МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг и менеджмент санаторно-курортных услуг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильМенеджмент санаторно-курортного дела
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_Сервис_МСКД-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Третьякова Оксана Станиславовна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг и менеджмент санаторно-курортных услуг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 518)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Биттер Наталья Викторонва


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Биттер Наталья Викторонва


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Оценка знаний по дисциплине «Маркетинг и менеджмент санаторно-курортных услуг», проводимая с целью определения уровня освоения предмета, включает:
– ответы на контрольные вопросы;
- проблемные ситуации кейс-стади;
- задания для работы с ресурсами Интернет.
Оценка качества подготовки на основании выполненных заданий ведется преподавателям (с обсуждением результатов), баллы начисляются в зависимости от сложности задания.
Основные задачи курса «Маркетинг и менеджмент санаторно-курортных услуг»:
- овладение основами маркетинга и менеджмента санаторно-курортных услуг и методологией его познания;
- знание различных систем организации менеджмента, их элементов и основных проблем;
- умение оперировать основными категориями маркетинга и менеджмента и видеть их взаимосвязь;
- изучение, используемых в практике методов управления организацией, применение приобретенных знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен планировать деятельность предприятий санаторно-курортного комплекса и его структурных подразделений
ПК-1.1 Знает методы и основные принципы организации деятельности предприятий рекреационного и санаторно-курортного комплекса, его структурных подразделений
ПК-1.2 Умеет разрабатывать планы управления деятельностью предприятий санаторно-курортного комплекса, его структурных подразделений
ПК-1.3 Владеет навыками составления отчетов по деятельности предприятия санаторно-курортного комплекса и его структурных подразделений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методы и основные принципы организации деятельности предприятий рекреационного и санаторно-курортного комплекса, его структурных подразделений.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет разрабатывать планы управления деятельностью предприятий санаторно-курортного комплекса, его структурных подразделений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками составления отчетов по деятельности предприятия санаторно-курортного комплекса и его структурных подразделений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы санаторно-курортного дела.
1.1. Санаторно-курортная деятельность как социально-общественное явление Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.2. Санаторно-курортная деятельности в системе здравоохранения и лечебно- оздоровительном туризме Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Основные формы санаторнокурортной деятельности в РФ. Модели организации санаторнокурортной деятельности. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.4. Кадровая политика в санаторнокурортном комплексе Сам. работа 2 19 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.5. География мировых лечебных курортов. Российские курорты Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.6. Стратегическое планирование в санаторно-курортном комплексе Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.7. Санаторно-курортный бизнес как институт устойчивого развития экономики России Практические 2 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.8. Функции управления и кадровое обеспечение в санаторно-курортном комплексе Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.9. Разработка базовой стратегии для санаторно-курортного комплекса Практические 2 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.10. Стандарты обслуживания в санаторно- курортном комплексе Сам. работа 2 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Маркетинг в санаторно-курортной деятельности.
2.1. Маркетинг рынка лечебно-оздоровительных услуг. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.2. Основные элементы маркетинговой стратегии рынка лечебно-оздоровительных услуг. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.3. Факторы маркетинговой среды рынка санаторно-курортных услуг и маркетинговый контроль. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.4. Особенности маркетинга в санаторно-курортной сфере.Маркетинговые исследования и перспективы его развития. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.5. Сегментирование как средство выбора целевого рынка санаторнокурортных услуг. Сам. работа 2 19 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.6. Управление качеством и конкурентоспособностью санаторно-курортного предприятия. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.7. Стратегии ценообразования и программ продвижения санаторно-курортных услуг. Практические 2 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.8. Маркетинг рынка лечебно-оздоровительных услуг. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.9. Технология продажи санаторно-курортных путевок. Практические 2 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.10. Основные элементы маркетинговой стратегии рынка лечебно-оздоровительных услуг. Сам. работа 2 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 3.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3673 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3672
