МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология и конфликтология в организациях сферы гостеприимства и общественного питания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_ГД-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, Доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
доктор психологических наук, Зав. кафедрой, Ральникова Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Психология и конфликтология в организациях сферы гостеприимства и общественного питания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний в области психологии и конфликтологии, а также формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач по разрешению конфликтов вразличных ситуациях профессионального общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен обеспечить формирование и внедрение корпоративных стандартов и регламентов процессов обслуживания, соответствия отраслевым стандартам сервиса
ПК-4.1 Знает особенности разработки внутренних стандартов и регламентов процессов обслуживания на уровне подразделения организации избранной сферы деятельности
ПК-4.2 Способен обосновать необходимость внедрения разработанных стандартов и регламентов в практическую деятельность организации избранной профессиональной сферы
ПК-4.3 . Владеет навыками организации работы по подготовке и прохождению процедуры соответствия действующим общеотраслевым стандартам и системам сертификации на уровне департаментов (служб, отделов) организации избранной сферы деятельности
ПК-5Способен проектировать объекты профессиональной деятельности
ПК-5.1 Знает основные элементы, цели и задачи проекта, технико- экономическое обоснование проектов, реализуемых организациями избранной сферы профессиональной деятельности
ПК-5.2 Умеет обосновать выбор элементов, целей и задач при проектировании в организациях избранной сферы профессиональной деятельности
ПК-5.3 Владеет навыками представления проектов, направленных на развитие организаций сферы профессиональной деятельности
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командных задач, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, виды, функции, стороны общения; структуру, виды конфликта; особенности конфликтов в различных сферах жизнедеятельности человека; способы анализа конфликтной ситуации в различных типах межличностных и социальных отношениях.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять эффективную коммуникацию, выстраивать стратегии взаимодействия, находить взаимопонимание в ситуациях профессионального общения; диагностировать структурные компоненты конфликта с целью выбора способа его разрешения; выбирать и реализовывать способы разрешения конфликтов в различных типах межличностных и социальных отношениях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами преоделения коммуникативных барьеров; стратегиями поведения в различных ситуациях конфликтного взаимодействия; методами оценки и разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности в сфере гостеприимтсва и общественного питания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология профессионального общения
1.1. Понятие, структура, функции общения Лекции 3 2 Л1.6, Л2.6, Л2.4, Л1.3, Л2.8, Л1.4
1.2. Понятие, структура, функции общения Практические 3 4 Л1.6, Л2.6, Л2.4, Л1.3, Л2.8, Л1.4
1.3. Коммуникативная сторона общения Лекции 3 2 Л1.6, Л2.5, Л2.6, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.4. Коммуникативная сторона общения Практические 3 4 Л1.6, Л2.5, Л2.6, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.5. Интерактивная сторона общения Лекции 3 2 Л1.6, Л2.6, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.6. Интерактивная сторона общения Практические 3 4 Л1.6, Л2.6, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.7. Перцептивная сторона общения Лекции 3 2 Л1.6, Л2.6, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.8. Перцептивная сторона общения Практические 3 4 Л1.6, Л2.6, Л2.2, Л1.3, Л1.4
1.9. Психология профессионального общения Сам. работа 3 30 Л1.6, Л2.6, Л2.2, Л1.3, Л2.8, Л2.3, Л1.4
Раздел 2. Конфликты в сфере гостеприимтсва и общественного питания
2.1. Понятие, структура и этапы развития конфликта Лекции 3 2 Л1.6, Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.7
2.2. Виды конфликта Лекции 3 2 Л1.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7
2.3. Стратегии поведения в конфликте Практические 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.7
2.4. Схема анализа конфликтных ситуаций Практические 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.7
2.5. Методы разрешения конфликта Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.7
2.6. Переговоры в межличностных конфликтах Практические 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.7
2.7. Конфликты в сфере гостеприимтсва и общественного питания Сам. работа 3 36 Л1.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.7

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кашапов М. М. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Хасан, Б. И. Конструктивная психология конфликта: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.3 Скибицкая И. Ю., Скибицкий Э. Г. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Ефимова Наталия Сергеевна Социальная психология: Учебное пособие ФОРУМ, 2018 znanium.com
Л1.5 Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учеб. для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА] // ЭБС "Университетская библиотека online", 2015 biblioclub.ru
Л1.6 Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. Социальная психология: учебник : Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1
Л2.3 Фатеева И. М. Культура речи и деловое общение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МИРБИС|Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.4 И.Н. Кузнецов Деловое общение : учебник М.: Дашков и Ко , 2012
Л2.5 М. Л. Соснова Тренинг коммуникативного мастерства: учеб. пособие для вузов М.: Академ. Проект, 2010
Л2.6 А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова Социальная психология: М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.7 Конфликтология сфер социальной жизни: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство КНИТУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.8 Букина Е.Я., Климакова Е.В. Деловое общение: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2011 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Психология и конфликтология в сфере гостеприимства и общественного питания"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие конфликтов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за конфликтами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных конфликтных ситуаций.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа конфликтов.
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение лекционных и практических занятий, тестирование, подготовка доклада, выполнение практических заданий.