МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в сферу гостеприимства и общественного питания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_ГД-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Быкова Вера Александровна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Введение в сферу гостеприимства и общественного питания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н, доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н, доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Введение в сферу гостеприимства и общественного питания» является ознакомление студентов с основными понятими и определениями индустрии гостеприимства, тенденциями развития гостиничного и ресторанного дела в России и в мире, знакомство с основными закономерностями развития индустрии гостеприимства и общественного питания; формирование профессионального мировоззрения; воспитание профессиональных качеств личности, воспитание интереса к будущей профессии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения, поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Становление и развитие индустрии гостеприимства
1.1. История возникновения и становления гостинчиных услуг Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2
1.2. Определение видов гостиничных предприятий Практические 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Характеристика гостиничного хозяйства России Сам. работа 1 15 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Современное состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг
2.1. Современное состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг Лекции 1 2
2.2. Паспорт гостиничного предприятия Практические 1 4
2.3. Правила предосталения гостинчиных услуг в РФ Практические 1 4
2.4. Определение видов гостиничных предприятий Сам. работа 1 15
Раздел 3. Гостиничные предприятия: понятие, классификации и типология
3.1. Гостиницы: понятие, характеристики и системы классификации Лекции 1 2 Л2.1
3.2. Основные службы гостиницы, их функции и персонал Лекции 1 2 Л2.1
3.3. Классификации номеров в гостинице Лекции 1 2
3.4. Решение ситуационных задач Практические 1 4
3.5. Терминология индустрии гостеприимства и гостиничного дела Практические 1 4
3.6. Подготовка рефератов по видам и классам предприятий общественного питания Сам. работа 1 15 Л2.1
Раздел 4. Гостиничные услуги
4.1. Характеристика и особенности гостиничных услуг Лекции 1 2
4.2. Дополнительные гостиничные услуги Практические 1 4
4.3. Средства размещения туристов Практические 1 2
4.4. Классификация средств размещения Практические 1 2
4.5. Инновации в гостиничных услугах Сам. работа 1 15
Раздел 5. Виды предприятий питания в гостиницах
5.1. Вилы предприятий питания в гостиницах Лекции 1 2
5.2. Оказание услуг общественного питания Практические 1 2
5.3. Правила оказания услуг общественного питания Практические 1 2
5.4. Требования к оказанию услуг общественного питания в РФ Сам. работа 1 15
Раздел 6. Организация питания гостей гостиничного предприятия
6.1. Методы обслуживания питания гостей Лекции 1 2
6.2. Организация сервиса завтраков и обслуживания в номерах Лекции 1 2
6.3. Классификация предприятий общественного питания Практические 1 2
6.4. Дополнительные услуги предприятий общественного питания Практические 1 2
6.5. Оценка и подтверждения соответствия услуг предприятия общественного питания Сам. работа 1 15

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Гостиничные цепи в России.
2. Мотивация сотрудников.
3. Транзитные гостиницы.
4. Инженерно-техническая служба гостиничного предприятия.
5. Отели делового назначения.
6. Правовые основы, государственное регулирование гостиничной деятельности.
7. Классификация средств размещения, рекомендуемая ВТО.
8. Бронирование. Заселение гостя в номер и расчеты с проживающими.
9. Понятие о гостиничных услугах и гостиницах.
10. Понятие фирменного стиля и его особенности на предприятии индустрии гостеприимства. Элементы фирменного стиля. Носители фирменного стиля.
11. Служба эксплуатации номерного фонда.
12. Понятие о гостиничной цепи. Виды гостиничных цепей.
13. Организационно-управленческая структура МГК.
14. Состав и функции коммерческой службы в отеле.
15. Типовая структура управления гостиницей.
16. Основные службы гостиницы и их назначение.
17. Служба безопасности гостиничного предприятия.
18. Эволюция предприятий гостиничной индустрии.
19. Гостиницы развлекательного и курортного предназначения.
20. Профессиональный портрет сотрудника гостиничной индустрии.
21. Особенности службы питания гостиничного комплекса.
22. Функции руководителей высшего звена управления (топ-менеджмента).
23. Формы управления гостиничным предприятием.
24. Классификация гостиниц в РФ. Виды гостиничных номеров в РФ.
25. Гостиницы развлекательного и курортного предназначения.
26. Охрана труда и техники безопасности в гостиницах и иных средствах размещения.
27. Гостиницы для временного и постоянного проживания.
28. Общая характеристика финансовой службы гостиницы.
29. Формы управления гостиничным предприятием.
30. Основные функции службы приема и размещения.
31. Структура управления предприятиями индустрии гостеприимства.
