МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Санитарно-гигиенические требования к предприятиям ресторанного сервиса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_ГД-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
Ходырева З.Р

Рецензент(ы):
Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Санитарно-гигиенические требования к предприятиям ресторанного сервиса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса состоит в формировании у студентов целостного представления о состоянии здоровья, о факторах риска ухудшения здоровья и условиях его сохранения и укрепления, об основных методах коррекции и формирования здоровья.
Основные задачи программы:

1. Заложить основы знаний в области сохранения и укрепления здоровья.
2. Углубить теоретические знания студентов в вопросах биологического развития организма, формирования личностных качеств, культуры питания и здоровья, рациональной двигательной активности, образа жизни.
3. Сформировать у студентов умения оценивать своё здоровье, выявлять факторы риска его ухудшения, строить образ жизни, способствующий сохранению и укреплению здоровья.
4. Смотивировать студентов на использование полученных знаний и умений в своей жизнедеятельности и профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен обеспечить формирование и внедрение корпоративных стандартов и регламентов процессов обслуживания, соответствия отраслевым стандартам сервиса
ПК-4.1 Знает особенности разработки внутренних стандартов и регламентов процессов обслуживания на уровне подразделения организации избранной сферы деятельности
ПК-4.2 Способен обосновать необходимость внедрения разработанных стандартов и регламентов в практическую деятельность организации избранной профессиональной сферы
ПК-4.3 . Владеет навыками организации работы по подготовке и прохождению процедуры соответствия действующим общеотраслевым стандартам и системам сертификации на уровне департаментов (служб, отделов) организации избранной сферы деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает особенности разработки стандартов и регламентов процессов обслуживания в соответствии с отраслевыми стандартами сервиса
3.2.Уметь:
3.2.1.Способен обосновать необходимость обеспечения и внедрения стандартов и регламентов процессов обслуживания в соответствии с отраслевыми стандартами сервиса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками формирования и внедрение стандартов и регламентов процессов обслуживания в соответствии с отраслевыми стандартами сервиса




4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в валеологию.
1.1. Общие вопросы валеологии. Лекции 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные понятия, цели, задачи валеологии, история становления Сам. работа 3 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Общие вопросы валеологии. Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Методические принципы и методы валеологии Лекции 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1
1.5. Оценка уровня здоровья различными методами Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1
1.6. Понятие здоровья, его компоненты и качества Сам. работа 3 3 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Теоретические основы валеологии
2.1. Факторы, определяющие здоровье. Лекции 3 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Выявление факторов риска здоровья Практические 3 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Факторы здоровья Сам. работа 3 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Экологические аспекты здоровья Лекции 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Экологические факторы здоровья Практические 3 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Экологические факторы здоровья Сам. работа 3 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Образ жизни и здоровье Лекции 3 3 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Индивидуальные особенности человека и здоровье Практические 3 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Индивидуальные особенности человека и здоровье Сам. работа 3 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Коррекция здоровья
3.1. Роль двигательной активности в поддержании и формировании здоровья Лекции 3 3 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Оценка рациональности питания Практические 3 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Физиологические основы влияния движения на здоровье. Сам. работа 3 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Оздоровительные системы Лекции 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Составление индивидуальной оздоровительной программы Практические 3 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Составление индивидуальной оздоровительной программы Сам. работа 3 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Экзамен 3 27 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос1: При отсутствии полного набора необходимой сопроводительной документации партия пищевой продукции:
А. направляется на переработку
Б. признается потенциально опасной и изымается из оборота
В. требует немедленной реализации при отсутствии внешних признаков порчи
Ответ: Б
Вопрос 2: Развитие токсикоинфекции, вызываемой кишечной палочкой, обусловлено:
А. поступлением в организм массивного количества живых микробов и воздействия эндотоксинов, освобождающихся при гибели микробов
Б. воздействием экзотоксинов, поступивших с пищевыми продуктами
В. размножением в организме живых возбудителей, поступивших с пищевыми продуктами в небольшом количестве
Ответ А
Вопрос 3: Эффективность пастеризации молока зависит:
А. от температуры тепловой обработки
Б. от исходной бактериальной обсемененности
В. от длительности тепловой обработки
Ответ: А,Б
Вопрос 4: Определение понятия «истинные консервы»:
А. пищевые продукты в герметически закрытых банках, подвергнутые термической обработке
Б. пищевые продукты в герметически закрытых банках, подвергнутые пастеризации
В. пищевые продукты в герметически закрытых банках, герметически укупоренные и стерилизованные в специальных автоклавах
Ответ: В.
