МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прикладные методы исследовательской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_ГД-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 7
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев Алексей Витальевич

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Прикладные методы исследовательской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20222025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н.,доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н.,доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – подготовка будущих специалистов к самостоятельным научным исследованиям в области гостиничного дела, изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования, усвоение процедуры научного исследования, последовательности и специфики каждого из его этапов.
Задачи дисциплины:
Ознакомление студентов с научной терминологией и основными методами научных исследований
Освоение принципов основных философских, общенаучных и частнонаучных подходов и их принципов методологической базы научных исследований
Определение основных возможных направлений и форм научных исследований сферы гостиничной деятельности;
Изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования
Изучение конкретных методов и технологий исследования и проектирования социально-экономических систем и процессов, позволяющее студенту участвовать в научно-исследовательских работах университета, грамотно оформлять результаты исследований;
Изучение требований к студенческим проектам и технологии их выполнения, позволяющее на высоком научном уровне разрабатывать курсовые и дипломные работы и проекты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6Способен применять методы научных исследований в избранной сфере профессиональной деятельности
ПК-6.1
ПК-6.2
ПК-6.3
ПК-6.4
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает технологии и методики выбора и составления туристских маршрутов и программы экскурсий для групповых и индивидуальных экскурсионных туров
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет подбирать и применять методические приемы при планировании проведения экскурсии для групповых и индивидуальных экскурсионных туров
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками применения технологий разработки экскурсионных программ маршрутов и программы туристских маршрутов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
1.1. Роль научных исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения. Направления развития научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Организация научно-исследовательской работы в России. Лекции 8 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2
1.2. Роль научных исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения. Направления развития научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Организация научно-исследовательской работы в России. Сам. работа 8 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Позитивистский и герменевтический проекты методологии и методов социально-гуманитарного познания
2.1. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Лекции 8 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Сам. работа 8 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Проблема методов и методологии в науке и в философии науки. Практические 8 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2
2.4. Проблема методов и методологии в науке и в философии науки. Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2
2.5. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Лекции 8 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания Практические 8 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2
2.8. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2
2.9. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтика (В. Дильтей). Лекции 8 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.10. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтика (В. Дильтей). Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.11. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Практические 8 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.12. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.13. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Практические 8 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.14. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Методологические основания научных исследований в сфере социо-культурного сервиса и туризма
3.1. Объект и основные аспекты научных исследований в сфере социо-культурного сервиса и туризма. Методологические подходы к изучению сферы социо-культурного сервиса и туризма Практические 8 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2
3.2. Объект и основные аспекты научных исследований в сфере социо-культурного сервиса и туризма. Методологические подходы к изучению сферы социо-культурного сервиса и туризма Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Методология и методы социологических исследований в сферах сервиса и туризма
4.1. Теоретико-методологические основы социологических исследований в сферах сервиса и туризма Практические 8 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2
4.2. Теоретико-методологические основы социологических исследований в сферах сервиса и туризма Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2
4.3. Методы социологических исследований в сферах сервиса и туризма Практические 8 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2
4.4. Методы социологических исследований в сферах сервиса и туризма Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Методология и методы психологических исследований в сферах сервиса и туризма
5.1. Теоретико-методологические основы психологических исследований в сферах сервиса и туризма Практические 8 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2
5.2. Теоретико-методологические основы психологических исследований в сферах сервиса и туризма Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2
5.3. Методы и процедуры психологических исследований в сферах сервиса и туризма Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2
5.4. Методы и процедуры психологических исследований в сферах сервиса и туризма Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Методология и методы экономических исследований в сферах сервиса и туризма
6.1. Теоретико-методологические основы экономических исследований в сферах сервиса и туризма Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2
6.2. Теоретико-методологические основы экономических исследований в сферах сервиса и туризма Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2
6.3. Методы решения социально-экономических проблем и научных экономических исследований в сферах сервиса и туризма Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2
6.4. Методы решения социально-экономических проблем и научных экономических исследований в сферах сервиса и туризма Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Научное исследование студента: общая характеристика, структура и требования. Методика проведения научного исследования студента и написания итоговой работы
