МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-коммуникативные технологии в сфере гостеприимства и общественного питания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_Гостиничное дело_ГРД-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Белов Семен Алексеевич

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Информационно-коммуникативные технологии в сфере гостеприимства и общественного питания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 02.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 02.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: приобретение студентами направления подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело» базового уровня информационной культуры, который подразумевает овладение, во–первых, теоретическими основами процессов сбора, поиска, критического анализа и синтеза информации; во–вторых, навыками эффективного использования современного программного обеспечения и технологических новаций в сфере гостеприимства и общественного питания; в-третьих, понимание и умение использовать различные программные продукты, их применения на разных стадиях процесса работы предприятия общественного питания.
Задачами изучения курса «Информационно-коммуникативные технологии в сфере гостеприимства и общественного питания» являются усвоение теоретических знаний процессов сбора, поиска, критического анализа и синтеза информации; приобретение практических навыков в области эффективного использования современного программного обеспечения и технологических новаций предприятий сферы гостеприимства и общественного ; умение использовать различные программные продукты и их применения на разных стадиях процесса работы предприятия общественного питания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять технологические новации и современное программное обеспечение в сфере гостеприимства и общественного питания
ОПК-1.1 Знает основные технологические новации и информационное обеспечение в организациях сферы гостеприимства и общественного питания
ОПК-1.2 Умеет выбирать технологические новации и программное обеспечение при решении профессиональных задач
ОПК-1.3 Владеет навыками решения профессиональных задач с использованием современного программного обеспечения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные технологические новации и программное обеспечение в организациях сферы гостеприимства и общественного питания
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать технологические новации при решении профессиональных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками использования современного программного обеспечения в сфере гостеприимства и общественного питания

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социально–культурный сервис и туризм как мобильно развивающаяся область сервиса и туризма. Понятие инновации, управление инновациями на предприятии.Инновационные проекты.
1.1. Программно-информационные технологии в индустрии гостеприимста Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
1.2. Заполнение базы данных в MS EXCEL Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Заполнение базы данных в MS EXCEL Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.1
1.4. Техническое и программное обеспечение информационных систем Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
1.5. Работа с базами данных в MS EXCEL Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Работа с базами данных в MS EXCEL Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.1
1.7. Информационные технологии баз данных Лекции 5 3 Л2.1, Л1.1
1.8. Работа в среде СУБД MS ACCESS Практические 5 6 Л2.1, Л1.1
1.9. Работа в среде СУБД MS ACCESS Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.1
1.10. Системы бронирования и резервирования Лекции 5 3 Л2.1, Л1.1
1.11. Автоматизированные системы управления гостиницами "Гость" Практические 5 6 Л2.1, Л1.1
1.12. Автоматизированные системы управления гостиницами "Гость" Сам. работа 5 11 Л2.1, Л1.1
1.13. Информационные системы в гостиничных комплексах Лекции 5 3 Л2.1, Л1.1
1.14. Автоматизированные системы управления гостиницами "КонтурОтель" Практические 5 6 Л2.1, Л1.1
1.15. Автоматизированные системы управления гостиницами "КонтурОтель" Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.1
1.16. Автоматизация деятельности предприятий гостиничного сервиса и общественного питания Лекции 5 3 Л2.1, Л1.1
1.17. Программные продукты для ресторанного бизнеса Практические 5 6 Л2.1, Л1.1
1.18. Программные продукты для ресторанного бизнеса Сам. работа 5 10 Л2.1, Л1.1
1.19. Зачет 5 27 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9861
2023-2024_43_03_03_Гостиничное дело_ГРД-2021_plx_Информационно-коммуникативные технологии в сфере гостеприимства и общественного питания

ОПК-1: Способен применять технологические новации и современное программное обеспечение в сфере гостеприимства и общественного питания


