МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гостиничный сервис

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_ГД-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 99 99 99 99
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
Ст.преп, Зайцева О.О.

Рецензент(ы):
к.г.н, Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Гостиничный сервис

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20212024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины «Гостиничный сервис» является сформировать у будущих специалистов теоретические знания и практические навыки, позволяющие анализировать сервис в гостиничном предприятии, историю развития гостиничой сферы, виды гостиничных услуг деятельности, принципы классификации гостиничных предприятий
Задачи:
- изучение теоретических основ гостиничного сервиса
- изучение организационной структуры гостиничного предприятия
-анализ деятельности гостиничного предприятия в зависимости от ассортимента основных и дополнительных услуг

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен обеспечить формирование и внедрение корпоративных стандартов и регламентов процессов обслуживания, соответствия отраслевым стандартам сервиса
ПК-4.1 Знает особенности разработки внутренних стандартов и регламентов процессов обслуживания на уровне подразделения организации избранной сферы деятельности
ПК-4.2 Способен обосновать необходимость внедрения разработанных стандартов и регламентов в практическую деятельность организации избранной профессиональной сферы
ПК-4.3 . Владеет навыками организации работы по подготовке и прохождению процедуры соответствия действующим общеотраслевым стандартам и системам сертификации на уровне департаментов (служб, отделов) организации избранной сферы деятельности
ПК-6Способен применять методы научных исследований в избранной сфере профессиональной деятельности
ПК-6.1
ПК-6.2
ПК-6.3
ПК-6.4
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает особенности разработки стандартов и регламентов процессов обслуживания в соответствии с отраслевыми стандартами сервиса
3.2.Уметь:
3.2.1.Способен обосновать необходимость обеспечения и внедрения стандартов и регламентов процессов обслуживания в соответствии с отраслевыми стандартами сервиса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. Владеет навыками формирования и внедрение стандартов и регламентов процессов обслуживания в соответствии с отраслевыми стандартами сервиса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы организации гостиничного сервиса
1.1. История развития гостиничного хозяйства в России и за рубежом Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
1.2. История развития гостиничного хозяйства в России и за рубежом Практические 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.1, Л2.1, Л1.5, Л1.2
1.3. Гостиничные предприятия как часть сферы услуг Лекции 7 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
1.4. Особенности сферы услуг. Гостиничные услуги: основные, дополнительные и сопутствующие. Практические 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.2
1.5. Система классификации средств размещения в Российской Федерации Практические 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
1.6. Требования к номерному фонду гостиниц разных категорий Практические 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
1.7. Правовое регулирование гостиничной деятельности в Российской Федерации Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
1.8. Нормативные правовые акты РФ и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти в процессе организации и предоставления гостиничных услуг Практические 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
1.9. Стандартизация, сертификация и контроль качества услуг в сфере гостеприимства Практические 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
1.10. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Сам. работа 7 30 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
Раздел 2. Организация и технология работы основных служб гостиницы
2.1. Организация работы основных служб в гостинице Лекции 7 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
2.2. Особенности организации деятельности службы приема и размещения в гостинице Практические 7 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
2.3. Особенности организации работы административно-хозяйственной службы в гостинице Практические 7 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
2.4. Квалификационные требования к персоналу гостиницы Практические 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
2.5. Стандарты обслуживания гостей в процессе технологического цикла Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
2.6. Профессиональная этика и этикет в сфере гостиничного сервиса Практические 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
2.7. Конфликты и способы их разрешения в гостиничном сервисе Практические 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
2.8. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Сам. работа 7 30 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
Раздел 3. Организация и предоставление дополнительных услуг в гостинице
3.1. Организация и предоставление дополнительных гостиничных услуг Лекции 7 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
3.2. Организация бытового обслуживания и обслуживания транспортными услугами в гостинице Практические 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
3.3. Предоставление услуг питания в гостинице Практические 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
3.4. Организация оздоровительных услуг в гостинице Практические 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л1.4, Л2.1, Л1.5, Л1.2
3.5. Бизнес центр, его необходимость и предназначение, спектр предоставляемых услуг в гостинице Практические 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
3.6. Порядок окончательного расчета с проживающими за гостиничные услуги. Практические 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
3.7. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Подготовка к аттестации Сам. работа 7 39 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2
Раздел 4. Промежуточная аттестация
4.1. Экзамен Лекции 7 0 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4 Л2.1, Л1.5, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Медлик С. , Инграм Х. Гостиничный бизнес: Учебник ( ЭБС «Университетская библиотека online») Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436731
Л1.2 Николенко, П. Г. Организация гостиничного дела : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/517896
Л1.3 Тимохина Т. Л. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА. Учебник для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Гаврилова С. В. , Томская А. Г. , Дмитриев А. В. Организация туристического и гостиничного бизнеса: Учебно-методический комплекс ( ЭБС «Университетская библиотека online») Евразийский открытый институт, 2011 biblioclub.ru
Л1.5 Тимохина Т. Л. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА.: Учебник для прикладного бакалавриата Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Арбузова Н.Ю. Технология и организация гостиничных услуг: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 образовательная платформа Юрайт urait.ru
Э2 курс мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.
Базовые международные и российские стандарты в области открытых систем. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cert. stankin. ru/1/1-2-3.html.
10 лучших CRM для турагентства. Рейтинг и сравнение [Электронный ресурс] Режим доступа: https://crmindex.ru/for/travel
Обзор существующих специализированных программных средств, используемых в туристской отрасли [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lektsia.com/4x9c91.html
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета содержит полнотекстовые материалы – книги (монографии, учебники, учебные пособия), сборники статей, изданные преподавателями и сотрудниками АлтГУ, авторефераты диссертаций и диссертации, защищенные в диссертационных советах АлтГУ, материалы конференций, периодические и продолжающиеся издания АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/

ЭБС «Лань» — это крупнейшая политематическая база данных, включающая в себя контент сотен издательств научной, учебной литературы и научной периодики.
Нашей организации предоставлен доступ к книгам по математике, физике, химии, биологии, информатике, экономике и менеджменту, языкознанию и литературоведению таких ведущих издательств как: Лань, Лаборатория знаний, Дашков-К, Флинта, ДМК-Пресс, Физматлит. Также нам предоставлен бесплатный доступ к более чем 500 научным журналам - https://e.lanbook.com/

Студентам, преподавателям и сотрудникам АлтГУ открыт доступ к электронно-библиотечной системе издательства «Юрайт». Книги, к которым возможен полнотекстовый доступ, находятся в отдельном каталоге ("ВАША ПОДПИСКА") и отмечены значком «Читать». Удаленный доступ к ЭБС возможен по логину и паролю, для чего необходимо предварительно зарегистрироваться на сайте ЭБС - https://www.biblio-online.ru/

КонсультантПлюс — компьютерная справочная правовая система в России, разрабатывается компанией «КонсультантПлюс» c 1992 г. Широко используется юристами, бухгалтерами, кадровыми специалистами, руководителями организаций, специалистами госорганов, учёными, студентами и преподавателями вузов. В КонсультантПлюс реализованы все современные возможности для поиска и работы с правовой информацией. На официальном сайте разработчик предоставляет возможность работы с некоммерческой интернет-версией — сокращенной версией коммерческих систем (основные документы российского законодательства доступны круглосуточно, доступ к более широкому набору документов ограничен по времени суток) - http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Методические указания обучающимся при подготовке к практическим занятиям
Подготовка студентов к практическому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.