32. Структура гостиничных услуг.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Определите категорию номера: номер площадью не менее 40 м2, состоящий из двух и более жилых комнат (гостиной/столовой, спальни), имеющий полный санузел и кухонное оборудование.
a. стандарт
b. полулюкс (джуниор сьюит)
c. люкс
d. апартамент
2. Определите категорию гостиницы. Гостиница имеет 100% одно - и двухместных номеров.
a. 2,3,4 звезды
b. 4,5 звёзд
c. 3,4 звезды
d. 3,4,5 звезд
3. Определите категорию номера: однокомнатный номер площадью не менее 25 м 2 , рассчитанный на проживание одного/двух человек с полным санузлом и планировкой, позволяющей использовать часть помещения в качестве гостиной/столовой/кабинета.
a. джуниор сьюит
b. апартамент
c. стандарт
d. люкс
4. Определите категорию номера: номер площадью не менее 75 м2 , состоящий из трех и более жилых комнат (гостиной/столовой, кабинета и спальни)
a. апартамент
b. стандарт
c. сьюит
d. джуниор сьюит
5. Какой нормативный документ определяет ответственность гостиницы за сохранность имущества клиента?
a. Налоговый кодекс РФ
b. Гражданский кодекс РФ
c. Закон РФ «О защите прав потребителей»
d. Уголовный кодекс РФ
6. В каком нормативном документе закреплен перечень бесплатных услуг в отеле?
a. «Приказ об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи»
b. «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ»
c. Закон РФ «О защите прав потребителей»
d. Закон РФ "Об основах туристской деятельности"
7. Какая из перечисленных услуг является платной в российской гостинице?
a. вызов скорой помощи
b. предоставление кипятка
c. предоставление ниток, иголок
d. доставка завтрака в номер
8. В каком нормативном документе определен расчетный час в гостинице?
a. «Приказ об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи»
b. Закон РФ «О защите прав потребителей»
c. «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ»
d. Гражданский кодекс РФ
9. Единым расчетным часом в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации является
a. 9.00
b. 0.00
c. 14.00
d. 12.00
10. Полный пансион предусматривает
a. завтрак, обед, ужин и в течении дня бесплатные закуски и напитки
b. завтрак, обед, ужин и в течении дня бесплатные напитки
c. завтрак, обед, ужин
d. завтрак и обед/ужин
11. Какая из систем предоставления завтрака дает возможность выбора блюд из основного меню ресторана
a. шведский стол
b. нет верного ответа
c. a la carte
d. table d Hote
12. Определите категорию гостиницы. Гостиница предоставляет услуги швейцара.
a. 5 звёзд
b. 5 звёзд
c. 4,5 звёзд
d. 3,4,5 звёзд
13. Выберите ВЕРНОЕ утверждение
a. рум-сервис – это доставка блюд в номер
b. сомелье встречает гостей и занимается их рассадкой в зале ресторана
c. бариста консультирует клиентов по карте вин
d. рум-сервис – это доставка багажа в номер
14. Какой из номеров высшей категории состоит из 1 комнаты
a. сьюит
b. студия
c. люкс
d. джуниор сьюит
15 . Какой документ содержит ФИО гостя, номер комнаты, время проживания и дает право на вход в гостиницу?
a. разрешение на поселение
b. карта гостя
c. счёт гостя
d. анкета гостя
16. Какой сотрудник службы приема и размещения выполняет личные поручения клиентов за пределами гостиницы?
a. посыльный
b. консьерж
c. дежурный по этажу
d. администратор
17. Световая вывеска с элементами оформления используется в:
a. закусочных
b. барах
c. ресторанах
d. кафе
18. Предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей:
a. закусочная
b. бар
c. столовая
d. ресторан
19. Предоставление услуг по приготовлению блюд для проведения общественного мероприятия:
a. общественное питание
b. социальный кейтеринг
c. разъездной кейтеринг
d. буфетное обслуживание
20. Директор пищевого комплекса отвечает за:
a. обеспечение работы предприятия
b. организацию обслуживания в ресторане
c. проведение маркетингового исследования
d. высокое качество обслуживания посетителей
21. Кофе- … – это организация питания в ресторанах для быстрого обслуживания участников совещаний, конференций, деловых переговоров, а также вне ресторанов (конференц-залах, холлах)
a. ланч
b. тайм
c. брейк
d. пауза
22. На какие классы делятся предприятия общественного питания?
a. Первый, Второй
b. Люкс первый, второй
c. нет верного ответа
d. Люкс, Экстра, первый, второй, третий
23. Определите категорию гостиницы. Гостиница предоставляет круглосуточную подноску багажа.
