЗ об основах туристской деятельности в РФ на паломническую деятельность:
а) не распространяется;
б) распространяется;
в) распространяется частично;
Ответ: а
Вопрос 10. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма относятся:
а) установление порядка оказания услуг по реализации туристского продукта;
б) установление порядка оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа;
в) установление порядка оказания услуг по сертификации;
Ответ: а
Вопрос 11. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации относятся:
а) установление требований к оказанию услуг в сфере сельского туризма;
б) установление порядка определения национальных туристских маршрутов;
в) организация и проведение мероприятий в сфере туризма на региональном и межмуниципальном уровнях;
Ответ: в
Вопрос 12. К правам органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма относятся:
а) участие в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, мероприятий в сфере туризма на всероссийском, межрегиональном, региональном и межмуниципальном уровне;
б) создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах Российской Федерации;
в) ведение реестра турагентов;
Ответ: а
Вопрос 13. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права:
а) не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие;
б) имеет обратную силу и может применяться к отношениям, возникшим до его введения в действие;
в) частично имеет обратную силу и может применяться к отношениям, возникшим до его введения в действие;
Ответ: а
Вопрос 14. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации:
а) являются составной частью правовой системы Российской Федерации;
б) не являются составной частью правовой системы Российской Федерации;
в) частично являются составной частью правовой системы Российской Федерации;
Ответ: а
Вопрос 15. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется:
а) Трудовой кодекс;
б) иной федеральный закон;
в) международный акт.
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1____________ - путь следования туристов (экскурсантов), включающий в себя посещение и (или) использование туристских ресурсов.
Ответ: туристский маршрут
Вопрос 2. ______________- имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц.
Ответ: средство размещения
Вопрос 3. ___________ - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Ответ: гостиница
Вопрос 4. ________________- комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Ответ: гостиничные услуги
Вопрос 5. Целями трудового законодательства являются__________________
Ответ: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Вопрос 6. В соответствии с __________________регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Ответ: трудовым законодательством
Вопрос 7. Если _________________ Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
Ответ: международным договором
Вопрос 8. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на ___________________________
Ответ: всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.
Вопрос 9. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в_______________________________
Ответ: пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вопрос 10. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в __________________________________
Ответ: пределах территории соответствующего муниципального образования.
Вопрос 11. ________________- документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Ответ: декларация о соответствии
Вопрос 12. _________________- организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции.
Ответ: региональная организация по стандартизации
стандарт иностранного государства - стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства;
Вопрос 13. ________________- стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.
Ответ: региональный стандарт
Вопрос 14. К объектам___________________ относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Ответ: культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации
Вопрос 15. ________________- творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.
Ответ: достопримечательные места
Вопрос 16. _______________________- объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия.
Ответ: объекты культурного наследия федерального значения
Вопрос 17. ___________________ - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
Ответ: объекты культурного наследия регионального значения
Вопрос 18. __________________- объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Ответ: объекты культурного наследия местного (муниципального) значения
Вопрос 19. Объекты культурного наследия, представляющие собой выдающуюся универсальную историческую, археологическую, архитектурную, художественную, научную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность, могут быть отнесены к объектам______________________
Ответ: всемирного культурного и природного наследия
Вопрос 20. На объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены_____________________, содержащие информацию об объекте культурного наследия.
Ответ: надписи и обозначения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет терминами, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения туристской деятельности (общая характеристика).
2. Документы стратегического планирования в сфере туризма и отраслевые нормативные документы в сфере сервиса, гостеприимства и общественного питания (общая характеристика).
3. Роль международных актов в регулировании туристских отношений.
4. Классификация правоотношений в сфере сервиса, туризма и туристской индустрии.
5. Понятие туристских правоотношений, их виды.
6. Понятие туристской деятельности и ее основные участники.
7. Правовой статус туроператора (общая характеристика).
8. Правовой статус турагента (общая характеристика).
9. Права и обязанности туристов.
10. Правовой статус организаций, осуществляющих деятельность в социально-культурном сервисе.
11. Туристские услуги и их виды, правовое регулирование предоставления туристских услуг
12. Гостиничные услуги и их характеристика
13. Документооборот в гостиничном предприятии
14. Средства размещения и их классификация
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения туристской деятельности (общая характеристика).
2. Документы стратегического планирования в сфере туризма и отраслевые нормативные документы в сфере сервиса, гостеприимства и общественного питания (общая характеристика).
3. Роль международных актов в регулировании туристских отношений.
4. Классификация правоотношений в сфере сервиса, туризма и туристской индустрии.
5. Понятие туристских правоотношений, их виды.
6. Понятие туристской деятельности и ее основные участники.
7. Правовой статус туроператора (общая характеристика).
8. Правовой статус турагента (общая характеристика).
9. Права и обязанности туристов.
10. Правовой статус организаций, осуществляющих деятельность в социально-культурном сервисе.
11. Документооборот в сфере гостеприимства и общественного питания.
12. Классификация гостиниц.