Вопрос 5: Наиболее устойчивой к воздействию пищи является посуда:
А. оцинкованная металлическая
Б. эмалированная
В. из пластмасс
Ответ: Б.
Вопрос 6: После обескровливания животных на мясокомбинате удаление внутренностей (эвентерация) должно проводиться не позднее:
А. 10-15 мин
Б. 15-20мин
В. 30-40 мин
Ответ: В.

Вопрос 7: Реализация продуктов питания растительного происхождения, подвергавшихся воздействию пестицидов без предварительного лабораторного исследования возможно:
А. когда продукты выпущены из протравленных семян
Б. когда продукты имеют неизмененные органолептические свойства
В. когда продукты получены при обработки культур до цветения
Ответ А.
Вопрос 8: При поражении внутренних органов эхинококком партия мяса животных:
А. признается годной для питания без ограничений
Б. пораженные органы подвергаются технической утилизации, а остальные части туши
В. реализуются как условно годное мясо после предварительного обезвреживания
Ответ В.
Вопрос 9: Хранение и реализация скоропортящихся продуктов за исключением продукции, требующей более жестких режимов хранения, должны осуществляется при температуре не выше:
А. +2° С
Б. +4° С
В. +6° С
Ответ: В
Вопрос 9: Хлорорганические пестициды в мясе преимущественно акуммулируются:
А. в мышечной ткани
Б. в жировой ткани
В. в соединительной ткани
Ответ Б.
Вопрос 10: Симптомы, характерные для стафилококковой интоксикации:
А. тошнота и многократная рвота
Б. резкие боли в эпигастральной области
В. нитевидный пульс, падение артериального давления
Ответ: верно А,Б и В
Вопрос 11: Расстояние между зонами на территории мясокомбината должно быть не менее:
А. 10м
Б. 15м
В. 25м
Ответ: В
Вопрос 12: Отметка о прохождении сотрудником пищеблока ЛПО курса по гигиенической подготовке отражается:
А. в бракеражном журнале
Б. в личной медицинской книжке
В. в журнале по контролю за доброкачественностью особо скоропортящихся продуктов, поступающих на пищеблок
Ответ: Б.
Вопрос 13: При микробиологическом контроле санитарного состояния смывы берутся с поверхности оборудования, санитарной одежды и т.п. общей площадью:
А. 10 см2
Б. 25 см2
В. 100 см2
Ответ: В.
Вопрос 14. Отличием кишечных инфекций от пищевых отравлений является:
А. массовость
Б. внезапное начало
В. контагиозность
Ответ В.
Вопрос 15: Санитарная экспертиза пищевых продуктов на остаточное содержание пестицидов проводится:
А. в порядке планового санитарного надзора
Б. при подозрении на случайное загрязнение продуктов пестицидами
В. верно А,Б и В
Ответ: А,Б,В.

ВОПРОСЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос1: Санитария -это
Ответ: Санитари́я (лат. sanitas, здоровье) — система мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний, а также комплекс мер по практическому применению разработанных гигиенической наукой нормативов, санитарных правил и рекомендаций, обеспечивающих оптимизацию условий воспитания и обучения, быта, труда, отдыха и питания людей с целью укрепления и сохранения их здоровья. Со слов выдающегося гигиениста Г. В. Хлопина: «Если гигиена — наука о сохранении и улучшении здоровья, то санитария — практическая деятельность, при помощи которой это достигается» (1921).
Вопрос2: Гигиена изучает
Ответ: закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.
Вопрос 3: Объектом гигиены является
Ответ: организм человека и факторы окружающей среды
Вопрос 4: Среди факторов, формирующих здоровье населения, гигиеническая наука выделяет:
Ответ: -наследственные (генетически обусловленные факторы, формирующие наследственные заболевания — гемофилию, дальтонизм, атаксию, альбинизм и др.);
-эндемические (обусловленные биогеохимическими особенностями местности, приводящие к возникновению эндемических заболеваний — флюороз, кариес зубов, эндемический зоб, уролитиаз, стронциевый и молибденовый рахит и др.);
-природно-климатические (характерные для определенных климатических зон, вызывающие рост простудных заболеваний в зоне холодного климата и кожных заболеваний — в условиях жаркого климата);
-эпидемиологические (региональные особенности местности, приводящие, в частности, к возникновению природно-очаговых инфекций — гепатит, холера и др.);
-профессиональные (факторы производственного процесса, способные привести к развитию профессиональных заболеваний);
-социальные (питание, образ жизни, социальное благополучие),
-психоэмоциональные (обусловленные воздействием на человека столь частых в последние годы экстремальных ситуаций),
-экологические.
