МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация образовательной деятельности и методика преподавания дисциплин туристского и сервисного профиля

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильМенеджмент санаторно-курортного дела
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_Сервис_МСКД-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Праздникова Н.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация образовательной деятельности и методика преподавания дисциплин туристского и сервисного профиля

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 518)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у магистрантов систематизированных знаний в области методики преподавания дисциплин по направлению "Сервис" как научной основы профессиональной подготовки и готовности использовать их в процессе профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7Способен осуществлять педагогическую деятельность по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам
ОПК-7.1 Знает основные виды педагогической деятельности по основным профессиональным образовательным программам, направленных на изучение новых образовательных технологий, активных и интерактивных форм обучения
ОПК-7.2 Умеет составлять план проведения занятий по основным профессиональным образовательным программам
ОПК-7.3 Умеет составлять план проведения занятий по дополнительным профессиональным программам
ОПК-7.4 Проводит учебные занятия по разработанному плану в профессиональном образовании
ОПК-7.5 Проводит учебные занятия по разработанному плану дополнительном профессиональном образовании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные виды педагогической деятельности по основным профессиональным образовательным программам
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет составлять план проведения занятий по основным профессиональным образовательным программам
Умеет составлять план проведения занятий по дополнительным профессиональным программам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Проводит учебные занятия по разработанному плану в профессиональном образовании
Проводит учебные занятия по разработанному плану дополнительном профессиональном образовании

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы методики преподавания в высшей школе
1.1. Тема1Введение. Развитие высшего профессионального образования и дополнительного образования в России. Нормативно-правовая база организации образовательного процесса в высшей школе Лекции 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Специфика педагогической деятельности в высшей школе. Практические 1 5 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л2.1, Л3.1
1.3. Цели, содержание и структура образования в сфере сервиса Лекции 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л2.1, Л3.1
1.4. Психолого-педагогические основы обучения в высшей школе Сам. работа 1 10 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л2.1, Л3.1
1.5. Инновационные формы обучения в высшей школе.Дистанционное обучение. работа в системе MOODL Лекции 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5
Раздел 2. Методы, технологии, средства и формы организации обучения в сфере сервиса
2.1. Лекция как основной элемент образовательного процесса в вузе Лекции 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л2.1, Л3.1
2.2. Разработка лекции по сервисной дисциплине для бакалавриата Практические 1 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л2.1, Л3.1
2.3. Разработка средств контроля по дисциплине Практические 1 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л2.1, Л3.1
