МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стандартизация, сертификация и контроль качества услуг в сфере гостеприимства и общественного питания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_ГД-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 100
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 20,5 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14 28 28
Практические 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 58 58 67 67 125 125
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Стандартизация, сертификация и контроль качества услуг в сфере гостеприимства и общественного питания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 22.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 22.06.2021 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины: сформировать у студентов систему компетенций, необходимых для изучения государственного регулирования стандартизации, сертификации и контроля качества услуг и работ услуг в социально – культурной среде; сформировать у студентов навыки применения теоретических знаний в практической деятельности в области стандартизации, сертификации, контроля качества услуг и работ, и выработке управленческих решений.
Рабочая программа учебной дисциплины «Стандартизация, сертификация и контроль качества услуг и работ» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 43.04.01 «Сервис» (уровень магистратуры) № 835 от 17.08.2015.
Задачи дисциплины:
1) рассмотреть основные теоретические положения, касающиеся понятий «стандартизация», «сертификация», "лицензирование" в социально-культурной сфере;
2) изучить особенности государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов;
3) ознакомиться с историей возникновения стандартизации и сертификации услуг и работ;
4) проанализировать условия осуществления сертификации, выявить особенности обязательной и добровольной сертификации в сфере услуг и работ;
5) ознакомиться с формированием законодательно-нормативной базой стандартизации и сертификации услуг;
6) проанализировать правила и порядок проведения сертификации услуг;
7) изучить особенности сертификации услуг,
8) рассмотреть сертификацию систем качества;
9) выявить методы оценки и контроля качества услуг.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в избранной сфере профессиональной деятельности
ПК-6 Способен применять методы научных исследований в избранной сфере профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает специфику качества оказания услуг в сфере гостеприимства и общественного питания с учетом мнения потребителей и заинтересованных сторон
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками обеспечения требуемого качества процессов оказания услуг в соответствии со стандартами ИСО 9000 при решении профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Нормативные основы стандартизацииации и сертификации.
1.1. Введение в основы стандартизации и сертификации Лекции 4 4 ОПК-3, ПК-6 Л2.1
1.2. Правовые основы сертификации в РФ. Принципы сертификации. Понятие обязательной сертификации. Участники обязательной сертификации. Практические 4 4 ОПК-3, ПК-6 Л2.1
1.3. Государственная система стандартизации. Лекции 4 4 ОПК-3, ПК-6 Л2.1
1.4. Структура и основные положения законов: «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», Федерального закона «О техническом регулировании». Международные и европейские организации в области сертификации. Комитет РФ по стандартизации.Технические комитеты по стандартизации: правовой статус, полномочия. Практические 4 4 ОПК-3, ПК-6 Л2.1
Раздел 2. Стандартизация в туризме и сервисе
2.1. Стандартизация в туризме Лекции 4 2 ПК-6 Л2.1
2.2. Правовая основа государственной контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований государственных стандартов. Уголовная, административная, гражданско-правовая ответственность субъектов за нарушение требований законодательства. Инспекционный контроль за аккредитованными организациями. Общие требования к аккредитованному органу. Порядок проведения аккредитации. Общие требования к испытательным лабораториям Практические 4 2 ОПК-3, ПК-6 Л2.1
2.3. Оформление заявки на проведение сертификации туристских услуг. Должностные инструкции персонала турфирмы. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий. Общие требования к органам по сертификации продукции и услуг. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг Практические 4 2 ПК-6 Л2.1
2.4. На какие категории подразделяются гостиницы в РФ? Какие требования предъявляются в РФ к гостиницам 5*? Какие требования предъявляются в РФ к гостиницам 4*? Какие требования предъявляются в РФ к гостиницам 3*? Какие требования предъявляются в РФ к гостиницам 2*? Какие требования предъявляются в РФ к гостиницам 1*? Какие требования предъявляются в РФ к гостиницам категории «без звезды»? Каким образом осуществляется порядок классификации гостиниц и иных средств размещения в РФ? Какие требования предъявляются к аккредитованным организациям, осуществляющим классификацию объектов туристской индустрии? Практические 4 2 ПК-6 Л2.1
Раздел 3. Система аккредитации и сертификации в РФ