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен планировать деятельность предприятий санаторно-курортного комплекса и его структурных подразделений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Менеджмент - это:
А) деятельность, направленная на координирование действий персонала организации;
Б) деятельность, способствующая достижению желаемых результатов;
В) деятельность, направленная на рациональное использование ресурсов организации.
1.ОТВЕТ: Б
2. Образуйте пары из нижеследующих понятий:
Начальник цеха Оперативное управление
Генеральный директор Тактическое управление
Мастер Стратегическое управление
2.ОТВЕТ: Начальник цеха - тактическое управление, генеральный директор – стратегическое
управление, мастер - оперативное управление.
3. Управление как информационный процесс представляет собой:
А) передачу информации подчиненным;
Б) получение информации от подчиненных;
В) получение информации из объекта управления и передачу информации в объект управления;
Г) кругооборот информации между управляющей системой и объектом управления или
внешней средой.
3.ОТВЕТ: Б
4. Образуйте пары из нижеприведенных понятий:
Задача планирования построение оргструктуры организации
Задача контроля побуждение сотрудников к эффективной деятельности
Задача мотивации постановка целей и определение путей их достижения
Задача организации сравнение желаемого и полученного результата
Задача оперативного регулирования устранение отклонений
4.ОТВЕТ: Задача планирования - постановка целей и определение путей их достижения; задача организации - построение оргструктуры организации; задача контроля - сравнение желаемого и полученного результата; задача мотивации - побуждение сотрудников к
эффективной деятельности; Задача оперативного регулирования - устранение отклонений.
5. Основные функции управления это:
А) те, которые должны исполняться сотрудниками любой организации;
Б) функции, которые должны исполняться высшим руководством организации;30
В) функции, которые должны исполняться любым руководителем независимо от исполнения им специальной функции исполнения;
Г) функции, которые должны исполняться любым руководителем независимо от его статуса в организации и исполнения специальной функции управления.
5.ОТВЕТ: Г
6. Соедините понятия правого и левого столбца:
Управленческое решение Предмет труда
Технические средства обработки информации Результат труда
Опыт, навыки
Интеллектуальные способности Средства труда
Информация о проблемах
6.ОТВЕТ: Предмет труда – информация о проблемах; средства труда – технические средства обработки информации, опыт навыки, интеллектуальные способности; результат труда –
управленческое решение.
7. Какое из нижеприведенных определений относится к принципам управления:
а) это обособленная область управленческой деятельности;
б) это основные правила управленческой деятельности;
в) это способы достижения цели.
7.ОТВЕТ: Б
8. Внешняя среда организации делится на среды:
А) прямого и косвенного воздействия;
Б) второстепенного и непосредственного воздействия;
В) прямого и замедленного воздействия.
8.ОТВЕТ: А
9. Под определением «это работа или часть ее, которая должна быть выполнена определенным образом и в определенный срок» понимается:
А) технология;
Б) задача;
В) мотивация;
Г) организация.
9.ОТВЕТ: Б
10. Анализ внешней среды это:
А) определение демографических тенденций развития;
Б) учет действия правительства в деятельности фирмы;
В) контроль за внешними факторами для определения возможностей и угроз для фирмы;
Г) организация работ по анализу рынка сбыта.
10.ОТВЕТ: В
11. Определение сильных и слабых сторон организации нужно:
А) для того, чтобы лучше понимать что происходит;
Б) для соблюдения правильной технологии планирования;
В) для осуществления результативного планирования;
Г) все вышеперечисленное не верно.
11.ОТВЕТ: В
12. Что относится к характеристикам внешней среды:
А) полнота;64
Б) неопределенность;
В) вязкость;
Г) достоверность;
Д) подвижность.
12.ОТВЕТ: Б, Д
13. Организация, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления – это:
А) холдинг;
Б) синдикат;
В) консорциум;
Г) хозяйственные товарищества.
13.ОТВЕТ: А
14. Выберите правильное утверждение:
А) состояние внутренней среды не зависит от состояния внешней среды;
Б) состояние внутренних переменных остается постоянным в течение всего периода существования организации;
В) в зависимости от изменений факторов внешней среды необходимо изменять внутренние переменные.
14.ОТВЕТ: В
15. Выберите правильное утверждение:
А) процесс управления следует начинать с исполнения функции организация;
Б) реализация функции контроля обеспечивает успешное начало управленческого
процесса;
В) только реализация функции планирования обеспечивает всестороннюю проработку
управленческой ситуации.
15.ОТВЕТ: В
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен планировать деятельность предприятий санаторно-курортного комплекса и его структурных подразделений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите 3 основных стиля руководства коллективом?
Ответ: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).

2. Какой стиль руководства коллективом считается самым успешным и почему?
Ответ: Демократический тип. Руководитель дает высказывать идеи подчиненным, прислушивается к их мнению. Люди максимально реализуют свой потенциал, при этом командное взаимодействие на высоком уровне.

