МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оздоровительные технологии в санаторно-курортном деле

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильМенеджмент санаторно-курортного дела
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_Сервис_МСКД-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Игнатенко М.Н.;

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Оздоровительные технологии в санаторно-курортном деле

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 518)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 02.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 02.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.

Целью освоения учебной дисциплины «Оздоровительные технологии в санаторнокурортном деле» является сформирование системы знаний по курортологии,
рекреационным услугам как совокупности видов деятельности в сфере организации
оздоровления, лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных
лечебных ресурсов
Задачи дисциплины:
− рассмотреть рекреационную сущность санаторно-курортного дела, основы
лечения, реабилитации и профилактики на курортах и в оздоровительных центрах;
− ознакомить студентов с основными природными лечебными ресурсами и их
использованием на курортах;
− сформировать у студентов знания, умения и навыки по использованию
современных оздоровительных технологий (фитнес, веллнес, СПА) в рекреационной и
курортной практике изучаемых вопросов, для достижения учебно-профессиональной цели
студента.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен разрабатывать проекты для предприятий санаторно-курортного комплекса с применением систем информационного моделирования и проектирования
ПК-4.1 Знает основные процессы проектирования проектов для предприятий санаторно-курортного комплекса с применением систем информационного моделирования и проектирования
ПК-4.2 Умеет составлять проектную документацию для предприятий санаторно-курортного комплекса с применением систем информационного моделирования
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта.
Основные процессы проектирования проектов для предприятий санаторно-курортного комплекса с применением систем информационного моделирования и проектирования

3.2.Уметь:
3.2.1. Формировать план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывать и координировать работу участников проекта; представлять результаты проекта в различных формах.
Составлять проектную документацию для предприятий санаторно-курортного комплекса с применением систем информационного моделирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности функционирования курортно-рекреационных систем.Рекреационная сущность курортного дела
1.1. Введение в дисциплину.Терминалогический аппарат. Состав и структура санаторно-курортного дела Лекции 2 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Природные лечебные ресурсы Практические 2 2 Л2.3, Л1.2
1.3. Составление биоклиматического паспорта курортов. Лекции 2 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.4. Виды и источники загрязнения природных лечебных факторов. Практические 2 2
1.5. Зоны охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей, лечебных местностей и курортов Практические 2 2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.6. Функциональное зонирование территории здравниц и курортов Лекции 2 1 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.7. Выделение лечебной, хозяйственной и селитебной зонОбязательные правила формирования зон и размещения в них хозяйственных и иных объектов. Понятия «курортная зона», «курортная агломерация». Практические 2 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.8. Оценка курортно-рекреационных ресурсов и установления границ курортно-рекреационного района Лекции 2 1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.9. Определение емкости рекреационной системы в курортном районе. Функциональное зонирование территории района. Архитектурно-планировочная организация курортных районов в различных природных условиях (приморских, озерно-речных и горных районах). Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.10. Медицинские услуги. Использование природных лечебных факторов. Постановка лечебного процесса на курортах. Сущность санаторнокурортного режима. Диетическое питание Лекции 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.11. Лечебные и рекреационные услуги на курортах Лекции 2 2
1.12. Современные оздоровительные технологии и программы Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.13. Современные оздоровительные услуги Лекции 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.14. Основные тенденции развития индустрии оздоровительных услуг: внедрение различных методик и процедур Практические 2 4 Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.15. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к экзамену Сам. работа 2 51 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Экзамен