Вопрос 5: Гигиенические значение воды
Ответ: Кроме удовлетворения физ. Потребностей, значительное количество воды расходуется на гигиенические, хозяйственно-бытовые и производственные нужды. Вода необходима для поддержания чистоты тела и стирки белья, приготовления пищи и мытья посуды, уборки жилых и общественных зданий, поливки улиц, площадей, зеленых насаждений и других целей. Вода является важным фактором для закаливания организма и физтрентровки. Водный спорт в открытых водоемах и плавательных бассейнах представляет собой массовый вид физкультуры и ценное оздоровительное мероприятие. Вода может выполнять свои гигиен. роль лишь в том случае, если она обладает необходимыми качествами, которые характеризуется ее органолептическими свойствами, хим. составом и характером микрофлоры.
Вопрос 6: Профилактическими мероприятиями в отношении действия фтора можно считать:
Ответ: 1) употребление воды с повышенным содержанием минеральных солей;
2) употребление пищи и жидкости с повышенным содержанием кальция (овощи и молочные продукты
3) защитную роль витаминов;
4) ультрафиолетовое облучение;
5) дефторирование воды.
Вопрос 7: Цинк в качестве микроэлемента встречается
Ответ: в природных поземных водах. В больших концентрациях он встречается в водоемах, загрязненных промышленными сточными водами. Хронические отравления цинком неизвестны. Соли цинка в больших концентрациях действуют раздражительно на желудочно-кишечный тракт (ЖКТ), но значение соединений цинка в воде определяется их влиянием на органолептические свойства. При 30 мг/л вода приобретает молочный цвет, а неприятный металлический вкус исчезает при 3 мг/л, поэтому нормируют содержание цинка в воде не более 3 мг/л.
Вопрос 8: Из заболеваний, связанных с неблагоприятным химическим составом воды, прежде всего выделяют
Ответ: эндемический зоб. Данное заболевание широко распространено и на территории Российской Федерации. Причинами заболевания являются абсолютная недостаточность йода во внешней среде и социально-гигиенические условия жизни населения. Суточная потребность в йоде составляет 120–125 мкг.
Вопрос 9: Влияние повышенной влажности.
Ответ: Повышенной считается влажность свыше 70%. При повышенных влажности, температуре и низкой скорости движения воздуха резко затрудняется отдача тепла излучением и конвекцией из-за уменьшения разницы между температурой кожи и температурой окружающей среды. Организм в этих условиях может перегреться, так как в этом случае воздух насыщен водяными парами, вследствие чего испарение пота затруднено, наступает профузное потение (на коже выступают видимые капли пота), не способствующее отдаче тепла, тем более что в этих условиях теплоотдача конвекцией и радиацией также затруднена или даже блокирована.
Вопрос 10: Влияние пониженной влажности (ниже 30 %).
Ответ: Низкая влажность воздуха при повышенной температуре способствует теплоотдаче организма путем усиленного испарения пота, и организм долго не перегревается, а при пониженной — уменьшает теплопотери, так как сухой холодный воздух обладает плохой теплопроводностью, и организм длительное время не переохлаждается. Сухой холодный воздух считается наиболее здоровым.
Вопрос 11: Органолептические свойства воды.
Ответ: Органолептические свойства воды включают в себя такие ее характеристики как прозрачность, цвет, запах, вкус, температура.
Вопрос 12: Дезинфекция — это
Ответ: комплекс мероприятий, направленных на уничтожение сапрофитных микроорганизмов — вредителей данного производства, вызывающих порчу сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, а также патогенных микроорганизмов.
Вопрос 13: Физические методы дезинфекции включают в себя
Ответ: использование высоких температур, ультрафиолетовое, рентгеновское излучение и ультразвук.
Вопрос 14: Бактерицидное действие УФ и рентгеновского излучения обусловлено
тем,
Ответ: что оно вызывает необратимые изменения в белках и нуклеиновых
кислотах. Также губительно видимое коротковолновое излучение — голубая и фиолетовая части спектра.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Санитарное законодательство и санитарно-эпидемиологический надзор
2. Контроль соблюдения санитарного законодательства
3. Основные понятия о гигиене и санитарии.
4. Основные принципы организации и деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
5. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
6. Предупредительный и текущий санитарный надзор в области гигиены питания.
7. Основные санитарные нормы и правила для пищевой и перерабатывающей промышленности.
8. Ведомственный санитарный надзор, производственный и общественный контроль на предприятиях питания.
9. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию тела, рук и полости рта.