2.4. Инновационные методы обучения в высшей школе Сам. работа 1 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л2.1
2.5. Формы организации обучения в высшей школе Практические 1 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л2.1, Л3.1
2.6. Методика обучения курсам по направлению "Сервис" в вузе Сам. работа 1 15 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л2.1, Л3.1
2.7. Внеурочная деятельность Сам. работа 1 10 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л2.1, Л3.1
2.8. Практические занятия в вузе Сам. работа 1 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5
2.9. Практические занятия в вузе Лекции 1 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5
2.10. Работа в виртуальной обучающей среде «Moodle» Практические 1 3 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
.Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс.https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4146
ОПК-7: Способен осуществлять педагогическую деятельность по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Педагоги, не поддерживающие идею технологизации педагогического процесса:
1. И.Г. Песталоцци
2. Я.А. Коменский
3. Л.Н. Толстой
4. К.А. Вентцель
5. А.С. Макаренко
Ответ: 3,4.
2. Важнейшие элементы педагогической технологии А.С. Макаренко:
1. тон и стиль обращения
2. указание
3. приказ
4. традиции
5. просьба
Ответ: 1,4.
3. Организатор трудовой колонии "Бодрая жизнь":
1. А.С. Макаренко
2. С.Т. Шацкий
3. Ф.А. Фрадкин
4. Л.Н. Толстой
Ответ: 2.
4. Педагог, в 1920-1925 гг. возглавлявший "Школу-коммуну им. Ф.М. Достоевского":
1. С.Т. Шацкий
2. В.Н. Сорока-Росинский
3. А.С. Макаренко
4. В.А. Сухомлинский
Ответ: 2.
5. Идея, с которой первоначально соотносилось понятие "педагогическая технология" в зарубежной педагогической литературе:
1. гуманизация
2. интенсификация
3. технизация
4. активизация
Ответ: 3.
6. Автор слов "Дари себя детям!":
1. Р. Штайнер
2. Л.Н. Толстой
3. Ш.А. Амонашвили
4. В.А. Сухомлинский
Ответ: 3.
7. Методологические требования к современным педагогическим технологиям:
1. цикличность
2. гибкость
3. альтернативность
4. системность
5. воспроизводимость
Ответ: 4,5.
8. Массовую разработку и внедрение педагогических технологий относят к середине ... годов прошлого века.
1. 40-х
2. 50-х
3. 70-х
4. 80-х
Ответ: 2.
9. Учѐный, внѐсший значительный вклад в развитие исследований в области педагогических технологий:
1. В.П. Беспалько
2. Д. Дьюи
3. П.И. Пидкасистый
4. Б.Т. Лихачѐв
Ответ: 1.
10. Методологические требования к современным педагогическим технологиям:
1. концептуальность
2. цикличность
3. эффективность
4. альтернативность
5. ситуативность
Ответ: 1, 3.
11. Уровни применения педагогических технологий:
1. общепедагогический
2. предметный
3. информационный
4. частный
5. теоретический
Ответ: 1, 2.
12. Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий:
1. деятельность
2. технология
3. техника
4. мастерство
Ответ: 2.
13. Частные педагогические технологии:
1. стимулирование деятельности учащихся
2. организация начала урока
3. конструирование процесса обучения
4. конструирование процесса воспитания
5. проектирование содержания образования
Ответ: 1, 2.
14. Синтез личностно-деловых качеств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса:
1. авторитет
2. творчество
3. мастерство
4. техника
Ответ: 3.
15. Совокупность умений и навыков, необходимая для эффективного воздействия на учащихся:
1. техника
2. профессионализм
3. эрудиция
4. технология
Ответ: 1.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

1. Соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми, умение выбрать правильный подход к ним...
Ответ: такт.
2. Назовите элементы концептуальной части педагогических технологий.
Ответ: целевые ориентации, название.
3. Назовите аспект, в котором педагогическая технология представляется научно разработанным решением определѐнной проблемы.
Ответ: научный.
4. Назовите элемент процессуальной части педагогических технологий.
Ответ: структура и алгоритм деятельности субъектов.
5. Назовите технологии, не относящиеся к горизонтальной иерархии педагогических технологий.
Ответ: микротехнологии, нанотехнологии.
6. Назовите главное требование к формулировке целей в педагогической технологии.
Ответ: диагностичность.
7. Прогнозируемый результат педагогической деятельности...
Ответ: цель.
8. Назовите наиболее характерный признак любой педагогической технологии.
Ответ: диагностично поставленная цель.
9. Философское убеждение, что наука и знание точных наук наиболее адекватны познанию окружающей действительности...
Ответ: сциентизм.
10. Назовите критерий для выделения обучающих и воспитывающих, общеобразовательных и профессиональноориентированных педагогических технологий.
Ответ: характер содержания и структуры.
11. Как называются технологии, в которых педагог является единоличным субъектом педагогического процесса, отличаются подавлением инициативы учащихся.
Ответ: авторитарные.
12. Назовите технологии личностно-ориентированного образования.
Ответ: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвилли.
13. Назовите технологии, выделяемые на основе ведущего фактора развития личности.
Ответ: биогенные, социогенные, психогенные.
14. Кто автор классификации педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся?
Ответ: Беспалько В.П.
15. Как называются технологии, реализующие демократизм, равенство, партнѐрство в отношениях педагога и учащихся?
Ответ: сотрудничества.
16. Как называются технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
Ответ: игровые.
17. Назовите параметр, который Г.К. Селевко не берѐт за основу классификации педагогических технологий.
Ответ: уровень воспроизведения.
18. Назовите элемент, не входящий в структуру описания и анализа педагогической технологии.
Ответ: профессиональный.
19. Осмысленная педагогическая ситуация с привнесѐнной в неѐ целью...
Ответ: задача.
20. Как называются текущие, ближайшие педагогические задачи?
Ответ: оперативные.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-7 Способен планировать и организовывать взаимодействие участников образовательных отношений.
1. Педагогические задачи, отражающие объективные потребности общества:
1. стратегические
2. тактические
3. оперативные
4. общественные
Ответ:1.
2. Задание Единица педагогического процесса:
1. педагогическая ситуация
2. педагогическая задача
3. учащийся
4. педагог
Ответ:2.
3. Ученики не подготовились к уроку. Задача учителя - включить учащихся в деятельность на уроке. Тип задачи:
1. стратегическая
2. тактическая
3. оперативная
4. коммуникативная
Ответ:3.
4. Задачи, не выделяемые по временному признаку:
1. стратегические
2. тактические
3. оперативные
4. ситуативные
Ответ:4.
5. Задачи, включѐнные в классификацию по видам деятельности педагога:
1. воспитательные
2. дидактические
3. конвергентные
4. оперативные
Ответ:1, 2.
6. Этапы решения педагогической задачи:
1. постановка задачи на основе анализа ситуации
2. конструирование способа педагогического воздействия
3. процесс решения задачи
4. анализ результатов решения
Ответ:3, 4, 1,2.
7. Этап технологии решения педагогической задачи, на котором происходит осуществление целеполагания, диагностика поступка:
1. аналитический
2. процессуальный
3. прогностический
4. рефлексивный
Ответ:1.
8. Этап технологии решения педагогических задач, на котором происходит отбор средств достижения результата, проектирование воздействия или взаимодействия:
1. аналитический
2. прогностический
3. процессуальный
4. рефлексивный
Ответ:2.
9. Этап решения педагогических задач, на котором происходит осуществление систематического отслеживания действий, корректировка способов действий:
1. аналитический
2. прогностический
3. процессуальный
4. рефлексивный
Ответ:3.
10. Последовательность этапов конструирования процесса решения педагогических задач:
1. осознание педагогической задачи
2. постановка диагноза
3. прогнозирование
4. проектирование
5. планирование
Ответ:2, 1, 3, 5, 4.
11. Оценка общего состояния педагогического процесса или его компонента на основе всестороннего, целостного обследования:
1. диагноз
2. анализ
3. проект
4. прогноз
Ответ:1.
12. Процесс получения опережающей информации об объекте на основе научно обоснованных положений:
1. диагноз
2. прогноз
3. целеполагание
4. анализ
Ответ:2.
13. Последовательность этапов разработки плана работы классного руководителя:
1. составление характеристики классного коллектива
2. знакомство руководителя с общешкольным планом воспитательной работы
3. формулирование конкретных задач воспитательной работы с классом на год
4. обсуждение плана с коллегами, родителями и учащимися
5. обсуждение плана на классном собрании, закрепление ответственных за организацию мероприятий, распределение поручений
Ответ: 3, 4, 1, 5, 2.
14. Последовательность этапов планирования урока:
2. определение целей урока
3. разработка дидактического аппарата
1. установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций
Ответ:3, 1, 2.
15. Методы педагогического прогнозирования:
1. моделирование
2. наблюдение
3. мысленный эксперимент
4. изучение продуктов деятельности учащихся
5. анкетирование
Ответ:1, 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.
Примеры заданий открытого типа

1. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, требующий начинать проектирование с построения моделей деятельности учащихся.
Ответ: центрации проектирования на ведущем элементе.
2. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, требующий непрерывной коррекции проекта на основе анализа потребностей и возможностей субъектов.
Ответ: рефлексивности.
3. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, обусловленный закономерностью индивидуального усвоения учениками социального опыта.
Ответ: адаптации процесса к личности учащихся.
4. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, требующий учитывать все факторы, влияющие на процесс.
Ответ: многофакторности.
5. Необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между компонентами педагогического проектирования -
Ответ: закономерности.
6. Виды внешней (практической) деятельности...
Ответ: манипулирование предметами, сборка и разборка.
7. Деятельность, направленная на объединение групп людей для достижения общей цели -
Ответ: организаторская.
8. Деятельность учителя, функциями которой являются: функция групповой интеграции, внешнекоммуникативная функция.
Ответ: организаторская.
9. Назвите принципы коллективных способов обучения.
Ответ: наличие сменных пар учащихся, взаимоуправление
10. Назовите типы группового обучения:
Ответ: обучение в парах, маленькая команда
11. Назовите уровень применения педагогики сотрудничества.
Ответ: общепедагогический.
12. Назовите учѐного, назвавшего отметки "костылями хромой педагогики".
Ответ: Ш.А. Амонашвили.
13. Функция игры, характеризующаяся внесением позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей -
Ответ: коррекционная.
14. Назовите вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором совершенствуется самоуправление поведением.
Ответ: игра.
15. Назовите последовательность этапов игры:
Ответ: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.
16. Функция игровых технологий, связанная с преодолением трудностей в поведении, общении, учении -
Ответ: терапевтическая.
27. Параметр для классификации педагогических игр на предметные, сюжетные, ролевые и т.д.-
Ответ: игровая методика.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения
Приложение 1.   ФОС 43.04.01 2022 Сервис ООД.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. В. Кузнецов Общая и профессиональная педагогика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2020 www.biblio- online.ru/book /37288DC1- 4074-4EAC- BD6C- 468AE95C7F 3B
Л1.2 Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА, 2020 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Л. М. Панчешниковой Методика обучения географии в средней школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по геогр. спец. Просвещение, 1983
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Горбатова О.Н. Методика преподавания географии : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/802
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Организация образовательной деятельности и методика преподавания дисциплин по направлению "Сервис" в вузах" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по подготовке к экзамену
Подготовка включает в себя:
− работу с программой учебного курса;
− поиск источников информации (печатными: учебников, нормативных правовых актов, дополнительной литературы и электронными: научные сайты, сайты администраций субъектов Федераций, муниципальных районов и т.д.) и их изучение;
− использование конспектов лекций, материалов семинарских занятий;
− консультирование у преподавателя.

Рекомендации по использованию информационных технологий
Информационные технологии позволяют эффективно организовать образовательный процесс (в том числе и самостоятельную работу).
Обработка статистического материала рекомендовано проводить в специальных программах (например, MS Office Microsoft Excel), что облегчает процедуру анализа данных. Данные программы позволяют не только провести необходимые трудоемкие расчеты, но и визуализировать цифровой материал, что способствует более глубокому анализу структурных и временных данных.
Информационные технологии используются на всех этапах обучения студента: подготовительная обработка, этап анализа изучаемого объекта, получение результатов.

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.
Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета.
Для успешного усвоения материала необходимо пользоваться литературой, указанной в перечне учебно-методического комплекса, посещать лекционные занятия. При подготовке докладов на семинарские занятия рекомендуется составить плана ответа, приводить примеры, использовать наглядный материал.
Осознанно подходить к изучению предлагаемого курса, формировать научное системное восприятие изучаемого материала. Учиться применять полученные знания в собственной специальности, переносить теоретический материал на практику. Учиться систематизировать изучаемый материал и интегрировать его в собственный опыт и имеющиеся знания.