13. Туристские услуги и их виды, правовое регулирование предоставления туристских услуг.
14. Гостиничные услуги и особенности предоставления.
15. Объекты туристской индустрии и их виды. Особенности применения нормативных правовых актов в туристской индустрии, исходя из вида объектов.
16. Классификация туристских ресурсов, правовое регулирование.
17. Виды договоров в туристской индустрии и их характеристика.
18. Договор по реализации туристского продукта (общая характеристика).
19. Понятие и функции государственного управления в сфере туристской деятельности.
20. Система органов государственного управления в сфере туристской деятельности.
21. Безопасность туризма: правовое регулирование.
22. Правовая основа противодействия экстремизму, терроризму, коррупционному поведению (общая характеристика)

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
(ответы на основе анализа соответствующих нормативных правовых актов)
Ситуация 1. При обслуживании в ресторане при гостинице заказчик попросил принести букет роз для дамы. В счет были включены блюда, напитки, стоимость роз и стоимость услуги - доставка цветов.
Правильно ли был составлен счет? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.
Ситуация 2. В городском кафе из офиса по телефону был сделан заказ на 10 бизнес-ланчей. Заказ был доставлен своевременно, но в общий счет была внесена дополнительно стоимость 10 бананов. Заказчик отказался их оплатить.
Прав ли заказчик? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.
Ситуация 3. В закусочной (шашлычной) при обслуживании гостей за одним столом за один и тот же заказ предъявили счета различной суммы. Гость, который должен был платить больше, попросил объяснений у официанта. Официант пояснил, что второй гость является постоянным потребителем закусочной.
Каковы действия ущемленного гостя? Прав ли официант? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.
Ситуация 4. Гость ресторана класса "люкс", ожидая заказ, закурил в торговом зале. К нему подошел менеджер зала и вежливо попросил погасить сигарету, гость отказался.
Каковы должны быть действия менеджера? Прав ли гость? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.
Ситуация 5. При обслуживании в кафе мужчине подали заказанное блюдо: птица в омлете, блюдо выглядело аппетитно, но запах был свойственен испорченному белку яйца.
Каковы действия посетителя кафе? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.
Ситуация 6. Потребитель услуг в магазине "Кулинария" купила 10 куриных котлет и попросила взвесить одну из них на весах в ее присутствии, в чем ей было отказано. Продавец сказала, что она лично их не изготавливала и какова их масса, ее не интересует.
Кто из них прав? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.
Ситуация 7. В вечернее время гость ресторана попросил официанта вызвать такси, чтобы добраться домой. Когда официант предъявил счет за блюда, гость обнаружил там сумму за вызов такси, которую оплатить отказался, так как в перечне платных услуг этой услуги не было.
Прав ли потребитель? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.
Ситуация 8. Вы директор ресторана и решили изменить вывеску.
Какую информацию она обязательно должна содержать? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.
Ситуация 9. Посетитель расположился на летней площадке кафе и попросил меню у официанта. Официант ответил, что гость должен сам зайти в зал кафе и взять меню.
Кто прав в данной ситуации? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.
Ситуация 10. Жители г. Ижевска П. и С. завели разговор об организации средства размещения для туристов в своем городе. Гражданин П. предложил создать мини-отель, выбрав организационно-правовую форму — общество с ограниченной ответственностью. А гражданин С. предложил открыть гостиницу в форме непубличного акционерного общества. П. возразил и сказал при этом, что лучше создать мини-отель в форме ООО, так как для такой организационно-правовой формы не обязательно классифицировать данное средство размещения. Гражданин С. в ответ заявил, что получение свидетельства о присвоении средству размещения категории в настоящее время является обязательным для всех разновидностей средств размещения и без этого документа нельзя осуществлять свою деятельность.
Кто из граждан прав? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гражданский кодекс Российской Федерации: [части первая, вторая, третья и четвертая]: по состоянию на 25 сентября 2012 г. М.: [Проспект], 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office, Excel, PowerPoint+ выход в Internet.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Поисковые справочные системы Гарант, Консультант+.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия, предназначенные для углубленного изучения дисциплины. Одной из форм практических занятий являются семинарские занятия. Семинарские занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.
При изучении курса «Правовое обеспечение социо-культурного сервиса и туризма» семинарские занятия логически продолжают работу, начатую на лекции. Семинарские занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.
План семинарских занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Разнообразие семинарских занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.
План семинарских занятий состоит из названия изучаемого раздела, темы. По каждой теме предусмотрены примерные темы для докладов.
В рабочей программе приводится список литературы и других источников, имеющихся в библиотеке университета. Одной из задач самостоятельной работы является поиск необходимых по теме источников. Поэтому студентам предлагается самостоятельно выполнить поиск. Студенты могут пользоваться в дополнение к рекомендуемому перечню, литературой и источниками периодической печати. Не исключено и использование материалов, найденных студентами в Интернет.
Навыки по практическому применению правовых знаний и умений приобретаются первоначально студентами на практических занятиях под руководством преподавателя и дискуссионном обсуждении с другими студентами, а также в работе студенческих клубов, на конференциях, форумах, в процессе самостоятельного общения с членами общественных организаций, будущими работодателями.