3.1. Сертификация туристских услуг. Лекции 4 2 ПК-6 Л2.1
3.2. Нормативные взаимоотношения в туризме Лекции 4 2 ПК-6 Л2.1
3.3. Международные (региональные международные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации. Межгосударственные стандарты. Информация о нормативных документах по стандартизации их издание и реализация. Целевое назначение систем сертификации. Основные функции участников сертификации. Схемы сертификации продукции и услуг в РФ. Практические 4 2 ПК-6 Л2.1
3.4. Проблемы ресурсного обеспечения учреждений социально-культурной сферы. «Ресурсная база» и «ресурсный потенциал» учреждений социально-культурной сферы. Проблемы ресурсного обеспечения учреждений социально-культурной сферы, основные направления поиска решения данных проблем Практические 4 2 ПК-6 Л2.1
3.5. Законодательная и нормативная база национальной системы стандартизации. Правила разработки и утверждения национальных стандартов. Профессиональные стандарты. Квалификационные характеристики работников гостиничной отрасли. Стандарты организации: объекты стандартизации, технология разработки. Национальные стандарты, технологические нормативы деятельности предприятий питания. Нормативно-правовые основы ответственности исполнителя за качество услуг. Перечислите и раскройте нормативные акты, определяющие качество предоставления гостиничных услуг в РФ Практические 4 2 ПК-6 Л2.1
3.6. Законодательная и нормативная база национальной системы стандартизации. Правила разработки и утверждения национальных стандартов. Профессиональные стандарты. Квалификационные характеристики работников гостиничной отрасли. Стандарты организации: объекты стандартизации, технология разработки. Национальные стандарты, технологические нормативы деятельности предприятий питания. Нормативно-правовые основы ответственности исполнителя за качество услуг. Перечислите и раскройте нормативные акты, определяющие качество предоставления гостиничных услуг в РФ. Вопросы безопасности туристских и социально-культурных услуг в национальных и межгосударственных стандартах. Курьезные ситуации, связанные с обеспечением безопасности туристов. Проблемы сертификации туристских и социально-культурных услуг в России. Перечислите требования безопасности, устанавливаемые к туристским услугам в национальных российских стандартах. Составление инструкции по технике безопасности для предприятий гостеприимства (выполнить по подгруппам - составить инструкцию и презентовать) Практические 4 2 ПК-6 Л2.1
3.7. Дайте определение качества гостиничной услуги. Организация контроля качества гостиничных услуг. Разработка программы контроля качества. Методы внешней оценки качества и безопасности. Измерение удовлетворенности потребителей услугами. Методы и средства стимулирования мотивации персонала в повышении качества предоставления гостиничных услуг. Измерение удовлетворенности персонала. Организация работы с жалобами потребителей: рассмотрение жалоб и претензий, принятие мер Практические 4 2 ПК-6 Л2.1
3.8. Организация работ по стандартизации в гостинице. Стандарты организации: объекты стандартизации, технология разработки. Порядок разработки стандартов организации. Стандарты качества обслуживания. Организация контроля качества гостиничных услуг. Разработка программы контроля качества. Методы внешней оценки качества и безопасности. Измерение удовлетворенности потребителей услугами, предоставляемыми гостиницей Практические 4 2 ПК-6 Л2.1
3.9. Выполнить ситуационные задания по группам Практические 4 2 ПК-6 Л2.1
3.10. Особенности работы предприятий питания в структуре гостиничных комплексов. Национальные стандарты, технологические нормативы деятельности предприятий питания. Организация производственного контроля качества и безопасности кулинарной продукции. Практические 4 2 ПК-6 Л2.1
3.11. Укажите основные цели в области сертификации услуг. Назовите объекты стандартизации в сфере услуг. Перечислите этапы проведения сертификации услуг. В каких случаях возможен отказ в выдаче сертификата? Как часто осуществляется инспекционный контроль сертифицированных услуг? Сопоставьте схемы сертификации услуг. Укажите методы, дополнительно применяемые к схемам при подтверждении соответствия качества услуг. Назовите условия создания эффективного сервиса. Какие факторы оказывают влияние на качество предоставляемых услуг? Практические 4 2 ПК-6 Л2.1
3.12. Представить анализ задач и функций Росстандарта Федеральное агентство по техническом регулированию и метрологии. Росстандарт. Официальный сайт. Режим доступа: http://old.gost.ru/wps/portal/ Подготовить сравнительную таблицу по деятельности организаций по стандартизации на международном и региональном уровнях, а также зарубежных национальных организаций по стандартизации.: (по группам). Международные организации по стандартизации (ИСО, МЭК). Региональные организации по стандартизации. Национальные организации по стандартизации зарубежных стран (Американский национальный институт стандартов и технологий, Британский институт стандартов, Французская ассоциация по стандартизации, Немецкий институт стандартов, Японский комплекс промышленных стандартов). Практические 4 2 ПК-6 Л2.1