10. Санитарно-эпидемиологические требования к санитарной одежде.
11. Санитарный режим поведения и медицинские обследования работников общественного питания.
12. Требования к материалам, из которых изготавливают оборудование, инвентарь, инструменты, посуду и тару.
13. Требования к технологическому оборудованию.
14. Требования к мебели зала.
15. Требования к инвентарю и инструментам производства.
16. Требования к кухонной посуде и таре, их мытье и содержание.
17. Требования к столовой посуде, способы ее мытья и содержание.
18. Требования к транспортным средствам и перевозке пищевых продуктов.
19. Требования к складским помещениям и условиям хранения пищевых продуктов.
20. Планировка и устройство предприятий общественного питания (Требования к производственным помещениям. Требования к складским помещениям. Требования к помещениям для потребителей. Требования к служебно-бытовым и техническим помещениям
21. Гигиена воды и ее влияние на здоровье человека продуктов ксенобиотикам
22. Санитарные требования к инвентарю, оборудованию, посуде и таре на предприятиях общественного питания
23. Приведите пример моющих средств, применяемых на предприятиях общественного питания.
24. Порядок проведения дезинфекции на предприятиях общественного питания
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. На предприятие общественного питания поступила скоропортящаяся продукция (молоко, рыба, мясо). Ее разгрузили и поместили в холодильные камеры. Какие этапы оформления и приемки необходимо соблюдать при приеме данного вида продукции?
2. Ресторан 1 раз в год проводит санитарный контроль помещений и блюд. Расскажите: в каком документе отражена периодичность контроля санитарного контроля производства и укажите интервалы контроля блюд и помещений?
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС по валеоологии.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кайгородова Н.З. Основы физиологии и психологии здоровья: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/21
Л1.2 Э. Н. Вайнер Валеология: учеб. для вузов: М.: Флинта, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сологубова Г.С. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Санитарно-гигиенические требования к предприятиям ресторанного сервиса portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office, MS Power Point
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.
Базовые международные и российские стандарты в области открытых систем. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cert. stankin. ru/1/1-2-3.html.
10 лучших CRM для турагентства. Рейтинг и сравнение [Электронный ресурс] Режим доступа: https://crmindex.ru/for/travel
Обзор существующих специализированных программных средств, используемых в туристской отрасли [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lektsia.com/4x9c91.html
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета содержит полнотекстовые материалы – книги (монографии, учебники, учебные пособия), сборники статей, изданные преподавателями и сотрудниками АлтГУ, авторефераты диссертаций и диссертации, защищенные в диссертационных советах АлтГУ, материалы конференций, периодические и продолжающиеся издания АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/

ЭБС «Лань» — это крупнейшая политематическая база данных, включающая в себя контент сотен издательств научной, учебной литературы и научной периодики.
Нашей организации предоставлен доступ к книгам по математике, физике, химии, биологии, информатике, экономике и менеджменту, языкознанию и литературоведению таких ведущих издательств как: Лань, Лаборатория знаний, Дашков-К, Флинта, ДМК-Пресс, Физматлит. Также нам предоставлен бесплатный доступ к более чем 500 научным журналам - https://e.lanbook.com/

Студентам, преподавателям и сотрудникам АлтГУ открыт доступ к электронно-библиотечной системе издательства «Юрайт». Книги, к которым возможен полнотекстовый доступ, находятся в отдельном каталоге ("ВАША ПОДПИСКА") и отмечены значком «Читать». Удаленный доступ к ЭБС возможен по логину и паролю, для чего необходимо предварительно зарегистрироваться на сайте ЭБС - https://www.biblio-online.ru/

КонсультантПлюс — компьютерная справочная правовая система в России, разрабатывается компанией «КонсультантПлюс» c 1992 г. Широко используется юристами, бухгалтерами, кадровыми специалистами, руководителями организаций, специалистами госорганов, учёными, студентами и преподавателями вузов. В КонсультантПлюс реализованы все современные возможности для поиска и работы с правовой информацией. На официальном сайте разработчик предоставляет возможность работы с некоммерческой интернет-версией — сокращенной версией коммерческих систем (основные документы российского законодательства доступны круглосуточно, доступ к более широкому набору документов ограничен по времени суток) - http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
306аМ центр изучения реформ П.А. Столыпина - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; шкаф с наглядными учебными пособиями - 2 шт.; стационарный проектор: марка Optoma, модель S331 DLP - 1 ед.; стационарный экран: марка Iprojecta - 1ед.; стационарные наглядные учебные пособия; плакаты; фото
403аМ кабинет рекреационной географии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; географические карты - 4 шт.