Результатом практической работы наиболее инициативных студентов могут служить подготовленные и представленные на «суд» студенческой группы выступления и доклады, рефераты и статьи в студенческие сборники.
В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
Семинарские занятия способствуют развитию у студентов творческого профессионального мышления, познавательной мотивации, овладения понятийным аппаратом соответствующей науки, умению решать интеллектуальные проблемы и задачи, опровергать и отстаивать свою точку зрения.
В высшей школе практикуется 3 типа семинаров:
Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.
Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.
Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.
Форма семинарских занятий:
развернутая беседа по заранее известному плану;
небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.
Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают вдруг в друга. Выступления в беседе – уже краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т. е. момент живой беседы.
Семинар – это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
Обязательными атрибутами семинара являются сотрудничество и взаимопомощь, интеллектуальная активность, заинтересованность каждого студента в достижении общей цели семинара, коллективное принятие выводов и решений.
На семинаре осуществляется диалог, в процессе которого обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. Каждый из участников семинара должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию.
Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе. Важно научиться культуре общения и взаимодействия.
Существует особая форма семинарских занятий, семинар-исследование, который чаще всего применяется при чтении спецкурса. В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы, 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 0,5-0,8 часа студенты обмениваются мнениями, готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итога и оценивает работу студентов.
Работа на семинарских занятиях включает в себя:
• выступление на семинарских занятиях;
• реферат (с защитой);
• рецензирование студентом реферата;
• тестирование;
• контрольные самостоятельные работы.
В чем заключается подготовительная работа участников семинара? Самостоятельно составляется библиография (список литературы) к выбранной теме или используется рекомендованный преподавателем. Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы.
Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы. В этой работе немалую роль играют индивидуальные особенности докладчика: его склад ума, умение формулировать мысль, умело использовать способы изложения, аргументировано отстаивать свою точку зрения и, конечно же, владеть устной речью.
Способам и приемам выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ОБ УСТНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ
1. Не выступайте, если материал не продуман, не подготовлен заранее.
2. Если хотите, чтобы вам верили, говорите убедительно и только о том, что сами поняли и в чем убеждены.
3. Когда говорите, помните о теме своего выступления, не отходите от нее в сторону.
4. Отбрасывайте все лишнее, второстепенное. Помните, что иногда мелочи мешают увидеть главное.
5. Побольше фактов и поменьше общих, ничего не говорящих фраз.
6. Не говорите слишком долго, чтобы не утомлять и слушателей, и себя.
7. Следите за своими слушателями: если вас перестали слушать, измените ход мыслей, приведите интересный факт, деталь, задайте риторический вопрос, но никогда не стремитесь перекричать аудиторию. Следите за речью: избегайте слов-паразитов («так», «значит» и др.), вульгаризмов, просторечных выражений и т.д. Тщательно стройте фразу.
ПОМНИТЕ: по вашей речи судят о вас, о вашей культуре!
И последнее. Доклад на семинаре, как правило, не должен быть длительным (10-15 минут). Но он обязательно должен вызвать реакцию со стороны слушателей, заинтересовать их, - только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута. Одним из основных моментов при подготовке к семинарскому занятию является умело построенная работа с библиографией.
К цитированию прибегают в следующих основных случаях: для подтверждения своей собственной мысли, а также для того, чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.
Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-то слова.
Попробуйте выступить на собрании, не обдумав заранее плана своего выступления, то есть, не определив того, о чем и в какой последовательности вы собираетесь говорить, - и вас постигнет неудача. Но и одного плана для успешного выступления в большинстве случаев мало. То, что вы хотите донести до слушателей, вам нужно обдумать, затем кратко и четко сформулировать основные положения вашего будущего высказывания. Проделав это, вы получите тезисы вашего выступления. Теперь вам будет намного легче выступать.
Таким образом, тезисы – это сжато сформулированные основные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своем выступлении. Как и в плане, вторая мысль должна вытекать (следовать) из первой, третья из второй и т.д.; т.е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.
Конспектом называют краткое, но связное и последовательное изложение существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т.д. В конспект обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты. Конспект, так же как и тезисы, - разновидность сжатого изложения, и к нему предъявляются те же требования, что и к сжатому изложению.
Рецензия содержит анализ и оценку выступления, реферата, доклада т.д. Автор рецензии стремится не только высказать свое отношение, но и обосновать его, анализируя достоинства и недостатки, особенности построения и серьезный анализ с самостоятельными обобщениями и выводами (оценкой) т.п.
Рецензия развивает самостоятельное мышление, учит точно и ярко высказывать свои мысли, впечатления, чувства, обоснованно говорить об интересных и важных проблемах.
При изучении какой-либо темы, вы не раз осуществляли самостоятельный поиск (исследование), например: углубленное (комментированное) чтение произведения, его отдельных глав, или ответы по тексту произведения, или творческие работы разного характера... Это – аналитическое исследование, цель которого – глубже, полнее узнать материал, раскрыть ту или иную тему.