7.1. Курсовая работа и выпускная квалификационная работа студента: основные особенности, требования и структура Лекции 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.2. Курсовая работа и выпускная квалификационная работа студента: основные особенности, требования и структура Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.3. Структура «Введения» к курсовой работе и выпускной квалификационной работе студента и основные требования к ее составляющим. Лекции 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.4. Структура «Введения» к курсовой работе и выпускной квалификационной работе студента и основные требования к ее составляющим. Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.5. Принцип соответствия и его реализация по отношению к основным составляющим итогового научного исследования. Лекции 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.6. Принцип соответствия и его реализация по отношению к основным составляющим итогового научного исследования. Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.7. Стратегия и тактика проведения научного исследования Лекции 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.8. Стратегия и тактика проведения научного исследования Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.9. Общая характеристика eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ Лекции 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.10. Общая характеристика eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.11. Принципы и методика сбора научной информация для научного исследования студента (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты). Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.12. Принципы и методика сбора научной информация для научного исследования студента (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты). Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.13. Система поиска eLIBRARY.ru, ее особенности, достоинства, недостатки и применение Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.14. Система поиска eLIBRARY.ru, ее особенности, достоинства, недостатки и применение Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.15. Анализ основных специальностей и тематики представленных на eLIBRARY.ru статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента. Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.16. Анализ основных специальностей и тематики представленных на eLIBRARY.ru статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента. Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.17. Отбор и статистическая обработка статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru. Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.18. Отбор и статистическая обработка статей, сборников, монографий, диссертаций и авторефератов, связанных с научным исследованием студента и представленных на eLIBRARY.ru. Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.19. Требования к результатам научного исследования студента. Понятие и критерии новизны результатов научного исследования Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.20. Требования к результатам научного исследования студента. Понятие и критерии новизны результатов научного исследования Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.21. Формулировка темы, оглавление и проект минимального "Введения" к будущей итоговой работе (актуальность, степень изученности, объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологические основы и методы исследования) Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.22. Формулировка темы, оглавление и проект минимального "Введения" к будущей итоговой работе (актуальность, степень изученности, объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологические основы и методы исследования) Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.23. Проект заявки на грант по тематике связанной с темой научного исследования Практические 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2
7.24. Проект заявки на грант по тематике связанной с темой научного исследования Сам. работа 8 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Байбородова Л.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Афанасьев В.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 Канке, В. А. История, философия и методология социальных наук : учебник для магистров М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.3 Лебедев, С. А. Методология научного познания : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.4 Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт , 2019 www.biblio-online.ru
Л2.5 Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/847A320D-90A3-452E-A805-3B0B809C9863
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Современные информационные технологии в туристском бизнесе vorst-alina.narod.ru
Э2 ФЗ об основах турдеятельности ozpp.ru
Э3 Федеральное агентство по туризму www.russiatourism.ru
Э4 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э5 Библиотека по философии. lib.ru
Э6 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э7 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э8 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э9 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э10 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э11 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э12 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э13 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э14 Электронная библиотека но философии rilosof.historic.ru
Э15 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э16 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э17 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э18 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором: http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686
Современные информационные технологии в туристском бизнесе: http://vorst-alina.narod.ru/
ФЗ об основах турдеятельности: http://ozpp.ru/zknd/turi/
Федеральное агентство по туризму: http://www.russiatourism.ru/
Официальный сайт Минэкономразвития РФ: http://economy.gov.ru/minec/main
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. Основные принципы организации работы студентов в ходе лекционных занятий:
1. Систематизация лекционного материала. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
4. Корректность. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
5. Повторение. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Таким образом, конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским и научным понятиям каждого практического занятия. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо дополнить изучением понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: ЭБС Юрайт, университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к практическому занятию.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ЗАЧЕТУ.
Для подготовки к зачету используйте перечень примерных вопросов. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекциях и практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекциях и практических занятиях, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом. Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, обязательна иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.