МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация лечебно-оздоровительного туризма и SPA

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильМенеджмент санаторно-курортного дела
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_Сервис_МСКД-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Игнатенко М.Н.

Рецензент(ы):
Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация лечебно-оздоровительного туризма и SPA

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 43.04.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 518)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 02.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 02.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины лечебно-оздоровительный туризм является ознакомление студентов с основными принципами в развитии курортного дела в РФ и направлениями здоровительного туризма, подготовка будущих специалистов к проведению самостоятельных конкретных исследований в сфере социально - культурного сервиса и туризма, которые могут иметь как практическое, так и теоретическое значение.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен планировать и управлять изменениями в деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса
ПК-2.1 Знает основные методы планирования и управления предприятиями санаторно-курортного комплекса
ПК-2.2 Умеет проводить анализ процессов предоставления услуг на предприятиях санаторно-курортного комплекса
ПК-2.3 Владеет методами управления изменениями в деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методы планирования и управления предприятиями санаторно-курортного комплекса

3.2.Уметь:
3.2.1.проводить анализ процессов предоставления услуг на предприятиях санаторно-курортного комплекса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами управления изменениями в деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса
Демонстрирует знания основ физической культуры и здорового образа жизни; применяет умения и навыки в работе с дистанционными образовательными технологиями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация лечебно -оздоровительного туризма
1.1. Организация лечебно оздоровительного туризма Лекции 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.2. Зарождение и развитие оздоровительного туризма в мире и России. Основные периоды развития оздоровительного туризма. История развития оздоровительного туризма в России. Развитие оздоровительного туризма в регионе. Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.3. Теоретические основы проектирования, организации, реализации стратегий и программ для реализации туристского продукта оздоровительного туризма Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.4. Составление программы обслуживания и другой технологической документации оздоровительного тура Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.5. Составление программы обслуживания и другой технологической документации оздоровительного тура Сам. работа 2 14 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.6. Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека Лекции 2 1 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.7. Анализ основных теоретических и практических направлений и проблем взаимодействия предприятий рекреационно-оздоровительного комплекса и потребителей Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.8. Подготовка мультимедиа проекта о развитии оздоровительного туризма Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.9. Составление программы обслуживания клиентов в лечебно-оздоровительном комплексе Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Организация SPA
2.1. Индустрия SPA: история и современное состояние. Концептуальные модели SPAбизнеса. Особенности организации SPA-бизнеса в России. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.2. Анализ услуг, предлагаемых отечественными SPAцентрами. Характеристики потребителей, пользующихся SPAуслугами Практические 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.3. Организационные формы и механизмы управления SPA-центром Лекции 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.4. Критерии эффективности функционирования SPA-комплекса Практические 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.5. Техническое оснащение SPA-комплекса. Технологический цикл обслуживания потребителя в SPA-комплексе. Лекции 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.6. Принципы выбора оборудования для SPA-комплекса. Категории персонала, занятого в оказании SPAуслуг. Практические 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.7. Характеристика основных видов технологического оборудования SPA- комплексов Сам. работа 2 14 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.8. Подготовка к экзамену Сам. работа 2 9 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11005
Организация лечебно-оздоровительного туризма и SPA
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК -2: Способен планировать и управлять изменениями в деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Правила медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение должны знать:
а) врачи участковые;
б) врачи общей практики;
в) врачи-физиотерапевты;
г) участковые педиатры.
Среди курортологов советского периода развития курортов известны все перечисленные, кроме:
а) Лозинского А. А.;
б) Мезерницкого П. Г.;
в) Щербака А. Е.;
г) Александрова В. А.;
д) Лазарева П. П.
В дореволюционной России были известны все перечисленные курорты, кроме:
а) Кавказских минеральных вод;
б) Марциальных вод;
в) Липецких минеральных вод;
г) Одесского грязевого курорта;
д) Аршана.
Законодательное регулирование санаторно-курортного лечения осуществляется:
а) федеральным законом РФ о благополучии человека; федеральным законом РФ о защите прав потребителей;
б) федеральным законом РФ о правах потребителей;
в) федеральным законом РФ о природных ресурсах;
г) федеральным законом РФ о стратегическом развитии.
Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь следующее значение:
а) второстепенное;
б) местное;
в) первостепенное;
г) региональное;
д) федеральное.
Санаторно-курортное лечение включает в себя
а) диагностические методы обследования;
б) лечение заболеваний;
в) медицинскую помощь;
г) профилактику заболеваний;
д) санитарно-противоэпидемические мероприятия
Важнейшими центрами лечения минеральными водами в Европе являются:
а) Виши, Карловы Вары, Баден-Баден;
б) Виши, Канны, Сопот;
в). Карловы Вары, Коста Брава, Коста-дель-Соль.
Какие существуют типы санаториев для взрослых:
а) Для больных туберкулезом легочной и внелегочной локализации.
б) Кардиологические - для лиц с заболеваниями органов кровообращения,
в) Для лечения заболеваний органов пищеварения и нарушений обмена веществ.
г) Лечение опорно-двигательного аппарата.
д) Неврологические санатории.
е) Урологические санатории - для лечения заболеваний почек и мочевыводящих путей нетуберкулезной этиологии.
ж) Для лечения профессиональных заболеваний.
з) Многопрофильные санатории.
и) Все ответы верны.
В каком перечне есть не относящееся к баням понятие?
а) Офуро, фурако, хаммам, рассул;
б) Сауна, русская баня, римская парная, фитобочка;
в) Термариум, кальдариум, тепидариум, флотариум.
На какие чувства происходит комплексное воздействие в ходе спа-процедур?
а) Зрение, осязание, интуиция, обоняние;
б) Слух, зрение, обоняние, осязание, вкус;
в) Слух, обоняние, чувство прекрасного.
Чем отличается инфракрасная сауна от финской?
а) В финской сауне воздух прогревается, а в инфракрасной – нет;
б) Они делаются из разных пород дерева;
в) Финская сауна больше по площади.
Что является абсолютным противопоказанием к парению в финской сауне?
а) Артериальная гипертония;
б) Бронхиальная астма;
в) Острая вирусная инфекция.
Индустрия здоровья принимает непосредственное участие в создании продукта:
а) валового внутреннего
б) национального
в) оба ответа верны.
Выберите верный ответ понятию терренкуры:
а) лечение продуктами пчеловодства
б) дозированные маршруты движения на курорте
в) морские купания.
Верно ли, что апитерапия – это лечение продуктами пчеловодства.
а) Да
б) Нет
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Регулярное оздоровление в санаторных условиях позволяет увеличить продолжительность жизни людей от … до 15 лет. (3)
2. Санаторно-курортное лечение осуществляется в санаторно-курортной организации, которая называется… (санаторий)
3. Система сертификации объектов туристкой индустрии известна как система: (звездности)
4. Туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий – это (Туристская деятельность).
5. Назовите страну, в развитии древней медицины которой большую роль сыграли: лечение глазных и кожных болезней, бальзамирование и применение природных лекарственных средств и ароматических масел: (Египет)
6. В каком году открывается курорт в городе Соль-Илецк, в 70 км от Оренбурга, с водогрязелечебницей: ( 1877)
7. Верно ли, что курортология - это медицинская научная дисциплина, изучающая целебные свойства природно-климатических и преформированных физических факторов, характер их действия на организм человека, возможности их использования для лечения и профилактики заболеваний, а также с целью оздоровления. (да)
8. Совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов) – это… (курортный фонд РФ)
9. Для чего применяются полные обертывания водорослями в СПА? (детоксикации)
10. Как расшифровывается аббревиатура SPA? ( Sanitas Per Aqua)
11. Какая процедура в спа-программе должна проводиться первой? (скрабирование)
12. Какой вид бани наиболее безопасен для беременных женщин? (Хаммам)
13. Какой способ хранения банных веников наиболее оптимален? (Заморозка)
14. На территории какого современного государства появились первые прообразы СПА? (Италия)
15. … туризм, основной целью которого является закупка медицинских услуг и других медицинских вмешательств.( медицинский)
16. Когда был создан Бальнеологический институт: ( 1920)
17. Верно ли, что курортам федерального значения относятся:
города-курорты Черноморского побережья Краснодарского края, Кавказских Минеральных Вод, Нальчик, Сергиевские Минеральные Воды, Белокуриха, курортная зона Санкт-Петербурга на побережье Финского залива, приморские курорты Калининградской области.(да)
18. Верно ли, что курорты регионального значения определяют органы местного самоуправления в благоприятных ландшафтных и микроклиматических условиях вблизи крупных городов и промышленных зон.(да)
19. Правда ли, что эстетотерапия эффективна для борьбы со стрессом, позволяет наполнить человека ощущением полноты духа, спокойствия и гармонии (да)
20. Как называется специальная программа, предполагающая подбор продуктов питания со сниженным содержанием холестерина и калорийности, дающая возможность нормализовать массу тела (диетотерапия)
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий,
"удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий,
"неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Рекреационный (оздоровительный) туризм. Задачи и средства рекреационного туризма.