3.13. Составить инструкцию по ТБ на произвольно взятом туристском маршруте. Необходимо кратко прописать основные характеристики этого турпродукта (продолжительность по времени, направление, целевая аудитория и др.). В соответствии с ГОСТ Р 56643–2015 «Туристские услуги. Личная безопасность туризма» выписать факторы риска, которые встречаются на данном маршруте. На основании факторов риска составить инструкцию по технике без[1]опасности для туристов на данном маршруте Практические 4 2 ПК-6 Л2.1
3.14. Комитет РФ по стандартизации.Технические комитеты по стандартизации: правовой статус, полномочия.Анализ национальных стандартов в сфере туризма на соответствие положениям ФЗ «О техническом регулировании».Проблемы системности при разработке стандартов туристкой отрасли.Правовая основа государственной контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований государственных стандартов.Уголовная, административная, гражданско-правовая ответственность субъектов за нарушение требований законодательства.Положения и нормы европейского туристского права.Основные положения стандарта «Порядок и правила предоставления туристских услуг. Общие положения».ГОСТ Р 51185 – 2008 Туристские услуги . СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ.Общие требованияОбъекты обязательной сертификации. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации.Нормирование взаимоотношений в туристских и гостиничных саморегулируемых организаций.Системы добровольной сертификации.Целевое назначение систем сертификации Сам. работа 4 58 ПК-6 Л2.1
Раздел 4. Зачет
Раздел 5. Ресурсное обеспечение социально-культурного сервиса
5.1. Ресурсная база социально-культурной деятельности Лекции 5 2 ПК-6 Л2.1
5.2. Кадровый ресурс социально-культурного сервиса Лекции 5 2 ПК-6 Л2.1
5.3. Специалист социально-культурной сферы: общая характеристика, социально-психологические ролевые функции. Различные категории специалистов социально-культурной сферы, общее и особенное, реальное и идеальное в профессиональной деятельности. Динамика изменения состава специалистов по профессиональному, общекультурному, эстетическому и другим параметрам. Направления кадровой политики, их краткая характеристика. Современные требования к кадровой политике. Типы кадровой политики. Формирование кадровой политики на предприятии. Разработать рекомендации по подбору кадров на предприятие сервиса. Практические 5 6 ПК-6 Л2.1
5.4. Нормативный и информационный ресурс социально-культурной деятельности Лекции 5 2 ПК-6 Л2.1
5.5. Документально-правовые основы деятельности организаций социально-культурной сферы. Организация эффективного хозяйственного механизма в учреждениях социально-культурной сферы. «Типизация» и «творческий подход» в создании хозяйственного механизма социокультурной деятельности. Понятие «юридическое лицо». Государственная регистрация учреждений социально-культурной сферы. Учреждений как организационно – правовая форма. Основные разделы типового устава учреждения культуры. Текущая документация учреждений культуры и искусства: приказы, распоряжения, договоры Практические 5 6 ПК-6 Л2.1
Раздел 6. Контроль качества услуг в сфере гостеприимства и общественного питания
6.1. Управление качеством услуг как основа обеспечения эффективности деятельности гостиничных предприятий. Лекции 5 2 ПК-6 Л2.1
6.2. Управление качеством услуг. Международный стандарт ИСО 9000. Стандарты комплексного фирменного стиля сети. Стандарты управления персоналом. Стандарты качества обслуживания. Модель качества услуги.Показатели качества. Концепция «нейтральных» зон. Формы и методы оценки качества товаров и услуг.Функции качества обслуживания на основе типологии Кедотта-Терджена Практические 5 6 ПК-6 Л2.1
6.3. Содержание и состав системы качества услуг в гостиничном предприятии. Лекции 5 0 ПК-6 Л2.1
6.4. Методы оценки качества обслуживания в гостиничных предприятиях.Понятие качества гостиничного обслуживания. Формы и методы оценки качества гостиничных услуг. Предоставление потребителю услуг в гостинице. Требования по качеству услуг. Техническое и функциональное качество. Модель управления качеством обслуживания в гостинице. «Петля» качества. Управленческие системы в гостиничном предприятии. Стандарты в гостиничной индустрии. Международные системы категоризации гостиниц Практические 5 6 ПК-6 Л2.1
6.5. Организация контроля качества гостиничных услуг. Лекции 5 2 ПК-6 Л2.1
6.6. Организация контроля качества гостиничных услуг: разработка программы контроля качества. Методы внешней оценки качества и безопасности. Измерение удовлетворенности потребителей. Факторы, определяющие качество услуг. Характеристики и показатели качества продукции и услуг. Методы определения показателей качества. Инструменты контроля, анализа и управления качеством. Методы контроля качества Практические 5 6 ПК-6 Л2.1
6.7. Система управления качеством на предприятии индустрии гостеприимства Лекции 5 4 ПК-6 Л2.1