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Совокупность электронных документов частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых доменным именем или IP-адресом
а) + сайт
б) аккаунт
в) нетворкинг
г) СУБД
2. Технология World Wide Web была выложена в Интернет
а) + 6 августа 1991 года
б) 7 апреля 1994 года
в) 23 сентября 1997 года
г) 20 мая 2001 года
3. Разработчик Технология World Wide Web
а) + Тим Бернерс-Ли
б) Бил Гейтс
в) Стивен Джобс
г) Альберт Эйнштейн
4. Бриф на разработку сайта содержит
а) + краткое описание основных позиций сайта
б) + описание целевой аудитории сайта
в) + описание целей сайта
г) аналитику фирмы для создания контента сайта
д) фотографии, необходимые для иллюстрирования сайта
е) программу продвижения сайта
5. Продвижение сайта должно проходить
а) + по позициям фирмы;
б) + по позициям сайта;
в) + по трафику;
г) по сервисам бронирования туристских услуг
д) по геоинформационных системам
6. Типы сайтов
а) + Ресурсный
б) + Интернет-представительства
в) Трафик-система
г) Облачное хранилище
7. Оплата рекламы в интернете происходит
а) + по кликам
б) + по показам
в) по месту на сайте (центральная, боковая полоса и т.п.)
г) по сложности объекта демонстрации
8. Характеристика информационного общества
а) + информационные продукты имеют самостоятельную коммерческую значимость
б) + глобальное информационное пространство влияет на повседневную жизнь
в) снижается зависимость от традиционных ресурсов
г) снижается необходимость получения формального образования
9. Проблемы информационного общества
а) + Боязнь биометрии
б) + Кибер-зависимость
в) + Воровство интеллектуальной собственности
г) Аутофобия
д) эйспотрофобия
10. Неконтактное информационное воздействие, создающее с помощью мультимедийной среды иллюзию присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире»
а) + виртуальная реальность
б) иллюзия
в) коммуникация
г) социальные медиа
11. Бриф на разработку сайта содержит
а) +краткое описание основных позиций сайта
б) +описание целевой аудитории сайта
в) +описание целей сайта
г) аналитику фирмы для создания контента сайта
д) фотографии, необходимые для иллюстрирования сайта
е) программу продвижения сайта
11. Продвижение сайта должно проходить
а) +по позициям фирмы;
б) +по позициям сайта;
в) +по трафику;
г) по сервисам бронирования туристских услуг
д) по геоинформационных системам
12. Тенденции информационных технологий
а) +снижение стоимости ИТ-оборудования
б) +опережающий рост услуг по отношению к сегменту программного обеспечения
в) +быстрый рост технологий в сфере информационной безопасности
г) усиление роли национальных разработок в ИТ-секторе
д) снижение зависимости от материальных носителей в ИТ-продуктах
13. Выберите из предложенного списка правильное обозначение адреса ячейки в Microsoft Exсel:
а) + А1
б) 1А
в) А-1
г) 1:А
14. Microsoft Exсel предназначен для создания ...
а)баз данных
б)документов
в) +таблиц
15. В MS Excel выделена группа ячеек – A1:B3. Сколько ячеек выделено?
а) 10
б) 4
в) +6
г) 3



