МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация экскурсионной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_ГД-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Быкова В.А.

Рецензент(ы):
к.г.н, Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация экскурсионной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 02.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н.,доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 02.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой к.п.н.,доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование базовых знаний и представлений об организации туристской деятельности, раскрытие особенностей технологий организации туристской деятельности, ознакомление студентов с фундаментальными основами и особенностями организации туризма и туристской деятельности, формирование у будущих специалистов целостной системы знаний о туризме.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен применять технологии обслуживания с учетом международных и национальных нормативных документов и технологических инноваций в избранной профессиональной сфере
ПК-3.1 Знает специфику услуг организаций сферы гостеприимства и общественного питания на основе современных технологий и документов
ПК-3.2 Умеет применять современные технологии оказания услуг в организациях избранной профессиональной сферы, отвечающие требованиям потребителей по срокам, цене и уровню качества обслуживания, а также требованиям безопасности
ПК-3.3 Владеет навыками разработки предложения по совершенствованию технологий обслуживания в организациях избранной профессиональной сферы с учетом индивидуальных и специальных требований потребителя
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные технологии обслуживания с учетом международных и национальных нормативных документов и технологических инноваций в избранной профессиональной сфере
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет анализировать применяемые технологии обслуживания с учетом международных и национальных нормативных документов и технологических инноваций в избранной профессиональной сфере
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.предложений по совершенствованию технологий обслуживания с учетом международных и национальных нормативных документов и технологических инноваций в избранной профессиональной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Технология экскурсионной деятельности
1.1. Современное понимание экскурсии. Сущность, признаки и функции экскурсии Классификация Лекции 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.2. Классификация экскурсий Лекции 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.3. Экскурсионная методика как совокупность способов и приемов проведения работы. Основные понятия: «экскурсовод», «экскурсионный маршрут», «учебная экскурсия», «пробная экскурсия». Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.4. Этапы развития экскурсионного дела. Экскурсии для детей в XVIII в. Томас Кук – «Наполеон экскурсий». Первые экскурсии в Великобритании. Влияние русской отечественной культуры на экскурсионное дело. Деятельность Крымского горного клуба, его вклад в развитие и становление экскурсионного дела. Организации, занимающиеся в настоящее время экскурсионным обслуживанием населения Сам. работа 6 36 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.5. Признаки классификации: по содержанию, составу участников, месту и форме проведения, способу передвижения на маршруте, сезонности. Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.6. Техника ведения экскурсии. Лекции 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.7. Этапы разработки экскурсии. Путевая информация на экскурсионном маршруте Лекции 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.8. Основные ступени подготовки и проведения экскурсии: предварительная работа, разработка, заключительная ступень. Схема экскурсии: вступление, основная часть, заключение. Определение цели и задач. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Определение других источников экскурсионного материала. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Составление карточки объектов. Составление маршрута экскурсии. Виды экскурсионных маршрутов. Понятие контрольного текста, подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». Практические 6 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.9. Определение методических приемов и техники ведения экскурсии. Составление технологической карты экскурсии. Составление индивидуального текста экскурсии. Техника использования индивидуального текста. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение. Карточка прослушивания экскурсии. Сам. работа 6 36 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.10. Техника ведения экскурсии: знакомство экскурсовода с группой, место экскурсовода в автобусе, экскурсионный рассказ во время движения, выход из автобуса и передвижение экскурсантов, темп движения группы, расположение группы у объекта, возвращение в автобус. Соблюдение времени в экскурсии. Паузы в экскурсии. Ответы на вопросы экскурсантов. Использование «портфеля экскурсовода». Правила пользования микрофоном. Кризисы внимания и пути их преодоления. Особенности работы экскурсовода на городских и загородных экскурсиях. Путевая информация на загородных экскурсиях Практические 6 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.11. Основы профессионального мастерства экскурсовода. Виды мастерства: педагогическое, лекторское, экскурсоводческое. Экскурсоводческое мастерство как единство трех компонентов: экскурсовод, экскурсант, объект. Слагаемые мастерства: общая культура, кругозор, эрудиция, знание темы. Пути совершенствования мастерства: улучшение организации методической работы, повышение уровня профессионального мастерства, отработка техники проведения экскурсии. Культура речи экскурсовода. Сам. работа 6 18 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 2. Организация экскурсионной деятельности
2.1. Организация экскурсии Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.2. Разработка экскурсионного маршрута Практические 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.3. Особенности организации и проведения экскурсий в музеях, на выставках, в особо охраняемых зонах. Практические 6 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.3, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС ГД-2.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сухов Р. И. Организация туристской деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Курило, Л.В. Основы экскурсионной деятельности : учебное пособие М. : Советский спорт // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012
Л2.2 Курило, Л.В. Основы экскурсионной деятельности : учебное пособие М. : Советский спорт // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012
Л2.3 Войтенко М.В. Технология и организация экскурсионной и выставочной деятельности в туризме: Методические рекоменации АлтГУ, 2010
Л2.4 Скобельцына А. С., Шарухин А. П. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/index.php
Э2 http://www.russiatourism.ru/
Э3 Курс в Moodle "Технологии и организация экскурсионной деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)