6.8. Дайте определение понятия «качество трудовой деятельности».. Что представляют собой категории затрат на качество? Охарактеризуйте понятие «цикл Деминга». В чем заключаются принципы качества по А. Фейгенбауму? Охарактеризуйте четыре основных условия создания качественного обслуживания на туристском предприятии. Раскройте сущность современных систем управления качеством на предприятиях. В чем заключаются два основных критерия системы качества? Назовите стратегические направления работы по обеспечению системы качества туристского обслуживания. Раскройте сущность влияния качества на экономическую деятельность туристского предприятия Практические 5 6 ПК-6 Л2.1
6.9. Сущность и содержание стандартизации.Нормативные документы по стандартизации.Сущность и содержание сертификации.Правовые основы сертификации в РФ,Принципы сертификации.Понятие обязательной сертификации.Участники обязательной сертификации.Понятие добровольной сертификации.Участники добровольной сертификации.Основные положения государственной системы стандартизации.Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов и стандартов.Структура и основные положения закона: «О сертификации продукции и услуг».Структура и основные положения закона: «О стандартизации».Структура и основные положения закона: Федерального закона «О техническом регулировании».Международные и европейские организации в области сертификации. Сам. работа 5 67 ПК-6 Л2.1
6.10. Экзамен 5 27 ОПК-3, ПК-6 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.М. Червяков, А.О. Пилягина, П.А. Галкин Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444677
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Радкевич Я.М. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. для вузов/Я.М. Радкевич, А.Г. Схиртладзе, Б.И. Лактионов[Электронный ресурс] — М.: Абрис, 2012. — 791 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/117501 www.biblioclub.ru
Э2 Голуб О. В. Стандартизация, метрология и сертификация/О.В. Голуб, И.В. Сурков, В.М. Позняковский [Электронный ресурс] – Издательство: Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2009 – 335 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/57452/ www.biblioclub.ru
Э3 Концепция национальной стандартизации. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. N 1762-р [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gost.ru/wps/portal/pages.ConceptionOfNationalStandartisation www.gost.ru
Э4 Метрология, стандартизация и сертификация учебное пособие В.М. Червяков, А.О. Пилягина, П.А. Галкин ФГБОУ ВПО «ТГТУ» 2015 biblioclub.ru
Э5 Курс в Moodle "Стандартизация, сертификация и контроль качества услуг в сфере гостеприимства и общественного питания" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint, Microsoft Windows, AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Справочная правовая система Консультант – Плюс http://www.consultant.ru/
2.Информационно – правовой портал ГАРАНТ http://www.garant.ru/
3.Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Информационный портал по стандартизации http://standard.gost.ru/wps/portal/
4.Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Информационный портал по международной стандартизации http://iso.gost.ru/wps/portal/
5.Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Официальный сайт Росстандарта России: http://gost.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе обучения основными видами учебных занятий являются лекции и практические занятия. В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям. В ходе практических занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов.
Лекция выполняет очень важную функцию в обучении студентов, поскольку позволяет студентам видеть образец для устных выступлений. Кроме того, лекционные занятия не предполагают пассивное слушание. Для студентов важным моментом будет постоянная активность и постановка вопросов, в случае непонимания отдельных положений в лекции.
Важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские и практические занятия. Семинарские занятия помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
В ходе подготовки к семинарским занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах,
газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.
Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара, что позволит студентам сориентироваться в основном материале к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам. Подготовка к семинарскому занятию условно включает 2 этапа: 1й - организационный; 2й - закрепление и углубление теоретико-практических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу, подбор рекомендованной литературы, составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс. Студент должен систематически вести записи, создавая свой индивидуальный фонд материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
По всем видам работ (включая и работу с нормативно-технической документацией) студенты могут получить консультации у преподавателя: как пользоваться информативным материалом, правильно выбрать специальную литературу и выдержки из неё, оформить библиографический список, проводить исследования, собирать, обобщать и анализировать результаты исследований, составлять тезисы докладов (рефератов).
Для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации студенты всех форм обучения могут воспользоваться электронной библиотекой ВУЗа