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Авиатариф — это…
Ответ: стоимость перевозки одного пассажира на самолете на определенное расстояние. В международных перевозках различают индивидуальные, групповые, обычные и специальные авиатарифы.
Вопрос 2. Блок-чартер — это…
Ответ: аренда определенной части транспортного средства на один или несколько регулярных рейсов.
Вопрос 3. Гипермедиа-технология – это…
Ответ: компьютерное представление данных различного типа, в котором автоматически поддерживаются смысловые связи между выделенными понятиями, объектами или разделами.
Вопрос 4. Двойное бронирование — это…
Ответ: одна из политик администрации отеля, направленная на снижение риска «незаезда» забронировавших места людей. Состоит в одновременном бронировании номера двумя или более клиентами.
Вопрос 5. Информационная система – это…
Ответ: взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Вопрос 6. Информационная услуга – это…
Ответ: получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Вопрос 7. Информационное обеспечение – это…
Ответ: совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Вопрос 8. Информационное обеспечение информационных технологий (ИО ИТ) – это…
Ответ: совокупность проектных решений по объёмам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АИТ.
Вопрос 9. Информационно-поисковые системы – это…
Ответ: системы, которые производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных.
Вопрос 10. Информационно-решающие системы – это…
Ответ: системы, которые осуществляют все операции переработки информации по определённому алгоритму.
Вопрос 11. Информационные ресурсы – это…
Ответ: отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Вопрос 12. Информационный продукт – это…
Ответ: совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Вопрос 13. Компоненты имитационной модели – это…
Ответ: составные части, которые при соответствующем объединении образуют систему.
Вопрос 14. Мультимедиа - это…
Ответ: сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.
Вопрос 15. Нелинейный способ представления информации – это…
Ответ: позволяющий человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных.
Вопрос 16. Гипертекст представляет собой …
Ответ: комбинацию текстов, созданную применительно к возможностям ЭВМ обрабатывать и отображать информацию.
Вопрос 16. Инструментарий информационной технологии включает:
Ответ: компьютер; компьютерный стол; программный продукт; несколько взаимосвязанных программных продуктов
Вопрос 17. Текстовый процессор – это программа, предназначенная для:
Ответ: ввода, редактирования и форматирования текстовых данных
Вопрос 18. Что понимают под информационной архитектурой предприятия?
Ответ: Конкурентные формы использования информационных технологий на предприятии
Вопрос 19. Совокупностью единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных называется
Ответ: информационное обеспечение
Вопрос 20. Объект БД, используемый для ввода, изменения или отображения данных из таблицы или запроса – это…
Ответ: форма.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера


ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Информационная система и информационная технология.
2. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества.
3. Современные информационные технологии.
4. Структура и состав информационной системы.
5. Классификация информационных систем.
6. Особенности информационных систем автоматизации предприятий
7. Формирование единого информационного пространства
8. Информационные технологии как фактор создания конкурентного преимущества предприятия
9. Современные технические средства.
10. Классификация программного обеспечения.
11. Эффективность применения информационных технологий на предприятии.
12. Рынок информационных технологий.
13. Коммуникации.
14. Защита информации.
15. Отечественные и зарубежные системы бронирования и электронные каталоги.
16. Этапы создания системы бронирования.
17. Бронирование гостиниц в России.
18. Бронирование гостиниц в мире.
19. Использование информационных систем различными службами гостиниц.
20. Информационные системы на предприятиях питания.
21. Создание информационной системы.
22. Ошибки информационных систем.
23. Классификация информационных систем менеджмент
24. Пакеты управления.
25. Модель электронного бизнеса.
26. Взаимодействие клиента с предприятием размещения.
27. Автоматизация предприятий.
28. Оргтехника.
29. Программное обеспечение автоматизированного рабочего места менеджера.
30. Специализированные пакеты прикладных программ.
31. Электронный офис.
32. Электронный документооборот.
33. Проектирование баз и банков данных.
34. Экспертные системы.
35. Интеллектуальные информационные технологии и системы.
36. Модели информационных процессов
37. Проектирование баз данных (БД).
38. Модель данных.
39. Реляционные БД.
40. Проектирование БД на основе нормальных форм.
41. Поиск информации в БД.
42. Разработка пользовательского интерфейса.
43. Формирование печатных отчетов.
44. Разработка клиентской базы гостиницы.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

45. Описание, характеристики и функционал АСУ "Гость". Регистрация и первые шаги при использовании АСУ "Гость". Аналоги программы АСУ "Гость".
46. Описание, характеристики и функционал АСУ "КонтурОтель". Регистрация и первые шаги при использовании АСУ "КонтурОтель". Аналоги программы АСУ "КонтурОтель".
47. Описание, характеристики и функционал ПО "Мини-Кулинария". Регистрация и первые шаги при использовании ПО "Мини-Кулинария". Аналоги программы ПО "Мини-Кулинария".

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко, В. В. Коваленко. Информационные технологии в туристской индустрии : Москва : Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/470420
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чудновский А.Д., Жукова М.А. Информационные технологии управления в туризме: учеб. пособие М.: КНОРУС, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-коммуникативные технологии в сфере гостеприимства и общественного питания portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.