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11008
Оздоровительные технологии в санаторно-курортном деле
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК -4: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ВОПРОСЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Законодательное регулирование санаторно-курортного лечения осуществляется:
а) военным кодексом РФ;
б) гражданским кодексом РФ;
в) земельным кодексом РФ;
г) транспортным кодексом РФ;
д) уголовным кодексом РФ
Компонентом санаторно-курортного комплекса является:
а) агентство;
б) компания;
в) рынок;
г) учреждение;
д) фонд
Курортология в РФ это:
а) подраздел национальной системы здравоохранения;
б) подраздел национальной системы землепользования;
в) раздел национальной системы здравоохранения;
г) раздел национальной системы землепользования; раздел национальной системы обороны
Глубина проникновения в кожу лазерного излучения в красной части спектра составляет:
а) 1 мм — 1 см;
б) 1-2 см;
в) 10 см — 15 см;
г) 3-4 см;
д) 8-10 см
Санаторно-курортное лечение показано при:
а) психических расстройствах и расстройствах поведения, вызванных употреблением психоактивных веществ;
б) эпилепсии с ремиссией менее 6 месяцев (для санаторно-курортных организаций не психоневрологического профиля);
в) эпилепсии с текущими приступами, в том числе резистентная к проводимому лечению;
г) язвенной болезни желудка
Санаторно-курортное лечение противопоказано при:
а) глаукоме;
б) кахексии;
в) паразитарных заболеваниях;
г) туберкулезе любой локализации в активной стадии (для санаторно-курортных организаций нетуберкулезного профиля)
От какой болезни на курортах используют кумыс:
а) заболеваний почек и мочевыводящих путей,
б) заболеваний органов пищеварения и нарушений обмена веществ,
в) больных туберкулезом.
По характеру природного фактора, какие бывают курорты:
а) климатолечебные, основными лечебными факторами, которых являются различные составляющие
б) климата(равнинные, степные, пустынные, горные, приморские и прочие);
в) бальнеолечебные, основным лечебным фактором которых является минеральная вода различных типов;
г) грязелечебные, основным лечебным фактором которых является грязь различных типов;
д) смешанные, располагающие комплексом лечебных факторов;
е) все ответы верны.
Выделяют курортные режимы
а) тренирующий;
б) щадящий;
в) слабый;
г) тонизирующий.
По степени лечебной эффективности природных лечебных факторов, уровню их освоенности и благоустройства курорты подразделяют на:
а) курорты федерального значения,
б) курорты регионального значения,
в) курорты местного значения,
г) все ответы верны.
Какие виды курортной терапии осуществляются на бальнеолечебных курортах?
а) электромагнитное воздействие;
б) пелоидотерапия;
в) орошения;
г) ванны.
Оценка результатов санаторно-курортного лечения фиксируется термином
а) «без улучшения»;
б) «ухудшение»;
в) «без изменений»;
г) «улучшение».
Противопоказанием к гелиотерапии является
а) хроническая обструктивная болезнь легких;
б) остеохондроз позвоночника с корешковым синдромом в острой фазе;
в) хронический отит;
г) вялотекущий туберкулез легких.
К методике какого курортного лечения относится гимнастика, массаж, тренажерный зал, шейпинг, массаж; проводится ЛФК по специально разработанной программе
а) шунгитотерапия
б) рефлексотерапия
в) кинезотерапия
Что такое гирудотерапия, это:
а) эффективное лечение пиявками большого спектра заболеваний,
б) представляет собой аналог грязелечения с использованием редких минералов, добываемых в марциальных водах,
в) методика традиционной медицины, позволяющая эффективно дополнить фармакотерапию и физиотерапию.