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
Подготовка к любому заданию для самостоятельного изучения должна начинаться с прочтения материала лекции по данной теме, соответствующей главы учебника: это даст общую ориентировку в материале. Затем следует изучить рекомендуемую к теме литературу. В процессе ее тщательного изучения вырабатывается правильная методологическая позиция. После этого следует приступить к чтению дополнительной или самостоятельно подобранной литературы и источников.
При чтении дополнительной или обязательной научной литературы рекомендуется ее конспектировать, или делать выписки, или составлять развернутый план.
Чтение и изучение учебной, учебно-методической и научной литературы
Основной формой самостоятельной работы является систематическое чтение и изучение учебной, учебно-методической и научной литературы.
При чтении рекомендуется:
- отделять в тексте основное от второстепенного, выводы от аргументов и доказательств;
- находить значение непонятных слов в энциклопедических словарях, а затем записывать в тетрадь само слово и его значение;
-записывать все возникающие при чтении текста вопросы сразу на листке – вкладыше, указывая страницу (например, с. 7, 3-й абзац сверху; Z - знак абзаца);
-закончив чтение (параграфа, главы, статьи, книги), целесообразно задать себе вопросы такого рода: В чем главная мысль? Каковы основные доказательства ее? Что вытекает из утверждений автора? Как это согласуется с тем, что я уже знаю о прочитанном из других источников?
В результате первоначального чтения делаются записи и пометки: точные выходные данной книги, эскиз простого плана (последовательный перечень основных мыслей автора), серия пометок в тексте, останавливающих внимание на неясных местах, а также на фрагментах, наиболее компактно выражающих суть читаемого.
После первоначального чтения можно приступить к повторному. В ходе него просматриваются пометки, отбирается материал для записи, окончательно формируется план, определяется вид записи.
Основные формы записи: план, тезис, конспект
Прежде чем принять решение о форме записи изучаемого (план? тезисы? конспект?), следует сопоставить цель своей работы с объемом книги, со временем, которым располагаете, с опытом, который успели приобрести.
План. Составление плана кратко отражает последовательность изложения и обобщает его, помогая быстро восстановить в памяти содержание источника. Хорошо составленный план может заменить конспекты и тезисы. План является основой любого вида записи. Кроме того, он помогает улучшить уже сделанные записи. Составление плана к конспекту помогает проконтролировать, не упущено ли существенное, не нарушена ли логика изложения. План помогает учесть полноту усвоения - попробуйте кратко изложить прочитанное, руководствуясь вопросами плана.
Рекомендации по составлению плана:
- прочитать про себя текст, продумать прочитанное;
- разбить текст не смысловое части и каждую озаглавить;
- в заголовках кратко передать главную мысль каждого фрагмента;
- проверить связан ли последующий пункт плана с предыдущим, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связаны ли они по смыслу;
- проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Недостатком плана является то, что он не передает фактического и проблемного содержания, а лишь напоминает о схеме его расположения.
Существо текста вбирают в себя тезисы.
Тезисы выражают суть читаемого в кратких формулировках, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отличать места, наиболее четко формирующие мысль, которую автор доказывает.
Тезисы непременно следует нумеровать - так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи их в тетрадь стоит пропускать строку, отделяя один тезис от другого: так облегчается пользование ими.
Конспект - краткое последовательное изложение содержания. Основу его составляют план, тезисы и выписки. В такой записи важно отразить и о чем говорится, и что утверждается, и как доказывается.
Из всех видов записи конспект самая свободная запись. Универсальность конспекта таит в себе главную опасность для
осваивающего этот вид записи: многословие, цитирование не основных, связующих мыслей, стремление сохранить стилистическую связанность текста в ущерб его логической стройности. Основные элементы конспекта должны в полном объеме фиксировать позиции автора, систему основных утверждений и аргументацию их.
Система конспектирования складывается годами, корректируется практикой. Тем не менее, знание основ этой технологии позволяет сберечь силы и время.
Работая в тетради, целесообразно оставить треть листа слева для широких полей, где будут записываться (в верхнем углу страницы) заголовок и выходные данные о книге, перечень которых рекомендуется делать в определенном порядке - автор, инициалы, название, место издания и год.
Форма записи при конспектировании требует особого внимания:
важно, чтобы собственные суждения, размышления над прочитанным материалом четко отделялись при записи. Разумнее выносить свои пометки на широкие поля, записывать на них дополнительные, справочные данные, помогающие уяснению текста (дату события, упомянутого автором; сведения о лице, названном в книге; точное содержание термина и т. п.).