a. 5 звёзд, по просьбе 3, 4 звезды
b. во всех категориях звёздности
c. только 4 и 5 звёзд
d. 4,5 звезды , по просьбе 2,3 звезды
24. Общественное питание — это:
а. отрасль народного хозяйства, совокупность предприятий, занимающихся производством, реализацией и организацией
b. обширная сфера бизнеса, основу которого составляют предприятия питания, характеризующиеся разнообразием форм
c. сфера экономики, направленная на обеспечение населения продуктами питания
d. отрасль народного хозяйства, совокупность предприятий, занимающихся производством, реализацией и организацией
25. Определите категорию гостиницы. Гостиница предоставляет ежедневную смену постельного белья и полотенец.
a. 4, 5 звёзд
b. 3,4,5 звёзд
c. смена белья – 5 звезд , полотенец- 3,4,5 звезды
d. смена белья – 4,5 звезд , полотенец- 3,4,5 звезды
26. Определите категорию гостиницы. Гостиница подготовку номера ко сну гостя.
a. 4, 5 звёзд
b. 5 звёзд
c. 3,4,5 звёзд
d. все категории звёздности
27. Определите категорию гостиницы. Персонал гостиницы владеет одним иностранным языком, работники службы ресепшен могут общаться на 2 - 3-х языках, имеется плавательный бассейн и сауна, бизнес-центр. Служба рум-сервиса предоставляет услуги с 7.00 до 24.00 ч.
a. 4,5 зв1зд
b. 4 звезды
c. 5 звёзд
d. нет верного ответа
28. Гостиница имеет следующие услуги: смена постельного белья раз в три дня, предоставление утюга, гладильной доски, внутренняя телефонная связь имеется в 100% номеров, полный санузел – в 50 % номеров
a. 3 звезды
b. 4 звезды
c. 5 звёзд
d. 2 звезды
29. Определите категорию гостиницы. Гостиница имеет предприятия питания: ресторан с несколькими залами, отдельными кабинетами и банкетным залом, ночной клуб с баром. В состав общественных помещений 6 входит медицинский кабинет, конференц-зал с помещением для переговоров, бизнес- центр.
a. 4,5 звёзд
b. 4 звезды
c. 3,4 звезды
d. 5 звёзд
30. Определите категорию номера: площадь не менее 35 м2, комнаты: спальня, гостиная/столовая/кабинет, полный санузел, ковровое покрытие в номере, в перечень санитарно-гигиенических принадлежностей входят банные халат, шапочка и тапочки. Перечислите мебель, которой должна быть оборудована гостиная номера данной категории.
a. апартаменты
b. люкс
c. стандарт
d. полулюкс

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеева Ю. С. Гостиничный бизнес. Конспект лекций: Учебное пособие ( ЭБС «Университетская библиотека online») Приор-издат , 2009 biblioclub.ru
Л1.2 Тимохина Т. Л. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА.: Учебник для прикладного бакалавриата Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Березовая Л. Г. ИСТОРИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/404118
Л2.2 Гаврилова С. В. , Томская А. Г. , Дмитриев А. В. Организация туристического и гостиничного бизнеса: Учебно-методический комплекс ( ЭБС «Университетская библиотека online») Евразийский открытый институт, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э2 2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э3 4. Поисковая система: http://www.google.com/
Э4 Курс в Moodle "Введение в сферу гостеприимства и общественного питания" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
4. Поисковая система: http://www.google.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по подготовке к зачету и экзамену
Подготовка студентов к сдаче экзамена включает в себя:
− работу с программой учебного курса;
− поиск источников информации (печатными: учебников, нормативных правовых актов, дополнительной литературы и электронными: научные сайты, сайты администраций субъектов Федераций, муниципальных районов и т.д.) и их изучение;
− использование конспектов лекций, материалов семинарских занятий;
− консультирование у преподавателя.

Рекомендации по использованию информационных технологий
Информационные технологии позволяют эффективно организовать образовательный процесс (в том числе и самостоятельную работу).
Обработка статистического материала рекомендовано проводить в специальных программах (например, MS Office Microsoft Excel), что облегчает процедуру анализа данных. Данные программы позволяют не только провести необходимые трудоемкие расчеты, но и визуализировать цифровой материал, что способствует более глубокому анализу структурных и временных данных.
Информационные технологии используются на всех этапах обучения студента: подготовительная обработка, этап анализа изучаемого объекта, получение результатов.

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.
Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета.
Для успешного усвоения материала необходимо пользоваться литературой, указанной в перечне учебно-методического комплекса, посещать лекционные занятия. При подготовке докладов на семинарские занятия рекомендуется составить плана ответа, приводить примеры, использовать наглядный материал.
Осознанно подходить к изучению предлагаемого курса, формировать научное системное восприятие изучаемого материала. Учиться применять полученные знания в собственной специальности, переносить теоретический материал на практику. Учиться систематизировать изучаемый материал и интегрировать его в собственный опыт и имеющиеся знания.