ВОПРОСЫ ОТКРЫТОГО ТИПА
1 Санаторно-курортная карта является годной в течении … месяцев. (12)
2 Наука, изучающая природные лечебные факторы, их воздействие на организм и разрабатывающая методы и организационные формы их использования для лечения и профилактики как на курортах, так и во внекурортных лечебно-профилактических учреждениях (курортология)
3 Освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (курорт)
4 Природные факторы, используемые в лечебных и профилактических целях (природные лечебные ресурсы)
5 Стратегической задачей развития РФ является снижение показателей… (смертности).
6 Совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению профилактики заболеваний, лечению и реабилитации больных на основе использования природных лечебных ресурсов, изучения их свойств и механизма действия, комплекс мероприятий по организации, строительству, управлению курортами, обеспечению лечения и культурно-бытового обслуживания граждан, эксплуатации и охране природных лечебных ресурсов и санитарной охране курортов (курортное дело)
7 ФЗ-132 от 24.11.1996 – это базовый закон, регулирующий: (туристскую деятельность)
8 Для больных с поражениями центральной нервной системы срок, рекомендованный для пребывания в санатории, составляет … суток (45).
9 Как называется лечение при помощи нагретого песка (псаммотерапия).
10 Согласно официальному, законодательно закрепленному определению … - это совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов (курортное дело)
11 Наука, раздел метеорологии, изучающая климат - совокупность погодных характеристик за многолетний период, свойственных определённому месту или Земному шару в целом.(климатология)
12 Наука о солнце, использование солнечных лучей в лечебных и оздоровительных целях (гелиология)
13 На … курорты в основном приезжают люди с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой и нервной системы, опорно-двигательного аппарата и др. (бальнеологические)
14 Оздоровительные технологии — это метод воздействия на человека с целью проведения эффективных мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление… (здороья)
15 Официальный документ, в который записываются назначенные лечебные процедуры, отметки о проведенном лечении и иные назначения в санаторно-курортной организации – это (санитарная книжка)
16 Санаторно-курортная карта оформляется по форме (072/у-04)
17 Справка для получения путевки в санаторий оформляется по форме (070/у-04)
18 Сложные растворы, в которых компоненты находятся в виде ионов недиссоциированных молекул, коллоидных частиц и растворенных газов; они содержат те же вещества, которые присутствуют в организме человека, и их целебное действие состоит в восполнении нарушенного равновесия – это… (минеральные воды)
19 К методике какого курортного лечения относятся: электрофорез, ультразвукотерапия и фонофорез, диадинамотерапия, аплипульстерапия, дарсонвализация, УВЧ-терапия, СВЧ-терапия, индуктотермия, магнитотерапия, местное ультрафиолетовое облучение, электросон, вакуумный массаж, пневмомассаж, сухие углекислые ванны, баротерапия (барокамера), лазеротерапия, ингаляция лекарственных препаратов (физиотерапия)
20 К методике какого курортного лечения относятся: ванны вихревые, жемчужные, хвойные, морские, ароматические, гидромассаж и подводный массаж; душ циркулярный, веерный, Шарко.(гидротерапия)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий,"удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Устный экзамен.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
1. Курортное дело и курортология, основные задачи, направления.
2. Место санаторно-курортного комплекса в системе оказания услуг населению Российской Федерации.
3. Этапы оздоровления и лечения в Российской Федерации.
4. Особенности организации курортного дела в России и за рубежом.
5. Реабилитация, цели, задачи, значение в условиях курорта.
6. Рекреация: понятие, особенности в условиях курортного оздоровления, основные задачи.
7. История зарождения основ использования естественных сил природы в первобытном и рабовладельческом строе.
8. Формирование принципов защиты природно-климатических факторов и их использование в оздоровительных целях в античном мире.
9. Особенности развития курортного дела в Европе и Азии.
10. Формирование первых «народных» курортов и их упадок в период Средневековья. Новый этап развития курортов в Европе.
11. Роль Петра I в развитии курортного дела в России.
12. История российских курортов в начале XX в. и в период до 1914 г.
13. Развитие курортов в годы Великой Отечественной войны и в период послевоенного восстановления и развития народного хозяйства.
14. Советский этап развития курортного дела.
15. Современный этап развития курортного дела, характеристика, особенности.
16. Минеральные воды, происхождение, использование в оздоровительных целях.
17. Лечебные грязи, происхождение, классификация. Особенности применения.
18. Климатотерапия, классификация, общие принципы действия, организация в условиях курортного оздоровления.
19. Климат, погода, медицинская климатология, механизм действия погодных факторов на организм.
20. Аэротерапия, виды, механизмы действия, использование в санаторно-курортном оздоровлении, особенности дозирования.
21. Гелиотерапия, механизм действия, принципы организации в теплый и холодный период года.
22. Основы взаимодействия организма с физическими факторами.
23. Применение редких и нетрадиционных методов лечения.
24. Гидротерапия, механизм действия, показания, противопоказания.
25. Особенности использования механического фактора пресной воды в лечебно-оздоровительных целях.
26. Типы и виды рекреационно-реабилитационных учреждений.
27. Лечебно-оздоровительный процесс на курорте, методы, принципы, особенности.
28. Организация работы санатория. Основные службы санаторно-курортных учреждений, технологические схемы жизнеобеспечения, оздоровления, развлечений.
29. Особенности организации службы питания в санаторно-курортных учреждениях. Понятие о диетотерапии.
30. Организация активного отдыха на курорте, виды, значение.
31. Лечебная физкультура и спортивно-массовая работа в условиях санатория.
32. Организация досуга и развлечений на курорте.
33. Понятие об анимационной деятельности.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.В. Каменец, И.А. Урмина, Г.В. Заярская Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/B19B1692-CC74-4024-8ED2-0F7C4EF41DB7
Л1.2 Урмина И.А., Заярская Г.В., Каменец А.В. - под науч. ред. ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каменец А. В., Кирова М. С., Урмина И. А. ; Под общ. ред. Каменца А.В. МОЛОДЕЖНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Орлова Э.А., Каменец А.В., Урмина И.А. ПРАКТИКУМ "СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ" 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Каменец, А. В Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Организация и планирование деятельности предприятия сферы сервиса" portal.edu.asu.ru
Э2 образовательная платформа Юрайт urait.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Методические указания обучающимся при подготовке к практическим занятиям
Подготовка студентов к практическому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.