6.4. Перечень информационных справочных систем
ttp://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.
Базовые международные и российские стандарты в области открытых систем. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cert. stankin. ru/1/1-2-3.html.
10 лучших CRM для турагентства. Рейтинг и сравнение [Электронный ресурс] Режим доступа: https://crmindex.ru/for/travel
Обзор существующих специализированных программных средств, используемых в туристской отрасли [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lektsia.com/4x9c91.html
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета содержит полнотекстовые материалы – книги (монографии, учебники, учебные пособия), сборники статей, изданные преподавателями и сотрудниками АлтГУ, авторефераты диссертаций и диссертации, защищенные в диссертационных советах АлтГУ, материалы конференций, периодические и продолжающиеся издания АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/

ЭБС «Лань» — это крупнейшая политематическая база данных, включающая в себя контент сотен издательств научной, учебной литературы и научной периодики.
Нашей организации предоставлен доступ к книгам по математике, физике, химии, биологии, информатике, экономике и менеджменту, языкознанию и литературоведению таких ведущих издательств как: Лань, Лаборатория знаний, Дашков-К, Флинта, ДМК-Пресс, Физматлит. Также нам предоставлен бесплатный доступ к более чем 500 научным журналам - https://e.lanbook.com/

Студентам, преподавателям и сотрудникам АлтГУ открыт доступ к электронно-библиотечной системе издательства «Юрайт». Книги, к которым возможен полнотекстовый доступ, находятся в отдельном каталоге ("ВАША ПОДПИСКА") и отмечены значком «Читать». Удаленный доступ к ЭБС возможен по логину и паролю, для чего необходимо предварительно зарегистрироваться на сайте ЭБС - https://www.biblio-online.ru/

КонсультантПлюс — компьютерная справочная правовая система в России, разрабатывается компанией «КонсультантПлюс» c 1992 г. Широко используется юристами, бухгалтерами, кадровыми специалистами, руководителями организаций, специалистами госорганов, учёными, студентами и преподавателями вузов. В КонсультантПлюс реализованы все современные возможности для поиска и работы с правовой информацией. На официальном сайте разработчик предоставляет возможность работы с некоммерческой интернет-версией — сокращенной версией коммерческих систем (основные документы российского законодательства доступны круглосуточно, доступ к более широкому набору документов ограничен по времени суток) - http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции
При подготовке к лекционному занятию следует тщательно проработать конспект предыдущей лекции, прочитать и законспектировать соответствующие лекционному материалу разделы в рекомендованной преподавателем литературе, составить конспект ответов на контрольные вопросы и вопросы для самостоятельной подготовки.
Практические (лабораторные) занятия
При изучении дисциплины «Организация туристской деятельности» практическим (лабораторным) занятиям отводится более 50% аудиторной нагрузки. Практические (лабораторные) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов, а также лекций студент готовится к предстоящей лабораторной работе по обозначенной преподавателем теме. В ходе лабораторного проводится небольшая дискуссия по выбранной теме, таким образом, студентом навыки научного подхода к решению задач. В ходе ее студенты и преподаватель обсуждают вопросы, связанные с предстоящей работой, в ходе обсуждения которых преподаватель имеет возможность контролировать понимание и усвоение главных вопросов участниками дискуссии. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов лабораторного занятия. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных моментов предстоящей работы. Также для понимания преподавателем освоения студентами предыдущего материала проводится контрольная работа.