2. Формы и системообразующие факторы рекреационного туризма.
3. Лечебный туризм как направление туристской деятельности.
4. Ресурсная составляющая лечебного туризма. Курортные факторы как ресурсная основа организации лечебного туризма.
5. Минеральные источники, их типы и паспортизация.
6. Лечебные грязи, понятие и их типы.
7. Инфраструктурная составляющая лечебного туризма.
8. Лечебно-оздоровительные и туристские учреждения на курорте: санатории, санатории-профилактории, курортная поликлиника, пансионат, дом отдыха, турбазы. Амбулаторно-курортное лечение на курортах.
9. Организация работы санатория, его хозяйственная структура.
10. Порядок отбора и направления лиц на санаторно-курортное лечение.
11. Общие противопоказания для направления на санаторно-курортное лечение.
12. Методы курортного лечения природными лечебными факторами.
13. Методы курортного лечения преформированными факторами, их основные виды.
14. Диетотерапия, ее принципы и организация на этапе санаторно-курортного лечения.
15. Анимационно-досуговая деятельность на курортах.
16. СПА-технологии в лечебном туризме.
17. Функции управления в санаторно-курортных учреждениях (планирование, организация, мотивация, контроль, координация).
18. Типовая организационная структура санатория.
19. Ведущие федеральные курорты РФ. Место нахождения, уникальность, лечебный профиль (Марциальные Воды, Сергиевские Минеральные Воды, Белокуриха, Соль-Илецк, Шмаковка, Анапа, Большой Сочи, Кавказские Минеральные Воды: Кисловодск, Железноводск, Ессентуки, Пятигорск, курорты Калининградской области).
20. Ведущие курорты зарубежья (Болгарии, Австрии, Венгрии, Мертвое Море, Германия - Баден-Баден, курорты Средиземноморья – Италия, Испания, Турция).
21. Правовое регулирование отношений в санаторно-курортной сфере. Концепция государственной политики развития курортного дела в РФ.
22. Лицензирование, сертификация, стандартизация санаторно-курортных услуг.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.С. Барчуков Санаторно-курортное дело: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Максимовская, О. А. История курортного дела и спа-индустрии : учебное пособие для вузов / О. А. Максимовская. : Москва : Издательство Юрайт,, 2022 https://urait.ru/bcode/492961
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федотов, Юрий Николаевич Спортивно-оздоровительный туризм: учеб. для вузов Изд-во Советский спорт, 2003
Л2.2 Сухов Р. И. Организация туристской деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Кусков А.С., Лысикова В. Курортология и оздоровительный туризм: учеб.пособие Феникс, 2004 г.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Лечебно-оздоровительный туризм" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Программное обеспечение и интернет-ресурсы
1. http://www.rostourunion.ru/–сайт Российского союза туриндустрии, крупнейшего отраслевого объединения, в которое входят туроператоры, турагентства, гостиницы, санаторно-курортные учреждения, транспортные, страховые, консалтинговые, IT-компании, учебные заведения, СМИ, общественные и иные организации в сфере туризма.
2. http://www.ratanews.ru/hotels/–«RATA-news Hotel & Resort»–еженедельное электронное приложение к RATA-news. Посвящается гостиничному и курортномубизнесу, рассчитано на специалистов индустрии гостеприимства
–тех, кто интересуется гостиничным хозяйством в России и за рубежом, менеджментом отелей, санаторно-курортным комплексом, поставщиками услуг, инвестиционными проектами.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.