3. Лидерство – это
Ответ: Положение определенной личности в группе или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение определенных целей.

4. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
Ответ: не более 12-15 человек.

5. Общая структура стратегического управления включает в себя следующие этапы:
Ответ: 1) анализ среды, 2) определение миссии и целей, 3) выбор стратегии, 4) реализацию стратегии, 5) осуществление контроля.

6. Основное назначение стратегического планирования:
Ответ: Стратегическое планирование – это процесс определения направления развития компании, который обычно выполняют ее руководители. Он включает в себя установление приоритетов и принятие решений о том, как будут распределяться ресурсы, в целях поддержки выработанной концепции.

7. Какие факторы внешней среды оказывают прямое воздействие на организацию?
Ответ: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, законы и государственные органы

8. Целью саморазвития личности является: «…умение определять, что конкретно хочется получить, настойчивость в достижении намеченного, доведение дела до конца…». О какой универсальной компетенции идет речь?
Ответ: умение реализовывать замыслы

9. ______________ – это изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально полезном развитии и сотрудничестве с людьми». Вставьте пропущенное слово
Ответ: личностный рост ИЛИ личностно-профессиональное развитие менеджера как эффективного руководителя.

10. Охарактеризуйте демократический стиль руководства
Ответ: руководитель обычно советуется с подчиненными, используя их компетентность по специальным вопросам; стиль предполагает применение коллегиального метода принятия решений и характеризуется не навязыванием собственной воли руководителя подчиненным.



20. Бизнес-аналитик в команде и технический лидер не могут найти общий язык и постоянно конфликтуют, обвиняя друг друга в некомпетентности. Аргументы для подтверждения своей точки зрения есть у обоих, личной неприязни до этого проекта не было замечено. Что можно сделать, чтобы уменьшить вероятность такой ситуации?
Ответ: Можно провести структурные изменения (поменять структуру команды) ИЛИ Можно более четко разграничить и прописать конкретные функции каждого исполнителя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса:
Перечень вопросов:
1. Основные понятия и определения маркетинга
2. Специфика маркетинга услуг
3. Основные маркетинговые концепции. История возникновения
4. Маркетинговая стратегия
5. Разработка интегрированного маркетингового комплекса
6. Управление маркетинговой деятельностью
7. SWOT-анализ, методика проведения
8. Планирование маркетинга
9. Организация маркетингового отдела
10. Контроль маркетинга
11. Сущность и содержание маркетинговых исследований
12. Методологические основы маркетинговых исследований
13. Экспертные оценки, как источник маркетинговой информации
14. Метод фокус-групп в маркетинговых исследованиях
15. Анализ внутренней и внешней среды маркетинга
16. Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка
17. Оценка конъюнктуры рынка
18. Определение емкости рынка
19. Структура туристкого продукта
20. Позиционирование товара(услуги)
21. Жизненный цикл товара
22. Конкурентная среда туристского предприятия
23. Бенчмаркетинг
24. Сегментация, как средство выбора наиболее перспективного целевого рынка
25. Модель покупательского поведения
26. Личностные характеристики, влияющие на покупательское поведение
27. Типы поведения потребителей при принятии решения о покупке
28. Стимулирование сбыта как средство воздействия на рынок
29. Организация маркетинга на туристском предприятии
30. Личная продажа, процесс, основные технологии.
31. Сетевой маркетинг, история развития, состояние на сегодня.
32. Основные ошибки маркетинга
33. Цена и ценообразование в комплексе маркетинга
34. Реклама и связи с общественностью
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Комарова Л. К., Феденева И. Н., Нехорошков В. П. ; Отв. ред. Нехорошков В. П. МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Шифрин, Марк Борисович Стратегический менеджмент:: Учебник для вузов/ Москва : Юрайт,, 2021 https: //urait.ru/bcode/472425 (дата обращения: 25.03.2021).
Л1.3 Отв. ред. Афанасьев В. Я. ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Астахова Н. И., Москвитин Г. И. ; Под общ. ред. Астаховой Н.И., Москвитина Г.И. МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник для прикладного бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 компьютерная справочная правовая система "Консультант плюс" www.consultant.ru/
Э2 Курс в moodle "Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся по всем видам учебной работы
Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Маркетинг и менеджмент санаторно-курортных услуг»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Маркетинг и менеджмент санаторно-курортных услуг» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Менеджмент в туризме» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, о делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.


8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.